О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях. Положение о воспитателе детского отделения больницы

Сайт воспитателя психиатрической больницы детского отделения

Нет худа без добра

Профессия: Воспитатель в психиатрической больнице

Профессиональные интересы: Желание применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.

Увлечения: Мои увлечения – это то, что приносит мне радость в жизни, наполняет положительной энергии и позитивом.

Страна: Россия

Регион: Смоленская область

Населенный пункт: Смоленск

Место работы: Психиатрическая больница, детское отделение

Звание, ученая степень: Воспитатель

Навигация

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Л.Н. Толстой

Воспитателю важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного. Надо делить поровну доброту души между своими воспитанниками. Доброта и любовь к детям должны быть стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком. Доброе отношение к детям не ущемляет самолюбия и достоинства детей, помогает воспитателю вовремя прийти на помощь ребенку.

О себе

Я любознательный, активный и добросовестный человек. Люблю свою работу, люблю воспитывать в детях доброжелательность, добросовестность, активность, сознательность. Проработала учителем начальных классов 21 год. В данное время занимаюсь воспитанием детей с психическими расстройствами. Помогаю им адаптироваться в социальной среде, учу их навыкам самообслуживания, ознакамливаю их с окружающим миром, творческой деятельностью, прививаю навыки к учебной деятельности. В свободное время я люблю читать книги, методическую литературу, вязать, заниматься хозяйством.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", В. А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям", а также о тдаю предпочтение руской классике: Пушкин, Лермантов, Толстой, Ушинский, Тургенев.

Мой взгляд на мир

Позитивный
«Любое соприкосновение с ребенком, униккально и неповторимо»

Мои достижения

Мои воспитанники и их успехи - это и есть мои достижения!

Моё портфолио

Каждое мгновение той работы, которое называется воспитанием - ото творение будущего и взгляд в будущее

В.А. Сухомлинский

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие книги. Работа педагога сложна и многообразна. С подъемом и вдохновением трудится тот, кто влюблен в свою профессию. Любовь педагога к избранной профессии проявляется, пежде всего в любви к детям, причем не к избранным а к каждому любому ребенку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, застенчивому и бойком, дерзкому и вежливому. Особенность этой любви - в педагогической направленности и зоркости, высокой требовательности и уважении к детям, разумной доброте и строгости к ним. Чтобы стать настоящим воспитателем детей - надо отдать им свое сердце.

1. Воспитатель работает с детским коллективом до 18 детей под руководством заведующего отделением, в тесном контакте с лечащим врачом и медицинским персоналом. 2. Воспитатель должен знать возрастные и нервно-психические закономерности развития детей дошкольного и школьного возраста. 3. Воспитатель обеспечивает организацию игровой и полезной занятости больных, определяет содержание и формы воспитательно-педагогической работы с учетом состояния ребенка и рекомендаций лечащего врача, знакомит детей с режимом дня, правилами поведения в отделении, прививает культурно-гигиенические навыки. 4. Осуществляет психологическую подготовку ребенка перед проведением медицинских манипуляций. 5. Воспитывает у детей дисциплинированность, вежливость, чувство дружбы и товарищества, а также бережное отношение к игрушкам, книгам и другому имуществу. 6. Воспитатель участвует в проведении всех режимных моментов совместно с медицинским персоналом (прием пищи, подъем, укладка на сон, организация прогулок, самоподготовки, трудотерапии, в зооуголке). 7. Участвует в организации и проведении учебных занятий (оказывает помощь педагогам и музыкальному руководителю). 8. Подготавливает и участвует во всех сезонных и тематических праздниках в отделении и в стационаре. 9. Добивается единого педагогического подхода к больным со стороны всего обслуживающего персонала. 10. В тесном контакте с учителем школы организует детей для учебного процесса, осуществляет психиатрический надзор за детьми, оказывает помощь в подготовке домашнего задания. 11. Ведет педагогическое обследование вновь поступивших больных, выясняя, уровень их учебных возможностей и дает заключение о степени их готовности к началу учебного процесса (в школьных направлениях для школьных отделений и педагогический листок для школьных отделений). 12. Совместно с медицинским персоналом эстетически оформляет отделение, создает уют в палатах, игровой, столовой, заботится о том, чтобы территория и прогулочные площадки были соответственно оборудованы. 13. Знакомится с историей болезни ребенка, участвует в медико-педагогических конференциях, разборах больных, педсоветах. 14. Принимает участие в научно-практических разработках по лечебной педагогике совместно с кафедрами институтов. 15. Соблюдает правила и принципы этики и медицинской деонтологии. 16. Соблюдает лечебно-охранительный режим для пациентов. 17. Ведет медицинскую документацию в электронном виде и на бумажном носителе. 18. Ведет педагогический дневник, отображая особенности поведения пациентов, находящихся под наблюдением. 19. Организует и проводит научные исследования. 20. В работе воспитателя - любить детей.

