Зимушка – зима
Задачи | Темы | Виды деятельности |
||||||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
|||||
Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы | «Морозные деньки», «Встречаем Новый год» | Наблюдение за снегопадом,снежинками. Экскурсия по детскому саду «Мы встречаем Новый год». Беседа о зиме (зимних забавах и развлечениях) с рассматриванием картинок. Наблюдение за работой дворника зимой | Р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка». Рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» (из книги «Снег идет». Стихотворения И. Никитина «Зашумела, разгулялась», В.Берестова «Снегопад», С.Я.Маршака «Декабрь» | Рисование: «Ёлочка», 2Новогодняя елка с огоньками и шариками». «Лес зимой». ^ Лепка: «Маленькие куколки гуляют по снежной поляне», «Деревья в снегу». Аппликация
: «Бусы на ёлку» | «Новый год», (муз.Ю.Слонова, сл. И. Михайловой); «Нарядили ёлочку», (муз.А.Филиппенко, сл.М.Познанской), «Зима» (муз.В.Карасевой, сл. Н. Френкель) |
|||
| «Как звери готовятся к зиме?», «Зима в лесу», «Где спит медведь?» | Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся». Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку | Р.с.н. «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Рукавичка». Стихотворения А. Блока «Зайчик», И.Токмаковой «Медведь» | Рисование : «Угостим зайчат и других животных баранками». Аппликация: «
Домик для ежат» | Слушание музыки: «Ёжик» Д.К.Кабалевского, «Лягушка» В.Ребиков |
|||
Закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий) | «Снегопад» | Рассматривание снежинки. Предложить детям походить по снегу. Отметить,что снег хрустит под ногами. остаются следы. Опты: таяние снега, замерзание воды | Рассказ Воротниковой «Снег идет» | Рисование: Поможем снеговику спрятаться под снегом». Лепка: «Снеговик», «Угостим зайку морковкой» Аппликация: «Снеговик» | «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» |
|||
| «Птицы зимой» | Наблюдение на участке детского сада з вороной, синицей, снегирём. Беседа «Птицы зимой» | Рассказы М.Пришвина «Дятел», А. Александровой «Новая столовая» | Рисование: « Зернышки для птичек». Лепка: «
Птичка с которой дружит снеговик» | Слушание музыки: «Сорока» А.Лядова |
|||
Итоговое занятие. | ||||||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная |
|||||
Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных | Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Подвижные игры: «Волк (лиса) и зайчата», «Хитрая лиса». Музыкальное упражнение «Птички» А. Серова, танец птиц» Т.Т.Ломовой | |||||||
Закрепить знания о свойствах снега (белый снег, от тепла тает, легкий) | Подвижные игры: «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка», «Кто больше снега под деревья нагребет». Музыкальная игра «Игра со снежками» Т. Ломовой | Экологическая игра «Опиши мы отгадаем» | Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т. д. Постройка ледяной горки, снежной крепости, снеговиков и украшение их цветными льдинками | |||||
Расширять представления о зимующих птицах | Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вороны и собачка» | Подкормка зимующих птиц |
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (4-5 лет)
^
Здравствуй, зимушка – зима!
