Как воспитывать двойняшек мальчика и девочку. Воспитание близнецов: советы будущим родителям

Наверняка, многие обращали внимание спешащих в школу или детский сад одинаковых детей: внешность, одежда, обувь, кулёчки со сладостями. Это близнецы. Оплодотворившись, клетка делится надвое, и рождаются однояйцовые близнецы - мальчики или девочки, с одинаковыми генами и похожими отпечатками пальцев. Идентичны внешне.

Как воспитывать близнецов мальчиков?

Метод одинакового подхода к детям отмирает. По мнению психологов, это отрицательно сказывается на развитии личности детей. Тогда один близнец достигает жизненной цели, а другой не может себя найти, с семьёй определиться. Поэтому в близнецах стали воспитывать индивидуальность.

Как воспитывать двойняшек мальчиков? Особенности воспитания двойняшек мальчиков включают ряд факторов по развитию мужественности, доброжелательности, целеустремлённости. Также умения постоять за себя, стать достойным членом общества, самореализоваться. «Младшему» важно не потеряться в успехе «старшего» брата, ведь кто-то рождается первым.

Близнецы бывают двуяйцовые, которые развиваются из разных яйцеклеток, имеют разные гены и внешне не похожи. Таких детей называют двойняшками.

Воспитание двойняшек мальчиков строится следующим образом:

  • игрушки покупают разные, исходя из интересов братьев - не будет ссор;
  • приучают к режиму дня: спать, играть, принимать пищу в одинаковое время;
  • имена выбирают неодинакового звучания - Владимир и Пётр, Иван и Александр - для развития индивидуальности. Учат определять свои и чужие вещи - книга Саши, велосипед Ивана;
  • воспитывают уважение друг к другу, личному пространству и предметам обихода:
  • развивают умение высказывать точку зрения, не перебивая брата, терпение. Мама выслушивает каждого по очереди с одинаковым вниманием;
  • выделяют время для общения с каждым ребёнком отдельно, чтобы чувствовал себя нужным, достойным внимания, а не тенью другого брата;
  • родители хвалят детей за разные поступки и достижения.

Воспитание близнецов мальчиков проходит по стройной схеме, но каждая отдельная семья организует процесс по - своему. Родители основываются на нервно - психологическом развитии детей и индивидуальных особенностях каждого крохи.

Как воспитывать мальчиков погодок? Воспитание мальчиков погодок имеет ряд особенностей. Если брать возраст, где старшему сыну исполнился год, а младший только родился, то маме приходится разрываться между двумя одновременно. Одному всё внимание, как новорождённому, второй вступает в активный период знакомства с внешним миром, и ждёт эмоционального общения. Следует разобраться с режимом кормления, прогулок, сна для обоих.

Если совместить график деятельности малышей так, чтобы пункты совпадали в большинстве своём, маме станет легче управляться с детьми, они в равной степени будут наделены вниманием и заботой.

Как воспитывать двойняшек мальчиков в два года?

Если воспитание двойняшек мальчиков до года базируется в основном на физиологических процессах и приучению к графику приёма пищи, гигиенических процедур, то на втором году картина кардинально меняется.

Эмоции. Активно развивается эмоциональная сфера и психические процессы, а настроение меняется несколько раз в день у каждого из малышей. Трудно приспособиться, чтобы выбрать время для похода в магазин или детскую консультацию. Но факт принять как данность, выполнять домашние дела в заданном ритме.

Общение. У детей развивается сфера общения, что требует от родителей внимания к каждому отдельно. Но в тоже время, вырабатывать терпение, когда возникает необходимость в срочном звонке к педиатру, если кто-то заболел. Дети должны по интонации голоса матери или отца понимать, когда нужно замолчать на некоторое время.

Этикет и гигиена. Приучать к аккуратности во время приёма пищи и игры. Вытирать ребятишкам рты и руки бумажными полотенцами или салфетками. Второй год активен в развитии всех детей, и особенно у двойняшек - стремятся к познанию мира.

