Что такое группа гкп в детском саду. подготовка детей к поступлению в детский сад

«Группа кратковременного пребывания как форма дошкольного образования»

Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В то же время закладываются основы будущего здоровья. Независимо от того, где воспитывается ребёнок: дома, в семье или в детском саду, - важно создать все необходимые условия для его развития. Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста была организована новая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет, каждодневным, двухсменным, 5 - часовым пребыванием.

Ребёнок, как гармонично развитая личность, физически и психологически подготовлен к обучению в школе.

Задачи:

  1. Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступа ющих в школу, минуя дошкольное образовательное учреждение.
  2. Помочь родителям квалифицированно подготовить ребен ка к школе.
  3. Обеспечить преемственность между дошкольным и началь ным образованием, комфортный переход ребенка в школу.
  4. Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обуче нию в школе.
  5. Заложить основы доброжелательного отношения к сверст никам, выработать навыки общения с ними.
  6. Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, кото рая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка.
  7. Обеспечить волевую готовность, т. е. способность подчинять ся правилам и требованиям взрослого. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятель ностью.
  8. Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмо циональную готовность к школе.

Такая группа является прекрасной возможностью обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности, расширить круг общения со сверстниками и взрослыми и одновременно решать проблемы дошкольного образования. И вместе с тем, как показала практика группа кратковременного пребывания, как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем механизм работы детского сада полного дня.

Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности; способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных ситуациях. ДОУ в этом случае может ус пешнее строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуаль ные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родитель ской позиции (уважительное отно шение к своему ребенку, умение под держать его; осознавать свои воз можности в образовательной и развивающей работе с детьми).

Приоритетным направлением в содержании образовательного процесса в группе кратковременного пребывания являются:

  1. Социализация детей в обществе;
  2. Ориентировка на личностное развитие детей;
  3. Развитие умений навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.

Основополагающими принципами группы является:

  1. разный возраст воспитанников – от 3 до 6 лет – задачи на занятиях необходимо планировать и решать с учетом разного возраста;
  2. краткосрочность пребывания детей в дошкольном учреждении – за пятичасовое пребывание в основном дети получают знания на занятиях, мало времени остается на совместную деятельность.

Таким образом, принцип разновозрастности лежащий в основе ГКП, оптимизирует воспитательный процесс. Тем не менее, работа в разновозрастной группе сложнее, чем в обычной. Так как педагог, планируя свою воспитательскую деятельность, ориентируется на несколько разных возрастов. Каждый возраст имеет свою специфику и условия познавательного развития, выполнение которых требует применения специальных приёмов и методов обучения, а также с учётом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка.

Формы организации детской деятельности в ГКП различные, но средства для достижения воспитательных задач остаются игровыми. В своей работе мы используем различные дидактические игры, познавательно - развивающие игры, занимательные упражнения, социально – бытовые, игры – эксперименты с материалами, оздоровительные игры, по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. В игровой форме ребёнок охотно и сравнительно легко преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку именно в игре у детей особенно повышается умственная активность и работоспособность, а, следовательно, и обучаемость. При этом придерживаемся развития речевой активности каждого ребёнка в процессе разнообразной деятельности. Уделяем особое внимание созданию условий и выбору предметно – развивающей среды.

Такая форма работы с неорганизованными детьми, как группа кратковременного пребывания пользуется в нашем городе большим спросом у родителей. Наблюдается стабильная, положительная динамика в развитии воспитанников этой группы. Улучшились показатели речевого, познавательного, математического развития, а также коммуникативных навыков, что является предпосылками легкой адаптации дошкольников к переходу в школу и успешному обучению. Однако при всей кажущейся оптимистичности подхода к решению данной проблемы и прогноза результатов воспитательно-образовательной работы, в группе ГКП перед воспитателями встаёт и организационно – воспитательная и организационно – методическая проблема, связанная с тем, что у воспитанников разный возраст.


Многих родителей пугает перспектива попасть в кратковременную группу, якобы это может повлиять на их очередь в детский сад постоянного пребывания. Но это мнение ошибочно, ведь ГКП не имеет к этому никакого отношения.

Группы кратковременного пребывания в детском саду помогают малышам без стресса адаптироваться к коллективу.

