Современные подходы к организации доу и семьи. Современные подходы к взаимодействию доу и семьи

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Введение

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально – педагогическое значение. (Маркова. Детский сад и семья)

Современная семья изменяется, происходит это из-за финансового и социального расслоения, широких возможностей получения образования, обилия информационных технологий и др.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечение мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей - собрания, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Ведь семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься профессиональной деятельностью, дети проводят очень много времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. В этом и проявляется актуальность нашего исследования. Проблема взаимодействия семьи и ДОУ попала в разряд самых актуальных. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Родители должны понимать что, детский сад – только помощник в воспитании ребенка [ Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114. ]

Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие обеспечит развитие гпрмоничной, счастливой личности.

Объектом исследования является: взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе.

Предмет исследования: современные формы и методы взаимодействия Доу и семьи на современном этапе.

Цель: изучить формы и методы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей на современном этапе.

Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее: если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

На основе объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

Изучить формы, методы, проблему взаимодействия в психолого-педагогической литературе

Охарактеризовать методы и формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе

Провести экспереминтальное изучение организации взаимодействия детского сада и семьи

Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимодействия Доу и семьи на современном этапе.

1.1.Необходимость взаимодействия Доу с семьей на современном этапе.

Цель: Изучить необходимость взаимодействия детского сада и семьи.

Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым

вступают в контакт родители и где начинается их систематическое

педагогическое просвещение. От качества этой работы дошкольного

учреждения в значительной мере зависит уровень педагогической культуры

родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания

детей.(Воспитатели и родители Л.В. Загик, В. М. Иванова с 3).

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения и семьи. Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведения родителя, так и родитель, действия которого лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком».(Мудрик А.В. Социальная педагогика./ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.)

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Отношения дошкольного учреждения с семьей прежде всего должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии:

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. [Зверева О.Л. Ганичева А.Н. семейная педагогика и домашние воспитание: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999-160с] Схема представлена в таблице 1.

Таблица 1

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

ДОУ

Семья

недостатки

Преимущества

    Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

    Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

    Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

    Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. [Зверева О.Л. Ганичева А.Н. семейная педагогика и домашние воспитание: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999-160с] Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Итак, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

1.2 Цели, задачи, содержание и подходы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

Цель: Определить цели и задачи взаимодействия детского сада и семьи.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с. ].

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

Основной задачей сотрудничества общественного и семейного воспитания является – сообщить знания родителям, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Также можно выделить следующие задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:

    изучение семей детей;

    привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

    изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4.просвещение родителей в области педагогики и детской психологии( Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М., 1959. – Т.6)

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д..

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

    приобщение родителей к педагогическому процессу;

    расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

    пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

    создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

    информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

    разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

    объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

    проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

    уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Открытость дошкольного учреждения означает более свободный, гибкий, дифференцированный воспитательный процесс, гуманность отношения между педагогами, родителями и детьми, вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения.[психология семейных отношений; учеб пособие для студ П 863 высш учеб заведений А.Д. Кошелева, О.А.Шаграева, Т.В. Корнеева, О.В. Лобза, Т.А. Павленко, Е.М. Листик, Е.А. Курганова, Н.Ю. Сухобокова, под ред ОА Шаграевой и А.А. Сергеева- М.; издательский центр» Академия»,2008-368с]

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами , как: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. [Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.)].

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей(мало игрушек и т.д), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Родители начинают заимствовать наиболее удачные приемы педагога, обогащают домашние воспитание, а также родители имеют возможность изучать своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.(Т.А.Куликова)

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

1.3.Характеристика форм и методов взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

Цель: Охарактеризовать формы и методы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. [Козлова Кулекова с 409]

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

    Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

    Определение уровня педагогической культуры родителей.

    Выявление трудностей, испытываемых родителями.

    Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

    Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Наглядная пропаганда . Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей . К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета . Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки . Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. [Козлова Кулекова]

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Консультация для воспитателя

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека .

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений . Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

    готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

предотвращение от приватных связей с членами семьи.

    К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей .

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях . Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями , личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей . Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу» , также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей . Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии .

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности , которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и « автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм . К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фото шопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми . Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами , направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов , когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров;

использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии , то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

Организации образовательного процесса;

Организации развивающей среды;

Привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

Оказании дополнительных услуг;

Разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

Поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

Систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

Создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

Осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

Обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

Укрепление внутрисемейных связей;

Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

Гордиенко Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально–педагогического партнёрства."
Дата публикации: 28.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Гордиенко

Валентиновна

гимназия

Лаборатория

Салахова

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников в рамках формирования эффективного

социально-педагогического партнёрства.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В

законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами.

заложить

физического,

нравственного,

интеллектуального,

личностного

развития

родителями

деятельности

педагога,

включающая

повышение

педагогических

родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Концепция

модернизации

российского

образования

подчеркивает

исключительную

воспитания

подрастающего

поколения.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

взаимодействия

детского сада.

дошкольном

учреждении

сложилась

взаимодействия

родителями

воспитанников.

образовательного

процесса

является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного

гармоничных

партнёрских

отношениях,

создания

пространства

детского

развития.

взаимодействия

дошкольного

учреждения

является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных

отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности

дошкольника,

повышение

компетентности

родителей

воспитания.

последние

отмечается

заинтересованность

родителей

всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а

также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью

современном

модернизации

образования. Признание

педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной

окружающей

отношений

дошкольного

учреждения.

