Менеджмент в системе здравоохранения. Менеджмент в здравоохранении

Тема (1.4.): Менеджмент в здравоохранении.

Менеджмент (управление предприятием) – это организация предпринимательской деятельности и выработка экономической стратегии фирмы, а также организация конкретного управления.

Менеджмент возникает тогда , когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия. Объект управления - тем, кем управляют - работники, коллективы.

Менеджер – это человек , который, направляя и координируя усилия множества людей, в состоянии выполнить объем работы. Ясно, что это в полной мере относится, например, к главному врачу или его заместителям, которые по роду своей деятельности планируют, координируют, организуют и контролируют лечебный процесс в подразделении и, значит, выступают в роли менеджеров.

К общим принципам управления относятся:

принцип единства политики и экономики. При этом экономика подчиняется экономическим законам и закономерностям и означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество должно учитывать политические последствия тех или иных экономических мер на общественное развитие.

научность – базируется на основании данных науки;

системность и комплексность. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза (процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор) в каждом управленческом решении.

Комплексность означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.;

принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений

Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам;

принцип централизации и децентрализации Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления;

принцип пропорциональности в управлении Актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией;

принцип единства распорядительства в управлении Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями;

принцип экономии времени При этом нужно добиваться уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений;

принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.;

принцип делегирования полномочий Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам;

принцип обратной связи - это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления;

принцип экономичности - Определяет, что управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности;

принцип эффективности - обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления;

принцип мотивации - Стимулирование персонала объекта и субъекта управления, которое осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической.

Общие принципы управления по Анри Файолю:

Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):

1. разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

2. власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

3. дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

4. единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5. единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

6. подчинение индивидуальных интересов общим;

7. вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

8. централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

9. скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

10. порядок (каждый должен знать свое место в организации);

11. справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

12. стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

13. инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

14. корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ . Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий.

МОТИВАЦИЯ . Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

КОНТРОЛЬ. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей.

Существуют три аспекта управленческого контроля:

Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы.

Третья фаза, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом .

Схема 1. Цикл управления.

Менеджмент в здравоохранении основан на:

Системном подходе, развитии активно-творческих возможностей личности, формирования специалистов, умеющих предвидеть, планировать, организовывать, координировать и контролировать деятельность среднего медицинского персонала в ЛПУ различного уровня.

Изучении новых направлений функционирования рынка медицинских услуг и стратегия поведения менеджера в конкретных условиях работы ЛПУ, что позволит принимать оптимальные и эффективные управленческие решения.

Задачи менеджмента в здравоохранении заключаются в закреплении и расширении знаний по определению потенциального спроса, предложения, ценообразования и т.п.

Здравоохранение на пороге очередной реформы . Насколько она будет успешной, в немалой степени зависит от способности руководителей здравоохранения эффективно использовать новые возможности и проводить необходимые изменения. Для успешного решения задач рационального распоряжения финансовыми ресурсами, привлечения инвестиций, создания собственной команды руководитель здравоохранения кроме медицинского образования должен овладеть набором управленческих знаний и навыков.

К менеджменту, прежде всего, относятся приемы управления персоналом и организацией.

Так, одна из основных задач, стоящих сегодня перед руководителем здравоохранения, - это оптимизация лечебного процесса с целью предоставления конкурентоспособных по качеству и цене услуг. В условиях жесткого лимита финансирования отрасли со стороны государства необходимы навыки рационального распределения средств между всеми статьями расходов (медикаменты, заработная плата, питание больных, коммунальные услуги и др.). Еще один аспект менеджмента, актуальный для здравоохранения, - создание сплоченного коллектива, своей команды, способной решать задачи различной сложности в меняющихся условиях. Фактически руководителю здравоохранения сегодня необходимо кроме своей основной специальности получить и бизнес-образование.

Для решения поставленных задач именно “Менеджмент в здравоохранении” призван развивать такие навыки, как управление временем, результативное общение, управление информацией, принятие решений, планирование и контроль, умение управлять ресурсами (человеческими, информационными, финансовыми). Важным психологическим умением менеджера считается способность к рефлексии, т.е. анализу собственных ошибок, способность сделать вывод из негативного опыта. Образно говоря, это умение не наступать постоянно на одни и те же грабли.

МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Сестры-руководители составляют многочисленную категорию работников здравоохранения. В процессе управленческой деятельности сестрам-руководителям делегируются новые профессиональные задачи, и в частности по осуществлению перемен в практической сфере, ответственность за выполнение которых они должны принимать на себя. Важнейшим критерием ценности руководителя становится управленческая компетенция, лидерские качества, хорошие коммуникационные способности. Этот список достоинств не дает гарантий эффективной деятельности в качестве управленца.

Однако некоторые исследования позволили выявить наиболее типичные признаки, мешающие работающим сестрам-руководителям выполнять свои управленческие функции. К ним, в частности, относятся:

1. Недостаточные знания в области экономики и права.

2. Отсутствие ясных целей, неумение их выразить.

3. Отсутствие творческого подхода и способности к инновациям.

4. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.

5. Неумение обучать и мотивировать деятельность других.

6. Отсутствие навыка решать проблемы.

7. Низкая способность формировать коллектив и влиять на людей.

8. Неумение управлять собой.

9. Неумение эффективно общаться и вести переговоры.

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

Линейная;

Функциональная;

Линейно-функциональная (штабная);

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей.


МУЗ «Городская больница» имеет линейную структуру управления. Возглавляется главным врачом, управление осуществляется на принципах единоначалия. В пределах компетенции руководитель издает приказы и дает указания обязательные для выполнения всеми работниками городской больницы.

Функциональная организационная структура - связь административного управления с осуществлением функционального управления.


На рис. административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1-И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. Иногда такую систему называют штабной , так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (функциональные начальники составляют штаб директора).

При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко


Д - директор; ФН - функциональные начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства

Типы (стили) управления:

Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Авторитарный , или директивный, стиль руководства характеризуется высокой централизацией руководства, единоначалием в принятии решений, жестким контролем за деятельностью подчиненных . Интересы сотрудников во внимание не принимаются. В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность и даже грубость. Основой авторитарного или директивного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения.

