Что такое воспитание своими словами. Воспитание в социальном смысле

целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения,систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. В. духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства. В. нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности. В. политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека. В. половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни. В. правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения. В. семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их заменяющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др. В. трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде. В. умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. В. физическое – педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность,инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества,чуткость в работе, привычка к порядку и т.д. В. художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. В. экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. В. экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе,принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства распределения и потребления. В. эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному. В. этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений. В. социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОСПИТАНИЕ

относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. В отличие от социализации - процесса непрерывного, В. - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено местом и временем. В. - многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Мн. исследователи выделяют В. в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют В. с социализацией; в широком педагогическом смысле - как целенаправленное В., осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле - как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач. По содержанию одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое В., другие - нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, третьи - добавляют правовое воспитание, половое воспитание и полоролевое, экономическое, экологическое В. По институциональному признаку можно выделить семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание и дизсоциальное воспитание. С точки зрения характера отношений участников В., его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное воспитание, свободное воспитание, демократическое воспитание. Дискуссионна проблема целей воспитания. В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к В. Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми и до настоящего времени): "Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит". В американском "Педагогическом словаре" (Нью-Йорк, 1973) В. (Еducation) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития. В "Кратком педагогическом словаре" (Нью-Йорк, 1982) В. трактуется как: а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или др. учреждением, который организован гл.о. для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу. Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточна. Этот термин и этимологически (от лат. educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание семейное (Famili Education), религиозное (Religiosous Education), социальное (Social Education), воспитание в социуме (в общине - Communite Education). В. - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и эффективность В. в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). Воспитание как социальный институт, исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности - взращивания членов общества на протяжении их жизни. На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. В. было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, ритуальной, бытовой), и ограничивалось освоением опыта, передававшегося из поколения в поколение. Усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества привело к тому, что на определенных этапах его исторического развития В. выделилось в автономную составляющую процесса социализации и дифференцировалось на семейное, религиозное и социальное. Роль этих видов В., значение и соотношение не являются неизменными; например, появилось и дизсоциальное В. (в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах), коррекционное воспитание (приспособление к жизни в социуме отдельных категорий людей с теми или иными нарушениями и отклонениями в физическом и психическом здоровье); меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания. Растет значение В.: оно становится особой функцией общества и го- сударства, превращается в социальный институт. В. как социальный институт обладает определенными составными элементами и имеет определенные функции в общественной жизни как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латентные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые). Наиболее общие явные функции В.: планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей; подготовка необходимого для развития общества "человеческого капитала", в достаточной мере адекватного общественной культуре; обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры; регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп. Т.о. В. как социальный ин- ститут обеспечивает внутреннюю сплоченность общества. Латентные функции В. весьма многочисленны, а главное, существенно различны в зависимости от типа и культуры общества. В то же время есть, условно говоря, всеобщие латентные функции (например, социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, а также их адаптация к меняющейся социальной ситуации, особенно к тем ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом). В. как социальный институт располагает средствами (духовными, материальными, финансовыми) и организациями, необходимыми для реализации присущих ему функций. Оно имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи, священнослужители; организаторы социального В. на государственном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и пр.), воспитатели-волонтеры (работающие на общественных началах); лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности. В. обладает набором определенных санкций, как позитивных (поощрительных), так и негативных (см.Наказание), применяемых в отношении воспитателей и воспитуемых. Все санкции делятся на регламентированные (зафиксированные в соответствующих документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций, субъектами воспитания). В. имеет более или менее существенные различия в зависимости от степени традиционности или модернизированности данно В. как социальный институт, обладая универсальными характеристиками, имеет более или менее существенные содержательные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества. - составная часть информационно-образовательной работы по систематическому и целенаправленному воздействию в различных формах по всем приоритетам обобщенных средств управления и самоуправления обществом. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001.) - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных), организованных для развития человека. (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002.) - одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации. (Евладова Е.Б., ЛогиноваЛ.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002.) - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле - воздействие на личность общества в целом (воспитание отождествляется с социализацией, воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма). Воспитательный процесс - это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Воспитательный процесс - целостная динамическая система, систематизирующим фактором которой является личность, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Воспитание с обучением вместе составляют сложную науку – педагогику. Эти два компонента тесно связаны между собой, задачи одного часто достигаются посредством другого, и направленность у них единая – человек. Теме воспитания посвящены многие научные работы. Мы же, обычные родители, простыми словами, попробуем определить, что же такое воспитание и с чем его «едят».