Годовалый малыш до конца не понимает, что изменилось в семье, нового младенца принимает за «живого пупса». Но долгое отсутствие матери с новым ребёнком воспринимает агрессивно. Родителям нужно дать понять - любимо дитя, но маленького в данный момент нужно запеленать или покормить. Поощрять приближение старшего крохи к новорожденному, давать прикасаться - это сближает детей.

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Фотобанк Лори

Ранее считалось, что должны воспитываться «под копирку». Они носили парную одежду, играли в одинаковые игрушки, ходили в школу с одинаковым уклоном. Сегодня мнение педагогов в отношении такого метода воспитания близнецов изменилось. Применение единого стандарта, как показала практика, часто играло с двойняшками злую шутку, лишая их индивидуальности, травмируя личность. Часто жизнь складывалась удачно только у одного из близнецов. Второй, вместо того, чтобы идти к своей цели, заниматься делом, которое нравится, был вынужден следовать за биологическим двойником и являться свидетелем его жизненных успехов.

Развитие личности близнецов

Близнецы обычно более самостоятельные, чем дети-«одиночки». Им вполне комфортно и весело проводить время вместе.

Однако у близнецового союза есть и недостатки. Часто у близнецов нарушается так называемый процесс самоидентификации, восприятия себя как полноценной личности. Дети видят друг друга как продолжение себя, то есть, единое целое они составляют только вместе. В связи с этим близнецы часто практикуют некое «разделение труда». Один малыш, скажем, осваивает : отлично рисует, лепит из пластилина, собирает конструктор. Другой берет на себя коммуникативные социальные навыки и вступает в общение с внешним миром, представляя интересы обоих. Это может привести к дезориентации личности в обществе и торможению развития определенных навыков и умений.

Поодиночке двойняшки и вовсе могут «потеряться», станут скованными, замкнутыми. Именно поэтому так важно, чтобы каждый из детей осознавал границы своего внутреннего «я», стержня, свойственного только ему, как личности. Для формирования индивидуальности необходимо наличие у каждого представителя близнецового симбиоза собственного пространства, игрушек и т.д.

Речевое развитие близнецов

Нередко у двойняшек отмечается задержка развития речи. Причиной данного диагноза может стать криптофазия – особенная «секретная» речь близнецов, понятная только им. По сути, это явление представляет собой слияние «человеческого» и «авторского» близнецового языков. Отучать детей от «близнецовой» речи следует незаметно и постепенно, так как при агрессивном запрете малыши, скорее всего, начнут придумывать новые кодовые фразы, чтобы их не понимали взрослые.

Двойняшки осваивают речь на 1-1,5 года позже детей-«одиночек». Как правило, первые осмысленные слова они произносят к 2-2,5 годам.

Близнецам часто свойственно наличие мелких речевых дефектов. Происходит это от того, что дети во всем копируют друг друга, в том числе и в неправильном произношении. Наиболее распространенным речевым дефектом является «проглатывание» окончаний предложений. Это связано с тем, что малыши, хотя и очень привязаны друг к другу, все же порой ощущают себя соперниками – они спешат первыми рассказать маме и папе что-то новое, важное. В этой спешке и теряются окончания слов. На данном этапе стоит обратиться к помощи логопеда , который поможет скорректировать речевое произношение.

Родители должны помнить, что являются примером для подражания: малыши ловят каждое ваше слово, перенимают интонации, обогащают словарный запас. Поэтому очень важно следить за своей речью в присутствии близнецов. Учите детей слушать друг друга, не перебивать, говорить спокойно, последовательно. Не нужно строить за ребенка предложения, договаривать слова – малыши должны делать это самостоятельно. Для формирования речи близнецов родителям следует запастись терпением и уделять время индивидуальному общению с детьми.

Полезные игрушки для близнецов

Итак, как мы уже убедились, в развитии близнецов присутствует множество факторов, которые затормаживают их психологическое и эмоциональное развитие. А поскольку игры занимают большую часть времени у детей 1-3 лет, очень важно подобрать игрушки, которые будут не только развлекать, но и развивать, корректировать особенности личности двойняшек.

Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие всех навыков, которые формируются у близнецов с опозданием. Игра в кукольный театр помогает развивать речь каждого ребенка, формирует логическое мышление, фантазию и воображение, учит играть в команде и нести при этом личную ответственность за течение игры – сюжет зависит от действий и поступков персонажей, а ими, в свою очередь, управляют кукловоды-близнецы.

Логические игры – лото, домино, «мемори» и т.д. В таких играх каждый из близнецов играет сам за себя, а это учит самостоятельно принимать важные решения, проявлять, высказывать и отстаивать собственное мнение. Хорошо, если в таких играх принимают участие и другие члены семьи.

Игры на развитие мелкой моторики – «Бревнышки», «Собери 4», «Балансирующая башня» и т.д. лучше покупать в двух экземплярах. Тогда близнецы смогут устраивать мини-соревнования, и каждый будет развивать свои способности, не поручая это своему биологическому двойнику. Очень важно, чтобы дети научились играть и сообща, и независимо друг от друга.

В возрасте 4-6 лет близнецам будут полезны настольные игры, направленные на развитие речи. Идеально подойдет, например, «Скраббл» – игра представляет собой упрощенную форму кроссворда. Близнецы придут в неописуемый восторг от «Активити». В этой игре дети учатся описывать предмет с помощью слов, ищут им синонимы, а также знакомятся с техникой пантомимы. Различные «игры-ходилки» тренируют память, развивают логическое мышление, учат играть в команде, уважать соперников, но, при этом, отстаивать свои интересы.

Важно, чтобы помимо «общих» у детей были и собственные игрушки.. Это могут быть детские коляски, наборы для песочницы, машинки и куклы. Приобретая разные игрушки для близнецов, важно, чтобы они характеризовали индивидуальные черты ребенка, но при этом были максимально равноценными. Если это, например, куклы, то они могут быть разными визуально, но одинаковыми по размеру. В таком случае опасность развития ревности и ненависти друг к другу сводится к нулю: дети понимают, что мама и папа любят их одинаково.

«Личные» игрушки двойняшек должны быть неприкосновенными. Задача родителей – научить малышей уважать собственность другого. Чтобы поиграть в «личную» игрушку брата или сестры нужно спросить разрешения, или предложить равноценный обмен.

Очень часто в паре близнецов один бывает заводилой, а второй – послушным исполнителем. Чтобы скорректировать поведение каждого из них, во время сюжетно-ролевых игр предложите детям меняться ролями. Так в каждом из близнецов будут формироваться лидерские качества.

В речевом развитии близнецы догоняют своих сверстников к началу обучения в школе. Однако им больше, чем детям-«одиночкам», нужна стимуляция к , и родители должны помнить об этом, воспитывая двойняшек.

Появление в семье ребенка всегда связано с изменениями в привычном укладе жизни взрослых. Появление сразу двоих детей – удваивает хлопоты и радости.

Воспитание двойняшек требует особого подхода. Ведь даже их появление на свет – настоящее чудо, которое до сих пор не могут объяснить ученые: женская матка рассчитана на вынашивание только одного ребенка.

Находясь еще в утробе матери, дети постоянно ощущают друг друга, учатся взаимодействовать. Они настолько тесно связаны незримыми психологическими нитями, что не представляют жизни друг без друга. Поэтому воспитание близнецов будет отличаться от воспитания одного ребенка.

Особенности физических и психических процессов

Все двойняшки рождаются меньше весом и ростом, чем «одиночки». И это неудивительно, ведь два плода в матке не дают расти друг другу: им мало места. Малыши сдавливают сосуды и не позволяют расти плаценте. Однако уже к двум годам их конституция становится такой же, как и у всех детей.

Психологическое развитие двойняшек тоже отстает. Это не связано с интеллектуальными способностями. Дело в том, что малыши, находясь постоянно вместе, не сразу могут отделить себя от брата или сестры.