С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой - формируются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

2. Демократический стиль

Демократический, или коллегиальный, стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель коллегиального стиля обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, и на основе обсуждения вырабатывается решение. При этом всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных. Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам. Общение с подчиненными ведет доброжелательно и вежливо. При таком стиле руководства в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Демократический стиль необходим там, где рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина.

3. Либеральный стиль

Либеральный, или попустительский, стиль руководства характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом. Подчиненные предоставлены сами себе; их работу контролирует редко. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективом, мнение которого принимается как закон и ему следуют не только рядовые участники группы, но и лидер.

Общение с подчиненными ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов. Такой стиль руководства может быть оптимальным только при определенных обстоятельствах: в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью, либо когда в группе есть один - два человека, которые фактически управляют ей.

Либеральный же стиль необходим в том случае, если рабочая группа доросла в своем развитии до того, что может эффективно действовать на началах самоуправления.

4. Руководитель административного типа ориентирован всегда (или почти всегда) на требования сверху, на тех, кто его назначал, от отношения которых зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для него имеют значение лишь постольку, поскольку есть указание вышестоящих руководителей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профессиональными нуждами подчинённых. Он проводит линию, быть может, совершенно правильную, не интересуясь или мало интересуясь отношением к ней тех, кем его поставили командовать. Для него все подчинённые - на одно лицо. Он различает их не как личности, а как работников - лишь по степени включённости в решение задач, продиктованных сверху им самим.

Управление охраной здоровья в РФ.

Здоровье как высшая социально-экономическая ценность - это не только отсутствие болезней, но и благополучие граждан в гармонии с окружающей их физической, социальной, экономической и культурной средой.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» определил основные принципы охраны здоровья граждан в РФ (ст. 2), а именно:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Отсюда задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются (ст. 4):

1. Определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан.

2. Правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а так же государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения.

4. Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их защиты.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Менеджмент в здравоохранении

Похожие рефераты:

Различают здоровье населения и здоровье индивидуума. Первое рассматривается как понятие статистическое и характеризуется такими демографическими показателями, как рождаемость, смертность, заболеваемость, уровень физического развития.

Предмет и задачи экономики здравоохранения. Экономика и управление охраной здоровья как отрасль общественного здоровья. Цель экономики здравоохранения в современных условиях. Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении.

Ознакомление с историей развития стационарозамещающих технологий. Определение целевого назначения стационаров дневного пребывания в больнице и при амбулаторно-поликлинических учреждениях; выявление их медицинского, социального и экономического эффектов.

Из истории становления зубоврачебного дела. Организационно-правовое обеспечение стоматологической услуги. Правовая природа стоматологических услуг. Стандартизация и стандарты качества в стоматологии. Право на обслуживание.

Понятие страховых медицинских организаций, их роль в системе социальной защиты населения. Функции и задачи страховых медицинских организаций. Проблемы системы медицинского страхования в России.

Основные направления развития функциональной стандартизации и ее место в системе здравоохранения, этапы создания и развития. Проблемы организации работ по стандартизации на уровне субъектов Российской Федерации, пути их разрешения на уровне государства.

Управление сестринским персоналом. Способы и каналы передачи информации. Номенклатура должностей медицинского персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения. Квалификационная характеристика специалистов.

Характеристика автоматизированной системы управления в здравоохранении. Задачи, функции, цели автоматизированной системы управления. Социально-психологические, организационные, финансовые, технические проблемы внедрения системы управления здравоохранения.

Форма хозяйствования в здравоохранении. Система финансирования здравоохранения России. Характеристика социального и коммерческого видов медицинского страхования. Функционирование лечебно-профилактических учреждений в системе рыночных отношений.

Сотрудничество науки и практики В условиях рыночной экономики наиболее успешно действуют и достигают наилучших результатов субъекты хозяйствования использующие в полной мере достижения практической и научной деятельности.

Понятие и специфика конкуренции в сфере здравоохранения, его роль как фактора развития малого предпринимательства. Подходы к оценке конкурентоспособности медицинской организации. Цели Базовой программы поддержки развития частной системы здравоохранения.

Современная организация медицинского страхования в России. Юридический статус медицинского фонда как фактор организации экономических учреждений. Основные системы организации экономических учреждений и их роль в организации медицинского обслуживания.

Политика качества в здравоохранении. Повышение качества и доступности медицинской помощи. Механизмы реализации основных направлений в управлении качеством медицинской помощи. Структуры по управлению качеством медицинской помощи на федеральном уровне.

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.

Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные недостатки.

2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.

3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.

4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.

5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.

6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.

7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.

8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения.

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:

1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.

2. Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.

3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).

2. Сбор необходимой информации.

3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4. Принятие управленческого решения;

5. Организация исполнения;

6. Контроль исполнения;

7. Оценка эффективности и корректировка результатов;

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

Отсутствие личных ценностных ориентаций;

Отсутствие личной заинтересованности;

Недостаточная профессиональная квалификация;

Неумение влиять на людей;

Неумение самосовершенствоваться;

Неумение владеть собой;

Рвачество;

Отсутствие чувства долга;

Необязательность;

Неорганизованность;

Нечестность;

Неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.

Актуальные проблемы здоровья в современных условиях.

Важные документы:

1993г. приняты "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" - один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов:

Общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья - основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По экономике

На тему: Управление здравоохранением. Финансирование ЛПУ

Работу выполнила:

Студентка 47 группы КМУ

Кордомякова Ольга

Введение

Актуальность и значимость рассмотрения проблемы возникла в связи с тем, что в настоящее время состояние здоровья населения РФ прогрессивно ухудшается по сравнению с таковым в РСФСР в 1990г. и в странах Европы. Смертность на 60-80% превышает европейские показатели, общая продолжительность жизни в РФ на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии, на 12,0 чем в США, и на 5,7 года меньше, чем в Китае. Показатели здоровья детей - одни из худших в Европе, прогрессивно растет смертность по основным классам болезней - сердечно-сосудистым, патологии системы пищеварения и др.

Государственное финансирование здравоохранения РФ в 2004-2005 гг. составило 2,9 и 2,8% ВВП соответственно, а в 2006 г. будет соответствовать 2,9% ВВП. Расходы населения на здравоохранение в 2006 г. могут составить максимум 1,1% ВВП. Таким образом, общие расходы на здравоохранение в доле ВВП не увеличиваются и в 2006 г. будут составлять около 4%. Общие расходы на здравоохранение в доле ВВП в странах Восточной Европы равны 6%, Западной Европы - около 9%, США - 14%. При этом абсолютная величина ВВП в РФ почти в 20 раз меньше, чем в ЕС и США. В абсолютных цифрах расходы здравоохранения на душу населения в РФ в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз, чем в Западной Европе, в 6,5 раза, чем в Чехии, в 1,9 раза, чем в Турции.

