Коррекционное занятие психолога для детей старшей группы. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Работая педагогом-психологом в ДОУ я неоднократно сталкиваюсь с непониманием со стороны родителей зачем вообще нужен психолог в детском саду. Многие родители не понимают, зачем организованы коррекционно-развивающие занятия. Образ психолога вызывает только одну ассоциацию - тестирование!

Чтобы придать значимость занятиям, раскрыть их сущность, показать направленность, методы и формы работы, я предлагаю посмотреть общую структуру коррекционно-развивающего занятия, в которой четко прописаны все упражнения, организационные моменты, их цели и направленность.

Она сказала мне, что не удивилась, что некоторые из моих пациентов сообщили о счастливом детстве, но были недовольны и потеряны как взрослые. Когда родители, выражающие эго, восклицают «Отличная работа!» Не только в первый раз, когда маленький ребенок надевает обувь, но каждое утро он это делает, ребенок учится чувствовать, что все, что он делает, особенное. Но, по ее словам, то, что начинается с здоровой самооценки, может быстро превратиться в завышенный взгляд на самого себя - самопоглощение и чувство права, которое очень похоже на нарциссизм.

Подобную информацию предлагаю предоставлять родителям на первом родительском собрании, чтобы избежать непонимания и сопротивления с их стороны!

Коррекционно- развивающее занятие педагог-психолог проводит с целью развития психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. Обычно, подгруппа составляет 5-6 человек, что позволяет максимально уделить внимание каждому ребенку. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Фактически, уровень нарциссизма среди студентов увеличился прямо вместе с самоуважением. Между тем, уровень тревоги и депрессии также повышались в тандеме с самооценкой. Почему это? Нарциссисты счастливы, когда они моложе, потому что они являются центром вселенной, - объясняет Твенге. Их родители действуют как их слуги, перемещая их в любую деятельность, которую они выбирают, и питаются каждым своим желанием. Родители постоянно говорят своим детям, насколько они талантливы и талантливы. Это дает им завышенный взгляд на их особенность по сравнению с другими людьми.

Коррекционно-развивающее занятие строится по определенной структуре:

1. Ритуал приветствия Во всех странах мира люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим доброжелательность. Приветствие сопровождается словами и действиями: рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.

Вариант:
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки и говорят: «Доброе утро». Потом «передаем по кругу» хорошее настроение: кладем руку на плечо соседа.

Вместо того, чтобы чувствовать себя хорошо, они чувствуют себя лучше всех. В раннем зрелом возрасте это становится большой проблемой. Люди, которые чувствуют, что они необычайно необычны, в конечном итоге отчуждают окружающих, - говорит Твенге. Они не знают, как работать с командами, или справляться с ограничениями. Они попадают на рабочее место и ожидают, что будут стимулироваться все время, потому что их миры были настолько структурированы с деятельностью. Им не нравится, когда босс говорит, что их работа может нуждаться в улучшении, и они чувствуют себя неуверенно, если они не получают постоянного потока хвалы.

2. Упражнение разминка

Это такое упражнение, которое подготавливает детей к работе на занятии, поднимает настроение, способствует раскрепощению.

Вариант:
Проигрывание эмоциональных состояний по карточкам, пальчиковая игра.

3. Основная часть
Упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки.

Они выросли в культуре, где каждый получает трофей только для участия, что смешно и не имеет смысла, когда вы применяете его к реальным спортивным играм. Должны ли люди получать ту же сумму или повышаться, когда некоторые люди имеют превосходную производительность? Они выросли в пузыре, поэтому они выходят в реальный мир, и они начинают чувствовать себя потерянными и беспомощными. Дети, у которых всегда есть проблемы, решаемые для них, считают, что они не знают, как решать проблемы. И они правы - они этого не делают.

Бывшим спортсменом в колледже и теперь успешным финансистом, он сказал мне, что, когда он впервые узнал о правилах молодежной лиги, в том числе о несоблюдении правил, он нашел их смешной. Как дети будут учиться? он думал. Их воспитывают родители, которые серьезно относятся к тому, чтобы их дети попали в Гарвард и Йель. Разве эти дети не подвергаются сильному давлению? И, кроме того, как не держать оценку, защищающую кого-либо, так как, как он признал, дети все равно держат счет самостоятельно? Когда оценка приблизилась, тренер объяснил, что это не проблема.

