Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Задачи ознакомления детей с окружающим миром

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Актуальность: в процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.

С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Цель: развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим в различных видах деятельности разными средствами.

Объект: процесс развития речи при ознакомлении с окружающим.

1. последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим.

3. использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.

В течение нескольких лет я работаю над темой «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим». Я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О.В Дыбина Ознакомление с предметным миром и социальным окружением», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме,провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений, разработала занятия целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме. Провела консультацию для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.

    Роль наблюдений, экскурсий и целевых прогулок в развитии словаря дошкольников.

    Методика проведения наблюдений.

    Организация активной познавательной и речевой деятельности дошкольников.

1. Развитие словаря дошкольников осуществляется в процессе накопления опыта и развития представлений детей об окружающем мире. Основные способы познания ребенком окружающей действительности – наблюдения и активная познавательная деятельность. Данные методы работы являются важной составляющей частью экскурсий и целевых прогулок. Во время экскурсий и целевых прогулок дети под руководством педагога осуществляют анализ, сравнение и обобщение предметов и явлений, выдвигают предположения, делают выводы, то есть решаются познавательные задачи. При этом неотъемлемым условием познания детьми окружающего мира является организация содержательного общения между детьми и воспитателем. Непринужденный разговор и заранее подготовленная беседа педагога с детьми способствует систематизации знаний и представлений детей об окружающей действительности, а также успешному формированию речевых навыков и умений (расширение и углубление словаря, развитие объяснительно-доказательной речи).

В процессе объяснения каких-либо фактов, пояснения своей точки зрения дети раскрывают причинно-следственные связи и отношения и используют при этом придаточные предложения с союзом потому что , словосочетания с глаголами, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за , вводные слова (однако ), частицы (ведь ), местоимения (тот, который ).

Таким образом, организация наблюдений и активной поисковой деятельности во время экскурсий и целевых прогулок позволяет решить ряд задач по развитию речи детей:

    расширение и уточнение словаря за счет слов, обозначающих свойства, качества предметов, обобщающих понятий;

    обучение построению сложных предложений с разными видами связи (сложносочиненных бессоюзных, сложноподчиненных с придаточными времени, причины, цели);

    формирование навыков речи-рассуждения (вычленять существенные признаки предметов для обобщения, тезисы для обсуждения и доказательства);

    развитие умения использовать различные языковые средства для связи смысловых частей рассуждения и других типов высказывания.

2. Для формирования у детей точных представлений об окружающем мире используют циклы наблюдений за одним и тем же объектом в процессе изменения его признаков. Например, цикл наблюдений за лужей для детей младшего или среднего дошкольного возраста. В первом наблюдении воспитатель привлекает внимание детей к луже, ее основному свойству – отражению – учит выполнять простейшие обследовательские действия – посмотреть в лужу, обозначить границы лужи палочкой или мелом. Важно задать детям разные по содержанию вопросы, в том числе и поискового характера. Например: «Почему на земле и асфальте много луж? Если посмотреть в лужу, какое отражение можно там увидеть?». Для создания положительного эмоционального фона и формирования интереса к объекту наблюдения можно использовать литературные произведения: стихи, загадки, пословицы, поговорки. Например:

В лужах картинки!

На первой – дом!

Как настоящий,

Только вверх дном.

Вторая картинка –

Небо на ней,

Как настоящее,

Даже синей!

На втором наблюдении за лужей (в этот же день после обеда) закрепляют знания детей и сравнивают признаки объекта (границы лужи) с предыдущим наблюдением. Детям задают вопросы на сравнение: как изменились размеры лужи? Почему границы лужи на песке (земле) изменились больше, чем лужи на асфальте? Можно опять обозначить границы лужи, предварительно спросив у детей: как можно пометить границы лужи?

На третьем наблюдении (вечером или на следующий день) систематизируют знания детей, подводят их к выводам и умозаключениям при помощи вопросов: почему исчезли лужи? Где они были? Как вы это узнали? Где лужи высыхают быстрее на земле или на асфальте? Почему образуются лужи? Для закрепления интереса детей к объекту наблюдения проводят дидактические или подвижные игры. Например, игра «Лужа»: дети берутся за руки и образуют круг, далее вместе с педагогом повторяют слова и выполняют под них определенные движения.

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружися на лугу.

(Дети идут по кругу вправо или влево, на последние слова слегка приседают).

На лугу-то лужица,

Голова закружиться.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

(Дети берутся руками за голову и качают головой, на последние слова поворачиваются спиной к центру круга)

Прыг, скок, прыг, скок!

(Дети делают несколько прыжков от центра и останавливаются)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

(На последние слова дети приседают – «попадают в лужу»).

Затем мальчики быстро поднимаются, подходят к девочкам и подают им руку – помогают «выйти из лужи». Включение игры в наблюдение заметно активизирует речевые высказывания детей.

Таким образом, в процессе наблюдений расширяются представления детей об окружающем мире и обогащается словарь за счет слов, обозначающих признаки предметов, обобщающие понятия.

3. Экспериментирование, опытная деятельность занимает одно из ведущих мест в развитии личности ребенка. Дошкольники по своей природе очень любознательны, им присуща неисчерпаемая потребность в новых ощущениях и впечатлениях. Вместе с тем дети старшего дошкольного возраста могут усвоить не только отдельные факты, но и знания, которые отражают взаимосвязи, существующие между предметами и явлениями. Психологи, исследовавшие особенности умственной деятельности детей (С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия) отмечают, что дети могут замечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Однако дети не всегда способны правильно объяснить причины различных явлений, уловить обобщающий смысл сказанного и выразить в речи свои знания и представления об окружающем мире. Дети не владеют в достаточной степени умениями употреблять специальные языковые средства, которые необходимы для построения речи-рассуждения. Познавательное общение педагога с детьми в процессе элементарной поисковой деятельности стимулирует речевую активность детей. В ходе содержательного общения создаются ситуации, которые требуют разрешения определенных проблем, что в свою очередь побуждает детей к использованию языковых средств, характерных для связных высказываний типа рассуждений.

Элементарные опыты способствуют развитию у детей познавательного интереса. Непосредственное участие в них позволяет дошкольникам уточнить свои представления о признаках объектов и явлений, сформировать определенные понятия. Опираясь в ходе опытной деятельности на схематизированные формы образного мышления, дети вычленяют существенные признаки предметов и явлений, устанавливают причинно-следственные отношения между ними, высказывают суждения, делают умозаключения. Дошкольники овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, учатся пользоваться системой общественно выработанных сенсорных эталонов, что даёт детям возможность дифференцированно воспринимать и анализировать окружающие предметы и явления, стимулирует использование слов, обозначающих обследовательские действия, признаки предметов и явлений.

При организации элементарной поисковой деятельности педагог учит детей сравнивать, анализировать, обобщать. Необходимо активно поддерживать стремление детей проникнуть в сущность предметов и явлений, узнать их скрытые свойства, установить причинно-следственные связи. Это способствует развитию мыслительных процессов детей и развитию речи – обогащению словаря, формированию грамматической стороны речи, совершенствованию навыков связной речи.

Например, во время экспериментальной деятельности «Распространение семян растений на подошве обуви» педагог рассматривает с детьми растения и их семена на картинках или гербариях (одуванчик, подорожник, клен, акация и др.) детям задаются вопросы: как распространяются семена? Можно ли перенести семена на подошве обуви? Какие семена можно перенести на подошве обуви? Давайте проверим ваши предположения при помощи опыта».

Детей делят на две группы и предлагают одной группе на прогулке побегать, походить на лужайке по траве, а другой на дорожках, по асфальту. Затем воспитатель дает каждой группе детей разные по цвету лотки для грунта и просит счистить скребком содержимое своих подошв в лотки. Затем воспитатель предлагает полить грунт в лотках и оставить их в групповой комнате для дальнейшего наблюдения. Через несколько дней воспитатель обращает внимание детей на лотки и просит объяснить, почему в одном лотке много зеленых всходов, а в другом их почти нет.

Выслушав объяснения детей, педагог обобщает их и подводит детей к выводу о том, как семена растений могут переноситься на подошвах обуви и распространяться на больших территориях.

Организация элементарной поисковой деятельности с детьми позволяет систематизировать знания детей, сформировать представления об объектах и явлениях, их взаимосвязях, речь детей обогащается словами, позволяющими дать характеристику предметам (прилагательными, наречиями, глаголами).

Литература

    Дубинина, Д.Н. Умей объяснить и доказать / Д.Н. Дубинина, Е.Е. Пелагейчик. – Минск: Беларусь, 2002. – 127 с.

    Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / под ред. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.

    Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова – М.: Баласс, 1999. – 144 с.

    Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении / Г.А. Любина. – Минск: Народная асвета, 1999. – 223 с.

УДК 376.37

ББК Ч430р ГСНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.01

Л. В. Христолюбова L. V. Khristoliubova

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

РАЗВИТИИ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

SPEECH DEVELOPMENT IN THE LESSONS OF ACQUAINTANCE WITH THE SURROUNDING WORLD IN SPECIAL PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация. В статье анализируются программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида в аспекте содержательной характеристики раздела «Ознакомление с окружающим миром» и отнесенности его с разделами «Сенсорное развитие» и «Развитие речи». Акцентируется внимание на особенностях речевого развития дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Ключевые слова: ознакомление с окружающим миром; речевое развитие; сенсорное развитие; программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

Место работы: кафедра методики преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: кгор-"

Abstract. The article analyzes educational programs in pre-school establishments of the compensating type in the aspect of content characteristic of the section «Acquaintance with the Surrounding World» and its correlations with sectins «Sensor development» and «Speech development». Attention is paid to peculiarities of speech development of the preschool children in the lessons of acquaintance with the surrounding worls.

Key words: acquaintance with the surrounding world, speech development, sensor development, educational programs of pre-school establishments of the compensating type.

Place of employment: Chair of Methods of Teaching School Subjects in a Special (Correction) School, The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

udmila @ yandex.ru.

В системе образования детям дошкольного возраста оказывается помощь в профильных специализированных детских садах в соответствии с характером нарушения развития ребенка. Эти детские сады специализируются на обучении, воспитании и коррекции развития

детей с различными отклонениями, что отражено в соответствующих классификациях (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов). В дошкольном детстве формируется база для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятель-

© Христолюбова Л. В., 2011

ности. Если у ребенка нет особых нарушений в развитии, то он овладевает программой массового дошкольного учреждения, но дети с отклонениями с ней не справляются и требуют особого внимания и специального коррекционного обучения, специальных программ с использованием системы особых методов и приемов. В связи этим практически во всех специальных программах имеются разделы «Сенсорное воспитание (развитие)» и «Ознакомление с окружающим миром» (ОСО).

Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование перцептивных действий (лат. регсерйо - восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивные действия (рассматривание, выслушивание, ощупывание) обеспечивают освоение систем сенсорных эталонов (образцов-мерок) и помогают формированию обобщенных представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов, о расположении их в пространстве. Ознакомление с окружающим, в свою очередь, направлено на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В своей статье нам бы хотелось соотнести содержательную сторону ОСО с сенсорным и, прежде всего, с речевым развитием дошкольников, поскольку в программах специальных дошкольных учреждений ознакомление с окру-

жающим, сенсорное воспитание и развитие речи часто имеют разные задачи, а в вузах для студентов-дефектологов читается один предмет - «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи».

Раздел ОСО в специальных программах выделяется отдельно или входит в состав других разделов. Так, например, в программе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с задержкой психического развития (ЗПР) данный раздел носит название «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и включает следующие подразделы: ознакомление с природой, ознакомление с жизнью и трудом людей, сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия, умственное развитие, речевое развитие.

В программах ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Развитие речи и ознакомление с окружающей природой» входит в логопедическую работу с заикающимися детьми. Для детей с общим недоразвитием речи задача по ОСО выделяется как особая в разделе «Развитие речи»: расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем . Кроме того, здесь выделяется направление «Развитие речи в связи с экологическим воспитанием» (кстати, данное направление включается во многие общеобразовательные программы ДОУ, и задачи, входящие в него, во многом соотносятся с задачами по ОСО).

В ДОУ обязательным является раздел «Ознакомление с окружающим» для детей с нарушенным слухом и нарушениями зрения .

Хотелось бы отдельно остановиться на анализе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта . В ней «Ознакомление с окружающим» входит в раздел «Познавательное развитие» наряду с такими подразделами, как «Сенсорное воспитание», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных представлений», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте». Именно в этой программе, несмотря на разделение задач ОСО, развития речи и сенсорного воспитания, представлена тесная связь всех трех направлений в обучении и воспитании дошкольников с нарушениями в развитии: «Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений» .

Цель ОСО в разных программах представлена практически

одинаково: формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. И содержание дисциплины исчерпывается определенным кругом тем с некоторыми вариациями: человек (ребенок в детском саду, семья, жизнь и труд людей, праздники), предметный мир, живая природа (животные, растения), неживая природа. Но только в программе для детей с нарушениями интеллекта наиболее четко прослеживается зависимость формирования знаний и представлений об окружающей действительности от соединения чувственного (сенсорного) опыта ребенка со словом. Поэтому очень важным, на наш взгляд, является понимание того, что развитие речи на занятиях по ОСО во многом базируется на принципе взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития дошкольников. Правильное и своевременное соединение со словом того, что ребенок воспринимает сохранными органами чувств, помогает соотнести слово с предметом, затем связать слово с определенным понятием и соотнести его с другими лексическими единицами. Именно таким образом можно освоить строение лексического значения слова: его предметную отнесенность (номинацию) и систему обобщений и абстракций, которая стоит за каждым конкретным словом.

Сложно выделить основное направление по развитию речи на занятиях по ОСО (интегрирован-

ных по своей сути), все они взаимосвязаны: коррекция звукопроиз-ношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ программ специальных дошкольных образовательных учреждений и практика работы в детских садах позволяют прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет все-таки словарная работа на основе сенсорного восприятия. Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности. Словарная работа в рамках ОСО должна вестись поэтапно: непосредственное знакомство с предметом или явлением, понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога), организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.

Практически во всех программах предусмотрено формирование представлений об основных свойствах предметов (цвет, форма, величина, свойства материалов, назначение предметов), расположении их в пространстве, формирование обобщающих понятий, подготовка детей к анализу, сравнению, обобщению предметов и явлений (формирование аналитико-синтети-ческой деятельности в речи) и т.п. Поэтому в качестве примера речевого развития детей на занятиях по ОСО можно рассмотреть формирование представлений о цвете (на

основе зрительного восприятия) у дошкольников с ЗПР. По этой теме проводится несколько занятий (от 7 до 9). Их цель - научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а затем самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения, сезонные изменения в природе и т. д. Вначале знакомят с тремя основными цветами - красным, синим, желтым. Предъявление их образцов связано с показом хорошо знакомых предметов с неизменной окраской насыщенного, интенсивного цвета: красная пожарная машина или цветок мака, синий василек, желтый одуванчик или цыпленок. Показ сенсорного эталона (образца-мерки) обязательно сопровождается словом или словосочетанием, в котором фиксируется не только название цвета, но и правильная грамматическая форма имени прилагательного в сочетании с существительным.

Затем дети самостоятельно находят предмет, картинку с изображением предмета такого же цвета, сопровождая свои действия словом: красное яблоко, желтый лимон, синяя машина. Чтобы узнать, правильно ли назван цвет предмета, его сравнивают с образцом (таблицей образцов). Важно обращать внимание детей на то, что предмет может быть разного цвета, менять его: яблоко красное и желтое, лист зеленый, красный и желтый.

Последовательно изучают промежуточные цвета, которые дети

могут создать сами, смешав акварельные краски или наложив друг на друга цветные прозрачные пластинки: оранжевый - это красный и желтый, зеленый - синий и желтый, фиолетовый - синий и красный, коричневый - синий, красный и желтый. Промежуточные цвета демонстрируют одновременно с основными. Закрепление знаний о цвете предметов проходит на индивидуальных и фронтальных занятиях в игровой и практической деятельности. Дети раскладывают предметы или картинки с ориентировкой на таблицу цветов, играют в домино (карточки с цветами), называют цвета указанного предмета, определяют цвет (общий признак) группы предметов, отвечают на вопросы: «Что бывает красного, голубого, зеленого цвета?». Методика формирования представлений о цвете, форме, величине предметов, о расположении их в пространстве разработана достаточно подробно . Однако следует подчеркнуть, что формируются эти представления не только для характеристики признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них как части окружающего мира, где все находится в причинно-следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи: описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире и т. п.

На занятиях по ОСО дети знакомятся с предметным миром, созданным руками людей, расширяют знания о живой и неживой природе, они вводятся в мир социальных отношений, получают целостное представление об окружающем, где отражаются существенные связи и зависимости в разных областях. И среди комплекса задач по ОСО: формирования целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развития аналитико-синтетического мышления, экологического воспитания - важнейшей, на наш взгляд, в аспекте речевого развития является наполнение словаря дошкольников лексикой и фразеологией, отражающей и формирующей представления и понятия об окружающем мире на основе сенсорного восприятия. Поэтому, планируя занятия по ОСО, необходимо четко осознавать специфику этой задачи - зафиксировать в слове основные свойства, признаки предмета или явления, воспринимаемые дошкольниками с нарушениями в развитии сохранными у них органами чувств.

Литература

1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. - Кн. 1. - 96 с.

2. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Фи-личева, Г. В. Чиркина [и др.],

авт.-сост. Г. В. Чиркина. - 3-е изд. - М. : Просвещение,

3. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Л. А. Голов-чиц. - М. : УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. - 128 с.

4. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. В. А. Феоктистовой. - СПб. : Образование, 1995. - 162 с.

5. Екжанова, Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.

6. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 80 с.

В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание деть­ми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним ми­ром развиваются умственные способности и речь ребенка, вос­питываются любовь, интерес и уважение к человеку и его тру­ду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, лю­бовь к родному краю. Надо вызывать у детей положительные эмоциональные переживания к окружающему: людям, их тру­ду, природе, родному краю и т. д. Само познание должно доставлять детям радость.

Дети познают мир в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря де­тей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зри­тельных возможностей, так как не все предметы и явления до­ступны им для непосредственного визуального восприятия.

Воспитатели специализированных детских садов при озна­комлении детей с окружающим всегда должны обогащать сен­сорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушени­ем зрительных функций детей процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т. д. следует организовывать с учетом до­ступности для их зрительного восприятия. Так, например, в про­грамме рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с нарушением зрения не смогут увидеть работу подъемно­го крана, а также каменщиков на большом расстоянии. Во вре­мя экскурсии на такие объекты нецелесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, диафильмы на эту тему. Это будет доступнее детям с нарушением зрения. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для зрительного восприятия, что можно ощутить через другие ана­лизаторы: слух, осязание и т. д. Например, можно показать де­тям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т. д. При наблюдении воспитатель привлекает все сен­сорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскур­сией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сло­жилось правильное представление. Например, наблюдая за дви­жущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми гла­зами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, скве­ре дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к ше­лесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах.

У детей с нарушением зрения иногда могут быть вербаль­ные, т. е. словесные, не подкрепленные чувственным опытом, представления. Этого можно избежать лри соответствующей организации процесса непосредственного познания детьми са­мих предметов, их качеств и свойств.

В работе по ознакомлению с окружающим большое значе­ние придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает, пра­вильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопостав­лять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т. д.). На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружаю­щим используется различный иллюстративный материал: картины, диапозитивы, киноленты, реальные предметы и т. д. При их использовании надо всегда помнить о доступности их для зрительного восприятия. При фронтальном показе детей с низ­кой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить по­дойти. Изображение на картинках не должно быть перенасы­щенно объектами. Воспитатель широко использует индивиду­альный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необ­ходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они вы­полняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстра­циями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т. д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т. д. Такие на­целенные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка.

Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литера­турных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Однако детям с наруше­ниями зрения их надо показывать индивидуально с учетом осо­бенностей нарушений зрения. Лучше всего иллюстрации рас­смотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каж­дого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее.



При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, диапозитивы и др. Например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с деть­ми, как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматри­вают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать весенний букет из листьев или цветов.

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей.

Сборник конспектов "Ознакомление с окружающим и развитие речи"

На непосредственно образовательной деятельности в области познания (ознакомление с окружающим) и развитию речи дети усваивают определённые знания об окружающих предметах и явлениях, которые формируются благодаря речи и выражаются с помощью речи. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. В ходе восприятия окружающего взрослый должен обращать внимание ребёнка на явления окружающего мира, рассказывать о них.

Вместе с тем благодаря объяснению взрослого ребёнок научается выделять из ряда впечатлений те, на которые указывает взрослый. Таким образом, у ребёнка развиваются познавательные способности.

Чем ближе ребёнок знакомится с предметами и явлениями окружающей действительности, чем глубже его заинтересованность, тем быстрее образуются у него связи с предметами и их признаками. Интерес способствует усвоению новых знаний и их закреплению через слово. Поэтому воспитателю и логопеду необходимо поддерживать интерес к содержанию каждого занятия по ознакомлению с окружающим и по мере расширения знаний о необходимых объектах развивать речь детей, т.е. совмещать коррекционные задачи с общеразвивающими.

Развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью надо осуществлять в определённой последовательности, соответствующей динамике развития коммуникативных навыков, т.е. навыков речевого общения. На занятиях новое должно сочетаться с уже усвоенным, знакомым. Задачи обучения речи надо усложнять постепенно. Содержание последующих НОД по развитию речи повторяет, углубляет и дополняет то, с чем ребёнок впервые знакомится по ознакомлению с предметами окружающей действительности.

Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует систематически развивать понимание речи и стимулировать собственно речевую активность детей.

На НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно использовать такие приёмы обучения, которые обеспечивают более глубокое познание действительности и способствуют развитию речи и мышления на одном и том же познавательном материале.

Большое значение имеют действия с предметами, как взрослых, так и самих детей. Овладение действиями предваряет появление слов, обозначающих эти действия, способствует лучшему усвоению слов. Обучение игровым действиям с предметами используются для развития речи ребёнка. Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений. Так накапливается глагольный словарь, который необходим для построений предложений и рассказа. По мере овладения действиями растёт речевая активность ребёнка, развивается способность подражать речи взрослого.

В данном сборнике обобщается опыт работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Цель сборника – познакомить воспитателей и логопедов со спецификой работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста и коррекции их речевых нарушений в специально организованных группах.