Недофинансирование российского здравоохранения из средств государственного бюджета составит в 2006 г. около 500 млрд. руб. (до уровня 6% ВВП по примеру стран Восточной Европы и Балтии).

Увеличение бюджетного финансирования здравоохранения в 2006 на 67 млрд. руб. (по проекту "Здоровье") составляет всего 0,25% ВВП, т.е. 13% суммы недофинансирования.

В данной работе подробно рассматриваются общие сведения о финансировании лечебно-профилактических учреждений. Рассказывается об источниках финансирования, а именно: государственный бюджет, казначейство, банки, валютные фонды, сберегательные банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи.

Показана связь между ухудшением здоровья нации и исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение. Наглядно изображены общие затраты на здравоохранение в США, ЕС, странах Восточной Европы и Балтии и государственные затраты РФ в процентах ВВП. Величина недофинансирования здравоохранения представлена в таб.2. Рассмотрена система финансирования здравоохранения в США.

Цель настоящей курсовой работы - рассмотреть особенности финансирования здравоохранения и предположить пути решения данной проблемы.

1. Финансирование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения

Общие сведения

В условиях формирования и развития рынка услуг здравоохранения особое значение приобретают финансовые отношения лечебно-профилактических учреждений. Они реализуются в определенной финансовой среде. К основным её структурным элементам можно отнести (рис.1)

Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное - конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Основой для этого являются финансовые ресурсы. С экономической точки зрения финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств (собственных и привлеченных), находящихся в хозяйственном обороте и используемых в процессе предпринимательской деятельности.

В практической деятельности финансовые - ресурсы выступают двух основных видах: долгосрочные финансовые средства в форме основных фондов (капитала) и краткосрочные (финансовые средства для текущей деятельности). Кроме того, финансовые ресурсы различают по источникам формирования (внутренний и внешний) и степени принадлежности - собственные и заемные.

Собственные средства - это совокупные денежные ресурсы, находящиеся в хозяйственном обороте и принадлежащие лечебно-профилактическому учреждению. Их движение обеспечивается за счет внутренних источников развития. К ним можно отнести нераспределенную прибыль и амортизационные отчисления. Они стабильны, но ограничены сроком эксплуатации медицинского оборудования и техники, скоростью оборота денежных средств, величиной текущих расходов и темпами оказываемых медицинских услуг.

Заемные средства (привлеченные) - это денежные ресурсы, не принадлежащие лечебно-профилактическому учреждению, но временно находящиеся в его распоряжении наряду с собственными. К ним можно отвести кредиты, получаемые в банках, выпуск акций, собственных долговых обязательств и пр.

На современном этапе развития существуют и иные способы привлечения недостающих финансовых средств, более выгодных, чем кредиты. Это - лизинг и факторинг.

Конкретное решение о необходимости и размере привлекаемых финансовых средств принимается руководителями лечебно-профилактических учреждений. При определении потребности учитываются такие моменты: цель и период, на который требуются средства; сумма необходимых денежных средств; каковы будут затраты при возвращении долгов. После этого выбирается наиболее приемлемый вариант. Давайте проведем анализ внешних источников привлечения финансовых средств, определив, что выгоднее для лечебно-профилактических учреждений.

2. Кредиты и их виды

Приняв решение о необходимости займа, нужно обратиться в банк. Специальный отдел банка, ведающий кредитованием, рассматривает и анализирует предоставляемые лечебно-профилактическим учреждением специальные данные о кредитоспособности (показатели ликвидности, оборачиваемости ресурсов, коэффициенты прибыльности). Если решение вопроса положительное, разрабатываются условия кредитного соглашения, т. е. основные условия кредита, которые вытекают из сроков, целей предоставления и использования ссуды (рис.2) .

Кредиты, к которым обращаются учреждения, традиционно делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные ссуды выдаются банками на срок менее года, на 30, 60, 90 дней. Условием предоставления ссуды является достаточная ликвидность заемщика, или возможность быстрого превращения активов заемщика в наличные деньги. Условие ликвидности ужесточается в случае предоставления кредитов до востребования, т.е. не имеющих конкретного оговоренного срока погашения. В последнее время учреждения, нуждающиеся в краткосрочных ресурсах, предпочитают не обращаться в банки, а прибегать к выпуску коммерческих бумаг, особых обязательств без специального обеспечения. Процентная ставка по коммерческим бумагам не является фиксированной, находится в пределах 6-8%.

Среднесрочные ссуды берутся учреждениями обычно па срок от 1 года до 7-8 лет. Чаще всего эти ссуды требуют специального залога. В качестве залога могут выступать складские помещения, недвижимость различного рода, товарные запасы. Кроме того, предоставляя среднесрочный кредит, банки обычно выдвигают ряд требований, влияющих на сохранность и использование залога. Учреждения могут в качестве залога получаемой ссуды предоставить залоговые квитанции, но в этом случае объем ссуды не превысит 85% стоимости обеспечения. В случае если залог хранится вне учреждения-заемщика, учреждение вместе с процентом по ссуде выплачивает и стоимость использования складских помещений посреднических складских фирм (около 1,5-2% от суммы ссуды). Учреждения оплачивают работы у складских рабочих в том случае, если предоставление залога в обеспечение кредита сопровождается его перемещением с одного склада на другой.

Долгосрочные займы обычно связаны с расширением основной деятельности. Такие ссуды предоставляются на срок более 10 и даже 20 лет. Долгосрочные ссуды всегда являются обеспеченными, а типичным видом залога служит недвижимость. Ссуды, выдаваемые банками под залог коммерческой недвижимости, называются ипотечными кредитами.

Другой путь привлечения долгосрочных займов - выпуск долгосрочных облигаций. Такие облигации выпускаются на срок более 20 лет. Предоставление банками кредитов предприятиям сопровождается страховыми операциями. Развитие форм страхования кредитов обусловливается желанием кредитора обезопасить себя на случай неплатежеспособности заемщика. Со стороны клиентов банка - учреждений обращение к страхованию преследует цель защиты от возможных удорожаний кредита (рост процентных ставок) или иных изменений в условиях кредитования.

