Рекомендации воспитателям в обновлении игровой среды. Рекомендации по совершенствованию комфортной предметно-развивающей среды

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Организуя предметную среду в групповой помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.

Педагоги уделяют много внимания созданию предметно - развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогами программы. В таких ДОУ детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды кукол, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книжке, рассмотреть фотографии своей семьи и просто посидеть и отдохнуть детского коллектива.

Создавая предметно-развивающую среду, педагоги учитывают период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги педагогами и детьми.

Существует восемь принципов построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии .

Одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить ее по разному.

Хорошо, ели в группе есть уголок «взрослой» мебели – кухонный уголок, диван. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог помогает малышу преодолеть чувство тревоги оттого, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетает незаметно, и малыш не чувствует себя одиноким.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Для читающих детей подобраны книги с крупным шрифтом и простым текстом. Дети любят играть с водой и песком, уголок-лаборатория помогает им развивать любознательность, инициативность. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной инвентарь.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Важно «помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.

4. Принцип комплексирования и четкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии, со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей, каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды.

(Физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, комната сказок и другие)

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер должен меняться, целесообразно ввести предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых.

7. Принцип открытости – закрытости.

Дети приобщаются к миру прекрасного, они учатся слушать и различать звуки, наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию « Я - образа».

8. Принципы учета половых и возрастных различий детей.

При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы. Наклонности мальчиков и девочек.

Предметную среду необходимо проектировать с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития», на завтрашние детей. Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности. Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные, произведения профессионалов.

Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие воспитанников. Краски группы должны поднимать настроение. В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно если освещен каждый уголок. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для развития сферах жизни. Возможности организации и обогащение расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной, развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, характеристики детей.

Особенности организации предметно - пространственной среды второй младшей группы. Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младшей группе, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети во второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом а не вместе.

У младших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступенями, физкультурно-оздоровительный комплекс.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов. Предметы подбирать желательно чистых цветов, четкой и желаемой формы, разных размеров, они должны быть выполнены из безопасных для здоровья ребенка материалов. Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактически игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм. Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников – в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать. Для таких детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь: машина «скорой помощи», «кукла-доктор» и т.д. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний стимул.

Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательны, яркими, броскими и довольно часто их нужно менять.

Рекомендуется во второй младшей группе отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» дел лучше размещать ближе к источнику воды, на полку следует поставить емкости переливание воды, резиновые надувные мелкие игрушки, формочки, ведерки.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные доски для рисования с палочками, восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол. Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Та как пальчики неумелые действия импульсивные и плохо скоординированные следует насыщать сразу книгами с прочными листами из плотной бумаги. Обязательно в группе должны быть материалы для театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, для проведения развлечений с детьми – теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребенок познает не только окружающий мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки на которых изображены люди разного возраста, с отражением разных эмоциональных состояний, с разной внешностью. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах, чтобы каждый малыш мог видеть, а уголок ряженья позволить ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.

Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. И так, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но само главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С.Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.


3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.


5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.


6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы

7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.


8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.


9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

По определению Светланы Леонидовны Новосёловой (к.п.н.Академика РАЕН и Академии творческой педагогики): «Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности».

Принципиальным требованием к организации и содержанию предметно-развивающей среды является то, что она должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т.д.),которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, а также для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей детей.

Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно быть рационально логичным и удобным для детей, отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Н-р, в подготовительных группах для детских игр можно задействовать пространство не только групповых, но и спальных комнат. У детей будет возможность сохранять постройки и игровые уголки, созданные ими для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо. Важно использовать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование: ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий, так называемый «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Всё это предоставит детям право изменять пространственную среду; обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов. Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям. И, конечно же, необходимо отметить, что оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении. Это подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись, полежать; лёгкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, будут предоставлены детям разные успокаивающие игрушки типа: «снегопад в шарике», «плавающие рыбки».

Начиная с трёх лет у ребёнка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где он мог бы хранить своё личное имущество: зеркальце, открытки, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесённые из дома игрушки и пр.

Что касается содержания предметно-развивающей среды, то все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим программным требованиям, задачам воспитания и обучения, возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка, а также интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Н-р, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования будет гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нём образцы изготовления разнообразной техники(межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «автомобильные гонки», «приди первым» и др., а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения и т.д.

В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.

Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребёнка к предметно-развивающей среде и на пройденный программный материал.

Детскому образовательному учреждению как воздух необходима современная предметно-развивающая среда, расширяющая кругозор детей, обогащающая их представления о человеческих возможностях, о жизни людей нашей Родины и других стран, о природе родного края и всей Земли, о современных информационных возможностях, о культуре быта и об экологически правильном поведении.

Необходимо создание такой предметной среды, в которой ребёнок действует, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, которая должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении. Детский сад, оборудованный в соответствии с концепцией развивающей предметной среды, приобретает статус культурного образовательного центра района, города, села, поднимающий в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности детей.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.

При построении среды в ДОУ необходимо руководствоваться принципами В.А.Петровского:

Дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый -ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.

Активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».

Стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.

Комплексирования и гибкого зонирования: использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или наоборот, пересекания).

Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединяться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки – символа.

Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде: использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффективных зрелищ: цветовых, световых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).

Открытости-закрытости: взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я».Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.

Учета половых и возрастных различий: трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.

Границы взаимодействия с окружающим миром ребенка младшего возраста значительно расширяются в сравнении с ранним возрастом. При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М.Н.Полякова), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При оформлении микрозон в младшей группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия. Педагоги обязательно должны подробно объяснить детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ.

При организации предметной среды в средней группе необходимо учитывать высокую подвижность детей 5 лет. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети 5-го года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполненные разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей.

При организации предметной среды в группах старшего дошкольного возраста необходимо учитывать потребность детей в творчестве и самоутверждении. Среда в старшей и подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Эта среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.

Во всех группах используют не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а так же осваивают воздушное пространство (к потолку подвешивают игрушки, поделки). Зоны важно организовывать так, чтобы ребенок мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:

На пройденный программный материал;

На индивидуальные возможности детей;

Обеспечение зоны ближайшего развития;

Неисчерпаемую информативность.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в до школьном учреждении: Метод, рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. - Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 1994.

Гайказова р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., Просвещение, 1974.

Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 4-6.

Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.

Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.

Как знакомить дошкольника с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М: Просвещение, 1978.

Комарова Н.Ф. и др. Детский сад - «Открытая система»: Программно-метод. разраб. / С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.А. Реуцкая. - М., 1994.

Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Любимова Г.Н. О специфике предметной среды для детей дома и в дошкольном учреждении // Техническая эстетика. - 1977. - № 12. - С. 11-12.

Любимова Г.Н. О формировании предметно-пространственной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 1-4.

Майорова Е.В. Организация предметной среды в группах раннего возраста //Кроха: метод. рекомендации к программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. Учреждений /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М., Просвещение, 2007.

Михайленко Н.Я. Основные способы построения сюжетно-ролевой игры // Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под. ред.

Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. - С. 27-45.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Метод, рекомендации. - М., 1993.

Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод, рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.

Оборудование игровой комнаты в школе продленного дня и в школе- интернате: Метод, рекомендации / Подг. Б.С. Кобзарь, Н.В. Кудыкина. - Киев, 1984.

Одинцова Л. Организация педагогического процесса в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 8. - С. 35-36.

Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1982.

Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Книга для работников дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1988.

Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. -М., 1993.

Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. СПб.- Детство-пресс, 2005.

Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ Учебно-методическое пособие. – М.. Центр педагогического образования, 2008.

Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов / ЦНИИЭП учебных заведений Госгражданстроя. - М.: Стройиздат, 1982.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

дошкольных учреждений // Под ред. Т.В. Ворониной. - М.: ЦНИИЭП учебных заведений, 1984.

Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым, театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.), разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

В ходе проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ должны быть решены следующие задачи:

Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОУ;

Организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

Комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.

Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

· сюжетно-ролевых игр "Мы играем";

· сенсомоторного развития "Мир под рукой";

· уединения "Мой маленький домик";

· безопасности;

· конструирования "Маленькие строители";

· физкультурно-оздоровительный "Мы - спортсмены";

· театрализованный "Играем в театр";

· краеведения;

· творчества "Талантливые пальчики";

· музыкальный;

· развития речи "Будем говорить правильно";

· групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";

· песка и воды;

· природы "Юные экологи";

· экспериментирования "Юные исследователи";

· развивающих игр "Эрудиты".

Например, собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.).

Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.

Игра - отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

При оформлении ДОУ учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Проанализировав полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы пришли к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Следовательно, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

1.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.

3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.

4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые.

5. Создайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте наличие полицейского жезла, набор слесарных инструментов, автомобильной атрибутики, достаточного количества конструкторов и пр.; в уголке девочек обеспечьте наличие скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол, коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол).

6. Обеспечьте достаточное количество игрушек для совместных игр, чтобы ребенок мог без труда выбрать себе атрибут для самостоятельной деятельности.

7. Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы».

Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек.

Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать их в организованной сюжетно-ролевой игре.