Задачи | Темы | Виды деятельности |
||||||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
|||||
Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | «Почему медведь спит всю зиму?». «Кто зимой спит?» | Рассказ воспитателя «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу». Рассматривание картин из серии «Животные нашего леса». Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» | Р.н. сказка «Лисичка – сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Рассказы Е. Чарушина «Лисята», «Что за зверь?» | Рисование : «Заяц длинные ушки» Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк), «Какие зверюшки были на празднике елки?» | Слушание музыки: «Ёжик» Д.Кобалевского |
|||
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, грач, скворец, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании) | « Помощники птиц». Зачем к нам птицы прилетают?» | Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц» | Чтение произведений А. Александровой «Новая столовая», К.Д.Ушинского «Хотела галка пить», Горького «Воробьишко» | ^ Лепка: «Покормим птичек», «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция). Аппликация: « Птицы на ветках». Конструирование: «Птичка» из природного материала) | Слушание музыки: «Кукушка» М.Карасева, «Кукушка» А. Аренского |
|||
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | « Что мы знаем о зиме?» | Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме | ||||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная | |||||
Закреплять знания о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим». | Подвижные игры: «Зайцы и волк». «Танец медведей» Е.Каменогрдского; «Танец зайцев» Е.Тиличевой Музыкально - игровое творчество: «Зайцы и медведь» (игра), «Заинька» русская народная мелодия (обр. Н.А. Римского – Корсакова); «Медведь» (муз.В. Ребикова) | Посев семян для выращивания корма животным | ||||||
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании | Подвижные игры: «Воробышки», «Совушки», «Зимующие и перелетные птицы» Музыкальное упражнение «Канарейки» русская народная мелодия | Дидактические игры: «Кто к кормушке прилетел?», «Кто где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», «Найди, каких птиц мы кормим» | Устройство птичьей столовой. Подкормка птиц. Сбор ягод рябины для обитателей уголка природы | |||||
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (5-6 лет)
^
Проказы Матушки – зимы
Задачи | Темы | Виды деятельности |
|||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
||
| «Наши друзья пернатые» | Различение следов людей, птиц на участке. Наблюдение за поведением птиц в разную погоду | Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»; рассказы В. Зотова «Глухарь, Дрозд, Клест-еловик», В. Бианки «Синичкин календарь» | Рисование: «Воробышки зимой», «Снегири на ветке» | Слушание музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, «Жаворонок» М.И.Глинки «Лебедь» К.Сен – Санса, «Соловей» А.А.Алябьева |
| «Животный мир полярных районов земли» | Рассказ воспитателя о том. Кто как зимует. Серия картин «Из жизни диких животных» | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце», стихотворение И.Бродского «Лось и лосенок», рассказы Л.Толстого «Белка и волк», К. Ушинского «Ёж и заяц», В. Зотова «Волк, Лось, Лиса» (из кн. «Лесная мозаика»), Чарушина «Медвежонок» | Лепка: 2Какие звери живут в лесу?», «Белочка» | «Кто по лесу идет?» Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной |
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | |||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
|||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная |
||
Познакомить детей с зимующими птицами (галки, воробьи, вороны), учить узнавать их | Экологические игры: «Что за птица», «Третий лишний (птицы)», речевая игра «Назови птиц с нужным звуком» | Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц. Подкормка птиц. Изготовление кормушек | |||
Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособление к среде) | Подвижные игры: «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике» |
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (6-7 лет)
Зимушка-зима!
Задачи | Тема | Виды деятельности |
|||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
||
Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб, и т.д.) | « Встреча зимы», «С какой ветки детки», «Зимующие птицы» | Наблюдение на участке за паводками птиц. Какие птицы прилетели? В какое время дня-вороны, синицы, снегири? Какой корм предпочитают разные птицы? Рассказ воспитателя «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу». Исследовательская деятельность: утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Рассматривание картин Н. Ульянова «Снегири», «Птицы зимой» | С. Чёрного «Волк», В. Степанова «Лосиное письмо» | Лепка: «Зверюшки на новогоднем празднике» | « Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто). Слушание музыки: «Пение птиц» Ж. Рамо; «Синичка» Карасева; «Соловей» А.А.Алябьева |
Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж, и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях | « Животный мир полярных районов» | «Беседа об одежде взрослых и детей зимой. Рассматривание картин П.Корина «Северная баллада», «дети Севера», И. Шишкина «На севере диком» | Стихотворения Лермонтова «На севере диком…», Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем»; рассказ Г. Снегирёва «Про пингвинов» | Рисование «Пингвины в Антарктиде». Аппликация: «На льдине» (пингвины, моржи, белый медведь и |
Итоговое занятие Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | Обобщающая беседа «как узнать зиму?» | |||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная | |||
Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб и т.д.) | Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Совушка», «Птицы и кукушка», «Бездомный заяц», «Зайцы», «Следопыт» | Экологические игры: «Найди хозяина» (кому следы принадлежат), «Птичья столовая», «Птицы, звери, рыбы», «Кому что нужно?» | Расчистка от снега кормушек, кормление птиц | |||
Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.) | Подвижная игра «Пингвины с мячом» |
Таня выбирает ёлку
Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
– Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?
– Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.
– Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
– Нет, не отколотили!
– А тогда что же стряслось?
