Что такое куклотерапия в детском саду. Куклотерапия

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости.Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста применяю куклотерапию.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – обезьянка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки . Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и со переживает.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии , помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег , которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах : ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова , впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма , справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут , потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным , не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной. Куклу ребёнок делает сам , и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы .

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление» .

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими. Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей. У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю

Куклотерапия, по сути, – это творчество . А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 3 392

Татьяна Белоусова

В данном проекте происходит интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии, метод моделирования. игровые методы, мнемотехника, куклотерапия, обучение в сотрудничестве.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети группы № 10 (подготовительный, старший и средний возраст, дефектолог, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей, их музыкальности, познавательного и речевого развития.

Задачи проекта:

1. Активизировать познавательный интерес детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

3. Снимать зажатость и скованность.

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

5. Развивать чувство ритма и координацию движений.

6. Развивать пластическую выразительность.

7. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

8. Развивать дикцию.

9. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

10. Знакомить с театральной терминологией.

11. Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемый результат:

1. Дети умеют действовать согласованно.

2. Умеют снимать напряжение в отдельных группах мышц.

3. Запоминают заданные позы.

4. Умеют произносить слова, фразы в разных темпах, громко-тихо.

5. Умеют строить простейший диалог.

6. Знакомы с основами кукловождения.

7. Знают историю кукольного театра.

Использование кукол по лексическим темам недели.

Овощи. - Мышка

Фрукты. - Обезьянка

Ягоды. Грибы. - Ёжик

Осень. - Мудрая сова

Деревья. - Белочка

Дикие животные наших лесов. - Мишка

Дикие животные южных, северных стран. - Бегемот

Домашние животные- Кошка

Домашние птицы. - Петух

Семья. - Дедушка

Наш город. Наш край. - Бабушка

Россия- родина моя. - Иванушка

Зима. Зимние забавы. - Иванушка

Зимующие птицы. - Снегирь

Новый год. - Снеговик

Игрушки. - Робот

Посуда. Продукты питания - Федора

Одежда. Головные уборы - Маша

Обувь. - Кот в сапогах

День защитника Отечества. - Заяц-хвастун

Мебель. - Три медведя

Мамин праздник. - Маша

Профессии. - Иванушка

Инструменты. -Три поросенка

Весна. - Облачко

Перелетные птицы. - Сова

Космос. - Собака

Человек. - Фиксик Нолик

Рыбы. - Золотая рыбка

День Победы. - Дедушка

Насекомые. - Бабочка

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие Речевое развитие

Беседы на тему

«Как появилась первая кукла?»

«Первый кукольный театр»

«Любимые куклы разных стран»

Рассматривание карт России и мира.

Составление творческих расска-зов:

«История одной куклы»

«Мой поход в театр»

Составление словесных описаний

«Угадай, что за кукла?»

«Моя любимая кукла» (использование мнемотаблиц)

Написание сценариев к мини-спектаклям.

Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.

Работа с родителями в рамках проекта:

Оформление альбома «Театр и дети»

Консультация для родителей «Кукольный театр на вашей кухне»

Совместное посещение театра

Изготовление кукол из бросового материала

Заключительный этап: показ кукольного спектакля для родителей и гостей.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Позновательно - исследовательский проект «О чем молчат куклы» Тема проекта «О чем молчат куклы» Авторы проекта: Группа воспитанников средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольск Руководитель.

Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.

 /  Куклотерапия для детей

Всю большую популярность среди детских психологов набирают методы арт-терапии. Направление подразумевает использование разных форм художественной деятельности для стимулирования развития и решения проблем. Мы решили поговорить о куклотерапии - методе арт-терапии, который часто используют психологи в работе с маленькими пациентами.

В статье мы подробно расскажем о методе куклотерапии в психологической работе с ребенком. Кроме того, мы выясним, чем хороша такая методика.

Что за методика?

Общение с игрушками — важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения ребенка является очень даже действенным.

Стоит отметить, что, как было сказано выше, арт-терапия сегодня применяется и взрослыми, и детскими специалистами. Скорее всего, вы видели на полках магазинов раскраски для взрослых, которые, по задумке создателей, помогают снять стресс или отвлечься от ежедневных проблем. Игра в куклы ничем не хуже: с помощью такой игры, доверительного разговора с предметом, который ребенок одушевляет и наделяет особыми свойствами, можно добиться отличных результатов. Действительно, метод куклотерапии помогает снять стресс, стимулирует развитие малыша и даже корректирует поведение в определенных случаях.

«С одной стороны, ребенок посредством куклы ощущает ответственность за ее действия, поведение, находит выражение эмоциям, чувствам, состоянию, с другой стороны, взрослый опосредованно осуществляет воспитательное воздействие, которое не воспринимается ребенком как указание, поручение и не вызывает сопротивления у детей».

Когда ребенок играет с куклой, он создает собственную реальность, подражая окружающим его ситуациям. А так как игра является максимально естественным для ребенка процессом, использование ее в качестве метода психологической помощи и коррекции — пожалуй, один из самых мягких, но эффективных способов.

Какие проблемы решает?

Любая психологическая методика направлена на достижение определенных целей: коррекцию поведения, снятие зажимов, стрессов, определение социальной роли, помощь в самосовершенствовании, развитии и т.д. Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Во-первых, куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком или между детьми (в случае, если методика применяется в группе). Кроме того, очень часто с помощью нее психолог или педагог может легко сплотить детский коллектив или помочь в его естественном формировании.

Во-вторых, доверительный разговор с куклой, игра или совместное изготовление куклы, которая затем «оживет» — это рука помощи в снятии эмоционального напряжения.

В-третьих, куклотерапия способствует развитию внимания, художественного восприятия, долгосрочной и краткосрочной памяти.

В-четвертых, куклотерапия бесконечно разнообразна, а значит — этот метод может включать в себя и образовательную функцию. Вы или специалист сможете обогатить малыша информацией об окружающем мире.

В-пятых, психологические игры с куклами помогают в социальной адаптации ребенка. Это важно в детском саду, школе или других учреждениях, где малыш проводит время в коллективе.

В-шестых, сеансы куклотерапии у профессионального психолога могут помочь справиться с , и травмами эмоционального характера.

«Куклотерапия применяется к детям практически любого уровня развития, так как психологом обязательно устанавливается атмосфера теплоты и принятия, направленная на соответствие потребностей каждого ребенка.

Психолог относится с чувством уважения к способностям каждого ребенка, принимает последнего таким, какой он есть, устанавливает ограничения только необходимые для закрепления эффекта терапии в реальной жизни и для того, чтобы ребенок осознавал меру своей ответственности в отношениях.

Единственное, что не рекомендуют российские и зарубежные специалисты, это применение метода с очень агрессивными детьми, так как таким детям требуется жестко регламентированная система поведения и ограничения, что является несвойственным для данного арт-терапевтического метода».

Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»


Способ применения

Как же происходит сеанс куклотерапии? Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с ребенком психолог разыгрывает с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает ребенку разобраться в причинах стресса, отклонений поведения и других реалиях повседневности (об этом мы говорили в предыдущем параграфе).

Так как куклотерапия — это, в первую очередь, арт-методика, способ проведения сеансов может меняться в зависимости от профессионализма психолога и особенностей характера определенного ребенка.

Например, это может быть кукольный театр, когда ребенок смотрит на ситуацию со стороны и самостоятельно или с помощью специалиста делает правильные выводы, которые влияют на дальнейшее поведение в обычной жизни.

Это может быть доверительный разговор на определенную тему с ребенком с помощью одной или нескольких кукол. Порой малышу легче открыть самое сокровенное не взрослым дядям и тетям (даже если это мама с папой), а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора ребенок рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте.

Следует упомянуть и о том, что в этом методе арт-терапии могут быть использованы самые разнообразные куклы: отдельно взятые персонажы мультяшного мира, любимая игрушка малыша, театральные куклы (марионетки, куклы-варежки, ростовые и пальчиковые куклы) и другие. Опытный специалист легко определит, что именно использовать в процессе куклотерапии, ведь, как вы понимаете, для каждого ребенка это индивидуально.

Например, пальчиковые куклы (можно рисовать на пальцах, сделать их из колпачков, бумаги или шариков) можно изготовить вместе с ребенком и использовать для быстрой диагностики эмоционального состояния.

Другой вариант — картонные плоские куклы. Лица бумажных персонажей можно менять в зависимости от эмоционального состояния, такая «театральность» в качестве методики помогает детям с проблемами формирования личности.
Куклы-перчатки позволяют использовать несколько персонажей в процессе сеанса арт-терапии: психолог может разыграть спектакль, которые укажет на проблемы развития и поведения малыша или скорректирует имеющиеся проблемы.

Этапы куклотерапии

Безусловно, куклотерапия может быть использована психологом в качестве прикладного метода психологической поддержки, для выявления проблемы, над которой предстоит работать психологу. Однако если говорить о куклотерапии как о комплексном явлении в коррекции поведения и решении задач детской психологии, то стоит выделить несколько этапов.

Первый этап — это изготовление куклы. Если в ходе терапии психолог использует куклы, которые он может изготовить с ребенком (пальчиковые, из бумаге, рисунки на ладонях и прочие), то в процессе совместного творчества специалист может устанавливать контакт с ребенком. Малыш начинает доверять психологу, поэтому на дальнейших сеансах ему будет проще раскрыться перед незнакомым человеком. Это особенно важно при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Второй этап — «оживление» куклы. В этот момент психолог может расспросить ребенка о его кукле: какая она, как зовут, почему она так выглядит, что она любит, с кем дружит. Ответы на вопросы помогут специалисту понять личность ребенка, раскрыть его сущность и найти места, которые влияют на поведение малыша.

Третий этап — непосредственная сказкотерапия в тех формах, о которых мы говорили выше.

«Как один из методов арт-терапии куклотерапия развивает способность эмоциональной саморегуляции, предупреждает развитие нервно-психических патологий у детей - снимает внутреннее напряжение, тревожность, недоверие к окружающему миру, корректирует поведенческие проблемы, развивает творческий потенциал.

Несмотря на то, что развитие и активное применения арт-терапевтических методик, в данном случае, куклотерапии, наблюдается в последние десятилетия, нужно отметить, что данная техника в определенной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими очень большой воспитательный потенциал».

Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»

В Красноярске методом куклотерапии работают многие детские психологи. С каждым годом эта разновидность арт-терапии становится все более популярнее, так как сочетает в себе классические приемы психологии, традиции и индивидуальный подход. Загляните в , чтобы найти опытного детского психолога, который сможет помочь вам решить проблемы с развитием и воспитанием вашего малыша.

Мы уверены, что смогли дать вам хотя бы частичное представление о куклотерапии. Мы уверены, что вы не столкнетесь с серьезными детскими психологическими проблемами, а все возникающие кочки и ухабы на пути воспитания и развития вашего малыша вы обойдете стороной. Терпения и здоровья вам, дорогие родители!

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ»

Касенова Юлия Есымовна воспитатель МАДОУ «Надежда» город Ноябрьск

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей - куклотерапией.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.

Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Данный метод используется в работе с эмоционально - неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи,

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения
  • воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.) , моторики

Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

Теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра) .

Веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями) .

Плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я» ) .

Перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой) .

Куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить) .

Куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять) .

Куклотерапия состоит из трех этапов:

  1. Изготовление куклы: присвоение имени (самый важный этап в куклотерапии, ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы – процесса творения новой жизни, пусть и сказочной) .
  2. Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней. (На данном этапе ребенок, оживляет куклу, впервые в жизни ощущает ответственность за ее действия, слова, учится находить выражение различным эмоциям, переживает и проигрывает жизненные ситуации, примеряет на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, находят недостатки персонажей) .
  3. Сказкотерапия с помощью кукол - постановка мини - спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего. Мини - спектакли для публики – важнейший аккорд данной работе! Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но что самое главное, это признание личности маленького актера. Ребенок начинает понимать, что он нравится, он нужен, а, значит, он счастлив!

Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу – марионетку.

Необходимые материалы:

  • Кусок ткани размером 50*50 см
  • Капсула от киндер-сюрприза
  • Мелкие предметы (бусинки, пуговицы)
  • Старые чулки (телесного цвета)
  • Вата или синтепон
  • Клей (бесцветный)
  • Пряжа

Изготовление куклы – марионетки:

Первый шаг: берем отрезок ткани (50*50) и складываем его так, чтобы получился треугольник, отрежьте небольшой уголок.

Второй шаг: в полученное отверстие вденьте концы завязанных чулок от «головы» .

Третий шаг: отрезок ткани пришейте мелкими стежками к «голове» .

Четвертый шаг: отложите куклу в сторону и приготовьте два небольших кусочка чулка.

Пятый шаг: возьмите вату и скатайте из нее два маленьких шарика.

Шестой шаг: положите один из ватных шариков на чулок и завяжите чулок узлом. То же самое проделайте со вторым ватным шариком. Это получились «кисти рук» куклы.

Седьмой шаг: к уголкам платья (50*50) пришейте изготовленные «кисти рук» .

Восьмой шаг: к рукам и боковым сторонам головы прикрепите прочные нитки для того, чтобы управлять куклой.

Для придания более нарядного вида «одежду» дополнительно украсьте кружевами, бусами, лентами.

Куклы - марионетки изготавливаются совместно со взрослыми и детьми. Дети являются «генераторами идей» , а взрослый – «помощником» .