Основы нравственного воспитания учащихся подростков.
В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.
По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.
Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала. При этом они исходят из следующих положений:
подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.
у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.
С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.
Итак, к группе негативных факторов следует отнести:
Формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;
Пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;
Рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;
Снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;
Ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;
Актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.
К группе позитивных факторов относятся:
возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;
ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;
возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;
формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;
В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.
1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.
2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.
3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.
Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.
1) В связи с этим
,
одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников
. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.
Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.
Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.
2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх.
Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра
.
В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков . Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.
3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.
Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е. педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.
Литература:
1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.
2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95–97.
3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232.
4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.
1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.
2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.
3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.
4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитывается в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».
5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.
Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.
“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт
“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне
“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.
Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.
В. А. Сухомлинский писал:
«С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед
коллективом
, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
Поощрять самовыражение и уверенность в себе;
Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.
Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.
Руководствуюсь принципами:
· Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;
· Естественный и природосообразный характер воспитания;
· Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.
Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
В основу положены следующие воспитательные методы :
- вовлечение в деятельность
Стимулирование
Сотрудничество
Доверие
Открытый диалог
Свобода выбора
Увлечение
Коллективный анализ и оценка
Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
Личный пример
Применяю разные формы работы :
Система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);
Диспуты («Счастливый человек…Какой он?»
Внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
Беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
Экскурсии;
Коллективно – творческие дела;
Психологические тренинги общения для подростков;
Индивидуальное и коллективное консультирование;
Игры и игровые программы;
Спортивные соревнования;
Познавательно – досуговые программы.
Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).
Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны
любить, к ним относиться справедливо.
Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.
Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:
1.Честность - 76%
2.Трудолюбие, образованность - 52%
3. Гуманность, личное достоинство - 13%
4. Ответственность, порядочность - 38%
5. Чуткость - 14%
6. Дружелюбие, самостоятельность - 37%
Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.
Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».
В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.
Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:
Доброта – это …
Быть добрым – это значит …
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …
Терпимость – это …
Быть терпимым – это значит … и т. д.
С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.
Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.
На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.
Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.
Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.
Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость:
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
Используемая литература
- Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета “Православная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
- Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. - Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178-192.
- Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
- Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
- Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
- Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
- Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
- Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.
Нравственные ценности подростку прививают в семье, школе. Помимо этого подростки также волей-неволей усваивают и те ценности, которые каждый день предлагает им телевизор, улица. Но не всегда, к сожалению, то, что подросток усвоил на улице, можно назвать правильным и полезным. Каким должно быть нравственное воспитание подростков ?
В наше время влияние на нравственность подростков различных телевизионных передач, современных кинофильмов очень велико . А потому те модели поведения, которые пропагандируются «голубым экраном», подростки принимают за истинные и стараются следовать им и в собственной жизни.
Так, сегодня на телеэкранах даже положительные герои убивают друг друга, ведут асоциальный образ жизни, заботятся только о собственном материальном благополучии, «шагают по головам» ради достижения своих целей. У подростков формируются вполне логичные выводы: чтобы хорошо жить, именно так и нужно поступать .
Не меньшее, а то и большее воздействие, чем телевидение, оказывают на подростков компьютерные игры, интернет — сегодня за компьютером подростки проводят очень много времени. Им доступны интернет-ресурсы различной направленности, компьютерные игры на любой вкус. И нередко посещаемые подростком сайты или его любимые игры несут в себе далеко не самые положительные черты .
Вот почему нравственное воспитание подростков играет столь важную роль . Подростки должны с помощью родителей выработать собственную шкалу ценностей. Такие понятия как любовь, дружба, взаимовыручка, помощь, уважение, благодарность должны быть старательно «вложены» в юные подростковые головы, и тогда они самостоятельно смогут понимать разницу между «хорошим» и «плохим», между «правильным» и «неправильным».
Однако подросткам свойственно все родительские советы и запреты по-своему проверять и оценивать . Ведь, спрашивается, почему нельзя распускать руки, если папа с завидной регулярностью бьет маму? Почему нельзя воровать в магазине жвачку, если родители лично принесли с работу «лишнюю» бумагу? Почему нужно отдавать владельцу найденный на улице мобильный телефон, если папа с мамой подобную находку сами советуют оставить?
Таким образом, нравственное воспитание подростков - это прежде всего родительский пример . Родители должны показать подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным. Так, например, все тот же найденный мобильный телефон родители не должны оставлять себе, а должны попытаться вернуть владельцу или же отнести в милицию. Да, это потребует некоторых усилий, но так ли уж нужна в доме чужая утерянная вещь?
Нравственное воспитание подростков в семье - это одна из основ будущей взрослой жизни подростков. Не зная, «что такое хорошо, а что такое -плохо», подростки могут наделать в жизни немало ошибок, платить за которые придется дорогой ценой. Отсутствие нравственного воспитания приводит подростков к аморальным и неэтичным поступкам, даже преступлениям.
Подросткам, которым родители привили нравственные ценности, даже в голову не придет издеваться над животными, применять физическое или эмоциональное насилие, воровать или грабить, хулиганить. Воспитанные подростки будут достойно вести себя в общественных местах, не позволят себе грубости по отношению к окружающим. Разумное, бережное отношение к людям и природе и долджно прививать подросткам нравственное воспитание .
Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.
Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.
Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».
Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.
Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.
Нравственное воспитание в педагогике
Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:
- Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
- Формирование позиции личности и нравственных чувств;
- Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.
Видео с YouTube по теме статьи: