Подвижная игра «Солнечные зайчики» для детей младшего дошкольного возраста. Картотека подвижных игр для младших дошкольников

Тема занятия: «Разноцветные зайчики»

Ц ель: В результате опытов ответить на вопрос: «Как появляются солнечные зайчики?», создать разноцветных зайчиков с помощью цветных светодиодов

Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.

Планируемые результаты

Личностные

    Проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

    Осознать потребность в изучении темы;

    Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные

Познавательные умения:

    Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

    Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;

Регулятивные умения

    Определять цель деятельности;

    С помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

    Учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;

Коммуникативные умения:

    Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

    Сотрудничать, договариваться;

    Доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

    Конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.

Материалы и оборудование:

комплект оборудования «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов»,

металлические крышки,

блокноты,

карточки для записи результатов экспериментов.

Необходимые условия для занятия : солнечный свет в классной комнате.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сегодня будет интересно!

Решим проблемы дружно, вместе!

Я знаю, что вы все любите загадки. В книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку, но, к сожалению, не смогла её отгадать. Я уверена, что вы мне поможете!

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Что это?... (Это солнечный зайчик)

3. Постановка учебной задачи.

А что же это такое - солнечный зайчик? И откуда он появляется?-

на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем занятии.

3.Актуализация знаний.

Как рождается солнечный зайчик? (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошёл по другому пути, не так, как все. Таким образом, «солнечный зайчик» рождается на Солнце. «Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет!»

4. Выдвижение гипотез.

- Интересно ли вам узнать - появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого предмета? А может ли появиться такой зайчик не от солнечного, а от другого источника света? Может ли он появиться в тёмном помещении? (Дети высказывают предположения).

5. Открытие нового знания. Практическая деятельность.

1 опыт Оборудование: блокноты (с глянцевой и матовой поверхностями).

Условие: солнце.

Чем отличаются блокноты? (Разная поверхность)

С помощью какого блокнота можно поймать «зайчика»?

А) Возьмите в руки блокнот с блестящей (глянцевой) поверхностью и попытайтесь поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Предположение подтвердилось - на стене появился солнечный зайчик.)

Дети фиксируют в таблице результаты экспериментов (См. Приложение)

Б) Повторите эксперимент с другим блокнотом.

(Поймать зайчика не удалось .)

Почему? (Поверхность блокнота не блестящая, матовая.)

Какой можно сделать вывод? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.

2 опыт Оборудование: металлическая крышка.

Условие: солнце.

Возьмите в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик появится.)

3 опыт Оборудование: стекло

Условие: солнце.

Возьмите в руки стекло и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Хотя стекло и прозрачное, его граница с воздухом тоже отражает свет, зайчик появится).

4 опыт Оборудование: линза

Условие: солнце.

Возьмите в руки линзу и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик не появится.)

Почему?(Линза имеет способность поглощать солнечные лучи, а не отражать их). Какой вывод можно сделать? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности ).

А можно ли получить «зайчика» без солнца?

5 опыт

Условие: шторы задвинуты.

Возьмите в руки зеркало и направьте зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)

6 опыт Оборудование: набор «Цвет и свет».

Условие: шторы задвинуты.

- А могут ли зайчики быть разноцветными?

- Возьмите цветной светодиод, подключите его к блоку питания, поставьте его свет на максимум (ручка соответствующего регулятора по часовой стрелке до упора). Направьте свет диода на зеркало, а зеркало -на стены или потолок. Там, куда зеркало отразит луч светодиода, появится цветное пятно-зайчик. Чуть- чуть изменяя положение зеркала, попытайтесь изменить положение зайчика. Направьте на зеркало свет двух или трёх светодиодов. На пересечении лучей появились дополнительные цвета. Эксперименты со светодиодами. Получение разноцветных зайчиков на потолке, на стене, на доске).

Вывод: Можно получить солнечный зайчик и без солнца, если есть источник света и отражающая гладкая поверхность, т.е., солнечный зайчик появляется только от источника света.

6. Рефлексия деятельности (итог урока) и самооценка ученика.

Что выяснили в результате проведения эксперимента?

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от блестящей гладкой поверхности и «превращается» в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.

Смотрит солнышко в окошко,
Лучик прыгнул мне в ладошку!
Поймала я на пальчики
Солнечного зайчика!

Так хотелось мне его
Пальчиком погладить...
Начал он озоровать -
Невозможно сладить!

То глядим - на потолке,
То по шторам скачет.
Озорной такой и шустрый,
Скачет словно мячик!

Зайчик солнечный кружил
Весело над нами.
Мы пока его ловили,
Закружились сами

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на урок.

Коммуникативные (учиться слушать и слышать учителя и одноклассников), личностные (проявлять интерес к содержанию предмета занятия), регулятивные (определять цель деятельности).

2. Создание проблемной ситуации.

Подводит учащихся к актуальности данной темы.

Доказывают актуальность своих знаний и умений

Личностные (осознать потребность в изучении цели), познавательные (перерабатывать полученную информацию, обобщая её)

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели, определяют средства.

Регулятивные (учиться планировать свою деятельность),коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

4. Выдвижение гипотез

Задаёт вопросы.

Предлагают свои версии

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения), коммуникативные (конструировать небольшие речевые высказывания)

5. Открытие нового знания.

Практическая деятельность.

Организует фронтальную работу и работу в парах.

Проводят опыты с комплектом оборудования «Свет и цвет»

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения на основе опытов),коммуникативные(конструировать небольшие речевые высказывания на основе проведённых экспериментов), личностные(самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения. рассуждения, обсуждения),

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Путешествие на поиски солнечного зайчика»

в рамках тематической недели «Краски лета» (Средняя группа)

Кожевникова Елена Федоровна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Цель: Расширять представления о многообразии окружающего мира.

Задачи:

1. Область «Физическая»: Обеспечение оптимальной двигательной активности в процессе образовательной деятельности, обогащение двигательного опыта детей через преодоление препятствий: подлезание, перешагивание, прыжки, бег змейкой и др.

2.Область «Социально - коммуникативная»: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками. Воспитывать взаимопомощь, потребность в доброжелательном общении. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам, к окружающей среде

3.Область «Познания»: Закрепить понятие «свет и тень», дать представление о цветных стеклах как средстве защиты глаз от солнечных лучей; о процессе образования солнечного зайчика, о подручных средствах, с помощью которых в экстремальной ситуации можно создать солнечный зайчик (например, фольга). Вызвать у детей интерес к поиску солнечного зайчика, к обследованию предмета через «разноцветные стеклышки».

4.Область «Речевая»: Развивать речь, как средство общения. Формировать умение высказывать свою точку зрения, последовательно излагать свою мысль; умение анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать самооценку, объяснять свой выбор. Ввести в активный словарь: слова тень, отражение, солнечный зайчик, судостроители, автомобилестроители, пруд, фольга. Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Приобщение к словесному искусству через слушание сказок, стихотворений, загадывание загадок.

5.Область «Художественно - эстетическая»: Развивать эстетическое восприятие разнообразием цвета (цветные рыбки, камушки, ракушки); чувства формы, пропорций, способностей в продуктивной деятельности (изготовление зеркал).

Оборудование и материал:

Конструкции для преодоления препятствий, для постройки лодки, машины, дома, чехол для дома. Пластмассовые рыбки, морские камни, аквариумные камушки, ракушки. Бассейн. Радужная карусель (обруч с ленточками). Мат. Фольга и картонные геометрические фигуры. Запись песен «Солнечные зайчики», «Спортивная ходьба», музыка для игры с тенью.

Предварительная работа:

- Чтение книг и рассматривание иллюстраций о речных обитателях;

- Чтение сказок про солнечный лучик;

- Наблюдение за солнцем во время прогулок, рассматривание иллюстраций, чтение сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце»

- Игра с зеркальцем «Поймай солнечного зайчика»;

Методические приемы:

  1. Загадывание загадки про тень.
  2. Беседа с детьми «Как появляется наше отражение»
  3. Сюрпризный момент выношу «разноцветные стеклышки»
  4. Беседа с детьми о солнышке.
  5. Загадывание загадки про «солнечного зайчика». Дети объясняют, как он появляется.
  6. Идем на поиски солнечного зайчика, преодолевая препятствия через конструкции.
  7. Конструируем лодку и садимся в нее.
  8. Игра «Радужная карусель»

9. Пруд (бассейн)

10.Пальчиковые игры в воде.