Требования:

Профессиональное педагогическое образование. Коммуникабельность. Творческий подход, креативность. Изобретательность. Базовые знание по детской психологии, психиатрии и педагогики. Сдержанность, эмоциональная устойчивость. Искренняя любовь и сочувствие к детям, чуткость, заботливость, отзывчивость, милосердие. К Вашему резюме необходимо приложить мотивационное (сопроводительное письмо), в котором стоит отметить, почему Вы хотите занять предлагаемую должность и почему Вас заинтересовала работа в нашей организации.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях

О лечебно-охранительном режиме
в лечебно-профилактических учреждениях

За годы XI пятилетки в стране укреплялась материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений. Вводились в строй новые, отвечающие современным требованиям больницы и поликлиники, улучшалось оснащение их новейшей аппаратурой и оборудованием. Постоянно велись поиски наиболее рациональных форм работы лечебно-профилактических учреждений по обеспечению в них полноценного лечения больных, соблюдению лечебно-охранительного режима.

В целях создания оптимального лечебно-охранительного режима уделялось внимание эстетическому оформлению помещений и территорий больниц и поликлиник, повышению культуры медицинского персонала. В детских стационарах для создания благоприятной психологической обстановки и обеспечения рационального ухода за больными детьми были введены должности воспитателей и расширились показания к госпитализации матерей.

Однако за последние годы уровень и качество медицинской помощи, профилактических мероприятий перестали удовлетворять потребностям общества на современном этапе его развития.

Во многих медицинских учреждениях ослаблено внимание к воспитательной работе среди медицинского персонала по вопросам этики, деонтологии и лечебно-охранительного режима. Медицинские работники забыли, что слово - могучий лечебный фактор, и в ряде случаев неправильно высказанное слово пациенту, родственникам ранит их, вызывает потерю доверия и авторитета к медицинским работникам, порождает ятрогению, и все это надолго задерживает выздоровление.

В целях улучшения и совершенствования лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях

Утверждаю:

1. Инструктивно-методические указания об организации лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях страны (Приложение N 1).

2. Положение о воспитателе детского отделения больницы (Приложение N 2).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик. президенту Академии медицинских наук, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, начальникам главных управлений, управлений здравоохранения.

1.1. Принять к руководству и исполнению "Инструктивно-методические указания об организации лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях" (Приложение N 1).

1.2. Обеспечить в лечебно-профилактических учреждениях проведение комплексных мер по улучшению лечебно-охранительного режима, охране здоровья госпитализированных больных, особенно детей.

1.3. В каждом лечебно-профилактическом учреждении внести в правила внутреннего распорядка специальный раздел по обеспечению лечебно-охранительного режима.

1.4. На каждом рабочем месте сотрудников больниц и поликлиник разработать конкретные функциональные обязанности и меры по обеспечению лечебно-охранительного режима в каждом кабинете, палате, отделении и т.д.

1.5. Обязать руководителей лечебно-профилактических учреждений:

Обеспечить выполнение и взять под особый контроль лечебно-охранительный режим учреждений;

Проводить с каждым сотрудником, поступающим на работу, наряду с вводным инструктажем по охране труда и технике безопасности, занятия по лечебно-охранительному режиму;

Включать в план повышения квалификации сотрудников лечебно-профилактических учреждений вопросы ухода за больными, особенно детьми, роли медицинского персонала в соблюдении лечебно-оздоровительного режима, его взаимоотношений с больными и их родственниками.

1.6. Обязать руководителей научно-исследовательских и медицинских институтов совместно с главными врачами больниц, являющихся клиническими базами институтов, обеспечить участие сотрудников кафедр в организации лечебно-охранительного режима, проведении воспитательной работы с больными детьми и матерями, госпитализированными по уходу за больным ребенком.

1.7. Систематически заслушивать на коллегиях и медицинских советах вопросы организации лечебно-охранительного режима в органах и учреждениях здравоохранения и принимать строгие меры к медицинским учреждениям, не соответствующим требованиям лечебно-охранительного режима.

2. Разрешается размножить данный приказ в необходимом количестве экземпляров и довести до сведения каждого медицинского учреждения.

3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителей Министра здравоохранения СССР тт.Москвичева А.М. и Баранова А.А.

Приложение 1. Инструктивно-интодические указания об организации лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях страны

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
об организации лечебно-охранительного режима
в лечебно-профилактических учреждениях страны

1. Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении.

2. Должностной обязанностью всего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений является правильная организация и непременное соблюдение лечебно-охранительного режима, либо уровень и качество лечебно-охранительного процесса в значительной мере определяется не только профессиональными знаниями и навыками медицинского персонала и степени технической оснащенности учреждений, но и культурой медицинского персонала, этическим воспитанием, доброжелательным его взаимоотношением с больными, особенно с детьми и их родителями, а также с коллегами по работе.

3. Медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным, не допускать неуместные разговоры в присутствии больных, шум в больничных коридорах и т.д. Четко соблюдать распорядок дня в отделениях и в поликлиниках.

4. Медицинский персонал обязан всегда находить пути к дружескому контакту с матерью ребенка, не допускать небрежность и бестактность в обращении с нею.

5. Руководители лечебно-профилактических учреждений должны постоянно осуществлять работу с коллективом по воспитанию высоких моральных качеств, соблюдению медицинской этики и деонтологии, проводить работу над каждым словом и действием врача, медицинской сестры, санитарки и всего обслуживающего персонала. Своевременно разъяснять допущенные ошибки и их последствия.

6. Необходимо учитывать, что лечебный процесс в больницах начинается уже в приемном отделении и организация ею работы определенным образом сказывается на дальнейшем ходе лечения.

Поэтому обстановка, с которой впервые сталкивается больной чистота и уют в помещении, отношение, поведение и внешний вид персонала и т.п., должна поддерживать в больном уверенность в том, что именно в больнице он быстро восстановит свое здоровье.

Для работы в приемном отделении необходимо выделить соответствующим образом воспитанный и подготовленный персонал.

Особое внимание должно быть уделено оборудованию и оснащению этого отделения, устранению всех отрицательных раздражающих факторов.

В детских больницах интерьер приемных отделений должен быть наиболее подходящим для больного ребенка. Окраска стен в мягкие пастельные тона, эстампы, цветы, полки и шкафы для рисунков и книг, цветные картинки располагают ребенка к новой обстановке.

Четкость работы - обязательное требование для приемного отделения. В нем все должно делаться быстро, но в то же время без лишней спешки и суеты, не в ущерб интересам больного. В присутствии больного персонал приемного отделения ни в коем случае не должен вступать в пререкания с лицами, доставившими его, и, несмотря на все трудности (отсутствие свободных мест, одновременное поступление нескольких больных), каждый больной должен быть встречен внимательно и приветливо. Все недоразумения, связанные с направлением больного, выясняются не в его присутствии. При приеме детей персонал не должен проявлять торопливость и резкость в обращении. С детьми следует разговаривать спокойно, ласково.

Здесь же, в приемном отделении, необходимо узнать ласкательное имя ребенка, его основные привычки. По пути в отделение ребенку следует рассказать о том, что его ждут другие дети, что он будет играть, рисовать, читать книги, строить.

Смена дежурств персонала приемных отделений должна производиться в часы наименьшего поступления больных и ни в коем случае не нарушать установленного порядка приема.

Особое значение в первые часы поступления больного приобретает внимательное отношение, вдумчивый подход к оценке соматического и психического состояния.

Сдержанность и внешнее спокойствие медицинского персонала оказывают положительное воздействие на чрезмерные эмоции родителей больного ребенка. Неосторожно сказанная фраза может нанести больному непоправимый вред и значительно снизить эффективность всех проводимых в дальнейшем лечебных мероприятий.

При поступлении тяжелых детей медицинский персонал не должен проявлять растерянность, обсуждать тяжесть его состояния, задерживать оказание медицинской помощи.

Нельзя поручать прием больного младшему медицинскому персоналу. Каждого поступающего больного должна встретить медицинская сестра, она же готовит его к врачебному осмотру.

Младший персонал выполняет только отдельные поручения переносит, укладывает больного и т.д. Опрос больного и сбор сведений для заполнения медицинской карты стационарного больного производится исключительно врачом, им же определяются способы санобработки и транспортировки больного в отделение, которые осуществляются под наблюдением и при непосредственном участии среднего медицинского персонала.

7. Создание максимального покоя для больных является одной из первоочередных задач. Недопустимо обращаться ко всем пациентам на "ты" и вместо имени, отчества или фамилии говорить "больной" и "больная". Такое обезличенное, невежливое обращение и, наоборот, излишняя фамильярность не могут способствовать установлению контакта между персоналом и больным, не создают обстановки взаимного доверия и уважения. В обращении друг с другом персонал также должен быть взаимно вежлив и тактичен.

8. Большое значение имеет правильное размещение больных по палатам, с учетом не только характера заболевания, но и возраста и других особенностей больного.

9. В целях исключения из жизни больницы всех моментов, нарушающих тишину и покой, весь медицинский и обслуживающий персонал в палатах и коридорах должен говорить тихо, вполголоса и только о том, что имеет непосредственное отношение к работе. В каждом палатном отделении необходимо специальное ночное освещение, которое бы обеспечило выполнение медицинского назначения больному без нарушения покоя остальных больных в палате. Весь распорядок работы отделения должен быть построен с учетом интересов больного, с учетом максимального продления часов сна и отдыха. Грубейшей ошибкой являются факты выполнения врачебных назначений, манипуляций во время дневного отдыха ребенка.

10. Несомненно, что добиться тишины в отделении можно только в том случае, если сами больные поймут ее необходимость и будут сознательно относиться к установленному распорядку дня. Для этого с каждым больным, поступившим в стационар, лечащий врач должен провести беседу о необходимости оберегать не только свой покой, но и покой других больных.

11. Организации обходов необходимо уделять особое внимание. Заведующие отделениями, консультанты, заведующие кафедрами и их сотрудники в палате производят только тщательный осмотр больного, при этом докладывающий врач излагает историю болезни в такой форме, которая не может внушить больному опасения за неблагоприятный исход своего заболевания.

Разбор и обмен мнениями производится вне палаты, не в присутствии больного. В отдельных случаях может быть рекомендован осмотр больного в кабинете врачей с соблюдением тех же правил, как и при обходах в палатах.

12. Отсутствие подготовки больного к операции (беседа врача с больным о необходимости операции, ее сущности) и нередко имеющие место отмены операции без медицинских показаний к этому заставляют больных находиться в чрезвычайно напряженном состоянии, ухудшают их самочувствие.

Особое внимание должно обращаться на обстановку в операционных и перевязочных. Одновременные перевязки и операции на двух столах могут быть допущены только в исключительных случаях.

Использованные материалы необходимо немедленно убирать. Оперирующий хирург и его помощники обязаны помнить, что больной прислушивается и остро реагирует на каждое их слово, поэтому во время операции весь персонал должен особо следить за своей речью.

13. Борьба с болью - одна из основных проблем, и правильное ее разрешение имеет особое значение для всех отделений и особенно для хирургического профиля. Боль при операциях, перевязках, инструментальных исследованиях и других манипуляциях травмирует больного. Кроме того, процедуры, вызывающие боль, не дают той терапевтической эффективности, которую можно было бы от них ждать.

Поэтому все манипуляции (перевязки, инъекции и др.) должны производиться чрезвычайно осторожно, с применением во всех возможных случаях современных способов обезболивания и с предварительной подготовкой больного.

14. Лечебное питание является одним из методов комплексной терапии, и для эффективного его применения требуется ряд организационных мероприятий. Назначение диеты производится дифференцированно, с разъяснением больному сущности и значения точного ее соблюдения. Больному и его родственникам обязательно должны быть даны соответствующие указания в отношении пищевых продуктов, которые могут быть переданы из дому.

Рекомендуется в больничных учреждениях организовывать буфеты, в которых по рекомендациям врачей больные и матери больных детей могли бы покупать соответствующие продукты питания. Особенно это имеет значение для иногородних больных.

Пища должна быть разнообразной, аппетитно оформленной, вкусной, даже на строгих диетах. Во всех лечебных учреждениях необходимо устанавливать четырехразовое питание, а для ряда больных, по медицинским показаниям, более частый прием пищи. Особое внимание должно быть уделено питанию тяжелобольных и детей.

15. Одним из основных условий, обеспечивающих успех лечения, является преемственность "поликлиника-больница-поликлиника", при этом должна быть предусмотрена система передачи амбулаторных карт в стационар одновременно с госпитализацией и возвращения их в поликлинику после выписки больного с обязательным внесением эпикриза.

16. Больной должен знать о своей болезни только то, что является ему понятным, не может внушить тревоги и нарушить его психическое равновесие. Все сведения о своей болезни больной должен получать исключительно от врача.

Среднему и младшему персоналу не разрешается давать каких-либо справок как самим больным, так и их родственникам о характере заболевания, состоянии и прогнозе.

Нельзя выдавать больному на руки результаты исследований и анализов. Все они передаются непосредственно лечащему врачу и присоединяются к истории болезни. Истории болезни должны быть недоступны для ознакомления с ними больных.

17. В каждом медицинском учреждении совершенно необходимо проводить соответствующую работу с родственниками больных. В первую очередь следует установить такой порядок, при котором они систематически могли бы получать информацию о состоянии здоровья больного непосредственно от лечащего врача. Информация врача должна быть конкретной и правдивой, без ненужной детализации и использования малопонятных медицинских терминов, излишних заверений и обещаний.

Необходимо учитывать, что регулярные свидания с родными зачастую могут оказать на больного самое благотворное влияние.

Поэтому следует максимально увеличить количество приемных дней, организовав их так, чтобы они не нарушали общего режима учреждения.

18. Необходимо обратить серьезное внимание на повышение культуры амбулаторно-поликлинической помощи и помощи больным на дому.

В поликлинику к участковому врачу обращаются люди со своими тревогами и волнениями, поэтому работа участкового врача требует большой любви к людям, всестороннего развития, широкого клинического кругозора; от него зависит действенность всех лечебно-профилактических мероприятий.

В поликлинике необходимо создать обстановку четкой организации работы всех служб и кабинетов, приветливости и доброжелательности сотрудников.

Продуманной, красиво оформленной, современной и полной должна быть информация в вестибюлях и холлах поликлиники, и какой бы теме ни были посвящены медицинские стенды, они должны вести пропаганду здорового образа жизни. Центром по пропаганде гигиенических и санитарных знаний в детской поликлинике должен стать кабинет по воспитанию здорового ребенка.

Не следует забывать и о внешнем облике всех сотрудников поликлиники: аккуратность, чистота, неприемлемость экстравагантных нарядов и причесок.

19. Особые требования предъявляются к оформлению тех кабинетов в детских поликлиниках, где ребенок испытывает боль (процедурный, прививочный, стоматологический, хирургический и др.), а также поведению их сотрудников. Чуткость, ласковый голос, умение общения с больным ребенком, сострадание к его боли - неизменные качества сестер, назначенных на работу в эти кабинеты.

20. В поведении врача на поликлиническом приеме должна быть продумана каждая мелочь. Выписывая рецепт, врач должен предварительно обдумать пропись, учитывая, что всякие исправления и переписка рецептов в присутствии пациента может быть им истолкована как неуверенность врача и, следовательно, внушить сомнение в правильности диагностики и лечения. Врач должен быть постоянно в курсе всей дефектуры медикаментов в аптеках, так как замена выписанного лекарства другим не только задерживает начало лечения, но и заставляет пациента предполагать, что лечение проводится неполноценное.

21. К каждому больному, проходящему лечение на дому или в поликлинике, требуется такой же вдумчивый и внимательный подход, как и в стационаре. Никакой перегрузкой не может быть оправдано такое положение, когда врач при посещении больного на дому не снимает верхней одежды, не моет руки или в резкой форме выражает свое неудовольствие по поводу, по его мнению, необоснованного вызова.

При обслуживании больного на дому врач должен подробно разъяснить родным и близким в доступной для них форме правила ухода, значение сделанных медицинских назначений, необходимость соблюдения определенного режима и правил личной гигиены и профилактики.

22. В правилах внутреннего распорядка каждого лечебно-профилактического учреждения должен быть специальный раздел по обеспечению лечебно-охранительного режима.

В положениях о функциональных обязанностях каждого сотрудника на каждом рабочем месте должен быть предусмотрен строгий порядок по соблюдению лечебно-охранительного режима в конкретном кабинете, палате, отделении и т.д.

23. Дальнейшее повышение культуры медицинской помощи населению должно тесно сочетаться и органически быть связанным с повышением уровня и качества лечебно-диагностического процесса, с широкой инициативой и творческой мыслью всех медицинских работников.

Приложение 2. Положение о воспитателе детского отделения больницы

Приложение N 2
к приказу Минздрава СССР
от 16.11.87 N 1204

1. На должность воспитателя детского отделения больницы принимается лицо, имеющее педагогическое образование.

2. Воспитатель подчиняется непосредственно заведующему отделением и работает под его руководством.

3. Воспитатель детского отделения должен:

3.1. Знать возрастные и нервно-психические закономерности развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

3.2. Знакомиться с медицинской и педагогической литературой, отражающей особенности влияния заболевания на нервную систему ребенка, знать особенности поведения больного ребенка и строить воспитательную работу с ним с учетом этих особенностей.

3.3. Иметь годовой план работы в отделении (на основании общебольничного плана), утвержденный заведующим отделением, исходя из которого составлять квартальный план. Вести учет проделанной работы.

4. В соответствии с задачами детской больницы (отделения) воспитатель обязан:

4.1. Проводить воспитательно-педагогическую работу среди детей, знакомить детей с режимом дня, правилами поведения в отделении и организовывать их выполнение, прививать детям культурно-гигиенические навыки.

4.2. Осуществлять психологическую подготовку ребенка перед проведением медицинских манипуляций, операций.

4.3. Помогать медицинскому персоналу отделения в организации ухода за детьми, кормлении их и проведении гигиенических процедур.

4.4. Воспитывать у детей дисциплинированность, вежливость, чувство дружбы и товарищества, а также бережное отношение к играм, игрушкам, книгам, государственному имуществу.

4.5. Организовывать досуг больных детей в течение дня с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей и возраста детей, проводить детские утренники, отмечать дни рождения детей, выпускать стенгазету.

4.6. Совместно с медицинским персоналом эстетически оформлять отделение, создавать уют в палатах, игровой комнате и столовой.

4.7. Проводить совместно с медицинским персоналом отделения прогулки детей, заботясь о том, чтобы территория и прогулочные площадки были соответственно оборудованы.

4.8. Составлять списки детей, подлежащих обучению по школьной программе, и представлять их заведующему отделением для согласования и решения вопроса о начале занятий.

4.9. Иметь тесный контакт с учителями, обучающими школьников, и, в соответствии с их рекомендациями, осуществлять контроль и оказывать помощь больным детям в подготовке домашних заданий.

4.10. Проводить занятия с медицинским персоналом отделения, матерями, госпитализированными в больницу по уходу за больным ребенком, а также с родственниками, допущенными к уходу и организации досуга детей, по вопросам детской психологии, воспитания ребенка и деонтологии.

4.11. Добиваться единого педагогического подхода к больным детям со стороны всего обслуживающего персонала отделения.

4.12. Активно участвовать в приобретении руководством больницы игрового материала, педагогических пособий, соответствующей детской литературы, организовывать и контролировать целесообразность их использования в течение дня и в вечернее время.

4.13. Участвовать в медико-педагогических совещаниях больницы, конференциях. Анализировать эффективность проведения воспитательной работы с детьми и составлять отчет о проделанной работе за год.

4.14. Систематически повышать свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию.

5. Воспитатель детского отделения руководствуется в своей работе Положением о больнице, настоящим Положением, действующими инструктивно-методическими указаниями Минздрава СССР, а также соответствующей педагогической литературой и указаниями методиста организационно-методического отдела (кабинета) городского отдела здравоохранения, детской областной, краевой, республиканской больницы.

6. Воспитатель детского отделения несет ответственность за четкое выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

Текст документа сверен по:
Справочник по организации
работы больницы

Почему педагогов при медучреждениях лишают преференций?

Одна из читательниц газеты «Крымский ТелеграфЪ», сотрудница детского отделения психиатрической больницы, обратилась к нам с просьбой помочь разобраться в ситуации: проработав в медучреждении пятнадцать лет, она вдруг оказалась лишена полноценного отпуска и надбавок к окладу, зато рабочее время почему-то увеличилось. Вскоре выяснилось, что это проблема не одного человека, а целого профессионального цеха.

Работа — не сахар

Валентина Онищенко работает воспитателем в детском отделении ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1». Поскольку специфика учреждения предполагает в том числе и стационарное лечение, маленькие пациенты нуждаются не только в медицинском обслуживании, но и в обучении по программе среднего образования. То есть без воспитателей и педагогов здесь никак не обойтись.

Очевидно, что работа у сотрудников детского отделения психиатрической больницы, мягко говоря, непростая. Во-первых, и воспитатели, и нянечки, по сути, выполняют одни и те же обязанности: кормят, одевают, моют маленьких пациентов, многие из которых без посторонней помощи обойтись не могут. Если у кого-то из малышей случился приступ, педработник, разумеется, не станет ждать в сторонке появления санитаров — ему приходится самостоятельно обездвиживать ребёнка, чтобы он не успел невольно навредить себе или окружающим. Понятно, что воспитатель не обязан этого делать, но не оставишь же ребенка без помощи. Во-вторых, психологический аспект: работать с больными детьми всегда эмоционально тяжело. А с душевнобольными — тем более.

Немудрено, что в связи со столь непростыми условиями труда работникам детского отделения психбольницы полагаются определённые преференции. У воспитателей короткий (пятичасовой) рабочий день и большой оплачиваемый отпуск — около пятидесяти дней. Кроме того, за работу в сфере психиатрии им полагалась определённая надбавка к обычному воспитательскому окладу.

Доплаты Валентина Петровна лишилась ещё два года назад — оказалось вдруг, что в соответствии с нормативами они воспитателям не положены. А с 1 ноября педработника поставили перед фактом: её рабочий день отныне удлиняется до семи часов, а отпуск сократится почти вдвое и составит всего 28 дней.

В недоумении воспитатель направилась к руководству психиатрической больницы, чтобы выяснить, с чем связаны внезапные перемены. Начальство апеллирует к результатам СОУТа — специальной оценки условий труда, которая вроде как была проведена ещё в 2015 году. Проверка, как оказалось, не нашла особой вредности и напряжённости в работе Валентины Петровны, что и повлекло отмену основных преференций. Разумеется, сея юдоль коснулась не только нашей читательницы, но и её сослуживицы — второго воспитателя.

Из педагогов в соцработники

Как могли чиновники, проводившие оценку труда, не посчитать нужным дать работникам психиатрической больницы какие-то льготы или предоставить особые условия труда — непонятно. Основанием для предоставления преференций, если вдуматься, могут стать даже официально прописанные должностные обязанности воспитателя, работающего с душевнобольными детьми, не говоря уже о постоянно возникающих внештатных ситуациях.

Тем временем выяснилось, что участь Валентины Онищенко скоро коснётся всех педагогов, задействованных в сфере здравоохранения. Оказывается, их собираются перевести в статус социальных работников со всеми вытекающими последствиями.

Например, в Белогорском детском доме-интернате для детей-инвалидов с умственной отсталостью, который находится в ведении Министерства труда и социальной защиты республики, воспитателей уже готовят к грядущему изменению статуса. Переход в категорию соцработников, поясняет руководство интерната, неизбежно повлечёт потерю работниками их скромных льгот. В том числе будет утрачен длительный педагогический стаж, особый отпуск (совсем скоро он, как и у Валентины Онищенко, сократится до двадцати восьми дней). А вот зарплата и будущая пенсия станут существенно ниже, поскольку опытные педагоги превратятся в начинающих соцработников.

Поначалу сотрудники интерната решили, что всё это слухи. Шутка ли: лишиться всего и сразу, столько лет верой и правдой проработав на государство. Оказалось — нет. Переменам быть, и, что самое неприятное, у них есть совершенно законные основания.

Дело в том, что у детского дома-интерната в Белогорске, как и у Республиканской психиатрической больницы, нет лицензии на проведение педагогической деятельности. То есть в соответствии с буквой закона медучреждение, желающее, помимо лечения, предоставлять пациентам ещё и образовательно-воспитательные услуги, должно получить на это специальное разрешение. Причём пройти этот процесс очень непросто: нужно собрать массу документов для того чтобы подтвердить соответствие медучреждения требованиям законодательства РФ с точки зрения системы образования.

Максим Теряев, начальник управления стационарных учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов Министерства труда и соцзащиты РК:

«В Белогорском детском доме-интернате процесс получения лицензии идёт и, по идее, должен закончиться в следующем году. Тогда воспитателям будет не о чем беспокоиться. Лицензия будет получена учреждением обязательно — без неё детский дом не сможет оказывать социально-педагогические услуги. Что касается накопленного педагогического стажа, он для начисления пенсии сохраняется, но влияния на формирование стимулирующих выплат к основному окладу не имеет».

Если у воспитателей Белогорского детского дома-интерната есть достаточно крепкая надежда на благополучный исход дела, то педагогам детского отделения психиатрической больницы, судя по всему, рассчитывать не на что: вряд ли руководство станет суетиться для получения лицензии для своего небольшого штата педработников. Что остаётся внезапно обделённым преференциями воспитателям? Либо смириться со своим новым положением, либо искать другую работу. Справедливо ли такое отношение к людям, столько лет посвятившим больным детям? Очевидно, что нет!

Ева ЯВЛЕНСКАЯ
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 457 от 24 ноября 2017 года