Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию. Методическая разработка на тему: Роль воспитателя в развитии детей дошкольного возраста

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Но, прежде всего, Женевьева Диас сохраняет прежде всего то, что ее взгляд на детей был дополняющим взглядом воспитателей и позволял им лучше жить в госпитализации. Добро пожаловать в мой малыш счастлив! Если вы новичок здесь, вы, вероятно, захотите прочитать мою книгу, которая даст вам ценные советы, чтобы воспитывать в радости, чтобы ваш ребенок соединился с его сердцем и мог свободно выразить свой потенциал! Нажмите здесь, чтобы скачать книгу бесплатно! 🙂.

Мария Монтессори приглашает нас задуматься о роли педагога и подготовиться к работе внутри страны. Слишком часто, под видом легитимности своего всемогущества, взрослый реагирует с гневом и гордостью на неловкие реакции ребенка на «застенчивость, лжи, капризы, плач без видимой причины, бессонницу, чрезмерный страх» и т.д. со своей стороны Мария Монтессори называет эти реакции «бессознательным состоянием защиты ребенка».

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

Будьте образцом благодати и любезности. Ребенок от 0 до 6 лет поглощает всю окружающую среду. Поэтому крайне важно, чтобы сам педагог воплощал принципы, которые он хочет передать ребенку. Для этого педагог должен заботиться о том, чтобы заботиться о ребенке с мягкостью и вежливостью, используя точный язык, чтобы двигаться с элегантностью и деликатностью. Приглашать его на работу, хранить и чистить, никогда не заставляя его. Ответьте на каждый из его звонков о помощи. Сосредоточьтесь на том, что у ребенка есть положительный, даже не говоря о нем отрицательно.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

Это предполагает, что ребенок позитивно чувствует себя даже в неудобных ситуациях. Роль педагога в качестве руководства состоит в том, чтобы научить и избегать лишнего: «Любая ненужная помощь является препятствием для развития». Нельзя сказать ребенку, где его ошибка, повторением, он может идентифицировать себя и исправлять себя. Как только ошибка обнаружена, его радость интенсивна. Не полезно помогать ребенку носить тяжелый предмет, если он или она не просят о помощи, особенно в течение двух лет, когда ребенок находится в его / ее периоде максимальных усилий.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой - нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Не полезно делать на месте ребенка после наблюдения за его медлительностью, что он хочет сделать сам. Ибо он - с терпением - выполняет сложные действия, преодолевая множество препятствий. «Вклад лишнего и отсутствие необходимых являются двумя основными ошибками; линия демаркации между этими двумя крайностями указывает на уровень совершенства».

Подготовка среды для ребенка. Окружающая среда должна обеспечивать спонтанную активность ребенка, стимулировать концентрацию и реагировать на чувствительные периоды. Преподаватель должен думать и готовить среду ребенка. Ребенок имеет меньший размер, чем взрослый. Соответственно, подходящая среда имеет мебель, адаптированную к ее небольшим размерам. Например, для того, чтобы ребенок сосредоточился на деятельности, ему нужно иметь обе ноги, привязанные к земле. Соответственно, подходящая среда предлагает стулья, позволяющие его ступням коснуться земли.

Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра - это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни - могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

В целях содействия спонтанной деятельности ребенка педагог должен обеспечить свободный доступ к материалу, деконтекстуализировать и определить и, вероятно, заинтересовать ребенка. Кроме того, каждое мероприятие должно предлагать ребенку возможность быть автономным с начала и до конца деятельности. Например, для операции живописи ребенок должен иметь возможность забрать лист бумаги, поместить его на мольберт, нарисовать, очистить и хранить материал и высушить его сама работа.

Чтобы избежать конкуренции между детьми, преподаватель должен обеспечить, чтобы каждый материал был доступен в одной копии. Важно, чтобы подготовленная педагогом среда реагировала на чувствительные периоды, движение, язык, социальное развитие, сенсорное развитие и небольшие объекты.

Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Включение ребенка в контакт со своей средой. После того, как деятельность будет продуманной и будет подготовлена ​​среда, воспитатель должен подключить ребенка к окружающей среде. То есть представить ему действия. Идеальное время для представления деятельности - это когда внутренний гид ребенка привлекает его к заданному действию. Представляя деятельность ребенку, педагог передает свою культуру. Это очень важный момент, когда педагог должен быть полностью доступен.

