Основы финансовой грамотности для детей разного возраста. Эссе воспитателя детского сада

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

    Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

    Деньги любят счет.

    Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

    Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .

    Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»

Цель . На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель . Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра Услуги и товары

Цель . Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал . Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель:

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

  • Обложка для удостоверения о повышении квалификации. Приобрести (по желанию).
  • Программа «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО» (72 часа) предусматривает содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
    В результате освоения программы повышения квалификации «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО» (72 часа) обучающиеся должны знать:

    • Как научить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
    • Как формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность: список покупок, чек);
    • Как развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
    • Как развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
    • Как развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
    • воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
    Уметь:
    • применять на практике знания, полученные на лекциях и практических занятиях;
    • организовать направления своей педагогической работы по повышению финансовой грамотности дошкольников;
    • применять современные педагогические технологии.
    Владеть: Категория слушателей: руководители и педагогические работники дошкольных образовательных организаций
    Форма обучения: электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
    Условия реализации программы. Занятия проводятся в режиме онлайн- и офлайн-мероприятий.

    Выдаваемый документ: Удостоверение

    Форма итоговой аттестации: тест

  • Занятие 1. Нормативно-правовые основы организации дошкольного образования в РФ.
  • Занятие 2. Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации.
  • Занятие 3. Нормативно-правовые основы и принципы создания развивающей образовательной среды в группе детского сада.
  • Занятие 4. Нормативно-правовые основы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Занятие 5. Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы.
  • Занятие 6. Проектирование и реализация курса по финансовой грамотности в ДОО.
  • Занятие 7. Нормативно-правовые и концептуальные основы инклюзивного образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Занятие 8. Нормативно-правовая база инклюзивного образования.
  • Занятие 9. Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Занятие 10. Введение ФГОС ДО – главная тема всероссийского совещания в г. Москве.
  • Занятие 11. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО).
  • Занятие 12. Программно-методическое обеспечение курса «Основы финансовой грамотности».
  • Занятие 13. Финансовая грамотность дошкольника: программа, диагностический инструментарий.
  • Занятие 14. Методика проведения занятий по формированию финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста.
  • Занятие 15. Пространственно-образовательная среда в ДОО как фактор развития финансовой грамотности дошкольников.
  • Занятие 16. Характеристика и анализ авторских программ по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.
  • Евгения Коркунова
    Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»

    Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

    1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

    2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

    3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

    Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

    Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

    Продолжительность проекта: краткосрочный

    Тип проекта: творчески - познавательный.

    Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

    Подготовительный этап

    В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

    1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

    2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

    3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

    4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

    Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

    Основной этап

    В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

    Мероприятия по работе с детьми:

    чтение художественной литературы,

    просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,

    экскурсии,

    наблюдения,

    рисование,

    аппликации,

    дидактические игры.

    1) Мероприятия по работе с педагогами и родителями:

    использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

    использование мультимедийной презентации,

    изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр

    Заключительный этап

    На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

    1) Изготовление альбома «Магазин», меню для «Кафе», другой материал для сюжетно-ролевых игр.

    2) Оформление фото выставки.

    3) Привлечение родителей в сюжетно –ролевую игру «Магазин».

    Ожидаемые результаты реализации этого проекта:

    Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся

    устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах

    жизнедеятельности;

    Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

    Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной

    проблемы;

    Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

    1. «В магазине» Цель: Закрепление у детей знаний о продуктовых магазинах.

    2. «Все профессии важны» Цель: Закрепление знаний о профессиях – продавец, администратор, кассир, директор и их обязанности.

    3. «Деньги» Цель: Продолжать закреплять знания у детей о деньгах.

    Консультации для родителей:

    1. «Играем вместе с детьми».

    2. "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

    3. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

    4. «Взрослые, дети, игра»

    Художественная деятельность:

    1. Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Магазин»

    1. Сюжетно – ролевая игра вместе с родителями «Супермаркет»

    НОД «Знакомство с деньгами»

    Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

    Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

    Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

    Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

    Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

    Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

    Обогащать активный словарь;

    Ход мероприятия:

    Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

    Дети: Кот.

