Содержание педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении

  1. Сущность и цель, функции организации в управленческой деятельности руководителя ДОУ.

2. Разделение и кооперация труда руководителя ДОУ – основа организации деятельности управляющей системы.

4. Совещания при заведующем. Способы и формы проведения.

Из всех взаимосвязанных функций управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития образовательного учреждения, организация исполнения решений.

Эти предметы использовали пятиточечную шкалу типа Ликерта, 1 = полностью несогласованную и 5 = полностью согласуются. Воспринимаемые результаты обучения измерялись четырьмя заявлениями для каждого из четырех вмешательств. На основе проверки данных наблюдений было выделено пять форматов обучения: саморегулируемая индивидуальная работа, саморегулируемая групповая работа, инструкции для преподавателей, преподавание в классе, преподавание, а также объяснение преподавателя предмета.

Поскольку две группы не сильно различались во времени по задаче и уровню участия, мы объединили данные из обоих классов. И поскольку два предварительных теста существенно не отличались во времени по задаче и уровню участия, мы использовали их средние баллы в качестве предварительного теста.

Анализ управленческой литературы показал многозначность понятия «организация». Понятие «организация» рассматривается во взаимосвязи с такими понятиями как «организационная система», как «организационная деятельность», как «организационно-исполнительская деятельность», как «организационно- педагогическая деятельность».

Информация о студенческих вопросах анализировалась на уровне каждого урока. Описательная статистика использовалась для предоставления информации о частотах студенческих вопросов. Для ответа на вопрос исследования о различиях между форматами обучения был использован одномерный анализ дисперсии со специальными анализами Шеффе. Формат обучения - это независимая переменная, а время на задаче и уровень участия в классе были зависимыми переменными.

Время на задание и уровень участия в классе

В таблицах и обобщены результаты за время по задаче и уровень участия. Мы нашли аналогичные результаты для назначения головоломки. Средства и стандартные отклонения для времени по задаче и уровню участия в классе. После завершения всех заданий домашней работы был проведен пост-тест и отложенный посттест. Студенты значительно различались во времени по задаче и участию в классе между предварительным испытанием и обоими посттестами.

Организация – это деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определённой структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средства взаимодействий, необходимых для эффективного достижения целей. (Третьяков, Белая). Цель организации как функции управления ДОУ состоит в том, чтобы добиться организационного единства коллектива. Для этого необходимо чётко определить, кто и что, чем и когда и как осуществляет свою деятельность, взаимодействуя при этом с другими членами коллектива. Следовательно, организация в системе управления определяет место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленной цели (кто и что?), обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе достижения целей (чем и как?), и (где и когда), создаёт систему необходимых при этом организационных отношений и тем самым определяет решение таких вопросов, как (кто и с кем?) и (кого и куда?).

Различия между мальчиками и девочками во времени по задаче и классовому участию

Существенных различий между мальчиками и девочками не было в увеличении времени выполнения задания и в участии в классе между предварительным испытанием и всеми последующими испытаниями. Таким образом, последствия домашних заданий, упомянутых выше, не были разными для мальчиков и девочек. Во всех уроках девочки набрали больше, чем мальчики, в оба раза на задание и участие в классе.

В таблице мы обобщили результаты в отношении студенческих вопросов. В предтестовом уроке среднее число вопросов студентов было на занятии 3, студенты задали 26 вопросов, а в шести уроках с фрагментированным тестом было задано 70 вопросов. В других уроках было задано меньше вопросов.

Содержание функции организации составляет организационная деятельность управляющего– поэтапный процесс объединения людей и средств, направленный на создание структуры организационных отношений между руководителем и членами педагогического коллектива, членами коллектива друг с другом, для достижения поставленных целей. (Сергеев). Результатом функции организации является чёткое распределение функций и обязанностей между сотрудниками.

Количество заданных вопросов. Претендент является средним из двух предварительных тестов. Задержанный пост-тест проводился только в одной группе. Во всех классах, взятых вместе, вопросы, ориентированные на знание, были заданы наиболее часто. Вопросы, в которых учащиеся анализировали предмет, были заданы особенно в подготовительном задании и фрагментированном тесте с 22 вопросами. Три из четырех оценочных вопросов были заданы во время фрагментированного теста.

Студенческая мотивация и предполагаемые результаты обучения

В таблице мы представляем результаты для мотивации и предполагаемых результатов обучения, сгруппированных за каждое вмешательство. Большинство учеников указали, что они сделали домашнее задание. Хотя между четырьмя домашними заданиями не было существенных различий, выбор ученика показал наименьший средний балл и наивысшее назначение головоломки.

И.А. Елисеев, Т.И. Пуденко в своих исследованиях приходят к выводу, что управленческая система должна быть построена на организационных принципах, суть которых видят:

В оптимальном соотношении централизации и децентрализации (руководства и подчинения);

В единстве коллегиальности и единоначалия. Этот принцип предполагает специализацию и кооперирование в деятельности исполнителей; распределение функций и обязанностей между ними;

Воспринимаемые результаты обучения измерялись четырьмя показателями: полезностью, улучшением понимания учителей, улучшением понимания класса и восприятия обучения. Наконец, мы спросили студентов, хотят ли они, когда домашние задания повторялись. В двух случаях мы обнаружили существенную разницу.

Форматы обучения и время работы и деятельности

В целом, домашние задания, разработанные для повышения уроков для домашних учеников, повлияли на время студентов на задание в классе, а также на участие в их классе. Хотя ученики были наименее мотивированы, назначение головоломки привело к наибольшему увеличению времени студентов во время участия в задании и классе по сравнению с другими заданиями на домашние задания. Стратегия подготовки аналитических задач также увеличила время учащихся на задание и участие в их классе по сравнению с базовым уровнем, как указано в предтестовом исследовании.

В рациональном сочетании прав, обязанностей и ответственности в управлении. Этот принцип предусматривает создание организационной структуры с чётким определением в ней связей подчинения (связей по вертикали) и связей взаимодействия (связи по горизонтали)

В соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность ДОУ руководитель определяет функциональные обязанности каждого сотрудника с опорой на тарифно-квалификационные характеристики.

Студенты были более склонны к этой стратегии, чем назначение головоломки. Хотя студенты были более мотивированы выбором студента стратегии по сравнению с заданием на головоломку, мы не обнаружили значительного увеличения уровня участия в классе по сравнению с предварительным испытанием и даже значительного снижения времени студентов на задание. Впоследствии студенты, как сообщается, в основном были мотивированы фрагментированным тестом: они испытали стратегию как содержательную и сложную, и они восприняли самые большие результаты обучения.

Работа руководителя при реализации функции управления связана прежде всего с умением наладить организационные отношения между подчинёнными в процессе выполнения их обязанностей.

Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые в процессе распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Однако, поскольку учебный формат работы над тестом довольно односторонний, информация о времени студентов по задаче и участию в классе не была собрана. Наконец, как немедленный, так и отложенный пост-тесты показали, что студенты достигли более высокого уровня времени в задаче и участии в классе. Это может указывать на долгосрочный эффект сочетания домашних заданий на занятия учеников в классе. Самый высокий уровень активности был получен, когда учащиеся самостоятельно регулировали свой учебный процесс, индивидуально или в группах, больше, чем во время учебных инструкций, проводимых учителем.

Разделение и кооперация труда руководителя ДОУ – основа организации деятельности управляющей системы.

Организация в системе внутрисадовского управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, распределение прав и полномочий каждого звена управления.

Организация в системе управления ДОУ направлена не только на формирование управляемой, но и управляющей подсистемы, разделении и кооперации труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне. Чёткое продуманное разделение и кооперация труда руководителей ДОУ предупреждают дублирование специалистами деятельности друг друга, дают возможность охватить все звенья организации управления. Знание уровня образования, опята работы, теоретической и методической подготовки, деловых и личностных качеств заместителей и работников позволяет руководителю правильно распределить функциональные обязанности, осуществить разделение, решить вопрос о кооперации труда и создании необходимого микроклимата в управленческом аппарате, руководить деятельностью работников с учётом возможностей каждого из них.

