Как стать ребенку другом оставаясь его родителем. Как быть другом ребенку

Не каждый родитель бывает готов к тому, что его ребенок вырос. Но я не хочу говорить о ком-то. Я говорю о себе. Имея дочь-подростка хочу разобраться сама и помочь читателям моего блога понять, как вести себя и как жить, если ваш ребенок стал подростком.

До 12-ти летнего возраста, как правило, родители спокойно себя чувствуют рядом с послушным милым ребенком. Но переступив этот возраст, дитя становится непослушным, временами неуправляемым. Авторитет родителей ставится ни во что. Для него важно мнение таких же подросших одноклассников, друзей.

Физиологические и психологические изменения

Чтобы разобраться, как выжить рядом с подростком необходимо знать, что происходит в пубертатный период в его организме.

В переходном возрасте у ребенка начинается активизация гормонов роста и половых гормонов. Внешнее проявление этих процессов - бурный рост, изменение строения фигуры, «женские дни» у девочек.

У мальчиков действие мужских половых органов усиливает секрецию сальных желез. Отсюда - прыщи, жирные волосы.

Энергетические затраты на рост так велики, что от подростка часто можно слышать фразу: «Я устала или я устал.» «От чего?», - спрашиваем мы и удивляемся, не понимая о бурной гормональной перестройке в организме подросшего ребенка.

Многие родители и я, в том числе, очень тяжело переживают период взросления детей, который длится лет до 19. Часто мы с присущим человеку эгоизмом задаемся вопросом: «А как же я? Кого-то волнует, что ощущаю я?»

Но я и вы - взрослые люди. Мы должны адекватно реагировать на поведение подростка, понимая, что все это временно. Однако, многие из нас еще не научились справляться с нахлынувшим на нас счастьем иметь взрослое дитя.

Нам самим еще нужно очень многое познать: суметь любить и принимать сына или дочь такими, какие они есть, благодарить Бога за то, что они такие, видеть в них не только худое, но и доброе.Одним словом, любить их.

Но вернусь к изменениям, которые происходят в повзрослевших детях. Кроме физиологической перестройки, в подростковый период у ребенка меняется его личность. Он становится:

  • эмоционально неуравновешенным
  • задумывается об отношениях с противоположным полом
  • начинает по-иному мыслить
  • пытается найти свое место в социуме
  • желает чувствовать свою уникальность

Перед подростком стоит непростая задача, решить которую ему довольно сложно: с одной стороны он хочет быть самодостаточной личностью, а с другой ему не хватает жизненного опыта.

Психологи определяют состояние ребенка в переходном возрасте, как продолжительный стресс. Естественно, что все это не может не отражаться на родителях и других близких людях.

Что делать?

Ответить на этот вопрос можно одной фразой: дружить со своим ребенком. Хотя в действительности иногда очень трудно найти с ним общий язык.

Вечная занятость родителей в погоне за материальными благами (и это несомненно должно быть на своем месте) отдаляет нас от детей.

Из своего опыта могу сказать: любовь покрывает множество поступков. Основная проблема родителей заключается в том, что мы часто знаем, КАК поступать с детьми подросткового возраста, но не делаем этого.

Для того, чтобы не потерять своего ребенка нужно:

  • уважительно к нему относиться (он взрослый!) Некто говорил: обращайтесь со своими детьми так, как бы вы обращались со своим соседом или с человеком, которым дорожите. Почему родителям так трудно этого достичь? Ответ один: мешает эго.
  • разговаривать с подростком, что называется «по-душам», рассказывая о своем жизненном опыте. Это поможет ему познавать себя и окружающих.
  • объяснить о процессах, происходящих в организме ребенка. Зная об этом, подросток перестанет испытывать тревогу, страх, разочарование.
  • быть внимательным к его настроению. Часто подросшие дети испытывают сильные страдания от неразделенной или неудачной любви. Они не могут справиться с нахлынувшими чувствами, теряются, а иногда думают о смерти.В такое время помощь взрослых сможет уберечь от необдуманных поступков и внутренних терзаний.

Родителям нужно научиться любить своего ребенка. Вам кажется эта фраза неуместной? Ведь мы и так любим своих детей. Но попробуйте по-настоящему полюбить их в подростковом возрасте, самоотверженно переживая их выходки и грубость.

Жертвую своим временем и желаниями, уважая подростка, можно не только пережить тяжелый возраст, но и, обогатившись опытом, приобрести в лице своего сына или дочери друга.

Годы пройдут, страсти улягутся. А в памяти детей останутся мать и отец, которые стремились дружить со своим чадом, помогая ему преодолевать все трудности переходного возраста.

Сил вам и терпения!

Я свяжу тебе жизнь, сынок,

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы -

Пожелание счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи

Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.

Где я нитки беру,

Никогда никому не признаюсь,

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою…

Вопрос психологу

Здравствуйте! Помогите пожалуйста! не знаю что делать.Мой сын меня ненавидит,ему 4 года.Начну сначала.Мы с мужем в разводе,поначалу сын хорошо относился ко мне,т к папу видел редко.(вообще у нас ещё до рождения ребёнка были странные отношения.мы то жили вместе,то нет.Но после того как он мне сказал что мир для него дороже нас с сыном-я ушла и мы не общались 2 месяца.Папа наш желал и до сих пор желает быть свободным,не обязанным ни к чему).Потом почувствовала что мой сын отдаляется от меня,не подходит не обнимает,начинает мне хамить.Я думаю это из-за того что мой бывший муж ему ВСЁ позволяет(он даже тапки не мог одеть ребёнку,когда тот болел,потому что сын НЕ ХОЧЕТ,но это ещё ерунда).А я сына пытаюсь воспитать,но получается что я становлюсь ему врагом.Папа хороший,а мама плохая.Да,согласна,нервы у меня сдали,начала давать ему по попе.Далее ещё хуже.Сын начал меня замахиваться на меня,обзывать меня уродом и тд,говарить чтобы я ушла.Когда моя подруга спросила у него откуда он знает такие слова,сын сказал -Это папа мне так про маму сказал(это уже не 1 раз).Муж естественно отпирается,говорит что сын фантазирует.1 раз понимаю,может и соврал,но последние мес 2 это повторяется.Уже мои подруги плохие(у сына).Вообщем получается что бывший против меня настраивает сына,как я понимаю(не могу ограничить их общение,тк живу на подачки бывшего.Сама не работаю,ребёнок болеет ПОСТОЯННО).Последнюю неделю вообще невозможно! Сын ругается на всех,пакостит,делает всё назло,кидается игрушками в родных,у него истерики,мне его не успокоить.Я на него действую как красная тряпка на быка.У меня уже плохо с сердцем(боюсь чтобы у сына не стало бы,у него ВПС)нервы не выдерживают,не знаю что мне делать в этой ситуации.Помогите советом пожалуйста!!!

Здравствуйте Марина. Вам нужно заняться своей жизнью, своим эмоциональным состоянием. Позаботьтесь о себе. Как вы любите отдыхать? Как вы можете поддержать себя? Второй секрет - разберитесь с взаимоотношениями с супругом. Простите его за все его "не правильные" с вашей точки зрения шаги и поступки. Он делает для вашего сына лучшее, что может. Вы хотите большего, но он может делать только то, что делает. Простите себя, вы также делаете для своего сына лучшее, что вы можете. Когда среда обитания ребенка будет менее напряженной, его поведение изменится. Ребенок только отражает те напряжения которые существуют в семье . Удачи вам.

Мораш Марина Владимировна, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Добрый день, Марина! Вы спрашиваете, как стать для сына другом? Говорите, что он вас ненавидит - этого не может быть, ему всего 4 годика, злиться он на вас может и видимо это и делает. Детки всегда злятся на маму, когда получают от нее не достаточно любви и ласки. А как же ее получать, когда мама злится на папу, папа на маму, а ваш сынишка разменная монета в этой войне. Вспомните, часто ли вы играете вместе с ребенком? Обращаете на него внимание, когда он тихо себя ведет, не кричит, не проказничает? Все его так называемые выкрутасы - это способ привлечь мамино внимание, пусть и с условным знаком "-". Вы говорите, что муж настраивает малыша против вас, может это и так, а может просто ваш взгляд на ситуацию. Прежде всего разрешите себе быть несовершенной мамой, будте собой, раз вам тяжело, значит это так. Вы делаете для малыша максимум возможного в вашей ситуации. Помните, все наладится, когда ваше внутреннее напряжение уйдет. Постарайтесь, найти себе работу или подработку, чтобы не зависеть от мужа хотя бы частично - это даст вам возможность по другому посмотреть на него. Ведь он тоже старается делать все лучшее для сына, может и не так как вы хотите, может не совсем "правильно", но он это делает как умеет. В любом случае, выход из ситуации есть и вам его только увидеть надо. Если точно поймете, что сами не справляетесь, обращайтесь к психологу , думаю, что с ним вы быстро найдете выход, наладите свою жизнь и отношения с вашим сынишкой. А пока постарайтесь успокоится и расслабится: массаж, рисование - может даже с ребенком, выезд за город с малышом. И относитесь к воспитанию сына, как к игре, интересной как для вас, так и для мальчика.

С уважением,
Марина Исаченкова,
психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Посмотрите на своего ребёнка, когда он спит. Неважно, сколько ему: 12 дней или 12 лет, он одинаково беззащитен. Он одинаково вам доверяет и без капли сомнения кладёт в свою душу то, что вы ему даёте. Даже если вы думаете, что это не так.

Смотрите не него. Отбросьте все свои проблемы, беды, боли, отбросьте всё, что кажется вам самым важным и нужным сию минуту, освободите душу, проникнитесь: он вас любит. Вы понимаете, как это много? Он вас любит. Любит просто так, ни за что, просто потому, что вы есть.

Он вас любит. Именно вас, потому он пришёл к вам, он выбрал вас из миллионов других, значит, вы — лучше всех, добрее всех, красивее всех, умнее всех. Он вам отдал себя, доверил себя: нате, берите, делайте со мной, что хотите; я знаю, что вы сделаете меня только лучше, вы поймёте меня, с вами я распахну свои крылья...

Кто из родителей думает так? Большинство считают, что ребёнок — это кусок пластилина, из которого, словно боги, они могут лепить по образу и подобию своему. А ведь он — личность. Совершенно самостоятельная, со своими взглядами, понятиями, своими способами познания мира, иногда совершенно противоположными родительским.

Ребёнок — не родительская копия, и хочет идти своим путём. За это вы его порой ненавидите. Не оправдал надежд. Чьих? Ваших? А при чём здесь вы? Всё, что вы можете — это подстраховать своё дитя в тяжёлые для него минуты, но не указывать ему, куда идти. Ведь на самом деле вы не знаете, кто к вам пришёл. Может, он пришёл освободить ваши крылья. А вы обрубаете крылья ему. И он может вам поверить. Ведь он вас любит. И сам протянет вам свои белые крылышки: отрубите, они мне мешают ходить... Или изломает их в борьбе с вами. А ведь вы всегда сильнее. И это нечестный бой. Или он просто вырвется и улетит, и вы можете никогда больше его не увидеть...

Любите его, своего ребёнка. Любите, пока он позволяет это делать явно. Пока вы можете его потискать, подержать на руках. Став старше, он не позволит вам эти "телячьи нежности". Пользуйтесь, наслаждайтесь, пока есть время, всего пару лет, пока он разрешает вам это. Не заставляйте его страдать, оставив одного в кроватке, чтоб он "не привыкал к рукам". Для него же ваши руки — весь мир, его вселенная.

Не отказывайтесь от ребёнка, стройте с ним домик, малякайте кисточкой, укладывайте спать куклу — ведь это его жизнь, ведь это важно, ведь это и есть на данном этапе смысл вашей жизни. Я помню глаза своего сына в год, два, три... Чистые, ясные, ни грамма фальши, святая искренность. Он ещё не умеет притворяться, лгать, ускользать. Он абсолютно честен, открыт, непосредствен. Они, дети, все такие. Это мы, взрослые, их потом портим.

Приходит время и родители встают перед выбором. Они встают перед этим выбором, даже если не осознают его. И от того, что родители выберут, зависит вся оставшаяся жизнь их и их ребёнка. Когда ребёнок рождается, перерезается пуповина — физическая связующая нить между матерью и её деткой. Но невидимая пуповина остаётся ещё на долгие годы. Пока ребёнок зависим, пока он не умеет себя самостоятельно обслужить, прокормить, одеть, пока он верит своим родителям (он просто не знает, что такое — им не верить), родители должны оставаться его опекунами, кормильцами, защитниками. Но ребёнок вырастает и начинает осознавать, что у него есть своя свобода выбора, своё "я", своя личность — наступает переходный возраст. Переход из детства в юность.