У посещения подобных групп есть масса преимуществ. Прежде всего здесь малыш быстрей адаптируется, и приучается общаться с другими ребятами и взрослыми. Поэтому, когда он попадёт в детский сад на полный день, это не вызовет у него стресс или истерику. Кроме того, у родителей появляется несколько часов свободного времени, которые они могут потратить на свои дела.

Как правило, режим дня в ГКП состоит из прогулки, а также творческих занятий.

К недостаткам относится отсутствие питания. Если вы записали малыша на те часы, которые приходятся на завтрак или обед, то малышу придётся только наблюдать за тем, как едят другие ребята, ведь в садик запрещено приносить свою еду. Ещё одним минусом такого посещения можно назвать финансовые расходы. Несмотря на кратковременное пребывание, родителям придётся сдавать деньги на ремонты и другие нужды учреждения, наравне со всеми.

Как попасть в такую группу

Большинство родителей получает специальное приглашение в группу кратковременного пребывания. Но также есть возможность самостоятельно записаться на посещение. Для этого необходимо связаться администрацией интересующего учреждения, и узнать, работает ли там подобная группа и есть ли возможность в неё записаться.

Учтите, что в ГКП берут малышей, достигших 2-летнего возраста.

Если вашу кандидатуру одобрили, то понадобиться пройти полный медицинский осмотр и сделать все необходимые прививки. Кроме того, следует заключить договор с детским учреждением. Какие вещи и предметы потребуются для ГКП вы узнаете на родительском собрании.

Большинство отзывов о группах кратковременного пребывания, говорят о том, что это отличный вариант для родителей, малыши которых ещё не записаны на постоянное место в детском саду. Благодаря ГКП, дошкольники приучаются взаимодействовать с другими малышами, а, кроме того, постепенно привыкают к долговременному пребыванию в учреждении. К тому же у мам и пап появляется немного свободного времени, которое они могут потратить на свои дела.

«Ходим в детский сад, но всего на пару часов», – такую фразу можно услышать от мам, чьи дети посещают группы кратковременного пребывания. Одни приходят только на прогулку, другие – на занятия, а третьи и вовсе находятся в детсаду вместе с мамами. Как оказалось, формы первого знакомства с дошкольным учреждением могут быть разными. Cheldiplom.ru выяснил, что такое группа кратковременного пребывания и влияет ли запись в такую группу на общую очередь в детский сад.

Многие родители, заглянув в электронную очередь в детсад, с удивлением обнаруживают у ребенка статус «Посещает группу кратковременного пребывания». Так произошло с Еленой, мамой двухлетней девочки: «Я зашла проверить, сдвинулась ли очередь и сможем ли мы получить путевку в детсад уже в этом году. Увидела, что моя дочь каким-то волшебным образом посещает группу кратковременного пребывания. При этом нас никто в известность об этом не ставил. Я позвонила в детский сад, предложили пройти медосмотр и гулять вместе с детьми на детсадовской площадке».

Группы кратковременного дня могут быть разными

Группы кратковременного пребывания в Челябинске появились давно, сейчас они есть во многих дошкольных учреждениях города. «Кратковременное пребывание предполагает присутствие ребенка в детском саду от трех до пяти часов в день, но, несмотря на это, он является полноправным воспитанником, участвующим в образовательной деятельности. В это время не входит питание и сончас, то есть малыш приходит, например, после завтрака, посещает занятия, гуляет, затем его забирают домой», – поясняет главный специалист Комитета по делам образования Челябинска Татьяна Баталова .

По словам Татьяны Баталовой, сколько времени ребенок может присутствовать в детсаду и что входит в образовательную программу, каждая образовательная организация решает самостоятельно: «В некоторых детских садах работают так называемые мамины школы, когда мамы находятся в группе вместе с ребенком. Но если у детского сада нет возможности выделить отдельного педагога и помещение для целой группы, то ребенка принимают в обычную группу или приглашают только на прогулку».