Иногда часть ссуд выдается в форме открытия лимита, т.е. «кредитной линии» - лимит по овердрафту. Овердрафт - предоставление кредита банком клиенту сверх остатка по его текущему счету. Открытие кредитного лимита означает достижение между заемщиком и банком договоренности о максимальной сумме задолженности по кредиту. Лимит устанавливается на определенный срок, например на год, в течение которого заемщик может в любой момент получить ссуду без дополнительных переговоров с банком. Но банк может отказать выдать ссуду в рамках утвержденного лимита, если положение дел заемщика ухудшилось. Открытие кредитной линии сопровождается, как правило, требованием банка, чтобы заемщик хранил своем текущем счете минимальный компенсационный остаток, обычно в размере не менее 20% суммы кредита.

Важной особенностью кредитных отношений лечебно-профилактических учреждений и коммерческих банков является то, что предоставление кредитов сопровождается ведением счетов учреждений.

Особым видом услуг, за которыми обращаются в банк, являются консультации и управление портфельными инвестициями учреждений. Речь идет о том, что если у лечебно-профилактических учреждений высвобождаются денежные средства, то их целесообразно помещать в доходные инвестиционные активы - ценные бумаги, залоговые документы и прочие виды финансовых обязательств. Для управления сформировавшимся портфелем ценных бумаг требуется консультант, которого выделяет коммерческий банк. Управление портфелем ценных бумаг сводится к умению распоряжаться различным набором ценных бумаг таким образом, чтобы они не только сохраняли свою первоначальную стоимость, но и приносили весомый доход, не зависящий от текущей прибыли их держателя.

Для определения эффективного набора финансовых активов используется мониторинг, представляющий собой детальный анализ:

а) общего положения лечебно-профилактического учреждения - эмитента ценных бумаг, как имеющихся в распоряжении отдельного инвестора, так и выбранных с целью приобретения в будущем;

б) инвестиционных качеств ценных бумаг. При этом исследуются основные показатели, отражающие внутреннюю и внешнюю деятельность того или иного учреждения.

Итак, мы проанализировали основные виды кредитов, которые возможно получить в настоящее время. Очевидно, что условия кредитных соглашений не просты для предпринимателя, испытывающего потребность в денежных средствах. Поэтому целесообразно обратить ваше внимание на иные, более доступные и выгодные источники финансирования предпринимательской деятельности.

3. Лизинговые операции

Лизинг - один из способов финансирования предпринимательской деятельности; долгосрочная аренда машин и оборудования. В Указе Президента Российской Федерации «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.94 № 1929 отмечается, что лизинг призван повышать эффективность предпринимательской деятельности во всех областях общественного хозяйства, в том числе и включая здравоохранение. В развитие этого указа принято Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29.06.95 № 633. В соответствии с этим документом лизинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизинговые операции рассматриваются деловым миром как новый и перспективный вид финансирования. Не только потому, что они оказывают финансовую помощь нуждающимся в ней учреждениям, но также потому, что они обеспечивают экономические выгоды для учреждений: сохранение ликвидности, неомертвление собственного капитала, прочная основа для расчетов, балансовые преимущества, выгода страхования.

В качестве аргументов, обосновывающих целесообразность данного способа финансирования, можно привести следующие:

во-первых, желание приобрести сложное и редкое медицинское оборудование и аппаратуру;

во-вторых, возможность использовать данную форму как средство борьбы с моральным износом оборудования. Лизинговое соглашение нередко предусматривает замену устаревших узлов и деталей;

в-третьих, возможность использовать ее при имеющейся потребности в средствах, не связанных с основной деятельностью (например, в транспортных средствах для перевозки больных);

в-четвертых, желание избежать гарантийного и авансового залогов, так как данная форма финансирования их не предполагает.

Новым видом услуг в области финансирования является факторинг. Основной принцип факторинга состоит в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к другим клиентам, т.е. клиентам клиентов, в течение 2-3 дней оплачивает им от 70 до 90% требований в виде аванса. Остающиеся 10-30 % клиент получает после того, как к нему поступает счет от партнера.

Преимущество такой формы услуг заключается в увеличении ликвидности, а достаточно высокий уровень ликвидности является предпосылкой для быстрого роста.

Факторинг является новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для лечебно-профилактических учреждений с быстрорастущим оборотом, которые не хотят брать на себя выполнение административной работы по проверке платежеспособности своих клиентов, ведению бухгалтерского учета и в отношении своих требований и заинтересованы в быстром получении денег по своим счетам.

4. Финансовые показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений

Важнейшими финансовыми показателями, отражающими деятельность лечебно-профилактических учреждений являются: коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности, степень покрытия краткосрочных долгов, коэффициент автономии.

Взаимно дополняя друг друга, эти показатели дают возможность всесторонне оценить финансовое положение объекта здравоохранения.

Коэффициент автономии характеризует удельный вес собственных денежных средств в итоговой сумме всех средств, авансированных данному лечебно-профилактическому учреждению. Рассчитывается по формуле:

Коэффициент автономии показывает, каков удельный вес собственных денежных средств в итоговой сумме всех средств, авансированных данному ЛПУ. То есть определяет, насколько данное лечебно-профилактическое учреждение независимо от заемных средств. Чем большими средствами располагает ЛПУ, тем больше имеет возможность свободно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка медицинских услуг. Экономическая практика показывает, что данный коэффициент должен превышать 0,5, или чтобы сумма собственных средств была больше всех средств, которыми располагает ЛПУ.

Коэффициент ликвидности определяется сопоставлением наиболее ликвидной части оборотных средств, т.е. наличных денег и вложений в ценные бумаги, с кратковременной задолженностью лечебно-профилактического учреждения. Рассчитывается по формуле:

Коэффициент ликвидности отражает, какую часть краткосрочной задолженности лечебно-профилактическое учреждение может погасить в ближайшее время (на день составления баланса).

Коэффициент маневренности показывает, какой частью собственных/имеющихся средств можно относительно спокойно маневрировать. Кроме того, он позволяет определить правильность вложения средств в активы.

где - коэффициент маневренности; - общая сумма собственных средств, руб.; - сумма собственных средств ЛПУ, вложенных в оборотные средства, руб.

