Организация опытно исследовательской деятельности. Технология исследовательской деятельности. постановка и решение вопросов проблемного характера

    Вид работы:

    Педагогика

  • Формат файла:

    Размер файла:

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в учреждениях образования

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в учреждениях образования

Использование новых архитектур и новых инструментов управления проектами для важных промышленных разработок для лучшего понимания вклада, в то время как эти архитектуры и инструменты использовались в прошлом в гораздо меньших проектах, это вопрос экспериментальной разработки.

Гуманитарные и социальные науки с приложениями в разных секторах

Разработка новых теорий финансовых рисков - фундаментальные исследования. Разработка программного обеспечения или услуги по управлению рисками на основе нового финансового алгоритма - экспериментальная разработка. Анализ экологических факторов, определяющих способность учиться, - это фундаментальные исследования.

Введение

Опытно-экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

В опытно-экспериментальной работе (ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в гимназических, профильных, общеобразовательных, коррекционно-развивающих классах школы.

Исследование этих факторов для оценки образовательных программ, направленных на исправление определенных экологических недостатков, - это исследование. Экспериментальное развитие имеет разработка средств для определения учебной программы, наиболее подходящей для конкретных групп детей.

Изучение механизма чтения у взрослых и детей, т.е. исследование того, как люди получают информацию от визуальных символов, таких как слова, изображения и графика, основные исследования. Изучение механизма чтения для разработки нового метода обучения чтению детям и взрослым является предметом прикладных исследований.

Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья

Разработка и тестирование конкретной программы распространения грамотности для детей с дислексией - вопрос экспериментальной разработки. Следует обратить внимание на инструментальные мероприятия, исследования в области промышленного и промышленного дизайна.

Применение этих критериев иллюстрируется следующими примерами. С другой стороны, эта работа исключается, если она проводится для подготовки, выполнения и поддержания стандартизации производства или продвижения продаж продукции. Связано ли это с явлениями, структурами или отношениями, неизвестными до сих пор?

ОЭР не является основным для образовательного учреждения видом деятельности, но может стать необходимым для решения стоящих перед ним задач. Потребность в информации, в апробации новой модели образования или ее отдельных компонентов, может возникнуть у школы, педагогического коллектива, встретившихся с новыми проблемами, проектирующих для себя индивидуальную стратегию дальнейшего развития.

Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней

Включает ли это применение уже приобретенных знаний или методов? Увеличит ли объем знаний? Использует ли проект ноу-хау, широко распространенный в профессии? Это связано с разработкой прототипа или экспериментальной установки? В этом случае призыв к проектам относится к исследовательской деятельности или к инновациям в широком смысле?

Существует ли высокая вероятность того, что этот проект приведет к новому пониманию явлений, отношений и принципов лечения, которые могут заинтересовать более одной организации? Указывается, что техническое создание является патентоспособным изобретением с тремя условиями.

Опытно-экспериментальная деятельность в учреждениях образования

ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условий согласования с органами управления образованием.

Это новое и еще не описано. Он восприимчив к промышленным применениям и может быть изготовлен. Техническое решение является изобретательским, если оно не следует четко из уровня техники, известного специалистам в данной области техники. Работа патентного эксперта во многом заключается в выявлении и анализе состояния искусства для оценки новизны и изобретательности решения, описанного в патенте.

Национальный институт промышленной собственности выдает французский патент до тех пор, пока соблюдаются условия новизны и промышленного применения, но не обязательно изобретательности. В этом докладе упоминаются предыдущие документы, в которых описывается решение или направлено человеку От искусства к решению. В своем письменном мнении эксперт выражает свои рассуждения в отношении изобретения, подлежащего анализу, и документы, относящиеся к уровню техники, для предоставления или отказа от патент.

Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальной и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Поэтому государственный контроль за условиями и результатами этой деятельности в образовательных учреждениях города осуществляют органы управления образованием.

Границы экспериментальной разработки

Прототипы и опытные установки

Для достижения этих характеристик может понадобиться один или несколько прототипов, последовательно или одновременно. Например, при разработке насоса для агрессивных жидкостей необходим прототип для выполнения тестов ускоренного старения с различными химическими веществами. Существует петля обратной связи, так что, если результаты испытаний прототипа не позволяют устранить все неопределенности, тем не менее они могут быть использованы в новых работах по разработке насоса.

Педагогические работники ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами, утвержденными научно-методическим советом, периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.).

Исследования промышленного дизайна

В частности, важно внимательно изучить характер дорогостоящих экспериментальных или прототипных установок, таких как семена нового типа атомной электростанции или новая модель ледокола. Это планы и чертежи для определения процедур, технических характеристик и рабочих характеристик, необходимых для проектирования и внедрения новых продуктов или процессов.

Промышленная техника и инструменты

Полномасштабный тест - это эксперимент, призванный осветить важные моменты для приобретения новых знаний или проверить результаты знаний, полученных в ходе небольших испытаний. Размеры могут быть измерениями реального мира или более часто те, которые считаются достаточными для представления текущих условий использования продукта в реальном мире. Недостаточность небольшого теста или лабораторного эксперимента может привести к полномасштабному тесту.

Целесообразность, актуальность, новизна, научная обоснованность и обеспеченность ОЭР становится предметом экспертизы, осуществляемой экспертными советами. Общее научное руководительство и координация ОЭР в городе осуществляет городской экспертный совет, работающий на основе Положения, утвержденного начальником ОО и С.

Эти клинические испытания делятся на четыре стандартные фазы, фазы 1-3, предшествующие разрешению на запуск для производства. Чтобы иметь право на участие, эти исследования должны иметь научную цель, то есть быть осуществлены в исследовательских целях, а не для маркетинга и следовать четко определенному протоколу. Поэтому задействованный персонал должен обладать необходимым опытом.

Сектор науки и информационных технологий

Консультативный комитет по обработке информации об исследованиях в области здравоохранения не поддерживает исследование, если основная цель заключается не в явном увеличении знаний. Поэтому эти конференции являются одним из источников информации о состоянии дел.

Организация работы

Опытно-экспериментальная работа осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах (секции, лаборатории, творческие мастерские, временные объединения, экспериментальные группы и др.).

Педагоги-исследователи собираются на совещания (не реже двух раз в год) для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, научно-практических конференциях разного уровня. Руководство опытно-экспериментальной работой осуществляет Экспертный совет, в который могут входить представители педагогической и научной общественности: учителя, ученые, преподаватели и методисты вузов, руководители образовательных учреждений, финансисты и другие специалисты. Совет избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря.

Во-первых, использование существующих систем для нового приложения или цели само по себе не является шагом вперед. То же самое относится к настройке тестовых игр, а также к использованию и анализу результатов, полученных ими. Связь между операциями в пунктах 1 и 2 должна быть явной в процессе управления проектами, поскольку соответствие некоторых операций имеет последствия для всех связанных с ними операций.

В частности, могут быть рассмотрены следующие характеристики. Участие сотрудников, у которых есть докторанты или докторанты. Связь с общественными исследовательскими лабораториями. Список приведенных ниже примеров, иллюстративный, но не исчерпывающий, устанавливается с учетом общего подхода, представленного выше. Более того, он не принимает во внимание те операции, которые были разработаны.

Экспертный совет рассматривает в течение одного месяца заявки от учителей школы на участие в опытно-экспериментальной работе; принимает решение о целесообразности предлагаемых исследований; определяет статус школьной экспериментальной площадки (ШЭП) на основании квалифицированной экспертизы заявленной проблемы и степени готовности условий для ее разработки с указанием (в случае необходимости) рекомендаций по обеспечению эксперимента. Заключения экспертной комиссии является основанием для приказа директора образовательного учреждения.

Это касается проектов, направленных на повышение производительности, надежности, эргономичности, переносимости или адаптации продуктов или услуг. Это остается верным, хотя использование новой системы - это инновация и прогресс для пользователей. Это относится ко всем областям деятельности, включая, например, программное обеспечение.

Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Подготовительные технические технико-экономические обоснования, инженерные проекты, изучаемые с использованием существующих технологий для предоставления дополнительной информации до внедрения. Работа по адаптации продуктов к стандартам. Образовательные и профессионально-технические мероприятия, организованные предприятиями.

Задачи экспертного совета:

1)обеспечивать быстрое реагирование педагогического коллектива на изменение педагогической ситуации, направлять деятельность на поиск путей и механизмов оптимизации учебно-воспитательного процесса в соответствии с практическими потребностями образовательного учреждения;

2)разрабатывать план опытно-экспериментальной работы в школе, анализировать его выполнение;

3)утверждать на основании заключения экспертной комиссии школьные экспериментальные площадки, темы и программы исследований кафедр, творческих коллективов, индивидуальных поисков;

4)контролировать ход выполнения, сроки и результаты проводимых исследований, заслушивает отчеты руководителей и участников экспериментов;

6)проводить организационную работу по оказанию консультативной помощи педагогическим работникам, предоставлению необходимых рабочих материалов, подбору научных руководителей, литературы;

7)привлекать специалистов для рецензирования и внешней экспертизы авторских работ;

8)создавать условия для реализации программ научных исследований, внедрения в практику успешно завершившихся экспериментов;

9)информировать учителей о научных достижениях в различных отраслях знаний, передовом педагогическом опыте, основных направлениях развития профессиональной сферы деятельности;

10)вносить предложения администрации школы о поощрении учителей за практический вклад в разработку актуальных проблем, обеспечивающих инновационный характер развития образовательного учреждения.

Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях не реже одного раза в четверть, может созываться также по ходатайству 35 % его членов в течение одной недели после поступления заявления секретарю. Совет принимает решения открытым голосованием большинством голосов (2/3 списочного состава членов совета).

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

Научно-технические информационные услуги, технологические часы. Целью проекта является создание междисциплинарной группы молодых исследователей с высоким научным потенциалом и возможностями для интеграции в европейское научное пространство. Об этом сообщил глава организации команды и управления проектом проф.

Обеспечение благоприятных условий для исследований создаст условия для привлечения и сохранения молодых ученых в области науки в Болгарии. Целевая группа включает 37 кандидатов наук, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Институт экспериментальной морфологии, патологии и антропологии и музей Болгарской академии наук является бенефициаром процедуры «Поддержка развития докторантов, аспирантов и молодых ученых - Фаза 1».

Заявка на организацию школьного эксперимента должна содержать:

·обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;

·программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;

·формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, план проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.

Прекращение деятельности школьной экспериментальной площадки производится в случае завершения эксперимента или получения негативных результатов, оформляется приказом директора образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

Малые и средние предприятия и другие виды бенефициаров в Румынии смогут получить европейское финансирование миллионов евро на исследовательские и опытно-конструкторские проекты в рамках новой линии финансирования, которая будет открыта. Информация о новой европейской денежной линии представлена ​​в проекте руководства заявителя, опубликованного в пятницу Министерством европейских фондов.

Проекты могут решать только следующие приоритетные тематические области. Специализация разведки - Биоэкономика - Информационные и коммуникационные технологии, пространство и безопасность. - Энергетика, окружающая среда и изменение климата - Эко-нанотехнологии и современные материалы. - Здоровье, приоритетная область национальных интересов.

Опытно-экспериментальная работа заключается:

1)в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжирование и исследование проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению;

)в разработке и реализация целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создание учебно-методического комплекса;

)в структурировании учебных программ и курсов на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала;

)в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях;

)в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в опытно-экспериментальной работе;

)в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур;

) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.

Владеющим современными технологиями образования

Чтобы иметь доступ к финансированию, предприятия должны соответствовать ряду условий, в том числе. Заявитель является юридическим лицом, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в Румынии. Предприятие-заявитель не находится в банкротстве или ликвидации, его дела не управляются синдицированным судьей или его коммерческая деятельность не приостанавливается или не согласуется с соглашением с кредиторами или не находится в аналогичной ситуации с предыдущим регулируемым по закону.


Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы.

По характер решаемых проблем и ожидаемых результатов ОЭР может быть: фундаментальным исследованием, прикладным исследованием, разработкой, внедрением инновационного педагогического опыта в практику работы образовательного учреждения.

Заявитель не был объектом судебного запрета на восстановление, не выполненного в соответствии с предыдущим решением Европейской комиссии, объявляющим о помощи, незаконной и несовместимой с внутренним рынком. Юридический представитель запрашивающего предприятия не был осужден за последние 3 года по окончательному решению суда за правонарушение, которое нарушило профессиональную этику или совершило профессиональное неправомерное поведение.

Юридический представитель запрашивающего предприятия не был осужден окончательным судом суда за мошенничество, коррупцию, участие в преступных организациях или другие преступления против финансовых интересов Европейского Союза. Мероприятия, которые могут быть профинансированы.

По характеру мотивации: инициативная (по инициативе самого образовательного учреждения), заказная ОЭР.

По уровню объекта исследований эксперимента в структуре педагогической системы: системные, модульные или локальные исследования (изменения).

По компоненту педагогической системы, избранному в качестве объекта исследование эксперимента: цели образования, его содержание, технологии образования, организация образовательной деятельности, и т.д.

По степени актуальности: достаточно актуальная, актуальная, высокоактуальная. По длительности исследования: оперативная, среднесрочное исследование, длительная. По экспериментальной базе исследования: ОЭР на малой экспериментальной площадке (1-2 класса), ОЭР на базе средней экспериментальной площадки (группа классов), ОЭР на базе общешкольной площадки, ОЭР на базе объединения нескольких образовательных учреждений.

Финансирование опытно-экспериментальной работы ОЭР в образовательных учреждениях всегда связана с некоторым риском. Ответственность за ее возможные негативные последствия распределяются между учредителями и исполнителями в соответствии с уровнем их компетенции. Полную ответственность за инициативную ОЭР несут учредитель и руководитель образовательного учреждения совместно с авторами и ответственными исполнителями.

Разрешения на эксперимент дают органы управления образованием разных уровней в рамках своей компетенции на основе рекомендаций соответствующих экспертных советов.

Образовательным учреждением, ведущим поисковую, исследовательскую и экспериментальную работу по актуальным темам и проблемам и включенным в городскую (областную) целевую программу в зависимости от масштабов объектов и предмета исследования, степени разработанности и уровня освоения нового содержания и образцов образовательной деятельности присваивается статус ОЭР:

·городское экспериментальное образовательное учреждение;

·городская площадка ОЭР;

·городское опорное образовательное учреждение;

Финансирование городской целевой программы ОЭР осуществляется учредителями образовательных учреждений - участников программы. Юридическим основанием для открытия финансирования является приказ начальника городского отдела образования.

Средства, выделяемые учредителем на финансирование программы, направляются на установление дополнительных штатных единиц, установление надбавок к заработной плате исполнителей ОЭР, другие расходы, связанные с темой и направлением ОЭР (компьютеры и оргтехника, методическая литература, командировки и др.).

Размер надбавок к заработной плате исполнителей ОЭР и количество дополнительных штатных единиц определяется в зависимости от статуса ОЭР. Учредитель имеет право вводить и другие штатные единицы, а также увеличивать размер надбавок исполнителям при наличии необходимых средств и целесообразности с точки зрения ОЭР.

Право распределения и перераспределения оплаты участникам ОЭР предоставляет руководителю образовательного учреждения на основе коэффициента трудового участия по соглашению с научным руководителем. Перераспределение производится по итогам не чаще одного раза в квартал.

Руководство образовательного учреждения является административным руководителем и ответственным исполнителем ОЭР и несет ответственность за рациональное и эффективное использование ресурсов и финансовых средств, отпущенных на производство ОЭР.В целях координации исследовательской работы образовательных учреждений - участников ОЭР между собой и учреждениями высшего и профессионального дополнительного образования на базе отдельных ОУ или их групп могут создаваться творческие лаборатории, школы лаборатории, детские сады-лаборатории, деятельность которых регламентируется специальными Положениями. Финансирование деятельности лаборатории ОЭР осуществляется в соответствии с их целями и задачами учредителями входящих в них образовательных учреждений.

Научное руководство ОЭР в образовательных учреждениях

Работа научного руководителя в образовательном учреждении организуется в постоянной или временной основе. Научный руководитель, работающий на постоянной основе, принимается на должность научного сотрудника образовательного учреждения. Временная работа научного руководителя организуется на основе договора или соглашения.

Образовательное учреждение в лице директора выступает в нем в качестве заказчика, а научный работник - в качестве исполнителя возлагаемых на него функций. Кандидатура научного руководителя утверждается учредителем образовательного учреждения.Круг обязанностей ОЭР составляют:

·определение в результате соглашения с руководством образовательного учреждения темы, проблемы, сроков, предполагаемых результатов ОЭР;

·организация и управление научной деятельностью исполнителей ОЭР из числа работников образовательного учреждения;

·знакомство руководства образовательного учреждения с организационной документацией и предварительными результатами ОЭР;

·передача руководству образовательного учреждения окончательных результатов ОЭР в форме, определенной соглашением и зафиксированной и организационной документации ОЭР.

В обязанности руководителя образовательного учреждения входит:

издание приказа (распоряжения) об организации ОЭР, об участниках ОЭР, об отчетности научному руководителю конкретных исполнителей, а так же создание необходимых для проведения ОЭР условий. Научный руководитель совместно с исполнителями ОЭР планирует их работу, формирует конкретные задания, контролирует ход и качество их выполнения, оказывает при необходимости консультативную и методическую помощь.

Исполнители ОЭР предоставляют научному руководителю результаты своей работы, зафиксированные в установленной им форме для дальнейшей обработки и включения их в итоговые материалы ОЭР.Научный руководитель предоставляет в экспертный совет по его требованию организационно-техническую документацию и отчеты о ОЭР, а также при необходимости обеспечивает доступ членов Совета на экспериментальные площадки.

Экспертный совет дает заключение о соответствии характера проводимой работы требованиям методологии педагогических исследований, при необходимости вырабатывает рекомендации по совершенствованию оцениваемой работы или вносит предложение в Управление образования о ее продолжении или прекращении.

Технология исследовательской деятельности

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса. Построенных на научной основе. Запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, я выбрала технологию исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования – опыты (экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Опыты (экспериментирование);

Состояние и превращение вещества;

Движение воздуха, воды;

Свойства почвы и минералов;

Условия жизни растений.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе работы словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

Для работы я поставила себе задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

3) они практически безопасны;

4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента,для этого нужно глубже изучить объект в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

Выдвижение гипотезы

Поиск и предложение возможных вариантов решения:

Сбор материала:

Обобщение полученных данных.

Большое внимание в своей работе я уделяла организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности – мини-лабораторию (центр науки) , где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».