Детям, посещающим группу кратковременного пребывания в детсаду №31, повезло, для них создана отдельная игровая комната, в которой они могут находиться вместе с мамами. «В такую группу мы принимаем до 25 человек, от желающих попасть к нам нет отбоя, – говорит заместитель заведующего Светлана Алабугина . – Малыши в возрасте от 2-3 лет находятся у нас с 10:00 до 13:00. В это время входят занятия и прогулка. С детьми работают логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию. Все это бесплатно. Как только мы получим лицензию, родители смогут выбирать дополнительные платные образовательный услуги, чтобы не возить ребенка в разные концы города. Мамы нам очень благодарны, потому что на занятиях они видят, как можно просто рассказать ребенку о сложном, как поиграть с ним, какие формы развивающих занятий есть. Для нас очень важно научить родителей и детей взаимодействовать друг с другом».

В детский сад – без выбывания из очереди

Узнав о том, что ребенок записан в группу кратковременного пребывания, родители начинают беспокоиться, что их записали не в приоритетный детсад. Но эти опасения напрасны. «Это своеобразное приглашение от детского сада. Родители должны понимать, что у них есть право согласиться или отказаться от этого приглашения. В любом случае, посещение группы кратковременного пребывания не влияет на очередность и не может стать причиной отказа в предоставлении места в группу полного дня и вовсе не означает, что место будет предоставлено именно в этом детском саду», – поясняет Татьяна Баталова.

Если родители согласны, чтобы их ребенок посещал группу кратковременного пребывания, то им необходимо предоставить медицинскую карту ребенка и заключить договор с образовательной организацией.

В Комитете по делам образования города Челябинска подчеркивают, что группы кратковременного пребывания – это хороший вариант для родителей, детям которых еще не предоставлены места в детсадах. Такие группы позволяют малышам лучше адаптироваться к детскому саду, научиться общаться со сверстниками, провести время интересно и с пользой.

Приглашение от детского сада посетить группу кратковременного пребывания может поступить в течение всего года, но родители могут и сами позвонить в выбранный ими детсад и узнать, функционирует ли в учреждении такая группа, есть ли в ней свободное место.

Все интересующие вопросы родители могут также задать, позвонив в отдел обеспечения дошкольного образования Комитета по делам образования города Челябинска по телефону 263-68-18.

Оригинал материала:

у меня в журнале есть запись как сын посещал такую группу. вообще это очень хорошо если садик рядом с домом

Н. А. Иноземцева – воспитатель МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Р.п. Мордово Тамбовской обл.

«Организация и содержание деятельности в группах кратковременного пребывания»

Группа кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня. ГКП создается для детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детские сады, с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказания консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

Основными функциями группы кратковременного пребывания являются:

Охрана жизни и здоровья детей;

Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

Коррекция физического и психического развития и здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка.

В настоящее время наиболее востребованными являются:

  • «Адаптационная группа» - для детей раннего возраста, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
  • «Группа развития» - для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
  • группа «Будущий первоклассник» - для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

(существуют и другие формы ГКП).

Для того чтобы создать ГКП на базе дошкольного учреждения необходимо изучение социального заказа на открытие той или иной формы группы кратковременного пребывания. Целесообразно проведение анкетирования среди родителей детского сада и социологического опроса среди населения. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии запроса общественности в открытии группы определенной направленности.

ГКП любого вида создаются в дошкольных образовательных учреждениях при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств).

Организация групп кратковременного пребывания предполагает наличие в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) свободного помещения для осуществления учебно-воспитательного процесса: групповые комнаты для детей, музыкальный зал, кабинет психолога; а также раздевалку для детей и родителей и умывальная комната. Специально оборудованные помещения должны отвечать педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам пожарной безопасности (групповая ячейка, освещенность, температурный и воздушный режим в соответствии с требованиями СанПиНа, детская мебель (столы, стулья, шкафы для игрушек, пособия и т.д.) в соответствии с ростовыми показателями детей).

Групповые комнаты и специализированные помещения ДОУ должны соответствовать возрасту детей и полностью приспособлены для многообразной деятельности.

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации:

1. Положение о группах кратковременного пребывания (Положение о группе определяет нормативную базу работы группы, направление, цель и задачи деятельности группы, организацию работы (комплектование, распорядок и. т.д.), содержание и основные формы работы).

2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.

3. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания.

4. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором отражается деятельность групп КП для детей, не посещающих ДОУ с указанием конкретных образовательных услуг, предоставляемых учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.

5. Договор с родителями (законными представителями), желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания (в том числе и дополнительных).

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции

Также для работы ГКП необходимо наличие следующих документов:

Заявление родителей о зачислении ребенка в ГКП;

Договор с родителями (законными представителями);

Режим дня и распорядок жизнедеятельности группы (режим работы группы кратковременного пребывания устанавливается в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями и возможностями детей, а также с учетом потребностей родителей (законных представителей);

Расписание занятий (сетка непосредственной образовательной деятельности) с учетом рекомендаций СанПиН;

Списочный состав детей;

Образовательные программы;

Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;

Табель посещаемости;

Базисный учебный план;

Перспективный план работы по разделам образовательной программы;

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Комплектование ГКП осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу, в соответствии с уставом дошкольного образовательного учреждения. Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается в зависимости от вида группы в соответствии с положением о ГКП данной направленности. Зачисление детей в ГКП происходит на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка.

Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

Возможные модели функционирования групп кратковременного пребывания.

Модель 1. Организация кратковременного пребывания детей в ГКП в 2-3 смены. (Например: дети приходят к определенному времени на короткий срок: с 09.00 до 12.00, с 12.00 до 15.00, с 15.00 до 18.00.)

Модель 2. Организация кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении.

Модель 3. Организация кратковременного пребывания детей в закрепленной группе детского сада.

Модель 4. Пребывание родителей в группе вместе с ребёнком.

Содержание образовательного процесса в ГКП определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения. Учитывая специфику групп КП, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого времени не упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, не превратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам".

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программа должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

Целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.к. неспециализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а также особенностью комплектования группы - группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Кроме того, выбранная программа должна «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе.

Программа должна:

Соответствовать принципу развивающего образования;

Сочетать принципы научной обоснованности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;

Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей;

Основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса.

Участниками воспитательно-образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.

В планировании воспитательно-образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду .

Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей также зависит от нескольких факторов, а именно: модель, по которой функционирует группа, вид группы, возраст детей, посещающих группу.

Образовательный процесс в ГКП строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием. На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко. Возможно проведение в группе тематических вечеров, мероприятий, утренников, праздников. Эта форма работы помогает ребёнку привыкнуть к новой для него обстановке, способствует созданию хорошего настроения во время пребывания в ДОУ и формирует желание снова и снова охотно идти в детский сад (без слез).

В зависимости от направления работы группы определяются цели и задачи воспитательно-образовательного процесса, обоснованные в положении о группе кратковременного пребывания.

Организация воспитательно-образовательного процесса невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики.

Деятельность специалистов, работающих в ГКП, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи. Для этого психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.

В работе педагогов в ГКП предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка. Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Поэтому необходимо устанавливать тесную связь между семьёй и ДОУ для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями. Рекомендуется привлечение родителей к руководству ДОУ (через участие в работе родительского комитета, попечительского совета). А также необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями с целью вовлечения родителей в образовательный процесс. При этом нельзя забывать об эффективности индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей; на основе систематического обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка.

Показателем результативности работы в этом направлении является:

Удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ;

Удовлетворенность работой ДОУ;

Удовлетворенность степенью информированности о детском саде в целом;

О деятельности группы,

О ребенке и т.д.

Формы работы с родителями в ГКП:

Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы);

День открытых дверей (экскурсия-знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в ГКП);

Совместные игровые сеансы родителей и детей;

Открытый просмотр занятий;

Консультации, семинары, практикумы, тренинги;

Наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки-передвижки, выставки детских работ, буклеты и т.п.;

Совместные праздники и развлечения;

Открытый просмотр занятий (непосредственная образовательная деятельность).

Воспитатели постепенно включают родителей в совместные игры, занятия; учат использовать игрушки, предметы, игровое пространство, события, происходящие в детском коллективе.

Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе происходит по схеме:

Образовательная деятельность в ГКП осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), основной формой организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка).

Работа с детьми предполагает использование самых разнообразных дидактических, развивающих игр, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования.

Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении должна быть выделена рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Зоны для сюжетно-ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг, предусмотрено панно для экспозиции детских работ.

