Экологический летний проект 1 младшей группы. Проект по экологии в первой младшей группе «Наша помощница-водичка

Экологический проект для младших дошкольников ДОУ «Добрые наши друзья»
Подготовила проект: воспитатель МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н.В. второй младшей группы «Цыплята».
Тип проекта:
социальный, познавательно-творческий;
среднесрочный;
групповой.
Срок реализации проекта: 2 месяца (с 09.01.2017 г. по 17.03.2017 г.).
Участники проекта:
Педагоги, воспитатели группы;
Дети второй младшей группы (возраст детей 3-4 года);
Родители.
Актуальность проекта. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними. Животные – это первый источник знаний о природе.
Цель: формирование представлений детей о домашних животных; развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи для детей:
1.Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят);
2.Развивать связную речь воспитанников, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас;
3.Развивать продуктивную деятельность детей: совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
4.Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
5.Воспитывать гуманное отношение к животным.
Задачи для педагогов:
1.Развивать экологическое сознание детей;
2.Расширить представление детей о домашних животных, о безопасном поведении в обращении с животными;
3.Формировать представление о ферме как месте обитания домашних животных. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
4.Развивать у детей умение общаться со сверстниками в процессе всех видов детской деятельности;
5.Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки дошкольников;
6.Развивать продуктивную деятельность воспитанников, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.
7.Вовлечь родителей в образовательный процесс.
Задачи для родителей:
1.Участвовать вместе с детьми в решении задач проекта.
2.Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
3.Развивать творческие способности детей.
4.Совершенствовать навыки общения с детьми.
5.Помощь и участие в реализации проекта, жизни группы.
Продукты проектной деятельности: детские работы по теме проекта «Домашние животные».
Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков, книжек-малышек на темы: «Корова», «Кошка», «Собака», «Петушиная семья».
Ожидаемые результаты.
В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:
Дети:

Обогащение знаниями о названиях домашних животных и их детенышей, чем они питаются, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет); названиях жилищ домашних животных, какую пользу приносят людям.
Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.
Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Использование в речи названий домашних животных, частей их тела, действий, отгадывание загадок, сравнение.
Родители:
Развитие навыков взаимодействия с ребенком.
Укрепление внутрисемейных отношений.
Желание родителей завести домашнего питомца.
Активное участие родителей в делах группы и детского сада.
Педагоги:
Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к животным.
Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения.
Пополнение педагогической копилки.
Развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей; умение работать в коллективе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I.Подготовительный этап:
1.Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта.
2.Прогнозирование результата.
3.Обсуждение с родителями темы проекта, этапов его реализации.
4.Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II.Основной этап реализации проекта:
Содержание деятельности педагога:
1.Проведение запланированных мероприятий в рамках проектной деятельности по теме «Домашние животные»;
2.Консультации для родителей: «Знакомим ребенка с домашними животными», «Общение детей с домашними животными».
3.Фиксирование всех видов детской деятельности, работы с родителями, для оформления презентации проекта.
Содержание деятельности родителей:
1.Помощь педагогам в организации развивающей предметно-пространственной среды: наполняемость центров активности предметами и материалами по темам, проходящим в процессе реализации проекта; выставка художественной литературы, картин, иллюстраций, дидактического материала.
2.Участие в продуктивной деятельности, оформление выставок в группе; в совместных мероприятиях, играх с детьми.
Система мероприятий с детьми.
Тема:«КОРОВА»
Утренний кружок «Начало дня»:
Беседы:«Корова и теленок», «Где живет корова?», «Чем питается корова?» «Зачем человеку домашние животные?», «Полезная еда».
Рассматривание альбома: «Домашние животные и их детеныши», «Корова с теленком».
Пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
Хороводная игра «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко...».
Дыхательная гимнастика «Как мычит теленок».
Литературный центр:
Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);
Оформление литературного центра книгами по теме;
Разучивание с детьми стихотворений о животных;
Е. Чарушин «Корова», И. Новиков «Теленочек», К. Ушинский «Коровка», А. Барто «Бычок», В. Берестов «Бычок».
Центр искусства:
Лепка «Травка для коровы»; пластилинография «Наша коровка» (пятнышки);
Рисование «Моя коровка»;
Аппликация «Коровка».
Центр математики:
Дидактические игры: «Найди такую же», «Далеко-близко», «Составь из частей – целое».
Величина: «Большая, поменьше, маленькая».
Количество и счет: «Один-много».