11. Конструирование машины, выбираем шофера считалкой и садимся в нее.

12. Пальчиковая игра «На опушке дом стоит»

13. Строительство дома.

14. Мастерская для изготовление зеркал при помощи фольги и картонных фигур.

15. Игра с солнечными зайчиками под запись песни «Солнечные зайчики»

Ход образовательной деятельности:

Дети выходят из сада, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребятки, давайте все в кружок соберемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

1. Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет,

Я стою – она стоит,

Побегу – она бежит.

(Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, на земле появится темное пятно, это ваше отражение. Вы знаете, как она появляется?

Солнце посылает на землю свои лучи. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. На что похожа? Давайте поиграем в игру «Догони тень». Потанцуем с тенью.

(музыка)

2 . Наблюдение за солнцем. (разноцветные стеклышки)

Ребята, посмотрите, что я для вас принесла. Вы догадались, что это? Рассмотрите и расскажите, какие они?

Давайте, посмотрим через них вокруг себя. Расскажите, что-нибудь изменилось? А теперь давайте, посмотрим на небо. Что вы видите? (солнце, облака).

2. На что солнце похоже? (на шар).

3. Какое солнце? (круглое, яркое, жёлтое, большое, жаркое).

Так значит, почему на улице тепло? (светит и греет солнышко).

Ребята, а что может нагреть солнце?

Давайте потрогаем предметы, которые нас окружают (покрытие, ворота, камни и т.д.)

Что вы о них скажете?

3. Ребята, отгадайте еще одну загадку.

Жёлтый зайчик прыг да скок,
На пол и на потолок.
А поймаешь ты его -
Глядь, и нету ничего!

(солнечный зайчик)

Ребята, что же такое солнечный зайчик?

(Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. Солнечный зайчик - это пятно солнечного света.)

А сможем ли мы сегодня отыскать солнечных зайчиков?

Ну что ж отправляемся на их поиски.

(в пути преодолевают препятствия, подходят к речке)

4. Как же мы переправимся через речку? Где мы возьмем лодку? Из чего нам ее сконструировать?

(конструирование лодки)

Вот какие вы молодцы, настоящие судостроители!

(дети усаживаются в лодку)

Ребята, а что поможет нашей лодке плыть быстрее?

(выслушать предположения детей)

А вы знаете, что ещё умеет делать ветер?

(Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, освежать, унести шапку, зонт , развивать флаги, поднимать пыль, свистеть, гнать волны, плыть облакам помогает…)

А как можно узнать, что дует ветер? (По облакам, по веткам деревьев, «вертушкам»).

Давайте поможем ветру, чтобы лодка быстрее плыла.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА: Упражнение на дыхание «ВЕТЕР» Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

Ребята, вижу берег. Готовимся к выходу. Давайте возьмем с собой лесенку -чудесенку. Может она нам еще пригодится.

5.Ой, а здесь нас ждет «Радужная карусель». Она нам подарит радость, веселье и хорошее настроение.

Еле – еле, еле – еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите, карусель остановите.

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.

Ребята, посмотрите, какой большой пруд! Давайте рассмотрим, кто живёт в пруду?
- Какие рыбки плавают в пруду? (большие и маленькие, разного цвета)

Сколько больших рыб? Сколько маленьких? Что еще вы видите на дне водоема?
- Рыбки очень ловкие. Давайте с помощью наших ладошек покажем, как они резвятся в пруду.

6. Пальчиковая игра «Рыбка»

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. )
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся,
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке.
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Посмотрите, внимательно, не спрятались ли здесь солнечные зайчики?

Но у нас нет автомобиля, что, же делать? Из чего нам его сконструировать?

Мы справимся? Ну, что ж, приступаем.

(конструирование автомобиля)

Вот какие вы молодцы, настоящие автомобилестроители!

(дети усаживаются в автомобиль)

А почему мы не можем ехать? Как мы его выберем?

(выслушать предложения детей)

Ребята, расскажите, что изменилось вокруг с наступлением лета?

(тепло стало, солнышко ярко светит, деревья зелены е стоят, дети и взрослые легко одеты).

Ребята прислушайтесь и расскажите какие звуки природы вы слышите

(птички поют, дует ветер, качая деревья, машины по асфальту едут и т.д .)

А хотите послушать сказку п ро солнечный лучик ?