Изготовление самодельных игрушек для девочек

Игрушка

Используемые материалы

1. Пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), 2 колеса от машины на спице, большая пуговица (переключатель), щетка для хозяйственных нужд, цветная самоклейка

2. Электрическая плита

Коробка плоская из-под конфет (основание), 2 крышки от ведер из-под майонеза (конфорки), крышки от бутылочек йогурта «Растишка» (ручки)

3. Кофеварка

Коробка с краном и ручкой, самоклейка

4. Сотовый телефон

Плоские коробки из-под таблеток, картон, цветная бумага

5. Ноутбук

Коробка из-под конфет с откидным верхом, светлая бумага

6. Массажер косметический

Баночка из-под крема (основа), широкая резинка (ручка), 4 пробки от пластмассовых контейнеров из-под лекарств (движущаяся часть)

7. Зеркало для отолоринголога

Пластмассовый ободок для волос, маленький диск для компьютера, блестящаясамоклейка

8. Фонендоскоп

Часть большого футляра от киндер-сюрприза, крышка баночки из-под крема по диаметру футляра, оплетка от проволоки, 2 мозаики (наушники)

9. Ювелирные украшения

Пряжки, детали пластмассового конструктора, детали от бижутерии, пряжа, ленты, нитка или леска, гуашь, лак.

10. Упаковка для ювелирных украшений

Коробочки из-под косметики, блестящаясамоклейка, ленты, бархат, скотч

Изготовление самодельных игрушек для мальчиков

Игрушка

Используемые материалы

1. Фотоаппарат

Плоские коробки из-под таблеток (корпус), крышка от шарикового дезодоранта (объектив), черная и блестящая самоклейка

2. Пульт управления

Коробка из-под конфет (основание), пробки от бутылок из-под лимонада, зубной пасты, крема (кнопки), самоклейка

3. Автомобильный пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), щетка с ручкой, высокая крышка от шампуня (держатель для щетки)

4. Дрель

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), пластмассовый шуруп, от детского конструктора (сверло), разноцветная самоклейка

5. Фонарик

Ведерко из-под майонеза с вырезанными «окошечками» (корпус фонарика), баночка из-под бальзама для волос, (приклеивается на крышку от ведерка, это внутренняя часть фонарика, раскрашивается по желанию ребенка); красная самоклейка, тесьма (ручка), гуашь

6. Фонарик на голову

Широкая резинка (по объему головы ребенка), крышка от дезодоранта (лампочка), втулка от бобины с нитками (внутренний держатель для резинки)

7.Чемоданчик для хранения инструментов

Коробка из-под конфет с откидным верхом, толстая веревка (ручка), бельевая резинка (внутренние держатели для инструментов), самоклейка

8. Логотипы машин

Цветной картон (сложить треугольниками), цветная бумага или самоклейка (обозначения: красный крест, шашечки)

9. Спецсигналы

Банки из-под влажных салфеток (обклеить: одну половинку – красным, другую – синим цветом), крепить к машине двухсторонним скотчем по длине

10. Фары для машин

Прозрачные пластиковые коробки (круглые и плоские) и крышки разных размеров. Обклеивается самоклейкой коробка изнутри или крышка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения - за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства. В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.

Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.

Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Существует мнение о специфической субкультуре детства, отличной от мира взрослых и требующей автономии: детские игрушки, детская мебель, детские книжки, детские рисунки - детское видение мира. Это мнение справедливо, но только наполовину. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш. Амонашвили), а также идея о значении когнитивной структуры развития личности ребенка, предполагающей интерес ребенка, выходящий за рамки детской комнаты.

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.

Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева - возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период (или фаза) имеет свою мотивацию ведущего типа (вида) деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественные (семейные, образовательные и др.) условия, выступающие данностью, с которой нужно считаться.

Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы - игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности - познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах - строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С. Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В. Гусева, Л.П. Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А. Нечаев).

Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

игровой педагогический детский сад

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и основные принципы ее организации. Направления и этапы разработки рекомендаций, направленных на построение игровой предметно-развивающей среды групп раннего развития ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Сущность игровой предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, основные принципы ее организации и роль в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста. Эстетика оформления групповых помещений: интерьер, зонирование, динамичность предметной среды.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Комфортная предметно-развивающая среда как основа обеспечения комфортных условий воспитания детей в дошкольной образовательной организации. Принципы организации предметно-пространственной среды для физического развития, игровой и проектной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 12.04.2018

    Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности детей. Принципы организации воспитания ребенка раннего возраста, формирование их совместной предметной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие, значение, принципы и условия предметно-развивающей среды для развития дошкольника. Особенности построения предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе. Современные подходы к проектированию предметно-развивающей среды в ДОУ.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2011

    Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогических условий организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Основные способы построения игры.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Роль среды в развитии детей. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Условия, обеспечивающие полноценное формирование личности ребенка. Состав предметно-игровой среды.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в системе умственного воспитания. Изучение влияния предметно-развивающей среды на развитие познавательных процессов дошкольников, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2015

    Исследование влияния предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста. Научно-методические подходы и требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2014

    Особенности организации игровой деятельности в разных возрастных группах. Классификация игр и их возрастная адресованность. Методы проведения сюжетно–ролевых игр. Организация предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности.