Составление план конспекта. Что такое план-конспект, виды конспектов. Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

Ключевые слова.

Как делать выписки

Правила записи текста.

Учись слушать

1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает внимание.

2. Настройку на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслабленно тело, расслабляется и внимание.

3. Вникни в формулировку темы лекции.

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

Однако маловероятно, что для заполнения панелей будут выбраны плохие рефераты. Посмотрите на образец аннотации ниже и попытайтесь определить разделы тезисов, которые описывают цель, тему, основные разделы и выводы. Посмотрите пример введения ниже и попытайтесь определить разделы введения, которые описывают цель, предысторию, область применения, методологию, предположения и план отчета.

В сводке один или несколько тематических текстов сводятся к основному.

Для этого нужно было хорошо понимать исходный текст. Если, например, в газетном отчете речь идет о нынешней политической ситуации, для этого требуется много базовых знаний, чтобы иметь возможность сократить текст до необходимого. Только тогда основные сообщения действительно могут быть распознаны и записаны. Резюме относится только к фактическим текстам. Названы литературные тексты.

4. Осознай поставленную цель.

5. Изучи план лекции.

6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.

7. Старайся представить услышанное.

8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.

1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.

Объяснение видео: краткое изложение объяснено

Каков наилучший способ действий

Основные сообщения реструктурируются в сводке и передаются по их собственным словам, не добавляя ничего. Для этого вам нужно хорошо спланировать резюме, обобщить темы и установить связь между собой.

Объяснение видео: Как написать резюме

Для краткого изложения обратите внимание на следующее. Не приоткрытый, слегка измененный язык автора избегает высказываний автора в литеральных цитатах, максимально цитирует ключевые слова с кавычками. Структура сводки соответствует типичной схеме: введение, основная часть, заключение.

2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те без которых не теряется главный смысл.

4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы, закончит запись дома.

Примеры введения резюме

Введение содержит всю основную информацию исходного текста в любом порядке. Тип текста Заголовок Автор Источник Дата публикации Тема. . Редакционная статья «Политика, неспособная гражданам» Макса Мустермана из Зальцбургской Нахрихтенской вом. Автор короткого отчета не упоминается. В «Текстовом типе» «Название» «Автор» из «Источника» из «Даты» речь идет о «теме».

Пример резюме

Основная часть содержит фактическое резюме исходного текста. Краткое воспроизведение основных заявлений, реструктурированных и обобщенных в настоящем, объективно и объективно. Вывод может быть опущен или содержит личное мнение об исходном тексте. Собственное мнение о ключевых сообщениях исходного текста в нескольких предложениях. Это резюме основано на двух газетных текстах.

5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.

7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.).

8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.

  • Повторите основные заявления.
  • Обобщите основные утверждения на графике в тексте 2.
  • Поместите два текста по отношению друг к другу.
Резюме было написано на основе этого письменного плана.

Это резюме структурировано во введении, основной части и вывода.

1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста - это улучшает его обозреваемость.

2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения:

Подчеркивание и отчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделение одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пестрые картинки);

Что полезного можно вычитать во введении?

Комментарий Майкла Фёлькера «Политический удушье: побочный ущерб» из стандарта. Тем не менее это отвращение не должно приводить к отставке. Фелькер призывает к усилению давления на политические элиты, чтобы разъяснить эти утверждения. Судебная система также играет важную роль. Кроме того, гражданин должен взять на себя политическую ответственность и участвовать в публичном дискурсе, чтобы добиться политических изменений. Более того, более двух третей недовольны Европейским союзом.

Когда дело доходит до равенства мужчин и женщин, австрийцы даже недовольны. С другой стороны, жизненная ситуация и качество жизни в Австрии в значительной степени положительны. Почти большинство австрийцев считают евро позитивным. Написание резюме является одним из основных навыков написания. Тем не менее, многие люди все еще не знают, как выглядит правильное резюме. Вот несколько правил, что нужно делать правильно во время написания и что не работает.

Отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

Пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);

Нумерацию;

Выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила).

Со временем у вас вырабатывается своя система выделений.

3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

Цель резюме - дать читателю хорошее и максимально подробное представление о тексте, который он еще не читал. Резюме должно быть максимально кратким и кратким, при этом предоставляя читателю хорошую информацию. Чтобы написать хорошее резюме, необходимы разные шаги. Важнейшей основой является то, что обобщенный текст определенно понятен.

Напишите краткое содержание: Подготовка

Писать резюме: Ничто не работает без подготовки. Это также означает: не просто читайте один раз, но по крайней мере дважды, лучше даже три раза. Вы также должны внимательно прочитать второй проход. Это означает, что вы должны делать заметки на краю и подчеркивать важные моменты с помощью текстовых маркеров.

Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.

Выписки - наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписывают отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстративный материал. Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников.

Существующие виды конспектов

Подумайте заранее о конкретной системе, с которой вы чувствуете себя комфортно, и это логично для вас. Не следует: вы никогда не должны предполагать, что можете полностью понять текст, если вы его прочитали только один раз. Неструктурированное представление текста шаблона является большой проблемой для успеха сводки. Суть заключается в том, что читатель имеет хороший обзор текста шаблона, а затем точно знает, о чем он.

Это правило применяется универсально и универсально ко всем подобным текстовым формам. Тексты, написанные в настоящем времени, намного легче захватывать читателем и гораздо более доступны и удобоваримы. Резюме состоит в том, что читатель может быстро увидеть, что такое конкретный текст. Хороший пример: Франц влюблен в Амалию и хочет остановить ее руку. Поскольку она не хочет его и отказывается от нее, Франц угрожает отправить ее в монастырь.

1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.

3. Стремись к краткости записи.

4. Отделяй одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпиши все данные источника.

Ключевые слова - это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.

Не следует: избегать изменения времени и сложных конструкций предложений. Пассивные конструкции и прошлые времена, в частности, не способствуют хорошему и легко потребляемому тексту. Вы также должны избегать написания длинных предложений вложенности и размещения многих запятых. В конце концов, вы всегда должны оставлять ненужную информацию и слова заполнения.

Плохой пример: Франц очень влюблен в красивую Амалию и давно хотел остановить ее руку. Будучи молодой, но украшающей себя снова и снова, Франц очень зол и грозит ей снова и снова долгое время помещать их в монастырь. Кто, что, как, когда, где и почему. Если вы согласитесь с этими вопросами, ничто не может пойти не так, потому что именно так вы использовали самую важную информацию в своем вступительном слове. Речь идет о соперничестве двух братьев Карла и Франца фон Мура. Младший брат Франц пытается интригой превзойти своего старшего брата Карла, чтобы прийти в наследство отца.

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план – конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта:

Системность и логичность изложения материала,

Краткость,

Убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования

Техника составления конспекта

Не делайте: никогда не используйте слишком сложные и сложные предложения во введении, потому что это путает читателя. В первых двух или трех предложениях должно быть ясно, что такое текст, кто написал его, когда, где и почему. Избегайте длинных предложений и ненужной информации, которые могут запутать читателя. Неточные и неясные фразы делают текст жестким и скучным.

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Плохой пример: драма «Разбойники» Фридриха Шиллера написана в пяти действиях, которые также разделены на разные сцены. Кроме того, драма была написана в более раннюю эпоху Штурма и Дранга, в которой были написаны многие другие драмы. В принципе, книга о двух братьях, сражающихся за наследство, одна более уродливая, чем другая.

1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.

Здесь вы не только показываете, что поняли текст, но и довели ядро ​​текста шаблона до точки. Всегда следите за тем, чтобы вы структурировали текст структурированным образом и не смешивали отдельные точки и хронологию обобщенного текста. Важно, чтобы читатель вашего резюме получил полную картину шаблона. Не делайте: то, что вам обязательно нужно избегать в сводке, - это цитаты и прямая речь. Оба ничего не потеряли в вашем тексте и обеспечивают неструктурированный образ текста. Даже изменение времени, например, от настоящего к прошлому, может смутить читателя вашего резюме.

4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

Конспект - систематическая, логически связанная запись содержания читаемого материала, объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из этих типов записи. В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает содержание в той последовательности изложения, в которой оно предлагается в читаемом источнике. Для составления конспекта отбирается самая важная и существенная информация. Главные положения выделяются, важные слова, словосочетания подчеркиваются. Каждая новая мысль начинается с новой строки. В конспекте следует указывают: фамилию автора, название источника, место, время его издания, страницы.

Что такое свободный конспект?

Хороший пример косвенной речи: В начале драмы Карл упоминает, что почта прибыла из Лейпцига. Плохой пример: Франц говорит прямо в начале: «Сообщение прибыло - письмо от нашего корреспондента в Лейпциге». Это потому, что в истинном смысле он снова обобщает сводку, которая часто считается излишней. Вы также можете придать тексту персональный характер. То есть, вы можете, например, написать свое собственное мнение по тексту, сделать обзор работы или написать о стиле. Сделайте себя как можно короче и лаконичнее, и придерживайтесь спецификации примерно от трех до четырех предложений.

План – конспект

Это сжатый в форме плана пересказа прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание.

Прежде всего, ясно, что текст трейлера отличается от основного тела. Дайте понять, что текст отражает ваше мнение, а не универсальные знания. Хороший пример: драма о семейной вражде, которая может быть классифицирована в социальном контексте. Франц Моор интриги против любимого брата своего отца Карла Мора. Он считает, что его отверг отец и присоединился к банде грабителя, чтобы отомстить за «социальную» несправедливость. Стиль и язык прекрасно вписываются в настроение потрясения Штурма и Дранга и направлены на то, чтобы в то время желание восстать против властей и существующей системы.

Этапы работы

1. Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируй и запиши вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект.

Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы

1. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1).............(цитата);

.............(цитата);

............(вывод).

2) основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.

4. Сделай общий вывод.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Виды конспектов

Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.

Схематический план . Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2-3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта

  • Необходимо просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины;
  • Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.
  • Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом.
  • Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.
  • Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  • В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.
  • Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
  • Не нужно забывать об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
  • Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» — словом «работа».
  • Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
  • Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
  • При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
  • Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.
  • Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.
  • Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но стать делать это с удовольствием. Это большое наслаждение — познать те истины, которые доселе казались недоступными.