Студенческий выбор привел к самому низкому времени на задание и участие студентов в классе. В отличие от головоломки и подготовки аналитических задач, это задание выполнялось полностью индивидуально. Два других задания имели общую цель, в небольших группах или в классе. Головоломка с высокой степенью взаимозависимости дала наивысшие баллы во времени по заданию и участию в классе.

Здесь есть некоторые критические отражения. Во-первых, эти вмешательства были разработаны и внедрены первым автором. Тем не менее, домашние задания были вербализованы в цифровой учебной среде до начала исследования, чтобы выполнить вмешательства по мере их разработки. Во-вторых, учащимся было известно, что они участвовали в исследовательском исследовании, которое могло бы привести к тому, что они будут вести себя социально желательным образом. Однако наше экспериментальное исследование показало, что участие в исследовании не повлияло на поведение учащихся 11 классов.

Существуют определённые принципы распределения функциональных обязанностей:

  1. Оптимальное соответствие возлагаемых обязанностей и предоставляемых прав руководителей его статусу в коллективе, организаторским способностям, уровню профессиональной подготовленности.
  2. Соответствие объёма работы возможностям работника. Этот принцип позволяет каждому работнику конкретнее, определённее руководить отдельными участками, эффективнее использовать свои знания и опыт, проявлять большую инициативу и самостоятельность в решении вопросов.

В настоящее время всё чаще время всё чаще в практике работы употребляются термины «работа слаженного коллектива», «коллектив единомышленников», «команды». Конечный результат работы учреждения достигается путём кооперации. Единство взглядов руководителей на совместно решаемые воспитательно – образовательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и оценке деятельности педагогов, гармония во взаимоотношениях – всё это обеспечивает взаимозаменяемость управленческого аппарата в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. Соединение педагогов в ДОУ должно быть органическим, и не механическим объединением. Непонимание этого простого, на первый взгляд, но необычайно сложного по внутреннему содержанию обстоятельства служит причиной неудач многих руководителей.

Чтобы приучить студентов к видеокамерам, мы использовали эти камеры и на предыдущих уроках. В-третьих, наше исследование ограничивалось только одним уровнем и классом. Это означает, что выводы о влиянии домашних заданий могут быть, вероятно, обобщены только на эту конкретную группу студентов.

В преподавании существует много возможностей для расширения знаний, углубления понимания и расширения горизонтов. Все эти инициативы требуют какой-то деятельности как от учителей, так и от студентов. Учителя обязаны вдохновлять и активизировать своих учеников для участия в их занятиях. Для учащихся участие в классе имеет решающее значение для их собственного процесса обучения. Студенты должны уже быть активными до начала урока, они должны закончить домашнее задание, чтобы они знали, в каком классе будут участвовать.

2 вопрос. Организационно- педагогическая деятельность руководителя ДОУ сложна и динамична. Успех её определяется прежде всего чётким представлением о сущности, цели, принципов и методов реализации этой деятельности.

Приступая к осуществлению организационно- педагогической деятельности, руководитель ДОУ может реализовывать её на трёх уровнях: на первом он всё сделает сам, на втором частично делегирует (распределяет) исполнителям часть своих функций, на третьем – всю работу, которую исполнители могут выполнить самостоятельно, он возлагает на них, оставляя за собой общее руководство и контроль за ходом движения к конечной цели.

Это помогает им лучше понимать материалы, задавать осмысленные вопросы и интересоваться предметом. В текущем исследовании были выявлены некоторые особенности домашних заданий, используемых для подготовки класса, которые выходят за рамки времени, которое студенты тратят на их домашнюю работу. Оказалось, что социальный контекст, в котором было завершено задание, и осознанная значимость домашнего задания помогли вызвать участие учащихся в классе. Одно из заблуждений о домашнем задании, которое она описала, заключается в том, что домашняя работа поддерживает то, что учащиеся учатся в школе.

Организационно- педагогическая деятельность руководителя ДОУ циклична. Управленческий цикл определяется алгоритмом учебного года и логикой деятельности. Каждый её цикл состоит из четырёх этапов:

  1. Выбора и формулировки цели деятельности,
  2. Отбора средств её реализации,
  3. Подбора и подготовки исполнителей, определения организационных отношений между ними,
  4. Оценки результатов деятельности.

На первом этапе руководитель осуществляет выбор и формулировку цели деятельности, что соответствует одному из принципов, лежащих в её основе – целенаправленности.

Но она утверждала, что домашнее задание поддерживает школьное обучение, когда оно явно используется с этой целью. То есть учителя должны давать задания, которые укрепляют то, чему они учат в школе, и побуждают студентов реорганизовывать и расширять свое обучение в новые и более богатые области.

Отсутствие участия в классе наносит ущерб процессу обучения студентов. Студенты, как правило, пассивны в классе, а учителя испытывают разочарование в связи с тем, что студенты никогда не делают ничего, что, в свою очередь, приводит к отсутствию мотивации для привлечения студентов. Это может превратиться в порочный круг, из которого студенты и учителя с трудом скрываются. Работа учителя с домашними заданиями, которые способствуют как домашнему заданию, так и участию в классе, может нарушить этот порочный круг.

Выбор цели организационно-педагогической деятельности обуславливается содержанием тех задач, которые должны быть реализованы в ДОУ в соответствии с годовым планом работы.

Значение данного этапа организационно- педагогической деятельности руководителя ДОУ заключается в том, что выбирая и формулируя цели совместно с коллективом исполнителей, он учит аналитической деятельности и целеполаганию на её основе всех участников этой деятельности.

В этом исследовании были рассмотрены некоторые из этих инструментов, из которых было установлено, что назначение головоломки и подготовка аналитических задач являются эффективными. Но нам нужно больше исследований о том, как использовать домашнюю работу для повышения класса обучения, привлекая студентов в процессе обучения и обучения.

Участие учащихся в среднем образовании. Социально-психологические аспекты образования. Наиболее релевантные публикации в области психологии образования. Несколько голосов, несколько реалий, какая правда? Поведение учителя-ученика в ответ на ежедневные проблемы в классе. Социальная психология образования, 1, 25-.

Первый этап является организующим началом, так как он определяет главные направления деятельности исполнителей. Плавность, непрерывность, перспективность, оптимальность, будучи ведущими принципами в организационно- педагогической деятельности руководителя ДОУ, определяют специфику и содержание второго этапа – отбора средств реализации целей деятельности. Задача этапа- определение средств и методов достижения целей, последовательности их использования и взаимодействия.

  • Справочник 1: когнитивный домен.
  • Участие студентов и обучение студентов: тестирование связей.
  • Исследования в области высшего образования, 47, 1.
  • Улучшает ли домашнее задание успехи в учебе?
Жак Брассель, почетный профессор университетов, является историком экономических фактов, из которых многочисленные публикации в Арманде Колине, примерно в пятью люстрами, способствовали формированию поколений студентов. Чтобы назвать его, но его Краткая история экономических и социальных фактов - это книга, чтение которой рекомендуется как на подготовительных занятиях, так и на различных университетских курсах.

Следующий, третий этап организационно- педагогической деятельности руководителя – это этап подбора и подготовки исполнителей и определение организационных отношений между ними. Задача этапа: формирование функциональных отношений в коллективе исполнителей, установление конкретного характера связей между руководителями и исполнителями, инструктирование всех участников деятельности.

Специфика этапа заключается в том, что в ходе его осуществления руководитель ДОУ выполняет ряд операций:

  1. Создаёт организационную структуру, для чего:

Уточняет состав исполнителей;

Распределяет обязанности, устанавливая меру личной ответственности каждого исполнителя, - формирует управляющую и управляемую подсистемы в группе исполнителей.

2. Организует труд исполнителей путём:

Их инструктирования о целях и содержании работы;

Информирует исполнителей о сроках промежуточной и итоговой отчётности за выполненную работу.

3. Формирует организационные отношения между исполнителями посредством:

Определения организационных связей между нами (связи подчинения и взаимодействия);

Создания атмосферы всеобщей заинтересованности в результатах труда. Это особенно важно при организации работы с молодыми педагогами на этапе подготовки исполнителей и определения организационных отношений между ними. Поэтому руководитель ДОУ осуществляет следующие меры:

Для создания организационной структуры намечает ответственного за общую организацию работы с молодыми специалистами (заместителя заведующего по воспитательной работе или старшего воспитателя), назначает наставников, распределяет обязанности между организатором работы и наставниками с учётом их профессиональных возможностей;

Для организации труда исполнителей инструктирует организатора работы и наставников о цели и содержании деятельности, определяет сроки отчётности и её возможные формы;

Для формирования организационных отношений между исполнителями предполагает составить планы графики посещения молодого специалиста организатором работы и наставников, определяет их место и роль на разных этапах работы с молодыми специалистами, характер взаимодействий;

Для организации воздействия на исполнителей продумывает систему стимулирования труда.

Итак, на третьем этапе решается чрезвычайно важная задача: формирование личной ответственности за осуществляемое дело, умение взаимодействовать в коллективе на основе творческого сотрудничества, формирование потребности в деятельности по решению задач ДОУ.

Успех осуществления этапа обуславливается как отмечает В.И. Зверева, чёткой организацией труда коллектива исполнителей, знание их профессиональных и личностных качеств: знанием лидеров в исполнительской работе, учётом психологической совместимости исполнителей, наличием чётких представлений о цели деятельности и средствах её достижения и умением вооружать ими исполнителей, демократическим стилем взаимоотношений с исполнителями.

Оценка результатов деятельности исполнителей – четвёртый, заключительный этап организационно- педагогической деятельности руководителя ДОУ, позволяющий создавать условия для саморегулирования поведения членов коллектива. При осуществлении его все принципы по организации оценки (компетентность, нормативность, объективность и др.) становится основополагающим в деятельности руководителей.

Задача этапа: организация учёта работы исполнителей и её результатов, оценка получаемых результатов и деятельности исполнителей. Предварительный анализ и оценка деятельности исполнителей на данном этапе – необходимые условия его успешного осуществления. Методы анализа могут быть разнообразными: наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование и др. При этом важно оценить содержание, методы, эмоциональный настрой исполнителей, компетентность и слаженность в работе, творчество и инициативность в выборе форм и методов её осуществления, т.е. всё, что обеспечивает эффективность деятельности в целом.

1. Воспитательное. Руководитель продумывает воспитательные задачи в работе с коллективом и определёнными его членами, намечают основные направления их реализации.

2. Инструктивно- методическое. Руководитель определяет содержание индивидуального и коллективного труда и характер его выполнения.

3. Общественно- организационное. Руководитель ДОУ развивает демократические начала в организации каждого дела, опираясь на педагогический актив и общественные организации ДОУ.

Административно – распорядительное. Руководитель ДОУ осуществляет выбор методов управленческого воздействия на коллектив и отдельных его членов, регламентацию и нормирование их деятельности, создание необходимых для функционирования ДОУ организационных отношений в системе «руководитель – воспитатель – ребёнок – родитель».

  1. Финансово – хозяйственное. Руководитель обеспечивает создание условий, необходимых для организации труда в ДОУ и успешного её осуществления.
  2. Педагогическое. Руководитель показывает образцы организации и выполнения различных видов деятельности, раскрывая при этом основной арсенал форм и методов их осуществления.

Эта целостная система действий руководителя ДОУ при осуществлении организационно- педагогической деятельности предопределяет методы и принципы, части и этапы, а также специфические особенности реализации каждого их них, характер их связей друг с другом и со всей деятельностью в целом.

Особое место в организационно- педагогической деятельности руководителя ДОУ занимают так называемые совещания при заведующем, которые могут иметь форму планёрки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций или отдельных членов коллектива.

Совещание при заведующем – это оперативный орган управления, организующий педагогический коллектив и его руководителей на выполнение поставленных задач. Участие в его работе всех заместителей и руководителей общественных организаций обеспечивает возможность координации заведующим работы его заместителей, администрации и общественных организаций.

Как отмечает В.И. Зверева, совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении и его результатах, об уровне и качестве управления им на основе её оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педагогического коллектива и управленческого аппарата.

Созыв совещания имеет смысл, когда есть необходимость в обмене информацией, выявлении мнений, анализе трудных вопросов, проблем, принятии решения по комплексным вопросам. При этом руководителю необходимо сузить круг участников совещания, приглашать следует только тех

Работников, которые располагают соответствующими знаниями, имеющих опыт решения аналогичных проблем, исполняющих решения, ответственных за надлежащее исполнение.

Согласуя и вырабатывая на совещании общие позиции в опреативном управлении ДОУ, руководители не только вооружаются едиными подходами к решению проблем, но и чётко определяют, кто, что и как именно будет осуществлять в своей управленческой практике.

Совещание при заведующем – это также орган методического обучения, так как на нём формируются умения подчинённых анализировать, планировать, организовывать, контролировать и регулировать деятельность коллектива и отдельных его членов, организовывать личный труд и оценивать его результаты.

Тематика вопросов, выносимых для обсуждения на совещание разнообразна и обусловлена содержанием задач, стоящих перед коллективом и ориентирована на одну главную цель – организацию деятельности ДОУ на основе организации деятельности управляющей системы ДОУ, каждый компонент которой должен чётко знать цель и содержание своей деятельности, форм и методов её осуществления.

Вопросы для обсуждения.

Что понимается под функцией «организации»?

На каких организационных принципах основывается управление ДОУ?

В соответствии с чем осуществляется организационная деятельность руководителя ДОУ?

Что понимается под разделением и кооперацией труда?

На каких принципах основывается распределение должностных полномочий сотрудников ДОУ?

Из каких циклов состоит организационно- педагогическая деятельность руководителя ДОУ?

Какие направления выделяются в организационно- педагогической деятельности руководителя ДОУ?

Какое значение и имеют совещания руководителя ДОУ и какие формы их проведения можно использовать?

Планирование системы контроля в ДОУ.

1. Контроль как функция управления ДОУ, назначение, сущность.

2. Виды, формы и методы контроля.

3. Требования к проведению контроля в ДОУ.

Ответственность образовательных учреждений, установлен­ная Законом Российской Федерации «Об образовании», опреде­ляет необходимость осуществления внутреннего контроля за деятельностью образовательного учреждения со стороны его руководителя.

Реализация задач развития (или функционирования) обще­образовательного учреждения в основном зависит от качества управления деятельностью коллектива. Базовым же компонен­том управления является организация получения объективной информации о реальном положении дел, что является неотъем­лемой частью осуществления должностного контроля руково­дителей образовательного учреждения за результатами образо­вательной деятельности. В связи с этим совершенствование уп­равления общеобразовательным учреждением находится в пря­мой зависимости от проведения контроля в различных его ви­дах и формах, на основе которого принимаются объективные уп­равленческие решения или проводится корректировка приня­тых ранее решений.

Именно контроль в образовательном учреждении способству­ет формированию достоверной информации о результатах дея­тельности участников образовательного процесса» предупреж­дает проявление недостатков в работе. В соответствии с вывода­ми проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается методическая помощь педагогическим работникам.

Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутриучрежденческий контроль, осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обя­занностей и «Примерным положением о должностном контроле в ДОУ», которое разрабатывается и утверждается на заседании педагогического совета, вводится в действие приказом по ДОУ.

Для осуществления должностного контроля руководитель заместитель) может привлечь к работе внешних экспертов, в числе педагогических работников того же или другого учреждения, специалистов органа управления образованием, методистов, которые будут действовать в соответствии с приказом по образовательному учреждению.

Должностной контроль - основной источник информации для анализа состояния дошкольного образовательного учреждения, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса. Должностной контроль - это проведение руководителем ДОУ, его заместителями (председателем педагогического совета, председателем методического объединения воспитателей) наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогическими работниками законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципалитета дошкольного образовательного учреждения в области образования, защиты прав детства.

Задачи контроля:

I. Получение объективной информации о реализации образовательной программы в ДОУ, заявленной в Уставе.

2. Совершенствование организации образовательного процесса.

3. Анализ достижений в воспитании детей для прогнозирования перспектив развития дошкольного образовательного учреждения.

4. Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников.

5. Своевременная корректировка реализации образовательных программ в разновозрастных группах.