    В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

    К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

    Д: Здравствуй

    В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

    Варианты ответов.

    Д: Варианты ответов.

    К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

    Д: Варианты ответов.

    К: В кошелек мы их кладем,

    С ними в магазин идем. (Деньги)

    В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

    К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s

    В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

    Д/и: «Что когда было?»

    Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

    Физминутка: «Апельсин»

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он один.

    Эта долька - для ежа,

    Эта долька - для стрижа,

    Эта долька - для утят,

    Эта долька - для котят,

    Эта долька - для бобра,

    А для волка. кожура.

    Он сердит на нас - беда!

    Разбегайтесь кто куда.

    В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

    Какие желания были у девочки?

    К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

    В: Мы пошли купить продукты:

    Молоко, сметану, фрукты.

    На кассу все несем в корзине.

    Мы в продуктовом. Магазине

    В: Что загадывала девочка из сказки?

    Д: Куклы, баранки, велосипеды.

    К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

    Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

    Кот ученый рассматривает рисунки детей.

    «Экскурсия в магазин»

    Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями

    города их назначением магазин «Продукты»;

    профессии людей продавец продуктового магазина,

    Ход экскурсии:

    В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.

    ответы детей

    В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

    Что могут продать детям?

    Ответы детей.

    В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

    А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

    Д: Пройти с ним на кассу.

    В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

    Д: Продавец

    В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.

    В: А что потом мы делаем?

    Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

    А откуда мы с вами берем деньги?

    Ответы детей

    В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?

    Экскурсия в магазин

    В: Ребята, что мы видим в магазине?

    Д: еду, продукты, чай и т. д.

    В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

    Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

    Д: Пройти на кассу и оплатить.

    В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

    В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?

    Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?

    А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

    Ответы детей

    В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.

    Сюжетно – ролевая игра «Виктория»

    Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

    закреплять знания о деньгах;

    продолжать формировать интерес детей к игре;

    воспитывать уважение к труду взрослых.

    Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

    Ход игры:

    (Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

    В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

    Можно отходить далеко от родителей в магазине?

    Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

    Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

    Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

    Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

    Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

    Покупатель: Спасибо сейчас сам.

    (параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)

    Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.

    Продавец: Вот вам карта скидок.

    Все продукты на витрине:

    чай, конфеты, колбаса –

    Разбегаются глаза.

    Подходите, покупайте.

    Деньги в кассу отдавайте.

    Покупатели расходятся по отделам.

    В нашем городе наступил вечер.

    Рабочий день закончился.

    Закрываются магазины.

    В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются.

    Вероника Григорьева
    Занятие для детей по финансовой грамотности, конспект игры «Мы, ребята, деловые»

    Цель :

    формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений

    развитие экономического мышления у дошкольников

    воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

    Задачи :

    воспитать умение определять и различать потребности человека : жизненно важные, духовные, семейные потребности.

    расширить представление детей о труде взрослых

    уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

    формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи

    Ход игры

    Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры» . Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается звучанием гонга. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.

    Раунд 1 «Потребности»

    Ведущий : то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры» . Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.

    На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье) . Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику.

    Ведущий : самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.

    На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора)

    Ведущий : В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята , есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.

    На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь)

    Раунд 2 «Труд»

    Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя.

    Проводится небольшая беседа :

    Ведущий : У мальчика в комнате порядок?

    Ответы детей : Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.

    Ведущий : Как он разговаривает со своей бабушкой?

    Ответы детей : Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.

    Ведущий : Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?

    Ответы детей : Лентяй.

    Ведущий : Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?

    Ответы детей : Это труд.

    Ведущий : отгадайте какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.

    На экран выводятся по два задания для каждой команды.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Сделал дело , гуляй смело.

    Ведущий : Ребята , как вы думаете, что такое профессия?

    Ответы детей : Профессия – это труд.