Дидактические игры: «Кто как помогает человеку». «Узнай, чей голос».
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринары».
Обыгрывание постройки «Домик для коровы».
Центр строительства:
«Ферма», «Домик для коровы»
Тема: «КОШКА»

Беседы: «На бабушкином дворе», «Что ест кошка?», «Кошка – сказочный герой».
Рассматривание и сравнение кошки и котенка.
Рассматривание картины «Кошка с котятами».
«Узнай, чей детеныш?», «Где, чей домик?»,
Подвижная игра «Кот и мыши».
В литературном центре:
Рассматривание иллюстраций в книгах о домашних животных.
Заучивание стихотворений, потешек, песен; чтение рассказов, сказок: «Как у нашего кота», «Кисонька-мурысенька», «Кот на печку пошел», «Котик-коток», С. Маршак «Усатый – полосатый», В. Берестов «Котенок», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Три котенка», С. Маршак «Кошкин дом», Н. Носов «Живая шляпа».
Центр искусства:
Рисование: «Дом для кошки».
Аппликация: «Котенок и клубочки».
Лепка: «Пирожки с рыбкой» (соленое тесто).
Центр математики:
Дидактическая игра «Кого не стало», «Клубочки», «Сравни», «Разложи по порядку».
«Сложи картинку из геометрических фигур» (путем наложения).
«Угадай, что изменилось?».
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».
С/р игра «Семья» (Сюжеты «Мне подарили котенка»).
Обыгрывание постройки «Кошкин дом».
Центр строительства:
«Кошкин дом».
Тема: «СОБАКА»
Утренний кружок «Начало дня»:

Беседа на тему: «Домашние животные – наши друзья», «Безопасное поведение при обращении с незнакомыми животными».
Рассматривание картины «Собака со щенятами». «Животное домашнее или дикое?» «Угадай, кто спрятался?», «Кто чей?».
Коммуникативная деятельность:
Игра «Назови ласково».
Игра «Какой, какая, какое».
Подвижные игры: «Лохматый пес», «Угадай животное».
Литературный центр:
Беседа: «О своем питомце», «Кто лечит животных?» (профессия – ветеринар)
«Кто учит животных в цирке?» (профессия – дрессировщик).
Художественная литература: А. Барто «Пес», Е. Чарушин «Собака», Л, Толстой «Слушай меня, мой пес» и др.
Центр искусства:
Рисование: «Будка для собаки», «Пес».
Лепка: «Разноцветные собачки».
Аппликация: «Моя собака».
Центр математики:
Сравнение по величине (ФЭМП) «Домашние животные»
Игра «Сравни». (Кто больше – собака или щенок? Собака больше щенка).
Упражнения на сравнение.
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
Инсценировка русской народной сказки «Репка».
С/р игра «Семья» (Сюжеты «Мне купили щенка»)
Центр строительства:
«Дом для собаки»
Тема: «Петушиная семья»
Утренний кружок «Начало дня»:

Беседы: «О правилах безопасного поведения с домашними животными», «Как мы заботимся о домашних животных», «Какую пользу приносят домашние животные?».
Рассматривание картины «Петушиная семья». «Угадай, что изменилось?» «Отгадай кто это?», «Чьи следы?», Игра «Кто лишний?».
В литературном центре:
Заучивание стихов: «Петушок, петушок – золотой гребешок…».
Чтение произведений: К. Ушинский «Петушок с семьей», В. Берестов «Курица с цыплятами».
Центр искусства:
Рисование: «Цыпленок», «Петушок».
Лепка «Петушок».
Аппликация «Разноцветный петушок».
Центр математики:
Составление фигурок животных из геометрических фигур.
Дидактическая игра «Составь целое» (разрезные картинки), «Что общего? Чем отличаются?»
Тренировка зрительной памяти «Парные картинки»
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
Инсценировка по сказке «Курочка-ряба».
Русская народная игра «Гуси»
Сюжетно-ролевая игра «Угощение для петушка».
Центр строительства:
Строительство курятника
«Построй домики для животных»
III.Заключительный этап.
Подведение итогов проектной деятельности.
ВЫВОДЫ.
Экологический проект «ДОБРЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ» был направлен на знакомство детей с домашними животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение младших дошкольников к представителям животного мира.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают:
домашних животных (корова, кошка, собака, петух, курица, цыпленок); домашние животные играют в жизни человека важную роль;
где живут домашние животные, чем они питаются, как за ними ухаживать;
как относиться к домашним животным (привитие чувства любви и бережного отношения).
А также отмечено:
развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – домашним животным;
обогащение словарного запаса воспитанников;
укрепление дружеских отношений между детьми;
активное включение родителей в педагогический процесс группы;
укрепление взаимосвязи: родитель-ребенок-педагог;
желание родителей завести домашнего питомца.

Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатель группы, родители.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
Презентация проекта «Огород для Чипполино».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

3. Цели проекта

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Сбор необходимого материала для создания огорода.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
Беседа с детьми познавательного характера.
Организация предметно – развивающей среды по теме.
Подготовка информации для родительских уголков.
Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
Посадка семян в землю.
Уход за растениями.
Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Работа дневником наблюдения.

