Что такое плохое воспитание определение. Что такое воспитание? Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Длительный опыт истории школьного и домашнего образования показал, что, как бы хорошо ни была организована передача знаний детям, одного учебного процесса недостаточно для формирования зрелой личности. Только соединение учебного и воспитательного процессов могут привести нас к желанной цели.

Чтобы выяснить, что такое воспитание и как его организовать, целесообразно, прежде всего, разобраться в его специфике.

Сравним воспитание с обучением по некоторым параметрам.

Обучение направлено, прежде всего, на то, чтобы дать человеку правильные представления, понятия, знания об окружающем мире, развить его мышление. Поэтому в его основе лежит процесс познания. Задачи у воспитания иные - создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям общества, да и самого человека, формирования качеств его личности, характера , направленности, привычек.

Имеются различия и в последовательности совершения рассматриваемых процессов. Для обучения характерна довольно простая последовательность: сначала даются одни знания, затем - следующие, и так в течение всего периода обучения. Формирование качеств личности не совершается столь последовательно. Какие-то из них вызревают одновременно, какие-то раньше или позже, но это длительный и вариативный процесс. Соответственно, организация воспитания не может строиться лишь в порядке простой последовательности. Воспитательный процесс совершается комплексно, во взаимосвязи многих элементов.

Существенно различается контроль хода и результатов обучения и воспитания. Проверить, усвоены ли детьми знания и как усвоены, появились ли у них умения и сформировались ли необходимые навыки, не так уж сложно. Для этого достаточно задать им вопросы по изученному материалу и выслушать ответы, посмотреть, как они выполняют практические задания, - и все станет ясным. А как проверить, сформировались ли необходимые качества личности (скажем, честность, трудолюбие или принципиальность) или как развивается процесс формирования нужных качеств? Выяснить это сложнее, контроль здесь затруднен.

Можно сделать вывод, что организация процесса обучения проще и легче, а процесса воспитания сложнее и труднее. Однако невозможно отделить одно от другого.

Но, несмотря на обычное единство учебно-воспитательного процесса, в практической деятельности педагогов возможен крен на одну из составляющих сторон единого процесса. Так, довольно часто наблюдается такая организация образовательного процесса в конкретной школе, когда воспитанием детей педагоги почти не занимаются. И тогда формирование личности идет однобоко и приводит в лучшем случае к выпуску из школы невоспитанного человека.

Для гармоничного соединения этих процессов, для успешного формирования личности детей необходимо основательно разобраться в особенностях воспитания и найти удачные способы объединения его с обучением.

Термин «воспитание» возник в России на рубеже XVII- XVIII веков и имел тогда иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскармливание , т. е. правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие.

За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании. Попробуем выделить наиболее распространенные подходы к нему.

Прежде всего, это неоправданно широкое понимание воспитания. В этом случае оно трактуется как формирование личности под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихийных, и целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества. При таком понимании воспитание отождествляется с понятиями «формирование» и «социализация» и становится термином скорее психологическим или социологическим, чем педагогическим.

Рассмотрим другое, тоже слишком расширенное , понимание термина «воспитание». В этом смысле оно толкуется как целенаправленное влияние на становление и развитие личности или целенаправленное создание условий для развития личности с тем, чтобы обеспечить передачу знаний, опыта, навыков, накопленной человечеством культуры от старших поколений к младшим, подготовку молодого поколения к жизни и труду. При таком рассмотрении «воспитание» включает в себя обучение и, опять-таки, воспитание, но уже в более узком смысле. Такое словоупотребление, хотя и очень распространено (в том числе и в педагогической литературе), тоже вряд ли оправдано, поскольку приводит к путанице, когда, произнося слово «воспитание», имеют в виду то ли широкий его смысл, то ли узкий. Наука требует точного обозначения смысла слов. Поэтому для точного, научного понимания сказанного приходится при каждом употреблении термина оговаривать, какой смысл слова «воспитание» имеется в виду - широкий или узкий. Иначе собеседники не могут правильно понять друг друга.

Тогда и возникает та самая путаница, которая пагубно сказывается и на теории, и на практике воспитания и которую давно пора преодолеть.

При употреблении слова «воспитание» было бы точнее иметь в виду более узкий смысл.

Воспитание - это целенаправленное влияние на развитие и формирование характера и качеств личности.

Однако не каждое целенаправленное влияние можно назвать воспитанием. Если вор, бандит или террорист целенаправленно влияют на развитие детей с тем, чтобы вырастить из них преступников, то такое влияние нельзя признать воспитанием, поскольку оно подготовит их не к полноценной жизни в обществе, а к страданиям и жизненному краху. Такое влияние губительно и для личности ребенка, и для общества, в котором ему предстоит жить. Воспитание, как и обучение, связано с передачей личности культуры, накопленной человечеством, а культура включает в себя мораль, регулирующую взаимоотношения между людьми, а также между человеком и обществом. Говоря о воспитании, имеют в виду высокоморальное, нравственное влияние на развитие личности. Поэтому более точным определением воспитания будет такое:

Воспитание - это преднамеренное культуросообразное влияние

на развитие и формирование характера и качеств личности.

