Психическое здоровье, социальное здоровье, духовное здоровье - индивидуальная программа оздоровления. Методическая разработка на тему: разработка занятия на тему "Духовное здоровье"

В московской студии нашего телеканала - архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

- Сегодня тема нашей передачи - «Духовное здоровье». Что такое здоровье вообще?

Каждый человек знаком с такими понятиями, как «здоровье» и «болезнь». И конечно, у каждого человека, если у него нет определенной образованности, начитанности, знаний, есть свои представления об этих двух состояниях. Больной человек может думать, что он здоров, а здоровый может понимать, знать или догадываться, что он больной. Поэтому нам необходимо иметь общий уровень знания, от которого каждому человеку можно отталкиваться.

Мы живем в гражданском обществе, в котором существуют такие законы и понятия: Всемирная организация здравоохранения говорит о здоровье как об особом состоянии человека, у которого не только отсутствуют болезни, но есть душевное и социальное благополучие. В этот термин укладывается понятие некоего комфорта и благополучия при отсутствии болезней. Болезнь же, по представлению Всемирной организации здравоохранения, - это когда у человека происходит нарушение, дезадаптация внутри организма, когда органы и системы неправильно реагируют, неправильно регулируются и человек ощущает повреждения в своем организме, неполноценность своего бытия, реально существуют элементы болезни.

Те, кто хочет узнать больше о здоровье, болезни и факторах, которые способствуют здоровью или приводят к болезни, могут ознакомиться со справочными материалами Интернета, но каждый человек должен иметь понятийный минимум и владеть этим понятийным аппаратом, чтобы иметь представления о здоровье и болезни.

- Какие существуют представления о здоровье и болезни?

Человек должен знать, что такое здоровье, прежде всего, из этой рекомендации Всемирной организации здравоохранения по определению понятий. Но также человек должен знать, что мы, люди, состоим из души, духа и тела, поэтому бывает физическое, психологическое (или психическое) и духовное здоровье. Понятие духовного здоровья может расцениваться в секулярном обществе (то есть отделенном от Церкви) не так, как в Церкви. Понятие духовности в мире, отделенном от Церкви, определяется как особая культура, особый стиль поведения, особое воспитание, и сюда приплюсовывается эмоциональная составляющая. Допустим, человек считается духовным, если он пишет и слушает музыку, читает много книг, но понятие о такой духовности в корне отличается от церковного понимания этого термина и состояния духовности.

Духовность - это потребность пребывания в Духе Святом, чтобы Он пребывал в тебе и руководил твоей жизнью, когда ты обращаешься к Богу и опираешься в своей жизни на Божественные повеления, тогда твоя жизнь становится водимой Духом Святым. Это и называется духовным состоянием, жизнью в духе. Духовное здоровье - это когда ты ощущаешь в себе эту полноту, причем такое состояние должно быть не ложным, не лицемерным, а истинным, когда люди, которые сами пребывают в духе, могут увидеть в тебе это состояние духовности.

Чем различается духовное понимание людей, находящихся в лоне Церкви, от понимания людей, которые находятся вне Церкви?

Неправильно понимают сам термин, неправильно ищут корни возникновения этого названия. Люди, которые находятся в Церкви, всегда ищут понятийный аппарат на страницах Священного Писания, Священного Предания, воспитываются в церковном духе и церковной традиции, а люди, которые находятся вне Церкви, пытаются вакуум заполнить душевными (не духовными) объемами, придумывают различный понятийный аппарат для того, чтобы заполнить этот вакуум. Но люди церковные должны очень сильно отличаться от нецерковных людей, потому что церковным людям необходимо изменить свое сознание и отношение к миру: увидеть ложь мира, обличить ее и отстраниться от нее. Если человек был заражен этой ложью, то он должен от нее избавиться, а если не был заражен, то чтобы и не стремился заразиться ложью мира сего.

Как связано телесное, физическое здоровье с духовным здоровьем? Есть такое выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Справедливо ли оно для человека, который находится в Церкви?

Этот термин («здоровый дух») встречается на страницах Священного Писания в апостольском послании, но также он был очень сильно распространен и в языческом мире, когда спортсмены-олимпийцы показывали силу своего тела, демонстрируя тем самым силу духа, то есть волевые качества (душевные) приравнивались к духовным качествам. То есть если человек хочет избавиться от какой-то привычки ради того, чтобы хорошо выглядеть, он начинает воспитывать в себе качества выносливости, заниматься особенным образом спортом, чтобы выигрывать в олимпиадах, но он же не становится от этого духовнее. Он становится сильнее, выносливее, более волевым, принимает соответствующие решения, но о духовности здесь вообще нет никакого разговора, потому что жизнь человека протекает без Церкви, без ее благодатных таинств, без имени Христова.

Мы знаем, что конечная цель нашей жизни - Царствие Небесное, и каждый человек должен стремиться к нему. Значит, мы должны ставить для себя векторы в направлении Царствия Небесного. А здесь мы видим, что векторы ставятся на внешние, часто непостоянные особенности человеческого тела. Сегодня они прекрасны, а завтра находятся в упадке, сегодня человек молодой и красивый, а завтра он дряхлый старик, которому никто не может помочь. Так и здесь: человек, который устанавливает неправильный духовный вектор, потом пожинает плоды достижения своих неправильных целей. Конечно, такой человек совершает грех, приводит свое тело и душу в состояние упадка, при котором не достигнуть Царства Небесного. Это плотской, душевный человек. И апостол говорит, что хочет во всех нас видеть людей не плотских, не телесных, не думающих о временном, но думающих о вечности, хочет видеть в нас людей духовных. И поэтому он призывает думать о вечном, о Христе и Его учении, о том, как достичь пребывания в Боге и в славе Божией.

- То есть спортивная сила духа - это совсем не стяжание Духа Святого?