Просмотр фильмов о растениях.
Сбор коллекций семян.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Презентация проекта.
Представление опыта.
Деятельность детей:
Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Участие в презентации проекта «Огород для Чипполино»
Распространение опыта.
Ознакомление педагогов СПДС с удачно выполненной работой.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
«Что такое «Огород на окне»,
«У Луки и Лукерьи»,
«Растения – это жизнь»,
«Семена»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений»,
«Рост и развитие растений»,
«Земля, какая она?»,
«Вода и росток»,
«Солнце и росток»,
«Проращивание семян»,
3. Социально – коммуникативная деятельность:
Отбор и посев семян.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Коммуникативная деятельность. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Рассматривание различных семян.
6. Художественно-эстетическая деятельность детей.
Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
Рисование «Лук от всех недуг»
Лепка «Овощи большие и маленькие»,
Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение. Коммуникативная деятельность.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта
1) Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

2) Основной
1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
оформление огорода на окне;
Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса.
4. Изготовление стенгазеты «Наши зимние будни в детском саду»

6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей I младшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Список литературы:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: познавательно-поисковый. Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели Александрова Н.Н., Шишкина И.В. Сроки реализации проекта: 5 ноября – 19 ноября 2012 года. Цель проекта: 1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде. 2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. 3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. Задачи проекта: 1. Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду); в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных. 2. Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая; вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать. 3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Во время умывания чтение потешек о воде. Вопросы: 1. Что делают дети? 2. Чем умываются? 3. Какая вода? 4. Что вода делает? (течет из крана) 5. Для чего мы умываемся? Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя. Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Вопросы: 1. Что делаю? 2. Чем поливаю? 3. Какая вода? 4. Для чего поливают комнатные растения? Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.


Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса». Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха. Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода». Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками). Дидактические игры: «Купание куклы», «Моем посуду(игрушки)» Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода.


Поисковая деятельность: «Прозрачная вода». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная. Игра «Прятки». Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал. Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани. Ход занятия. Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки? Дети. Да! Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная. Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная. Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.


Поисковая деятельность: «Что плавает в воде». Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки (пластмассовые), деревянные предметы в воде плавают, а тяжелые (железные) тонут. Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья. Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.


Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка»; словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»,рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», сказки «Лиса и заяц». Беседы: «Кто живёт в воде», «Кому и зачем нужна вода». Цели: расширить знания детей о животных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут. В грязной воде животные могут заболеть и погибнуть. Побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы. Учить любить окружающую природу.


Наблюдения на прогулках «Лед на лужах» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым. Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. Поисковая деятельность «Лед – это вода» (семья Спириной Ксюши). Цель: показать, что в тепле лед становится водой.


Коллективная работа «Ладошки- осьминожки» Цели: вызвать радостное настроение от совместного творчества; показать детям, что вода на рисунке изображается голубой или синей краской; учить детей самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционным способом- ладошкой, пальчиками) морских обитателей- осьминогов; развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, мелкую моторику, коммуникативные навыки. Воспитывать наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим.



проект в первой младшей группе

«Наши младшие друзья»

Воспитатели:

Начало: 19.06 по30.06.2017.

Пояснительная записка

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Данный проект это единая система системы, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формированию гуманных чувств, расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, воспитанию трудолюбия и чувства ответственности перед живым существом.
Проект могут использовать в своей работе с детьми педагоги младшего и среднего дошкольного возраста. Проект применяют для экологического развития дошкольников, привития заботы и любви к живому.

Проект "Наши младшие друзья»
"Не навреди! " - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Актуальность проекта:

Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Тип проекта: исследовательско - творческий

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 2 недели

Проблема: незнание правил общения ребенка с домашними животными.

Цель: формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным, уточнение и закрепление названий домашних животных, сделать родителей активными участниками .

1) Формировать знания детей о домашних животных

2) Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения

4) Повысить уровень знаний родителей о бережном отношении к животным.

Ожидаемые результаты:

Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.

Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Желание родителей завести домашнего питомца.

Изготовление фото альбома «Домашние любимцы»

Изготовление стенгазеты «Мой любимый питомец»

Интеграция образовательных областей:

- «Коммуникация», «Чтение », «Социализация», «Здоровье».

Взаимодействие с семьей:

Анкетирование, индивидуальные беседы, создание альбома «Домашние любимцы», консультация для родителей, выставка стенгазеты «Наши меньшие друзья».

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Домашние животные»

Разучивание стихов о домашних животных.

Пальчиковая гимнастика «Котенок»,

Знакомство с литературным произведением С. Михалков «Щенок», Е. Благинина «Котенок».

Загадывание загадок.

Проведение подвижных и дидактических игр.

Просмотр мультфильма «Кто сказал МЯУ»

План реализации проекта.

1. «Четвероногие друзья»- рассматривание иллюстраций. Познакомить детей с домашними питомцами.

2. «Как у нашего кота» - рисование пальчиками. Учить детей получать изображение, используя рисование пальчиками, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

3. Слушание песенки «Собачка Люси». Воспитывать доброжелательное отношение к младшим друзьям, сопереживать.

4. Чтение стихов о домашних животных. Учить детей слушать стихи.

5. Просмотр мультфильма «Кто сказал МЯУ». Использование ТСО. Доставить детям радость от просмотра мультфильма.

6. Подвижная игра «Кот и мыши». «Лохматый пес». Продолжать учить детей находить свое место по сигналу. Развивать ловкость, увертливость.

7.Чтение художественной литературы. Заучивание потешки «Киська, киська брысь…», «Как у нашего кота…».

8. Утренняя гимнастика «Кошечка»

9. Рисование. Раскрашивание силуэтов животных.

10. Пальчиковая гимнастика «Котенок» - развивать мелкую моторику рук.

11. Дидактическая игра лото «Домашние животные»-закреплять знания детей с наиболее часто встречающими животными.

12.Наблюдения. Прогулочная карта №23 «День котиков»

13. Наблюдения Прогулочная карта №24 «День собачек»

14. Тематическая беседа «Наши младшие друзья». Продолжать знакомить детей с домашними животными, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к ним.

15. Чтение художественной литературы С. Михалков «Щенок», Е. Благинина «Котенок»

16. Загадывание и отгадывание загадок. - учить детей внимательно слушать и понимать загадку.

17.Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенками»

18. Мультимедиа «Вот они какие, наши младшие друзья». В презентации предоставлена информация о домашних питомцах, интересные факты из жизни. – Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями.

19. Рассматривание фото альбома «Домашние любимцы»

Результаты проекта:

1) Повышение интереса родителей завести домашнее животное для своих детей

2) Составление фотоальбома для детей

3) Изготовление стенгазеты для детей и родителей «Наши меньшие друзья».


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43

Паспорт педагогического проекта по экологии

Тема: « Наши маленькие соседи»

Воспитатели: Безрукова Т. А.

Участники проекта: Воспитатели, дети младшего возраста, родители.

Март 2017

Паспорт педагогического проекта

Проект Тема: «Наши маленькие соседи»

Срок реализации: 1 неделя.

Вид проекта - познавательно - исследовательский

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 2-3 лет, родители.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

подбор наглядного материала (иллюстрации);

дидактические игры;

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность детей и родителей

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.

Задачи:

Познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых, учить различать их;

Обогащать словарь, развивать речь детей, учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;

Развитие зрительной памяти;

Воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым.

Актуальность проекта

«Не обижайте лесных насекомых! »

В лесу летают мотыльки.

Ползут козявки и жучки…

Природа-мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути -

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой.

Хотелось бы отметить, что реакция ребят на насекомых неоднозначна. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - пугаются. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк и т.д.);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет

Находить сходства и различия;

Задачи по работе с родителями:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Предполагаемый продукт проекта:

Использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;

Выставка творческих работ детей;

Сотворчество детей и родителей - книжки-малышки о насекомых;

1 этап - подготовительный (01.03.17.по 10.12.16..). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Задачи: вызвать интерес к решению поставленной задачи

Формы организации работы 1 этапа:

планирование проектной деятельности по теме « Наши маленькие соседи»

опираясь на методическую литературу;

подбор методической и художественной литературы;

подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;

составление плана взаимодействия с родителями и детьми;

2 этап - практический. Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.

Формы организации работы 2 этапа:

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Тематическая беседа:

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Разучивание пальчиковых игр:

Подвижные игры:

Знакомство родителей с задачами проекта.

Памятка для родителей «Осторожно насекомые»

«Если ребенок боится насекомых»

Коллективная работа по теме « Божья коровка»

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями (художественной литературой).

3 этап - обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К концу работы будут приобщены фотоматериалы и итоговое мероприятие недели.

Задачи:

Развивать творческие способности;

Вовлекать родителей в образовательный процесс

В ходе проекта: « Наши маленькие соседи» предполагаемые результаты были достигнуты:

мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов;

пополнили словарный запас детей;

способствовали формированию у детей стремления к познанию. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с насекомыми, расширили знания о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

Итоговое мероприятие: Коллективная работа по теме «Божья коровка»

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Физическое развитие.

Подвижные игры «Жуки »

«Поймай комара»

«Превращение»

«Пчелы и мед»

Гимнастика для пальчиков по теме

«Насекомые»,

Социально- коммуникативное развитие.

Беседа по теме «Насекомые»

Художественно- эстетическое развитие

Рисование губками « Гусеница»

Рисование « Божья коровка»

Лепка « Улитка»

Речевое развитие

Потешка « Божья коровка»

Чтение:А. Барто «Комары»,

Б. Заходер «Муха-чистюха»,

И. Мордовина «Кузнечик»,

Познавательное развитие

«Угадай про кого я говорю»

Беседы: «Кто приносит мёд?»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижная игра «Поймай комара»

Количество игроков: любое.

Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек.

Хо игры:

К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Подвижная игра «Превращения»

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

П/и «Жуки»

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж». По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

«Пчелки и медведь.»

Пчелка-ребенок (или дети) «летает» по полянке-комнате, размахивает руками (крылышками), жужжат. Появляется медведь-папа. Мама: «Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки, домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в комнате). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети с мамой произносят вместе: «Этот улей - домик наш.

Уходи медведь от нас

Ж-ж-ж-ж!»

Пчелки машут крылышками, жужжат. Медведь-папа уходит, пчелки опять летают по комнате.

Пальчиковые игры на тему: «НАСЕКОМЫЕ»

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

***

На ромашке - две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике - жучок,

В колокольчике - кузнечик,

На гвоздике - паучок.

А на маке-то - пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца - пчела жужжит)

Собирает мед она.

***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород - бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес - ягоды, грибы,

В родник - водицу,

В поле - пшеницу.

***

Беседа на тему «Насекомые» (I младшая группа)

Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает отправиться в лес, на поезде. — Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых. Что мы видим вокруг? — Назовите цветы, которые вы знаете. Кого вы видите рядом с цветами? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Сейчас я вам расскажу, по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики. Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое и о каждом зачитывает стишок.

«Божия коровка,

улети на небо,

принеси нам хлеба;

черного и белого,

только не горелого! Муравей

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. Пчела Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее пчела.

Бабочка Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Жук

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

К онспект по

по теме «Гусеница»

Цель : Научить детей рисовать поролоновой палочкой (тычком) гусеницу .

Образовательные задачи : Учить в сотворчестве с воспитателем, создавать образ гусеницы , закреплять знание о зеленом цвете, развивать умение располагать рисунок по всему листу.

Речевые задачи : Развивать речевую активность : зайка, гусеница , ползает.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым и игровым персонажам.

Оборудование и материалы : разведенная гуашь желтого цвета, тычки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка-зайка.

Ход образовательной деятельности:

А сегодня в гости к нам пришел зайка, он никогда не видел гусениц и очень хотел бы на них полюбоваться. Посмотрите, он принес нам из леса много зеленых листочков, а вот гусениц на них нет . Давайте все вместе нарисуем гусениц и покажем зайке .

Дети садятся за столы, воспитатель объясняет и показывает приемы рисования .

Опускаем тычок в краску, снимаем лишнюю о край баночки и ставим на листочек где нарисована голова гусеницы зеленый кружок , еще раз опускаем тычок в краску и поставим рядом с первым кружком еще один кружок и так мы с вами будем ставить много зеленых кружочков пока не кончится листочек. А теперь посмотрите, какие у нас получились гусеницы .

3 Воспитатель : Посмотри зайка, какие красивые гусеницы зеленого цвета ползут по твоим листочкам.

Воспитатель дорисовывает на детских работах глазки у гусениц .

Зайка благодарит детей, что они ему показали гусениц , которых он никогда не видел. Оставшись очень довольный, зайка уходит в лес.

Воспитатель : Сейчас мы идем мыть руки, а на прогулке мы с вами рассмотрим живую гусеницу .

В дальнейшем дети рассматривают рисунки на стенде куда их вывешивает воспитатель.

К онспект по художественной деятельности 1младшая группа

по теме «Божья коровка»

Цель : продолжать учить рисовать пальчиками, вызвать интерес к окружающему миру.

Обучающие задачи: развитие зрительного восприятия (цвета, форма, размера предметов, развитие внимания, речи и воображения; учить аккуратно пользоваться изо материалами.

Речевые задачи: развивать активный словарь по теме.

Воспитательные задачи: создание положительного эмоционального настроения; развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Образовательные задачи: развитие координации движения, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

Материалы:

игрушечная божья коровка;

черная гуашь

лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка);

влажные салфетки.

Ход занятия

1. Приветствие.

Воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки.

2. Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями.
Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук
Принеси нам хлеба, Машут кистями рук к себе.
Черного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.
Только не горелого! Грозят указательными пальцами.

3. Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки.

Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдыхают через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под струйки воздуха ладошки.

4. - А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились. Кружатся.
Божьи коровки, покажите мне ваши
Головки, носики, ротики,
Показывают названные части тела.
Ручки- крылышки, ножки, животики.

- Замечательно!

5. - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети садятся за столы. (На столе подготовленные краски и листы с изображением божьих коровок.)

- Посмотрите ребята, божьи коровки, только у них чего-то не хватает. Нет точек на спине. Давайте, их нарисуем. Рисовать будем черной краской, пальчиками. Я приготовила вам краску только она не обычная. Это гуашь, смешанная с зубной пастой, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась.

Дети ставят точки на спинах божьих коровок.

6. Итог занятия. Выставка детских рисунков. (Посадим наших божьих коровок на полянку с цветами.)

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Улитка»

Образовательные задачи: Учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.

Развивающие задачи: Развитие мелкой моторики рук и кистей;

Речевые задачи : развивать речь детей.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Раздаточный материал : Пластилин, дощечки, салфетка (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель показывает игрушку «улитку» .

Ребята! Кто это?

(Ответы детей).

А давай для нашей улитки споем песенку и поиграем в игру.

Пальчиковая гимнастика:

Улитка, улитка! (кулачок в кулачке, поменять руки)

Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога (поднять рожки к голове)-

Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки),

Пышки (шарик из ладошек), ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки),

Сдобной лепешки (прихлопываем левую ладошку сверху правой,затем меняем руки),

Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки! (поднять рожки к голове)

Дети 2 раза играют в эту игру.