Коэффициент должен быть достаточно высоким (больше 0,5). В этом случае можно предположить, что руководство ЛПУ проявляет достаточную гибкость в использовании собственных средств.

Коэффициент покрытия характеризует отношение мобильных (оборотных) средств лечебно-профилактического учреждёния к его краткосрочной задолженности. Рассчитывается по формуле:

Коэффициент покрытия показывает платежную возможность ЛПУ, оцениваемую при условии не только современных расчетов с дебиторами и благоприятной ситуации в реализации медицинских услуг, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.

Финансовый анализ в рамках лечебно-профилактического учреждения является основой для достижения главной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли.

Экономическое обеспечение деятельности ЛПУ - это механизм удовлетворения потребностей учреждения в экономических ресурсах.

5. Ресурсы здравоохранения

здравоохранение кредит лизинговый

Различают материальные, трудовые и финансовые ресурсы ЛПУ.

Материальные ресурсы - это совокупность естественных и инвестиционных ресурсов. В структурном отношении они включают: медикаменты, медицинское оборудование, аппаратуру, медицинские инструменты, перевязочные средства и средства ухода за больными и т.п.

Трудовые ресурсы - медицинские кадры: врачи, медицинские сестры. Экономическое обеспечение деятельности ЛПУ должно базироваться на определенных принципах Важное значение в эффективном решении проблемы удовлетворения потребностей фирмы в экономических ресурсах занимает оценка состояния производственной базы ЛПУ. Сюда включается анализ размеров производственной площади, наличного оборудования и медицинской техники, численности работающих.

Капитал - это отношение между людьми по поводу создания и распределения конкретно-экономических форм дохода предприятия, основанного на найме персонала.

Согласно финансовому определению капиталом называют все активы (средства) фирмы. По функциональному определению, это только реальный объект, т. е. средства производства. Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т.е. на основной и оборотный капитал.

Анализ основного и оборотного капитала

Ниже приведена схема основного и оборотного капитала ЛПУ. (рис.3)

Основной капитал (основные фонды) анализируются по нескольким направлениям.

1. Динамика основных, фондов ЛПУ в рыночных ценах с учетом инфляции. Эту динамику можно сопоставлять с объемом оказанных медицинских услуг в неизменных ценах и на этой основе определять, растет отдача от основных фондов или нет.

2. Анализ структуры основного капитала, в том числе:

Производственной (отраслевой) структуры, говорящей о распределении основных фондов по разным областям деятельности в здравоохранении;

Технологической структуры, показывающей соотношение между активной частью медицинского оборудования и средств воздействия на пациента, непосредственно участвующих в оказании медицинских услуг, и пассивной (здания, сооружения);

возрастной структуры, характеризующей основные фонды по сроку службы. Этот момент наиболее важен. Нормативные сроки службы для оборудования и аппаратуры ЛПУ могут составлять 6 лет, а для зданий 35 лет (что соответствует рекомендациям, принятым в экономически развитых странах). Степень обновляемости медицинского оборудования служит индикатором восприимчивости отрасли к достижениям НТР.

3. Анализ обновления, выбытия и износа основных фондов, которые характеризуются соответствующими коэффициентами:

Коэффициент износа - это доля тех фондов, возраст которых превышает нормативные сроки.

4. Технический уровень основного капитала ЛПУ определяется сравнением с главными конкурентами ЛПУ на рынке медицинских услуг.

5. Эффективность использования основных фондов характеризуется следующими коэффициентами:

Коэффициентом интенсивности использования медицинского оборудования и аппаратуры, т.е. коэффициентом сменности работы оборудования. Во многих странах медицинское оборудование в клиниках используется не 6 часов в сутки, а гораздо больше - 10 часов и выше;

Фондоотдачей, показывающей, сколько медицинских услуг можно оказать, используя то или иное медицинское оборудование или аппаратуру. К сожалению, такой показатель отсутствует в анализе хозяйственной деятельности ЛПУ. Он рассчитывается по формуле:

То есть фондоотдача рассчитывается как отношение стоимости оказанных медицинских услуг к стоимости активной части основных производственных фондов или к стоимости единицы данного медицинского оборудования. Этот показатель наиболее весомый в характеристике эффективности использования активной части медицинского оборудования и медицинской техники. Именно он позволяем проводить оценку использования основных производственных фондов по временным периодам, по аналогичным ЛПУ, по аналогичному оборудования.

Анализ всех вышеперечисленных показателей помогает оценить эффективность экономической деятельности медицинского учреждения.

6. Ценные бумаги в здравоохранении

Медицинская организация может выпускать также облигации и векселя. Дадим им определения.

Облигация - это долговое обязательство государства или юридического лица, Облигация выражает отношения займа, владелец облигации выступает как кредитор медицинского предприятия, по облигациям выплачиваются процент или единая сумма (как по кредитам). В облигацию можно помещать деньги и из нее можно извлекать деньги, это средство дополнительного финансирования ЛПУ, Реквизиты облигаций включают:

Наименование ценной бумаги: «облигация»;

Наименование предприятия, учреждения и его местонахождение;

Номинальная стоимость облигации;

Имя держателя для именных облигаций (также бывают купонные облигации);

Срок погашения;

Уровень и сроки выплаты процента (для процентных облигаций);

Подпись руководителя предприятия медико-промышленного комплекса.

Еще одним видом ценных бумаг является вексель, восстановление вексельного обращения в России сталкивается с огромными трудностями, в том числе обусловленными тем, что отсутствует полная и непротиворечивая нормативная база.

Итак, вексель - особый вид письменного договорного обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока с лица, выдавшего (или акцептовавшего) обязательство, уплаты обозначенной в нем денежной суммы. Особенностями векселя являются его бесспорность (плательщик не вправе отказаться от уплаты по векселю) и обращаемость (взамен наличных денег). Вексель форма коммерческого кредита. Вексельное обращение через механизм безналичных расчетов способствует экономии наличных денег.

Вексель бывает простой и переводной. Простой вексель выписывается заемщиком и имеет следующие обязательные признаки: указание места и времени выдачи векселя, суммы долгового обязательства, срока и места платежа, фамилии лица, которому должен быть произведен платеж. Вексель должен быть подписан векселедателем.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором, а не заемщиком, и представляет собой письменный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в указанный срок определенной суммы денег поименованному в векселе третьему лицу (реминенту) или предъявителю (если вексель предъявительский). Переводной вексель должен быть подтвержден должником, что осуществляется путем акцепта векселя, т.е. подписи трассата на векселе, удостоверяющей его согласие на оплату.