Для того, чтобы ребенок мог легко впитывать свою деятельность, педагог должен выполнять свою презентацию в тишине с жесты, которые преувеличены медленными и точными. Так воспитатель может обратить внимание ребенка на самые маленькие движения в своем теле. Как только деятельность будет представлена, педагог может пригласить ребенка воспроизвести его сам столько раз, сколько он пожелает. Важно, чтобы преподаватель воздерживался от выявления ошибок манипуляции ребенка, чтобы ребенок мог уверенно приобретать свои новые навыки и когда настало время контролировать их само по себе, самокоррекции.

Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.

Разработка языка ребенка. Ребенок приобретает язык, поглощая его окружающую среду. Роль педагога заключается в том, чтобы обогатить его словарный запас, произнеся только точные слова. Не исправляя его на своих ошибках языка, но переформулируя его приблизительные предложения.

Уважайте ребенка, его внутренний проводник, его чувствительные периоды, его концентрацию. Ключ находится в наблюдении. Роль педагога заключается в том, чтобы показать смирение внутреннему проводнику ребенка, который, естественно, заставляет его развиваться в соответствии со своей собственной программой и следовать за ним. Это также защищает работу и концентрацию ребенка. Потому что концентрация будет питать в нем нечто, что позволит ему пробудиться в социальном смысле. Но если концентрация столь же хрупка, как и почка, и поэтому необходимо защищать ее, когда она появляется, тем не менее, обязанность педагога переориентировать ребенка, когда он неправильное использование предлагаемого оборудования.

Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.

Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.

Чтобы достичь всего этого, ключом к воспитателю является наблюдение за ребенком. Благодаря наблюдению педагог может понять, что нужно ребенку, и, кроме того, украсить своими руками колыбель своей души в формировании. Библиография: «Педагогика Марии Монтессори» Том 1, «Ребенок Марии Монтессори», «Ребенок в семье Марии Монтессори», «Образование для нового мира» Марии Монтессори.

Миссии и секторы деятельности

Роль педагога раннего детства заключается в содействии развитию и развитию детей младшего возраста путем стимулирования их интеллектуального, эмоционального и художественного потенциала. Благодаря мероприятиям по игре и пробуждению это позволяет маленьким приобретать язык, привычки гигиены и безопасности, правила социальной жизни и т.д. тем самым способствуя их автономии и социализации.

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Благодаря тесному контакту с родителями, он обеспечивает непрерывность образования при уважении семейной среды. Такие, как ясли, многогосударственные учреждения и т.д. - медико-социальные службы и т.д. При определенных условиях, указанных в Кодексе общественного здравоохранения, преподавателю раннего детства также может быть поручено управление учреждением по уходу за детьми.

Профессия педагога маленьких детей доступна лицам, имеющим государственный диплом педагога маленьких детей. Диплом готовятся в специализированных школах, к которым осуществляется конкурсная экспертиза. Чтобы войти в конкурс, вы должны провести. Степень бакалавра; - или один из специальных вступительных экзаменов в университеты; - или диплом в области социальной работы или парамедицинской работы, требующей двух лет обучения; - или сертификат вспомогательного ухода за детьми с трехлетней практикой в ​​этой профессии.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Обучение включает теоретическое обучение и 15 месяцев практического обучения. Продолжительность обучения составляет 3 года. Стоимость обучения и сборов варьируется от школы к школе. Этот диплом также доступен через проверку предшествующего обучения, что позволяет вам распознать свой опыт, чтобы получить диплом, квалификацию или сертификат профессиональной квалификации.

Психомоторное образование в дошкольном возрасте должно в первую очередь быть активным опытом противостояния окружающей среде. Образовательная помощь, которая исходит от родителей или школьной среды, не предназначена для обучения ребенка двигательному поведению, а для того, чтобы позволить ему с помощью игры осуществлять свою функцию корректировки индивидуально или с другими детьми, На дошкольном этапе первоочередное внимание уделяется игривой рекреационной двигательной активности, источнику удовольствия, позволяющему ребенку осуществлять организацию образа своего тела на уровне жизни и служить отправной точкой для его организации в связи с развитием его восприятия аналитического отношения.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Ситуации, выбранные в пользу глобального развития мотоциклов, будут направлены на разработку функции корректировки по двум ее аспектам: выразительным и празким. Мнимые и символические игры имеют значение выражения; функциональные игры, как спонтанные, так и предложенные взрослым, позволяют ребенку проявлять свою глобальную подвижность.