Сказка «Солнечный лучик»

Ну, вот мы и приехали

7. Посмотрите, здесь лежит строительный материал для дома. Видимо кто-то не успел его достроить. А мы – то с вами можем с этим быстро и ловко справиться. Да? Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра “На опушке дом стоит”

На опушке дом стоит (Руки “домиком” над головой.)

На дверях замок висит (Пальцы обеих рук в “замок”.)

За дверями стоит стол (Ладонь на кулак.)

Вокруг дома частокол (Из двух кулачков одновременно выпрямлять по пальчику.)

“Тук, тук дверь открой” (По ладошке левой руки – кулачком правой руки.)

“Заходите, я не злой” (Пальчики правой руки идут от ладошки по левой руке.)

Ну что ж, приступаем к делу.

Ну вот, дом построен. Оказывается, когда вместе, когда дружно – можно и дом построить и все преграды преодолеть.

Для чего он может нам пригодиться?


8. Что-то так и не нашли мы солнечных зайчиков. Ребята, напомните, как появляются солнечные зайчики? Но ведь кроме зеркал можно использовать фольгу, блестящие обертки от конфет. Именно такие сигналы не раз спасали тех, кто заблудился в лесу. Солнечный зайчик, который они пускали, было видно даже с самолета - так далеко он может убежать. Посмотрите, может в этой мастерской, мы найдем необходимый материал, который поможет нам найти солнечных зайчиков?

(картон круглой, овальной, прямоугольной, квадратной формы, куски фольги)

Рассмотрите, что здесь есть. Что мы можем сделать из фольги и картона?

(изготовление зеркал)

- Так вот оказывается, где спрятались солнечные зайчики.

Я зайчишке серому

Вовсе не родня.

Почему же зайчиком все зовут меня?

Я рожден от солнышка

К солнышку привык

Лучик – зайчик солнечный

Прыг-прыг-прыг.

Придумывайте разные интересные движения для своих зайчиков, радуйтесь солнышку.

(Звучит песня, «солнечные зайчики» и дети под музыку выполняют движения)

Интернет-ресурсы то теме:

http://www.maam.ru/detskijsad/priroda-i-javlenija.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?




Гимн нашей группы: Солнце только выйдет- Я уж тут как тут, Я уж тут как тут, Кто меня увидит, Все играть зовут. Все играть зовут. Я зайчик, зайчик, зайчик, Скачу, скачу, скачу, Скачу, скачу, скачу, Я солнечный, и, значит, Скачу, куда хочу. Скачу, куда хочу. Я, хотя и заяц, Волка не боюсь, Волка не боюсь, Все об этом знают, Я не зря хвалюсь! Я не зря хвалюсь! Соне и лентяю, Долго спать не дам,- Долго спать не дам,- Я не зря гуляю Утром по дворам! Утром по дворам!


Правила нашей группы Если поступил плохо –попроси прощения и признай свою ошибку. Если поступил плохо –попроси прощения и признай свою ошибку. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договариваться. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договариваться. В игре соблюдай правила, старайся выиграть честно. В игре соблюдай правила, старайся выиграть честно. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно. Помогай товарищу; если умеешь делать сам, научи его. Помогай товарищу; если умеешь делать сам, научи его.















« Организация поисковой деятельности в ДОО »

Выполнила

Денежкина Елена Олеговна

воспитатель д/с №115 «Салют»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти

Тольятти, 2016

Тема: «Проект организации поисковой деятельности

в средней группе на тему: «Солнечные зайчики»

Цель: развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

О.О. «Познавательное развитие

Формировать первичные представления о солнечных зайчиках, их движением, предметах, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность; поддерживать интерес к проблемной ситуации.

О.О. «Социально – коммуникативное развитие»

Формировать готовность к совместной деятельности взрослого и детей; воспитывать положительные взаимоотношения.

О.О «Речевое развитие»

Побуждать детей отвечать на вопросы развернутым предложением; расширять словарный запас детей (блестящая, гладкая поверхность, пластина из нержавеющей стали, отражение).

О.О. «Физическое развитие»

Способствовать развитию мелкой моторики рук; уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.

О.О. «Художественно- эстетическое развитие»

Побуждать детей применять полученные знания в продуктивной деятельности; создать условия для формирования умения рисовать солнечные зайчики разными техниками по выбору детей; развивать воображение.

Когнитивный

Как можно получить солнечные зайчики?

От каких предметов отражается луч света?

Что такое отражение?

Свойства отражения ?

Получатся ли солнечные зайчики без источника света?

Что такое солнечный зайчик?

Как можно использовать солнечные зайчики?

Аксиологический

Стихотворения:

Н.Матвеева «Солнечный зайчик»;

А.Бродский «Солнечные зайчики».

Загадки:

К.Чуковский «Лежит, лежит копеечка».

Песни:

Слова М.Садовский, музыка В.Мурадели «Солнечный зайчик»;

Слова Г.Лагздынь, музыка В.Голиков «Солнечный зайчик».

Мультфильмы:

Куйбышевтелефильм, 1978 «Солнечный зайчик»;

Лунтик, «Солнечный зайчик».

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ


Деятельностый

Рассмотреть солнечного зайчика.

Понаблюдать за перемещением солнечного зайчика.

Изучить свойства отражения.

Рассказать стихотворения, загадки о солнечных зайчиках.

Рассказать о своих наблюдениях.

Нарисовать, вылепить солнечного зайчика.

Опыт «Как получить солнечного зайчика?».

Опыт «Какие предметы отражают солнечный свет. Что произойдет при движении предметов?».

Личностный

Рисунок солнечного зайчика.

Танец солнечных зайчиков.

Игра «Поймай солнечного зайчика».


Проблемные задачи

    Изобретательская:

Воспитатель рассказывает детям историю.

«Жила-была девочка Маша. У нее было зеркальце. Она очень любила с ним играть. Благодаря зеркальцу у нее появился друг «Солнечный зайчик». Но однажды зеркальце разбилось. Девочка стала скучать по своему другу «Солнечному зайчику»».

Как еще можно получить солнечного зайчика, если зеркальце разбилось, а другого нет?

2. Исследовательская:

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркальцем, обращает внимание на солнечного зайчика. Рассказывает, что многие предметы могут дарить таких солнечных зайчиков, предлагает найти эти предметы.

Какие предметы отражают солнечный свет?

3.Конструкторская:

Детям предлагается нарисовать солнечных зайчиков разными техниками.

Какие техники, способы, предметы можно при этом использовать?

4. Прогнозная:

Что хорошего или плохого, что предметы дарят нам солнечных зайчиков?

5. Задача с достраиваемым условием:

Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате включен?

Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате выключен?

Что будет с солнечным зайчиком, если на улице пасмурно, идет дождь?

Что будет с солнечным зайчиком, если на улице наступила ночь?

Основной этап организации поисковой деятельности

Оборудование: зеркало, стакан с водой, пластина из нержавеющей стали, наручные часы (на каждого ребенка).

Алгоритм действия:

1.Предложить детям найти предметы, которые отражают солнечный свет.

2.Уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.

3.Рассмотреть зеркала. Определить какая поверхность на ощупь у зеркал.

4.Проведение опыта: «Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов?».

1.Взять зеркало. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон зеркала. Что произойдет ?

2.Взять стакан с водой. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить рукой со стаканом. Что произойдет?

3.Взять пластину из нержавеющей стали. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон пластины. Что произойдет ?

4. Взять наручные часы. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить часами. Что произойдет?

Какие предметы отражают солнечный свет? Что происходит при движении ?

Карты- схемы проведения опыта

Опыт: « Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов? »






























Этап совершенствования:

1. Устроить праздник, посвященный солнечным зайчикам.

2. Устроить выставку детских работ.

3.Придумать танец про солнечные зайчики.

4.Изготовить солнечных зайчиков из разных материалов.

5.Поиграть в подвижные игры про солнечные зайчики.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Оренбурга

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Умные пальчики»

Тема: "Путешествие в страну "Солнечных зайчиков "

Возраст учащихся 6-7 лет

(2-й год обучения)

г. Оренбург 2016г.

Тема занятия: Путешествие в страну "Солнечных зайчиков "

Цель: Развитие мелкой моторики рук, слухового и зрительного восприятия.

Задачи:

1. Развивающие:

Развитие познавательных процессов (внимание, память, пространственное мышление);

Развитие творческой активности;

Развитие контрольно-оценочных умений.

    Обучающие:

Закрепление навыков обведения по контору, штриховки в соответствии с образцом;

Развитие ориентировочных умений на листе бумаги, зрительно-моторной координации.

Продолжать формировать правильный захват карандаша.

3. Воспитательные:

Воспитание самостоятельности, чувства ответственности и настойчивости в преодолении трудностей от постановки цели до полученного результата;

Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Воспитание культуры общения, умение слушать.

Формирование дружеских взаимоотношений.

Методы и приемы обучения:

При закреплении изученного материала: словесный, иллюстративный, практический. Приёмы: показ, пояснения, указания, вопросы, задания, рассматривание.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, стол, бумажные солнышки, прищепки, игрушки : божья коровка, бабочка, стрекоза, пчёлка, цветы, домик, фотографии детей, рабочий лист с заданиями на каждого ребенка, простые карандаши, цветные карандаши, воздушные шарики, игровизоры, фломастеры, фишки зелёного, жёлтого и красного цвета.

Основные понятия и термины: действие, движение, направо, налево, обведи по точкам, штриховка.

I . Организационный момент:

Ребята стоят по кругу.

Педагог : Мы сегодня с вами отправляемся в необычную страну« Солнечных зайчиков »

Педагог : - Хотите туда отправиться?

Дети : Да.

Педагог : Ребята, но чтобы добраться до страны« Солнечных зайчиков » и познакомиться с ее жителями, нам нужно преодолеть трудности. А для этого нам понадобится ваша дружба, хорошее настроение и, конечно, все ваши знания и умения.

Готовы вы к этому?

Дети : Да.

II этап Подготовительный:

Педагог : Перед тем как отправиться в путешествие нам нужно поприветствовать друг друга ладошками. И передать друг другу свое тепло и хорошее настроение (прикосновение передается по кругу, от одного участника к другому, при этом дети улыбаются друг другу и произносят слова)

Дети :

Мы ладошками коснулись,

И друг другу улыбнулись.

Ты мой друг. И я твой друг.

Как прекрасен мир вокруг.

Педагог : (Показывает солнышко без лучиков )

Ребята, посмотрите что это?

Дети : Солнышко.

Педагог : А чего не хватает у нашего солнышка?

Дети : Лучиков.

Возьмите прищепки и прикрепите к солнышку (дети выполняют задания)

Посмотрите, какие красивые солнышки у нас получились.

Педагог : Вот сейчас нам и пригодятся ваши умения. Подойдите к столам. А как вы думаете, из чего, что лежит у вас на столах можно сделать лучики (из прищепок)

Давайте прищепками сделаем нашим солнышкам лучики.

Педагог : Вот ребята, вы все справились с заданием.

Сколько у нас получилось солнышек, столько и жителей будет в стране« Солнечных зайчиков ».

III этап Основная часть

Педагог : Посмотрите, кто здесь живет? (Бабочка, божья коровка, стрекоза)

Думаю, они нам подскажут, что необходимо для того, чтобы попасть в страну« Солнечных зайчиков » . Посмотрите, у них лежит для нас подсказка.

(Читаю письмо. )

«Чтобы добраться до страны« Солнечных зайчиков » вам необходимо посадить нас каждого на свой цветочек»

Педагог : Поможем, ребята?

Дети : Да.

Педагог : Для этого вам нужно, провести линии, не выходя за пределы дорожек.

(показывает на интерактивной доске)

Педагог: Но сначала давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика :

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою.

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Пусть бегут как зайчики.

Педагог : А теперь в возьмите игровизоры и фломастеры. Но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе с тетрадью.

Дети:

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

Слушайте меня внимательно. Найдите на игровизоре исходную точку, от нее мы и начнем работу.

(Дети выполняют задания на игровизорах)

Педагог : Посмотрите, вы справились с заданием. Мы помогли бабочке, божьей коровке, стрекозе и попали на луг.

Выходите, погуляем по лугу и немного отдохнем.

Физминутка :

(ходьба высоко поднимая колени)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

(Остановились)

Но вдруг на лужайку подул ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Педагог : Молодцы ребята! Вот мы с вами прогулялись по лужайке и немного отдохнули.

А кого вы здесь видите?

Дети : Пчелу.

Педагог : Пчела просит помочь ей найти цветы, с которых необходимо собрать нектар, чтобы получился « Солнечный мед » для жителей страны.

А что случилось с цветами? (показ слайда на интерактивной доске)

Дети : Потерялись лепестки, потеряли цвета.

Садитесь на места.

Педагог : Давайте дорисуем лепесточки по цифрам и раскрасим их. Но сначала посчитаем лепестки.

(Дети выполняют задание на листочках.)

Молодцы вы помогли пчёлке.

Педагог : Посмотрите, бабочки тоже приготовили для вас задание.

(Штриховка крыльев бабочки в разных направлениях)

Педагог : Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вот мы подошли к домику « Солнечных зайчиков » . Давайте заглянем, кто там живет, и я надеюсь вы подружитесь с жителями этой страны. (Открываем окошко и дети видят фотографии детей) .

Да ребята, в этой стране живут такие же дети как вы.

IV этап заключительная часть

Педагог: Дети, вы рады, что побывали в Солнечной стране? Какие трудности нам встретились на пути в Солнечную страну? Кому вам сложнее всех было помогать, в чём затруднялись? Возьмите в руки фишки. Ещё раз посмотрите на свои работы и оцените их. Если вы справились со всеми заданиями и вам было нетрудно, покажите фишку зелёного цвета (вы можете выполнять более сложные задания), если вы в каком-либо задании испытывали затруднение, покажите фишку жёлтого цвета (вам нужно ещё немного потренироваться), а если вам было трудно справиться со всеми заданиями, покажите красную (вам нужно обратиться за помощью к педагогу). Я думаю, что справиться с заданиями нам помогла дружба и хорошее настроение.

План занятия

    Организационный момент (3 минуты )

    Мобилизация внимания детей, готовность педагога и детей к занятию.

    Сообщение темы, цели и задач занятия.

    Подготовительная часть (8 минут)

    Актуализация необходимых знаний (повторение материала).

    Основная часть (15 минут)

    Закрепление материала (практическая работа).

    Оценка своей деятельности

    Заключительная часть (4 минуты)

    Подведение итогов работы.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учащихся (формы работы)

Планируемые результаты

I этап Организационный момент

    Приветствие;

    Объявление темы занятия: «Путешествие в страну «Солнечных зайчиков».

    Сообщение цели, задач занятия.

Загадать.

Попросить назвать их имена.

Задания от Смешариков.

    Приветствие педагога.

    Ответы на вопросы (фронтальная)

Принятие целей и задач занятия

II этап Подготовительный

Задание 1. Назвать правила выполнения графических упражнений.

Задание 2. Выполнить 6 заданий с кубиками.

Фронтальная

учащиеся перечисляют правила работы.

Выполняют задания

Умение постоянно следить и выполнять правила при выполнении графических упражнений

III этап Основная часть

    Задание с прищепками «Солнышко»

    Задание ниткопись «Лосяш»

    Графический диктант «Крош»

    Пальчиковая гимнастика «Три пингвина»

    Задание штриховка «Совунья»

Какие виды штриховки вы видите на рисунке;

Назовите правила выполнения штриховки.

    Физминутка «Копатыч»

    Задание обведи по точкам и раскрась «Ёж»

Какие правила раскрашивания вы можете назвать;

Почему так важно их соблюдать.

Выполнение задания

(групповая)

Выполнение задания на ориентировку в пространстве, осуществление взаимоооценки

Выполнение гимнастики (групповая)

Обсуждение образца работы, выполнение задания (групповая)

Выполнение физминутки(групповая)

Ответы на вопросы.

Выполнение задания (групповая)

Умение работать с прищепками;

Умение выкладывать рисунок по контуру нитками

Умение точно определять направление движения, отсчитывать клеточки, проводить линию по клеточкам, не отрывая руки.

Умение выполнять пальчиковую гимнастику, сочетая текст с движением рук.

Умение выполнять штриховку, оценивать результаты своей деятельности по заданному образцу

Умение выполнять движение в соответствии с текстом

Умение чётко, не отрывая руки, обводить рисунок по точкам, аккуратно закрашивать.

IV этап Заключительная часть

Вопросы на закрепление:

Какие задания вы сегодня выполняли?

В каком задании мы выполняли движение?

Какое задание смешариков вам особенно понравилось?

Какое задание вам показалось трудным?

Оценка работы детей.

Ответы детей(фронтальная), оценка своих достижений на занятии

Дифференцированная самооценка своей работы на занятии