Правда об усыплении животных в ветеринарных клиниках. Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Поэтому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохого обращения с животными.

статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать. Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадёжно заболело и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то дальнейшее решение зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется. От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как АшШарид говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный день, обращаясь к Всевышнему Аллаху: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды» (имам Ахмад, Ибн Хиббан).

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, сообщается, что Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах ﷻ призовёт к ответу в Судный день». Те, кто слушал его, спросили: “О Посланник Аллаха ﷻ, а каковы условия, оправдывающие это?” Он ответил: “Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить”» (ан-Насаи, Хаким). Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет.

Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу. Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее: «Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

Об этом пишется и в книге «Хашия Аль-Буджарими»: «Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него. Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что необязательно его закалывать, потому что закалывание ничем не отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание - более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух». Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное.

Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта альмисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения: «По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по Шариату цель. Нет запрета в закалывании и в том случае, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные по Шариату цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому относится и охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного. Все вышеперечисленные цели являются правомерными в Шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет. Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)». Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар  проходил мимо юношейкурайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах ﷻ тех, кто занимался этим!

Поистине, Посланник Аллаха ﷻ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)» (аль-Бухари, 5515, и Муслим, 1958)». Стоит также отметить, что в этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например осла или мула, если оно безнадёжно (больное), напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба: «От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахибуль-джалиль», 3/236) Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей.

Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного. Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия. Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ

Усыпление животных в ветеринарных клиниках производится по социальным и медицинским показателям. К первым относятся случаи, когда у хозяев просто нет средств, необходимых для лечения заболевшей , но такие случаи встречаются очень редко – люди стараются сделать все возможное, чтобы любимец выздоровел.

Медицинских показателей, на самом деле, не очень много. К ним относятся:
- патологические необратимые изменения и травмы спинного мозга (миелит, неврологические заболевания 5-й степени, разрыв спинного мозга);
- острая почечная недостаточность, вызванная отсутствием адекватного лечения;
- , обусловленная хронической почечной недостаточностью, печеночная кома;
- злокачественные опухоли на последней стадии (остеосаркома, ангиосаркома, лейкоз и т.п.);
- тяжелые кардиологические расстройства, дыхательная недостаточность;
- травмы, несовместимые с жизнью.

Эвтаназия также разрешена к применению в случаях появления нежелательного или нежизнеспособного потомства (до достижения им возраста 10 дней), и если было необоснованное нападение на человека с причинением ему травм.

В перечисленных случаях, как бы вы не любили животное и как бы не хотелось его вылечить, будет гуманнее и разумнее избавить его от мучений. Их должен знать каждый хозяин собаки. У этих животных болевой синдром лаем и скулением, подвыванием и даже звуками, напоминающими крики и стоны. Особо терпеливые собаки даже при сильных болях могут вести себя или слишком спокойно или очень возбужденно, при этом у них периодически будут наблюдаться приступы учащенного дыхания. Отсутствие сна или кратковременный и беспокойный сон также являются признаками острых болей.

Как это происходит

В Государственной Думе уже долгое время обсуждается законопроект «Об ответственном обращении с животными». В этом законопроекте запрещается применение для усыпления животных таких болезненных методов, как обескровливание, удушение инертным газом, эмболия и пр. Эвтаназия не должна вызывать болезненные ощущения у животного, чувство страха, причинять ему физические .
Усыпление выполняется только после того, как ветеринар делает заключение о невозможности излечения собаки.

Если хозяин принял решение , ветеринар может приехать для этого на дом, чтобы лишний раз не подвергать животное стрессу. Процедуру проводят в два этапа – сначала погружают в глубокий наркоз, при котором она засыпает и перестает что-либо чувствовать, а затем вводят ей сильнодействующий , останавливающий сердечную деятельность.

Как усыпить человека? Вопрос, на первый взгляд, довольно странный. Казалось бы, для чего это могло бы понадобиться. На самом деле такое умение может пригодиться не только в медицине, но и в быту. Давайте разберемся подробнее, чем можно усыпить человека.

