Осваивает новые навыки течении. Секреты успешного освоения любого навыка

Мы подобрали 10 книг, благодаря которым вы сможете овладеть новыми умениями за каких-то 30 дней.

1. «Скорочтение», Питер Камп

Кажется, читать по книге в день - это нереально. Но с методикой Кампа любому человеку под силу научиться читать как минимум в три раза быстрее. Всё гениальное просто: суть методики Кампа в том, что рука используется как индикатор скорости чтения. Всего на курс потребуется шесть недель.

И если, поскольку большинство новичков не пострадают во время занятий, у вас будет деревянная отделка и без необходимости покупать это умение. Кроме того, вы можете себе представить, что вы можете, как хороший учитель, также легко продать обучение той же модели в торговле навыками.

Каждый из нас неоднократно слышал, что в более позднем возрасте больше не может много узнать. Предположительно, наши мозги не поглощают определенные сообщения. Мы убеждены, что после пересечения магической границы мы больше не будем изучать новый язык, мы не будем приобретать новые навыки. Эти мифы опровергнуты профессором психологии Рейчел Ву из Калифорнийского университета в Риверсайд.

2. «Как привести дела в порядок», Дэвид Аллен


Овладев принципами методики GTD, вы научитесь управлять своими делами и заканчивать их вовремя, не испытывая никакого беспокойства. GTD применима и на работе, и в быту.

Если вы никогда не слышали про систему GTD, прочитайте инструкцию для новичков. А тем, кто уже слышал, но не представляет, как применять принципы продуктивной работы на практике, советуем не откладывать чтение главной книги Аллена.

Профессор Ву говорит, что в процессе жизни мы переходим от периода широкого обучения, когда в детстве мы приобретаем много разных навыков, учимся специализированным, когда начинаем работать и становимся специалистами в определенной области. Это изменение приводит, по словам Ву, к первоначальному снижению когнитивных способностей.

Это может касаться областей иностранцев, а также иностранных территорий и тех, в которых мы специализируемся. Ученый утверждает, что мы должны считать это одним из этапов нашего когнитивного развития, не говоря уже о том, что мы больше не можем изучать некоторые вещи. Если мы изменим наш подход таким образом, мы сможем разработать новую тактику, которая значительно расширит наши познавательные навыки и улучшит качество нашей пожилой жизни. По мнению ученого, особенно важно принять широкую стратегию обучения, которая помогает детям развиваться.

3. «Иностранный для взрослых», Роджер Крез, Ричард Робертс


Конечно, выучить за месяц в совершенстве любой иностранный язык - задача неподъёмная. Но в этой книге вы и не найдёте грамматики каких-то конкретных языков.

Психологи-когнитивисты Роджер Крез и Ричард Робертс рассказывают про основные подходы к изучению языков в зависимости от возраста и особенностей памяти. А также рассказывают, как сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Ву и ее коллеги упоминают шесть факторов, которые характеризуют эту стратегию. Это: открытый ум и обучение, приобретая новые навыки, узоры, выходящие за пределы нашей специализации и выходящие из нашей собственной зоны комфорта; индивидуальный режим обучения, постоянный доступ к учителям и наставникам, обеспечивающим образование; настойчивость, уверенность в том, что обучение совершенствует; имея дело с неудачами, то есть признавая, что мы можем ошибаться, нам это не удастся; обязательство или постоянное совершенствование навыков, не уступающее невзгодам; одновременное приобретение множества различных навыков.

4. «Автор, ножницы, бумага», Николай В. Кононов


Главный редактор издания «Секрет фирмы» и автор книг «Код Дурова» и «Бог без машины» делится своим 14-ступенчатым методом, который помогает новичкам научиться писать лучше. Он доходчиво объясняет принципы работы с разными текстами - статьями, слоганами, лонгридами, очерками. Книга здорово помогает навести порядок в голове и на конкретных примерах объясняет, как это - писать лучше.

Исследователи отмечают, что по мере роста и перехода от широкого обучения к специализированному обучению мы теряем навыки и способности, описанные выше. Мы должны вернуться к ним, потому что они являются противоположностью специализированного обучения. В специализированном обучении, которое происходит, например, на работе, мы должны иметь дело: ум закрыт для специализации, сосредоточен на рутине, оставаясь в зоне комфорта; отсутствие индивидуализма, отсутствие доступа к экспертам и преподавателям; мы начинаем верить, что многие способности врожденны, поэтому есть вещи, которые мы не можем научиться; мы боимся неудач, потому что они приносят с собой неприятные последствия, такие как потеря работы; у нас нет приверженности и настойчивости, взрослые часто находят хобби, но через несколько месяцев они отказываются от него, из-за нехватки времени или из-за возникающих трудностей; мы учим одно за раз.

5. «Фотографируй каждый день», Сьюзан Таттл


Полезнейший мастер-класс для начинающих фотографов. Таттл не только делится своим опытом, но и подробно разъясняет всю профессиональную терминологию и принципы хороших снимков - портретов, пейзажей, фотографий еды или животных. Отдельный плюс - за разбор темы мобильной фотографии, ведь сейчас и смартфоны позволяют делать качественные профессиональные снимки.

Профессор Ву и ее коллеги считают, что когнитивное старение начинается, когда мы переходим от широкого обучения к специализированному обучению. Таким образом, мы получаем много преимуществ, наша ежедневная эффективность возрастает, но, с другой стороны, мы принимаем плохие предположения о наших способностях, и нам трудно преодолеть эти предположения.

Нам все еще нужно поддерживать нашу теорию соответствующими научными исследованиями, но мы хотели бы отметить, что мы разработали ее на основе 5-летних исследований по когнитивным способностям человека. Это требует времени и обязательств. Очень сложно убедить взрослых и себя научиться чему-то новому.

6. «Вы сможете рисовать через 30 дней», Марк Кистлер


Занимаясь всего по 20 минут в течение месяца, вы сможете рисовать любые предметы - здания, портреты, геометрические фигуры. Главное правило одно - занятия должны быть регулярными.

Кистлер, известный на весь мир преподаватель рисования, объясняет основные принципы создания глубины в изображении, перспективы, освещения. Кроме того, здесь вы найдёте поэтапные инструкции и сможете сравнить свои работы с картинами других учеников.

7. «Презентации в стиле TED», Кармин Галло


Галло провёл интервью с ораторами TED, проанализировал сотни выступлений и составил рекомендации на основе личного опыта, чтобы вы могли провести такое же яркое и запоминающееся выступление, какими славится конференция. Секрет в девяти приёмах, которые помогут удивить аудиторию и донести до неё свои идеи.

8. «Уроки импровизации», Патриция Мэдсон


Умение импровизировать пригодится не только актёрам и музыкантам на сцене. Патриция Мэдсон, преподаватель актёрского мастерства с 30-летним стажем, убеждена, что привычка импровизировать в любых обстоятельствах сильно меняет образ жизни. Вы перестанете бояться пробовать новое, будете легче воспринимать неожиданно возникающие проблемы, сможете быстрее реагировать на изменения в планах.

9. «Пироговедение для начинающих», Ирина Чадеева


Умение испечь вкусный пирог - крайне полезный навык. Особенно он понравится вашим друзьям и родным. Ирина Чадеева рассказывает обо всех этапах приготовления идеальной выпечки с самых основ - видов теста и начинок, расчёта ингредиентов, подбора дополнительного инвентаря. Всё это - с наглядными и красивыми фотографиями. Конечно, в книге много отличных рецептов, с которыми справится даже начинающий пироговед.

10. «О чём я говорю, когда говорю о беге», Харуки Мураками


Это не учебник по бегу, хотя в повествовании вы и найдёте полезные правила. Скорее, это рассказ о личном опыте и вдохновляющая история искренней любви Мураками к постоянному движению. Эта книга даст нужный заряд мотивации, если вы подумываете о выходе на пробежку, но по каким-то причинам всё время его откладываете.

Как изменяется наше мышление в процессе освоения новых навыков? Какие подводные камни ждут нас на этом пути, и существует ли способ обойти их? Не об этом ли педагоги и преподаватели обязаны рассказывать своим ученикам, пока те ещё только готовятся к самостоятельному круизу по жизни? И главное: чем «нормальные» люди, живущие скучной и рутинной жизнью, отличаются от тех, чьё бытие всегда наполнено яркими эмоциями, энергией и движением?