Ребята! Посмотрите на улитку. Она одна, ей не с кем поиграть. Давайте для неё слепим подружек.

Воспитатель показывает приемы лепки, объясняет, что вначале комок пластилина раскатывают прямыми движениями рук в длинный столбик, затем один конец столбика сворачивают, а из оставшейся части путем сплющивания делаются головка и, способом оттягивания или защипывания, маленькие рожки. По желанию каждый ребенок может вылепить несколько улиток (больших и маленьких).

Воспитатель хвалит детей, поселяет улиток жить на зеленую лужайку.

СТИХОТВОРЕНИЕ А.БАРТО «КОМАРЫ»

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада,

Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада!

Марина, младшая сестра,

Воюет с комарами.

Упрямый нрав у комара,

Но у нее упрямей!

Она отгонит их рукой,

Они кружатся снова.

Она кричит: — Позор какой,

Напали на грудного!

И видит мама из окна,

Как храбрая Марина

В саду сражается одна

С отрядом комариным.

Опять сидят два комара

У малыша на пальце!

Марина, храбрая сестра,

Хлоп по одеяльцу!

Она убила комаров —

Забудут, как кусаться!..

Но раздается громкий рев

Испуганного братца.

СТИХОТВОРЕНИЕ Б. ЗАХОДЕР «МУХА-ЧИСТЮХА»

Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник -
В вишневой наливке.
Во вторник -
В томатной подливке.
В среду -
В лимонном желе.
В четверг -
В киселе и в смоле.
В пятницу -
В простокваше,
В компоте
И в манной каше...
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала!

Стихи про насекомых «Кузнечик (И. Мордовина)»

Живёт в лесу кузнечик
Зелёненький скрипач.
Всех будит на рассвете
И ходит только вскач.
Он скачет по цветочкам,
По травке и кустам.
На скрипочке играет:

- Парам-пам-пам-пам-пам.
Найдёт усами ноты,

Чтобы начать концерт.
Звучат кадриль, гавоты,

Он в музыке поэт.
Лишь вечер наступает,

Спешат все танцевать:
Кузнечик вальс играет.

Пора, друзья, плясать!
Все звери веселятся,

И птицы, и жуки.
За лето истоптали

На танцах башмаки.
На солнечной полянке,

Под дубом и ольхой
Кузнечиковы трели

Звучат на лад любой.
Без них жить невозможно:
Затихнет белый свет.
Ведь лучше этих песен

На целом свете нет.

Рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Конспект занятия «Кто приносит мед»

Образовательные задачи : Уточнить представления детей о меде, о его пользе. Познакомить детей с пчелой (внешний вид)

Развивающие задачи: Развивать речь детей, обогащать их словарь, коммуникативные навыки во время беседы, во время игры.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к природе. Бережное отношение ко всему живому на Земле. Вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики.

Материал. Картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы) ; банка с медом


Ход занятия.

Приветствие.

Здравствуй, утро весеннее.

Здравствуй, солнце золотое.

Доброе утро, легкий ветерок.

Доброе утро, день наступающий.

Доброе утро детям и гостям.

А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем»Привет!»

Ребята! Посмотрите, что это стоит на столе? Давайте посмотрим. Кто-то принес нам подарок. Давайте сядем на стульчики и заглянем.

(Открывает банку, нюхаем) .

Это же мед. Самый настоящий мед. Кто принес? Ребята, а вы, хотите узнать откуда берется мед .

Да хотим.

Я предлагаю отправиться вместе со мной в «медовое путешествие» по сказочной тропинке и узнать, откуда берется мед .

Вот, мы уже на красивой цветочной поляне. Как красиво тут!

Ребята, так откуда же берется мед ?

Его дают пчелы!

Правильно его делают пчелы. А как выглядит пчела? Найдите ее на картинке.

(Показываю картинку с изображением насекомых : муха, кузнечик, стрекоза и пчела).

Вот она! Желтая, в черную полоску.

Это так! Давайте подробно рассмотрим построение пчелы. У пчелы голова, грудь, полосатое брюшко и ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. У пчелки большие глаза, с помощью глаз они быстро находят нужный цветок со вкусным нектаром.

Ребята, посмотрите на эти красивые цветы. Пчелы собирают нектар со цветка (сладкую жидкость, которую вырабатывают цветущие растения. Потом специальным хоботком собирают нектар, наполняют им свой медовый желудочек.

Ребята, а вы, любите цветы? Давайте поиграем, в цветочки превратимся.

(Физминутка)

Вот волшебные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ребята, посмотрите вот сюда. Потом пчелы возвращаются с медовым нектаром в ульи, находят свободную восковую ячейку-соты и откладывают в нее каплю нектара.

Ребята! Нельзя дразнить пчел. Их нельзя ловить и уничтожать!

Прилетели пчелки на полянку к цветочкам. Давайте следим и понаблюдаем глазами, как пчелка перелетает с одного цветочка на другой.

(К концу палочки прикреплена маленькая игрушечная пчела, дети следят за движением руки глазами как -будто пчела перелетает с одного цветочка на другой).

Скажите, ребята тяжело трудно ли быть пчелой?

Да трудно.

Им очень трудно. Они целый день, перелетая, с одного цветочка на другой нектар добывают.

Мед очень вкусный и полезный продукт.

Мед используют в области медицины, в косметологии, в кулинарии.

Ребята, теперь мы все знаем, откуда берется мед .

« Угадай про кого я говорю»

Памятка для родителей «Осторожно, насекомые!»

Свежий воздух и теплое солнце очень полезно для детского организма, но окружающий нас мир полон опасностей. Одной из этих опасностей, являются укусы насекомых.

Общие сведения

Насекомыми называются живые организмы из отряда членистоногих, населяют они практически все континенты. Из всех живых существ нашей планеты именно насекомые являются самыми многочисленными.
Нет человека, ни разу в жизни не испытавшего укус насекомого. Последствия укуса зависят в первую очередь от вида насекомого и, во вторую очередь, от индивидуальных особенностей организма. Для некоторых детей укус самого обычного комара может быть смертельно опасным.
Реакцию человеческого организма вызывает не сам факт прокола кожи, а вещества, которые насекомые впрыскивают во время укуса. Цель укусов может быть как оборонительной, так и пищевой (кровососущие ).

Какие насекомые могут быть опасны?

Основную опасность для взрослых и детей представляют укусы перепончатокрылых насекомых: пчел, ос, шмелей, шершней, красных муравьев. Эти насекомые жалят исключительно в целях самообороны. Во время укуса в организм человека попадает яд, состоящий из активных белков и иных компонентов, часто являющихся сильными аллергенами. Организм отвечает на внедрение этих веществ покраснением, болью и припухлостью тканей. По статистике от укусов пчел и ос погибает в четыре раза больше людей, чем от укусов змей.

Различные насекомые наносят поражение разными методами. Так, осы и пчелы жалят жалом, при этом вторые погибают, так как жало вместе с жалящим аппаратом остается в ранке. Муравьи впрыскивают яд, кусая челюстями, причем они могут кусать сколько угодно раз. При укусе кровососущих (комары, блохи, клещи, клопы ) человек испытывает неприятные ощущения. Но при этом некоторые из них еще и являются переносчиками опасных инфекций.

Первая помощь при укусе комара

Жало комара само по себе не опасно для человеческого организма. Однако комар является переносчиком различных заболеваний. Человеческая кровь является пищей для этого насекомого. После комариного укуса, вместе с ядом, в тело человека попадает вещество, которое не позволяет крови свертываться, что в свою очередь позволяет комару без каких-либо препятствий принимать пищу. В результате небольшой аллергической реакции, на месте укуса может появиться волдырь и покраснение.

Что делать после укуса?
1. Сделать крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее место.
2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком.
3. Сделать холодную примочку.
4. При множественных укусах принять антигистаминное средство.
5. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат, фенистил или фукорцин (снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы).

Народные методы при укусах комаров
1. Обработать сметаной или кефиром.
2. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника.
3. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка».

Укусы ос, пчел и шмелей

Как уже было сказано, жалящие насекомые кусают в целях самообороны. При этом осы могут жалить множество раз. У пчел и шмелей жало покрыто зазубринками, которые тормозят его в теле. Вместе с жалом из тела насекомого вырывается и жалящий аппарат. Из него еще на протяжении 3 - 5 минут выпрыскивается яд, поэтому жало следует тут же изъять из ранки. В месте укуса тело краснеет, припухает, болит и становится горячим. При индивидуальной чувствительности к яду пчел может подняться температура тела, тошнить, болеть голова, нарушиться координация и появиться вялость и лихорадка. В особо тяжелых случаях даже одного укуса достаточно, чтобы начался приступ астмы и даже анафилактический шок.

Что делать после укуса?

1.Первым делом, если жало осталось в месте укуса, его нужно извлечь. Для этого лучше всего подойдет пинцет, но можно воспользоваться и подручными средствами, предварительно продезинфицировав их спиртом или водкой.

2. Затем к месту укуса следует приложить холод, можно сделать примочку со слабым раствором марганцовки (светло-сиреневого цвета).

3. Выпить антигистаминный препарат. Например «Зиртек», «Супрастин», «Фенистил», или «Кларитин». Дозировку и возрастные ограничения смотрите в инструкции.
Единичные укусы, как правило, проходят за 2-3 дня. При множественных укусах, в случае если ребенок ужален в рот или зев (что чревато отеком гортани и удушьем), а также при появлении общетоксических симптомов следует обратиться к врачу.

Народные методы лечения укусов пчел, ос, и шмелей

1. Разжевать и прилепить на пораженное место листик подорожника.
2. Привязать к месту укуса листик одуванчика, предварительно помятый.
3. Прикрепить к пораженному месту листочки петрушки. Это устранит боль и припухлость. 4. Разрезать сырую луковицу и срезом прикрепить к месту укуса. Оставить на ночь.

Если ребенок боится насекомых?

«Мой сын в последние дни панически боится мух. Март не самое «мушиное» время, летом не представляю, как бы мы пережили эти дни. Мухи ему чудятся всюду и везде. Сегодня отказался есть блины у бабушки, потому что ему показалось, что между блинами попала мошка. Вчера в кафе устроил истерику: «Мамочка, здесь точно мух нет? Мама, пойдем домой скорее отсюда!». Хотя обычно оставить в кафе хоть что-то несъеденным для него практически невозможно. Как реагировать на истерики? Что отвечать на вопросы? Я ведь не могу быть на 100% уверена,что мух в кафе нет... Нормально ли вообще для трехлетнего ребенка иметь такие страхи, непонятно откуда взявшиеся?» (Вопрос психологу.)

Начну с последнего вопроса. В общем-то, для трехлетнего ребенка энтомофобия (боязнь различных насекомых) - явление не свойственное. Дети лет до пяти с большим интересом относятся ко всякому живому существу, не испытывая брезгливости или чувства страха, особенно если никто из взрослых этих чувств не прививает. Поэтому если ребенок младшего возраста испытывает страхи, связанные с насекомыми, то скорее всего речь идет о фобии, спровоцированной кем-то из взрослых. Либо кто-то из членов семьи имеет такую фобию и демонстративно в присутствии ребенка боится насекомых, либо не менее демонстративно борется с насекомыми: «Таракан! Дави его! Дави его! Муха! Бей ее!».

То, что вызывает такую азартную агрессию взрослого, наверняка очень опасно - к такому выводу может прийти малыш, начиная бояться этих мелких, но таких страшных существ. На наш человеческий взгляд, даже такие милые и красивые насекомые, как бабочки, при ближайшем рассмотрении оказываются довольно неприглядными и пугающими.

Есть еще один, к сожалению, довольно распространенный вариант обретения такой фобии: когда кто-то более старший, чем малыш, не обязательно взрослый, сознательно пугает маленького ребенка: «Не соберешь игрушки, придет Тараканище, украдет тебя и съест!» Не стоит удивляться, что после пары-тройки повторений подобных фраз, ребенок начнет панически бояться тараканов.

Конечно, не стоит обманывать ребенка, говоря ему, что насекомых рядом стопроцентно нет. Если насекомое все-таки обнаружится, будет истерика, скорее всего, и доверие к родителю, обманувшему в таком важном вопросе, будет подорвано. Лучше акцентировать внимание ребенка на том, что родитель может защитить малыша: «Я смогу защитить тебя».

Начать можно с подобной фразы, чтобы ребенку стало спокойнее под защитой взрослого. Сам он не ощущает в моменты страха способности постоять за себя перед пугающим до дрожи животным. Уверенность в силах взрослого успокаивает ребенка. Затем можно перейти к фразам типа: «Когда мы вместе - мы справимся с любым насекомым». В этом случае ребенок так же, как и взрослый, наделяется силой и уверенностью справиться с ситуацией, пусть пока не самостоятельно, а в команде с родителем, но это уже возможность помочь ему ощутить себя иначе перед лицом возможной опасности. Это промежуточный шаг на пути к: «Ты справишься - насекомые тебе не страшны!».

Если ребенок после успокаивающих слов взрослого продолжает тревожиться, можно взять его за руку и обойти помещение вместе, чтобы проверить, как обстоят дела с насекомыми и убедиться, что ничего не угрожает. Это не блажь ребенка, ему в самом деле такое действие поможет обрести спокойствие.

Человеку, как правило, свойственно бояться того, чего он не понимает, или того, о чем мало знает. Поэтому, если рассматривать с ребенком атлас или энциклопедию, соответствующую возрасту, разделы, посвященные насекомым, можно получить хороший терапевтический эффект. Ребенок знакомится с мухой, видит, как она устроена, чем питается, как живет - муха становится близкой и понятной, она теряет пугающий ореол загадочности и неизвестности, ребенок успокаивается.

сказка о «Мухе-Цокотухе», но кроме нее, есть ряд сказок у В. Сутеева с его же замечательными иллюстрациями. Может быть, малыш сначала просто послушает сказку, не пожелав взглянуть на картинки, или даже вовсе откажется слушать. Ничего страшного, к этому предложению можно вернуться позже.

Когда ребенок уже без трепета слушает сказку о насекомых, можно предложить ему слепить из пластилина того, кто ему понравился. Хорошо, если взрослый также принимает участие в лепке, а не просто наблюдает. Когда пластилиновых героев накопится достаточное количество, можно организовать пластилиновый театр, в котором главным кукловодом, управляющим когда-то пугающими животными, будет сам ребенок, теперь их совсем не боящийся.

Немного фантазии и творческой увлеченности помогут взрослому избавить малыша от тревог и опасений, связанных с насекомыми.