Абсолютно. Здесь мы говорим о духе с маленькой буквы, а когда говорим о духовности, то слово «дух» имеет сродство с Духом Святым, то есть к таким состоянием. Кто такой Дух Святой? Это Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и каждый человек призван к обожению. Апостол говорит о том, чтобы мы подражали Богу. А если человек подражает Богу, то значит, он изменяется в корне: изменяет свои поступки, мысли, поведение, свое отношение к жизни, изменяется вообще, преображается и становится новым человеком. И апостол говорит, что человек может достигнуть Царства Небесного, когда он преобразится до тех критериев, которые дает нам Святая Церковь через Священное Писание, Священное Предание, по тем правилам и нормативам, которые необходимы для того, чтобы попасть в Царство Бога.

А возможен ли противоположный известному изречению «в здоровом теле здоровый дух» вариант? У подвижников происходит как раз наоборот: в немощном теле, у больного человека происходит цветение духа.

Здоровый дух может быть и у здорового человека, красивого внешне. Мы помним (есть на страницах Священного Писания) об Иосифе Прекрасном, который не зря так назван, потому что он был красив и телом, и душой. Конечно, и через него исполняются обетования Божии. А бывает и такое, что у человека здоровый дух, когда у него нездоровое тело. Например, праведный Иов Многострадальный, который был не здоров телом, и когда дьявол искушал его и поражал его тело, но, боясь Бога, не забирал его душу, Иов пребывал в состоянии здорового духа. Конечно, он и плакал, и печалился, но прежде всего о том, что не мог полностью угодить Богу. Здесь Господь открывает нам через Священное Писание особенное понимание: мы должны знать, для чего Господь нам дал все, что мы имеем при себе (тело, душу, дух), и как мы должны это использовать. Потому что если человек неправильно относится к своему телу, значит, он неправильно понимает, для чего оно существует.

Если он не соблюдает внешнюю и внутреннюю гигиену своего тела, он не знает, что за механизм, что за «машину» дал ему Господь, потому что тело - это машина по большому счету. Если его рассмотреть, то увидишь в нем канализацию, различные моторы, клапаны и насосы. Даже в самой маленькой клеточке существуют насосы, которые переносят микрочастицы, молекулы, поэтому это такая машина, которую человек не знает до конца, он еще не понимает всей полноты ее работы. Поэтому тело - это Божий дар, и к нему надо правильно относиться: заботиться, но не поклоняться ему, потому что есть люди, которые просто живут своим телом, вся их жизнь складывается из того, чтобы поддерживать свое тело на определенном уровне, чтобы оно определенным образом выглядело.

Духовные люди заботятся о том, чтобы их дух достиг Царства Небесного, потому что знают, что это тело разрушится, а душа нет. Такой человек знает, что тело он потеряет, но душа войдет в рай, а в Царство Небесное войдет тело, которое Господь воскресит. Мы верим в воскресение тела, не в духовное воскресение, а в такое, которое будет в совершенном теле, и Христос нам показал Своим воскресением Свое совершенное тело, когда Он являлся апостолу Фоме и сказал ему: «Дай Мне свой палец и вложи в Мои раны, наложи руку свою на Мое ребро и посмотри, что это то тело, которое было истязаемо и распято, но сейчас Я нахожусь в нем и управляю им полностью». Его хотят схватить - и не могут, хотят обнять - Он пропадает, исчезает, и никто не знает, где Он находится. Но мы знаем, что Христос всегда пребывает в христианской общине и телом, а не только Духом, но просто тело Его неосязаемо и невидимо нашими ограниченными органами чувств.

Когда призывается имя Христа на литургии, Он пребывает там и Духом, и Телом, но мы Его не видим, так же как мы не видим электричество, но это не значит, что его нет. Мы видим, что лампочка светит, но само электричество не видим. Так же мы не видим и бактерий, которые в нас существуют, но это не значит, что их нет. И человек духовный понимает, что Господь с ним, поэтому он не будет грешить. Попробуй сделать что-нибудь плохое, когда ты видишь Личность Бога, попробуй согрешить против твоего брата. Духовный человек физически и духовно не может идти против Бога, Которого видит. Святые люди видят Бога особенным образом: они знают, что Он рядом с ними, они чувствуют Его, поэтому духовные люди не могут идти против Самого Господа, они живут особенным образом и призывают других так жить и говорят, что до определенного времени мы не видим Бога, а потом все Его увидим.

А кто пребывает во грехе, будет очень плакать о своих грехах, потому что Господь Сам Свидетель всего того, что с нами происходило, происходит и каким было направление нашей души. Поэтому здесь мы должны очень правильно оценивать ту обстановку, прежде всего духовную, в которой мы находимся. И люди духовные понимают, где они находятся и что происходит. Плотские, душевные люди этого не понимают.

- Как человеку плотскому, душевному, может быть, далекому от Церкви, обрести духовное здоровье?

Прежде чем обрести духовное здоровье, надо понять, что оно отсутствует у человека, который хочет его обрести, потому что сам термин «обрести» означает «найти», «получить», «завладеть». Если человек задумывается об этом, значит - первый шаг к духовному состоянию уже сделан: человек задумывается о том, есть ли у него духовное здоровье, есть ли у него какие-то духовные плоды, чтобы правильно жить и иметь определенные цели и ориентиры в своей жизни. Нельзя сказать в двух словах, как обрести духовное здоровье, это очень глубокий вопрос. Первый шаг нужно сделать в Церковь Божию, воспитать себя в Духе. Если человек некрещеный, то должен покреститься во имя Господа Иисуса Христа, во имя Святой Троицы, чтобы иметь надежду возрождения в жизни будущей. Если у такого человека есть это желание, посыл, то он начинает приобретать надежду на то, что у него будет духовное здоровье.

