Рассказ л. воронковой «как елку наряжали»

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (3-4 года)

Зимушка – зима


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы

«Морозные деньки», «Встречаем Новый год»

Наблюдение за снегопадом,снежинками.

Экскурсия по детскому саду «Мы встречаем Новый год».

Беседа о зиме (зимних забавах и развлечениях) с рассматриванием картинок.

Наблюдение за работой дворника зимой


Р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка».

Рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» (из книги «Снег идет».

Стихотворения

И. Никитина «Зашумела, разгулялась», В.Берестова «Снегопад», С.Я.Маршака «Декабрь»


Рисование:

«Ёлочка», 2Новогодняя елка с огоньками и шариками».

«Лес зимой».

^ Лепка: «Маленькие куколки гуляют по снежной поляне», «Деревья в снегу».

Аппликация : «Бусы на ёлку»


«Новый год», (муз.Ю.Слонова, сл. И. Михайловой);

«Нарядили ёлочку», (муз.А.Филиппенко, сл.М.Познанской),

«Зима» (муз.В.Карасевой, сл. Н. Френкель)




«Как звери готовятся к зиме?», «Зима в лесу», «Где спит медведь?»

Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся».

Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку


Р.с.н. «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Рукавичка».

Стихотворения А. Блока «Зайчик», И.Токмаковой «Медведь»


Рисование :

«Угостим зайчат и других животных баранками».

Аппликация:

« Домик для ежат»


Слушание музыки: «Ёжик»

Д.К.Кабалевского, «Лягушка»

В.Ребиков


Закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий)

«Снегопад»

Рассматривание снежинки.

Предложить детям походить по снегу. Отметить,что снег хрустит под ногами. остаются следы.

Опты: таяние снега, замерзание воды


Рассказ Воротниковой «Снег идет»

Рисование:

Поможем снеговику спрятаться под снегом».

Лепка: «Снеговик», «Угостим зайку морковкой»

Аппликация:

«Снеговик»


«Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»



«Птицы зимой»

Наблюдение на участке детского сада з вороной, синицей, снегирём.

Беседа «Птицы зимой»


Рассказы М.Пришвина «Дятел», А. Александровой «Новая столовая»

Рисование:

« Зернышки для птичек».

Лепка: « Птичка с которой дружит снеговик»


Слушание музыки: «Сорока» А.Лядова

Итоговое занятие.

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных

Хороводная игра «Зайка беленький сидит».

Подвижные игры: «Волк (лиса) и зайчата», «Хитрая лиса».

Музыкальное упражнение

«Птички» А. Серова, танец птиц» Т.Т.Ломовой


Закрепить знания о свойствах снега (белый снег, от тепла тает, легкий)

Подвижные игры: «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка», «Кто больше снега под деревья нагребет».

Музыкальная игра «Игра со снежками» Т. Ломовой


Экологическая игра «Опиши мы отгадаем»

Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т. д.

Постройка ледяной горки, снежной крепости, снеговиков и украшение их цветными льдинками


Расширять представления о зимующих птицах

Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вороны и собачка»

Подкормка зимующих птиц

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (4-5 лет)

^ Здравствуй, зимушка – зима!


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»


«Почему медведь спит всю зиму?».

«Кто зимой спит?»


Рассказ воспитателя «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу».

Рассматривание картин из серии «Животные нашего леса».

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери»


Р.н. сказка «Лисичка – сестричка и волк»,

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Рассказы Е. Чарушина «Лисята», «Что за зверь?»


Рисование : «Заяц длинные ушки»

Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк),

«Какие зверюшки были на празднике елки?»


Слушание музыки: «Ёжик» Д.Кобалевского

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, грач, скворец, голубь).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании)


« Помощники птиц».

Зачем к нам птицы прилетают?»


Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц»

Чтение произведений А. Александровой «Новая столовая», К.Д.Ушинского «Хотела галка пить», Горького «Воробьишко»

^ Лепка: «Покормим птичек», «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция).

Аппликация: « Птицы на ветках».

Конструирование: «Птичка» из природного материала)


Слушание музыки: «Кукушка»

М.Карасева, «Кукушка» А. Аренского


Итоговое занятие.

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


« Что мы знаем о зиме?»

Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Закреплять знания о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим».


Подвижные игры: «Зайцы и волк».

«Танец медведей» Е.Каменогрдского; «Танец зайцев» Е.Тиличевой

Музыкально - игровое творчество: «Зайцы и медведь» (игра), «Заинька» русская народная мелодия (обр. Н.А. Римского – Корсакова); «Медведь» (муз.В. Ребикова)


Посев семян для выращивания корма животным

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, грач).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании


Подвижные игры: «Воробышки», «Совушки», «Зимующие и перелетные птицы»

Музыкальное упражнение «Канарейки» русская народная мелодия


Дидактические игры: «Кто к кормушке прилетел?», «Кто где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», «Найди, каких птиц мы кормим»

Устройство птичьей столовой.

Подкормка птиц.

Сбор ягод рябины для обитателей уголка природы


Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (5-6 лет)

^ Проказы Матушки – зимы


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная



«Наши друзья пернатые»

Различение следов людей, птиц на участке.

Наблюдение за поведением птиц в разную погоду


Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»; рассказы В. Зотова «Глухарь, Дрозд, Клест-еловик», В. Бианки «Синичкин календарь»

Рисование: «Воробышки зимой», «Снегири на ветке»

Слушание музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, «Жаворонок» М.И.Глинки «Лебедь»

К.Сен – Санса, «Соловей» А.А.Алябьева



«Животный мир полярных районов земли»

Рассказ воспитателя о том. Кто как зимует.

Серия картин «Из жизни диких животных»


Сказка П. Бажова «Серебряное копытце», стихотворение И.Бродского «Лось и лосенок», рассказы Л.Толстого «Белка и волк», К. Ушинского «Ёж и заяц», В. Зотова «Волк, Лось, Лиса» (из кн. «Лесная мозаика»), Чарушина «Медвежонок»

Лепка: 2Какие звери живут в лесу?», «Белочка»

«Кто по лесу идет?» Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной

Итоговое занятие.

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Познакомить детей с зимующими птицами (галки, воробьи, вороны), учить узнавать их

Экологические игры:

«Что за птица»,

«Третий лишний (птицы)», речевая игра «Назови птиц с нужным звуком»


Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц.

Подкормка птиц.

Изготовление кормушек


Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособление к среде)

Подвижные игры: «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике»

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (6-7 лет)

Зимушка-зима!


Задачи

Тема

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб, и т.д.)

« Встреча зимы», «С какой ветки детки»,

«Зимующие птицы»


Наблюдение на участке за паводками птиц.

Какие птицы прилетели? В какое время дня-вороны, синицы, снегири? Какой корм предпочитают разные птицы?

Рассказ воспитателя «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу».

Исследовательская деятельность: утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

Рассматривание картин Н. Ульянова «Снегири», «Птицы зимой»


С. Чёрного «Волк», В. Степанова «Лосиное письмо»

Лепка:

«Зверюшки на новогоднем празднике»


« Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто).

Слушание музыки: «Пение птиц» Ж. Рамо; «Синичка» Карасева; «Соловей» А.А.Алябьева


Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж, и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях

« Животный мир полярных районов»

«Беседа об одежде взрослых и детей зимой.

Рассматривание картин П.Корина «Северная баллада», «дети Севера», И. Шишкина «На севере диком»


Стихотворения Лермонтова «На севере диком…», Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем»; рассказ Г. Снегирёва «Про пингвинов»

Рисование «Пингвины в Антарктиде».

Аппликация:

«На льдине» (пингвины, моржи, белый медведь и


Итоговое занятие

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


Обобщающая беседа «как узнать зиму?»

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб и т.д.)

Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Совушка», «Птицы и кукушка», «Бездомный заяц», «Зайцы», «Следопыт»

Экологические игры:

«Найди хозяина» (кому следы принадлежат), «Птичья столовая», «Птицы, звери, рыбы», «Кому что нужно?»


Расчистка от снега кормушек, кормление птиц

Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.)

Подвижная игра «Пингвины с мячом»

Таня выбирает ёлку

Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.

Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.

– Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?

– Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.

– Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?

– Нет, не отколотили!

– А тогда что же стряслось?

– В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..

– И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!

– Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!

– Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!

– А где она у нас?

– Вот дед поедет за хворостом да и срубит.

– А чем наряжать?

– Найдём чем.

– И Алёнку позовём?

– Конечно, позовём.

Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.

Бабушка сказала ему:

– Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.

– Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.

Но Таня закричала:

– Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!

– Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.

– Не буду реветь, – сказала Таня.

И тут же забралась в розвальни.

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.

В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.

Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.

– Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.

– Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.

– А как же они терпят?

– Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.

– Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.

– Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.

Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.

В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.

– Я буду хворост на сани складывать, – сказал дедушка, – а ты пока что ёлку себе выбирай.

Таня пошла по лесной дороге.

Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, – маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!

– Я вот эту выбрала, – сказала Таня.

Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.

– Подожди, бабушка, дай мне ещё помыться!

– Вот ведь ты какая у нас поперешная, – сказала бабушка, – в баню зовут – не идёшь, из бани зовут – тоже не идёшь!

Бабушка закутала Таню в большую шаль. Они шли по узкой тропочке, снег хрустел, и большие морозные звёзды мерцали сквозь кусты.

Когда Таня и бабушка вошли в избу, дед сказал:

– Ну, вот и наши из бани идут. С лёгким паром вас!

Таня выбирает ёлку

Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.

Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.

– Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?

– Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.

– Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?

– Нет, не отколотили!

– А тогда что же стряслось?

– В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..

– И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!

– Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!

– Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!

– А где она у нас?

– Вот дед поедет за хворостом да и срубит.

– А чем наряжать?

– Найдём чем.

– И Алёнку позовём?

– Конечно, позовём.

Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.

Бабушка сказала ему:

– Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.

– Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.

Но Таня закричала:

– Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!

– Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.

– Не буду реветь, – сказала Таня.

И тут же забралась в розвальни.

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.

В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.

Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.

– Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.

– Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.

– А как же они терпят?

– Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.

– Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.

– Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.

Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.

В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.

– Я буду хворост на сани складывать, – сказал дедушка, – а ты пока что ёлку себе выбирай.

Таня пошла по лесной дороге.

Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, – маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!

– Я вот эту выбрала, – сказала Таня.

Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.

Как ёлку наряжали

Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.

К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.

Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.

А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:

– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!

– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.

Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.

Но матери всё-таки не понравилось:

– Ну что это за украшение – баранки!

Она оделась и пошла в село в магазин.

Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.

Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:

– Мамушка, ты что купила?

Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…

– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!

– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.

Бабушка тоже подошла к столу:

– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!

Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.

О дин за другим проходили зимние дни - то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
- Ты что? - спросила бабушка. - Руки отморозила?
- Я не отморозила руки! - прорыдала Таня.
- Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
- Нет, не отколотили!
- А тогда что же стряслось?
- В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят - до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
- И правда, - сказала бабушка, - куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
- Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
- Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
- А где она у нас?
- Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
- А чем наряжать?
- Найдём чем.
- И Алёнку позовём?
- Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
- Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
- Какая встретится, ту и выберу, - сказал дедушка.
Но Таня закричала:
- Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
- Поедем, - сказал дедушка. - А замёрзнешь - не реветь.
- Не буду реветь, - сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
- Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, - сказала Таня.
- Конечно, холодно, - сказал дедушка, - и вьюжно и морозно.
- А как же они терпят?
- Так вот, терпят и молчат - переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
- Человек-то не молчит, - подумав, сказала Таня, - человек-то возьмёт да заплачет.
- Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
- Я буду хворост на сани складывать, - сказал дедушка, - а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, - маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
- Я вот эту выбрала, - сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.

Один за другим проходили зимние дни — то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год. Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.

— Ты что? — спросила бабушка. — Руки отморозила?

— Я не отморозила руки! — прорыдала Таня.

— Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?

— Нет, не отколотили!

— А тогда что же стряслось?

— В школе ёлку будут делать... А нас не возьмут... Говорят — до школы далеко, маленькие замёрзнут... А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..

— И правда, — сказала бабушка, — куда вы в такую-то даль по морозу потащитесь!

— Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!

— Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!

— А где она у нас?

— Вот дед поедет за хворостом да и срубит.

— А чем наряжать?

— Найдём чем.

— И Алёнку позовём?

— Конечно, позовём.

Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь. Бабушка сказала ему:

— Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.

— Какая встретится, ту и выберу, — сказал дедушка. Но Таня закричала:

— Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!

— Поедем, — сказал дедушка. — А замёрзнешь — не реветь.

— Не буду реветь, — сказала Таня.

И тут же забралась в розвальни.

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.

В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.

Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову

—Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, — сказала Таня.

— Конечно, холодно, — сказал дедушка, — и вьюжно, и морозно.

— А как же они терпят?

— Так вот, терпят и молчат — переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.

— Человек-то не молчит, — подумав, сказала Таня, — человек-то возьмёт да заплачет.

— Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.

Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.

В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.

— Я буду хворост на сани складывать, — сказал дедушка, — а ты пока что ёлку себе выбирай.

Таня пошла по лесной дороге. Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу... Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт... Вот и третья, рядом с берёзкой, — маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!

— Я вот эту выбрала, — сказала Таня.

Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.