По своей символической ценности он раскрывает разочарования ребенка и воображаемую вселенную, а также является средством спасения для разрешений, которые он позволяет. На самом деле Мелани Клейн заявляет, что это способ действовать, посредством которого он стремится достичь определенного баланса между внешним и внутренним миром.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Чем больше ребенок моложе, тем больше ему сложно организовать его образ тела, тем более выразительным аспектом движения должно быть большое значение. Очень важно, чтобы педагог мог оставаться в стороне от этого вида деятельности, чтобы не мешать творческим попыткам ребенка, предлагая его модели.

С помощью бесплатных игр и экспрессивных действий опыт, испытываемый организмом в противостоянии окружающей среде объектов, обеспечивает приобретение мастерства тела. Поначалу окружающая среда должна предоставить ребенку материал для его исследовательской деятельности; позже ребенок или группа детей могут непосредственно создавать свой собственный опыт во время спонтанных функциональных игр. Тем не менее, ребенок, вероятно, удовлетворен тем же типом деятельности и избегает конфронтации с определенными проблемами.

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственно-волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Педагогу воспитателю необходимо знать:

Слушание музыки:

2. Следит за дисциплиной;

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках

Ещё хотелось бы поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т. д.

7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

9. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом) .

10. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

www.maam.ru

Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Консультации для воспитателей

Роль воспитателя в обучении дошкольников

игре на детских музыкальных инструментах

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребёнка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждёт этих занятий, с нетерпением готовиться к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передаётся его настроение.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует с ребятами, активен в игре на бубне. Дудочке, на погремушках, загадывает музыкальные загадки.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а муз. руководитель исполняет аккомпанемент.

Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение муз. руководителя.

Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские муз. инструменты (барабан, бубен, погремушка) .

В средней группе педагог вместе с муз. руководителем знакомит детей с муз. инструментами – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, так как муз. руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает освоить навыки игры на инструменте. Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление.

Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на муз. инструментах в исполнении муз. руководителя и воспитателя.

Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную муз. деятельность детей, включает музыку игры, в программу, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.

На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается подпевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

В свободное от занятий время воспитатель может поиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создаёт доброжелательную, непринуждённую атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные способности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Особенно необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем.

Использование фольклора в логопедических группах.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. Повсеместно проводятся фольклорные праздники и развлечения. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используются: народные песни для слушания, хороводы, танцы, народные игры, потешки, пословицы, загадки, сказки, обрядовый фольклор. Значение фольклора состоит в следующем: народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить содержание; влияет на оздоровление организма ребёнка в целом. Некоторые потешки доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей руки ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на стопах ног и кистях рук. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики, а некоторые превратились в игры со словом, которые так важны для детей с речевыми нарушениями. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов. Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет их включать в самостоятельную и игровую деятельность, а педагогам и родителям в повседневной жизни. Нужно помнить о сложности восприятия и воспроизведения разученного материала. Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. Лучше иногда отказаться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала.

www.maam.ru

Консультация для педагогов детского сада.

« Использование элементов логоритмики в музыкальной деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Журавлик»

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

В логоритмике выделяют два основных направленияв работе с детьми.

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2.Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

На подготовительном этапе используются упражнения на развитие:

Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой) - это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;

Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков) ;

Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Формирование правильного дыхания;

Развитие способности ориентироваться в пространстве;

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

Развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

Формирование навыка релаксации;

Развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Музыкально-ритмические движения- одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”) ;

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

(Предоставляется слово учителю – логопеду.)

Мимические упражнения:способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например:

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам(стихи, сценки, инсценир.)

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

ТЕМА: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,

на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя

мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы

построиться и настроить детей на занятие.

4. Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на

спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения

5. В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не

пропустить какой либо материал.

6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,

петь песни и т д.

7. Следить за правильным выполнением детьми движений

8. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не

включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое

восприятие и сосредоточенность

9. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

ТЕМА: Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело!

Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом) .

11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.