Педагог оказывает личное, собственное влияние на формирование характера и личности школьника. Такой акт влияния принято называть воспитательным воздействием.

Но не надо переоценивать значение этого влияния. Все- таки личность ребенка формируется всеми теми условиями, в которых он живет, и теми отношениями, которые у него складываются с окружающими его людьми. Если мы хотим показать, что влияние идет не столько от организаторов воспитательного процесса, сколько от организуемых ими условий, то можно сказать так:

Воспитание - это целенаправленное создание условий для правильного формирования характера и качеств личности.

Говоря о воспитании, мы имеем в виду не только деятельность воспитателей, но и соответствующую деятельность воспитуемых, а также те изменения, которые происходят с ними. Для раздельного рассмотрения этих процессов пользуются другими терминами: воспитательная работа (работа педагогов, связанная с воспитанием детей) и воспитывающая деятельность детей.

Прежде всего, научайся каж­дую вещь назвать ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача на­копленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколе­нию- Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого не­мыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий веч­ных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в за­висимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принад­лежит к области разумной и сознательной деятельности челове­ка, самое понятие воспитания есть создание истории, в приро­де его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключи­тельно на развитие сознания в человеке: каким же образам мо­жет она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуман­ности плана?»

Как известно, человечество (в филогенезе) и, каждый роди­тель воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы; когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную

Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармли­вание". Но люди очень рано. еще на заре человеческого общест­ва, поняли, что лиги человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание, иметь смысл более духовный, нежели матери­альный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление на­чинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты-

Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию при­дается большое значение. Даже отдается приоритет перед обра­зованием. А. Экзюпери : «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает чело­века воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчи­вое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сей­час больше, чем хлеб».


О важности воспитания, о том, что дитя человеческое стано­вится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духов­ному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» - детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Конном описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек- Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9-10 лет, вырос­ший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет - ходить. К 17-!8 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких де-

тей ограничивается несколькими десятками слов; писать и вы­полнять простейшие арифметические действия они вообще не могут.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надле­жащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушите­лей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...

Что же такое воспитание? Как его понимают учителя - прак­тики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям города Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-Вашему, что самое глазное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирова­ние личности школьника: «понять суть ученика - отсюда возни­кают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и без­образным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравст­венного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».

Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматривается гуманистические на­чала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями; и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Однако, среди общего позитивного стиля и тона высказыва­ний есть и такое" «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие маги­ческим действием на коллектив.» Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход к воспитанию и обучению. Он ос­нован на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие гру­стные мысли порождает это слово; Мораль! При этом слове ре-

бенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; мо­лодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипя­щим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве ин­триганов и преступников, которым мораль служила во все вре­мена».

Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? - получите однозначный ответ: «Нет!" И у А.С. Ма­каренко поэтому: «Не следует въедаться детям в печенки педаго­гикой.» Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Мак­симилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим».

Почему так? Видимо, насилие над личностью, уничтожение ее смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и че­ловека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в су­матохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирую­щуюся личность школьника воздействиями типа: «Только по­смей...", «Прекрати сейчас же..!», «Кто.... тот будет весь год..." Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирова­ние, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа" (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный кри­тицизм, непослушание, «смысловой барьер»), появляется «сопротивление воспитанию».

Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в истинном, научном по­нимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправ­ленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие пе­дагогические явления: формирование личности (придание «фор­мы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспи­танников), управление развитием (опять без учета индивидуаль­ности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений

начальства и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и вос­питанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо извест­ные по современной практике.

Итак, основные признаки воспитания как педагогического яв­ления:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и ка­ждого его элемента. Имеется в виду постановка воспитателем це­ли (как конечного результата педагогической деятельности), оп­ределение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освое­ние социально-культурных ценностей общества, 2) развитие (всестороннее, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

И в более узком смысле этого слова - предполагается целе­направленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоян­но, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности - интуитивно) ставит и решает определенные за­дачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход - зачем? 1-ое, 2-ое, 3-е....!»; «Организую «Огонек» - зачем?», «В школу обязательно приносить сменную обувь - зачем?», «Классные ча­сы должны быть в расписании - зачем?», «Вместе с детьми пла­нируем воспитательную работу - зачем планируем? И почему - вместе с детьми?».,. И так - в каждом педагогическом акте. По­степенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока-воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «пово­дыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика».

2. Воспитание - процесс. Мы исповедуем диалектический подход к характеристике воспитания как педагогического явле­ния, ибо система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый из компонентов ее в наивысшей степени динамичен: пе­дагог как субъект педагогического процесса - развивающаяся

личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно ме­няющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительно­стью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция актив­на, многочисленные внешние факторы - также динамичны.

Изменчивостью и динамичностью отличается и сам педаго­гический процесс: уроки в начальной, средней и старшей шко­ле - это разные уроки, уроки в четырех классах одной паралле­ли - это разные уроки; уроки одного учителя в одном и том же классе - неоднородны; первый и последний урок дня, изучае­мой темы, учебного года и так далее резко отличаются друг от друга. Это касается любого педагогического действия и явления. В учебно-воспитательном процессе следует выделить два типа динамики, развития: спонтанный (совершаемый вроде бы сам по себе, стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогиче­ский, то есть целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.

3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сто­рон. Схематично суть его можно изобразить так.

Воспитание ребенка – это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения ребенка полноценному участию в общественной жизни.

Уже давно ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что общение также важно для малыша, как и пища. Если ребенок получает качественное питание, но лишен полноценного общения со взрослыми, то он плохо развивается. Причем не только психически, но также и физически: он теряет интерес к жизни, худеет, и не растет.

Трудные, проблемные, непослушные, забитые и несчастные дети всегда являются результатом плохого воспитания детей в семье.

Тем не менее мировая психологическая практика доказала, что даже особо сложные случаи поддаются лечению, если восстановлен благоприятный климат в семье.

Зачастую именно те родители, которые обращаются за помощью к психологам по поводу трудных детей, сами страдали от плохого воспитания в детстве. Стиль воспитания непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка еще в дошкольном возрасте.

Когда ребенок взрослеет и сам становится родителем, то бессознательно копирует данный стиль. Это способствует передачи семейного стиля общения из поколения в поколение. Мы воспитываем наших детей так же, как нас самих воспитывали в детстве.

Кто-то из родителей скажет: «Со мной никто не возился в детстве. Ну и что? Вырос как-то». Но, скорее всего, этот человек вырос без нужных представлений о правильном воспитании, и не умеет заниматься со своим ребенком и налаживать с ним дружеский контакт.

Другие родители примерно представляют, в чем должно заключаться правильное воспитание, но испытывают сложности на практике. Иногда даже срываются и теряют в себе уверенность, потому что видят несоответствие между тем «как надо» и тем «как есть».

Воспитание ребенка – сложный процесс, который требует не только знаний, но также и специального обучения родителей тому, как следует правильно общаться с детьми.

Смысл слова «воспитание» менялся в разные эпохи. Изначально на Руси оно означало «выращивание, вскармливание», ведь произошло понятие от слова «питание». Так что такое воспитание?

Определение воспитания

В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

В более узком, педагогическом, смысле воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

Различают такие виды воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое, гендерное и др. Таким образом, целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание

Понять, что такое нравственное воспитание, непросто. Зависит это от господствующих в обществе или конкретной среде нравственных установок. Нравственное воспитание должно формировать понятия, соответствующие социальным нормам. Оно направлено на усвоение и общечеловеческих ценностей, и основных моральных принципов. Во многом нравственному воспитанию способствует религиозное воспитание.

Физическое воспитание

Можно понять, что такое физическое воспитание, если рассмотреть понятие физической культуры человека. Это осознание необходимости действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. И цель физического воспитания - физическое развитие, привитие навыков здорового образа жизни и, в конечном итоге, обеспечение работоспособности.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание - это формирование эстетического отношения к действительности. Это воспитание способности к эстетическому восприятию (умению видеть прекрасное), к творчеству, развитие художественных навыков. Способствуют этому такие предметы, как ИЗО, музыка и пение, литература.

Гендерное воспитание

Ранее применялся термин «половое воспитание». Но сейчас пришли к выводу, что ориентация исключительно на биологическое понимание пола не верно. Так что такое гендерное воспитание? Понятие «гендер» (от англ. «род») рассматривает пол как продукт социальных и культурных отношений. Гендерное воспитание направлено не только на изучение физиологических и психологических особенностей полов, но и на формирование правильных представлений о предназначении мужчины и женщины, их функциях в обществе, культуре взаимоотношений, равноправии и недопустимости дискриминации по половым признакам.

Таким образом, мы рассмотрели, что такое воспитание и каковы его виды, а также, что является целью воспитания.

Цели воспитания

Понятия и типы воспитания.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции: 1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества); 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка); 3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений). Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Типы воспитания.

Умственное воспитание.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитиюличности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Физическое воспитание

Физическое воспитание- неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке умолодежикачеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитаниеохватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.Трудв процессе воспитания выступает и какведущий фактор развитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническое образованиенаправлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главныезадачи политехнического воспитания- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выборупрофессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание- формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормамобщества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.Задачи эстетического воспитанияусловно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Цели воспитания.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитания. Целью воспитания в педагогике принято считать конечный результат формирования личности. Вместе с тем, такое определение достаточно условно, ибо конечного результата формирования личности не существует. Человек формируется в течение жизни.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель - идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

    прагматической;

    гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

    формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

    гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

    овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

    формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

    развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

    обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, - говорил Ушинский, - в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им - от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание - это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - педагоги».

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm