Сценарий экологической прогулки по территории детского сада «Все в поход! Танец под песню "Кабы не было зимы".

Агеева А.В., воспитатель МБДОУ д/с №35 г. Уссурийск

Цель: создать атмосферу радости и веселья от совместно проведённого досуга, содействовать созданию позитивного эмоционального фона в группе.

Образовательные задачи: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; закрепление двигательных умений и навыков детей, развитие умений двигаться за воспитателем, повторять движения за воспитателем; развитие двигательных качеств (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве) ; развитие умения соотносить слова с движением;

развитие умения перевоплощаться в образы зверюшек; развитие умения различать предметы по цвету и умение их соотносить; закрепление умения высказывать своё отношение к героям сказок: актуализация содержания сказок «Красная Шапочка» , «Колобок» ; развитие речи; воспитание бережного отношения к птицам, к природе.

Приоритетные образовательные области: физическое и речевое развитие.

Воспитатель в костюме Красной Шапочки с корзинкой.

Воспитатель: Ребята, сегодня я не просто воспитатель, а ещё герой сказки. Отгадайте, что же я за персонаж? Вам поможет загадка:

«Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Ну, отгадайте, как звали её?»

Дети: Красная Шапочка.

В.: А что вы знаете о Красной Шапочке? Что это за сказка, о чём она?

Д.: ответы детей…

Воспитатель обобщает ответы детей: Красная Шапочка шла к бабушке через лес, где встретила волка. Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку в сказочный лес. Не боитесь? Пойдёте со мной?

Дети паровозиком или стайкой за воспитателем идут на подготовленный участок под музыку…

Дети становятся вокруг песочницы, повторяют слова за воспитателем. Слова сопровождаются движениями.

В.: Здравствуй, Сказка, здравствуй, Лес.

В лес зелёный побежим.

На полянке полежим.

Порезвимся, поиграем,

Вот как лето провожаем!

Лето, к сожалению, заканчивается, но сегодня мы не будет грустить, сегодня мы вспомним сказки, будем играть и веселиться. Идёмте за мной в сказочный лес. Я вижу кто-то там покатился по тропинке:

«На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок,

Румяный бок,

Покатился…… (колобок) ».

В.: Смотрите, на пеньке сидит Колобок. На пеньке расположен жёлтый мяч. Скажите, а какой Колобок?

Д.: круглый, жёлтый…

В.: А как вы думаете, как он тут оказался?

Д.: ответы детей (ушёл от бабушки и дедушки) .

В.: Колобок от бабушки ушёл, а Я, Красная Шапочка, к бабушке иду. Колобок круглый, давайте построим круг. Дети становятся в круг.

Поиграем.

Подвижная игра «Колобок»

(по типу снежный ком) . Дети передают мяч по кругу.

В.: Вот так и покатился Колобок. А наш Колобок вернулся ко мне. Давайте попробуем в другую сторону. Вот как быстро катится наш Колобок.

В.: Ребята, а скажите, куда покатился Колобок? Кого он там встретил?

Д.: В лес…Волка, Зайца и Медведя.

В.: А Красная Шапочка встретила только Волка.

В.: А кого из зверей первым повстречал Колобок?

Д.: Зайчика.

В.: А пошлите на сказочную полянку. Чьи это длинные серые уши торчат из-за кустиков?

Дети садятся на лавочку. Пальчиково-жестовая игра «Зайчик»

Маленький зайчик с большими ушами,

(Руки на макушке, делаем ушки)

Розовым носом,

(касаемся указательным пальцем кончика носа)

Смешными усами

(проводим пальчиками, имитируя усы)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле

(руками «гребём» по коленкам) .

Чистит он шёрстку себе или спит

(поглаживания по голове. Ладошки собраны под щёчкой)

Зайчик ушами всегда шевелит

(шевелим кистями рук на голове)

Слышит шаги он лисиц и волков.

(из ладошек делаем воронку и подносим к уху, сначала к одному. Потом в другому)

Прячется в норку свою от врагов

(голову накрываем руками, наклоняем к коленям)

В.? Какие враги у зайчика? А у Колобка? Кого, какого зверя должны бояться и зайчик и Колобок?

Д.: ответы детей. (Лиса)

В.: Ой, какие вы замечательные зайчики. Сейчас мы побегаем, поиграем в догонялки. Кто-то из вас будет лисой, которая будет пытаться догнать зайчиков, зайчики могут прятаться в норки-домики – сесть на лавочку. Кто же будет лисой? Посчитаемся.

Считалочка: «Серый зайка вырвал травку,

положил её на лавку,

кто травку возьмёт,

тот и вон пойдёт…»

Ребёнку надевается маска- шапочка Лисы.

Подвижная игра «Догонялки»

В.: Скачут, скачут зайки,

Зайки - побегайки.

Прыгают, резвятся,

Лисицы не боятся.

Ты, Лисичка, не зевай

И зайчишек догоняй!

В.: Шустрые зайчата у нас. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети отдыхают после бега на лавочках.

В.: Ребята, когда Красная Шапочка шла через лес, что она делала? Чем любовалась?

Д.: любовалась бабочками, слушала пенье птиц, собирала цветы и грибы.

В.: Смотрите, какие волшебные птички прилетели в сказочный лес.

Дети подходят к накрытой песочнице, на которой лежат разноцветные бумажные птички.

Подвижно-дидактическая игра «Разноцветные птички»

В.: Давайте посмотрим на птичек. Какого они цвета?

Д.: Синего, красного, жёлтого, зелёного, оранжевого цвета.

В.: А это маленькие птички- птенчики, они вылетели из гнезда. Возьмите себе каждый только одну птичку. Пойдёмте накормим их. У меня в корзинке есть хлеб с маслом. Дадим им хлебные крошки.

Возле кормушки на участке импровизируем.

В.: Птенчиков мы накормили, теперь помогите найти своей птичке свой домик – гнездо такого же цвета, как и ваша птичка.

В роли гнёзд обручи красного, жёлтого, зелёного и синего, оранжевого цвета.

Летите птички, в свои гнёзда!

Дети занимают обручи одного с птицей цвета.

В.: Все ли правильно нашли гнездо-домик для своей птички? Молодцы, оставляйте птичек в обручах- гнёздах, а сами выходите.

В.: Ребята, хлебные крошки мы скормили птичкам – волшебным птенчикам, что же мне отнести бабушке в подарок? Что же я могу собрать в лесу и чем бы мне порадовать бабушку?

Дети: цветы и грибы.

На участке место с разбросанными искусственными цветами и бумажными грибами.

В.: Ребята, помогите мне собрать подарок для моей бабушки. Девочки соберите цветочки, а мальчики – грибочки.

Игра «Дары леса»

Девочки собирают разбросанные цветы, а мальчики - грибы. Звучит весёлая музыка.

Дети собираются в хоровод.

В.: Какие красивые букеты цветов собрали девочки. Давайте споём песенку, которая пела Красная шапочка, когда собирала цветы: «Ля-ля ля, я к бабушке иду, ля-ля-ля, ей букет цветов несу!» . Спасибо, девочки, вот бабушка обрадуется красивым лесным и полевым цветам.

В.: Мальчики, а вы все грибы собрали? Покажите свои грибочки. Покажите, как вы грибы собирали. Идемте по кругу и повторяем за мной слова и движения:

«Я по лесу иду

И грибочки соберу:

Рыжики, опята,

Лисички и маслята.

А под елкой белый гриб – боровик».

В.: Кто-нибудь нашёл белый гриб? Это самый вкусный гриб. Спасибо мальчики за грибы, бабушка их посмотрит, какие-то засолит, какие-то засушит, какие-то пожарит. Вот бабушка обрадуется нашим подаркам.

Мальчики отдают грибы воспитателю в корзинку. Девочки отдают цветы в корзинку Кр. Шапочке.