На территории детского сада оборудовать площадку для проведения прогулок, спортивную площадку, экологический центр, огород.

Организация предметно-развивающей среды в группах имеет свою специфику: в группах раннего возраста больше открытого пространства, зон с сенсорной направленностью, игровая зона для развития основных движений. В группах более старшего возраста должны быть оборудованы уголки для занимательной математики, опытно-экспериментальной работы, по краеведению и экологическому воспитанию, а также театральные уголки и зоны художественной и речевой направленности. Все группы оснащены дидактическими и техническими средствами обучения, детской литературой в соответствии с реализуемой программой. А для педагогического состава необходимо наличие учебно-методического комплекса (методической литературы, наглядно-демонстрационного и дидактического раздаточного материала по разделам реализуемой программы).

Существуют также некоторые требования к организации предметно-развивающей среды:

Предметно-развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;

Дизайн групп может быть разнообразным в зависимости от условий и возможности учреждения;

Мебель, предметно-игровая и развивающая среда должна соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста;

Оформление групп – приближенно к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика оформления);

Предметно-игровая среда – разнообразна, многофункциональна и вариативна.

Игровое пространство должно соответствовать потребностям ребенка в социальном развитии.

Для приобщения ребенка к миру природы важно иметь в группе природные уголки;

Необходимо определить предметную сферу для сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр, конструирования, художественного творчества и др.

Наблюдение, уход за растениями и животными позволит реализовать потребность ребенка в общении с живым миром, в формировании элементарных трудовых навыков.

Особенностью данных групп является задача выполнения базового компонента средствами развивающих игр в условиях кратковременного пребывания детей, поэтому предметно-развивающая среда должна быть обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями.

Организуя предметно-развивающую среду, надо учитывать, что игровая мебель должна быть предпочтительно легкой и на колесных устройствах, чтобы дети сами могли создавать свой «интерьер». Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических требований. Площадь помещения не должна быть меньше предусмотренных норм. Помещение для группы выделяется светлое, просторное. Стены лучше окрашивать от пола до потолка или оклеивать светлыми обоями (но имеющими сертификат соответствия).

Также можно «углубить» 1-2 стены, разрисовав их пейзажем с хорошей перспективой. С целью зрительного увеличения комнаты, можно одну стену оборудовать зеркальными покрытиями (это также хорошо и для наблюдения детей за своими движениями, их красотой и пластикой). Лучше использовать не обычные занавески, а только верхние ламбрекены или жалюзи. Каждое дошкольное учреждение при оформлении группы исходит из своих условий и возможностей. Дизайн группы может быть разнообразным.

Так как обязательным условием является достаточное пространство для движения детей, то чем меньше будет в такой комнате вещей, тем лучше.

Цветы также целесообразно размещать и как украшение. Комнатные растения в декоративных целях в углублениях стен, в различных нишах, а также на полу вдоль окна в специальных подставках.

Пристального внимания в плане охраны здоровья и предупреждения утомляемости детей в процессе организованной или самостоятельной деятельности, заслуживает необходимость обеспечения данной группы рациональной детской мебелью. (Важно, чтобы размеры столов и стульев соответствовали росту детей, имели соответствующую маркировку).

На полу желательно иметь сплошное ковровое покрытие. Важно чтобы предметно-развивающая среда, игровая среда, все материалы, их композиция соответствовала психофизиологическим особенностям данной возрастной группы (раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста).

Обучение и развитие детей целесообразно осуществлять в разных формах организационной деятельности – и подгруппами, и индивидуально, и фронтально, и на улице, и в форме путешествий, сказочных превращений и т.д., но всегда предполагается использование обилия различных игр и игрушек. Предпочтение отдается различным дидактическим и развивающим играм по всем направлениям развития и обучения детей.

При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы игрушки были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, театральные, спортивные, игрушки-забавы. Обязательны театр игрушек и обилие материалов по сенсорике (различные башенки, пирамидки, вкладыши, матрешки, геометрическая мозаика и пр.).