Определение воспитания

Обобщив несколько определений, можно утверждать, что воспитание есть:

  • воздействие на духовное, умственное и физическое развитие детей;
  • целенаправленное развитие человека;
  • формирование морального облика;
  • систематическое формирование личности;
  • привитие правил поведения;
  • освоение культуры, ценностей и норм общества;
  • результат воспитательной работы;
  • воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы, детских дошкольных учреждений, молодежных организаций, общественности.

Цели воспитания

Воспитание , как и любая другая деятельность, предваряется постановкой цели . Это помогает определить желаемый результат и пути его достижения.

Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания . Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей. Чаще всего это так называемый социальный заказ: подготовка нового поколения к выполнению определенных общественных функций. Индивидуальная цель подразумевает воспитание отдельного человека: каждый уникален и неповторим и имеет свою линию развития. Совмещение общих и индивидуальных целей – к этому стремится современная педагогика.

Основной целью современного воспитания становится формирование всесторонней и гармонично развитой личности.

Цель воспитания несколько абстрактна, поэтому ее принято конкретизировать с помощью задач. Получается, что цель – это система конкретных задач.

Задачи воспитания

Итак, важнейшие задачи воспитания :

  • выявление склонностей и дарований ребенка;
  • развитие в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями;
  • формирование общей культуры личности;
  • адаптация к жизни в обществе;
  • самоопределение личности;
  • создание условий для самореализации;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями;
  • формирование активной гражданской позиции.
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач
  • развитие творческого отношения к выполнению обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в коллективе

Задачи могут совпадать с направлениями воспитания.

Виды и направления воспитания


Основные виды воспитания по институциональному критерию: семейное и общественное (религиозное, дошкольное, школьное, внешкольное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.

По стилю взаимоотношений выделяют демократическое, авторитарное, либеральное и попустительское воспитание. Подробнее о стилях воспитания читайте в статье «Стили семейного воспитания и не только».

Методы и средства воспитания

Проще говоря, методы – это способы решения воспитательных задач (убеждение, упражнения, поощрение, наказание, пример).

Средствами воспитания называют конкретные объекты окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения искусства, явления и др.).

Понятия цели, метода и средств в педагогике тесно связаны между собой. Средства выбирают для реализации воспитательных целей. Выбор средств определяется методом воспитания.

Приемы воспитания

Приемы воспитания – составная часть методов воспитания. Это действия, направленные на изменение взглядов, мотивов и поведения ребенка. В основном, приемы активно используются педагогами в группах, классах. Родители могут применять их интуитивно, сами того не подозревая. Это могут быть игры, беседы, занятия, различные формы деятельности:

  • прием «Эстафета» (организация взаимодействия детей);
  • «Взаимопомощь» (от помощи детей друг другу зависит успех общего дела);
  • «Акцент на лучшее» (в разговоре с детьми взрослый подчеркивает лучшие черты каждого из них с опорой на конкретные факты);
  • «Ломка стереотипов» (например, рассуждение о том, что мнение большинства не всегда правильно);
  • «Истории о себе» (больше информации друг о друге –крепче взаимопонимание. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль);
  • «Ролевая маска» (детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица);
  • «Прогнозирование развития ситуации» (дети высказывают предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация) и другие.