Умные родители, желающие своему ребёнку добра, сами перережут невидимую пуповину и дадут свободу своему сыну или дочери. В этом и состоит их выбор: остаться квочками и в дальнейшем видеть в этом человечке только своё дитя или стать ему другом и научиться уважать его решения и его выбор. Конечно, и здесь нужно оставить за собой право подстраховывать и говорить свою точку зрения, но уже не как истину в последней инстанции.

Дружеский совет, дружеская беседа, разговоры по душам. Ребёнок будет только благодарен вам за это, ведь ближе вас он никого не знает и — не забывайте — он любит вас. И он хочет с вами дружить. Конечно, это отнимет у вас практически всё свободное время. Ведь придётся по-прежнему участвовать в его жизни, играть в его игры, слушать его переживания и всякий "юношеский бред" (как вы в душе считаете). Но у него всё серьёзно. И он знает: друг не предаст. Для него это самое важное.

А предательством он в силу своего "юношеского максимализма" может посчитать что угодно. И то, что вы видите в нём несамостоятельного ребёнка; и то, что вы залезли в его личный дневник (естественно, из самых лучших побуждений); и то, что сказали что-то нехорошее о предмете его любви; и то, что рассказали знакомым о каком-нибудь пусть даже мелком его недостатке.

Быть другом гораздо сложнее, чем просто родителем. Просто родитель может сказать: "Погоди, мне некогда", или "Разве ты не видишь, как я устала?", или "Извини, мне пока не до тебя..." Друг же так никогда не скажет.

Дружите со своим ребёнком. И тогда вы первые узнаете, что он уже кого-то полюбил... Или он из-за чего-то комплексует... Или стесняется... Или боится... Или с ним что-то случилось... Он поделится с вами любой радостью и любой бедой. И любовь — не иссякнет. И крылья ваши — освободятся. А его — вырастут. Ведь именно для этого вы и встретились. И благодарность переполнит вашу душу за эту встречу...

Маленькие дети любят своих родителей безусловно, равняются на них и очень боятся их потерять. Чтобы завоевать любовь взрослых, дети стремятся оправдать их ожидания, хорошо учатся и стараются быть . Сложности со временем начинаются из-за непонимания взрослыми переживаний детей. Поэтому первый шаг к дружбе с вашим ребенком – понимание.

Всегда стремитесь понять причины, вынудившие детей совершать те или иные поступки. Сын подрался в школе? Не спешите наказывать, может он заступился за слабого. Дочь вместо домашних уроков ходила в кино? А может ее пригласил мальчик, который ей очень нравится. В подростковом возрасте отношения со сверстниками становятся для детей самыми важными. Они ищут себя, формируется их самооценка. Помните об этом и о том, какими вы сами были в этом возрасте.

Верьте в силы своего ребенка. Неверие в то, что ребенок сможет сделать что-то самостоятельно, возмущает и обижает даже трехлетних малышей. В подростковом возрасте такое отношение вызывает протест. Ведь ребенку в этот период так важно показать сверстникам, что он самостоятельная личность. А ваше стремление предостеречь или оградить вызывает ощущение, что его считают малышом.

Проводите с ребенком больше времени. К сожалению, очень многие родители не считают возможным тратить на сына или дочь много времени. Они откупаются дорогими подарками и считают, что сделали все возможное. Но ведь смысл дружбы именно в совместном досуге! Смотрите вместе мультики, гуляйте, ходите на рыбалку, читайте книги. Совсем нет времени – просто посидите с ребенком перед сном, пусть он расскажет вам о том, как прошел его день, что его взволновало, расстроило и порадовало. И через много лет, вспоминая о детстве, он расскажет своим детям именно об этих посиделках, а не о новом планшете или дорогом телефоне.

Чтобы развить дружбу со своим ребенком, психологи дают родителям несколько полезных советов:
- всегда помните, что ребенок не ваша собственность, а самостоятельная личность со своими правами и обязанностями;
- не отмахивайтесь от мелких проблем малыша, тогда и более серьезными он с вами поделится;
- узнайте об увлечении своего ребенка и найдите об этом дополнительную информацию – вашему чаду будет приятно, если вы сможете «говорить с ним на одном языке»;
- если ребенок сделал что-то нехорошее, не обвиняйте его, а скажите, что его поступок вас расстроил и огорчил – т.е. плохой не ребенок, а его деяние;
- дайте возможность сыну или дочери участвовать в делах семьи – пусть он выскажется по поводу всех важных вопросов, а вы постарайтесь учесть и его мнение;
- рассказывайте своим детям о своем детстве, юности, работе – так вы откроете ему разные грани самого себя, научите откровенности между близкими людьми;
- если отказываете в просьбе – аргументируйте свой отказ.

Видео по теме

Отношения родителей и детей порой становятся непростыми, возникает недопонимание, взаимные обиды, ребенок перестает делиться с родителями новостями своей жизни. В этой ситуации важно восстановить потерянное взаимопонимание, постараться стать ребенку настоящим другом.

Инструкция

В отношениях между ребенком и родителями ведущую роль занимают, конечно же, его папа и мама. Именно они устанавливают правила, учат ребенка общаться, познавать мир, разбираться в нем. И они же должны проявлять инициативу в общении, чтобы стать настоящими друзьями своим детям.

Часто так случается, что родители уверены: дружить с детьми нельзя, иначе отца и мать они не будут воспринимать в качестве авторитета, перестанут слушаться и уважать. Такие родители предпочитают авторитарное поведение: ребенок должен безропотно выполнять просьбы и приказы взрослых, знать свое место. О дружбе в такой семье речи не идет. Но что если понять, что ребенок – это такой же полноценный человек, как и его родители, ему хочется любви, ласки и понимания. Он вовсе не машина для того, чтобы безропотно подчиняться и не иметь собственного мнения.

Понимание этого, осознание, что ребенок – это отдельный человек, со своими мыслями, мечтами, бедами и горестями, своими желаниями и представлением о мире – это первый шаг на пути к тому, чтобы быть ему другом. Дети и родители не равны в правах и обязанностях и все же это не может помешать им дружить, делиться своим настроением, быть поддержкой друг другу в трудной ситуации.

Ни в коем случае нельзя позволять считать детей кем-то ниже взрослых людей, указывать им на их незнание, неумение что-то сделать. Даже если ребенок еще не научился прекрасно выполнять уроки, домашнюю работу или справляться с другими делами, для родителя это возможность поддержать ребенка, помочь ему поверить в свои силы, подсказать и похвалить, когда начинает получаться лучше.

Второе важное решение, которое должен принять родитель – это быть откровенным: все рассказывать ребенку и выслушивать его в любой ситуации, не обвиняя его, не срывая на нем свою злость или усталость, но понимая его чувства. Близкий контакт с маленьким человеком очень важен для установления контакта и доверия между вами, ведь это означает, что ребенок доверяет вам, у вас есть общие темы для разговора, вам обоим интересно, что происходит в жизни другого. Это и есть начало дружбы.

Чтобы ребенок стал более откровенным, отвечал на ваши вопросы и делился переживаниями, вам нужно показать ему ту же модель поведения. То есть родитель изначально должен проявлять интерес к жизни детей и самому рассказывать, что происходит у него. После этого уже не будет проблемы узнать о переживаниях и впечатлениях даже самого закрытого и стеснительного ребенка. В этом отношении приходится труднее, чем с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, но если проявить терпение, то даже подростки начнут откровенно разговаривать с родителями и станут им друзьями.

Каждая мама заботится о правильном питании малыша. Когда ребенок отказывается что-то есть, то мама сразу начинает сердиться и заставлять ребенка скушать предлагаемое блюдо. Это дает обратный результат: по этому поводу начинаются скандалы, хотя пища должна доставлять удовольствие малышу. Есть несколько вариантов решения этой проблемы.

Вы можете предоставить ребенку выбор. Пусть он сам решает, когда ему кушать, сейчас или позже. Залог аппетита – человек принимает пищу, как только начинает испытывать голод. Вы сами садитесь за стол, начинаете с удовольствием кушать, а ребенок, видя это, сам решает - обедать ли ему или нет. Предварительно вы можете напомнить, что выбор за ним, но дополнительно для него никто накрывать не будет. Малыш сам решит, требуется ли ему еда, и сколько ему съесть.

Важно помнить и знать, что ребенку необходимо следовать собственному чувству голода, а не повиноваться вашему об этом представлению.

Абсолютно неверна теория, что единственный вариант здорового питания – есть три раза в день. Возможно ребенку будет гораздо комфортнее перекусить пару раз полезными продуктами: орехи, сыр, овощи.

Есть маленькие хитрости, которые можно применить с целью повышения аппетита. Предложите ребенку за полчаса до приема пищи тертое яблоко, которое вызывает выделение желудочного сока и повышению аппетита. Для этой цели подойдут и целые яблоки, и клюква, и брусника.