«Нормальные» ожидания и их результаты

Существует стереотип, утверждающий, что чем больше на обучение будет затрачено усилий, внимания и времени, тем лучше ученик усвоит новые знания. И многие люди ожидают, что каждый урок или отдельно взятый период обучения принесут определённое количество опыта. При этом они ошибочно полагают, что чем больше было прослушано лекций или потрачено учебных часов, недель или лет учёбы, тем глубже будут знания и совершеннее навыки.


К сожалению, в реальности время невозможно конвертировать напрямую в навыки, подобно тому, как товары обмениваются на деньги и наоборот. И частенько случается так, что усилий к обретению новых умений и профессиональных качеств тратится масса, а толку из этого выходит совсем немного. Во многих случаях причиной тому является неправильный внутренний настрой.


Часто, что при возникновении в процессе обучения серьёзных препятствий человек начинает сомневаться в своих способностях. Или с таким же напором винит в своих неудачах учителя, программу обучения, различные посторонние факторы и т.д. В результате подобного образа мышления для дальнейших действий остаётся только два варианта – либо сменить школу, либо бросить изучение непокорного предмета и взяться за что-нибудь попроще.


Нормальный человек ожидает, что объяснения учителя будут понятными и простыми, к концу урока его навыки немного улучшатся, а через год и вовсе приблизятся к совершенству. Если эти ожидания оправдываются, школа автоматически считается хорошей, а учитель – грамотным, опытным и талантливым. Кроме того, люди просто обожают похвалу. Потому обязательным атрибутом «нормального» обучения будет именно она, причём в обмен на выполнение исключительно лёгких и знакомых заданий.


Случается, что успехи в обучении превосходят ожидания. Такое бывает, к примеру, при запоминании иностранной лексики. Достаточно нескольких повторений и словарный запас начинает расти быстрее, чем на это тратится времени. Установлено, что около 80% успешного освоения новых знаний или навыков зависит от первой трети периода обучения. Если на этом этапе у ученика всё получается, это приносит ему восторг и осознание себя как способного и талантливого, а учителю самые восторженные и, часто, лестные отзывы.

Тернистый путь к знаниям: ошибки и неудачи как маркеры прогресса

Как стать «хорошим» преподавателем в глазах «нормального» студента? Очень просто: достаточно давать последнему задания, не требующие формирования новых навыков и способствующие лишь комбинированию уже имеющихся. Многие учителя, словно по секрету, сообщают своим ученикам различные мелочи, связанные с обучением. И, когда появляются первые успехи, те начинают верить, что мастерство как раз и состоит из таких секретов. С такой логикой мышления яснее некуда, что успех напрямую связан с подсказкой всезнающего учителя, а не является прямым результатом ученического труда. Но настоящий секрет в том, что обучения в данном случае как раз и не происходит.


Если ученик получает от учёбы удовольствие, даётся она ему легко, а успехи появляются ещё в самом начале процесса, скорее всего новые навыки и знания он не осваивает, а вместо этого просто комбинирует уже имеющиеся и тренирует память. В этом случае осознание учеником самого себя как умного, талантливого и способного будет ложным. Поэтому главная задача преподавателя как раз и заключается в том, чтобы уберечь студента подобных иллюзий. И сделать это можно лишь одним способом – постановкой настоящих задач.


Изначально любой, кто возжелал учиться, ожидает, что у него сразу всё получится, и знания будут даваться ему без особых затруднений. И если ожидания не оправдаются, он, скорее всего, уйдёт искать другой предмет или школу, так и не узнав, что имел реальный шанс достичь цели. Таким образом, мудрому учителю не остаётся ничего другого, как предупреждать своих учеников о том, что путь к новым знаниям и навыкам всегда будет тернист и сложен. И совсем не стоит принимать на свой счёт все возникающие в процессе учёбы неудачи. Ведь что, как не они, обозначают подлинный прогресс?

Освоение новых навыков: как это происходит на самом деле?

Для большинства людей процесс формирования новых навыков с течением времени будет выглядеть как S-образная кривая. Говорит она о том, что ожидания в начале учёбы часто бывают завышены. Но при ответственном подходе к работе уже во второй половине периода обучения реальные успехи начинают расти выше ожидаемых.


Наиболее яркий пример для этого графика – спортивные тренировки. На первом этапе обучения, занимающим не менее трети всего периода, прогресс может быть едва заметен. Ученик при этом ощущает себя полным неудачником и начинает сомневаться в собственных способностях и выборе предмета. Если его образ мышления будет «нормальным», в самое ближайшее время он переключится на выполнение более простых задач, посчитав, что потерпел неудачу, а процесс обучения навсегда остановится.

Для того чтобы продолжать занятия в депрессивный период очень важна поддержка окружения. Огромная роль здесь отводится старшим ученикам. Они уже освоили базовые навыки и прошли через трудности, ожидающие новичка, поэтому всегда могут морально подбодрить его, сказав, чтобы он не сдавался. До этого человек мог считать, что учителя или наставники являются исключительными талантами, тогда как ему просто не дано. С поддержкой же от старших он понимает, что тоже имеет право на победу. И со временем рост его навыков и объёма знаний начинают говорить об этом всё более убедительно.

Из всего вышесказанного следует, что:

Если учёба даётся легко, задачки решаются быстро, а материал кажется всю жизнь знакомым и насквозь понятным, обучения не происходит, а вместо него просто тренируется память.


Если новый материал плохо поддаётся пониманию, в решении задач ученика преследуют неудачи и ощущение зря потраченного времени, это, скорее всего, является знаком прогресса. А заключается он в интенсивном формировании новых, более совершенных алгоритмов мышления – старые при текущей постановке задач явно не работают.


Преподавателя, обожающего размазывать своих учеников по стенке, вовсе не обязательно воспринимать как вселенское зло. Скорее всего, именно он сможет научить своих студентов реально полезным вещам.


В начальный период обучения не стоит верить ощущению пониженной самооценки и возмущениям ничего не понимающего разума. Лучше всего от этого отвлекает сосредоточенность на учебном материале и установка на достижение результатов.

Стресс новичка и как с ним жить?

В стрессовом состоянии находится любой, кто решил научиться чему-нибудь новому. Самооценка непрерывно падает, остатки веры в себя улетучиваются вместе с любым незнакомым термином или формулой, а эмоции грозят прорваться прямо на страницы учебника горькими слезами, оплакивающими собственную глупость и несостоятельность. Все это полностью соответствует S-образной кривой обучения и говорит о том, что одной из главных задач на этом этапе является освоение азов морально-психологической стойкости.

Последнее пригодится в жизни не раз и не два – в конце концов, современному человеку учиться новому приходится едва ли не каждый день. И очень мало к кому успех приходит сразу же в начале обучения. Поэтому если у ученика сходу мало что, получается, принимать это близко к сердцу не стоит. Вместо этого нужно принять все ошибки и неудачи как явный признак новизны. При этом следует помнить, что через подобные трудности проходят все, в том числе преподаватели. И если что-либо не получается, этому стоит радоваться как натуральному свидетельству столь желанного прогресса в обучении.


Морально-психологическую стойкость можно закалить правильным отношением стрессу. А сформировать его должен помочь ученику преподаватель. Для этого нужно правильно подбирать сложность заданий. Ведь если они будут слишком лёгкими, восторг ослепит ученика и замедлит реальный прогресс, в то время как чересчур сложные задачи просто отпугнут человека и тот совсем прекратит обучение. В качестве ориентира в выборе заданий можно принять следующее правило. Уровень сложности материала должен быть таким, чтобы только 50% учеников смогли сразу понять его, и справится с поставленными задачами не более чем наполовину.