В зависимости от характера возникновения векселя подразделяются на частные и казначейские (последние выпускаются государством). Частные векселя в свою очередь подразделяются на коммерческие и финансовые. Коммерческие векселя возникают на основе действительных сделок купли-продажи товаров в кредит. Финансовые векселя не имеют реальной основы, они выдаются предпринимателями друг другу с целью последующего их учета в банках. Предприятиями медико-промышленного комплекса векселя могут, выданы для покрытия своих расходов. В соответствии с п.44

Положения о переводном и простом векселе отказ в акцепте или платеже должен быть удостоверен актом, составленном в публичном порядке.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 06.01.87 № 01/16-01,предусматривает, что для составления акта протеста векселя предъявляется требование к плательщику о платеже по векселю.

Вексельное обращение расширяет возможности ЛПУ в решении своих финансовых проблем.

7. Деятельность лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС

На 1 января 2005 года число самостоятельных лечебно-профилактических учреждений, работающих по типовым договорам на предоставление ЛПУ медицинской помощи, составило 8457, из них 8416 медицинских учреждения имели лицензии на осуществление определенных видов деятельности и услуг по программе ОМС.

Кроме того, по типовым договорам работали 19760 учреждений, входящих в состав других учреждений.

Из общего числа самостоятельных медицинских учреждений насчитывалось 5321 стационаров, 2157 амбулаторно-поликлинических учреждений, 838 стоматологических и 141 других учреждений здравоохранения. Основные показатели их деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1 Основные показатели деятельности самостоятельных лечебно-профилактических учреждений в 2004 году

Показатели деятельности

СТАЦИОНАРЫ

Число среднегодовых коек - всего

из них койки по ОМС

койки дневного пребывания

1307462 1141663 (87,3%) 86266 (6,6%)

Число выбывших больных - всего (тыс. чел.) из них по ОМС

32693,6 28801,4 (88,1%)

Проведено больными койко-дней - всего (тыс.) из них по ОМС на койках дневного пребывания

402155,8 341937,4 (85,0%) 23685,5 (5,9%)

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

из них по ОМС

814089,8 (77,5%)

Среднее число посещений врачей на 1-го жителя - всего

из них по ОМС

Число посещений врачами больных на дому - всего (тыс.)

из них по ОМС

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Число посещений врачей - всего (тыс.)

из них по ОМС

125578,9 (84,0%)

Число медицинских учреждений, имеющих стационары дневного пребывания в больнице, в целом по России составило 3622, из них медицинские учреждения, имеющие статус юридического лица - 2607 (71,9% от общего числа самостоятельных стационаров).

Число коек в стационарах дневного пребывания составило 86266, из них 81416 (94,3%) были профинансированы за счет средств ОМС (таблица 2).

Число учреждений, имеющих дневные стационары, составило 3927, из них учреждения имеющие статус юридического лица - 1171 (29,8% от общего числа).

Число учреждений, имеющих стационары на дому, составило 1683, из них имеющие статус юридического лица - 493 (29,3% от общего числа).

Таблица 2 Основные показатели деятельности стационаров дневного пребывания в больнице, дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях) и стационаров на дому в 2004 году

Показатели деятельности

СТАЦИОНАРЫ дневного пребывания в больнице

Число коек - всего

из них по ОМС

86266 81416 (94,3%)

Число выбывших больных - всего (тыс. чел.)

из них по ОМС

2124,6 1930,6 (90,9%)

Проведено выбывшими больными койко-дней - всего (тыс.)

из них по ОМС

23685,5 21425,0 (90,5%)

ДНЕВНЫЕ СТАЦИОНАРЫ при амбулаторно-поликлинических учреждениях

Число мест - всего

из них по ОМС

Число пролеченных больных (тыс. чел.)

из них по ОМС

Число дней лечения (тыс.)

из них по ОМС

СТАЦИОНАРЫ на ДОМУ

Число пролеченных больных - всего

из них по ОМС

Количество дней лечения - всего (тыс.)

из них по ОМС

Поступление средств ОМС в лечебно-профилактические учреждения

В лечебно-профилактические учреждения, работающие в системе ОМС, средства поступили из территориальных фондов ОМС (филиалов) 77,6 млрд. руб. (43,3%), из страховых медицинских организаций - 97,8 млрд. руб. (54,6%) и других источников (восстановление нецелевого использования средств, благотворительные акции и др.) - 3,7 млрд. руб. (2,1%). Таким образом, суммарные поступления средств в лечебно-профилактические учреждения составили 179,1 млрд. руб.

Расходы средств ОМС лечебно-профилактическими учреждениями

Лечебно-профилактическими учреждениями за 2004 год израсходовано средств на сумму 178,9 млрд. руб., в т.ч. в рамках территориальных программ ОМС - 174,1 млрд. руб. (97,3%), в рамках финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению - 3,1 млрд. руб. (1,7%), прочие - 1,8 млрд. руб. (1,0%).

Структура расходов средств ОМС по основным статьям экономической классификации представлена на рисунке 4.

Деятельность ведомственных медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования

По данным статистической отчетности ФОМС на 01.01.05 число самостоятельных ведомственных медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, составило 352 (4,2% от общего числа ЛПУ, функционирующих в системе ОМС), из них 275 медицинских учреждений, подведомственных Министерству путей сообщения Российской Федерации (3,25%) и 77- Федеральному Управлению «Медбиоэкстрем» (0,9%). Число самостоятельных медицинских учреждений федерального подчинения, работающих в системе ОМС - 205 (2,4%).

В подведомственные медицинские учреждения поступило средств на сумму 5117,7 млн. руб. В медицинские учреждения федерального подчинения поступило средств обязательного медицинского страхования на сумму 2435,4 млн. руб.

8. Финансирование здравоохранения

Ухудшение здоровья нации происходит на фоне постоянно снижающихся и исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение (рис. 4).

Общие затраты на здравоохранение складываются из следующих компонентов: бюджет здравоохранения (федеральный и субъектов федерации); средства ОМС; средства, полученные за платные медицинские услуги; расходы населения на лекарства [без учета стоимости биологически активных добавок (БАД) и средств личной гигиены]; нелегитимные платежи населения (табл. 3).

1)Без расходов на спорт и санитарно-противоэпидемические мероприятия.

2) Без 20 млрд. неосвоенных средств по программе ДЛО.

3) Без средств на ДЛО.

4) Без БАД.

Примечание. ВВП - внутренний валовой продукт. ДЛО - дополнительное лекарственное обеспечение.

Нелегитимные платежи составляют не более 3-4 млрд. руб. в год, что соответствует "благодарности" в размере 1-2 тыс. руб. в месяц (на врача) в крупных городах. В небольших городах и на селе нелегитимные денежные платежи практически отсутствуют, поэтому их доля в общем финансировании здравоохранения незначительна.

Сопоставление затрат на здравоохранение в разных странах представлено на рис. 5.

В 2004 г. государственные расходы на здравоохранение составили 2,9% ВВП. Государственное финансирование здравоохранения в 2004 г. в сопоставимых ценах снизилось до 80% уровня 1991 г. Доля общих затрат на здравоохранение составила 4% ВВП, что в 3,3 раза меньше этой доли в США (14% ВВП), в 2,1 раза меньше, чем в странах ЕС (около 9% ВВП) и в 1,4 раза меньше, чем в странах Восточной Европы и Балтии. При этом в 2004г. объем ВВП в России составил 600 млрд. $, что почти в 20 раз меньше, чем в США (11 800 млрд. $) и в ЕС (11 050 млрд. $).

Общие затраты на здравоохранение на душу населения (по данным ВОЗ и независимых экспертов) в РФ в 7 раз меньше, чем в Чехии, в 4 раза, чем в Эстонии и Польше, в 2 раза, чем в Турции, а показатели развитых стран для России просто недостижимы. Этот показатель в РФ находится на очень низком уровне, соответствующем бедным государствам (рис. 8). По данным ВОЗ, в 1991г. общие подушевые затраты на здравоохранение составляли в России около 350 $, в 2000г. - 240 $; по данным независимых экспертов, в 2003г. - 140 $, в 2004г. - 170 $, в 2005г. -190 $, в 2006г. - 240 $. В европейских странах подушевой норматив по сравнению с 1991г. увеличился в 1,5-2 раза, в России темп его роста значительно ниже.

До начала 90-х годов средняя начисленная заработная плата работников здравоохранения, промышленности и страхового дела различалась не более чем в 1,5 раза. В 2004г. средняя зарплата медработников составила 4700 руб., что в 1,5 раза меньше, чем зарплата в промышленности, и в 3,6 раза меньше, чем зарплата в страховом бизнесе (по данным Госкомстата).

9. Оценка недофинансирования здравоохранения 2004-2006 гг.

В странах Восточной Европы, Эстонии и Литве, так же как и в России, в начале 90-х годов ВВП упала примерно в 2 раза. Эти страны сохранили абсолютные затраты на здравоохранение, поэтому доля этих расходов в ВВП возросла с 3 до 6%. При этом в последующие 10 лет подушевое финансирование в абсолютных цифрах увеличилось в 2 раза. В результате показатели здоровья населения этих стран сохранились или улучшились. В России этого не произошло.

Величина недофинансирования здравоохранения представлена в табл. 4.

Если за необходимый уровень принять объём финансирования здравоохранения, сопоставимый с таковым в странах Восточной Европы и Балтии (не менее 6% ВВП), то в 2004г. недофинансирование отрасли составило 340 млрд. руб. (около 30% потребности), в 2005г. этот показатель увеличится до 370 млрд. руб. (около 30% потребности), а в 2006г. - до 500 млрд. руб. (также около 30% потребности).

Предусмотренное увеличение федерального бюджета в 2005г. на 50 млрд. руб. по программе ДЛО и в 2006г. на 67 млрд. руб. по проекту "Здоровье" безусловно, важны, но абсолютно недостаточны.

Объем средств, предусмотренных на проект "Здоровье", составляет 13% необходимых для ликвидации недофинансирования отрасли или 0,26% ВВП (в то время как недофинансирование здравоохранения составляет как минимум 2% ВВП).

10. Предложения

I. С 2006 по 2009г. поэтапно увеличить расходы на здравоохранение до 6% ВВП.

Источником покрытия недофинансирования должен стать федеральный бюджет в первую очередь по следующим причинам:

· мероприятия по повышению собираемости взносов в систему ОМС на неработающее население в субъектах РФ, скорее всего, не приведут к существенному увеличению объемов средств в системе ОМС, так как даже до реформы жилищно-коммунального хозяйства и монетизации льгот эти взносы субъекты РФ собирать в полном объеме не могли;

· с 2005г. ставка единого социального налога снижена до 26% с уменьшением отчислений в систему ОМС с 3,6 до 2,8%, что приведет к снижению финансирования здравоохранения в системе ОМС ещё на 35 млрд. руб. в год;

· оптимизация управления отраслью, по экспертным оценкам, может дать максимально 10% экономии средств, но реальная экономия в условиях недофинансирования не достигнет и этого уровня;

· переложить часть финансирования здравоохранения путем увеличения объема платных медицинских услуг возможно только для 15-20% населения, у которых доходы составляют не менее 500$ США на одного члена семьи.

Таким образом, федеральный бюджет в условиях резко ограниченных финансовых возможностей субъектов РФ и населения остается единственно возможным источником покрытия недофинансирования здравоохранения. В 2006г. расходы Федерального бюджета на здравоохранение должны были бы составлять не 127, а 430 млрд. руб. Только в этом случае зарплату в здравоохранении можно приблизить к уровню оплаты труда в промышленности.

II. Усилить эффективность управления отраслью на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Примером может служить программа по льготному лекарственному обеспечению, идея которой заслуживает самой высокой оценки, но недостаточная эффективность управления этой программой привела к тому, что из 50 млрд. руб., предусмотренных на реализацию программы, часть в 2005г. освоена не будет, а отказы населения от участия в программе в 2005г. в зависимости от региона составляют от 30 до 50%.

Управление на всех уровнях власти должно строиться исходя из принципов современного проектного управления.

· Целевая направленность всех мероприятий на преодоление к 2010г. отрицательной динамики здоровья населения РФ и достижения к 2015г. показателей здоровья, сопоставимых с уровнем стран Восточной Европы; для этого необходимо разработать погодовые графики достижения этих целей (рис. 7, 8).

· Выбор приоритетов (сделан, но необходимо доработать ряд позиций).

· Научная обоснованность принимаемых решений [в странах ЕС при министерствах здравоохранения или аппарате правительства для этих целей специально создаются специальные комитеты (Health< Technology Assesment Commity)].

· Ежемесячный мониторинг по количественно измеряемым показателям (индикаторам), поскольку все мероприятия программы следует оценивать не только по объемным показателям, но и по качественным. Например в проекте "Здоровье" предполагается увеличить число больных, которым будут доступны высокотехнологичные виды медицинской помощи, с 60 тыс. в 2004г. до 128 тыс. в

· 2006г. и до 170 тыс. в 2007г. При этом неясно, достаточно ли такого увеличения для существенного снижения смертности трудоспособного населения, например от сердечно сосудистых заболеваний.

· Мотивация не отдельных категорий врачей, а всех работников здравоохранения на достижение качественного результата.

· Анализ результатов мониторинга и внесение исправлений в систему.

· Публичность полученных результатов, управление взаимодействием других министерств и ведомств и всего населения.

III. Необходимо скорректировать ряд позиций по проекту "Здоровье", в первую очередь дополнить список медицинских работников, которым будет повышена заработная плата, с включением него всех врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а именно врачей скорой помощи, акушеров-гинекологов, узких специалистов, а также медицинского персонала фельдшерско-акушерского пунктов (ФАП) и др. (Для справки: повышение оплаты труда всем врачам на 10 тыс. руб. обойдется бюджету в 90 млрд. руб., включая единый социальный налог, что составит 0,37% ВВП. Повышение заработной платы на 5 тыс. рублей среднему медицинскому персоналу обойдется бюджету еще в 113 млрд. руб., включая ЕСН. Кроме того, необходимо выстроить управление программой "Здоровье" в соответствии с современными принципами проектного управления.

Сегодня Правительство, депутаты Федерального Собрания, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, медицинская общественность и население России должны осознать, что без такого объема финансирования система здравоохранения будет продолжать деградировать, а здоровье нации и демографическая ситуация в стране будут катастрофически ухудшаться.

Преодоление отрицательной динамики здоровья населения России и достижение показателей здоровья, соответствующих развитому государству, - являются общенациональной задачей.

По оценкам экспертов ВОЗ, Российская Федерация за 2005-2015 гг. недополучит в национальный бюджет около 300 млрд. долларов из-за случаев преждевременной смерти от инфарктов, инсультов и осложнений сахарного диабета.

Заключение

Для исправления ситуации с 2007 по 2009г. необходимы поэтапное увеличение финансирования здравоохранения за счет средств федерального бюджета и доведение общих расходов здравоохранения до 6% ВВП (ориентировочно до 2009г. включительно необходимо дополнительное увеличение финансирования по 300 млрд. руб. ежегодно). При этом нужно создать эффективную систему управления отраслью, направленную на каждом из уровней (федеральном, региональном и муниципальном) на достижение главной цели - к 2015г. преодолеть отрицательную динамику здоровья населения и достичь показателей здоровья, сопоставимых с существующими сегодня в странах Восточной Европы или в РСФСР в 1985г. Это позволит за период до 2015г. сохранить 4 млн. жизней наших сограждан.

Применительно к 2006 г. необходимо скорректировать ряд позиций по проекту "Здоровье", в первую очередь дополнить список медицинских работников, которым будет повышена заработная плата, с включением в него всех врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а именно врачей скорой помощи, акушеров-гинекологов, узких специалистов, а также сотрудников фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и др. Кроме того, необходимо выстроить управление программой "Здоровье" в соответствии с современными принципами проектного управления.

Список используемой литературы

1. Р.С. Акчурин, Г.Э. Улумтеков «Недофинансированное здравоохранение - удел слаборазвитого государства». 2006г.

2. Л.Ю. Трушкина «Экономика и управление здравоохранением» 2005г.

3. Ю.П. Лисицин «Общественное здоровье и здравоохранение» 2002г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Менеджмент в сфере здравоохранения. Основные принципы управления здравоохранением, его эффективность. Стратегический, тактический, операционный уровни системы управления в лечебно-профилактических учреждениях. Управление охраной здоровья населения.

    презентация , добавлен 28.03.2013

    Основы управления здравоохранением как одного из направлений реформирования. Функции управления в сфере здравоохранения, характеристика его принципов. Определение целей и задач управления. Мировой опыт функционирования национальных систем здравоохранения.

    презентация , добавлен 16.03.2015

    Государственная политика Российской Федерации в сфере здравоохранения и роль лечебно-профилактических учреждений в её реализации. Показатели оказания неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Анализ совершенствования системы оплаты труда.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2014

    Основные задачи Министерства здравоохранения, выработка государственной политики в сфере здравоохранения Омской области. Повышение доступности и качества медицинской, лекарственной помощи для населения. Управление кадровой работы и государственной службы.

    отчет по практике , добавлен 11.11.2014

    Изучение сущности и основных положений кадровой политики. Особенности формирования и развития персонала в системе здравоохранения. Отличия системы подготовки и развития врачебных кадров в РК. Схема управления человеческими ресурсами по М.Х. Мескону.

    презентация , добавлен 23.11.2010

    Планирование как одна из основных функций в работе сестры-руководителя. Значение лидерства в сестринском деле. Особенности коммуникации в системе здравоохранения. Главный врач района и его функции. ЦРБ как руководящий орган сельского здравоохранения.

    контрольная работа , добавлен 30.06.2015

    Специфика рынка медицинских услуг. Управление персоналом в сфере медицины, профессиональные требования к специалистам-управленцам и медикам. Особенности контроля качества услуг в системе здравоохранения, группа компонентов: структура, процесс, результат.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Классификация и типы стратегий деятельности предприятий на рынке, особенности их формирования и реализации в сфере здравоохранения на современном этапе. Организационно-экономическая характеристика организации, разработка стратегических альтернатив.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2015

    Виды связи в структуре управления и принципы разделения труда, существующие структуры и значение. Алгоритм формирования организационной структуры компании. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2015

    Роль и место планирования в управлении компанией, организация данного процесса на предприятиях здравоохранения. Анализ и оценка эффективности системы управления, разработка стратегии развития ООО "Комплексный оздоровительный центр "Алтайхимпром".