Немного истории

Лекари древности робкими шагами осваивали медицину. Они пытались придумать способ, как усыпить человека безболезненно и хотя бы на небольшой период времени. Ведь уже тогда проводились сложные хирургические операции, включая ампутацию конечностей. На протяжении многих веков рождались новые версии.

В Сирии и Египте, например, человека усыпляли, сдавливая ему сосуды шеи. Чаще всего такой способ использовался во время проведения операций обрезания. Конечно, немало было откровенно варварских методов. Допустим, современному человеку может показаться, что проводить усыпление путем кровопускания, в результате чего возникает анемия мозга, просто недопустимо.

И вот, наконец, изобрели наркоз. Если не знать, кому принадлежит такая заслуга, то можно подумать, что сделал это кто-то из когорты хирургов. Ведь именно их чаще всего волновал ответ на вопрос о том, как усыпить человека, в силу рода деятельности. Однако первым применил наркоз дантист. Звали его Томас Мортон. Ему нужны были пациенты, но большинство панически боялось боли, которую обычно приносит такое лечение. Поэтому часто зубы их были старыми и разрушенными, что только осложняло ситуацию. Использовал Томас диэтиловый эфир и поначалу ставил эксперименты на животных. Следующим этапом стало удаление зубов коллегам-дантистам. А уже после этого Томас сконструировал аппарат для наркоза, конечно, весьма примитивный. Первую публичную операцию он провел в 1846 году. Все, кто присутствовал, были поражены.

На радость всем в 1942 году появился сбалансированный многокомпонентный эндотрахеальный наркоз.

Случаи немедицинские

В быту тоже может понадобиться такое умение. Чем усыпить человека, если он пьян? Ведь многие в таком состоянии становятся буйными и даже неадекватными. Не понадобится даже никаких медикаментов. На Древнем Востоке существовало мнение, что на теле человека можно найти точки, при нажатии на которые он просто упадет без чувств. Их несколько, например, на плечах (немного ближе к шее) или сонная артерия (практически все знают, где она расположена). Будьте осторожны, каждый человек, безусловно, индивидуален, поэтому и эффект можно получить неодинаковый.

Все мы видели в кино, как усыпить человека хлороформом. Немного жидкости нужно налить на платок, а затем прижать его к лицу другого.

Если не идти сложной тропой, то проще купить снотворное в аптеке. Сейчас имеется масса средств, которые производят описываемый эффект. При использовании снотворного необходимо соблюдать предельную осторожность. Есть препараты, при приеме которых недопустимо даже малейшее отступление от указанной в аннотации дозировки. Обратите внимание на то, что раньше в нашей стране были весьма распространены случаи, когда люди усыплялись клофелином с целью ограблений. Это средство чаще всего подмешивалось в алкогольные напитки. Но такая смесь крайне негативно влияет на организм человека. Поэтому никогда используйте для усыпления человека клофелин, если он находится в состоянии опьянения.

Поймите, что усыпить человека непросто. Даже на срок, равный нескольким часам. Что уж говорить о длительном и полном погружении в сон. При помощи рук и нажатия на некоторые точки на теле это сделать практически нереально. Есть сейчас и различные препараты, и техники гипноза. Но назвать такие способы надежными сложно. Однозначно, к сожалению, можно сказать только одно: не существует на данный момент совершенно безболезненного способа мгновенного усыпления человека.

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Потому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохое обращение с животными.

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать.

Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадежно заболело, и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить, и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то это зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется.

От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды "». (Имам Ахмад , Ибн Хиббан )

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ما من إنسان قتل عصفورا فما فوقها بغير حقها، إلا سأله الله عز وجل عنها، قيل يا رسول الله، وما حقها؟ قال: يذبحها فيأكلها، ولا يقطع رأسها يرمي بها

«Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах призовёт к ответу в Судный День ». Те, кто слушал его, спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие это? » Он ответил: «Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить ». (Ан-Насаи , Хаким )

Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет. Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу.

Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее:

: اعانة الطالبين وغير المأكول فلا يحل ذبحه ولو لإراحته من الحياة عند تضرره من طول الحياة

«Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания ».

Также об этом пишется в книге «Хашия Аль-Буджарими »:

«Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например, старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него.

Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что не обязательно его закалывать, потому что закалывание не ничем отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание – более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух ».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное. Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта аль-мисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения:

«По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по шариату цель.

Также нет запрета в закалывании, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные в шариате цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому также относится охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного.

Все вышеперечисленные цели являются правомерными в шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет.

Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например, использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия .

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ) ».

Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул:

من فعل هذا ؟ لعن الله من فعل هذا، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لعن من اتخذ شيئا فيه روح غرضا

"Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ) ". (аль-Бухари 5515 и Муслим 1958)».

Стоит также отметить, что этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же, как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил » пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например, осла или мула, если оно безнадёжно, напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба:

وعن أبي حنيفة إذا آذت الهرة وقصد قتلها فلا تعذب، ولا تخنق بل تذبح بموسى حاد

«От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений . («Мавахиб-уль-джалиль» 3/236)

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного.

Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно, и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия.

Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу, не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

Нурмухаммад Изудинов

ГРЕХ ЛИ УСЫПЛЯТЬ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ?

Прошу совета. Грех ли усыплять неизлечимо больное животное, которое мучается?

У Валентины Анисимовны описан случай, когда она посоветовала усыпить страдающую собаку своих знакомых, а потом собака в тонкоматериальном мире на неё напала.

Был сделан вывод, что грех убивать из-за корысти. Вообще, я так и не поняла, где же в этом случае корысть, но теперь эта проблема коснулась меня. Моему неизлечимо больному онкологией коту совсем плохо, страдает, стонет как человек.

Посмотрела, что думают об этом в интернете, в т.ч. мнение священников.

Сплошной разброд. Кто-то говорит - категорически нельзя, кто-то разрешает, чтобы не мучить животное.

Раньше считала, что прекратить мучение животного не грех, теперь не знаю, как правильно.

Подскажите, пожалуйста.

Здравствуйте, Мария.

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Редко можно встретить человека, у которого не было или нет домашнего питомца. Животные живут гораздо меньше человека, мы об этом знаем, но всегда тяжело переживаем их утрату. Особенно тяжело наблюдать страдания больного или умирающего животного.

Ваш вопрос хоть и кажется простым, на самом деле очень серьёзный. Я не раз сама задавалась таким же вопросом, и задавала его Валентине Анисимовне.

Если просто рассуждать, то можно сделать разные выводы, и они будут казаться все правильными. Животные ниже нас стоят и приносятся нам в жертву, значит мы, люди, можем решать за них их судьбы? Однако и здесь есть свои "да" и "нет". Когда дело касается людей, всё просто и ясно, человека убивать нельзя ни при каких условиях. До сих пор не утихают споры по поводу эвтаназии, нам был дан чёткий ответ, что делать этого нельзя. Какие бы мучения ни испытывал человек, он должен умереть своей смертью и получить освобождение от мук. Если он просит его избавить от страданий - это самоубийство; если за него принимают решение - это убийство.

Казалось бы, с животными всё должно быть проще, оказывается нет. Я прочитала ваш вопрос Валентине Анисимовне, и мы ещё раз обсудили эту тему. После нападения на неё собаки, которую она предложила усыпить, чтобы прекратить её мучения, был сделан чёткий вывод, что животное должно умереть своей смертью. Желая побыстрее закончить страдание животного и не видеть больше этого, мы преследуем корыстную цель. Однако остались некоторые сомнения и неясности и, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, Валентина Анисимовна сделала запрос.

Вопрос: Можно ли усыпить смертельно больного кота, чтобы прекратить его мучения?

Ответ: Не затевайте такие разговоры, они стоят на стороне уведения животных в мир суицида, выполненного посторонними.

За такие действия тоже нужно покаяние.

Теперь можно сделать окончательный вывод. Как бы ни было трудно животному, умирать они должны сами. Мы можем только максимально облегчить их страдания, если есть такая возможность. Естественно, сюда не входят ситуации крайней необходимости, когда животные угрожают жизни людей.

Мария, я искренне сочувствую вам, у меня самой дома кот, и даже подумать страшно, если заболеет. Их очень жалко, и лечить трудно. Если у вас есть возможность, давайте своему котику обезболивающее и мужественно потерпите до конца.

До свидания. Елена.