Радости и неудачи в разгаре учебного процесса

После преодоления самого сложного, тяжёлого и длинного по ощущениям начального этапа обучения ученик начинает всё ярче ощущать прогресс. Навыки в этот период растут более ощутимо, и появляется некоторая эйфория, связанная с достижением долгожданных успехов. Человеку начинает казаться, что теперь прогресс будет происходить постоянно. Ученик расслабляется и всё чаще думает о том, что скоро, возможно, догонит и даже перегонит преподавателя. Однако спускать поводья в этот период совсем не стоит, так как он бывает совсем недолгим и предшествует самому трудному участку на тернистом пути к освоению новых навыков.

Эйфория, вызванная яркими прорывами и уверенными победами в обучении, проходит достаточно быстро. На смену ей приходит ощущение потолка, то есть полной остановки роста навыка. Теперь даже небольшое улучшение последнего требует всё больших усилий, что неминуемо приводит к знакомому по первому этапу учёбы падению самооценки и разочарование в собственных способностях.


Оказавшись в таком состоянии, ученик ещё некоторое время, но, скорее, по инерции посещает занятия преподавателя. Однако вскоре его настигает новая волна разочарования в методах последнего и приходит понимание того, что всё возможное этим человеком уже сделано. С такими мыслями человек отправляется на поиски нового, более компетентного учителя, возвращаясь на рельсы «нормального» отношения к учёбе, ведущим куда угодно, только не к конкретному результату. Именно такая установка предполагает, что учиться необходимо только у звёзд. При этом если старая стала светить слишком тускло, следует незамедлительно начать искать новую.


При фиксации подобных умозаключений расстраиваться совсем не обязательно. Наоборот, можно смело гордиться тем, что обучение желаемым навыкам почти окончено. На этом этапе стоит поинтересоваться наличием других направлений, достойных изучения. Возможно, они находятся в той же теме, но на более глубоком, продвинутом уровне. Так почему бы не взяться за них с новыми силами и интересом, опираясь на уже имеющийся уровень знаний?


На основе вышесказанного логично разделить ощущение процесса освоения новых навыков на четыре основных этапа:

    Страдание.

  • Расстройство.

Как видно по этой последовательности, на протяжении учебного процесса отношение ученика к обучению и собственным успехам меняется, причём многократно. Со временем человек привыкает к этим колебаниям и относится ко взлётам и падениям при освоении нового более спокойно. И это – наиболее правильная линия поведения, поскольку страдания новичка рано или поздно закончатся, а эйфория от случайных побед преобразуется в гордость реального победителя.

Следует отметить, что чем более длительным будет период обучения, тем большими будут периоды простоя и расстройств, связанных со слабой динамикой развития новых навыков. В этом случае для эффективного продвижения ученик должен найти хотя бы один принципиально новый путь реализации своего потенциала. Несмотря на то, что начинать придётся с опять с самого начала, дело на этот раз должно пойти куда быстрее. Ведь ученик уже обладает самым важным навыком – он умеет учиться. И поэтому легко справиться со стрессом новичка и свежими, но уже знакомыми разочарованиями начального этапа обучения.


Зная о том, как устроен учебный процесс, ученик обретает необходимую для участия в нём морально-психологическую устойчивость. Объективное отношение к обучению предполагает спокойное восприятие, и даже специальные поиски критики и исключает интерес к пустым похвалам. Такой настрой позволяет трезво оценивать прогресс и закономерности учебного процесса, не принимая их близко к сердцу. При этом самым волшебным образом у уже набравшегося опыта ученика появляются силы для поддержки младших товарищей всё теми же простыми, но такими важными фразами типа «мне тоже было сложно» и «у тебя обязательно всё получится».

Что такое переучивание?

Итак, при прогрессивном отношении ученика к учебному процессу, взлёты и падения не воспринимаются эмоционально, а спокойно записываются в список пройденных уроков. Сам человек при этом может впадать во временные сомнения и состояния неверия в собственных силах, но в глубине души он уже знает, что успех не за горами и достижение им уровня «мастер» вовсе не фантастика, а самая что ни есть реальность.


Нередко у опытных учеников с объективным отношением к учёбе появляется вполне здоровое желание улучшить имеющиеся у них навыки. Самый удобный способ для этого – найти ещё одного преподавателя, подающего материал в другом ракурсе. В этом случае весьма вероятными будут попытки этого нового наставника если не полностью, то хотя бы основательно переучить своего нового студента на совершенно иной лад. И тогда вместо вполне ожидаемого роста ученика ждёт не что иное, как полный провал или, как его часто называют, яма переучивания.

Осознав себя в этом состоянии, ученик имеет полное право прервать обучение. Ведь на освоение всего того, что он уже умеет, а это совсем немало, было потрачено слишком много времени. И вполне очевидной кажется, нецелесообразность решения начинать всё с начала только потому, что так хочет новый преподаватель. Но если на данном этапе волю удастся собрать в кулак, а ученик продолжит обучение, яма переучивания постепенно будет становиться всё мельче. В итоге переучивание может обеспечить качественно новое понимание предмета и, что самое важное, позволит существенно улучшить уже имеющиеся у человека умения и навыки.


Как выбрать навык для освоения?

Совсем не зря считается, что самым сложным испытанием в жизни является выбор профессии и призвания. Практика показывает, что именно там, где успех считается вполне очевидным, человек встречает больше всего разочарований и неудач. И часто они до самого последнего момента скрываются в тумане мнимых успехов. Что до педагогов, им все равно кого учить, поэтому при выборе направления обучения крайне необходимо внимательно прислушаться к своим собственным внутренним ощущениям.


В детстве и юности мы все ходим в школу, где вся мощь и масштабы учебной программы направлены на тренировку лишь одного аспекта человеческого мышления – памяти. В результате такого обучения каждый выпускник получает всего лишь 15-летний стаж запоминания вороха разрозненной и так до конца и не освоенной информации. Наш мозг действительно способен запоминать и обрабатывать огромное количество данных за очень короткие промежутки времени, но реальные навыки осваиваются очень медленно и к этому нужно быть готовым.

С этим фактом прекрасно знакомы спортсмены, тренирующие физические способности. За год невозможно научиться играть в футбол «на отлично»: по прошествию этого отрезка времени базовый уровень навыков лишь начинается проявляться на практике. Таким же образом невозможно выучить только одну «фишку» и применять её в решении всех поголовно задач. Где-то она, конечно, сработает, но в большинстве случаев от ученика потребуется не что иное, как гибкость и способность быстро и эффективно переучиваться в соответствии с конкретной задачей.

В любом случае, освоение новых навыков – длительный и сложный процесс, требующий огромного терпения. Лишь путём постепенной шлифовки полученных крупиц знаний, их аккуратного применения и компиляции в различных ракурсах обучения можно обрести твёрдые практические навыки. А уж они обязательно должны поддаваться дальнейшему совершенствованию и иметь точки применения в жизни. Иначе как узнать, эффективно ли было потрачено время на обучение.

Достижение успеха: финальные наставления

Итак, «нормальные» ученики радуются, когда у них, получается, решать простые задачки, и расстраиваются, если учебный материал им не даётся. Они очень высоко превозносят свои успехи и тщательно скрывают неудачи и ошибки. Студент с «нормальным» образом мышления искренне желает как можно дольше находиться в состоянии эйфории небольших побед и расслабленности, связанной с чувством выполненного долга. Но если вы хотите достичь реальных успехов в обучении и получить действительно ценные практические навыки, от подобных установок следует как можно быстрее избавиться.


Впрочем, превращаться в робота, полностью лишённого эмоций и сутки напролёт поглощающего тонны теоретической информации совсем не обязательно. Просто ещё в самом начале обучения следует приготовиться к периодам эмоционального упадка, особенно частым на начальном этапе обучения. Также при освоении новой профессии или отдельных навыков крайне важно научиться получать от процесса искреннее удовольствие. К сожалению, те, кто не пожелал расставаться с «нормальным» отношением к учёбе, такую линию поведения, скорее всего не поддержат. Поэтому ученик рискует на некоторое время остаться без друзей.


В любом случае никакие неудачи не должны сбивать нас с намеченного пути. А для компенсации учебного стресса можно делать самые различные вещи, вплоть до поедания шоколадок или энергичных пробежек вокруг ближайшего жилого квартала в разгар трудового дня – это только ускорит и укрепит неуклонно следующий за старательностью прогресс.