В группе малышей желателен безопасный мини-стадион в виде мягких канатов, для упражнений в равновесии (их можно сшить и самим); подвесная карусель с колокольчиками, лесенка-горка и пр. Хорошо, если в такой группе находится «сухой бассейн», наполненный цветными шариками. Если есть возможность использования не одного помещения, удобно рядом разместить мини-зимний сад с живыми растениями, животными. Здесь можно разместить аквариумом с рыбками, террариум, клетки птицами, мини-фонтанчик, столик с мягкой глиной для творчества, развития рук, сброса психоэмоционального напряжения. Такой «садик» мог бы иметь другое назначение – отдых, зал релаксации. Интересна стилизация оформления помещений, например под джунгли. Можно все помещение преобразовать в лесную полянку с фонтанчиком, дорожками, стульчиками-пеньками (с упором для спины). Можно поставить «волшебный сундучок», в котором хранится природный материал (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.).

Организуя предметно-развивающую среду, конечно же, нельзя забывать о том, что деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом уютном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Созданная таким образом предметно-развивающая среда в ДОУ - целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Основой комфортного пребывания ребенка в ДОУ является созданный в нем психологический климат. Взаимоотношения воспитанников и педагогов строятся на основе общечеловеческих ценностей равноправного партнерства, уважения к достоинству маленького человека. Позиция взрослых – исходить из интересов ребенка, политика общения – сотрудничество.

Преимущества пребывания ребенка в ГКП очевидны:

Развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;

Система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;

Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;

Формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества);

Получение навыка самостоятельности в налаживании различного рода контактов, получение опыта взаимодействия с другими людьми, детьми без непосредственного участия мамы.

Список использованной литературы

  1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. – М.: Айрис, 2004 – 176с.
  2. Бахаровская М. Н. Руководителю ДОУ: Адаптационная группа кратковременного пребывания Организация и содержание работы.- Изд-во: Учитель, 2012 – 80с.
  3. Бабунова Т. М. (редакция) Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010 – 112с.
  4. К.Ю. Белая. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ Приглашает детский сад - М.: Линка-Пресс, 2002. - С. 76.
  5. Г. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе Нормативно- правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ. - Изд-во:АРКТИ – 248с.
  6. Королёва С. Из опыта работы// Дошкольное образование – 2002 №1 – с.48
  7. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями//Дошкольное образование – 2002 №11 – с.10

    Группы кратковременного пребывания есть практически в каждом дошкольном учреждении. Они предназначены для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Для того чтобы записать малыша в такую группу, не нужно дожидаться, когда подойдет очередь . Можно просто обратиться к руководству учреждения и уточнить наличие свободных мест. Лучше обратиться в детский садик лично, а не посредством телефонного звонка. Во время беседы с заведующей или специалистом отдела кадров нужно уточнить все детали такой формы дошкольного обучения.

    Оформление в группу кратковременного пребывания может занять время, поэтому лучше заранее уточнить, какие именно документы для этого потребуются. В большинстве детских садов эти требования едины, но при этом столкнуться с определенными нюансами все же возможно.

    Какие документы необходимы для приема в группу кратковременного пребывания

    Если специалист из отдела кадров подтвердит наличие свободных мест, необходимо принести в дошкольное учреждение ксерокопию свидетельства о рождении малыша и распечатку из интернета или выписку, в которых будет указан индивидуальный номер, выданный при постановке ребенка на очередь в детский сад. Выписку можно получить в городском Комитете по дошкольному образованию.

    Руководство садика отправляет копии документов на в Комитет, а после получения одобрения родители уже могут подавать заявление на прием в детский сад. При этом на руках у них должна быть медицинская карта ребенка с пройденной медицинской комиссией.

    Для прохождения комиссии и получения карты необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Гораздо быстрее пройти всех врачей можно в одной из платных клиник, но это обойдется недешево.

    Для оформления ребенка в группу кратковременного пребывания необходимо иметь при себе оригинал свидетельства о рождении малыша, медицинскую карту с пройденной комиссией, паспорт мамы или папы ребенка. Паспорт необходим для заключения договора между одним из родителей малыша и руководством детского сада.

    Также необходимо иметь при себе полис обязательного медицинского страхования ребенка. Он обязательно понадобится при оформлении документов в кабинете штатного врача дошкольного учреждения.

    После того как будут улажены все формальности, родители могут начать водить малыша в группу кратковременного пребывания, начиная с того дня, который указан в договоре и является датой вступления его в силу.