Что можно рассказать о фгос в доу. «внедрение фгос в доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края

Выступление на родительском собрании

Тема: «Внедрение ФГОС в ДОУ».

(Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт в Дошкольном Общеобразовательном Учреждении).

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Багдасарова Ирина Александровна

Цель: Знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

Задачи:

  • дать представление о том, что такое ФГОС;
  • в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
  • показать родителям презентацию преимущества.

Уважаемые родители!!!

Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ

Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его называют « Стандарт второго поколения»?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
  • 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.

ФГОС включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Программа

Образовательная деятельность- 60%.

Дополнительная деятельность -40%.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.

В-третьих , плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.

Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.

Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательно развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

  • Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • Любознательность;
  • Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Развитая крупная и мелкая моторика;
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:


- Содержательная насыщенность

Трансформируемость

Полифункциональность

Вариативность

Доступность

Безопасность

Требования к финансовым условиям

Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов:

Расходы на оплату труда

Расходы на средства обучения и воспитания(учебное издание, дидактические, аудио и видео материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги связи в т.ч. интернет)

Расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом , новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

  1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
  3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
  4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
  6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями. Спасибо за внимание!!!

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию" .

С чем связано введение ФГОС ДО?

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких "стандартных" рамках.

Для кого написан ФГОС, с какой целью?

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
-повышение социального статуса дошкольного образования;
-обеспечение государством равенства возможносте для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Какие задачи дошкольного образования решает ФГОС?

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.
Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения ДО:
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. Способность выбирать себе род занятий;
3. Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
4. Обладание чувством собственного достоинства;
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам;
8. проявление творческих способностей;
9. Способность контролировать свои движения;
10. Способность к волевым усилиям;
11. Проявление любознательности;
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию;
13. Способность к принятию собственных решений.
таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание, охрану и укрепление их здоровья.

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей(законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создать условия для участия родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственноов образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

Задачи:

  • дать представление о том, что такое ФГОС;
  • в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
  • показать родителям презентацию преимущества.

Уважаемые родители,

— Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ

Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его называют «Стандарт второго поколения»?

— В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
  • 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство — это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.

ФГОС включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Программа

Образовательная деятельность- 60%.

Дополнительная деятельность -40%.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.

В-третьих , плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность.

Деятельность — должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.

Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.

Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательно развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

  • Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • Любознательность;
  • Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Развитая крупная и мелкая моторика;
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

— И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно — подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Содержательная насыщенность

— Трансформируемость

— Полифункциональность

— Вариативность

— Доступность

— Безопасность

Требования к финансовым условиям

Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов:

— расходы на оплату труда

— расходы на средства обучения и воспитания(учебное издание, дидактические, аудио и видео материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги связи в т.ч. интернет)

— расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом , новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

  1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
  3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
  4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
  6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
  1. Введение.
  2. Требования ФГОС к дошкольному образованию.
  3. Особенности дошкольного образования на современном этапе.
  4. Тактика введения ФГОС ДОО.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

Введение.

Изменение содержания дошкольного образования в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 (далее – ФГОС дошкольного образования). Введение ФГОС вызвано тем, что впервые в российским законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне начальным общим, основным общим и средним общим образованием .

Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, который регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед руководителем ДОО стоит задача подготовить педагогический коллектив к введению ФГОС дошкольного образования. Это длительный и сложный процесс, специфику которого мы представляем в данной работе. Таким образом, мы ставим цель: рассмотрение специфики управления дошкольной организацией в условиях введения ФГОС.

– описать требования ФГОС к дошкольному образованию;

– выявить слабые и сильные стороны дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС;

– определить план введения ФГОС в ДОО.

1. Требования ФГОС к дошкольному образованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС определяет основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития;

Индивидуализация дошкольного образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых;

Поддержка инициативы детей;

Сотрудничество с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Познавательное развитие ребенка;

Возрастная адекватность дошкольного образования;

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает требования к структуре Программы и ее объему, условиям ее реализации, результатам освоения Программы.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе. Программа определяет содержание и организацию образовательной работы на уровне дошкольного образования. Формируется программа на основе психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации каждого воспитанника и определяет объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. Согласно ФГОС образовательная программа состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации образовательного стандарта. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности. Данная часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно. При разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны учитываться интересы, потребности воспитанников, родителей, педагогов. Она может быть ориентирована:

На региональный компонент, специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Интересы и потребности детей, возможности педагогического коллектива;

Сложившиеся традиции в коллективе ДОО, группы.

В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования.

Составной частью организационного раздела образовательной Программы является разработка системы сетевого взаимодействия различных учреждений и организаций. Взаимодействие образовательных организаций разных видов и типов имеет огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в дошкольном образования. При этом взаимодействующие организации взаимообогащают деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформированный комплекс учреждений, осуществляющих дошкольное образование, предполагает широкий комплекс услуг дополнительного образования детей дошкольного возраста, а также услуг по присмотру и уходу за ними как на базе традиционных дошкольных групп в дошкольных организациях, так и в группах малой наполняемости, семейных дошкольных группах.

Реализация Программы должна обеспечить развитие личности в различных видах деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости. Социально-коммуникативное развитие дошкольника предполагает формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу сверстников. Освоение названной образовательной области направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Необходимо формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и других людях, окружающем, свойствах и отношениях объектов окружающего мира. К числу таких представлений относятся: представления о цвете, форме, величине, материале, звучании, ритме, темпе, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях. Детям дается представление о малой родине и отечестве, о культурных традициях, праздниках, о планете Земля, особенностях природы, многообразии стран и народов на планете.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; формирование всех сторон речи: диалогической и монологической; звуковой культуры и интонационной выразительности речи. Данная образовательная область предполагает развитие речевого творчества детей, знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Ставится задача становления эстетического отношения к окружающему миру, формирования представлений о видах искусства. Предполагается развитие восприятия музыкальных, литературных и фольклорных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие гибкости, координации, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Предполагается выполнение упражнений на развитие равновесия, координации движений, развитие крупной и мелкой моторики рук. Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) должны происходить правильно, без нанесения вреда организму. У детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, происходит освоение игр с правилами, становление саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере. У дошкольников воспитываются ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательско-исследовательской деятельности – сквозных механизмах развития ребенка.

Стандарт определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен определять сам род занятий;
  • активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; способен сопереживать, договариваться, стремится разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других; обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям;
  • ребенок обладает развитым воображение, реализуемым в игре и других видах деятельности, умеет подчиняться правилам, различает условную и реальную ситуацию;
  • ребенок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям, может следовать принятым в обществе нормам, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поведению человека; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными культурологическими знаниями; способен к принятию собственных решений, опираясь на эти знания.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. Таким образом, задача педагогического коллектива ДОО стоит не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпа перевода его на школьное обучение, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста. Главный принцип Стандарта – сохранение самоценности и уникальности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

2. Особенности дошкольного образования на современном этапе.

Особенности современной системы дошкольного образования заключаются в том, что это - система открытая, способная к количественному и качественному обогащению, преобразованию. Современная система дошкольного образования включает

государственные, муниципальные, частные дошкольные образовательные организации .

Сильной стороной дошкольного образования на современном этапе является развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения качества и доступности. Наряду с традиционными ДОО получили развитие такие формы, как группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке, семейные группы, группы для раннего развития. На базе многих дошкольных организаций функционируют консультационные пункты, в которых педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам адаптации и развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В практике методической работы большинства ДОО имеется опыт знакомства с новыми нормативно-правовыми документами, вступающими в силу. Так, после издания приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» дошкольные организации внесли существенные корректировки в программы развития, годовые планы ДОО и планы работы педагогов. Это потребовало пересмотра, замены и частичной отмены планов, если они не соответствовали данному документу. В подобном режиме ДОО осуществляли свою деятельность в течение двух-трех лет .

Педагогические коллективы осуществляли поиск новых форм взаимодействия с семьей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется организации совместной деятельности детей и родителей с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одной из эффективных форм сотрудничества дошкольной организации и семьи являются конференции, семинары, клубы семейного общения.

Образование стало открытым к международному сотрудничеству. Интернет используется как ключ к модернизации образования.

Вместе с тем, говоря о готовности психолого-педагогических условий к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами дошкольных образовательных организаций еще недостаточно осознаны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание условий развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка. Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отношений, осуществлении индивидуального подхода в разных формах взаимодействия с детьми, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования. Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственно верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды.

3. Тактика введения ФГОС в ДОО.

Введение ФГОС дошкольного образования – длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса .

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Финансово-экономического обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании необходимо организовать в следующих направлениях.