Но каждый человек должен знать, что когда мы творим грехи и беззакония, отворачиваемся от Бога, то все мы больны. Так же как у всех людей есть какие-то вирусы в организме, которые творят свое дело. Они могут быть болезнетворными, сильными и слабыми, но у каждого человека они есть, просто не каждый об этом знает. Есть такие вирусы, которые до определенного момента не проявляются, и человек, который знает, что они могут проявиться, пойдет провериться, сдаст анализы и увидит, что они есть, и поймет, что необходимо от них избавиться, пока иммунитет сильный, или поддерживать свою жизнь на таком уровне, чтобы они никогда в нем не возобладали, не проявились. Так же и у человека духовного: сначала он должен прийти к духовнику, духовно опытному человеку, и побеседовать с ним, поговорить о Боге, своей жизни и получить некий диагностический список того, что ему необходимо сделать, как ему жить дальше в Боге и Духе Святом. Конечно, это может сделать Святая Церковь, которая имеет в своем запасе людей, живущих в Духе, пользующихся спасительными таинствами, способными изменить духовную часть в человеке.

Пример духовного здоровья нам явил Господь наш Иисус Христос, Он был духовно здоровым Человеком, Вторым Адамом. Адам и Ева тоже были сотворены духовно здоровыми, но мы знаем, какая потом произошла трагедия со всем родом человеческим. Поэтому каждый человек рождается в грехе, и этот грех Адамова преслушания (первородный грех) омывается банею пакибытия, то есть крещения.

Задают такой вопрос: «Если оба родители крещеные и у них рождается ребенок, то почему его надо крестить? Ведь у них уже должно родиться святое дитя». Нет, дело в том, что грех настолько задел человеческую душу и тело, что у души появились склонности к тем или иным греховным поступкам. Тело как машина, само по себе ничего не может делать: если машина стоит без водителя, то она не сигналит, не потребляет бензин, не едет по газонам, то есть виноват тот, кто ею управляет, а не она сама из-за того, что она существует. Машина может быть и несовершенной, то есть здоровый водитель может попасть в какую-то проблемную ситуацию, если неисправна машина. Здесь у человека примерно такая ситуация, когда и «водитель» болен, и «машина» поломана.

Поэтому Господь говорит о том, что мы все время должны заботиться о своем теле (чинить свою «машину»), но в конце концов тело будет утилизировано (пойдет в землю и будет в ней растворено, пойдет туда, откуда было взято), как и машина пойдет в утиль. А вот душу сдать в утиль, как машину, невозможно. Мы должны знать, что наше тело временное, уже обладает генетическими поломками, сродством с болезнью, все в нем уже работает не так, как было задумано Богом. Бог дал человеку пройти определенный жизненный искус, чтобы человек набрался опыта, прежде всего духовного, и понял, что без Бога жить невозможно.

Адам и Ева были изгнаны из рая, и тем самым им было дано время подумать; иначе они могли бы добраться до древа жизни и стать вечными. Дело в том, что наша жизнь как вспышка, но в нашем земном бытии она имеет какую-то продолжительность, которую чувствует наше тело, но для души она вообще неощутима. И очень хорошо начинаешь понимать тех людей, которые говорят: «Да, я старик (или старушка), но душа у меня молодая». Так обычно говорят люди, которые все время живут в Боге, не творят беззакония, понимают, что придет конец для тела, но не для души.

Многие люди ошибаются, когда думают, что будут жить в своих детях, а сами умрут. Это заблуждение, такие люди не знают о том, каково предназначение человеческой личности, это языческие остатки, рудименты, которые живут в человеке. Все это существует у нас сейчас потому, что мы неполноценны, мы не цельные. Бог создал первых людей цельными, Христос был цельным и явил Собой эту полноту, когда не имел потребности в грехе. А у каждого из нас есть потребность грешить, совершить личный грех, потому что первородный грех дает свои корни и такие вот «цветки».

- У каждой болезни есть первые симптомы. Как определить симптомы духовного заболевания?

Очень вредно определять у себя симптомы болезни, даже физические, потому что все люди болеют болезнью третьего курса мединститута: когда студенты начинают изучать пропедевтику болезней (введение в курс внутренних болезней) и основы хирургии, то, прочитывая о терапевтических, хирургических болезнях, они начинают все это замечать у себя, поэтому это очень вредно - ставить себе самому диагноз, он всегда будет не объективным, а субъективным.

Человек находится в обществе, а мы знаем, что «село не стоит без праведника, а город без святого», поэтому в каждом селе или городе есть люди, которые живут в Боге, есть Святая Церковь, которая приводит нас своим учением и наставлением в Царство Божие, и люди должны понимать, что нужно приходить именно в эту врачебницу, как приходят лечиться в поликлинику или больницу при телесных заболеваниях. В духовной врачебнице (в церкви) с человеком проведет беседу священник или катехизатор. Катехизатор выступает здесь как младшая медсестра в больнице, дьякон как фельдшер, а священник как врач. Эти люди расскажут, что необходимо проверить свой внутренний духовный мир, насколько человек живет в Духе Святом - все это имеет специфические элементы обследования, которое проводится именно в храме Божием.

Поэтому самому себе ставить диагноз нельзя, другое дело, что мы сами можем регламентировать направление своей воли: делать нам плохое или не делать. Потому что каждый человек имеет совесть, и если он делает что-то беззаконное, противное закону Божьему, это претит его внутреннему состоянию, поэтому он не может просто так убить, или украсть, или совершить другие грехи, которые возопиют к Богу, такой человек понимает, что он делает что-то не то. Может быть, «технически» он может совершить такие грехи, но внутри что-то скребет, давит, не дает ему нормально существовать. Это и есть совесть - дар Божий, который заложен в каждом человеческом организме, это атрибут души.

Но дело в том, что человек - трехсоставное существо, душа есть и у растений (это жизненная сила), а у человека душа - это разум, который обладает волей, чувствами и имеет некую жизненную силу, которую мы не можем исследовать, понять и раскрыть, но мы знаем, что она есть. Чувства для нас субъективны, но объективно мы можем сказать, что они есть у каждого, а субъективно почувствовать, как они работают, человек может только на собственном опыте. Поэтому Господь дал каждой личности отдельное тело, и каждая личность имеет право распоряжаться своим телом так, как хочет, но Господь смотрит, какой вектор выбирает его душа, эта жизненная сила, наделенная разумом, волей и чувствами.

- Грех может быть заразительным. Как противостоять греховному влиянию со стороны?

Ветхий и Новый Заветы наполнены рекомендациями, а также и Псалтирь: «Блажен тот человек, который не ходит на собрания нечестивцев, на путях грешных не стоит, не ожидает приближения греха, а удаляется от него». Священное Писание пропитано этими словами, этим духом и всегда говорит: «Убегай греха, беззакония, безбожия». Оно заставляет нас (не рекомендует, а заставляет) уходить от беззакония, как если бы человек знал, что использование определенных продуктов питания или предметов быта ведет к заражению какой-то болезнью. И поэтому знающий человек написал бы: «запрещено», «не трогать».

- То есть это самонадеянно: оставаться среди грешников и считать, что будешь чист?

Абсолютно. Это такое состояние, как если бы незащищенный человек шел туда, где очень сильная радиация, и думал бы, что он такой сильный, что может противостоять ей. Мы несовершенные, находимся в этом уже поврежденном теле, греховном, которое призвано к разложению, поэтому радиация для нас страшна и нужны средства защиты. Мы просто не знаем, что такое духовная зараза, а все святые говорят: «Убегай от греха, от тех людей, которые заражены каким-то пороком, духовной заразой, убегай от сплетников». Нигде на страницах Священного Писания мы не найдем призывов общаться со сплетниками или блудницами, ворами и беззаконниками, потому что Господь прямо говорит уходить от этого. Мы должны знать это правило, и если видим какой-то грех, беззаконие, то должны помолиться за душу этого человека. У таких людей тело часто бывает побиваемо, убиваемо, но надо помолиться за их душу, которую нельзя убить. Видя наше отношение к такому явлению, Господь может простить нам множество грехов. Поэтому грех беззакония мы должны от себя отсекать, отстраняться от него и забыть дорогу туда, где он находится.

- Физические болезни появляются в силу разных условий: плохое питание, чрезмерные нагрузки, экология…

- …курение, пьянство, наркомания. У нас почему-то об этом не любят говорить, но надо подчеркивать, что у курящих очень часто рождаются уродливые дети, потому что никотин и продукты сгорания табачного дыма приводят к мутациям. У алкоголиков рождаются уродливые дети, потому что продукты распада этилового спирта тоже приводят к мутациям, у наркоманов рождаются неполноценные дети, потому что изменения, которые происходят вследствие употребления наркотических средств, особенно последнего поколения, способны приводить к рождению уродов и физически неполноценных людей. Об этом надо часто говорить и напоминать людям. Про экологию все понятно, мы также должны избегать ее вредного влияния, не должны жить на «мусорке», грязно питаться, мы должны оберегать свое тело, соблюдать гигиену, но должны помнить, что болезнь нашего времени - это вышеперечисленные пороки (курение, алкоголизм, наркомания).

- А если перевести на язык духовного здоровья, какие условия являются причинами духовных болезней?

Основная причина - бездуховность, потому что бывает так, что у верующих родителей, которые в третьем поколении ходят в храм Божий, рождаются дети, становящиеся наркоманами, и праведность всего их рода, получается, идет насмарку. Этим подчеркивается, что душа у человека очищается только личным крещением, и необходимо над каждой личностью проводить это таинство, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны знать, что мы неполноценные люди (хочется нам это признавать или нет) как с душевной, так и с физической точки зрения. Мы все время нуждаемся в Боге, в Духе Святом, мы должны заполнять свой внутренний сосуд Духом Святым, потому что апостол говорит: «Все вы сосуды Духа Святого, Его храмы, в которых Он должен обитать». Если в этом сосуде не обитает Святой Дух, то «свято место пусто не бывает» - туда заселяются духи злобы поднебесной, которые хотят, чтобы богоподобный образ человека был в грязи и далек от Бога, вот они и уловляют человека, который не заботится о своей душе, и стаскивают его в ад.

Если мир во зле лежит, мы должны этого мира остерегаться, должны быть водимыми Духом Святым, должны просить Бога, чтобы Он помог нам найти путь спасения и избавиться от греховности. Полностью от нее избавиться сейчас, в этом теле, невозможно, но мы можем иметь стремление избегать наростов греховной коросты, брать палочку покаяния и сбивать со своей души эти наросты, чтобы они не мешали нам жить в этом мире. Поэтому у Церкви есть посты, Таинства покаяния, соборования.

Часто люди думают, что при соборовании им прощаются все грехи. Да, с духовной точки зрения потенциал к прощению есть, но очень многое зависит от самого человека: от его воли, разума, стремления и духовных чувств. Если человек только на языке хочет от них избавиться, то ничего не получится. Если же будет стремиться к этому, то Господь все сделает, чтобы ему помочь. Но мы должны знать, что живем на земле, где набираемся определенного опыта. Мы очень часто любим ссылаться: «Вот, соседка не болеет, прекрасно живет», - не надо этого делать, мы должны смотреть внутрь себя, в свое сердце и свою душу, чтобы знать, не сделали ли мы того, что претит Божией воле, законам благодати, которая может присутствовать только тогда и там, когда и где человек в ней нуждается. Не будет же электрическая энергия существовать там, где нет в ней нужды, если человек не протянет провода, не купит лампочки, хотя в природе эта энергия растворена и ее можно получить различными путями.