В.: Наша прогулка по сказочному лесу заканчивается. Понравилась ли вам, ребята, наша прогулка? Что больше всего понравилось?

Д.: ответы детей.

В.: Волка мы в лесу не встретили,

Но ребятам было весело.

Вот как весело живём,

Дружно песенку споём:

Танец-песня-игра. «Если весело живётся – делай так…»

Если весело живется делай так – 2 хлопка – 2 раза

Если весело живется делай так – 2 хлопка

Если весело живется делай так – 2 притопа – 2 раза

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся,

Если весело живется делай так – 2 притопа

Если весело живется делай так – 2 шлепка по коленям – 2 раза

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся,

Если весело живется делай так – 2 шлепка по коленям.

– 2 раза

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся,

Если весело живется делай всё (2 хлопка, 2 притопа, 2 шлепка) .

В.: Ребята, хорошо вы танцуете, поёте и играете, примите подарок от сказочного леса (воздушные шарики разного цвета) .

А теперь вы можете самостоятельно поиграть с шариками, мячиком, с птичками или просто побегать на своём участке.

Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений.

Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.

Все это, благотворно сказывается на здоровье ребенка, а так же его физическом и умственном развитии. Правильно организованная прогулка является залогом всестороннего развития ребёнка, поэтому особое значение имеет качественная подготовка педагога к её проведению.

Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения.

Проведение прогулки в детском саду – это такая же часть учебно-воспитательного процесса, как и занятия в группе, с той лишь разницей, что проходит она в более свободной форме, что дает возможность детям сбрасывать эмоциональное и умственное напряжении.

Выделяют следующие структурные элементы прогулки:

  • наблюдение;
  • двигательная активность детей на прогулке;
  • трудовые поручения;
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
  • самостоятельная деятельность детей.

Наряду с традиционной структурой прогулок можно проводить тематические прогулки. Прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.

В методике проведения прогулок определены пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции.
Сегодня мы подробно разберем организацию и проведение тематических прогулок-развлечений.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Они способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение. В основе каждого праздника и развлечения лежит определенная идея.

Прогулки – развлечения могут быть чрезвычайно разнообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, например, Шапокляк, крокодила Гены, Чебурашка, Фиксики и др.герои из мультфильмов. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша – следопыт может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут дошкольникам смастерить что-либо, например, кормушку.

Главная цель прогулок развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем, которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.

Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др.), герои мультфильмов, игрушки.

Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут кого-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежонка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д.

Особо полюбившихся героев мультфильмов дети встретят с радостью. Те, кто смотрит детский телеканал «Карусель», познакомились с героем - Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о правилах безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю решить задачи программы в разделе «Безопасность».

Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка,
и др.), так детям легче их воспринимать. Кот Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети расскажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключений или отправиться всем вместе в новые.

В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.

В группе старшего дошкольного возраста лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы.

Прогулка с персонажем близка сценарию проведения досуга на свежем воздухе, но не ограничена жесткими временными рамками . По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.

Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.

В организации работы с дошкольниками можно выделить особый вид тематических прогулок: прогулки - события , посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Прогулка- событие обогащает знания воспитанников дошкольной образовательной организации, расширяет представление об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке, как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку.

Прогулка-событие может быть посвящена как определенной теме (День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др., так и событию, произошедшему в детском саду (например, привезли и установили новый игровой комплекс, обновили песок в песочницах и др.) .Тематическая прогулка поможет воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знание и восприятие определенной темы. Содержание такой прогулки может быть продолжением темы дня, например, «День матери», «День друзей» и др. На тематической прогулке педагог может отметить вместе с воспитанниками какое-то событие или провести беседу на определенную тему, а также уточнить, закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе непосредственно образовательной деятельности, совершенствовать те или иные навыки и умения. Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событие во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.

Цель таких прогулок - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием. Для ребенка прогулка-событие должна стать увлекательным путешествием, связанным с темой или событием. Прогулку-событие на территории детского сада можно организовать с детьми младшего дошкольного возраста. Сколько радости вызовет у малышей новый песок в песочнице! Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи, как разместить всех вокруг песочницы, если она не большая, какие строительные и сюжетные игры предложить.

Пример структуры прогулки - события.

Организационный момент предусматривает - сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии;

Знакомство с темой прогулки - ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др. ; самостоятельная творческая деятельность детей.

Регулярность проведения прогулок - событий зависит от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такая прогулка не должна планироваться слишком часто.

Сценарий прогулки- события «Нам песочек привезли» с детьми младшего возраста.

Событие: Воспитатель сообщает детям, что в песочнице новый песок, предлагает подумать, какие игрушки можно взять с собой на прогулку.

Исследовательская деятельность - исследуем песок.

Воспитатель предлагает рассмотреть песок, попробовать сжать его в кулачке, описать с помощью наводящих вопросов: -Какой песок? (желтый, мокрый (сухой, теплый (холодный) .

Затем воспитатель предлагает слепить колобка, вспомнить песенку, которую он пел, попробовать покатать его по песчаной дорожке.

Задание «Делаем куличики»: Элементы сюжетно-ролевой игры «Угостим зайчиков, мишек».

Игры с песком.

Трудовое поручение: Педагог просит детей помочь собрать игрушки в песочнице, отряхнуть их от песка.

Подвижная игра «Колобок» (аналогия игры «Надувайся пузырь»)

Мы в песочницу ходили

Колобок с тобой лепили.

Колобок- румяный бок

Ты катись скорей дружок!

Вырастай скорей большой

Вот такой!

Ой, рассыпался…

Будем новые лепить?

Поход – это организованное путешествие или прогулка, а также совместное передвижение группы лиц с какой-нибудь целью по определенному маршруту.

Прогулки-походы заняли достойное место в режиме дня дошкольных образовательных организаций. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также зеленую зону на территории детского сада. Такие прогулки представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их коммуникативные и познавательные потребности, воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе.

Рассмотрим примерную структуру прогулки-похода. Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки-похода – привал.

Его место должно быть удобным для отдыха, предоставлять возможность устроить пикник, поставить палатку, организовать игры и т.д. по окончании привала – сбор детей и уборка территории. Затем движение группы до детского сада, во время возвращения могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Проводить такие прогулки-походы следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения.

Прогулки-походы не могут проводиться часто. Оптимальное количество таких прогулок – 2-3 в год. При более частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес.

Важно, чтобы воспитанники ждали прогулки-походы, готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.

Алгоритм подготовки прогулки-похода можно представить следующим образом:

Определение маршрута прогулки-похода

Согласование маршрута с администрацией ДОУ

Тщательное изучение маршрута, прохождение его взрослыми

Привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке-походе

Выбор и подготовка необходимого снаряжения

Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени, продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержимого рюкзака).

Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр-эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности. Очень важно объяснить детям правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности:, не прыгать в палатке и т.д.

Прогулка-поход может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Следует предоставить воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палатки.

Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей.

Возможность выйти за пределы детского сада есть далеко не у всех дошкольных организаций, но прогулку-поход рекомендуется сначала организовывать по территории учреждения. Подобный вид прогулки – имитация взрослого туристического похода. Хорошо, если она будет включать в себя все элементы похода: сбор, продолжительную ходьбу, привал и «возвращение» в детский сад.

По итогам прогулки-похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, игры, общение друг с другом.

Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.

Спортивные прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.

Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний?», «Узнай по силуэту», «Кто больше назовет видов спорта с мячом»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).

Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению такого вида прогулки является накопление детьми опыта пользования физкультурным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем, то они овладевают навыками быстрее.

С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные виды движения. Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.

С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.

Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т.д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярные в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.

Структура спортивной прогулки может включать:

Организационный момент или вводную беседу;

Подвижные, спортивные игры;

Спортивные упражнения;

Самостоятельную деятельность детей;

Индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;

Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.

Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных навыков и умений. Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений), при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребенка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительные отношение к трудовым обязанностям,

развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе специально организованных прогулок – трудовых акций .

Трудовая акция-ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. В трудовых акциях преобладает трудовые поручения, труд на улице, связанные с сезонными и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей.

Цели и задачи таких прогулок определяется воспитателем исходя из приобретённых навыков и трудовых умений детей, а также их физических возможностей.

Подобные прогулки следует проводить регулярно, 2-3 раза в месяц.

Чтоб не утомить детей однообразием поручений, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.

На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территорию: сгребание снега, очистки скамеек от песка. Во время таких прогулок дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.

Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует умственные и волевые усилия детей.

Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.

Детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дети средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость, и воспитывается настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

Старшие дошкольники учатся трудиться во все времена года. Осенью они могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья. Дети участвуют в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке кустарников и деревьев. Зимой убирают снег на дорожках, подкармливают зимующих птиц.С наступлением весны

дошкольникам поручают перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду и цветнике.

Летом они могут рыхлить землю, поливать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай.

Следует помнить, что максимальное время, отведенное для выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке не должно превышать 30-40 минут.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать

правила безопасности:

  • работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
  • инструменты и материалы для труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
  • запрещается давать детям то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.

Прогулки - трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданные задания детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем. Педагог помогает старшим детям осознать значимость труда, развивает у них желание и потребность в получении определенных трудовых умений.

В таких прогулках четка прослеживается экологическая направленность. Например, старшие дети под руководством воспитателя осенью могут закопать в землю органический и неорганический мусор. А весной раскопать и сделать выводы.

В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание на то, какой красивой стала клумба. Результат труда эстетически радует глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.


Каждый воспитатель сталкивался с тем, что в конце дня детей остается очень мало и надо их чем-то развлечь. По расписанию вечернее время приходится на время прогулки. Как сделать так, чтобы прогулка не превратилась в томительное ожидание родителей, а стала интересной и увлекательной?

Начать стоит с того, что прогулка состоит из пяти частей:

  1. наблюдение,
  2. подвижные игры в детском саду,
  3. игры в детском саду с выносным материалом,
  4. индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  5. трудовая деятельность.

От этого мы и будем отталкиваться. Заметим, что хорошим подспорьем при организации прогулки в детском саду служат методические пособия, разработанные в соответствии с ФГТ. Каждому возрасту посвящена своя книга. В этих методичках подробно расписаны все варианты проведения прогулки, а также приводятся примеры подвижных игр на улице.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Наблюдение

«Каждая погода — благодать». Любое время года — это находка для любознательных малышей. Наблюдения за листиками, жучками, червячками обычно сопровождается массой вопросов, на которые воспитатель должен быть готов ответить.

Если погода облачная, то можно понаблюдать за облаками: попросить придумать каждому облачку свой образ и название и нарисовать его: можно палочкой на песке или снегу или мелом на асфальте.

Дети очень любят задания на внимательность. Обратите внимание малышей на изменения в природе, которые произошли с утра: у дерева подросли листики, раскрылись бутоны у цветка, стало ветреннее — в природе важна каждая мелочь, которая в совокупности дает природе гармонично развиваться.

Солнце дарит нам не только тепло и свет, но еще и возможность провести интересные игры в детском саду. Найдите вместе с детьми солнечные и теневые стороны, попросите определить наощупь, где теплее.

Если вы прихватите с собой на прогулку небольшое зеркальце, то можно запросто «позвать в гости» солнечного зайчика и поиграть с ним в прятки или догонялки.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Подвижные игры в детском саду

Согласно пункту 12.6 СанПинов, предъявляемым к дошкольным учреждениям, «подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ».

Подвижные игры в детском саду знает каждый воспитатель. Приведем пример самых распространенных:

Светофор

Воспитатель — светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 — шагом, 2 — быстрым шагом, 3 — бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.

Воробьи и вороны

Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Напирмер, медленно говорим «во-ро…та», «во-ро….нка».

Путаница

Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.

Краски

Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя — делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.

День-ночь

Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Игры в детском саду с выносным материалом

В каждой группе есть выносной материал, рассчитанный на всех детей. Это лопатки, мячики, обручи, ведерки. Предложите малышам продемонстрировать их умение крутить обруч и попадать мячом в ворота. Кто лучше всех справится с заданием, тот и победитель.

На прогулке отлично идут сюжетно-ролевые игры в детском саду . Небольшое количество участников — самое оптимальное для такого рода игр: можно открыть «магазин» и продавать в нем камушки и травинки, можно организовать фабрику по производству «песочных» десертов. Параллельно можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой «песочный» пирог.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальная деятельность

Когда на прогулке остается мало детей, самое время уделить внимание тем упражнениям или тем занятиям, с которыми малыши на занятиях плохо справляются. Например, прыжки, катание на лыжах, бег и т.д.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять малышей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки по природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.

Сценарий обучающего развлечения в старшей группе
«На прогулку идем, сказку в гости зовем!»

Программные задачи: Поощрять стремление детей участвовать в театрализованной игре, закреплять знание сказок, развивать диалогическую и монологическую форму речи, формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную педагогом.

Оборудование: игрушки животных.

Ведущий:

Плачет дождик, слезы льет

Погулять нам не дает!

Грустно смотрим мы в окошко

Погулять бы нам немножко!

Дождик громче застучал

Ветки, листья закачал!

1 ребенок:

Мы гулять не идем,

В гости сказку мы зовем!

Если волка пригласим

Что мы делать будем с ним? РАССУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ребенок надевает на руку перчаточную куклу волка.

Волк:

Я завыл протяжно

Много я чего могу!

Ведущий:

В какой сказке есть волк?

Дети называют сказки, в которых есть герой - волк, как он себя ведет в сказке? РАССУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ведущий:

А медведь к нам сам пришел

Пирожки в лесу нашел

Всем, конечно, невдомек

Кто же пироги напек?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущий:

Назовите сказки, в которых есть герой-медведь? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущая показывает игрушку - петуха и отдает ребенку.

Ведущий:

Как, петух, ты к нам попал?

В сказку кто тебя позвал?

Петух:

Про меня забыли дети

В коробке долго я сидел

Очень это надоело

Захлопал крыльями - взлетел.

Еще хочу я попросить

Цыпленка в сказку пригласить!

Он с утенком искупался

Воды холодной нахлебался

Может он заболеть,

Его надо пожалеть!

Ведущий: В какой сказке цыпленок искупался? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущий показывает игрушку - курочку!

Курочка:

Курочка сказке тоже нужна

Яйцо золотое снесет вам она!

Ведущий:

Еще, в какой сказке есть курочка? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущий показывает игрушку - кота, отдает ребенку.

Щурится Мурлыка - кот

В сказку кто меня возьмет?

У меня своя забота

Мне мышей ловить охота.

Хотите с вами поиграю?

Всех до одного поймаю!

Подвижная игра «Кот и мыши» Мыши бегают на носочках врассыпную, «кот» за ними наблюдает.

Я пушистый хвост поднял

В норы всех мышей загнал!

Ведущий:

Мыши весело смеялись

Мурлыку вовсе не боялись!

«Кот» по сигналу ловит «мышек».

Ведущий:

Какая сказка без собаки?

Дает ребенку игрушку - собаку.

Собака:

Не боюсь я боя, драки

Дом ваш буду охранять

Прошу в игру меня принять!

Ведущий:

В какой сказке есть герой - собака?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущий:

К нам лошадка прискакала.

Дает ребенку игрушку-лошадку.

Лошадка:

Иго-го я вам сказал!

Об одном всегда мечтаю!

Как я деток покатаю.

Подвижная игра «Лошадки».

