Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск школа № 200 с углубленным изучением отдельных предметов
Фольклорное развлечение в средней группе
Боровская Е.А. – воспитатель
Павлова Т.К. – музыкальный
руководитель высшей
г. Белогорск 2017г.
« Путешествие в мир русских народных игр»
Цель : Воспитывать у детей любовь и уважение к русским народным играм.
Задачи:
Приобщение детей к русской культуре;
Развитие эстетического восприятия, музыкальности у детей;
Развитие интереса к народным играм;
Вызвать эмоциональный отклик на происходящее;
Воспитание умений действовать в коллективе, выполнять правила в играх.
Оборудование: веретено, сумка, шапочка петуха, лента, мяч
Ход развлечения :
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!
Игры мы начинаем
Всем здоровья пожелаем!
Прими участие скорей! Да позови своих друзей!
Всем в дорогу нам пора! В гости нас зовёт игра!
(Слышится звук чихания.)
Ведущая : Ой, кто это?
Кузя. Это я, домовёнокКузя.
Ведущая : Что ты здесь делаешь?
Кузя : Мой дом сломался. Я пошёл искать новый дом. Услышал детские голоса и решил зайти к вам.
Ведущая : А ты вовремя зашёл, мы собрались играть в русские народные игры.
Кузя : Я очень люблю играть. Я пришёл не с пустыми руками. У меня в сумке есть шапочка петуха.
Ведущая : А мы знаем такую игру. Давайте поиграем, выберем ведущего по считалке:
Считалка :
« Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
1.Игра « Петух».
Все играющие встают в круг и берутся за руки.
Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей.
Пойманный становится ведущим.
Кузя : Хоть сума моя пуста,
С виду вроде бы пуста,
Ну-ка, Дима, подойди,
В сумку руку опусти.
(Ребенок достаёт веретено).
Ведущая : Нам и эта игра знакома.
2. Игра «Веретено».
Катись, катись веретено.
Катись, катись по кругу.
Передавай веретено друг другу.
Где его остановка выполняй движенья ловко.
Ведущая : Кузя, а мы знаем ещё одну игру «Дедушка Мазай». Ребята давайте научим Кузю этой игре.
3. Игра «Дедушка Мазай».
Дети идут в хороводе, водящий в центре.
Дети. Здравствуй дедушка Мазай из коробки вылезай.
Мазай (потягивается здравствуйте, дети, где вы были, что делали)
Дети . Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!
Кузя: А можно мне побыть дедушкой Мазаем?
Ведущая и дети: Конечно, мы сейчас и тебе загадку покажем.
Кузя: Мне ваша игра очень понравилась.
Кузя : Теперь Алёна подойди,
В сумку руку опусти,
Всем ленточку покажи!
4. «Заря»:
Игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые-
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй.
Ведущая : Эй, подружки-хохотушки,
Развесёлые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поиграть,
Свою ловкость показать!
5.Игра в подкиды .
Оля, Коля,
Дуб зелёный,
Ландыш белый,
Зайка серый,
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Кузя: Вы меня очаровали!
Вы так дружно все играли!
Вы теперь мои друзья,
Поиграем вместе, да?
Ведущая: Давайте поиграем парами в быструю, но плавную игру «Ручеёк».
6. Игра «Ручеёк».
Ведущая: К сожаленью нам пора, вот закончилась игра.
Кузя, пойдём с нами, мы тебе покажем наш детский сад.
Знакомство с русским бытом и творчеством
Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.Назначение работы: Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа
Задачи:
1.Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2.Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3.Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Филимоновской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто,самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай,баранки.
Ход НОД
(Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы, стоят полукругом к зрителям.)
Воспитатель:
На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громка плачет)
Девочка:
Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Ребята:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка:
Ой! Вы кто?
Воспитатель:
Я мама, а это все мои дети.
Девочка:
Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель:
А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка:
А это что ваш дом?
Воспитатель:
Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка:
А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель:
Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Кристина про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель:
А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
(Дети садятся на лавки)
Воспитатель:
Печь – это символ добродетели и тепла. Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерево или глины.
Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Ну, ребята выходите
всё в избе нам покажите.
Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Песня-инсценировка: «Пошла, млада за водой»
(девочка с коромыслом и ведрами, мальчики играют на ложках, девочки поют)
(дети садятся за стол)
Девочка:
А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель:
Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Воспитатель:
Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель:
Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
(Когда семья вместе, и душа на месте, В дружной семье и в холод тепло, В хорошей семье хорошие дети растут, Дружная семья не знает печали, Семья в куче, не страшна и туча, Везде хорошо, но дома лучше.)
Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Воспитатель:
А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем. Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.
Девочка:
Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель:
Принеси Кирюша покажи, чем мы освещалась горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)
Девочка:
Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель:
Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель:
Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.
Ребенок:
(держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель:
Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.
Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.
Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)
3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).
4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)
5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
Воспитатель:
Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
А теперь за мной, за мной
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Все скорей за мной ушли.
Открывай Варя глаза,
Сказки кончиться пора.
(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)
Помощник воспитателя:
Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает)
Цель:
- учить детей слушать и слышать музыку;
- сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
- развить творческие способности детей.
Задачи:
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.
Музыкальный материал:
- «Теремок» - слушание, исполнение.
- «Со вьюном я хожу» - исполнение, пение с движением.
- «Уж, как шла лиса» - разучивание, исценирование.
- Плясовые наигрыши.
- Приложение: «Слайды»
Оформление:
Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.
Ход занятия
I Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
«Приложение: Слайд - №2»
На море океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под ним стол золоченный.
На столе бык печенный
Садись кушай
Мою сказку слушай.
Это еще не сказка - это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки» (выделяет интонацией). Сказка - сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться - помогут Солнце, Ветер, Месяц.
Вот как это было в одной старинной сказке.
II. Основная часть занятия:
1. Введение в тему:
«Приложение слайд №3, «Теремок».
Кто же помнит, как начинается сказка?
(Дети рассказывают, как начинается сказка)
А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».
2. Слушание и разучивание песни « Теремок ».
Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.
Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.
(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)
«Приложение: Слайд- №3»
Муз.руководитель, продолжает; « Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? »
Никто не ответил мухе и стала она жить в теремочке одна.
3. Дети опять начинают петь основные слова: « Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок » муз. руководитель, продолжает,
«Приложение: Слайд -№3»
Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «.Как у наших у ворот ».
4. Слушание и разучивание песни « Как у наших у ворот ».
Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)
«Приложение: Слайд - №4»
1- й куплет Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай люли, у ворот,
Ай люли, у ворот.
2 - й куплет Муха песенки поет,
Муха песенки поет,
Ай люли, вот поет,
Ай люли, вот поет,
3- й куплет Комар муху ведет,
Комар муху ведет.
Ай люли, вот ведет,
Ай люли, вот ведет.
А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.
(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют)
5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».
А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:
(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.
«Приложение: Слайд- №5»
Так же к теремку прискакала лягушка.
«Приложение: Слайд - №5»
Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.
6. Музыкальные загадки:
«Приложение: Слайд - №6»
(Муз. руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)
А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.
В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши» исполняемые на саратовской гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
Какой характер музыки?
Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)
Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)
Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.
7. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)
«Приложение: Слайд - №7»
Вспомните, какую песню про веселого зайца - музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)
На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)
«Приложение: Слайд - №8»
А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца - музыканта.
Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.
8. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса.)
«Приложение: Слайд - №9»
Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».
С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».
Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.
(Разучивая попевку, Муз. руководитель, следит за четкой дикцией)
Выученную попевку исполняют с инсценировкой.
III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки».
Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?
Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?
С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
В чем его особенности?
К работе прилагается презентация, которую можно .
Конспект открытого занятия в
средней группе «К бабушке Варварушке»
Тема: Народное творчество.
Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.
Задачи:
- Познакомить детей с народным бытом (полотенцем, наперстком, деревянной ложкой, гребешком, русской матрёшкой).
- Активизировать словарь детей с помощью стихотворений, потешек, загадок.
- Формировать познавательную активность.
Материал: Русская изба, деревянная матрёшка, корзинка, кот(мягкая игрушка),шкатулка, полотенце, наперсток, деревянная ложка, гребешок, русские народные костюмы для детей и воспитателя.
Предварительная работа: Беседа о русской народной игрушке-матрёшке, заучивание стихотворений, потешек.
Ход занятия
Воспитатель приносит в группу письмо.
Воспитатель.
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает), от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь.
Читает письмо-приглашение.
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка Варварушка».
Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.
Воспитатель. Поехали скорей к бабушке. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Чтобы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:
Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.
Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнём, поиграем.
Пальчиковые игры.
«Ехал Грека через реку…»
«Шла коза рогатая…»
Воспитатель. Поехали дальше, домик бабушки совсем близко.
Дети.
Едем, едем на лошадке
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Воспитатель.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над тубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.
Бабушка. Детушки - малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои детки, детки - малолетки, уселись, расселись кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо, не видимо. И лавочки есть, и стол. А что ещё есть?
Дети. (Перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, икона, матрёшки, икона…
Воспитатель. Ой, ребята, а что это за корзина тут стоит. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка!
Что это за подружки?
Дети отгадывают загадку, и вдруг появляется матрёшка из корзины.
- Ребята, а кто мне скажет, матрёшка – это русская народная игрушка? (Выслушиваются ответы детей)
- А во что одеты матрёшки? (В сарафаны)
- А какого цвета сарафан у этой матрёшки? (Желтый)
- А кто мне скажет, что у матрёшек одето на голове? (Платочки, они тоже разного цвета)
Выслушиваются ответы детей, и заслушиваются стихи детей о матрёшке (3-4).
Бабушка. А я не одна в доме живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и мурлычет.
Дети.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица,
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Кот, котенка, коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Бабушка. Ещё живут у меня курочки, уточки, петушок, и гуси.
Проводится словесная игра: Бабушка говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.
Наши курочки в окно
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Балды-балда!
А как Петя-петушек,
Раным-рано по-утру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Бабушка. Вот как я весело живу! А ещё у меня в огороде репка растёт. Есть у моей репки подружка мышка. Они вместе играю, пойдёмте и мы с ними поиграем.
Хоровод «Репка»
Бабушка. Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём. Есть у меня шкатулка, давайте её откроем, и загадки отгадаем.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Сама не ем,
А людей кормлю. (Лодка)
Для кудрей и хохолков,
Целых 25 зубков.
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца –
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
Выслушиваются ответы детей, показ предметов, заслушивается короткий рассказ детей о предметах.
Бабушка. Молодцы ребятки, все загадки знаете. Ой, засиделись мы, давайте хоровод поводим.
Хоровод «Золотые ворота»
Бабушка. А где же мой клубочек? Потеряла мой клубочек. И кто же его взял?
Воспитатель. Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Пойдём бабушка собирать ниточки, а ребятки тебе помогут.
Дети - ниточки свободно рассаживаются на ковре.
Игра «Клубочек»
Воспитатель.
Шла я улочкой,
Улочкой – переулочком,
Клубочек ниточек нашла.
Клубочек катиться,
Нитка тянется.
Клубок – дали – дали.
Нитка – доли – доли.
Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки «цепочкой» и закручивают клубок
Бабушка . Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать. А я напекла для вас вкусные оладушки.
Бабушка угощает детей оладушками.
Результат: Создали у детей интерес к народному творчеству.
Приложение.
АННА КОВЫРЯЛОВА
Конспект открытого занятия «Народное творчество» в средней группе.
Конспект открытого занятия «Народное творчество » в средней группе .
Цель :
Продолжать закреплять знания о народной игрушке : деревянной, глиняной, тряпичной;
Продолжать развивать интерес к культуре своего народа , стимулировать проявление эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора;
Способствовать отражению полученных впечатлений в игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной деятельности.
Оборудование : аудиозапись русских народных песен «Во саду ли, в огороде» , «Коробейники» , три игрушки Петрушек – коробейников, колобки, настольный театр «Колобок» , три лотка с игрушками.
Ход занятия
Входит Бабушка Арина.
Бабушка Арина. Здравствуйте, ребята. Вы не видели, не пробегал ли здесь колобок? Вчера сшила Колобка, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку рассказывать?
Воспитатель. Ребята поможем Бабушке Арине найти колобка? Я знаю много мастеров, они делают различные игрушки и продают их на ярмарке, может, он к ним покатился.
Дети отправляются в путь под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» , по ходу произносят потешку.
Еду, еду на базар, покупать себе товар,
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке, на одной ножке.
В старом лопаточке, по рытвинам по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдрук….в ямку бух!
Звучит русская народная песня «Коробейники» . Выходят три молодца с лотками.
Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда.
Как у нас ли, тары – бары,
Есть разные товары…
Подходите посмотрите.
Дети подходят к одному из коробейников. У него на лодке деревянные игрушки.
Дети. Здравствуй, мастер. Что продаешь?
1 – й коробейник. Игрушки деревянные.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая красота! Игрушки мастер смастерил из дерева. А расписаны они городецкой росписью.
Дети рассматривают игрушки.
1 – й коробейник. Кто меня потешит, тому дудку подарю! А если в ложки бить и в дудку дудеть, получится веселая музыка!
Звучит народная музыка , дети и воспитатель изображают оркестр.
За хорошую игру я вам дудку подарю.
Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не видел?
1 – й коробейник. Был у меня деревянный колобок, я его только вчера выточил, а он взял и укатился с лотка. Может, где встретите по дороге?
Дети подходят к следующему коробейнику.
Дети. Здравствуйте, мастер. Что продаёшь?
2 –й коробейник. Игрушки из глины. За потешку отдам.
Дети рассказывают потешки про игрушки.
2 – й коробейник дарит детям игрушки.
Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не встречал?
2 – й коробейник. Был колобок вчера, вчера я его из глины слепил, на лоток посадил, а он укатился. Может где встретите по дароге?
Дети прощаются с мастером и подходят еще к одному коробейнику.
Дети. Здравствуй мастер. Что продаешь?
3 –й коробейник. Игрушки лоскутные, тряпичные, практичные. Кто сказку расскажет, задаром отдам.
Дети рассматривают игрушечных зверей к сказке «Колобок» .
Воспитатель. А мы вам сказку не расскажем, а покажем!
Бабушка Арина. Как вы будете сказку показывать без колобка, мы же его так и не нашли?
Воспитатель. А у нас свой колобок есть.
Театрализация по сказке «Колобок»
Итог :
Ребята кто к нам сегодня приходил?
А где мы с вами побывали?
А что мы на ярмарке видели?
Какие игрушки мы рассматривали?
Публикации по теме:
Интегрированное занятия «В гости к бабушке Алёне» (народное творчество) В гости к бабушке Алёне Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая, социально – коммуникация. Виды.
"РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО". Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным.
Здравствуйте коллеги. Хочу предложить Вашему вниманию мини - музей, который мы организовали в нашем саду в группе "Непоседы". Мини - музей.
Консультация «Народное творчество» Задолго до появления письменности возникло устное народное творчество: сказки, былины, песни, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической.
Сценарий мероприятия «Народное творчество России. Вологодские кружева» Снежное чудо – Вологодское кружево. Цель: Формировать у детей представление о народном декоративно – прикладном искусстве России – кружевоплетении.
Цель. Воспитывать интерес и любовь к культурно – историческому наследию народа. Задачи. Обогащать представление детей о народных играх,.