У нас не будет концентрированной благодати, если мы ничего не делаем, чтобы ее получить. Она есть, но ее надо концентрировать и применить к себе постом, молитвой. Христос сказал нам, как это все сделать, но когда мы читаем Священное Писание, то воспринимаем слова либо как очень святые, которые не укладываются в нашем сердце и уме (мы думаем, что это такие святые слова, что мы ничего не можем сделать, чтобы следовать им), либо думаем, что это настолько обыденные слова, что их и применять не стоит: сказаны они давно, а мы сейчас живем в другом обществе и при другой политической ситуации (и даже магнитные бури на нас влияют), поэтому исполнять их не надо. Смотришь на отношение человека к своему духовному состоянию и удивляешься, на что он надеется. Каждый человек может жить в Духе Святом, тот, который нуждается в Нем. И когда ты это видишь, думаешь: «Господи, хорошо, что я там (в миру) не живу, защити меня, помоги мне и дай мне силы помочь тому, кто обратится и будет в этом нуждаться».

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

2. «Здоровье - это состояние полного физическо­го, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефек­тов», - записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотде­лимые составляющие: здоровье духовное и физи­ческое.

Физическое здоровье предполагает отказ чело­века от вредных привычек (табакокурения, упо­требления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, че­ловек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необ­ходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно до­стигается умением жить в согласии с окружающи­ми людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влия­ют друг на друга.

3. Практическое задание (ситуация). Ваши действия при заблаговременном оповещении о землетрясе­нии и при внезапном землетрясении, если оно за­ стало вас дома.

3. При заблаговременном оповещении о землетря­сении следует:

Включить телевизор (радио) и выслушать сообщение;

Закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол;

Отключить газ, воду, электричество, пога­сить огонь в печах;

Взять документы, необходимые вещи и сле­довать в указанное место.

Практика показывает, что при внезапном зем­летрясении от первых толчков до последующих", более сильных, когда начнет разрушаться здание, есть 15-20 с. За это время нужно или покинуть здание, или занять в нем относительно безопасное место.

Покидая здание, не следует пользоваться лиф­том, нельзя эвакуироваться из окон, не разбив пе­ред этим остекление.



При укрытии в здании наиболее безопасными местами являются: дверные проемы, места у ко­лонн и под балками каркаса, ниши в капитальных внутренних стенах, углы, образованные этими стенами, а также места под прочными столами и рядом с кроватями.-

Билет № 8


1. Особенности состояния водоемов в разное время гола. Правила безопасного поведения на водое­мах зимой.

1. Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубо­кие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая тем­пература воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых моро­зов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблю­дать правила безопасного поведения на зимних во­доемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед - опасен;

Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно сви­детельствуют о наличии промоины;

Преодолевать водоем по льду следует в свет­лое время суток и при хорошей видимости;

При движении по льду группы людей необход­имо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

При наличии рюкзака необходимо предус­мотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече),

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно перемес­титься в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

2. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них .

2. В общем понятии здоровья различают индиви­дуальное и общественное здоровье. Под индивиду­альным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по дан­ным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, куль­туры, а также от других факторов (наследственнос­ти, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состоя­ния здоровья каждого из членов общества. Боль­шое влияние на его уровень оказывают политиче­ские, социальные, экономические и природные ус­ловия.

Большое влияние на состояние и индивидуаль­ного и общественного здоровья оказывают физи­ческие, химические, биологические, социальное и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влия­нии электромагнитных и электрических полей, солнечного света..

Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицатель­но влиять на здоровье, вызывая инфекционные за­болевания.

Социальное воздействие связало с жизнью об­щества. Поступательное и спокойное развитие об­щественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обы­чаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психоло­гический климат в семье, школе, трудовом кол­лективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конф­ликты, неумение общаться, как правило, приво­дят к стрессам и не способствуют сохранению и ук­реплению здоровья.

3. Практическое задание (ситуация). Во время дохо­да в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились. Ваши действия.

3. Если во время похода за грибами или ягодами вы отстали от группы, следует:

Попытаться догнать группу;

Попытаться привлечь внимание товарищей криками;

Остановиться и ждать, когда за вами вернутся;

При необходимости (травме, плохом самочувствии, ухудшении погоды) развести костер и по­строить временное жилище.

Заблудившись в лесу, следует остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, ос­мотреться вокруг (по возможности с возвышенно­го места), искать дорогу, тропу, ручей или реку. Найдя их, следует определить направление выхо­да и двигаться в этом направлении.

Билет № 9

1. Правила ориентирования на местности. Опреде­ление сторон горизонта; определение направле­ния движения на местности.

1. Ориентированием называется умение опреде­лять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдер­живать его.

Основные способы ориентирования:

По компасу;

По небесным светилам (по Солнцу, по звездам, по Луне);

По местным признакам.

В солнечный полдень направление тени указы­вает на север. Направление на север можно опре­делить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север - юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня - слева.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:

Зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов, бугров и северных скатах ям и углублений;

Лишайники и мхи сильнее развиты с северной стороны стволов деревьев;

На смолистых деревьях в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;

В горах южные склоны более сухие и теплые;

Лесные просеки, как правило, прорубают в направлениях север - юг и запад - восток;

Северный склон муравейника обычно круче, чем южный.

Ориентируясь по местным признакам, выводы можно делать после неоднократной проверки по­лученных результатов.

Направление движения выбирается по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просе­кам, которые обычно ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту» При наличии компаса и карты может быть ис­пользован метод движения по азимуту.

2. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здо­ровье человека.