Ведущий:

На полке заяц заплясал

(показывает зайца)

Заяц:

Играть возьмите,

Сидеть устал!

Когда вы были малышами

И прыгать не умели сами

Я прыгать вас учил.

Я прыгал вместе с вами!

Заяц:

Про меня теперь забыли

А раньше мы другими были.

Я со скамейки слезть не мог,

Когда до ниточки промок,

Меня тогда с собой вы взяли

И от себя не отпускали!

Теперь, когда большими стали

Играть со мною перестали!

Ведущий:

Давайте утешим зайку, скажем, как мы его любим!

Вспомните сказки с участием зайки.

Обсуждается ситуация с детьми.

Ведущий берет в руки игрушку-лису, передает ребенку.

Лиса:

Вы забыли, что лиса

Всему городу краса,

Надоела ваша полка

Здесь сижу я очень долго.

Никто со мною не играл

Интерес ко мне пропал.

Сейчас вам сказку расскажу

Как отправилась к ежу.

Еж немного удивился

В клубок свернулся, покатился.

Ведущий:

Придумайте сказку про ежа и лисичку.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ.

Вот и дождик перестал

Нам в окно стучать устал!

Ветерок - озорник

В нашу форточку проник

Он зовет по лужам бегать

Сапогами лужи мерять!

Ребенок:

Пролетело солнышко

По крышам босиком

На небо вернулось

Цветастым мотыльком!

Куда девался дождик?

Исчез он вдалеке

Прилег он ненадолго

Отдохнуть в реке.

Дети выходят после дождя на прогулку.

Название: Сценарий развлечения в старшей группе «На прогулку идем, сказку в гости зовем!»

Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»
Месторасположение: Костромская область, Костромской район, село Шунга

Краткое содержание: Прогулка с пользой. Как совместить прогулку и развивающие игры. Прогулка и уроки чтения. Изучаем птиц и насекомых на детской площадке. Обучение счету на прогулке в парке или в лесу.

Все родители гуляют со своими детьми. Малышам нужен свежий воздух. С этим никто не спорит. Когда ребенок еще младенец, он мирно спит в коляске, а мама наслаждается минутами покоя, совершая марш-бросок по близлежащим дворам.

Но чем старше становится ребенок, тем больше для его развития должна приносить прогулка. Свежего воздуха теперь уже недостаточно.

Загляните на любую детскую площадку. Что скорее всего вы увидите? Как правило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с горки или залезают на лесенку, счастливчики, которым повезло занять качели, гордо восседают на них. Мамы, в свою очередь, заняты беседой друг с другом на близлежащей скамейке, периодически посматривая в сторону своих чад. Главное - чтобы не подрались, не свалились, не наелись песку.

Многие родители почему-то уверены, что прогулка - это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь отмахивается: "Ну иди же, играй в песочек, дай поговорить!" При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности - на занятия с ребенком.

А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.

Автор многих статей по раннему развитию Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми.

Возможно, вы знакомы с методикой Глена Домана и являетесь его сторонником или просто слышали, что некоторые специалисты раннего развития советуют показывать детям карточки с подписями. Делать это можно на прогулке: в ближайшем парке, на берегу реки, на бульваре или просто в зеленом уголоке двора. Напишите на карточках слова "земля", "трава", "дерево", "одуванчик", "шишка", "кора ", "берег " и т. д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры.

Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", пусть он правильно расставит карточки перед "экспонатами".

Трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.

География и астрономия

Кроме этого, пишет Штейн, на прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса.

Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты.

Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.

Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно.

Птицы и насекомые

Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Приходите регулярно на одно и то же место. Ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету, а заодно и вспомнить сказку про Серую Шейку.

Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.

Математика

Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях - вот вам и математическое пособие.

Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб.

Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка).

Приготовьте сосуды различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда - идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.

Рисование

Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши. Не часто удается побывать в роли "художников на этюдах".

Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Пусть рисует, как ему хочется, - не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.

Другие публикации по теме данной статьи: