Опыт работы цель педагогической деятельности воспитателя доу. Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Из разбросанных деревень сельского хозяйства государства будут сформированы в Западной Африке в конце первого тысячелетия. Третья глава посвящена истории великих африканских государств. Здесь Жак Брассель приглашает читателя к увлекательному путешествию во времени и пространстве. Если панорама африканской экономики, составленная в первой главе, а также повествование о происхождении второй главы, для очень обогащения, хотя они и есть, возможно, не имеют «дезориентированного» радикально культивируемого читателя, вполне вероятно, что, даже для последнего, это вторжение в историю африканских королевств, будет похоже на исследование в неизвестной стране, по пути, прекрасных открытий.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методическая деятельность воспитателя ДОУ

самообразование воспитатель педагог методический

В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:

· что в ходит в понятие «методическая деятельность»?

· из чего состоит методическая деятельность воспитателя?

· что такое «методическая служба» ДОУ?

Два самых древних африканских королевства были расположены в Восточной Африке, к югу от древнего Египта. Они были в значительной степени подвержены его влиянию. Истории этих двух блестящих синкретических цивилизаций увлекательны, а также рассказы об их продолжениях до наших дней - а также религиозные традиции. В течение этого длительного периода от древности до эпохи Возрождения Нубия, особенно, и Эфиопия, в меньшей степени, играли роль моста, контрабандиста, но и защитного щита для Черная Африка.

В Западной Африке, наоборот, империи хрупкие, неустойчивые. Внутренние разногласия и борьба за власть являются постоянными, они в конечном итоге рушится, исчезают и заменяются другими. Причинами этой хрупкости являются в основном отсутствие естественных границ, неопределенность государственных границ - император управляет людьми, а не территориями - и большим разнообразием народов, которыми они управляют. Государственная власть сводится к принудительному восприятию налогов, она не нарушает культуру деревень.

· какие функции у методической службы ДОУ и какие задачи она призвана решать?

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:

Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете -- на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.

Когда военное ограничение исчезает, жизнь продолжается, без изменений. Африканские империи никогда не были плавильным горшком народов; мы можем даже сомневаться, что у них когда-либо была такая цель. Судан, в древнем смысле, данном этому имени, был ключевым регионом Сахеля. Для королевства контроль над южной окраиной пустыни Сахары был необходим для торговли с севером. Это была также область с двумя важными структурными рисками: климатические колебания и опасный район с людьми пустыни. Нигер играл там, в второстепенном режиме, ту же роль, что и Нил в Египте.

В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.

Это особенно характерно для «внутренней дельты», зоны рассеивания реки в нескольких курсах между Бамако и Тимбукту. Принадлежащие к различным этническим группам, рыбаки, фермеры и скотоводы уважали светскую специализацию, обеспечивающую мирное сотрудничество. Этот процветающий регион станет экономической базой последовательных империй.

Древняя Гана, Мали, Волоф и Сонгай - огромные средневековые империи Западной Африки. Сельское хозяйство и торговля с Северной Африкой являются основой их богатства. Империи экспортируют золото, рабов и импортную соль, но со временем торговля растет и диверсифицируется. В период Сонгай африканские продукты достигают Европы, а последний, через Магриб, отправляет в империю произведенные и предметы роскоши.

Методическая служба ДОУ - подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

Цель методической службы:

· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Элиты империй исламизированы. Африканские торговцы были первыми, кто обратился в ислам, практикуемый караванами. По отношению к убеждениям, которые он заменил, ислам был сложной и сильно революционной религией, придавая такое же достоинство каждому верующему из всех истоков. Он также выиграл от сахелианских лидеров, чтобы объединить народ и обеспечить хорошие торговые и политические отношения со странами Северной Африки.

Время излучения Тимбукту путают с временем из четырех империй. Город находится на пике своей империи Сонхай: Тимбукту становится культурной и религиозной столицей, с известными университетами и учебными центрами. Преподаются математика, астрономия, медицина и гуманитарные науки, такие как история и география, а также, конечно же, исламское богословие.

· осуществлять непрерывное образование педагогов;

· развивать их творческий потенциал.

Основные задачи методической службы:

· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;

Основные ученые и ученые Тимбукту депортированы в Марракеш, загруженные цепями. Это трагедия для всей Западной Африки. В основном это касается Северной Ливии. У него нет золота для продажи, но на протяжении тысячелетия его богатство связано с продажей рабов в арабский и османский мир. Армия сильна, она первой в Западной Африке приобретает огнестрельное оружие. Лидеры исламизированы. Священная война узаконивает набеги, чтобы взять рабов среди анимистических народов и без южных штатов.

Глава призывает к переходу в регионы Центральной, Восточной и Южной Африки. Изученный период такой же, как для Западной Африки, от конца предыстории до конца средневековья. В основном это посвящено расширению банту и городам-государствам на восточном побережье Африки.

· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;

· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

«Банту» не означает расу или этническую группу, а группу народов, говорящих на соседних языках в пространстве от Камеруна до Южной Африки через Экваториальную Африку и Восточную Африку. Эта лингвистическая близость является следствием медленной и длительной миграции людей банту, первоначально расположенных сегодня на границах Нигерии и Камеруна, которые распространились по всему этому пространству и колонизировали его. Позже он будет завершен вторым миграционным потоком, идущим на восток. Он заканчивается в 500 году н.э. в Южной Африке. «Прогресс оценивается в 20 км за десятилетие, поэтому это не кавалькада на континенте, это постепенный переход, миграционный дрейф».

· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· проводить педагогический мониторинг.

Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.

Дом мигрантов-банту - это фермеры и полукочевые пастухи, которые овладевают гончарными изделиями и ткачеством. Расширение банту имеет две причины. Первый - поиск новых земель для возделывания. Во-вторых, отсутствие серьезного противостояния этой прогрессии. Народы, чьи банту завоевывают территории, находятся только на стадии групп охотников и собирателей. Они неспособны организовать и остановить продвижение новичков, чья технология доминирует над ними.

Расширение происходит в двух основных миграционных потоках. Западная ветвь следует за Атлантическим побережьем и реками бассейна Конго и достигает Анголы. Именно в этом регионе банту учатся работать на железе. Это знание значительно усиливает их технологическое и военное превосходство, что приводит к ускорению расширения. Ветвление, затем распространяется по всей Южной Африке.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

В средние века банту Восточной Африки часто смешивали с другими популяциями и диверсифицировали. В экономическом и культурном отношении разница между народами огромных внутренних пространств великих озер и гор Африки и населения прибрежной полосы от Сомали до Мозамбика.

За пределами прибрежной полосы, территории занимают пастырские народы, полуоседлые фермеры и, на берегах великих озер, рыбаки. Фермеры овладевают работой железа. Такое долговременное разделение труда уже встречается в исследовании Западной Африки. Это предполагает постоянные обмены, мирное сотрудничество между этническими группами, чему способствует обилие земли. Политическая власть - это, как правило, территориально ограниченные вождества. Существует внутреннее рабство. В этих обществах селекционеры, меньшинства, отвечают за деятельность, считающуюся самой благородной, и также являются лучшими в военном искусстве.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь -- со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Розарии городов-суахили, разбросанные по восточному побережью Африки, представляют собой совершенно другое лицо. Эти портовые города, соединенные интенсивным каботажем дхонов, имеют одну и ту же культуру, не создав при этом государства. С севера на юг наиболее важными являются Могадишо, Малинди, Момбасса, Килва, Занзибар, Келимане и Софала. Их африканское население обогащено арабскими и персидскими взносами. Они торгуют со странами Севера и Востока Индийского океана. Все знания об арабском и индийском мирах доступны для них.

Это иерархические общества, основанные на рабской базе. Наверху мы находим султана и его родственников, их администрацию и богатых торговцев, которые являются мусульманами и вызывают арабское или персидское происхождение. Под свободным населением, а также мусульманином, из всех ремесленников и торговцев, матросов и клириков местного происхождения. И в нижней части шкалы рабское население, также африканское, использовалось на фермах, текстильных фабриках, домах знатоков, служащих.

В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

Другие товары экспортируются: слоновая кость, янтарь, шкуры, золотая пыль, черепаховые раковины, дерево и железо. Взамен мы импортируем шелки, хлопчатобумажные изделия, стеклянные бусины и различные промышленные продукты, такие как китайский фарфор. Золото проходит в основном через Килву и Софалу. Он исходит из внутреннего региона между Замбези на севере и Лимпопо на юге, который сегодня охватывает Зимбабве и Мозамбик. Это связано с эксплуатацией аллювиальных отложений, а также с добычей полезных ископаемых, с колодцами и галереями, которые могут опускаться до 30 метров.

Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса -- содействовать его обновлению.

Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.

Это богатство находится под контролем людей банту, шонасов, которым в средние века удалось создать настоящую империю - Мономотапу. Шонас не имеет сельскохозяйственной техники, превосходящей сельскохозяйственные постройки, расположенные дальше на север. Они не знают колеса, тягловые животные, плуг, использование энергии ветра или воды или письма. Их богатство происходит в основном от разведения, выполняемого на высоте на зеленых землях плато, защищенных от разрушений цеце. С другой стороны, они являются строителями, в соответствии с техникой сухого камня.

Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Похоже, что это ноу-хау развивалось автономно. В Шона «Зимбабве» означает «каменное строительство». Очень примечательные руины этого города сегодня являются национальным памятником современного Зимбабве. Южная Африка, слишком далеко, остается изолированной и изолированной от торговли. Расширение банту сформировало образ жизни, который не эволюционирует. Это обобщение можно обобщить на всю тропическую Африку, технические ограничения которой значительны. «Этот разрыв расширяется с ростом Европы, которая в то время даже дистанцировалась от мусульманского мира».

Самообразование -- это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.

Прогресс в навигации, среди прочего, позволит прибыть европейцам. Но это воссоединение - это вечеринка. Богатство повествования питается страстью автора, который удивляется, что «одна из самых маленьких стран в Европе и наименее населенная имеет на протяжении двух веков чрезвычайное влияние на Африку» и который, очевидно, любит следить за поездками и подвигами португальских моряков.

Серьезные столкновения с Кастилью за преемственность с престолом Португалии заканчиваются победой португальцев, поддерживаемых англичанами, в «буржуазной революции» надеется на господство, благоприятное для развития торговли. Благородство, она мечтает о подвигах против неверных. Португалия применяет стратегию завоеваний в Марокко, которая может удовлетворить оба чаяния. Это отражается, с одной стороны, колонизацией портовых городов, которые также являются точками прибытия караванов Сахары, а с другой - поддержкой морских экспедиций, идущих все дальше на юг вдоль побережья.

Мотивами для самообразования могут быть следующие:

· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

Источники, используемые в процессе самообразования:

· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;

· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;

· курсы, семинары и конференции;

· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;

· проведение исследовательской, поисковой деятельности;

· участие в олимпиадах, проектах;

· изучение информационно-компьютерных технологий;

· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

Это могут быть:

· подготовка статей, докладов, сценариев;

· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.

· разработка новых организационных форм, методов работы;

· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;

· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

· создание банка данных игр, загадок, стихов;

· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;

· проект личной методической веб-страницы;

· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.

Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности - разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

· наличие и выполнение плана самообразования;

· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;

· участие в работе методических объединений, педагогического совета;

· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

· рецензирование методических разработок;

· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

· подготовка воспитанников к конкурсам;

· руководство кружком;

· курсовая подготовка, стажировка;

· участие в региональных, всероссийских, международных программах.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.

    курс лекций , добавлен 12.11.2008

    Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса. Методические службы региона: проблемы функционирования. Выбор модели методической службы как ключевое условие ее эффективности. Оценка эффективности функционирования службы.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе. Пути совершенствования методической работы.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Организационные, индивидуальные формы и принципы деятельности методической службы. Организационно-содержательные условия практической деятельности методической службы. Центр методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Анализ сфер деятельности преподавателя. Общепедагогические аспекты методической работы педагога. Составные части статьи. Сущность аннотации, выбор ключевых слов, оценка клише для написания статьи. Методический смысл и создание педагогической статьи.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Заведующая, воспитатель анализируют деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между "тем, что есть" и "тем, что требуется". Поэтому воспитатель должен не только выявить несоответствие между практикой и требованиями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательного процесса. Необходимо ежегодно проводить анализ результатов работы в ДОУ, искать способы их улучшения. Примерное содержание анализа итогов учебного года может быть следующим: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года; суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, рационального питания и др.

Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости воспитанников детского сада. Общие выводы и резервы .

Анализируются так же, результаты повышения квалификации и аттестации воспитателей. Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями.

Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно только через изменения в содержании или организации учебно-воспитательного процесса. В ходе педагогического анализа вместе с педагогом проводится обязательное обсуждение результатов его труда.

Рассматривая процесс управления дошкольным образовательным учреждением с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса.

По форме управление ДОУ - это анализ информации, технология которого состоит из 3 этапов: сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, собственно ее анализ и выдача воздействующей информации. Педагогический анализ - это функция управления, направленная на изучение состояния, тенденции развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние .

А.Н. Троян выделяет следующие понятия педагогического анализа: наблюдения педагогического процесса, контроль за ходом воспитательно-образовательной работы и педагогический анализ. Все эти понятия направлены на педагогический процесс и осуществляются в ходе посещения групп: "Под наблюдением мы понимаем целенаправленное восприятие основных элементов педагогического процесса для получения информации о состоянии, ходе отдельных параметров воспитательной работы. Контроль - функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в соответствии с нормативными требованиями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о состоянии учебно-воспитательной работы".

Из этого можно сделать заключение, что функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.

Воспитатель должен помнить, что педагогический анализ - это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня, как никогда, действенен метод убеждения. Необходимо доказать большую рациональность применения других методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения наивысших результатов в воспитании и развитии детей.

Педагогический анализ не сводится только к выявлению недостатков, но помогает найти положительное в работе. Значит, он способствует созданию передового педагогического опыта.

Сложность педагогического анализа заключается в том, что его объектом является человек, следовательно, руководитель должен обладать высокой управленческой культурой. Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу.

Организация педагогического анализа заключается в том, чтобы привлечь воспитателя к анализу своей деятельности, именно к анализу, а не учету. Следовательно, самоанализ деятельности - это один из главных путей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Но самоанализу воспитателя надо учить. В этом и состоит задача руководителя. Самооценка и самоанализ основаны на всестороннем анализе собственной деятельности, являются фактором роста профессиональной зрелости и мастерства воспитателя. При этом роль контроля не снижается. Необходимо повышать его качество, умело соотносить самооценку воспитателя с мнением коллег, администрации, определять на этой основе планы дальнейшего самосовершенствования.

Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство - завышенные.

Большое значение придается внедрению системного подхода к анализу занятий и режимных моментов.

Системный анализ предполагает: выделение в изучаемом объекте характерных для него частей; оценку каждой части, ее роли и места; установление взаимосвязей и взаимозависимостей между частями, соединение их: в единое целое; оценку реального результата наблюдаемого объекта; выводы и предложения по совершенствованию работы педагога.

Для примера рассмотрим схему проведения педагогического анализа в детском саду (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема проведения педагогического анализа в детском саду

Далее рассмотрим формы анализа и самоанализа занятия. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к предмету исследования. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.). Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления. Стиль беседы с воспитателем - доброжелательный, уважительный и тактичный, с опорой на положительные моменты в работе. Важно учитывать индивидуальные особенности педагога: характер, тип нервной деятельности, стаж, уровень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическую эрудицию.