2. Достичь высокого уровня здоровья можно че­рез индивидуальную систему привычек и поведе­ния человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

Необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;

Закаливание, повышающее сопротивля­емость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;

Рациональное питание (полноценное и сба­лансированное);

Режим труда и отдыха;

Правильное экологическое поведение;

Эмоциональная и психическая устойчивость;

Отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

Сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жиз­ни с раннего детства - это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факто­ры. Основными из них являются:

Наследственность;

Состояние системы здравоохранения в реги­оне;

Физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составля­ет примерно 50%).

3. Практическое задание (ситуация). Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незна­комом водоеме. Ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

3. При купании в открытых водоемах в целях без­опасности запрещается:

Купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

Заплывать за буйки;

Подплывать к судам, лодкам, плотам и дру­гим плавсредствам;

Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

Купаться в нетрезвом виде;

Устраивать на воде игры, связанные с ныря­нием и захватом друг друга;

Плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

Подавать крики ложной тревоги;

Приводить с собой собак и других животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и от­дыхать на воде. Наиболее известны следующие способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и, помогая себе удержаться в таком
положении, сделать вдох, а затем после паузы - медленный выдох;

Вдохнуть, опустить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к телу, медленно вы­дохнуть в воду, а затем сделать быстрый вдох над водой.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Если для человека идеалом является все, что написал и заповедовал П. К. Иванов, это значит, что он четко определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики - это закаливание, вегетарианство, энергия природы и энергия П. К. Иванова. Если для человека важнее всего то, что проповедует Шри Матаджи, значит, он определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики - это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит не из умения войти в воду или медитировать, а из нравственной жизни. Тело для такого человека - храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело - тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую - соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот. Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья.

Подойдем к проблеме с несколько другой стороны. Если человек считает, что видимый материальный мир - единственный мир в мироздании, что он - начало и конец его жизни, он смотрит на мир через «окошечко» материализма. Для него естественно (вольное или невольное) желание - здоровье любой ценой. Такой человек готов пойти на все, чтоб быть здоровым. Он приемлет любую оздоровительную практику, называя, например, выход в неведомые духовные области - «прорывом в дебри подсознания». Если человек считает, что видимый мир - лишь часть жизни, а основная жизнь проходит в мире духовном, он смотрит на мир через «окошечко» религии. Тогда для него годится не каждая оздоровительная практика. Например, он не приемлет методики, где происходит частичное отключение сознания (ребефинг, медитация, НЛП). Для него важно пребывать в том состоянии, которое может принять его сознание.

Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: философия духа бывает двух видов - личностная и безличностная. В зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Безличностная философия. Основой мироздания является Единая Энергия, а весь мир - различные проявления этой энергии (в том числе и сам человек). Естественно, что человек не может быть свободен от той энергии, проявлением которой он является. Тогда и его практики оздоровления должны быть конкретными. А именно, он должен делать все, чтобы «звучать» с этой энергией в резонанс. Еще точнее - он должен убрать в себе все, что мешает этому резонансу. А что мешает? Личность! Такой человек должен презирать свою личность и боготворить энергию. Для этого он использует определенные оздоровительные практики. Типичный пример - медитация, хатха-йога и прочие йоги. Один исследователь, сравнив человека с ограненным алмазом, выразился так, что медитация стирает с ограненного алмаза все грани, делая его матовым шариком. Алмаз (человек) перестает излучать лучи света. А что это за лучи? Это эмоции любви, радости, нежности, доброты, признательности, благоговения, жалости… Матовый шарик излучает лишь одно - невозмутимость и спокойствие. Личностная философия. Основой мироздания является Божественная личность. Она слышит человека, понимает просьбы, помогает ему. Ей (как личности) свойственны все самые благородные побуждения. Естественно, что оздоровительные практики человека в этом случае должны усиливать качества личности. Равнодушие, отрешенность, невозмутимость должны быть строго дозированы и ни в коем случае не быть основными проявлениями человека. В основе занятий должна лежать любовь к телу и психике. Тогда человек берет понемногу из многих оздоровительных систем только то, что годится для развития личности, и отметает то, что направлено на прием энергии («из космоса»).

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

Глава XVI ДУХОВНОЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных, и психических свойств, но достигают также развития духовной способности, или говоря правильные, получают помощь в своем

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

5.1. Духовное развитие детей Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Оккультное врачевание автора Вильям Волкер Аткинсон

Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

Из книги Система оздоровления в пожилом возрасте автора Геннадий Петрович Малахов

Духовное совершенство и Рэйки Бог обращает свои слова к каждому, но не каждый Его слышит. Но кто ищет – тот найдет рано или поздно, и каждому воздастся по заслугам. Практикуя Рэйки, я осознал, что все великие религии стремятся к одной цели. Такой вывод напрашивается сам по

Из книги Йога автора Вильям Волкер Аткинсон

Праведная жизнь (духовное здоровье) Праведная жизнь позволит человеку быть духовно здоровым, найти свое место в жизни и спокойно, осмысленно жить. Если человек это не осознает, то в пожилом возрасте он испытывает разного рода неудовлетворения за прожитую жизнь, жалеет об

Из книги Почти научное исследование по питанию праной в России автора Зинаида Григорьевна Баранова

Из книги Многие лета. Благие лета. Заповеди Андрея Ворона для долгой и радостной жизни автора Мирослав Дочинец

4.3. Духовное самосовершенствование Приступив с октября 1993 года к активной работе над собой, много занималась духовным самообразованием, черпала знания из различных мировых учений и религий, осваивала «Основы миропонимания новой эпохи» А. Клизовского, Агни Йогу, книги

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Открой сердце Духовное Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым. Бог любит радостных верующих.

