Нетрадиционные формы работы с родителями дошкольников. Нетрадиционные формы работы с родителями. Методы активизации родителей

Нетрадиционные формы работы с родителями

(Из опыта работы педагога)

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Ситуация, которая побуждает родителей умножать индивидуальные и коллективные стратегии выживания, карьера, являющаяся решением последней инстанции, отсутствие более благоприятной профессиональной вставки. Во-вторых, детская и подростковая работа руководствуется необходимостью регулировать свое поведение под контролем взрослого. Некоторые родители оправдывают присутствие детей-учеников с помощью осторожной логики или «выражения морального беспокойства». Во время отдыха родители, опасаясь бродяжничества, праздности, не забывая о плохих ассоциациях и опасностях улицы, поощряют или просят своих детей прийти в карьер.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Несколько родителей сказали нам: Если мы оставим детей дома или бродим по делам, они в конечном итоге станут ворами. Лучше, если они здесь, поэтому мы можем следить за ними. Когда они приходят на работу, дети контролируются и не подвергаются опасности в столице или «плохим объединениям». Работа становится средством, позволяющим родителям контролировать своих детей, и этот контроль имеет образовательное и дисциплинарное измерение.

Дети и подростки также приходят на сайт, чтобы «заработать деньги» и потому, что они не нашли никакой другой оплачиваемой работы. Помимо ребенка, который работал на работодателя, другие работали вместе с родителями, которые помогали им продавать, но доходы были связаны с ребенком. Для детей, работающих полный рабочий день, финансовая самообеспеченность должна рассматриваться в долгосрочной перспективе, поскольку выгоды недостаточны для обеспечения немедленной финансовой независимости.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

Но есть дни, когда нет покупателя. Наконец, стратегии родителей и детей сочетаются, поскольку доходы детей частично инвестируются в нужды семьи. Эта инвестиция касается как тех, кто работает с перерывами, так и тех, кто работает полный рабочий день: Я работаю каждый день здесь.

Альтернатива детскому труду в карьере: работа или школа

Чтобы преодолеть детский труд в карьере, многие опрошенные родители утверждают, что лучшим решением является поиск детей и подростков другой, менее трудной работы, которая предоставит им больше преимуществ. Это позволило бы избежать нынешнего положения детей, возвращающихся на карьер, несмотря на уже предпринятые действия по их устранению. Они также считают, что зачисление младшего, обучение торговле для других и финансовая поддержка родителей будут компенсационными альтернативами. Окончательный запрет на сайт для детей упоминается только в случае реализации этих альтернатив.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические:

* анкетирование, опрос.

Наглядно-информационные:

* сайты ДОУ и педагогов,

* выпуск стенгазеты «Я расту»,
* паспорт здоровья,
* открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей,
* мини-библиотека,
* информационные стенды,
* нетрадиционные дни открытых дверей.

Для них очень ясно, что «право на детский труд» превосходит «право на учебу». Это первенство школьной работы не означает, что родители не знают о достоинствах школьных детей. Все родители встретились, никто из которых даже не учился, считают, что важно отправить своего ребенка в школу. Это потому, что у нас нет выбора, что мы вынуждены выполнять эту трудную работу, - восклицает мать Заки, школьника. Поэтому они ценят образование и даже считают, что это способ добиться успеха. Но их привязанность к школе в основном прагматична. «Важно, чтобы они научились читать, знать газету, по крайней мере, быть просвещенными», - говорит глава женщины.

Познавательные:

* практикумы,
* нетрадиционные родительские собрания,
* совместная работа по тематическому плану, проектам,
* маршруты выходного дня или экскурсии.

Досуговые:

* совместные праздники, досуги, развлечения;
* совместные зарядки, спартакиады;

* семейный театр
* участие родителей в конкурсах, выставках.

Но большинство из этих детей родом из братьев и сестер в среднем от пяти до шести детей, родители не могут встретить «право на образование» для всех, инвестиции школами приносят пользу некоторым детям, а не другим. Поэтому принцип реальности определяет их видение положения детей, работающих на сайте. Несмотря на провозглашенное бесплатное образование и предоставление школьных принадлежностей для государства, зачисление детей в государственные школы всегда приводит к расходам, связанным со школьными принадлежностями и оплатой за обучение, а также сборы родителей.

Трудовые или хозяйственные:

  1. организация развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ,
  2. благоустройство детского сада, озеленение,
  3. праздничное оформление детского сада,
  4. экологические акции («Кормушка для птиц», «Золотая осень» (сбор природного материала для образовательной деятельности)).