– В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
– И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
– Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
– Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
– А где она у нас?
– Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
– А чем наряжать?
– Найдём чем.
– И Алёнку позовём?
– Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
– Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
– Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.
Но Таня закричала:
– Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
– Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.
– Не буду реветь, – сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
– Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.
– Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.
– А как же они терпят?
– Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
– Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.
– Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
– Я буду хворост на сани складывать, – сказал дедушка, – а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, – маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
– Я вот эту выбрала, – сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.
– Подожди, бабушка, дай мне ещё помыться!
– Вот ведь ты какая у нас поперешная, – сказала бабушка, – в баню зовут – не идёшь, из бани зовут – тоже не идёшь!
Бабушка закутала Таню в большую шаль. Они шли по узкой тропочке, снег хрустел, и большие морозные звёзды мерцали сквозь кусты.
Когда Таня и бабушка вошли в избу, дед сказал:
– Ну, вот и наши из бани идут. С лёгким паром вас!
Таня выбирает ёлку
Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
– Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?
– Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.
– Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
– Нет, не отколотили!
– А тогда что же стряслось?
– В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
– И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
– Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
– Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
– А где она у нас?
– Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
– А чем наряжать?
– Найдём чем.
– И Алёнку позовём?
– Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
– Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
– Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.
Но Таня закричала:
– Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
– Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.
– Не буду реветь, – сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
– Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.
– Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.
– А как же они терпят?
– Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
– Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.
– Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
– Я буду хворост на сани складывать, – сказал дедушка, – а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, – маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
– Я вот эту выбрала, – сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.
Как ёлку наряжали
Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.
К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.
Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.
А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:
– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!
– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.
Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.
Но матери всё-таки не понравилось:
– Ну что это за украшение – баранки!
Она оделась и пошла в село в магазин.
Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.
Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:
– Мамушка, ты что купила?
Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…
– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!
– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.
Бабушка тоже подошла к столу:
– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!
Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.
О
дин за другим проходили зимние дни - то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
- Ты что? - спросила бабушка. - Руки отморозила?
- Я не отморозила руки! - прорыдала Таня.
- Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
- Нет, не отколотили!
- А тогда что же стряслось?
- В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят - до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
- И правда, - сказала бабушка, - куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
- Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
- Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
- А где она у нас?
- Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
- А чем наряжать?
- Найдём чем.
- И Алёнку позовём?
- Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
- Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
- Какая встретится, ту и выберу, - сказал дедушка.
Но Таня закричала:
- Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
- Поедем, - сказал дедушка. - А замёрзнешь - не реветь.
- Не буду реветь, - сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
- Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, - сказала Таня.
- Конечно, холодно, - сказал дедушка, - и вьюжно и морозно.
- А как же они терпят?
- Так вот, терпят и молчат - переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
- Человек-то не молчит, - подумав, сказала Таня, - человек-то возьмёт да заплачет.
- Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
- Я буду хворост на сани складывать, - сказал дедушка, - а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, - маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
- Я вот эту выбрала, - сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.
Один за другим проходили зимние дни — то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год. Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
— Ты что? — спросила бабушка. — Руки отморозила?
— Я не отморозила руки! — прорыдала Таня.
— Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
— Нет, не отколотили!
— А тогда что же стряслось?
— В школе ёлку будут делать... А нас не возьмут... Говорят — до школы далеко, маленькие замёрзнут... А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
— И правда, — сказала бабушка, — куда вы в такую-то даль по морозу потащитесь!
— Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
— Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
— А где она у нас?
— Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
— А чем наряжать?
— Найдём чем.
— И Алёнку позовём?
— Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь. Бабушка сказала ему:
— Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
— Какая встретится, ту и выберу, — сказал дедушка. Но Таня закричала:
— Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
— Поедем, — сказал дедушка. — А замёрзнешь — не реветь.
— Не буду реветь, — сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову
—Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, — сказала Таня.
— Конечно, холодно, — сказал дедушка, — и вьюжно, и морозно.
— А как же они терпят?
— Так вот, терпят и молчат — переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
— Человек-то не молчит, — подумав, сказала Таня, — человек-то возьмёт да заплачет.
— Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
— Я буду хворост на сани складывать, — сказал дедушка, — а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге. Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу... Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт... Вот и третья, рядом с берёзкой, — маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
— Я вот эту выбрала, — сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.