Воспитания дошкольника в семье. Курсовая работа: Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

От того, как мы взрослые, их воспитываем, зависит наша счастливая старость. Ибо, что мы посеем, то и пожинаем. Иногда мы задумываемся, каким будет человек будущего, забывая о том, что возможно он ходит в наш детский сад, возможно в нашу группу. Он удивляет нас недетскими рассуждениями, иногда докучает капризами. Он учится жить в коллективе сверстников, проявляет свою индивидуальность, свое Я, дает понять, что он тоже личность, имеющая свои права. Знает ребенок еще очень мало, плохо ориентируется в таком противоречивом мире взрослых, иногда бывает испорчен неудачным семейным воспитанием.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Педагоги нашего ДОУ не могут представить свою работу без сотрудничества с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому мы считаем, если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то все произошедшие изменения в жизни ребенка будут ему во благо.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы, воспитатели, проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатываем разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет нас искать новые формы взаимодействия. Для успешного сотрудничества мы изучаем семью воспитанника, повышаем уровень педагогической компетентности родителей через лекции, семинары, консультации, родительские уголки, беседы, пособия, дискуссии, круглые столы, привлекаем родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Первым этапом нашей работы является адаптационный. Это налаживание контактов с родителями, создание атмосферы доверия и сотрудничества в коллективе, именно это помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию и обучению дошкольников. Для этого проводится заседание клуба «Будем знакомы», где родители в непринужденной обстановке знакомятся друг с другом, рассказывают о себе, о семье, о своем замечательном ребенке. В свою очередь мы сообщаем родителям о первых шагах их детей в коллективе, где отмечаются только положительные качества детей. Обсуждаем вопросы, волнующие родителей. Для продолжения общения в неформальной обстановке намечаем поход в лес, экскурсию на детскую площадку. Заканчиваем заседание клуба чаепитием. Это общение дает позитивный настрой, у родителей появляется желание принимать участие в жизни группы.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь коллективу педагогов, активно включиться в процесс воспитания детей. Собрание готовим таким образом, чтобы родителям было интересно и полезно присутствовать на них – проводим выставки, аукционы, ярмарки.

Для индивидуальной работы используем консультации, беседы, целью которых является обсуждение того, как ребенок продвигается в своем развитии, чем озабочены педагоги и папа с мамой. На такие консультации стараемся приглашать всю семью, так как это благотворно сказывается на формировании единого педагогического подхода.

Хорошо зарекомендовали себя практикумы общения педагогов с родителями, которые направлены на развитие умения непроизвольно общаться , на понимание эмоционального состояния собеседника, понимания состояния души ребенка.

Одна из важных форм работы с родителями – праздники и развлечения. Их готовят не только педагоги, но и активно участвуют родители, несмотря на занятость. Это дает им возможность лучше понимать своих детей, когда те выступают перед ними. Родители проявляют смекалку, фантазию в различных конкурсах, читают стихи, рассказывают истории. А на лицах детей можно увидеть радость и гордость за своих родителей.

Очень актуальны физкультурно-оздоровительные праздники. Это совместный отдых детей и взрослых, содержание которых представлено разными видами физических упражнений с элементами театральности, пения, викторин. Кроме того, что они доставляют большое удовольствие детям и родителям они также развивают речь, общение, коммуникативные способности и формируют здоровый образ жизни.

Важна для родителей наглядная форма работы. Она служит стимуляцией активности родителей. Это папки-передвижки, родительский уголок, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, выставки. Интересной формой сотрудничества является выпуск газет, на страницах которых родители с удовольствием делятся своими новостями, информацией о путешествиях, рецептами, приносят фотографии.

Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью, доверием к окружению.

Семейный детский сад - это вовсе не частное дошкольное учреждение, организованное семьей. Официально это группа обычного муниципального детского садика, функционирующая на дому или в отдельном специально арендованном помещении. Возможность создания семейных дошкольных групп закреплена в Приказе Минобрнауки от 30 августа 2013 г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (п. 13): семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования, в группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов.

Один из родителей назначается воспитателем, только воспитывает он не чужих детей, а собственных (иногда в группу добавляются чужие дети, если собственных дошкольников мало). При этом дети могут посещать учебные занятия и другие мероприятия в детском саду, чьим структурным подразделением является группа. Родителю-воспитателю выплачивается зарплата, идет педагогический стаж. А дошкольное учреждение обеспечивает его методической и консультативной помощью, а также контролирует деятельность - организацию режима детей, условий, учебных занятий. Содержание ребенка в семейной группе обходится бюджету дороже, чем в обычной - потому что группа, как правило, малокомплектная, но на нее выделяются дополнительные штатные единицы - ставка воспитателя, а также в большинстве случаев часть ставок другого персонала (медсестры, повара, социального педагога и т.д.).

Единого документа, регулирующего функционирование этой формы организации присмотра за детьми, нет. Такие группы семейного воспитания стали образовываться при дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) как вариативная форма дошкольного образования в отдельных регионах, их организация и деятельность регулировалась местными нормативными документами (см. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 27.09.2012 № 08-406 Об Организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений в ДОУ » ). Соответственно, подходы к созданию таких групп в разных регионах - разные (от количества и возраста детей в группе до требований, предъявляемых к помещению, питанию детей, квалификации родителя-воспитателя и т.д.). В каких-то регионах такие группы рассматриваются как меры поддержки многодетных семей (Саратов ), в каких-то - как мера наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, т.е. для создания группы семья не обязательно должна быть многодетной (Самара ). В некоторых регионах воспитателем семейной группы кроме мамы дошкольников может стать любой бывший педагог или воспитатель (Сыктывкар ). Где-то организация питания детей возлагается на родителя-воспитателя, а ему выплачивается компенсация за продукты (Москва ), где-то питанием семейную группу обеспечивает ДОУ, к которому эта группа прикреплена (г. Гуково Ростовской области ), или предусматривается возможность приготовления пищи на месте функционирования группы из сырьевого набора продуктов, предоставленных ДОУ (Пуровский район ЯНАО ). В некоторых регионах требования к помещению, в котором функционирует семейная группа, настолько жестки, что выполнить их в условиях квартиры невозможно (Санкт-Петербург ), поэтому семейные группы организуются в помещении детского сада. В СПб даже были случаи, когда мама-воспитатель семейной группы работала в общей группе, практически выполняя обязанности помощника воспитателя .

К началу текущего года количество семейных детских садов в регионах составило более 20,7 тысячи с общей численностью детей порядка 240 тысяч человек. 17 ноября 2014 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей провел круглый стол на тему: «Правовые гарантии развития семейных детских садов и других вариативных форм дошкольного образования» , на котором представители регионов и руководители различных форм организаций дошкольного образования поделились своим опытом. Например, в Нижегородской и Ивановской областях приняты специальные программы развития семейных детских садов. В частности, в Нижегородской области предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов, часть которых используется для семейного детского сада, а другая - для проживания семьи воспитателя, который, отработав 10 лет, получает право оформить весь дом в собственность.

В ходе обсуждения на круглом столе предлагался ряд мер по развитию вариативных форм дошкольного образования, в том числе - смягчение предъявляемых санитарных требований. По итогам встречи будут составлены рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления. Возможно, их выполнение облегчит создание семейных групп дошкольного образования. Однако в любом случае родителям, решившимся на создание таких групп у себя дома, следует быть готовым к тому, что детское учреждение, чьим структурным подразделением станет их группа, должно будет осуществлять контроль условий, в которых воспитываются их дети.

Подготовка

1. Анкетирование родителей.
2. Изготовление с детьми приглашений.
3. Запись высказываний детей о своей семье.
4. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи».
(Приложение 1-4)

Цель собрания: помочь родителям, осознать роль семьи в воспитании ребёнка. В ходе беседы помочь преодолеть трудности в воспитании детей.

План:
1. Анализ проведённого анкетирования родителей. Психолог.
2. Выступление воспитателей «Понятие о семейном воспитании».
3. Разыгрывание проблемных ситуаций в воспитании детей.
4. Обсуждение памятки для родителей.
5. Чаепитие.

Анкетирование родителей

Анкета для родителей
Ваши взаимоотношения с детьми

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

  • Затрудняюсь ответить

2. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

  • Стараюсь, но не всегда получается
  • Нет, не хватает времени

3. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

  • Спокойным доверительным тоном
  • Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
  • Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

4. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?

  • Общаетесь ли Вы на равных?
  • Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
  • Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении

5. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?

  • По возможности стараюсь, но не хватает времени
  • Не обращаю внимания на детскую болтовню

6. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

  • Таких причин не существует
  • Занятость на работе и бытовые проблемы
  • Ваш вариант ответа
    _______________________________________

_____________________________________________

7. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?

  • Нет, у каждого члена семьи свои требования
  • Не задумывались над этим вопросом

8. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?

  • Да, всегда вникаю в детские проблемы
  • Не всегда, много своих проблем
  • Нет. Откуда у детей проблемы?

9. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

  • Затрудняюсь ответить

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.

Понятие о семейном воспитании
(консультация для родителей)

Семья - это основа воспитания.
По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности ребёнка.
Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.
Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. В воспитательном процессе отец, мать, с одной стороны, и ребёнок - с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставления, охотно выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.
Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей - это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.
Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации - освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.
Ребёнок не родится ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, хоть ему свойственны индивидуальные наследственные задатки. От родителей передаются не только внешние черты - цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и типологические особенности нервной системы, своеобразие в строении слуховых и зрительных центров мозга и др. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности - игре, труде, учёбе, спорте.
Иногда родители сетуют на то, что их дети растут разными - один строптив, другой покладист, один спокоен, другой шаловлив. В соответствии с природным темпераментом - холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим - дети по-разному себя ведут, своеобразно реагируют на одни и те же воздействия окружающей среды, избирательно относятся к применяемым методам воспитания. Ребёнок - неповторимая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индивидуальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.
Уже в раннем детстве формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.
Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка - общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.
Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.
Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.
Важно добиться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.
В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь - мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».
Моральные нормы усваиваются не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.- Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют, шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.
Уже от малышей родители должны требовать нравственного поведения. Учитывая импульсивность и непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей - близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.
У детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку - предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у подъезда маму с тяжёлой сумкой - предложите помочь донести сумку до квартиры.
Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами.
Цель семейного воспитания - заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.
Семья - микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.
Подарок, выбранный с учётом вкусов и потребностей виновника торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,- не простая условность. В этом искренние родственные чувства находят соответствующую внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.
Семейные традиции - это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции - всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.
Игра - естественная форма выражения детской активности. Для дошкольников это и основной способ познания жизни. Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.
Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.
Любые положительные качества ребёнка-доброжелательност ь, честность, правдивость и др.,- если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми), становятся в итоге чертами его характера.
Закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.
Вывод: социальное, семейное, дошкольное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.
Итак, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют.

Игра «Я знаю выход».

  • капризы и упрямство детей в общественных местах;
  • неподчинение детей требованиям родителей;
  • педагогически неграмотное поведение мам и пап при общении с детьми в ситуациях разрешения конфликта;
  • оценки деятельности и личности дошкольников; и т.д.
  • Поверьте в уникальность своего ребёнка.
  • Позвольте ребёнку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.
  • Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  • В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание. Постарайтесь воздействовать на ребёнка просьбами – это самый эффективный способ давать ему инструкции.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его не менее 4, а лучше по 8 раз в день.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты у нас есть», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим вместе» .
  • Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите чёткие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные).
  • Старайтесь бывать (читать, играть, заниматься) вместе. Не забывайте, что ключ к сердцу ребёнка лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете лучше понять друг друга, а также передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях.
  • Не вмешивайтесь в занятия ребёнка, с которым он справляется.
  • Помогайте, когда он просит.
  • Поддерживайте его успехи.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Активно слушайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте свои чувства.

Воспитание наших детей зависит только от нас!

Материал по пропаганде передового опыта семейного воспитания

От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

На протяжении всех периодов развития общества функцию воспитания постоянно осуществляла семья. Воспитательная роль семьи основывалась и основывается на инстинктивных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения. Именно в семье се богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью живого примера старших, уважения предков и их обычаев.
Семейное воспитание (то же самое - воспитание детей в семье) - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.
Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Типичным для современной семьи является - стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.
В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированной педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, оказывать помощь семье в воспитании детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.
Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).
Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.
Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.
Систематическое осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.
Сегодня меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».
Задачи работы ДОУ с семьей:
изучение семей воспитанников;
изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;
расширение средств и способов работы с родителями;
обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы;
привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка.
Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.
В нашем ДОУ используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними. Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон.
Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Например: воспитатель, убедившись в том, что причиной капризов ребенка является неправильное воспитание в семье, приглашает мать или отца на консультацию с целью разъяснить им причины капризов и пути их преодоления.
Консультации для родителей проводят воспитатель, врач, заведующий учреждением, логопед. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы.
Одним из действенных путей изучения семьи воспитанника, установления тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи является посещение ее воспитателем. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель - увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. От воспитателя требуются тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. Вот почему важно готовиться к каждому посещению семьи: ставить перед собой ясную цель, продумать вопросы, на которые педагог хотел бы получить ответ, предложения и советы, которые будут высказаны родителям.
В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные и профессиональные костюмы для кукол, починить игрушку, построить на участке домик для игры, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.
В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К ним относятся вопросы, интересующие всех их, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К таким проблемам относятся: авторитет родителей; роль семьи в воспитании ребенка; советское законодательство об обязанностях родителей; о подготовке детей к школе; о плане работы дошкольного учреждения на год; о работе родительского актива и др. Коллективное обсуждение этих вопросов способствует сплочению родителей, созданию правильного общественного мнения и, наконец, более рациональному использованию времени и сил работников дошкольного учреждения.
К коллективным формам работы с семьей относятся: собрания родителей - групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей. Внимание родителей обычно сосредоточивается на определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится информационно – аналитическим, Это - социологические вопросы, анкетирование, тестирование родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательные формы необходимы для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания детей. К ним относятся: семинары - практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках).
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них -информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через информационные проспекты для родителей, организацию дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организацию мини-библиотек.
Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ.
Таким образом, определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.
Литературный

Основные понятия: «анкета»; «анкетирование»; «взаимодействие»; «воспитание родителей»; «общение»; «педагогическая компетенция»; «педагогическая рефлексия»; «семья»; «социализация»; «метод»; «семейное воспитание»; «общественное воспитание»; «взаимодействие семейного и общественного воспитания»; «образование родителей», «педагогическая культура родителей».

Вопросы и задания:

  1. Расширьте список форм взаимодействия с родителями за пределами ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.
  2. Расширьте список форм взаимодействия с родителями внутри ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.
  3. Соотнести опыт сотрудничества с семьями воспитанников в своем дошкольном учреждении с нижеследующими суждениями, дав им собственную оценку. (Е.П.Арнаутова). На каждое из перечисленных суждений выберите ответ: «да», «нет», трудно сказать».
  4. каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален;
  5. педагогический коллектив несет ответственность за обеспечение в глазах родителей высокого профессионального уровня воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы;
  6. в оказании комплексной психолого-педагогической и социально- педагогической помощи семьям все специалисты учреждения интегрируют свои профессиональные усилия без дублирования друг друга;
  7. текущая и перспективная деятельность ДОУ соответствует интересам и социокультурным потребностям семей; педагоги в содержании общения с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей;
  8. все специалисты ДОУ учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности как самого ребенка, так и его родителей;
  9. все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости и конфиденциальности, используют конвенциональный (деловой) стиль общения (на основе договоров) в сочетании с личностным стилем;.
  10. педагоги владеют культурой выражения собственных мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «в конфликте не прав тот, кто умнее»; при этом они активно используют язык принятия, поддержки и соучастия (контакт глазами, активное слушание, уместный комплимент, улыбка и пр.);
  11. родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в ДОУ, успешности его роста и развития;
  12. всеми педагогами и специалистами ДОУ используются разнообразные, эмоционально насыщенные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов;
  13. педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда откликнуться на любые инициативные действия семьи;
  14. в ДОУ создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей и педагогов; в специально оборудованном помещении для конфиденциального общения с семьями специалистами организуется консультативная помощь родителям, предоставляется возможность пользоваться литературой по семейному воспитанию и т.п.
  15. работники ДОУ постоянно поддерживают связи с другими социальными институтами образования и воспитания (общеобразовательная школа, детская поликлиника, музыкальная школа, стадион, музей, районная библиотека и др.), а также с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку.

Если на большинство суждений Вам удалось ответить утвердительно, не кривя душой, Вы уверенно продвигаетесь по пути обновления социально-педагогической практики взаимодействия с семьями воспитанников.

Литература:

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.

5. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2004.

6. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования - образование в мире. 2001. № 4.

7. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М, 2005.

12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.

14. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.

15. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.

16. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. № 3–4.

17. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

18. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

20. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

21. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2004.

22. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997

9. Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

Первые контакты между семьями и ДОУ: приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке со держания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Эффективны общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Многие перечисленные аспекты участия родителей требуют от персонала переоценки своей профессиональной роли: переориентация на взаимодействие с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.