В ходе воспитательного процесса обычно используется бесконечное множество педагогических приемов , поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы.

Принципы воспитания

Принципы воспитания - это общие требования к методам, содержанию и организации воспитательного процесса:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Участники процесса воспитания

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников :

  1. Преподаватели, тренеры, руководители. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и результат.
  2. Воспитанник, который может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им - от этого в огромной степени также зависит успех воспитательной деятельности.
  3. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена. При этом его влияние может быть как позитивным, так и негативным. Коллектив тоже является объектом воспитания со стороны преподавателей.
  4. Социальная макросреда, в которой существуют люди, коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания. В том числе, семья, в которой растет ребенок. Великий педагог писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди». Воспитание начинается в семье.

Прав Макаренко, и нам, родителям в полной мере нужно осознать, что в жизни ребенка должно присутствовать не только (до)школьное, а еще и семейное воспитание. Печально смотреть иной раз, как родитель предъявляет претензии воспитателю по поводу очередной проделки своего чада, забывая о том, что воспитание ребенка – прежде всего обязанности его самого…

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое воспитание и зачем оно нужно.

С самого рождения любой человек подвергается процессу воспитания. Сначала ребёнка воспитывают родители, затем подключаются к процессу воспитания коллектив, в который попадает малыш. И общество очень сильно влияет на формирование личности ребенка.

Если посмотреть на процесс воспитания широко, то всю жизнь все люди друг друга воспитывают. Ребёнок воспитывает взрослых, жена — мужа, муж — жену, начальник — подчинённых и т.д.

Таким образом, воспитание — это такое воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются качества личности, меняется поведение.

Когда ребёнок рождается, каждой маме интуитивно понятно, что надо делать: покормить, поменять подгузник, поиграть, погулять… Вроде бы сложно — бессонные ночи, не хватает времени на себя, нет возможности отдохнуть, когда хочется. Но когда ребёнок вырастает, становится гораздо сложнее: не убирает игрушки, не хочет идти в сад, не слушается, упрямится, закатывает истерики. И вот тут возникает первый вопрос: что же делать?

Ребёнок растёт, а проблемы не уменьшаются. В школе возникают новые проблемы: плохо учится, дерзит взрослым, подружился с плохим мальчиком и т.д. И опять возникает тот же вопрос: что же делать?

И это вполне естественный вопрос. Нас не учили, что делать с детьми, как их воспитывать, чтобы они выросли самостоятельными, думающими, добрыми, ответственными, чтобы они всему научились. Как это сделать? Надо воспитывать. Как воспитывать?

Родители обнаруживают, что их педагогические знания дают сбои: ребёнок растёт эгоистом, ребёнок не хочет учиться, часто грубит. Настоящих причин родители выявить не могут, поэтому ссылаются на плохую наследственность, плохих учителей, плохих товарищей и т.д. Но часто заходят в тупик.

Совершенно упускается тот факт, что воспитание детей — это такая же специальность, как и любая другая. Как всякая специальность, она требует от воспитателя определённой подготовки.

Снова возникает вопрос: так что же делать? Перечитывать очередную стопку книг по воспитанию? Скажу честно, воспитывать по книгам невозможно. Каждый ребёнок индивидуален и неповторим. Воспитывать без книг тоже не получается, потому что наших педагогических знаний не хватает. Мы перенимаем что-то от своих родителей, но в принципе, делаем так, как получается, опираясь на свой социальный статус, свои правила и нормы.

Поэтому самый лучший вариант — воспитывать, опираясь на книги, учитывая индивидуальность своего ребёнка, не бояться пробовать различные методы и способы.

Когда нужно начинать заниматься воспитанием ребёнка?

На одной из своих знаменитых лекций известному педагогу А.С. Макаренко был задан вопрос о том, с какого возраста надо начинать воспитание. Макаренко спросил: "А сколько лет вашему ребёнку?" . Родитель ответил: "Пять лет" . И педагог ответил: "Вы опоздали на 5 лет" .