Вариант:

  • "Четвертый лишний" - направлена на развитие мышления, внимания, связной речи.
  • "Лабиринт" - направлена на развитие внимания.
  • "Что перепутал художник" - направлена на развитие внимания, связной речи.
  • "Назови одним словом" - направлена на развитие мышления
  • "Обведи по точкам" - направлена на развитие мелкой моторики руки.

4. Рефлексия
Осознание себя и своих действий.

Он рассказал мне об игре против очень талантливой команды. Мы потеряли 10-5, и другая команда доминировала над ним. Команда, которую мы обыграли на прошлой неделе, проиграла 14-1! Дети подумали об этом на секунду, а потом подумали: Ты прав, мы здорово! Когда вас убивают и нет положительного вращения, дети думают, что это неудачи. Это наносит ущерб их самооценке. В конце сезона лига находит способ «почтить каждого ребенка» трофеем. «Они вроде эвфемистичны, - сказал тренер о наградах, - но они эффективны».

Награда «Дух» попала в «нарушителя спокойствия», который всегда говорит и не обращает внимания, поэтому мы превратили его в свое существо «энергичный», - сказал он. Самый прогрессирующий игрок премии пошел «ребенок, который не имеет унции атлетизма в его теле, но он старается изо всех сил.» Премия тренеры ходили в дети, которые были собирание маргаритки, и единственное, что мы могли бы думать, чтобы сказать, о них они узнали вовремя. Что бы это было, самая быстрая премия?

Вариант:

Дети берут в руки определенный предмет и по очереди высказываются по заданному вопросу:

Какое у тебя сейчас настроение?
- Что тебе понравилось на занятии?

Неуклонный рост количества детей, требующих своевременного вмешательства в их систему развития со стороны педагогов и детских психологов, вносит коррективы в учебно-воспитательный процесс дошкольных и школьных учебных заведений. В расписании занятий и уроков появляется новая форма образовательной деятельности под названием коррекционно-развивающее занятие.

Нет, сказала она. Как раз наоборот: родители, которые защищают своих детей от точной обратной связи, учат их, что они заслуживают специального лечения. Директор начальной школы сказал мне, что родитель попросил учителя не использовать красные ручки для исправления, - сказала она, - потому что родитель почувствовал, что это расстраивает детей, когда они видят на странице столько красных.

Это тот вид самопоглощения, который мы видим, во имя самооценки наших детей. Как это ни парадоксально, все это беспокоиться о создании низкой самооценки может фактически увековечить его. Неудивительно, что моя пациентка Лиззи сказала мне, что она чувствует себя «менее удивительной», чем ее родители всегда говорили, что она была. Учитывая, как «удивительные» ее родители заставили ее быть, как она могла бы дожить до этого? Вместо того, чтобы признать недостатки своей дочери, ее родители, надеясь заставить ее чувствовать себя в безопасности, отказали им. «Я плохо разбираюсь в математике», - сказала Лиззи, когда-то сказала им, когда заметила, что домашняя работа по математике была для нее более сложной задачей, чем для многих ее одноклассников. «Вы не плохи в математике», ответили ее родители. У вас просто отличный стиль обучения.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Проблемы некоторых дошкольников становятся видимыми уже с момента их поступления в детское образовательное учреждение. На фоне сверстников такие малыши выделяются недостаточной сформированностью некоторых функций и навыков. В том случае, если речь идёт о младших дошкольниках, то ребёнку требуется, в основном, усиленное наблюдение психолога. Специфика развития маленьких детей в силу своей волнообразности не даёт однозначной реальной картины уровня психического развития малыша. Индивидуальные занятия с младшими дошкольниками и с детьми раннего возраста целесообразно планировать и проводить в направлении улучшения адаптации ребёнка к условиям учебного учреждения.

Мы дадим вам репетитора, чтобы помочь перевести информацию в формат, который вы, естественно, понимаете. С большой борьбой учитель помог Лиззи получить ее оценку, но она все еще знала, что другие одноклассники хорошо разбираются в математике, а ее нет. У меня не было другого стиля обучения, - сказала она мне. Я просто сосать математику! Но в моей семье ты ни на что не вредишь. Вы просто лучше в некоторых вещах, чем в других.

Но теперь, говорит она, родители предпочли бы верить в то, что у их ребенка есть инвалидность в обучении, которая объясняет любую менее звездную работу, вместо того, чтобы их ребенок воспринимался как просто средний. Они считают, что «среднее»плохо для самооценки.


Место индивидуального плана в учебном расписании детского сада

Направленная система индивидуальных занятий, как правило, входит у специалистов в активную фазу в средний и старший дошкольный период. Так называемые «проблемные дети» уже требуют вмешательства и коррекции недостатков развития, что и учитывают психологи, составляя конспект коррекционно-развивающего занятия. Специалисты строят работу, исходя из ранее выявленных проблем ребёнка.В дошкольном возрасте, по статистике, недостатки выявляются, в первую очередь, в уровне речевого развития, психоречевого развития, эмоционально-волевых нарушений, патологии сформированности уровня отдельных психических процессов. Детский специалист-психолог или реабилитолог после детального обследования определяет коррекционный маршрут и планирует коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Ирония заключается в том, что меры самооценки являются слабыми предикторами того, каким будет содержание человека, особенно если самооценка исходит из постоянного проживания и похвалы, а не за достижения. По словам Жана Женге, исследования показывают, что гораздо лучшими предикторами воплощения жизни и успеха являются настойчивость, отказоустойчивость и качества реализаций, которые нужны людям, чтобы они могли ежедневно перемещаться.

Скажем, Джейн объяснила, что мать закончила табличку с подписью, и ее сын побежал играть. Вдруг мать видит, как ее ребенок сражается с игрушкой с одноклассником. У ее ребенка есть самосвал, а другой ребенок хватает его. Это мое! Оба спорят, пока другой парень продолжает играть с грузовиком, пока, наконец, другой ребенок не скажет: «Этот твой!»И бросает своему ребенку дрянной. Понимая, что другой ребенок не сдвинется с места, ее ребенок говорит: «Хорошо», и играет с дерьмовой игрушкой.

Исправление недостатков интеллектуального развития ребёнка

Воспитатели в ходе образовательного процесса время от времени обращают внимание на детей, которые отличаются от общей массы сверстников тем, что либо абсолютно не интересуются происходящим на занятиях, либо не успевают за другими детьми, но есть и такие, которые стараются, но безрезультатно. Психологи считают, что проблема таких малышей в недостаточном уровне интеллектуального развития, который возникает в силу различного ряда причин. Определить сами причины и недостатки - приоритетная задача специалистов психологической службы и дефектологов. На основании проведённого диагностического обследования специалисты строят коррекционное воздействие и разрабатывают систему занятий с детьми. Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников проводятся с подгруппой и индивидуально, в зависимости от выявленной проблемы. В подгруппы объединяют нескольких малышей с одной проблемой развития. Занятия с детьми, имеющими недостатки в интеллектуальном развитии, проводятся 1-2 раза в неделю, длительность занятий не должна превышать установленные временные нормы.

Ее малыш в порядке, - сказала Джейн. Но мама прибежит и скажет: Но это несправедливо! У маленького Джонни был большой грузовик, и ты не можешь просто его схватить. Это был его поворот: Ну, дети были в порядке с ним. Мы учим детей не захватывать, но иногда это случается, и дети должны научиться самостоятельно работать.

Джейн сказала мне, что, поскольку родители настолько чувствительны к тому, как обрабатывается каждое взаимодействие, иногда ей кажется, что она идет по яичной скорлупе, пытаясь сделать свою работу. Если, например, несколько детей делают что-то, чего они не должны назвать по имени, поднимаясь на стол, бросая песок, ее инстинкт должен был сказать: «Эй, сбивай его, ты двое!» Но, она говорит, что ее уволили бы за это, потому что вы должны поговорить с детьми, узнать, что они чувствуют, объяснить, что еще они могут сделать с этим чувством, кроме как называть кого-то «уродливым лицом» или положить песок в чьих-то волосах, а затем помогать им взаимно придумывать решение.

Рекомендации специалистов по планированию исправления недостатков познавательной сферы

Психогигиенические основы обучения, разработанные детскими психологами, рекомендуют планировать коррекционно-развивающее занятие для младших школьников в первой половине дня, в период с 10.00 до 12.00. Это время считается наиболее продуктивным для стимулирования интеллектуальных функций мозга, а также для усиленных занятий умственным трудом. При этом стоит учитывать также и день недели, отведённый для коррекционных занятий. Понедельник абсолютно не подходит для усиленных умственных нагрузок, так как этот день считается днём врабатывания, и потенциал мозговой деятельности невелик. Во вторник и среду мозговая активность стабилизируется, поэтому занятия, проведённые в эти дни, отличаются высокой продуктивностью. Четверг, по мнению педагога-новатора Шаталова, - так называемая «энергетическая яма». Коррекционно-развивающее занятие по компенсированию недостатков в интеллектуальной сфере на этот день планировать и проводить категорически не рекомендуется. Соответственно, пятница отличается новым подъёмом продуктивной активности мозга и подходит для умственных занятий. Следовательно, правильным выбором для проведения коррекции недостатков интеллектуальных функций у детей будут вторник, среда и пятница. В том случае, если малышу в силу его особенностей занятия требуются ежедневно, в понедельник и четверг следует проводить несложные игровые упражнения.

Им хорошо понять, что они не являются центром мира, что иногда чувства других людей имеют значение больше, чем их в определенный момент, - но это помогает только в том случае, если они получают одинаковые ограничения дома. Если нет, они становятся импульсивными, потому что они не думают ни о ком другом. Тот же самый учитель, который попросил не отождествлять себя, опасаясь потерять работу, говорит, что видит много родителей, которые думают, что они устанавливают ограничения, а на самом деле они просто хотят быть спокойными. Ребенок скажет: «Можем ли мы получить мороженое по дороге домой?»И родитель скажет: Нет, это не наш день. «День мороженого - пятница».

Исправление недостатков эмоционально-волевой сферы

Не реже встречаются и нарушения в эмоционально-волевой сфере дошкольников. Проявляется это в поведенческих отклонениях, неспособности самостоятельно регулировать свои волевые импульсы и управлять эмоциями. Такие дети считаются слишком активными, непоседливыми, непослушными, задиристыми, подчас агрессивными. Такая проблема также требует вмешательства детских специалистов, несмотря на то что большинство родителей отрицают очевидные нарушения и отказываются от помощи психолога, считая, что такие проявления со временем проходят сами. К сожалению, без квалифицированной помощи они только усугубляются, переходят со временем в трудновоспитуемость и девиантные проявления. Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников с нарушениями эмоционально-волевой сферы проводятся также два раза в неделю. Кроме специалистов, усилия на исправление поведенческих проявлений направляют также воспитатели группы, действующие в соответствии с рекомендациями специалистов психологической службы.

Затем ребенок будет настаивать и вести переговоры, а родитель, который, вероятно, думает, что ведет переговоры, «чтит мнение своего ребенка», скажет: «Хорошо, сегодня мы сделаем мороженое, но не делаем спроси меня завтра, потому что ответ - нет!»Учитель рассмеялся. Каждый год родители приходят ко мне и говорят: Почему мой ребенок не будет слушать меня?

В одном исследовании, проведенном Шварцем и его командой, дети были случайным образом разделены на две группы, а затем попросили нарисовать картину. Детям в одной группе было предложено выбрать маркер для использования из трех; детей в другой группе попросили выбрать среди 24 маркеров. Затем, когда фотографии были оценены учителем художественной школы начальной школы, который не знал, какая группа произвела какие-то фотографии, рисунки с рейтингом «худшие» были в основном созданы детьми в 24-маркерной группе.


Рекомендации специалистов по планированию работы с детьми с отклоняющимся поведением

Для коррекции поведенческих негативных проявлений напряжённой умственной нагрузки не требуется, поэтому проводить коррекцию отклоняющегося от нормы поведения можно в любой день недели, как в первую, так и во вторую половину дня. Первыми коррекционными мероприятиями с такими дошкольниками будут индивидуальные занятия. Параллельное воздействие оказывает педагог группы в коллективе малышей, совместно скорректированные действия ускоряют проявление позитивной динамики. После проведения необходимого курса индивидуальных взаимодействий психолога с ребёнком специалист решает, когда малыш готов приобретённые навыки самоконтроля и саморегуляции закрепить в коллективе сверстников. Далее коррекционно-развивающее занятие планируется с учётом работы с группой детей, особенное внимание уделяется конструктивной социализации ребёнка с отклонениями в поведении. Совместная работа педагога с психологом продолжается до тех пор, пока ребёнок научится регулировать поведенческие реакции самостоятельно.

Затем, во второй части эксперимента, у исследователей были дети, которые выбрали один маркер из своего набора, чтобы сохранить его в качестве подарка. Как только дети выбрали, исследователи попытались убедить их вернуть свой маркер в обмен на другие подарки. Дети, которые выбрали из 24 маркеров, сделали это намного легче, чем те, кто выбрал только три маркера. По словам Шварца, это говорит о том, что дети, у которых было меньше маркеров, чтобы выбрать не только лучше ориентированные на свои рисунки, но и более решительно настроились на их оригинальный выбор подарков.

Учёт при планировании коррекционных мероприятий

Ребёнка определённой возрастной категории должны в обязательном порядке учитываться в тот момент, когда планируется коррекционно-развивающее занятие для младших школьников и детей дошкольного возраста. малышей этого возраста является игровая. Педагоги в обязательном порядке включают в свои занятия игровые моменты и элементы. Коррекционные мероприятия строятся также по этому принципу, при этом план занятий составляется заранее. Тематическое планирование подразумевает поэтапное составление расписания занятий с указанием тематики. В обязательном порядке учитываются ожидаемые результаты коррекционного воздействия, для этого в конце занятия планируется проведение рефлексии или обратной связи.

Что это имеет отношение к воспитанию детей? Шварц говорит, что дети чувствуют себя более безопасными и менее озабоченными меньшим выбором. меньшее количество вариантов помогает им совершать некоторые действия и отпускать других, умение, которое им понадобится в будущем.

«Исследования показывают, что люди получают больше удовлетворения от трудолюбивый в одном, и что те, кто всегда должен быть выбор, и держать свои варианты открытыми остались позади,» сказал мне Шварц. Я не говорю, не позволяйте вашему ребенку попробовать различные интересы или действия. Большинство родителей рассказывают детям: «Вы можете делать все, что хотите, вы можете уйти в любое время, вы можете попробовать это, если вы не на 100 процентов удовлетворены другим». Неудивительно, что они живут своей жизнью так, как взрослые, тоже.

Основные принципы рационального планирования

Учитывая эти требования, план-конспект занятия для дошкольников будет составляться по следующему принципу:

  • Приветствие. Вводная часть.
  • Игровой момент, подведение к основной части занятия.
  • Коррекционные или развивающие упражнения-игры.
  • Закрепление, игровой момент.
  • Рефлексия, обратная связь.

При планировании игрового момента психологи учитывают использование элементов арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, так как эти психотерапевтические методики давно доказали свою эффективность в работе с детьми Коррекционно-развивающее занятие, в которое включены элементы этих методов, достаточно эффективно используется детскими специалистами для работы с различными патологиями.


Коррекционная работа в начальной школе

К сожалению, не все недостатки развития ребёнка удаётся своевременно устранить до поступления ребёнка в школу. Некоторые дети несут свои проблемы из детского сада в первый класс. Поэтому школьные специалисты психологической службы, сталкиваясь с проблемными детьми, организовывают им специальное сопровождение в сотрудничестве с классным руководителем. ученика младших классов располагает детей к поэтому программа коррекционно-развивающих занятий строится с учётом этих возрастных особенностей. Принцип построения отдельных занятий будет примерно таким же, как и занятий для дошкольников, но с расширенными возможностями для ребёнка:

  • Приветствие. Вводная часть, сообщение темы занятия.
  • Информационное сообщение, игровой момент.
  • Коррекционные игровые упражнения.
  • Закрепление с использованием психотерапевтических методик.
  • Получение обратной связи.

План-конспект занятия для младших школьников может включать также элементы арт-терапии, сказкотерапии с использованием мультимедийных технологий, цветотерапии.