способов

реализации

поставленных

сотрудничества

педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители

пассивные

наблюдатели,

активные

участники

процесса.

Включение

деятельность

актуализирует

потребности

образовании

собственного

способствует

педагогическому

просвещению

родителей

основных

заказчиков образовательных услуг.

Сотрудничество предполагает не только взаимные

действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,

взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше

способствует

усилению

взаимоотношений.

Выстраивая

взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные

формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные

экскурсии,

родительские

семейные

конкурсы,

конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о

современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С

выбираем

следующие

требования

взаимодействия:

оригинальность, востребованность, интерактивность.

Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад.

сложатся

отношения

участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива

дошкольного

учреждения.

дошкольном

учреждении

существует хорошая традиция - дни открытых дверей, когда детский сад, принимает

родителей своих будущих воспитанников и родителей детей, посещающих дошкольное

учреждение.

открытых

является

родителями,

предоставляет

возможность

познакомиться

дошкольным

образовательным

учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного

процесса.

проведения

мероприятия

ознакомление

родителей

воспитанников детского сада с условиями воспитания, обучения и развития детей

дошкольного возраста, установление доверительных отношений между родителями и

педагогами,

определение

совме стного

во спитания

реализация.

Знакомство

родителями

воспитанников

стараемся

наполнить

направленным

установление

доверительных

отношений,

изучение

повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей. Наша цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации

ребенка к детскому саду. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в

учреждении

безопасная,

педагогически

грамотная

психологически

комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители

могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к

специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям

делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка

времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

протяжении

проводится

воспитанников детского сада. Участие в конкурсе помогает повысить уровень личной

комфортности

взрослых,

сформировать

позитивный

семейного

воспитания,

затруднения

детско-родительских

отношений,

организовать

кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих

семейных увлечениях, проявляют творчество. Активность родителей подтверждает,

что данная форма является успешной.

В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать

лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между

собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться,

делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у

ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого

малыша ДОУ.

Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в

планах – активное общение и с мамами.

Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с

элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят

изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,

сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге

школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей

семьей» и др.).

Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию

питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить

качество и разнообразие детского меню.

Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая

иголочка»,

«Вырасти

«Накорми

животное».

направлены

сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания

детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные

акции являются как общесадовскими, так и групповыми.

результате

проведения

создаётся

благоприятная

повышения

количества

контактов

родителей

педагогами,

формируются

положительные

досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения

количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные

отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного

заключение

необходимо

отметить,

преимущества

инновационных

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.

Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с

семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в

детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый

социальный опыт будет успешным.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации

ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней

мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они

не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие

изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных

форм в работе с родителями.

Литература:

Антипина,

родителями

современном

[Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю.

М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд.

заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

Балакина Галина Константиновна.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка», г. Куйбышев Новосибирской области, воспитатель.

Молодые семьи составляют 50% от всех семей в нашем дошкольном образовательном учреждении и в детском саду накоплен определенный опыт взаимодействия с данной категорией родителей. Современные молодые родители достаточно образованы, у них есть доступ к педагогической информации из разных источников: телевидение, периодические издания, сайты Интернета. Следует подчеркнуть, что эта информация направлена на «усредненного слушателя» и не предполагает «обратной связи». Знания у молодых родителей есть, но они не умеют их применять, не имеют глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не умеют анализировать свою воспитательную деятельность.

Сегодня дошкольное учреждение, выстраивая систему взаимоотношения с семьей, использует как хорошо известные, формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска, которые предполагают расширение взаимодействия с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако изменились принципы, на основе которых строится общение с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Остановимся на эффективных и актуальных, на наш взгляд, формах и методах повышения активности молодых родителей. Для изучения семьи, согласования воспитательных воздействий незаменимы информационно-аналитические формы, такие как, неформальные записки (информируют семью о новых достижениях ребенка, поступках, интересных высказываниях) или индивидуальные блокноты (курсируют между детским садом и семьей: родители делятся тем, как проявляет себя ребенок в семье, а воспитатели отмечают успехи детей по разным видам деятельности в детском саду). Наглядно-информационные формы (выставки творческих работ детей, памятки и буклеты, электронная мини-библиотека) – постоянно будут востребованы молодыми родителями, так как демонстрируют успехи детей и оказывают практическую помощь семье.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм познавательного направления остается родительское собрание. Если изменить формы и методы проведения и попытаться построить общение не на монологе, а на диалоге (использовать решение проблемных задач воспитания, игровые тренинги, видеозаписи деятельности детей, делиться опытом семейного воспитания, традиций в семье), то данный подход требует более тщательной подготовки, но и результат становится ощутимее. Можно отметить, что досуговые формы являются самыми популярными, и это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, показатель комфортности внутрисемейных отношений). Благотворительные акции, дни добрых дел («Подари книгу другу», «Живи, лес!»), дни общения (день папы, бабушки, сестры, брата), творческие конкурсы («Почитай мне мама», «Книжки-малышки», «Семейный театр») – помогают привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Происходящие изменения позволяют утверждать, что эмоциональный и информационный контакт с молодыми родителями, заинтересованность воспитателя, применение современных активных форм взаимодействия становятся определяющими в построение отношений дошкольной образовательной организации и семьи, как взаимосвязанного и равноактивного воздействия двух сторон в интересах творческого развития ребенка.

Библиографический список:

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002. – 114с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
  5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.