Настойчивостью вы все равно ничего не добьетесь, а так ребенок будет самостоятельно решать возникающие вопросы. Когда вы насильно будет заставлять ребенка что-то есть, он в итоге может отказаться от этого продукта навсегда. Сопротивление прямо пропорционально настойчивости.

Видео по теме

А надо ли вообще быть другом? Надо, но это не значит практиковать панибратское общение, допускать бесконтрольное поведение подростка. Это скорее наставничество более старшего человека. Но тут надо стремиться не перейти грань, когда подросток не просто принимает вас за своего, он ставит вас ниже. Так с чего же начать? С самого детства.

Как вы поощряете увлечения ребенка? Заявляете, что компьютерные игры ерунда (отчасти вы правы), и надо учиться, а не на скейте весь день кататься. Но то, что для вас ерунда и пройденный этап, для ребенка целая вселенная. И вам неплохо было бы интегрироваться в нее. Запреты ничего не дают. Можно мягко направить в другое русло, найти смежные интересы и пользу от увлечений подростка.

Не делайте школу камнем преткновения. Детство не заканчивается в первом классе. Ищите школу по возможностям ребенка, а не по своим родительским амбициям. Будьте в курсе школьной жизни ребенка, но лишь для того, чтобы помочь в случае возникнувших проблем. Обращайте внимание не на оценки, а на уровень знаний ребенка.

Подростку все равно нужно ваше общество, даже если он предпочитает вам компанию своих друзей. Втягивайте его в жизнь семьи. Мальчика можно брать с собой менять колодки на машине: «Мне нужна твоя помощь». С девочкой выбрать покупки для дома, обновить косметику или вместе сходить на маникюр. И не будет отговорок, что не хватает время на детей. Все можно делать вместе.

Каждый родитель, воспитывая ребенка, хочет, чтобы отношения в семье складывались хорошо. Для многих дружба с детьми является важным фактором благополучия семьи. Однако нередко родители забывают о том, что дружба требует выстраивания особых отношений, основанных на взаимоуважении, взаимопонимании, доверии и общих интересах.

В свою очередь, для ребенка дружеские отношения с родителями являются естественным желанием, ведь родители — первые и главные люди в жизни взрослеющего человека. Именно в отношениях с ними ребенок учится общаться и проявлять свои чувства.

Несмотря на взаимное желание быть друзьями, часто в детско-родительских отношениях возникают разногласия и взаимные недовольства.

Давайте рассмотрим основные причины и факторы, вызывающие их.

Причины разногласий в отношениях между родителями и детьми

1) Разница в возрасте.

Разница в возрасте влечет за собой множество сложностей: разные интересы, различный уровень интеллектуального и личностного развития, неравный опыт построения дружеских отношений. Все эти факторы требует от родителей нового взгляда на дружбу в отношениях со своим ребенком. Ведь для того, чтобы преодолеть эти барьеры в общении, нужно научиться подстраиваться, понимать и разделять интересы друг друга. Ребенок, общаясь с вами, как со взрослым другом, конечно, будет менять свое поведение, но главная ответственность на родителе — более зрелом и опытном партнере.

2) Следование привычным социальным ролям.

Дружба, как особый вид взаимоотношений, требует равенства. Но внутри семьи за каждым из ее членов четко закрепляется особый стиль поведения, основанный на следовании социальной роли: ребенок, взрослый, родитель, мама, папа и т.п. Каждая роль требует выполнения определенных функций, которые нередко мешают равенству. Например, функция родителя часто диктует необходимость контроля над ребенком, при этом родитель должен пренебрегать чувствами и желаниями ребенка. Умение выстраивать отношения, временно выходя из привычных ролевых стереотипов поведения, — очень важное условие для возникновения дружбы.

3) Неумение выражать эмоции.

К сожалению, не только дети, но и взрослые часто не умеют выразить свои эмоции правильно и своевременно. Это создает большую преграду для того, чтобы стать ближе, поскольку эмоции являются главным инструментом для взаимопонимания. Излишняя сдержанность взрослых мешает ребенку видеть естественную реакцию родителей на происходящие в отношениях события. Так же и ребенок, которому часто говорят «не плакать, как девочка», «не капризничать» и т.п. со временем научается скрывать свои чувства. Отсутствие искренности в результате мешает выстроить между ребенком и родителем дружеские отношения.

Несмотря на перечисленные причины, родители могут сделать все для того, чтобы нивелировать факторы, мешающие им дружить с собственными детьми. Если постараться, то можно добиться, чтобы ребенок чувствовал в родителях главную опору и поддержку, понимал, что родитель может быть для него хорошим другом, способным понять, поддержать и разделить радость и грусть.

Для этого важно соблюдать несколько правил и принципов.

Правила и принципы построения дружеских отношений с детьми

1) Взаимное доверие и искренность.

Каждый взрослый знает, что основу дружеских отношений составляет доверие. Важно, чтобы вы создали в семье такие условия, при которых ребенок сможет доверить вам самое сокровенное. Это не просто, когда ребенок привык считать, что за проступок родитель может наказать или отругать.

Старайтесь видеть значимые и эмоционально окрашенные события в жизни вашего ребенка. Именно в такие моменты вы очень нужны ему как друг, а не просто родитель. Когда он переживает их, выслушайте и спокойно вместе с ним разберитесь, что он чувствует и почему. Не давайте готовых советов, а лучше поделитесь своим опытом, расскажите истории из своего детства, связанные с подобными переживаниями. Это станет для ребенка главным ресурсом в преодолении сложностей. Почувствовав облегчение, ребенок обязательно оценит, что вы поняли его и, не осуждая, приняли его переживания. В будущем он будет знать, что вам можно доверять.

Но не забывайте, что доверие должно быть взаимным. Несмотря на возраст, ребенок вполне может понять и выслушать вас. Окажите ему доверие со своей стороны: расскажите что-то важное и личное, поделитесь чувствами, спросите, что ваш сын или дочь думают об этом. Это позволит ему почувствовать себя значимым в вашей жизни.

Благодаря таким беседам вы будете поддерживать эмоциональную связь с ребенком и чувствовать себя друзьями.

2) Учет интересов.

Мы уже упоминали, что основу дружбы во многом составляют общие интересы. Если обратиться к наблюдениям, то для ребенка с самого раннего возраста является естественным разделять интересы родителей. Дети стремятся участвовать в том, что делают их родители, — ходят с папами на рыбалку, помогают маме печь пирог, а папе — чинить автомобиль; с удовольствием вместе с мамой занимаются рукоделием.

А вот для родителей подобное разделение интересов ребенка может быть не таким простым. Однако это — необходимое условие для дружбы. Старайтесь проявлять заинтересованность в важных для ребенка занятиях — играйте вместе, смотрите его любимые мультфильмы, обязательно участвуйте в его спортивной и творческой жизни. Тогда он будет знать, что вы, как настоящий друг, всегда в курсе его дел, знаете, что он любит, а что нет; у вас всегда будут темы для разговора.

Попробуйте найти какую-то совместную деятельность, которая будет приносить удовольствие вам обоим: катайтесь на велосипедах, собирайте модели, рисуйте картины, украшайте дом самодельным декором, танцуйте.

3) Равенство.

Несмотря на разный возраст и особенности семейных ролей, для поддержания дружеских отношений важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость, был с вами на равных в решении каких-то вопросов. Это не означает, что вы теряете свой родительский авторитет и не можете принимать принципиальных решения. Но, ребенок, должен понимать, что его мнение, наравне со мнением взрослых, учитывается. Так, его дружеские чувства не будут оскорблены несправедливой дискриминацией.

4) Взаимоуважение и принятие.

Для развития дружеских отношений между детьми и родителями необходимо, чтобы они строились по принципу взаимоуважения и принятия. Каждый имеет свои недостатки, может ошибаться и быть в чем-то непонятным другому. Принятие друг друга такими, какие есть, является главным условием дружбы. Чувствуя себя любимым и ценным, ребенок будет испытывать к вам нежные чувства и обязательно ответит взаимностью.

Придерживаясь этих принципов в своем отношении к ребенку, вы можете рассчитывать, что ребенок будет считать вас другом. Это укрепляет родительские чувства, дает ощущение гармоничных и теплых семейных отношений.

И главное, не забывайте, что на примере дружбы с вами, ребенок учится дружить и с другими. Эти навыки обязательно пригодятся ему в жизни. Своим примером вы показываете, какими могут быть отношения между близкими людьми. Поэтому старайтесь просто радоваться друг другу, проводить больше времени вместе, открывать новое, делиться впечатлениями и чувствами.