УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ
______________
Должностная инструкция
педагога - психолога
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Педагог - психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности руководителем ДОУ, и подчиняется непосредственно заведующей ДОУ.
1.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, высшее психологическое образование с подтверждающими документами об образовании. Без предъявления требований к стажу.
1.4. Проходит медицинский осмотр согласно графику.
1.5. В своей деятельности педагог - психолог руководствуется: Конституцией и Федеральными законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, Законом «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка, иными нормативно - правовыми актами, регулирующими вопросы образования; Уставом и локальными актами ДОУ, в т.ч. правилами внутреннего трудового распорядка, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующей ДОУ и настоящей должностной инструкцией.
1.6. Педагог - психолог работает по графику, утвержденному заведующей ДОУ, с нагрузкой на 1 ставку - 36 часов в неделю. Из них: 18 часов - профилактическая, диагностическая, коррекционная и развивающая работа с детьми, консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами; 18 часов - организационно - аналитическая и статистическая работа, которая может выполняться как в учреждении ДОУ, так и за его пределами, по согласованию с руководителем ДОУ.
1.7. В соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою работу при согласовании с заведующим ДОУ. План утверждается заведующей ДОУ
2. Функциональное направление
Основными направлениями деятельности педагога - психолога являются:
2.1. Психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса в ДОУ;
2.2. Контроль за психическим развитием детей и своевременное оказание психологической помощи воспитанникам, родителям (лицам, их замещающим) и педагогическим работникам ДОУ.
3. Должностные обязанности
Педагог - психолог:
3.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в ходе воспитательно - образовательного процесса.
3.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
3.3. Оказывает психолого - педагогическую помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем по запросу.
3.4. В случаях, не входящих в профессиональную компетенцию, направляет детей на консультацию в медицинские, психолого - медико - педагогические центры.
3.5. Составляет психологические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива и родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
3.6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных в соответствие с планом работы, запросами администрации, педагогов и родителей и в рамках консультативного процесса:
- Определение уровня психического развития детей и готовности их к обучению в школе;
- Наблюдение и индивидуальная работа с детьми в период их адаптации к дошкольному учреждению;
- Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
- Дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей с задержкой психического развития (по запросу специалистов соответствующего профиля)
- Индивидуальное обследование по запросам родителей (законных представителей) и педагогов.
3.8. Разрабатывает и использует: коррекционно-развивающие (апробированные и авторские) программы и технологии.
3.9. Проводит специальные развивающие и коррекционные занятия с воспитанниками по познавательному и эмоционально - личностному развитию на основании диагностических показаний, в т.ч. в группах компенсирующего вида; тренинги для педагогов и родителей (законных представителей).
3.10. Консультирует всех участников воспитательно - образовательного процесса по вопросам практического применения психологии.
3.11. Ведет необходимую отчетно-учетную документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
3.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию.
3.13. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников.
3.14. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, способствует повышению социально- психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей).
3.15. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующим федеральным государственным образовательным требованиям.
3.16. Участвует в заседаниях педагогического совета, психолого - медико - педагогической комиссии ДОУ, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий.
3.17. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
4. Права.
Педагог - психолог имеет право:
4.1. Участвовать в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, определяемом Уставом ДОУ.
4.2. Получать от воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей) информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
4.6. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.7. Самостоятельно выбирать и использовать современные методики и практический инструментарий
4.8. Повышать свою квалификацию
4.9. Иные права, предусмотренные законодательством РФ
5. Ответственность
5.1. Педагог - психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующей ДОУ, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
5.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над личностью ребенка, педагог - психолог освобождается от занимаемой должности в соответствие с трудовым законодательством РФ и Законом «Об образовании».
5.3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно - гигиенических правил педагог - психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог - психолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
5.5. Педагог - психолог несет гражданско-правовую ответственность за причинение морального вреда участникам образовательного процесса действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Педагог - психолог:
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки в соответствии с расписанием, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.
6.3. Получает от администрации ДОУ информацию нормативно - правового и организационно - методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с администрацией и педагогическим коллективом ДОУ.
6.5. Подотчетен руководителю ДОУ и руководителю психологической службы органов управления образованием.
С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).
Дата ____________________ Подпись ____________________________
Между ними такая химия!» - говорим мы о влюбленных, которых тянет друг к другу как магнитом. И это не просто метафора. Нашими чувствами в немалой степени дирижируют биохимические процессы в организме. О том, как и когда это происходит, нам рассказал Дмитрий Чамара, сексотерапевт, директор представительства Московского Гештальт Института.
Влюбленные люди обычно немного не в себе: испытывают непреодолимое желание быть рядом с объектом вожделения, воспринимают его некритично, сквозь розовые очки, а если объект страсти недоступен - испытывают настоящую ломку. Это наталкивает на мысль: возможно, состояние влюбленности - просто каскад биохимических реакций?
Почему он не звонит?
Недавно вы прекрасно провели время вместе, он осыпал комплиментами, говорил о любви и серьезности намерений, но вот прошло несколько дней, а от него ни слуху ни духу.
Что это за типаж - «ускользающий мужчина», и стоит ли с таким строить отношения?
Он сказал, что я ему не подхожу, - рыдала в трубку моя знакомая Таня. - У меня проблемы со здоровьем, и он боится, что я не смогу родить ему детей. Я объяснила, что это излечимо, о бесплодии даже речи нет, а он все равно...» В прошлый раз Таня не угодила обожаемому Борюсику тем, что слишком откровенно одевается - ему неловко показываться с ней на публике. А еще она распущенная: у Тани пара тысяч френдов в соцсети, все хотят дружить с красоткой. Через неделю после демарша Боря звонит ей и без всяких извинений выдает беспроигрышную реплику: «Я знаю, нам не надо видеться, мы друг другу не подходим, но мне так без тебя плохо, малыш!»
Терпеть нельзя
Как обычно, вся соль в том, где поставить запятую.
Терпение
- это добродетель или слабохарактерность? Ждать - это «у моря погоды» или «когда труп врага проплывет мимо»? Как вовремя начать действовать - и не превратить действия в суету ради суеты? Сплошные вопросы, как всегда! Будем разбираться.
Терпение очень тесно связано с такими понятиями, как локус контроля и проактивность
. Первое - это способность разделить, что находится в сфере твоего влияния. Локус бывает внешний (все само происходит, с моей жизнью что-то случается...) и внутренний (все зависит от меня, я на всех влияю и во всем виноват). Как обычно, самая здоровая и вместе с тем сложная позиция - где-то посередине. Это виртуозное умение - вовремя понимать, что подвластно твоему контролю, а что нет. И поступать соответственно - где-то поднажать, а где-то - подождать. Например, могу ли я вызвать симпатию у другого человека? Когда как. Ведь не могу заставить кого-то любить или ненавидеть меня одним своим желанием. Но в моем локусе контроля - узнать о человеке больше, общаться с ним на интересующие его темы, выбирать момент и манеру общения.
Функциональная организация мозга в онтогенезе
Лекция №2 Функциональная организация мозга в онтогенезе
Содержание
1. Энцефалографическая семиотика.
1.1 Ритмы ЭЭГ взрослого бодрствующего человека и его составляющие.
1.2 ЭЭГ и уровни функциональной активности мозга.
2. Механизмы генерации ритмов ЭЭГ и их связь с морфофункциональными свойствами нейронных систем.
3. Основные тенденции формирования ритмической электрической активности мозга человека в онтогенезе.
4. Понятие возрастная норма в электроэнцефалограмме.
5. Морфофункциональное созревание мозга и формирование ЭЭГ в онтогенезе.
В детских садах работают педагоги-психологи, которые наравне с основным педагогическим (или психологическим) образованием получили дополнительные навыки в работе с детьми определенной возрастной категории. Детсадовские психологи помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявляют какие-либо особенности развития, помогают устранить проблемы психологического характера и консультируют родителей относительно поведения и воспитания детей.
Главная цель моей работы – сохранение и укрепление психологического здоровья и гармоничное развитие воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Совместно с педагогическим коллективом мы стремимся, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, познающим себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами и интуицией.
Основными задачами, которые я ставлю в свой деятельности, являются:
1.Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и создание оптимальных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития личности дошкольников в детском саду.
2.Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, с использованием современных психологических диагностик.
3.Разработка и реализация программ в направлении использования здоровье сберегающих технологий в укреплении психологического здоровья детей.
4.Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
5.Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
6.Консультационная работа с родителями и педагогами.
7.Подбор психологической литературы для самообразования родителей и педагогов.
Работая с детьми, я придерживаюсь этических принципов согласующихся с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Основными этическими принципами моей работы являются:
Принцип конфиденциальности
Принцип компетентности
Принцип ответственности
Принцип этической и юридической правомочности
Принцип квалифицированной пропаганды психологии
Принцип благополучия клиента
Принцип профессиональной кооперации
Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
В функции педагога-психолога входит:
1.Консультирование
Это могут быть групповые просветительские занятия или беседа тет-а-тет. Главное, что в ходе этих консультаций родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего малыша, понять, что является нормой для этого возраста, а что может говорить об отклонении, получить советы психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис ребенка.
С какими проблемами работает детский психолог:
— это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
— Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
— Страхи и тревожность ребенка;
— Невнимательность, гиперактивность, не желание заниматься;
— Проблемы адаптации;
— Проблемы общения со сверстниками;
— Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
— Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
— Задержка психического развития, аутизм и др.
— Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
2.Диагностическая работа
Помимо этого, специалист в детском саду проводит психолого-педагогическую диагностику, то есть следит за усвоением детьми учебной программы и при необходимости проводит консультации с педагогами или коррекционную работу с воспитанниками. На основе тестовых заданий психолог делает выводы об успехах конкретного малыша и группы в целом, что дает ему возможности для планирования дальнейшей работы с данным детским коллективом. В зоне внимания психолога, как интеллектуальное развитие ребенка, так и личностное.
Диагностическая работа психолога в детском саду не являет собой целью «постановку диагноза или клейма», чего так часто опасаются родители. Полученные психологом данные являются конфиденциальными и предназначены родителям ребенка и самому психологу. Прочим они могут сообщаться только с письменного разрешения родителей или лиц их заменяющих.
3.Коррекционно-развивающая работа
По результатам диагностики психолог может выявить причины нарушений в развитии и поведении ребенка, наметить пути помощи. Один из таких путей — коррекционно-развивающие занятия. Внешне эти занятия мало чем отличаются от занятий в детском саду – дети с психологом играют, рисуют, беседуют. Однако в процессе занятий создаются специальные условия для самовыражения ребёнка, устранения различных его негативных черт.
Кроме этого психолог помогает детям старшего возраста психологически подготовиться к школьному обучению. На таких занятиях большое внимание уделяется развитию всех психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, речь, зрительно-моторные координации). Формируется мотивационная готовность к школе, т. е. понимание ребенком для чего он идет в школу. Развивается произвольность поведения (умение подчиняться правилам, умение внимательно слушать и точно выполнять задания).
Большое внимание уделяется созданию у детей положительного эмоционального настроя. Для этого используются элементы сенсорной комнаты.
В заключение хочется отметить, что эффективность деятельности психолога по отношению к ребёнку возможна лишь при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов. Это правило всегда необходимо вспоминать, переступая порог кабинета психолога в детском саду.