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Мать Джин, школьный работник, указывает, что расходы на начальную школу более терпимы, чем расходы средней школы. В условиях отсутствия финансовых ресурсов родителей некоторые из них бросают школу в конце начальной школы, другие возвращаются, чтобы помочь в карьере или заниматься другой деятельностью на улице в выходные, праздничные дни и школьные каникулы.

Другой аргумент, представленный семьями, относится к низкой отдаче от инвестиций в школьное образование. Некоторые родители, чьи сыновья или дочери закончили среднюю школу или даже университет, замечают, что они не находят оплачиваемой работы, не преуспевают в конкурсах общественных услуг, число кандидатов на должность постоянно увеличивается, возрастают из года в год. И так как после школьной программы больше не гарантируется работа в формальном секторе, почему бы не объединить школу и работу, или даже выбрать работу?

В ДОУ регулярно проводится анкетирование и опросы с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.

Задав им вопрос: Что бы вы подумали, если бы вам запретили приходить на работу здесь? Реакции сходятся. Если нам запрещено работать здесь, что мы будем есть, если останемся дома? Вы сами видите, что это нелегко, работа, которую мы здесь делаем. Уже есть люди, которые пришли сюда, чтобы взять мое имя и сказать мне, что они помогут мне сделать шитье.

Но с тех пор у меня больше не было новостей, что даже заставляет задуматься о незнакомых людях, которые приходят сюда. Их уход из карьеры должен сопровождаться конкретными решениями, адаптированными к их ситуациям. Поэтому неудивительно, что дети, найденные на сайте, считают, что «ребенок должен работать на жизнь», когда у его родителей нет средств. Как отмечает Боннет, дети, глубоко осознавая жертвы своих родителей, и особенно их матерей, делают для них, стараются всеми средствами облегчить эти жертвы или просто выразить свою благодарность.

Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д.

Некоторые педагоги имеют персональные мини-сайты, где размещают полезную информацию для родителей.

И единственный способ, которым они имеют, - использовать свою силу для работы, облегчить работу и заботы родителей. Некоторые дети в карьере даже обнаруживают, что работа является средством почтовой оплаты, поэтому они хотят найти другую работу. Например, мы слышали, как дети говорят, что они не видят себя детьми, пока они работают на жизнь.

Что касается школьников, их желания разделены. Али, который находится в 6 классе, считает, что пока его работа проходит, это не создает проблемы. Напротив, другая менее трудоемкая работа обеспечит ему доход, который только его мать не могла бы предложить ему и его внукам, у отца не было стабильного труда. Это не относится к Залиссе, тринадцать, которому хотелось бы больше времени, чтобы пересмотреть свои уроки. В дополнение к домашней работе, иногда прибытие в карьер является дополнительным бременем.

Таким образом, у родителей появился новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию.

Бывает, что у родителей возникают такие проблемы в воспитании или развитии детей, что короткая беседа с педагогом или даже объёмная консультация не помогают решить возникшие трудности. В таких случаях воспитатели ДОУ прибегают к своей педагогической мини-библиотеке и дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.

Наблюдая за ее семейной ситуацией, легко видеть, что только работа матери не может обеспечить выживание семьи. Тем не менее существует риск того, что карьера может переоценить школьную деятельность, если работа требует долгих часов, чтобы надеяться на значимый доход. Но родители считают, что согласительная процедура возможна, потому что присутствие школьников является временным. Речь идет не о замене занятий в школе деятельностью карьеры, а в том, чтобы освободить дни, делая их безопасными. В глазах этих родителей работа и образование не предусматриваются с точки зрения оппозиции и абсолютного исключения.

В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты индивидуального и коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “Наша безопасность»”, “Ребёнок и право»” и т.д.

Перспективы в школе как альтернатива детскому труду

Действительно, некоторые работающие дети не учатся в школе, они уже испытали школу и определенно выбрали работу. В городских районах вторая причина - посредственность в образовании, тогда как в сельских районах состояние инфраструктуры выражается сожалением. Дети из бедных семей, даже в начальной школе, рискуют прекратить свое образование после этого цикла в 13-14 лет.

Более того, нынешнее функционирование системы начальной школы де-факто запрещает детям работать в течение определенного периода времени в карьере. Кроме того, техническое среднее образование, которое включает в себя обучение или профессиональную подготовку, в основном монополизируется частным сектором и становится все более и более дорогостоящим.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. На каждое наше собрание приходит не менее 90% родителей.

Но теперь мы помещаем их в школу и в мастерскую, не сопровождая их закуской или едой в день. Комментарии этой бабушки, опрошенные на сайте, идут в одном направлении: Многие девушки здесь возвращаются, чтобы помочь их матерям. Есть люди, которые пришли взять некоторые из них, моя маленькая девочка, напротив, одна из них, и она учит вечерние занятия, чтобы научиться шитью. Но мы не можем сказать, что из-за вечерних занятий мы оставим ее дома. Она должна прийти на работу в тот день. Знаете, для многих девушек и семей здесь сложно.

Они должны прийти на работу. Это также означает, что успешный уход ребенка будет зависеть, в частности, от инвестиций семьи и поддержки, которую он может предоставить ребенку. Отсюда важность лучшего понимания семьи и ее восприятия детского труда, школы и обучения.

Следует отметить такие родительские собрания из нашего опыта:

  1. « Педагогическая лаборатория», на которой обсуждалось участие родителей в различных мероприятиях ДОУ. Анализировались прошедшие мероприятия, затем воспитатель знакомил родителей с мероприятиями, запланированными на год, выслушивались предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
  2. « Семинар – практикум». На собрание в старшую группу был приглашён логопед. Вначале она рассказала родителям о возрастных особенностях развития речи их детей. Затем совместно с родителями решались проблемные ситуации, присутствовали элементы тренинга. Полученные знания родители смогли применить при возникновении трудностей в развитии речи детей. На собрании в подготовительной группе был организован практикум «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Родители активно участвовали в изучении данной темы, брали на себя роли детей (заканчивали предложения, подбирали слова с заданными звуками и т.д.).
  3. « Душевный разговор». Собрание было рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: ребенок – левша. Таковых в группе выявилось 5 человек. Воспитатели предложили родителям различные упражнения для установления степени леворукости у ребенка (слабая или выраженная). Проблема обсуждалась со всех сторон. Родителям были даны рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Следует отметить, что рекомендации давал не только воспитатель, но и родители, которые более глубоко изучали данную тему. Родителям предлагались различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждались психологические проблемы, связанные с леворукостью. Родители обменялись информацией о магазинах, где можно купить различные предметы для леворуких детей.
  4. « Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. У нас прошёл такой мастер-класс по трудовому воспитанию. Родителям было предложено провести маленький урок для «коллег», таких же родителей. Родители сами объясняли, как привить ребёнку трудолюбие: одна мама рассказала, как её пятилетняя дочка ухаживает за обувью, вторая – как убирается в комнате, третья – как сын ухаживает за животными. Родители, любящие своего ребёнка, всегда рады показать его лучшие стороны. И, главное, родители дают практические, действенные советы. В конце собрание был подведён итог.
  5. В яслях мы использовали такую форму родительского собрания как «Ток–шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступали родители и воспитатели, учитывалась оценка детей психологом и врачом. Темой собрания был кризис 3-х лет. Родителям предложили различные ситуации, их нужно было рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументировать. Совместно с педагогом было определено понятие кризиса 3х лет, выделены причины, затем зачитаны мнения психологов. Все позиции совместно обсуждались. Родители сами определяли пути решения проблемы.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Мы считаем, что принятие этого права на учебу в школьном образовании для решения детского труда налагает на необходимость бесплатной школы, связывая ее с мерами, которые увековечивают бесплатное предоставление школьных принадлежностей и финансовых ассигнований слоям социальных недостатков, улучшая школьную инфраструктуру. Но для школы также необходимо восстановить доверие родителей, улучшив ее качество и цель. Также важно расширить доступ к среднему образованию через инфраструктуру, чтобы обеспечить, чтобы обучение не ограничивалось начальным образованием для самых бедных слоев населения.

То же можно сказать и о совместной работе над тематическим планом. К примеру, в этом году мы начали изучение Конвенции о правах ребёнка. И знакомить с данным документом пришлось не только детей, но и родителей. Когда по тематическому плану мы проходим времена года, без родителей тут никак не обойтись: они расширяют знания детей при помощи прогулок в лес, парк и т.д. Когда мы готовимся ко Дню защитников Отечества или к 9 Мая, именно родители посещают с детьми музеи, памятники, библиотеки и т.д.

Все это требует более активного участия правительства Буркинабы. Наш обзор карьеры показывает, что детский труд руководствуется четырьмя основными измерениями и не определяется исключительно экономически. Родители и дети хорошо осознают суровость работы, но далеко не думают, что школа станет идеальной заменой детскому труду. Некоторые заинтересованные стороны считают, что для поддержки школьного обучения детей семьям необходимо оказывать финансовую поддержку. Мы добавляем, что им также необходимо видеть «полезность» в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а это значит, что школа более доступна и качественно улучшена.

Огромную помощь оказывают нам, педагогам, те родители, которые участвуют в организации маршрутов выходного дня. Это посещение выставок, театров, музеев, экскурсий по городу и т.д.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации выставок поделок, рисунков и др.

Это выявляет сложность взаимоотношений между работой и учебой и необходимость расширения и диверсификации возможностей для формального образования и профессиональной подготовки работающих детей и подростков. Помещение детей на работу в современном мире. Тематическое исследование, Лозанна, Страница вторая.

Окончательные результаты, Уагадугу. Прут, «Построение и восстановление детства: современные проблемы социологического исследования детства», Лондон, «Пресса Фалмера», стр. 7. На третьей сессии обсуждались сложные отношения между популярными семьями и школами, основанные на исследованиях и представлении экспериментов и диагностики на территории.

Традиционно родители принимают участие в конкурсах, соревнованиях и развлечениях (23 февраля, 8 марта, День Матери, «В гостях у сказки» и мн. др.). Все участники обязательно награждаются грамотами. В детском саду также есть опыт проведения совместных зарядок (дети, родители, педагоги).

Семейный театр - конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий. Примером такой работы является постановка в ДОУ сказки «Три поросёнка».

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Контрольная работа

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

І. Традиционные формы работы с родителями

воспитание родитель педагог

1. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада, это: врач, логопед, психолог и др. Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в умственном развитии». Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по - теме. Здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т.д.

Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения). Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д.

Экскурсии по саду, проводятся с целью ознакомления родителей с жизнью детей в ДОУ.

Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т.д.

Субботники - объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.

Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной категории должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Первое посещение семьи выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривает более частые задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем, знакомство с положительным опытом семейного воспитания, выяснений условия подготовки к школе и т.д.

2. Беседы - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение ее особенность -- активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т.д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме « Консультации», «Спрашивали - отвечаем» и т.д.

Плановые консультации в детском саду проводятся систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультация по детскому саду согласно годовому плану.

Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Также существуют индивидуальные и групповые консультации, куда можно приглашать специалистов из детского сада.

Для «заочной консультации» готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

3. Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена инфо по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены:

Фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда оно смогут побеседовать с родителями об их детях,

Режим дня

Расписание занятий,

План мероприятий на месяц,

Словарь добрых слов и выражений,

Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.

Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фото детей, стихи о саде Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтоб листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.

Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики:

Взрослым о детях,

Консультации специалистов,

Детские новости,

Наши победители,

Говорят малыши,

Наши достижения и т.д.

Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно. Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы. Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши - крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов.

Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально. Объявления - приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т.д. Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неё помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.

II. Нетрадиционные формы работы с родителями

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологических опросов;

Индивидуальные беседы;

Картотеки;

- «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

Переписка по электронной почте;

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди- телей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Мини-собрания

Педагогическая гостиная

Устные педагогические журналы

Исследовательская, проектная деятельность

Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники

Интерактивные досуговые мероприятия

Выставки работ родителей и детей

Семинары

Мастер-классы

Дни добрых дел

Турниры знатоков

Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Буклеты

Электронные газеты

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Выпуск стенгазет

Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Также к нетрадиционным формам можно отнести:

«Педагогическая гостиная»

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционные формы общения педагога с родителями. Групповые родительские собрания и конференции, педагогические беседы. Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями подготовительной группы в дошкольном учреждении №96 "Умничка".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Современный подход к проблеме сотрудничества детского учреждения с семьей. Традиционные и нетрадиционные формы совместной работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ. Сценарий родительского собрания "Игра – не забава".

    контрольная работа , добавлен 22.07.2015

    Работа учителя с родителями: задачи, функции и основные формы. Нетрадиционные формы сотрудничества. Стратегия взаимодействия с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. Педагогический анализ и содержание форм коллективно-творческой работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Основные задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников: укрепление физического здоровья; развитие познавательных интересов; создание условий для развития эстетических чувств детей. Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя с родителями.

    доклад , добавлен 06.11.2013

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Анализ современного состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определение общих особенностей взаимодействия семьи дошкольника и дошкольного учреждения. Описание традиционных и нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями.