Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»
Согласовано: Утверждаю:
Зам директора по ВР Директор МБОУ Акташская
Красных Н.Ю. СОШ им. Ст. Мохова
Абугалимова Р.З.
Приказ от «___» ____ 2014г.№
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Вопросы могут стать еще более сложными, когда распад включает однополую пару, у которой есть дети. Хотя все большее число государств теперь разрешают однополым парам вступать в брак, многие государства до сих пор этого не делают, и это может быть особенно узловатой проблемой, когда речь идет о проблемах содержания под стражей, говорит Мур, член Американской консультационной ассоциации. Даже в тех штатах, где эти пары законно женаты, родитель может оказаться вне зависимости от того, как закон написан и интерпретируется.
«Иногда идея состоит в том, кто является биологическим родителем?» - объясняет Мур. Например, в лесбийской паре, которая становится родителями через одного партнера, который осеменяется, хотя они одинаково родители, если они расколоты, биологический родитель может сказать, что она не хочет, чтобы другой родитель имел контакт с ребенком.
«НАДЕЖДА»
на 2014 - 2017 гг.
с. Акташ, 2014г
Структурные компоненты |
|
Паспорт программы |
|
Пояснительная записка |
|
Цель, задачи и этапы реализации программы Я работал со многими родителями, которые потеряли отношения с детьми из-за такого неравенства, - продолжает она. Я работал с гетеросексуальной мужской и женской парой, в которой мать оказалась в однополых отношениях. Отец так разозлился, что попытался использовать это, чтобы лишить ее опеки над ребенком. Мур также работал с ребенком, родители которого раскалывались, потому что отец переходил к женщине. Ребенок, естественно, расстроился из-за развода, но был также смущен, потому что его отец становился женщиной, говорит она. Дети очень устойчивы и могут приспосабливаться к широкому кругу обстоятельств, включая переход родителей, говорит Мур. Но слишком часто, говорит она, один из родителей пытается отказать другому родительскому опеку над ребенком, и ребенку остается удивляться: «Что вы имеете в виду, что моя другая мама больше не моя мама?». |
|
Этапы взаимодействия с семьей. Алгоритм реализации программы |
|
Основные направления реализации программы План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска» |
|
Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей. Международная ассоциация консультантов по вопросам брака и семьи, подразделение Американской консультационной ассоциации, была зафрахтована в своих членах, которые помогают развивать здоровые семейные системы посредством профилактики, образования и терапии. Чтобы связаться с лицами, опрошенными для этой статьи, напишите по электронной почте. Родитель, женился на сыне с возможным лекарством, алкоголизмом, привычной лжи. Он был уволен в наш дом, сам, его отчим. Мы отчаянно нуждаемся в консультировании как семье, или даже если мой муж не будет или не сможет изменить свое расписание, моему сыну и мне нужна помощь. Он был отправлен на родину около десяти дней, с браслетом на лодыжке. Все борются со всеми видами эмоций. Вот почему заявление в статье, в которой говорится об интеграции конфликтующих эмоций, так важно для меня. |
|
Система программных мероприятий и ожидаемые результаты |
|
Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью |
|
Научно-методическая литература |
Наименование Управление эмоциями является важным для развития человека. Спасибо за информацию о семейном консультировании. Вы воспитываете хороший момент, что некоторые родители просто не помогают своим детям справляться с эмоциями. Вот почему консультирование так важно. Каждая семья имеет свой собственный уникальный набор правил. Они обычно устанавливаются родителями и задают тон для общения, принятия решений и разрешения конфликтов, а также определяют параметры того, как отношения должны функционировать в домашней среде. Иногда эти правила написаны, возможно, даже опубликованы; однако в большинстве случаев они имеют невысказанное разнообразие, но все же четко понимаются как «нормы» домохозяйства. Их воздействие часто оставляет членов семьи, особенно детей, слишком боится попробовать что-либо, слишком больно любить кого-либо и слишком сердиться, чтобы повиноваться. программы |
Программа профилактической работы с неблагополучными семьями «НАДЕЖДА» на 2014 - 2017 гг. |
Сроки реализации программы |
2014 - 2017 годы. |
Основания для разработки программы |
1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.) Давайте распакуем их по одному за раз. Это правило подразумевает, что вам действительно не разрешено делиться своими мыслями, проблемами или идеями практически с любым вопросом. Конфликты, разногласия, проблемы поведения и т.д. - либо полностью игнорируются, либо быстро замолкаются. Нет никаких «семейных» конференций или вечеринок, когда возникает кризис, а избегание - это название игры. Возьмем, к примеру, отца, который слишком много пьет. Всем известно, что папа пьет. Всем известно, что папа иногда приходит домой пьяным, становится груб с мамой или детьми, но никто не говорит о том, что происходит. 2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.Вступила в силу 2 сентября 1990 года). 3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ. 4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ 5.Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года Это похоже на то, что в гостиной есть пресловутый слон. Все это ясно видят; каждый может почувствовать запах, и все знают, что он делает с ковром. Тем не менее, никто не говорит о слоне. Вместо этого они на цыпочках вокруг него, притворяясь, что на пути нет препятствий. Конечно, большое «нет-нет» заключается в том, что вам не разрешают разговаривать с кем-либо вне кружка семьи. Это рассматривается как нелояльный, даже предательский. Поддержание «тайны» становится статус-кво. Дети, которые растут с этим правилом, часто испытывают трудности с открытыми и честными или робкими и неуверенными в себе, когда необходимо принять решение. 6. Устав МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова |
Разработчики программы |
Педагогический коллектив МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова
|
Исполнители программы С этим правилом членам семьи не разрешается выражать свои истинные чувства, и если они пытаются это сделать, их усилия обычно удовлетворяются с сопротивлением и презрением. Чувства закрыты, извиняются, сводятся к минимуму, высмеиваются, неверно истолковываются или просто отбрасываются как незаконные. Их чувства не учитываются в долгосрочной перспективе, и мысль о прозрачности становится слишком большой из рисков, особенно в сочетании с Правилом # Эта динамика приводит к людям, которые становятся более защитными, подозрительными и охраняемыми в своих отношениях. |
Администрация МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность. |
Цель программы |
Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением. Страдание в тишине кажется менее разочаровывающим или травматичным, чем отказ от того, кто еще раз может сказать все правильные слова и использовать социально приемлемые протоколы, но на самом деле не заинтересован в подлинности отношений. В некоторых семьях нет здорового ощущения осязания, или ощущения осязания вредны и оскорбительны. Статистика показывает, что одна из каждых 3-4 девочек и одна из каждых 4-5 мальчиков будут страдать от какой-либо формы злоупотребления до окончания средней школы. Однако это правило не является исключительно областью физического касания. Эмоциональные и вербальные формы прикосновения столь же важны. Балони! После того, как физические синяки исчезли, эмоциональное опустошение вредных слов и эмоциональных реакций может задерживаться во взрослую жизнь. Исследование по этому вопросу показывает, что для каждого негативного, критического или оскорбительного сообщения, которое кто-то принимает на личном уровне, ему или ей нужно 17 положительных результатов, прежде чем «баланс» снова будет воспринят. |
Основные задачи программы |
1.Диагностирование и выявление проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье. 2.Организация просветительской работы по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания. 3.Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка. Представьте себе, как похоронили в негативе некоторые люди на самом деле. Многочисленные клиенты рассказывали мне такие вещи, как Я никогда не помню, чтобы мой папа или моя мама обнимали меня или говорили, что они меня любят. Это правило обычно оставляет людей застрявшими в кризисном режиме или с вредными последствиями конфронтации, которые не очень хорошо играли. Со временем члены семьи убеждаются в том, что для семейного «бизнеса» нет полезных или значимых решений. Прощение за боль, страдания и недоразумения в лучшем случае несуществующие или мимолетные. |
Приоритетные направления |
1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; 2. Профилактика психоэмоционального состояния детей; 3. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и свободы; 4. Построение здоровьесберегающей среды в школе; 5. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса учащихся; Проблемы продолжают увлекаться на первый план, часто используются для усиления обвинения, защиты точки зрения или дурака кого-то в тишине или подчинении. Другими словами, проблемы не только устраняются, но и в большинстве случаев остаются без внимания, они редко - когда-либо решаются. Как парша, которая продолжает собираться, желание исцеления и восстановления вытесняется на задний план. Рана кровоточит еще раз и, в конце концов, оставляет шрам; только в этом случае последствия потенциально переносятся в следующее поколение. Эта трудность в навигации повседневного давления жизни с использованием основных навыков решения проблем влияет на эмоциональное, психологическое, реляционное и духовное благополучие человека. Последнее правило основано на предыдущих четырех. Никто не считается безопасным или заслуживающим доверия, даже не Богом. Доверие, наряду с честностью, представляет собой клей, который поддерживает любые отношения. Без них испытания и давление жизни, даже ежедневный стресс, могут привести к разрыву отношений, оставив его разорванным и измельченным в небольших отдельных частях. 6. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; 7. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; 8. Формирование компенсаторных механизмов поведения; 9. Работа с родительской общественностью; 10.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти. |
Этапы реализации программы В конечном счете, и в сочетании с первыми четырьмя правилами путешествие человека через такую семейную систему ослабевает и ставит под угрозу формирование хорошо скорректированной самоидентификации. Итак, что же тогда является противоядием этим дисфункциональным семейным правилам? Первым шагом будет честный разговор с самим собой, особенно если вы мама или папа, и определите, описывают ли какие-либо из них неписанные правила вашего дома. Если да, вот несколько кратких мыслей, которые стоит рассмотреть. Их мнение имеет значение, их идеи будут даны честным слушанием, и они могут сделать это в атмосфере безопасности, взаимной любви и уважения. Ничто не должно волноваться, смущаться или слишком бояться говорить с вами о: «Приходите и рассудите вместе». Сделайте экспресс - моделируйте свои чувства честностью, подлинностью, прозрачностью и таким образом, чтобы награждать Христа. Бог дал нам эмоции, даже сильные, и это то, что делает нас людьми. Научите своих детей балансу и порядочности, когда речь идет о самовыражении. |
1-й этап - январь - май 2014 уч. год - организационный Цель: подготовка условий для создания системы работы с социально - неблагополучными семьями. · Изучить и проанализировать состояния работы в школе с социально - неблагополучными семьями. · Изучить нормативную базу. · Разработать, обсудить и утвердить программу по работе с социально - неблагополучными семьями Если им никогда не разрешают проявлять эмоции, они сохнут. Если они только покажут эмоции, они взорвутся. Однако, если между ними будет здоровый баланс, они вырастут - «Радость Господа - ваша сила». Удостоверьтесь - Любовь может быть передана многими способами и формами - физически, устно, духовно и т.д. Словом и делом. Используйте их все - часто, последовательно и с решительной инициативой. Благословение утверждения имеет право трогать глубоко в душу и с уверенностью освобождает наших детей к будущему, которое более безопасно: «Бог может благословить вас в изобилии, чтобы во всех случаях всегда иметь все, что вам нужно, вы будете изобиловать в каждой хорошей работе». · Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. · Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. · Провести МО классных руководителей по проблемам выявления социально - неблагополучных семей. · Провести патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи. Цель заключается не в предотвращении всех конфликтов, а в том, как эффективно решать проблемы и восстанавливать отношения, которые необходимы. Помогать членам семьи работать через проблему, используя прощение Христа, лучше в долгосрочной перспективе, чем просто позволить им выйти из проблемы - «Поэтому, если кто-то во Христе, он является новым созданием; старые вещи исчезли; вот, появились новые вещи». Дети понимают и испытывают то, что значит быть благословением для надежного будущего, выходить в веру и обнимать все, что есть у Бога для них: «Те, кто знают ваше имя, будут доверять вам, ибо вы, Господи, не оставили тех, кто ищет Тебя». Цель: реализация программы «НАДЕЖДА». · Создать психолого-педагогических условий для работы с социально - неблагополучными семьями. · Разработать и реализовать индивидуальных программ с семьями; · Реализовать работы с социально - неблагополучными семьями по специальным программам и методикам. · Способствовать участию родителей вместе с детьми в различных мероприятиях класса и школы. 3-й этап -январь - май 2017г. - контрольно - аналитический. Цель: анализ итогов реализации программы. · Анализ результатов программы. · Обобщение опыта работы с социально - неблагополучными семьями в школе. · Создание банка методик по работе с социально - неблагополучными семьями. · Определение стратегии дальнейшей работы с социально - неблагополучными семьями. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
- Пояснительная записка
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.
Под неблагополучной семьёй мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Неблагополучная семья - это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой специалистов в этой области.
Школа стремится по возможности предотвратить проблему семьи, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, прилагает все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Необходимо делать правильный выбор форм и методов работы с родителями, учитывая все особенности неблагополучной семьи, которым необходима активная и продолжительная поддержка.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому, они нуждаются в поддержке.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:
-по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;
-по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;
- по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;
-по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.
Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные ; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы.
Основные направления работы с семьей:
- Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
- Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
- Цель, задачи, сроки реализации программы.
ЦЕЛЬ - создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи:
1.Диагностировать и выявлять проблемы, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.
2.Организовать просветительскую работу по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.
3.Осуществлять посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.
- Этапы взаимодействия с семьей
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим
социальным окружением семьи.
3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку
4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.
Целями диагностики являются:
Раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;
Координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;
Ознакомление семей с правовыми нормами.
С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.
2-й этап. 1)Изучение семьи.
Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
Посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
- Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
- Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений
- Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
- Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
- Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы : индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Алгоритм реализации программы
Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.
Второй этап - деятельностный (октябрь - май) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
5. Основные направления реализации программы
1.Посещение семей.
2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:
Приглашение специалистов;
Демонстрация видеоматериалов, слайдов.
3. Дни открытых дверей
4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:
Экскурсии: знакомство со школой и школьными службами;
Праздники в классе;
Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;
Родительские собрания;
Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;
Участие в родительских конференциях;
Круглые столы;
Заседание выездного клуба выходного дня;
Организация и проведение родительских уроков.
5. Диагностика.
6. Коррекционная работа.
7. Благоустройство классной комнаты.
8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.
9. Тренинги и анкетирования.
План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»
в МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова
на 2014-2015 учебный год
№ п/п |
Тема мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
Диагностика, выявление неблагополучных семей |
Сентябрь, по необходимости в течение года |
Соц.педагог, педагог психолог, Классные руководители. |
|
Составление карты неблагополучных семей |
Сентябрь, октябрь |
Педагог-психолог, Классный руководитель, соц. педагог |
|
Индивидуальная работа: посещение, составление акта |
постоянно |
Соц.педагог классные руководители. |
|
Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей |
постоянно |
Соц.педагог, классные руководители. |
|
Родительский лекторий темы:
|
Октябрь, апрель |
социальный педагог |
|
Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с отделом соц. защиты население, ПДН, КДН. Рейды по неблагополучным семьям; Вызов на КДН; Обращение в прокуратуру; Помощь социальной службы; Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь |
Постоянно |
Педагог-психолог, Классный руководитель, Социальный педагог, Инспектор ПДН |
|
Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями
|
В течение года |
Педагог-психолог |
|
Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. |
Постоянно |
Классные руководители |
- Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.
5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:
1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
7. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Исходя из задач, поставленных в работе с неблагополучной семьёй, выбраны основные направления деятельности:
1. Выявление неблагополучных семей и причин их неблагополучия.
Формы работы:
· Диагностика, выявление неблагополучных семей.
· Посещение семей.
· Анкетирование родителей и детей.
· Индивидуальные беседы с родителями и детьми.
· Наблюдение семьи.
Результаты:
Составление карты неблагополучной семьи и справок посещения семей; акт обследования условий жизни. Выявление степени неблагополучия семьи, асоциальных явлений, дезадаптации ребёнка. Подготовка материала для ПДН. Выработка решений, составление плана индивидуальной работы
с семьёй.
2. Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, прав ребёнка.
Формы работы:
· Посещение на дому.
· Индивидуальные и тематические консультации родителей и детей из неблагополучных семей.
· Выпуск информационных листов.
· Оформление стенда для родителей.
· Осуществление информационной помощи семье.
· Передача положительного опыта семей.
· Беседы, родительские собрания.
Результаты:
Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей. Создание всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. Мотивирование родителей на самостоятельное решение проблем. Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних. Улучшение микроклимата семьи, профилактика правонарушений, преодоление асоциальных явлений и дезадаптации ребёнка в школе.
3. Оказание практической помощи семье и ребёнку.
Формы работы:
· Помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком.
· Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, путёвок в санатории, пособий по безработице.
· Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.
· Оказание содействия в получении материальной помощи неблагополучной семье за счёт фонда социальной поддержки населения.
· Оказание содействия в трудоустройстве родителей через службу занятости.
· Привлечение родителей, детей, общественности к социально-значимым мероприятиям.
· Оказание педагогической помощи ребёнку.
· Определение уровня развития ребёнка (если есть необходимость - направление на ПМПК)
· Организация досуговой деятельности детей.
· Организация в каникулярное время лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы.
· Обеспечение детей из неблагополучных семей путёвками в оздоровительный лагерь.
· Оказание содействия в трудоустройстве детей в каникулярное время через службу занятости.
· Моральная поддержка семьи.
· Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, злоупотребляющих спиртными напитками.
· Привлечение социально благополучных семей, Совета школы, родительского комитета, ПДН, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства для работы с неблагополучными семьями
· Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.
· Координационная деятельность с медицинским работником.
8. Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью
Мать
Дата рождения ________ Место работы ________
Адрес ______________________________________________________
Постановка на _______________
Проблема семьи _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответственный |
|||||
Внутришкольное взаимодействие |
|||||
Изучение семьи: Собеседование с классным руководителем; Опрос соседей. |
Сентябрь |
Соц.педагог кл.руководитель |
Характеристика |
||
Обследование жилищно-бытовых условий |
Сентябрь |
Соц.педагог кл.руководитель |
Акт обследования |
||
Посещение на дому |
Соц.педагог кл.руководитель |
||||
Встречи в школе |
В течение года по необходимости |
Администрация школы, соц.педагог кл.руководитель |
Протокол |
||
Учет успеваемости детей на конец четверти |
Ежедневно и на конец четверти |
Соц.педагог кл.руководитель |
Ведомость оценок |
||
Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть |
За 2 недели до конца четверти |
Соц.педагог кл.руководитель |
|||
Вовлечение детей во внеурочную деятельность:
|
Сентябрь и в течение года |
Соц.педагог кл.руководитель зам. директора по ВР, учителя физической культуры. |
|||
Психологическое сопровождение семьи
|
В течение года |
Психолог |
|||
Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ
|
В течение года по плану ВР |
Соц.педагог инспектор ПДН кл.руководитель зам. директора по ВР |
|||
Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей
|
В течение года |
Соц.педагог кл.руководитель зам. директора по ВР |
Отметка в тетради работы с учащимися |
||
Рейды |
|||||
«Образование всем детям» |
В течение акции |
Соц.педагог кл.руководитель |
График рейдов, акты |
||
«Защита» |
|||||
«Дети улиц» |
|||||
«Подросток» |
|||||
Совет профилактики |
|||||
1 четверть |
По мере необходимости |
Соц.педагог |
Протокол |
||
2 четверть |
|||||
3 четверть |
|||||
4 четверть |
|||||
Межведомственное взаимодействие |
|||||
По мере необходимости |
Соц.педагог |
Информация |
|||
Общественные организации |
Научно-методическое:
1.Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников -№10, 2000.
2.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. № 6, 2002.
3.Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект. 2003.
4.Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003.
5. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. № 3, 2000.
6. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие - Уфа; 2005г.
7.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000г.
8. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2000г.
Работа общеобразовательного учреждения с неблагополучными семьями.
(семинар-совещание социальных педагогов образовательных учреждений и общественных инспекторов по охране прав несовершеннолетних.)
Социальный педагог
МКОУ Семилукской сельской СОШ: М. В. Лавлинская.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Взаимоотношения в семье - один из главных факторов воспитания детей.
Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.
В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего между родителями - детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.
В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие (приложение №1).
В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Согласно должностным инструкциям, обязанности социального педагога состоят в следующем:
1. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию развитию и социальной защите личности в ОУ и по месту жительства.
2. Контролирует все участки по охране прав детей в микрорайоне школы.
3. Выявляет родителей из числа неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лишении родительских прав.
4. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
5. Привлекает к работе по охране прав детей классных руководителей, родительский комитет, если считает это необходимым.
6. Взаимодействует со специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями по оказанию помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Должностная инструкция социального педагога определяет перечень следующих функций:
1. Организация социальной помощи и поддержки обучающихся.
2. Создание социально комфортной обстановки и безопасности обучающихся.
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.
Задача социального педагога изучить семью. её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
В МКОУ Семилукская сельская СОШ на 2012 - 2013 учебный год сложился следующий контингент учащихся:
Всего детского населения (от 0-18 лет) | ||
Из них: | ||
Дошкольников | ||
Учащихся школы | 227 167 |
|
Учащихся техникумов, училищ | ||
Учащихся ВУЗов | ||
Не обучающихся, не работающих | 2 (Лавлинская А.С., Назарьев В.И. –инвалид, не обучаемы) |
|
Работающих | ||
Неблагополучных семей | ||
В них детей | ||
Малообеспеченных семей | ||
В них детей | ||
Многодетных семей | ||
В них детей | ||
Неполных семей | ||
В них детей | ||
Дети-инвалиды | ||
Подопечные |
Из 4 неблагополучных семей (которых в 2010-2011 годах было 8) две состоят на учёте в КДН(Калашниковы, Михайлова) и две - на внутришкольном учёте (Дёминовы, Меркуловы).
Сегодня я хочу подробнее коснуться работы с неблагополучными семьями, которые состоят на межрайонном (КДН) и внутришкольном учёте.
Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе (План работы с неблагополучными семьями. Приложение №5). Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью (протокол посещения семьи)
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи (акт обследования жилищных условий семьи). Приложение №3
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни (характеристика семьи, находящейся в социально-опасном положении).
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий (вывод)
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций (беседы) .
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи (характеристики на членов семьи)
7 этап: составле6ние карты семьи (карточка учёта семьи, находящейся в социально опасном положении). Приложение №4
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.) (
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей (индивидуальный план работы с неблагополучной семьёй). Приложение №2
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи (отметка в журнале работы с неблагополучными семьями).
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей (ежеквартальный анализ работы).
Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся
в социально опасном положении, и их семьям
- планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
- анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
- привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
- выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.
Социальная и педагогическая поддержка | Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей. Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости. Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке. Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь. Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье |
Коррекционная помощь | Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР |
Медицинская помощь | Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований). Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской. Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот). Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания) |
Материальная помощь | Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства). Обеспечение топливом к зимнему периоду. Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд "Милосердие", фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.) |
Психологическая помощь | Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений. Организация психологической помощи по месту учебы. Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях. Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения. Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни |
Правовая помощь | Помощь в реализации родительских прав. Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам). Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования |
Если ситуация в семье нормализовалась, тогда: снятие с учета,
Если нет, тогда: устройство ребенка в семьи (опека, приемная семья) или направление на государственное обеспечение, а родители – лишаются родительских прав.
Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные наши усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.
Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.
Анализ проблем
- В работе по профилактике социального сиротства необходимо охватывать большее количество семей и детей.
Оказать существенное содействие в этом могут учреждения образования. Необходимо учреждениям образования активнее участвовать в раннем выявлении неблагополучных семей, а также во внедрении ювенальных технологий в практику работы с подростками и семьями.
- К сожалению, нет достаточных правовых рычагов воздействия, а семьи не всегда выполняют рекомендации. Было бы целесообразным, введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительное лечение страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (как взрослых, так и несовершеннолетних).
Приложение №1
ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.
Педагогически несостоятельная семья | Конфликтная семья | Асоциальная (асоциально – криминальная) семья |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. | Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. | В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибки родителей | Ошибки родителей | Ошибки родителей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны. Приложение №2 Индивидуальный план работы с неблагополучной семьей Мать ________________________________________________________________________________ Дата рождения ____________ Отец ________________________________________________________________________________ Дата рождения ____________ Место работы _______________________________________________________________________ Дети ___________________________________________________________________________________ Адрес _________________________________________________________________________________ состоящим на __________________________________ учете в ________________________________ Проблема семьи _______________________________________________________________________ дата постановки на учет ____________ дата снятия с учета ________________
Приложение №3 АКТ Обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной Семьи __________________________________ Фактически, проживаюшей по адресу : ___________________________________________________ Обследование проводится в связи с проведением планового контрольного обследования семей Группы «риска» (Исх. № 722 от 18.01.2011 года) Причина неблагополучия . _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Мною _____________________________________________________________________________ Совместно_________________________________________________________________________ В присутствии ______________________________________________________________________ Произведено обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних: 1__________________________________________________________________________________ 2__________________________________________________________________________________ 3__________________________________________________________________________________ (указать Ф.И.О. , год рождения, место учёбы или работы) Обследованием установлено, что семья состоит из _____________ человек 1.__________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________________________ (указать всех взрослых, проживающих на данной площади: Ф.И.О., год рождения, место работы, родственные отношения) Общий доход семьи ____________________________________________________________________ Характеристика жилья _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ (указать : статус жилья, размер площади, количество комнат, наличие коммунальных удобств, санитарное состояние жилья, наличие у подростка отдельного места для сна, отдыха, занятий.) Место нахождение родителей и их состояние на момент посещения __________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
_______________________________________________________________________________ Обследование провели : 1. _________________________________________________ 2. _________________________________________________ 3. _________________________________________________ Дата «____» ________ 2013 г. А К Т. посещения семьи в рамках межведомственной профилактической операции «Подросток 2015» Семьи группы «социального риска» __________________________________ Проживающей по адресу:____________________________________________ Настоящий акт составлен: «_____»________» 2015 года. Комиссией в составе: _______________________________________ /_______________________________________ На момент посещения было установлено: 1.Санитарное состояние квартиры: ____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________
а/ Ф.И.О. несовершеннолетнего /их/, дата рождения: ____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ б/ их место нахождения на момент посещения, состояние здоровья: ____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ в/ наличие продуктов питания:____________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ г/ наличие постельного белья, его санитарное состояние: ____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ Члены комиссии: /______________________/ /______________________/ /______________________/ Родители: /____________________/ Приложение №4 СЕМЬЯ ___________________________ Дата постановки на учет_______________ ДЕТИ (Ф.И.О., дата рождения, место учебы) 1.___________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________ ЖИЛЬЕ: Адрес проживания___________________________________________________ Адрес регистрации__________________________________________________ Статус квартиры____________________________________________________ Ответственный квартиросъемщик ____________________________________ (собственник жилья) ЖЭУ __№___________________________________________________________ МАТЬ ______________________________________________________________ (Ф.И.О., дата рождения) Спиртные напитки____________________________________________________ ОТЕЦ ______________________________________________________________ (Ф.И.О., дата рождения) Место жительства __________________________________________________ Место работы ______________________________________________________ Спиртные напитки___________________________________________________ Наркотики__________________________________________________________ Другие отметки_____________________________________________________ ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ __________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ __________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ_____________________________________ /____________________________________________________________________ /____________________________________________________________________ КЕМ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ: а/ инспектор ПДН ___________________________________________________ б/ участковый инспектор _____________________________________________ в/ участковый врач __________________________________________________ г/ № поликлиники______________ Другое ______________________________________________________________ /____________________________________________________________________ РАБОТА ПРОВОДИМАЯ С СЕМЬЕЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение №5
МКОУ Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области.
«Утверждаю»
Директор школы:_________/С.И. Плеханова/
ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
2014 - 2015 учебный год.
Направление деятельности | Сроки | Ответственные |
|
Диагностика классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей. | Сентябрь, октябрь. | Соцпедагог, классные руководители. |
|
Контрольная проверка условий жизни учащихся в неблагополучных семьях, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания учащихся. | По плану и по необходимости. | ||
Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей. | В течение года | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы, Совет Профилактики. |
|
Организация совместной работы с центром социальной помощи по реабилитации детей из неблагополучных семей и по оказанию материальной помощи. | В течение года | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы. |
|
Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в кружки и секции, организация летнего трудоустройства. | В течение года Май-июнь | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы. |
Социальный педагог_________ М.В. Лавлинская