Что же такое контроль?

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящим органов образования. (О.А. Скоролупова)

Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контроль, как инструмент управления, стимулирует творчество и прогресс сотрудников.

Контроль - это услуга, которую руководитель должен оказывать своим подчиненным, ведь контроль, предполагая выявление недостатков, ошибок в работе, направлен (если руководитель правильно понимает его задачи) на анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, а также на признание результатов успешной работы, заслуг тех, кто хорошо работает.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно- образовательной работы определяется рядом положений:

Контроль позволяет установить, всё ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочётов.

Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно- образовательного процесса.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Предмет и формы контроля определяются руководителем образовательного учреждения в соответствии с компетенцией и ответственностью образовательного учреждения, определенны­ми законодательством об образовании, а также уставом образо­вательного учреждения.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. Такая проверка дает возможность видеть, как работает воспитатель с группой в целом и с каждым ребенком в отдельности, организованы ли дети, чем они интересуются, как усваивают программный материал, какие у них умения и навыки, как воспитатель принимает детей, как беседует с родителями, как проводит занятия, режимные про­цессы, как руководит играми и трудом детей, как организует их быт и развлечения. При этом замечает трудности в работе воспи­тателя и оказывает ему необходимую помощь. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детски­ми работами, оснащением педагогического процесса. Не упускает из виду старший воспитатель план и ход самообразования вос­питателя.

Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Тематический контроль - самый распространенный вид контроля в ДОУ. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Например, руководитель проверяет, как выполняется программа по определенному разделу; владеет ли воспитатель методикой проведения занятий; каков уровень культурно-гигиени­ческих и трудовых навыков у детей; какова роль воспитателя в иг­рах детей; используются ли прогулки для физического воспитания и ознакомления с окружающим; каково качество психологичес­кой подготовки детей к обучению в школе и др.

В группах, где работают опытные, с высоким уровнем педаго­гического мастерства воспитатели, руководитель проводит тематический контроль с целью изучения системы работы этих воспитателей и распространения передового опыта.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранять незначительные сбои в работе, регулировать деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков. В оперативном контроле выделяют предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностику и др.

В группах, где работают молодые воспитатели, может осу­ществляться предупредительный контроль. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем. В содержание предупредительного контро­ля входят выявление готовности педагогов к рабочему дню, оп­ределение, насколько они владеют методикой воспитания и обу­чения, как внедряют передовой практический опыт. Главная цель этого вида контроля - предупредить возможные ошибки в работе педагога, особенно начинающего, способствовать улучшению его деятельности.

Большое место в работе старшего воспитателя детского са­да занимает сравнительный контроль. Отличительной особен­ностью его является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Срав­ниваться может работа воспитателей параллельных групп. Мето­дист, например, наблюдает занятия с одним и тем же програм­мным содержанием у двух воспитателей, сравнивает использу­емые методы и приемы обучения, организацию самостоятельной деятельности детей на занятиях, полученные результаты, уровень умственного и нравственного развития детей.

Сравнительный контроль целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Резуль­таты сравнения могут стать предметом обсуждения на педаго­гическом совете.

Сравнительный контроль может проводиться в форме наблю­дения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Старший воспитатель с воспитателями анализирует причины разного уровня проведения режимных процессов, игр, занятий и вместе ищет наиболее эффективные приемы работы.

Сравнительный контроль помогает распространению лучшего опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса и способ­ствует повышению общепедагогического уровня воспитателей во всех группах.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчётного периода (полугодие, год). Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на результаты работы коллектива дошкольного учреждения.

В практике работы ДОУ существуют следующие формы проведения контроля:

Коллективный контроль.

Взаимоконтроль.

Самоконтроль.

Стихийный административный.

Плановый административный.

Коллективный контроль.

Взаимоконтроль организуется с целью обмена опытом воспитателей.

Самоконтроль. В настоящее время всё большее внимание теоретики и практики не только дошкольной педагогики, но и общей педагогики уделяют таким педагогическим явлениям как самодиагностика, самоконтроль. Считая, что

Стихийный административный. Необходимо чаще посещать группы без всяких предупреждений или предупредить воспитателя в день проверки, утром. Это постепенно вырабатывает у воспитателей определенный ритм в работе.

Плановый административный. О предстоящей проверке выполнения требований программы по какому-либо разделу воспитателя предупреждают заранее (за квартал или полугодие), если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков. Такое предупреждение мобилизует педагогов на самостоятельное выявление в своей работе недостатков, на объективную оценку развития каждого ребенка и усвоения ими программы.

Итак, вам следует запомнить такие виды контроля как фронтальный, тематический, оперативный, итоговый, которые различаются своим предметом, объектом и субъектом: коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и административный стихийный

Руководитель и его заместитель осуществляет контроль за образовательным процессом в ДОУ путем непосредственного наблюдения и ана­лиза работы воспитателя.

Эффективным будет любой вид контроля только в том случае, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему.

Необходимо соблюдать определенную последователь­ность, или алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели, объекта, вида контроля,

2. Разработка программы (плана) контроля.

3. Сбор информации.

4. Первичный анализ собранного материала.

  • IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы
  • Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Методическая деятельность воспитателя ДОУ

    самообразование воспитатель педагог методический

    В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:

    · что в ходит в понятие «методическая деятельность»?

    · из чего состоит методическая деятельность воспитателя?

    · что такое «методическая служба» ДОУ?

    · какие функции у методической службы ДОУ и какие задачи она призвана решать?

    Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:

    Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете -- на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.

    В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.

    Методическая служба ДОУ - подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

    Цель методической службы:

    · создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    · осуществлять непрерывное образование педагогов;

    · развивать их творческий потенциал.

    Основные задачи методической службы:

    · оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

    · планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;

    · выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;

    · обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

    · определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    · проводить педагогический мониторинг.

    Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.

    В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

    Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

    Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь -- со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

    В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

    Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса -- содействовать его обновлению.

    Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.

    Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.

    Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

    Самообразование -- это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

    В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.

    Мотивами для самообразования могут быть следующие:

    · быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

    · конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

    Источники, используемые в процессе самообразования:

    · литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;

    · видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;

    · курсы, семинары и конференции;

    · дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;

    · проведение исследовательской, поисковой деятельности;

    · участие в олимпиадах, проектах;

    · изучение информационно-компьютерных технологий;

    · включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

    Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

    В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

    Это могут быть:

    · подготовка статей, докладов, сценариев;

    · участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.

    · разработка новых организационных форм, методов работы;

    · проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

    · разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;

    · разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

    · разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

    · создание банка данных игр, загадок, стихов;

    · разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;

    · проект личной методической веб-страницы;

    · разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.

    Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности - разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

    · наличие и выполнение плана самообразования;

    · внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

    · подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

    · посещения и анализ открытых мероприятий коллег;

    · участие в работе методических объединений, педагогического совета;

    · участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

    · выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

    · публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

    · рецензирование методических разработок;

    · участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

    · подготовка воспитанников к конкурсам;

    · руководство кружком;

    · курсовая подготовка, стажировка;

    · участие в региональных, всероссийских, международных программах.

    Размещено на Allbest.ur

    ...

    Подобные документы

      Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2009

      Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.

      курс лекций , добавлен 12.11.2008

      Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

      реферат , добавлен 19.01.2010

      Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса. Методические службы региона: проблемы функционирования. Выбор модели методической службы как ключевое условие ее эффективности. Оценка эффективности функционирования службы.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2011

      Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

      реферат , добавлен 28.11.2010

      Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.

      курсовая работа , добавлен 20.02.2010

      Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе. Пути совершенствования методической работы.

      дипломная работа , добавлен 10.09.2010

      Организационные, индивидуальные формы и принципы деятельности методической службы. Организационно-содержательные условия практической деятельности методической службы. Центр методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения.

      реферат , добавлен 02.12.2010

      Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

      курсовая работа , добавлен 11.09.2008

      Анализ сфер деятельности преподавателя. Общепедагогические аспекты методической работы педагога. Составные части статьи. Сущность аннотации, выбор ключевых слов, оценка клише для написания статьи. Методический смысл и создание педагогической статьи.