    Ведущий : Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей каких же профессий вы можете там встретить?

    Ведущий : Кто управляет самолетом? (пилот)

    Ведущий : Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)

    Ведущий : Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)

    Ведущий : Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)

    Ведущий : К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)

    Ведущий : Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)

    Ведущий : Кто следит за чистотой? (уборщики)

    Ведущий : Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)

    Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира удовлетворяет данная профессия) .

    Ведущий : Второй раунд игры закончен , объявляем физкультминутку.

    Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

    «Одежда»

    Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

    Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

    Надо нам ее спасти и в порядок привести.

    В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

    Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

    Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

    А потом легко и ловко все развесим на веревках.

    Раунд 3 «Товар»

    Ведущий : Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что речь идет не о товаре.

    Фермер привез на рынок молоко (товар)

    Папа починил детям игрушку (не товар)

    Мама испекла пирог к празднику (не товар)

    Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

    Маша сварила варенье для Миши (не товар)

    На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

    Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

    В издательстве напечатали много детских книг (товар)

    Подведение итогов.

    В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка почвы к посадке пшеницы (вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)

    Ведущий : Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.

    На экран выводятся по 2 задания для каждой команды.

    кукла в зимней одежде и кукла в простом платье

    летняя и зимняя обувь

    машинка простая и на пульте управления

    печенье в упаковке и россыпью

    Подведение итогов.

    Раунд 4 «Семейный бюджет»

    Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов :

    Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

    Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.

    Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.

    Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты кинотеатр.

    Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.

    Сектор сюрприз

    Ведущий : Ребята , представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.

    Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»

    Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.

    Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

    Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и отсчет времени.

    После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводяться итоги 4 раунда, а затем всей игры . Все участники игры получают поощрителные призы.

    Ведущий : В игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности . Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.

    Начать обучение

    Срок обучения: 1,5 месяцев 1 месяц (72 часа), стоимость: 4500 3200 рублей.

    Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки , узнать о которых вы можете на сайте в разделе "Новости ". Обратите внимание, что стоимость, указанная в аннотациях программ, является фиксированной, а стоимость по акции выставляется специалистом при приёме заявки на обучение.

    Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).

    Актуальность программы:
    К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

    В своей книге «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри так обосновывает необходимость финансового образования в дошкольном возрасте. Подъемы и спады на рынке, война и мир, здоровье и болезнь, браки и разводы – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Заветная мечта каждой матери и отца – чтобы их дитя никогда не узнало, что значит изворачиваться, добывая очередной обед или ужин, или мучиться на ненавистной работе «ради денег». Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А ведь финансовая грамотность – оружие экономической самообороны.

    Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Сегодня нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

    Цель: познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольников.

    В результате освоения программы Вы:
    расширите свои представления о возможностях формирования финансовой грамотности у старших дошкольников;
    поймёте, чем отличается финансовая грамотность от финансового просвещения;
    сможете определить, какие возможности есть у педагогов дошкольного образования в работе над повышением финансовой грамотности дошкольников;
    узнаете, на каких принципах необходимо строить работу по повышению финансовой грамотности воспитанников детского сада;
    получите методические материалы, которые помогут вам организовать деятельность детей.

    Категория слушателей:
    Руководители дошкольных образовательных организаций и их заместители.
    Методисты дошкольных образовательных организаций.
    Педагоги дошкольного образования.
    Родители детей старшего дошкольного возраста.

    Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн режиме на образовательном портале

    Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео, аудиозаписи.

    Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

    Модуль 1. Основы финансовой грамотности для детей разного возраста:
    Тема 1. Понятие, сущность финансовой грамотности и ее значение.
    Тема 2. Финансовое обучение ребенка.

    Модуль 2. Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ:
    Тема 1. Подходы и модели повышения финансовой грамотности в дошкольном образовании.
    Тема 2. Основные возможности и принципы повышения финансовой грамотности дошкольников в детском саду.
    Тема 3. Технологии и практики формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

    Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 495 105 96 04.