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

ГЛАВА 28. Паломничество: духовное начало То, насколько глубоко религия уходит корнями в наше биологическое естество, активно обсуждалось в нескольких недавно вышедших книгах, особенно - среди атеистов, убежденных в нерациональности религиозных убеждений. Лучшие примеры

Из книги Алхимия здоровья: 6 «золотых» правил автора Ниши Кацудзо

Духовное дыхание йогов Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных и психических свойств, но и достигают также развития духовной способности или, правильнее говоря, получают помощь в своем

Из книги автора

Человек - существо энергетическое и духовное С древних времен восточные врачеватели исповедуют, что все в мире есть энергия и без ее правильного движения нет жизни и здоровья. Восточная медицина всегда рассматривала энергию как основной строительный материал для

Духовное здоровье всегда важнее физического, потому что, хоть тело и дух связаны взаимно, духовные проблемы куда более опасны для общего самочувствия. Какими бы вы ни были здоровыми телом, духовные проблемы способны вас этого лишить.

Духовное здоровье еще называют энергетическим, потому что оно напрямую связано с чакрами человека , его аурой. Если вы хотите всегда чувствовать себя хорошо, то концентрировать свое внимание необходимо не только на физических упражнениях, но и на состоянии духа. Правильный настрой всегда важнее состояния тела, хотя последним тоже пренебрегать нельзя ни в коем случае.

Правила жизни для духовного здоровья

Правило первое: не ставьте перед собой невыполнимых задач. Будьте скромнее в этом плане — ставьте посильные задачи, выполняйте их постепенно. Если хотеть всего и сразу, то отсутствие положительного результата вас неминуемо разочарует, что может привести к проблемам в будущем. Как говорится, упорство помогает преодолеть все трудности, но не стоит проявлять безрассудство и слепо идти за мечтой по непроходимым дебрям.

Правило второе : если вас что-то не устраивает в жизни, то начинайте любые изменения с себя самих. Мир никогда не сможет подстроиться под вас, поэтому необходимо подстраиваться вам под него. Если вы хотите, чтобы к вам относились с уважением, то необходимо это уважение заслужить. Если вам нужна слава, то будьте оригинальными. Если вы жаждете денег, то работайте и не ленитесь.

Правило третье: не вмешивайтесь в чужую жизнь. Каждый имеет право на личное пространство и на личные ошибки. Даже если вы мудры не по годам, если ваш жизненный опыт огромен, не стоит никому навязывать свою точку зрения. Это не только негативно скажется на настроении этого человека, но и на вашем духовном здоровье, потому что человек может вас просто возненавидеть. Поставьте себя на его место и поймите, что это неправильно.

Правило четвертое: забывайте обиды и прощайте людей. На самом деле по важности это правило должно стоять на одном из самых первых мест. Дело в том, что обиды, которые копятся внутри нас годами и десятилетиями, пожирают нашу энергетику изнутри, ломая духовное здоровье, подрывая его на корню. Это бывает трудно, однако вы заметите, как изменится ваша жизнь сразу после того, как примите это правило за необходимость.

Правило пятое: будьте искренними. Когда вы говорите правду, то экономите себе нервы, время. В современном мире невозможно всегда говорить правду, поэтому придется научиться разделять ситуации, когда ложь будет во спасение и когда нет. В любом случае, чем меньше вы лжете людям, тем проще жить.

Правило шестое: не ждите признания со стороны общества. В чем смысл признания? Его просто нет, потому что нет никакой надобности доказывать что-то этому миру. Все, что вы делаете, вы делаете для себя. Необходимо принять это, ведь жизнь каждого отдельного человека требует небольшого эгоизма. Не путайте понятие «жить для себя» и «быть эгоистом». Эгоисты обычно забывают о других людях, а тот, кто живет для себя, делает добро всем своим близким, потому что счастье близкого человека — это и ваше счастье.

Правило седьмое : не завидуйте никому. Это страшное чувство, которое уничтожает счастье. Не бывает двух одинаковых людей. Счастье рождается не в материальных ценностях, но и любовь можно найти всегда. Рождается счастье только внутри вас. Лишь потом оно просачивается в этот мир, создавая то, о чем вы думаете, мечтаете. Изменять судьбу можно только мыслями и верой в мечту.

Правило восьмое: если вы не можете изменить что-то, то просто смиритесь. Ярким примером являются отношения с людьми любых порядков — родители, любовь, брак, дети. Примерно к 12-13 годам человек формируется полностью, поэтому менять его уже нет смысла. Это закон природы, мы так устроены. Вы можете сказать человеку, что вас что-то обижает в его поведении, но не стоит надеяться на то, что ваши советы или приказы изменят человека. Он вас может просто возненавидеть. Если кто-то не подходит вам, просто не общайтесь с ним. Вообще, людей менять труднее всего, поэтому, если вы имеете проблемы с любовью, деньгами или здоровьем, то это изменить вам под силу всегда.

Правило девятое: умейте отдыхать . Перезагрузка нужна не только телефонам и компьютерам. Отдыхайте своевременно. Это касается не только отпуска раз в полгода, но и отдыха в течение рабочего дня. Отключайте мозг, закрывая глаза и не думая ни о чем. Это трудно, но потом у вас станет получаться все лучше и лучше. Это нечто вроде медитации, поэтому сначала нужно снижать пульс глубоким дыханием и постепенно отключаться от мира. 10 минут будет более чем достаточно.

Правило девятое: правильно распределяйте свое время. Это очень важно в нашем динамичном мире. Дело в том, что нужно отдыхать и работать попеременно, оставляя попутно время на семью или вторую половинку, на развлечения, без которых жизнь станет скучной и однообразной. Необходимо все успевать, поэтому планируйте дела заранее как можно чаще, отдавая работе 60 процентов времени, отдыху — 10, остальным делам — 20 и развлечениям — 10.

Правило десятое: помните о том, что все хорошее и все плохое возвращается к вам. Это эффект бумеранга, когда любой хороший поступок делает вас лучше, а плохой забирает удачу, здоровье и настроение. Еще этот закон называют кармой, но не имеет значения, как это называть. Имеет смысл лишь то, насколько хорошо вы это понимаете. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, а удача не отворачивалась от вас, поступайте по совести.

Каждое это правило требует особого отношения. Это проверенные временем догмы, так что не совершайте ошибку, пропуская эту информацию мимо. Это простейшие правила, которые под силу выполнять всем. Определяющим моментом тут является лишь ваше желание становиться лучше.

Живите по законам Вселенной . Они тоже помогают в становлении счастья. По этим законам строится все в нашем мире. Следите за телом, разумом и душой, ставьте перед собой верные цели и расставляйте приоритеты согласно потребностям. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.12.2016 4532

Духовное здоровье проявляется в позитивных мыслях, добросердечных поступках, миролюбивой философии, устойчивой морали, развитом интеллекте и многих других критериях. Главным же является внутренняя гармония личности с самим собой. Ибо внутренний конфликт разрушает личность и отравляет жизнь.

Духовное здоровье - это душа, чистая как у младенца! Душа, освобожденная от зла, ненависти, злобы. Помимо этого духовно здоровый человек относиться с уважением ко всему живому на земле, к каждому из своих ближних.

Человек - это не только физическое тело, но еще и дух и душа. Когда эти три составляющие гармонично развиты, то человек счастлив, здоров и спокоен. Если же происходят нарушения на одном из уровней, то неизменно страдает и другие. И наоборот, улучшение духовного состояния ведет к исцелению телесных болезней.

Достижению духовного здоровья способствуют религия, йога, духовные практики, чтение соответствующей литературы и работа над собой.

Как достичь духовного здоровья

  • Покаяние. В переводе с греческого, слово «покаяние» означает изменение мировоззрения. Таким образом, покаяние - отказ от всего того, что тянуло вниз, мешало духовному развитию и росту.
  • Любовь. В христианстве главным критерием на пути к духовному здоровью является безграничная любовь к Богу и ближнему своему.
  • Следование божественным законам. В каждой религии предусмотрены свои 10 заповедей. Но все они схожи. Жизнь по этим заповедям примиряет человека и с собой и с окружающими.
  • Не вмешиваться в чужие дела. Каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то неприемлемо для другого. Изменить другого - пустая трата времени и сил. А вот любовь, понимание и уважение примиряют любые конфликты и дарят гармоничные отношения, как между людьми, так и в душе.
  • Прощение и забывание обид. Без прощения невозможно духовное исцеление. Накопление же обид лежит тяжким бременем на душе, вызывая болезни и беспокойство.
  • Поиск признания и славы - растрата душевных сил. В погоне за похвалой человек растрачивает свои силы. Ложные похвалы - пустые слова. Для самосовершенствования необходимо честно выполнять свою работу и тогда удовлетворенность от выполненного труда придет сама.
  • Умеренность во всем. Потакание плоти ведет к порокам. Умеренность во всем снижает зависимость от жизненных обстоятельств.
  • Зависть убивает. Зависть приносит лишь жажду мести, чувство неполноценности, неудовлетворенности и беспокойства.
  • Бери ношу по силам. Работа становиться главным в жизни современного человека. Жажда наживы перекрывает другие жизненные радости. Стоп! В жизни должно быть место для общения с семьей, друзьями, для увлечений, а также для духовного развития.
  • Молчание. В суете ежедневных забот необходимо выделить несколько минут для полной тишины. В это время нужно подумать о жизненных планах, пересмотреть проблемы и дела, мысленно примириться со всеми обидами, отпустить негатив. Лучше это делать пред сном.
  • Развитие, чтение духовной литературы. Молитва. Медитация.. Каждый найдет свой путь к духовности.
  • Наслаждаться жизнью. Духовно здоровые люди умеют наслаждаться каждой минутой, радоваться всему (солнцу, улыбке ребенка, весенней капели, первому снегу). Видеть красоту во всем - великое искусство.
  • Творчество, хобби . Занятия любимым делом позволяют человеку расслабиться, выпустить негатив и ощущать радость творчества.

Что нужно знать о духовном здоровье

Духовное здоровье закладывается в семейном воспитании. Если родители привили ребенку нормы морали и жизненные ценности, то такой ребенок пройдет по жизни, преодолев преграды, и не сломается.

Для улучшения духовного здоровья нужна кропотливая работа над собой

Повышение интеллектуального уровня, культурное воспитание, созерцание прекрасного во всех его проявлениях, поиск смысла жизни, выполнение бескорыстных добрых дел, дружеские отношения с другими людьми - вот лишь малый список предстоящей работы. Каждый человек в силу своей индивидуальности отредактирует этот список, внеся в него свои изменения.

Духовное здоровье позволяет расставить жизненные ценности по местам. Сиюминутные выгоды отступают перед перспективой долгосрочного благополучия и здоровья.

В истории немало случаев, когда человек исцелялся от тяжелых болезней благодаря сильному духу. Например, балерина Максимова получила в свое время травму позвоночника и была прикована к постели. Она мылено ежедневно протанцовывала партию Жизель, которую исполняла в театре. Эта сильная женщина не сдалась перед своей болезнью. Силой духа она сумела восстановить здоровье и вернулась на сцену, продолжив танцевать.

Еще одним примером может стать известное исцеление Ильи Муромца. Он пролежал на печи более 30 лет, потому что в ногах его не было сил. Но когда пришли святые старцы и исцелили его душу, он смог не только встать на ноги, но и пойти воевать, принеся победу над врагами. Его богатырская сила и сила духа принесли ему славу, дошедшую до наших дней.

Хотите узнать больше о духовном здоровье человека? Курсы Сергея Ратнера "Найди себя " и "Подсознание " помогут лучше разобраться в впоросе.