Всем известно, что новорожденный ребенок не осознает «границ личности», то есть не может отделить себя от окружающих. С возрастом у крохи формируется понятие своего «я», и начинается оно с психологического отделения от родителей.

У близнецов все сложнее. Помимо разграничения себя и родителей, двойняшки должны научиться «разделяться» друг от друга.

Ситуация усложняется тем, что окружающие ассоциируют близнецов как одно целое. Родители с умилением одевают их в одинаковую одежду, делают идентичные прически и часто сами перестают различать детей, путая даже их имена.

Каково же самим малышам понять, кто есть кто, когда даже самые близкие люди не видят в этом особой необходимости.

Видя всеобщее умиление их сходством, они не считают нужным проводить границу между собой. Психологическая близость, которая возникает между детьми, накладывает серьезный отпечаток на их характер, умение общаться, преодолевать кризисные ситуации. Двойняшкам сложно найти друзей или создать семью, ведь необходимую помощь и поддержку они всегда могут найти друг в друге.

Чтобы близнецы выросли счастливыми, успешными людьми, способными адаптироваться в обществе и создать полноценную семью, нужно знать особенности воспитания двойняшек.

«Секретный» язык или единая жизнь

Специфика взаимоотношений двойняшек начинается с их вынужденного совместного существования в утробе матери. Они слышат и ощущают не только мать, но и друг друга. Поэтому с самого рождения эти малыши обладают уникальной способностью понимать друг друга, ощущать и принимать.

С одной стороны, это хорошо, ведь крохи никогда не будут чувствовать себя одиноко. С другой стороны, близнецы не видят необходимости в общении с другими детьми, поэтому часто им сложно наладить дружеские отношения со сверстниками.

Малыши создают свой особый мирок. Часто замыкаются в нем, придумывая игры и развлечения, которые интересны только им.

Компенсируя недостаточное внимание родителей, двойняшки часто изобретают «свой» язык, который понятен только им. Именно поэтому у них часто наблюдается задержка развития речи.

Ребенок копирует речь взрослых, перенимая у них даже интонацию. Близнецам этого не нужно, ведь они и так прекрасно понимают друг друга, копируя звуки, произнесенные друг другом. Взрослые редко понимают этот тайный язык.

Родители должны уделить развитию речи малышей большое внимание. Причем важно воспитывать речевые навыки у обоих детей, ведь копировать они будут друг друга.

Тесное взаимодействие и любовь друг к другу вовсе не исключает момента соперничества. Поэтому родителям важно показывать свою любовь малышам, не выделяя и не обделяя никого.

Отношения в паре

Находясь в тесном взаимодействии, в паре близнецов возникает четкое распределение ролей. Один из них является лидером, второй – ведомым.

Чаще всего ведомым становится тот, кто по физическим параметрам уступает брату или сестре. По мере взросления определение лидерства происходит по успеваемости и отношению взрослых.

Такое ролевое разделение имеет двоякое значение. Ведь лидер всегда может помочь, подсказать и поддержать. Однако при таком положении дел ведомый не сможет научиться принимать самостоятельные решения, всегда будет нуждаться в поддержке брата или сестры.

Часто близнецы распределяют роли во взаимоотношениях с другими людьми. Например, один из них – гуманитарий, который не только может сдавать экзамены по этим дисциплинам за двоих, но и общаться с другими людьми тоже за двоих.

Такое распределение ролей еще больше сближает детей, но и одновременно отдаляет от других. Они привыкают взаимодействовать со сверстниками и взрослыми только совместно.

Разный пол

Разнополые близнецы – это мальчик и девочка, которые имеют только около 50% общих генов. Они могут быть зеркальным отражением друг друга, а могут быть и совершенно разными внешне.

Разница в воспитании мальчиков и девочек существенна.

Помимо того, что им нужны разные игрушки для развития, у них могут быть сформированы совершенно различные предпочтения в еде, общении и даже режиме. Несмотря на то, что родители испытывают определенные трудности в связи с этими особенностями, они должны их всячески развивать и поощрять.

Развитие речи у таких близнецов происходит быстрее, чем у однополых двойняшек. Однако мальчики начинают говорить позже, чем девочки. В этом нет ничего удивительного, ведь такая ситуация характерна и для детей, которые появились на свет без пары.

Такие близнецы тесно сотрудничают, любят и чувствуют друг друга. Их связь не такая тесная, как у однополых пар, но родители должны также уделять внимание развитию их индивидуальности.

Индивидуальность на двоих?

Несмотря на поразительную схожесть, близнецы – две совершенно уникальные личности. И воспитывать их нужно соответственно.

Особенности воспитания близнецов состоят в том, что главной задачей родителей должно стать мягкое противостояние их «слиянию» в одно целое.

Дело в том, что малыши, взрослея, должны уметь четко отличать себя от других людей. Близнецам, которые замкнулись на себе, сделать это сложно. То есть крохи отожествляют себя с братом или сестрой. Чаще всего эта ситуация для них вполне комфортна и не вызывает внутренних конфликтов. Однако по мере взросления может привести к полному отторжению от других людей.

Малыши не любят говорить слово «я», они употребляют «мы», не понимая разницы между этими понятиями.

Такая ситуация чревата полной зависимостью друг от друга. Дети испытывают глубокий стресс, если «напарника» нет рядом в определенной ситуации. А это отразится во взрослой жизни, когда близнецы не смогут постоянно быть вместе.

Особенности темперамента

Особенности характера проявляются у детей по-разному. Если у однополых малышей они чаще всего одинаковы, то у разнополых могут быть диаметрально противоположными.

Сложно говорить о конкретных типах темперамента у детей. Однако психологи выделили несколько основных групп, по которым можно судить о характере ребенка, а также способах корректирования недостатков малышей. Рассмотрим основные типы темперамента у близнецов:

  • Наблюдатели.

Это спокойные, уравновешенные дети, которые отличаются завидным послушанием. Им не придет в голову ослушаться родителей или сделать что-то, что противоречит указаниям взрослых. Малыши с удовольствием наблюдают за всем, что происходит вокруг них. Они аккуратны и терпеливы.

  • Исследователи.

Малыши спокойно относятся к руководству взрослых. Им нравятся логические задания. Однако услышав новый, неизведанный ими звук, или заинтересовавшись новым предметом, они безотлагательно отправятся его исследовать. Пытаются проявлять самостоятельность, но делают это только тогда, когда им что-то крайне интересно.

  • Пионеры.

Они не способны на спокойное наблюдение. Для познания мира им необходимо все потрогать, попробовать, разобрать. Не терпят ограничения свободы. Видя предмет, достойный их внимания (а это происходит ежеминутно), малыши сделают все возможное и невозможное, чтобы исследовать его.

Так как близнецы находятся в тесном взаимодействии, они умеют поддерживать друг друга в любом начинании.

Воспитание близнецов в семье – задача не из легких. И от того, насколько справятся с ней родители, будет зависеть будущее детей. Правильное семейное воспитание поможет избежать отклонений в развитии малышей, помочь развиться их природным склонностям и талантам, наладить хорошие отношения со сверстниками.

Чтобы двойняшки выросли самостоятельными личностями, родители должны следовать следующим рекомендациям:

  • Развивать индивидуальность каждого малыша через самостоятельную деятельность;
  • Взрослые должны находить время для общения с каждым ребенком в отдельности. Дети должны иметь свое время общения с родными, которое им не нужно ни с кем делить.
  • Не стоит подчеркивать сходство малышей. Покупайте им разную одежду и игрушки. Позвольте самостоятельно, отдельно друг от друга, выбирать подарки и вещи;
  • У каждого ребенка должны быть свои вещи и игрушки;
  • Поощряйте общение со сверстниками;
  • Помните, что у каждого близнеца есть имя. Не стоит называть их просто двойняшками.
  • У каждого малыша должно быть свое, индивидуальное задание, а не одно на двоих.
  • Не стоит возвышать одного ребенка над другим. Дарите им равное количество любви, внимания и ласки.
  • В парах с разнополыми близнецами важно акцентировать внимание на половой принадлежности, чтобы девочка не перенимала мужские черты характера, а мальчик не стал женственным.
  • Воспитывайте собственным примером.

Сумейте помочь каждому ребенку почувствовать свою особенность, индивидуальность. Позвольте заниматься каждому тем, что интересно только ему. И тогда близнецы обязательно будут счастливы в дальнейшей взрослой жизни.

Появление в семье близнецов – это двойное счастье. Ведь новорожденные еще до появления на свет имеют друга, связь с которым длится всю жизнь. В период их рождения родители сталкиваются с определенными трудностями, так как двое маленьких детей – это действительно сложно. Каждый из них требует внимания, ухода. Правильное воспитание близнецов – это основа, которую должны взять за правило родители. Ведь именно ошибки, допущенные в воспитании, могут сказаться на их дальнейшей жизни.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности

Рождение близнецов можно назвать чудом, которое может произойти в 1% случаев. Природа позаботилась о том, чтобы женщина могла выносить и родить здорового ребенка. Поэтому матка рассчитана на один плод. Но вынашивание одновременно 2, 3 и больше детей также возможно. Естественно, беременность в таких случаях протекает сложнее, ведь присутствует огромная нагрузка на женский организм. Да и после появления детей на свет ему требуется больше времени для восстановления.

На сегодняшний день близнецы появляются на свет, как правило, путем кесарева сечения. При этом их рост и вес могут быть слишком маленькими. Но после года малышам удается набрать все необходимое. И после 2 лет они ничем внешне не отличаются от обычных детей. Но все же близнецы особенности в развитии определенные имеют:

  • Позже начинают говорить и ходить;
  • Живут в своем маленьком мире;
  • Чувствуют переживания брата или сестры на расстоянии;
  • Не очень хорошо учатся в школе;
  • Могут испытывать трудности в семейной жизни.

Интересно! В древних мифах близнецов олицетворяли как божественных созданий, которые имели определенный дар. Считалось, что их общение может происходить без слов.

Не «Мы», а «Я»

Воспитанию близнецов в семье должно уделяться большее внимание, чем одному ребенку. И связанно это вовсе не со временем, которое требуется потратить, а с особенностями этого процесса. Очень часто родители с того похожих между собой детей, делают и вовсе одинаковых. Они одевают их одинаково, прививают любовь к одному и тому же хобби.

Все это дает предпосылки для того, чтобы окружающие люди воспринимали детей, как одно целое, а ведь каждый из них – это индивидуальная личность. Поэтому детям в более старшем возрасте следует дать возможность самостоятельно выбирать себе гардероб, а в младенческом этим вопросом должны заняться родители.

С рождения у детей нужно развивать индивидуальность. А любые попытки со стороны родственников уровнять их – предотвращать. Довольно часто родители не уделяют внимания тому, что иногда родственники путают детей и называют их именем второго близнеца. А одинаковая прическа и одежда только способствуют этому.

Маленьким близнецам приходится сложнее, чем обычным детям. Ведь им приходится не только учиться отличать себя от мамы, но и еще от брата или сестры. И когда сами взрослые не могут этого сделать то, что уж говорить о ребенке.

Для того чтобы дети понимали, что каждый из них индивидуальность, не нужно сопоставлять их одному целому. Им нужно объяснять, то каждый из них – это личность, и должен иметь свое «Я». Если же этого не объяснить, то ребенок, у которого имеется авторитет, будет и по жизни вести за собой второго. И если в детском возрасте это не так критично (общие увлечения, друзья), то во взрослом может вылиться в нереализованность и одиночество.

Важно! Неправильное воспитание способно обречь одного из близнецов на одиночество. У одного близнеца будет семья, и он будет счастлив. Второй же, как правило, будет находиться недалеко от него, и жить его жизнь (помогать по хозяйству, в воспитании детей, по работе).

Речь и интеллект

Особенности воспитания близнецов могут сказать на их речевом развитии и интеллекте. Нередко приходится замечать, что такие дети в большинстве случаев отстают в развитии:

  • Начинают говорить после 2,5–3 лет, в то время как обычные дети уже после года радуют родителей первыми словами.
  • Им сложно дается выполнение элементарных вещей – складывание пирамиды, имитация звуков животных и прочее.

Но такие отличия не являются свидетельствованием того, что у близнецов непоправимые проблемы с развитием. Все это дело времени и зависит в определенной мере от воспитания. Родители, перед тем как обивать пороги кабинетов специалистов, должны ответить себе на вопрос «А правильно ли я воспитываю детей?». Ведь в большинстве случаев проблемы такого характера возникают из-за отсутствия у детей общения.

Друг брат или сестра – это, конечно, хорошо. С ним всегда весело и интересно. Но не стоит ограничивать общение и с другими детьми, желательно одногодками. Ведь между собой близнецы общаются на своем языке, иногда им и вовсе не приходится ничего объяснять друг другу. А вот в компании с другими детьми они будут стремиться говорить так же, как и они. В противном случае останутся не услышанными.

Обеспечив малышей регулярным общением, посещением интересных мест, не дав возможности, зациклиться друг на друге, до момента, когда нужно будет идти в школу, дети не будут отличаться в развитии от остальных. Родители должны понимать и то, что если ребенок не желает общаться с другом брата или сестры, то не нужно его заставлять силой. Ведь так он проявляет свою индивидуальность, которую не стоит подавлять.

Лидерство

В семье, где воспитывается больше одного ребенка, всегда идет борьба за лидерство. А в случае с близнецами не стоит и бороться, ведь все что нужно уже сделали родители или учителя. Как правило, дети, рожденные в паре, отличаются тем, что один из них является лидером, а второй следует за ним.

Такое положение вещей может сказаться на будущем того ребенка, который лидерскими качествами не владеет. Он будет все время пытаться находиться рядом с братом или сестрой, которые сильнее или умнее его. В будущем такого ребенка ждут неудачи, как в карьере, так и в семейной жизни.

Происходит такое разграничение детей еще в раннем возрасте. И активное участие в этом принимаю:

  • Родители. Многим из них присуще проводить сравнение между детьми. Иногда из благих намерений они превозносят одного ребенка над другим, для того чтобы он стремился быть лучше. Но в глазах малыша, который все время второй, это выглядит так, как будто его укоряют.

Банальные фразы: «Посмотри, брат учится лучше, чем ты» или «Ты не послушная, а вот твоя сестра, молодец» – могут спровоцировать зарождение неуверенности в себе. Чтобы ребенок не делал, он будет уверен в том, что брат или сестра это сделает намного лучше, а поэтому не стоит и стараться.

  • Педагоги. Многие близнецы отличаются тем, что их успеваемость в школе в сравнении с одноклассниками низкая. Но бывают и случаи, когда один из них учится хорошо, а второй немного хуже. Поэтому учителя и прибегают к регулярному сравниванию детей. Тем самым унижая того, которому учеба дается труднее.

Создать такие отношения между близнецами, чтобы они оба владели лидерскими качествами, невозможно, ведь один из них все равно будет уступать второму. Но в силах родителей позаботиться о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноценным и никогда не слышал о том, что брат или сестра в чем-то лучше его. Это порождает неуверенность, с которой ребенку придется жить всю жизнь. А в переломный момент она может решить его судьбу и качество жизни. Хотя о каком качестве можно говорить, если человек неуверен ни в себе, ни в своих возможностях.

Каким же должно быть воспитание

О том, как воспитывать близнецов, написано много статей, книг, в которых дельные советы дают психологи с многолетней практикой. Перечитывать их работы можно бесконечно. Но не у всех родителей есть время на такое удовольствие, так как двое детей в семье – это необходимость тратить вдвое больше времени. Поэтому их вниманию представлены основные рекомендации, которые помогут воспитать близнецов личностями, и сделают в будущем счастливыми самостоятельными людьми:

  • На этапе закладывания основных установок необходимо как можно больше времени уделять вопросу индивидуальности детей. Поэтому с самого их рождения следует найти разные подходы к каждому из малышей. Малейшее проявление индивидуальности, самостоятельности непременно должно быть замечено и поощрено.
  • Планировать свой день нужно так, чтобы в нем было время не только для общения с двумя детьми одновременно, но и с каждым из них отдельно. У занятых родителей время на это находится не всегда. Но если такая возможность выпала, то не стоит от нее отказываться. Например, мама с одним из малышей занимается готовкой, в то время как папа со вторым что-то ремонтирует.

Потом мама со вторым убирает на кухне и моет посуду, папа с первым ликвидирует последствия ремонта. Ни в коем случае не следует делить детей, ведь внимание мамы и папы они должны получить поровну. Кроме времяпровождения с родителями дети должны иметь возможность посвятить его своим друзьям, родным. Делать это они должны не только вместе, но и по отдельности.

  • В целях экономии многие родители покупают детям одну одежду на двоих, игрушки и прочие вещи. Этим они с рождения притупляют их индивидуальность. Ребенку сложно проявить себя. Избежать этого можно, если совершать покупки, учитывая пожелания детей. Пусть этот способ покажется негуманным и затратным, так как одежды и вещей потребуется в два раза больше, но только так у каждого ребенка будет формироваться индивидуальность, самостоятельность. В конце концов, они перестанут сопоставлять себя друг другу и считаться одним целым.

Отличающиеся интересы близнецов также должны поощряться. Поэтому каждый из них имеет право выбрать хобби, которым ему нравится заниматься. Именно это даст возможность ребенку делать хорошо то, к чему у него лежит душа, а не ступать по следам сестры или брата, и за счет этого проигрывать на их фоне.

  • Людям при рождении имена даются не просто так. Но в рутине большинство родителей сталкиваются с тем, что непроизвольно путают имена своих детей, поэтому называют их обобщенно – дети, близнецы, девочки, мальчики. Такое отношение с детства формирует у них чувство целостности, от которого в дальнейшем будет ой как непросто избавиться.

Поэтому с рождения детей нужно называть по именам. Не желательно чтобы имена они были похожи (Ваня – Даня, Богдан – Богдана, Ира – Кира), ведь на слух они воспринимаются, как имя второго близнеца и может получиться путаница.

  • Детей нужно любить одинаково, уделять им одинаковое количество времени, внимания. Ни в коем случае нельзя ставить одного из близнецов в пример другому. Это может зародить чувство неуверенности.
  • В воспитании разнополых детей кроме перечисленных рекомендаций следует особое внимание уделить их увлечениям. Очень часто, когда девочка и мальчик проводят основную часть времени вместе, не имеют возможности провести его с друзьями того же пола, что и они, происходит изменение в стереотипе поведения.

Девочка начинает играть с ружьем, машинками, и в будущем у нее появляются мужские качества. Мальчик же после игр в дочки-матери приобретает женские качества – мягкость, покладистость. В будущем дети могут столкнуться с трудностями на этапе создания семьи.

Близнецы еще с момента развития в утробе матери имеют сильную связь и не только генетическую. По жизни такие люди очень близки, они способны на расстоянии почувствовать, что их вторая половинка в опасности или переживает минуты радости. Задачей родителей является создать им все условия для того, чтобы близнецы стали личностями, с собственным мнением и идеями, уверенными и довольными собой. Ведь только уверенные в себе люди, которых в детстве любили, с мнением которых считались, создают крепкие семьи, делают карьеру и чего-то добиваются в жизни.

Несмотря на трудности, которые могут возникнуть у родителей в процессе воспитания близнецов, а это нехватка финансов, времени, усталость – они должны приложить все усилия, для того чтобы в будущем их дети были счастливы и благодарны им за все, что они для них делали.