Народная мудрость тоже гласит, что ребёнка надо начинать воспитывать, когда он лежит поперёк лавки. Современные учёные, занимающиеся перинатальной психологией, утверждают, что воспитание происходит уже в утробе матери.

И действительно это так. Эмоциональная связь матери и ребёнка зарождается ещё во время внутриутробного развития. Многие замечают, что ребёнок реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери.

Успешность воспитания в каждой семье зависит от следующих факторов:

  • характеристика личностей членов семьи;
  • ценностные ориентации членов семьи;
  • потребности и вкусы членов семьи.

Как видите, не только методы и средства воспитания играют большую роль в воспитательном процессе.

Таким образом, воспитание — это сложный процесс. Я буду постепенно освещать эту тему. Поэтому подключайтесь к обсуждению, к обмену опытом.

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Воспитание - в самом общем виде - заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
«Воспитание» - важнейшее понятие, носящее характер категории.
В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях:
в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности;
в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс;
в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся;
в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.
Воспитание человека в широком педагогическом смысле - это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей - учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.
Другими важными понятиями педагогики, носящими характер категорий, являются образование и обучение.
Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Образование человека - это результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации (кино, радио, телевидения и др.).
Самообразование предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению.
Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное воспитание и обучение играют ведущую роль.
В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.
Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д.), которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педаготических явлений.
Понятийный аппарат педагогики, как и любой другой развивающейся науки, естественно, претерпевает постоянные изменения: появляются новые понятия и вместе с тем уточняются, углубляются уже имеющиеся. В силу этого в педагогической литературе можно встретить различные определения одних и тех же педагогических категорий и понятий, что часто зависит от аспекта их рассмотрения, а также расстановки авторами определенных акцентов.
В. И. Ленин называл воспитание вечной категорией, неразрывно связанной с развитием человеческого общества. Это означает, что воспитание появилось с момента зарождения человеческого общества и будет существовать, пока существует само общество.
Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, изменения взаимоотношений людей в процессе труда.
Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, дав материалистический анализ законов развития общества, установили закономерную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.
В силу этого воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер, т. е. его нужно соотносить с уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, свойственных данному социально-экономическому строю.
Истории известны пять общественно-экономических формаций.
На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.
Воспитание было коллективным и усложнялось по мере усложнения видов труда, связанного в первую очередь с развитием начатков земледелия и животноводства.
После выделения в родовой общине семьи дети, получая начала воспитания в семье, более общую подготовку к жизни, борьбе за существование стали получать в общении с членами своего рода, племени.
Позже, когда начался активный процесс классового расслоения общества и усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание стало несколько видоизменяться - уже не всех детей готовили добывать средства к существованию. Некоторых из них стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. Можно предположить, что первые начатки организованных занятий относятся к тому периоду, когда в родовой общине стали выделяться люди, которые как бы специализировались в передаче своего опыта в каком-либо определенном виде деятельности. Например, наиболее ловкие и удачливые охотники обучали молодежь приемам охоты. Небольшие группы стали собираться вокруг старейшин и жрецов, обучавших определенную часть молодежи приемам совершения обрядов.
В следующей общественно-исторической формации - рабовладельческом обществе, первом обществе, разделенном на антагонистические классы - рабовладельцев и рабов, с резко различавшимися условиями жизни, положением в обществе, воспитание стало функцией государства. В странах древнейшей цивилизации - Греции, Египте, Индии, Китае и др. для осуществления воспитания стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения.
Например, определенная система воспитания за несколько веков до нашей эры сложилась в Древней Греции, в Спарте и в Афинах. Так, в Спарте в воспитании детей рабовладельцев, готовящихся к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, много внимания уделялось военному делу, физическому воспитанию, военно-спортивным играм. В Афинах была разработана система умственного и эстетического воспитания. Последняя включала обучение игре на музыкальных инструментах, пению и т. д. Детей рабовладельцев готовили к роли господ, приобщающихся к наукам, наслаждающихся искусством, умелых и волевых правителей и военачальников, им не прививали никаких трудовых навыков, у них воспитывали презрение к физическому труду.
Воспитание же детей рабов было направлено на подготовку их к выполнению различных видов обслуживающего и физического труда и осуществлялось в процессе самого труда. Их приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для их воспитания и подготовки к труду в то время не было.