Организационно-управленческое направление:

  • Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС. Предполагается определение функционала данной группы на основании издания приказа руководителя. Обеспечение координации деятельности по введению и реализации стандартов в ДОО, сбор информационно-аналитических материалов.
  • Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС. Ожидаемый результат: система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС.
  • Приведение локальной нормативной базы дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации стандартов дошкольного образования и достижения планируемых результатов: решения педагогического совета ДОО о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в Устав, приказы, Положения.
  • Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается получение объективной информации и готовности ДОО к переходу на ФГОС.
  • Организация блока инструктивно-методических совещаний по изучению ФГОС, что должно способствовать осмыслению содержания ФГОС.
  • Использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
  • Организация процесса разработки образовательной программы в соответствии примерными образовательными программами. Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
  • Разработка Положения о результатах освоения ООП.
  • Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
  • Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО: дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС.
  • Мониторинг введения ФГОС, предполагающий диагностические материалы.
  • Организация отчетности по введению ФГОС .

Кадровое обеспечение внедрения ФГОС.

Включает следующие мероприятия:

  • Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС дошкольного образования.
  • Разработка плана методического сопровождения педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования.
  • Создание условий для прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования. Предполагается повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС.
  • Создание творческих групп педагогов по вопросам, связанным с введением ФГОС.
  • Определение наставников для молодых педагогов в ДОО.
  • Участие педагогических работников ДОО в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам введения стандартов дошкольного образования.
  • Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в течение учебного года. Ожидаемый результат: поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС ДО .

Создание материально- технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования.

Предполагает следующие мероприятия:

  • Мониторинг соответствия материально-технического обеспечение ДОО требованиям ФГОС дошкольного образования.
  • Обновление оснащенности педагогического процесса ДОО в соответствии с требованиями Стандарта на основе определения необходимых изменений.
  • Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.
  • Методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами. Предполагается оснащение необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой.
  • Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога.
  • Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Создание организационно - информационного обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования может включать:

  • Размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС, что будет способствовать информированию общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС.
  • Обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС, включая публичный доклад заведующего ДОО раздела, отражающего ход введения ФГОС.
  • Проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС дошкольного образования.
  • Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на ФГОС.
  • Подготовка публикаций из опыта работы ДОО .

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС включает:

  • Учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с целью эффективного планирования расходов средств муниципального и регионального бюджетов.
  • Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предполагающий корректировку и выполнение государственных (муниципальных заданий).
  • Реализация методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС дошкольного образования; получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг .

Заключение

Адаптация педагогического процесса к современным требованиям заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективном анализе их хода и результатов. Адаптация педагогического процесса заключается в том, что он воспринимается как образовательный процесс, который:

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Строится с учетом целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную их деятельность .

Опыт и тенденции развития системы дошкольного образования в Российской Федерации, а также запросы населения показывают, что наиболее востребованным остается традиционный детский сад 10-12-часового пребывания, в котором дошкольное образование сочетается с присмотром и уходом за детьми. Программа развития дошкольного образования предусматривает, что архитектура и инфраструктура детства проектируются как развивающиеся среды с учетом психолого-возрастных закономерностей развития детей. Необходимо создание новых архитектурных проектов, обеспечивающих многофункциональность зданий и помещений ДОО, комфортность и безопасность развивающей среды для детей, возможности для их всестороннего развития.

Список литературы

1. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] // К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3.- С.4-13.

2. Волошина, Л.Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] // Л.Н.Волошина, Л.В. Серых // Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 32-37.

3. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О.В.Дыбина- М, 2012. – 145 с.

4. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград, 2013. – 143 с.

5. Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р.В. Микляева. – М., 2013 – 123 с.

6. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013 – 128 с.

7. Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации. Диагностические материалы, задания и упражнения. [Текст] / сост. Т.Д. Пашкевич. - Волгоград, 2012. – 149 с.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Департамент общего образования) от 28 февраля 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»: http://www.rg.ru/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Обутверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

10. Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3-с.6-19.

11. Федина,Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона»Об образовании в Российской федерации [Текст]// Н.В.Федина// Справочник старшего воспитателя, - 2014.-№1- С.5-7.

12. Федина Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона «Об образовании в Российской федерации [Текст] // Н.В.Федина // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №2 - С.4-6.

13. Шилкина, М.А. Современное негосударственное дошкольное образование: возможности и результаты [Текст] // М.А. Шилкина // Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 24-32.

Нравится 1 Плохо 0