Таким образом, мы видим, что в классовом обществе воспитание стало классовым, появились разные системы воспитания, строящиеся в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Воспитание стало особой функцией государства, руководство им осуществлялось правящим классом, и поэтому оно было направлено на укрепление позиций господствующей верхушки.
В феодальном обществе выделяются два антагонистических класса: феодалы и крепостные крестьяне. Внутри класса феодалов выделяются сословия: духовенство, светские феодалы, дворяне, принадлежность к которым была наследственной. В эпоху феодализма получила дальнейшее развитие система учебно-воспитательных учреждений, обслуживающих привилегированные слои общества, дававшие, например, духовное воспитание детям духовенства, рыцарское воспитание детям феодалов. В России сложилась своя система учебных заведений для детей дворян. Характерной чертой всех этих систем воспитания была сословность, которая проявлялась в том, что каждая из этих систем была предназначена для детей, принадлежащих лишь к определенному сословию - духовенству, феодальной знати, дворянству. Уровень развития производства раннего периода феодализма не требовал от крестьян специальной образовательной подготовки, поэтому крепостные крестьяне в подавляющем большинстве в то время в школах не учились. Они обучались трудовым умениям и навыкам в процессе самого труда. Традиции в воспитании передавались из семьи в семью, проявлялись в народных обрядах, соблюдении обычаев.
Характерным для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, являлась ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в осуществлении всех основных форм воспитания. Отмечая это, Ф. Энгельс писал, что в эпоху средневековья монополия на интеллектуальное образование досталась попам и самообразование приняло тем самым преимущественно богословский характер.
В связи с развитием и ростом городов стала выделяться и формироваться новая социальная прослойка эксплуатируемых - ремесленники, мелкие торговцы, которые формально были свободны.
В процессе развития ремесел и выделения ремесленного производства появилась потребность в начатках практического образования - письме, грамоте, счете, необходимых для ведения учета, обмена, развития торговли. Дети свободных ремесленников и мелких торговцев стали обучаться в церковных, а позже в церковных и гильдейских школах. Эти школы обслуживали детей ремесленников определенного вида ремесел, объединявшихся в цеха, и торговцев, организованных в гильдии.
Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, рост городов, развитие ремесел и мануфактуры вызвали появление и укрепление буржуазии, которая не могла мириться с сословным характером учебных заведений, предназначенных для детей духовенства и феодальной знати. Ее не устраивал ограниченный запас знаний, которыми обладали выпускники различных церковноприходских, цеховых, гильдейских и разного рода других городских школ, открывавшихся городскими властями. Развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие. Организованное и целенаправленное воспитание детей трудящихся стало общественно необходимым.
Приход буржуазии к власти, установление и развитие производственных отношений, свойственных капиталистическому обществу, привели к новой расстановке политических сил в стране, иной структуре классов.
Буржуазия теперь уже укрепила свои экономические позиции и приобрела политическую власть, что дало ей возможность быстро двигать вперед производство и торговлю и получать огромные прибыли за счет все усиливающейся эксплуатации пролетарских масс, лишенных орудий и средств производства, зависящих целиком от работодателей. Как только позиции буржуазии на политической арене укрепились, начался ее отход от демократических требований в области образования, которые она выдвигала в период борьбы против феодализма. Буржуазия стала осуществлять строгую классовую дифференциацию детей, создавая целый ряд барьеров для продвижения детей трудящихся к более высоким ступеням образования, ограничивая содержание образования в массовых школах, предназначенных для детей бедноты, лишь тем минимумом знаний, который был необходим для работы в условиях оснащенного машинами производства. В сельских местностях начальное образование продолжали давать церковноприходские и деревенские школы разного типа, открываемые сельскими властями, однако охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным. Положение стало меняться лишь с началом технического переоснащения сельского хозяйства, потребовавшего более сознательных и грамотных работников.
Одновременно с этим буржуазия стремится дать хорошее общее образование своим детям, для того чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, развивать его экономику, укреплять вооруженные силы. Этим целям стала служить прежде всего система дорогостоящих частных школ, существующих параллельно с системой государственных школ.
Далеко не всех своих привилегий лишилась и феодальная знать, продолжая оставаться сильным эксплуататорским классом. Сохраняется в известной мере и сословный характер некоторых типов учебных заведений, продолжающих принимать преимущественно детей, принадлежащих к определенным сословиям.
Все это показывает, что в капиталистическом обществе воспитание также носит ярко выраженный классовый характер, оно контролируется и направляется господствующим классом - буржуазией и развивается в ее интересах, обеспечивая закрепление классового и имущественного неравенства детей эксплуататоров и эксплуатируемых.
Давая оценку буржуазной школе, В. И. Ленин писал, что она была «целиком пропитана классовым духом» и давала знания только детям буржуазии. «В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья».
Победа Великой Октябрьской социалистической революции, знаменовавшей начало становления новой общественной формации - социалистического общества, открыла совершенно иные возможности для приобщения к культуре всех граждан, по лучения детьми разностороннего образования, развития их способностей и дарований. А главное воспитательное учреждение - школа из орудия угнетения превратилась в орудие коммунистического преобразования общества.
Воспитание, являясь функцией общества, принимает конкретные формы не только под влиянием производственных отношений, но и тех или иных педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, и поэтому во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей.
Если воспитание как особая общественная функция появилось с зарождением человеческого общества, то педагогика как наука оформилась значительно позднее.
Как научная дисциплина педагогика начала формироваться в тот период, когда воспитание стало играть уже заметную роль в жизни общества и у общества возникла потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учреждений, обеспечивающих подрастающему поколению лучшую и более планомерную подготовку к жизни.
Несомненно, определенное обобщение опыта воспитания могло быть даже в первобытном обществе, когда, например, стали складываться определенные формы поведения, связанные прежде всего с взаимоотношениями старших и младших, позже - с ритуалами и обрядами. Однако более четкое оформление мыслей о воспитании относится к рабовладельческому обществу. Истоки теоретического обобщения опыта воспитания следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
В рабовладельческом обществе философская мысль получила значительное развитие. Стройные философские системы были созданы такими мыслителями прошлого, как Сократ (469-399 до н. э.), Платон (427-347 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Демокрит (460-370 до н. э.). В их философских работах можно было встретить достаточно четко сформулированные идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, формированием его личности, определением его положения в обществе. В Древнем Риме педагогическая мысль получила определенное отражение в трудах Марка Квинтилиана (р. ок. 35 г.- ум. ок. 96 г.).
Среди литературных памятников Древнего Востока также имелись книги, носящие теоретико-педагогический характер. В эпоху феодализма, когда особенно велико было влияние церкви на воспитание, многие педагогические идеи развивались в рамках богословской науки - теологии. Эпоха же Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в их числе Витторино де Фельтре (1378-1446), Франсуа Рабле (1483-1533).
С острой критикой церковного воспитания и со своей трактовкой идей нового гуманистического воспитания, в котором должны найти отражение лучшие традиции римской и греческой систем, выступил голландец Эразм Роттердамский (1469-1536).
Хотя появление и развитие педагогических идей можно отнести к очень давним временам, оформление педагогики как научной дисциплины произошло много позже. Оно связывается с именем великого чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика» по праву считается первой педагогической научной книгой, излагающей в стройной логически обоснованной системе его взгляды на роль и значение широкого образования, нужного для всех детей, подход к определению содержания, методов и организационных форм обучения. Многие предлагавшиеся Я. А. Коменским принципы, методы и формы обучения и воспитания (например, классно-урочная система) вошли в золотой фонд педагогики.
В период перехода от феодализма к капитализму продолжается интенсивное развитие педагогической мысли. В Англии выразителем устремлений буржуазии в области воспитания явился известный философ Джон Локк (1632-1704). В своем основном педагогическом труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена, сочетающего в себе утонченность старой английской аристократии с практической хваткой и деловыми качествами, нужными для будущих предпринимателей и капиталистов, умеющих вести свои финансовые и торговые дела.
Большой вклад в развитие педагогической мысли внесли французские просветители XVIII в. Руссо (1712-1778), Гельвеций (1715-1771), Дидро (1713-1784), высоко оценившие роль воспитания и рассматривавшие его как одно из средств преобразования общества.
Значительное влияние на развитие педагогической науки того времени оказал Жан-Жак Руссо, представлявший интересы мелкой буржуазии.
Большое значение для развития педагогической мысли и формирования педагогики как науки имели труды и опыт практической педагогической деятельности выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).
Демократические идеи Песталоцци продолжил и развил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), которого за его заботу о подготовке кадров учителей для школы и работу с ними называли учителем учителей.
Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского (1811 -1848) и А. И. Герцена (1812- 1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889) и Н. А. Добролюбова (1836-1861). В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования общества.
Вопросами педагогической теории и организацией практического обучения и воспитания много занимался Л. Н. Толстой (1828-1910), который создавал школы для крестьянских детей, сам написал ряд учебников для школьников, в том числе знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики. В своих педагогических исканиях Л. Н. Толстой стремился выразить протест против формализма и казенщины царской школы, призывал развивать творческие способности детей, учил уважать личность каждого ребенка. Много сделал для развития русской школы и педагогики известный русский хирург и либеральный общественный деятель Н. И. Пирогов (1810-1881), выступавший с резкой критикой сословной школы и стоявший за необходимость внесения коренных изменений в общий подход к воспитанию.
Особенно велик вклад в развитие отечественной педагогической мысли Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870), который по своим политическим взглядам был близок к народникам, а в философии - к материализму, хотя в понимании педагогических явлений не до конца стоял на материалистических позициях. Его педагогические взгляды изложены в труде «Человек как предмет воспитания». Им создан и ряд учебников, в числе которых известные «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Понятие «воспитание» центральная категория в педагогике. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бец-ким .

Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или пе-дагогический — представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явле-ние, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрас-тающего поколения в жизнь общества, результатом которо-го выступает культурно-историческая преемственность по-колений.

Воспитание (в социальном смысле) - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшему с целью подготовки младшего поколения к жизни и производительному труду.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

· это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

· воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизне-деятельности общества;

· на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкрет-но-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

· воспитание подрастающих поколений осуществляет-ся за счет освоения ими социального опыта в процессе об-щения и деятельности;

· по мере того как взрослые осознают свои воспита-тельные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педаго-гически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как обще-ственное явление чаще всего рассматривают как синоним по-нятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организа-цию), как усвоение субъектом элементов культуры, соци-альных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.


1. Воспитание как педагогическое явление (в широком смысле) — это целена-правленный, системно организованный процесс, реализуе-мый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориенти-рованный на освоение личностью норм и правил поведе-ния, принятых в обществе.

2. Воспитание (в узком смысле) - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи оп-ределенные признаки:

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, кото-рый определяется позитивными изменениями, происходя-щими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на вос-питанника. Цель этого воздействия — стимулирование по-зитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимо-действие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количествен-ные изменения личностей, с которыми взаимодействует вос-питатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое яв-ление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, спе-циально организованная жизнедеятельность детей в усло-виях образовательного учреждения .

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педа-гогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспита-ния как общественного явления (социализации).