Правила хорошего поведения для детей — этикет для дошкольников. Основные правила застольного этикета

Тема урока : «Этикет» (6 класс)

Цели.

Познакомиться с историей этикета;

Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Задача:

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

Карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

Приложение с иллюстрациями.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа по теме.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

- «Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!

Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Учитель вывешивает изображение “гостя” (школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

Учитель:

Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

А мама с папой, бабушкой и дедушкой твердят:

“Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”.

Учитель:

Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

(Дети высказываются.)

Учитель:

С возмущением Петя восклицает...

Ø А кому нужны эти хорошие манеры?

Ø Не все ли равно, как есть?

Ø И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… Но прежде ответь те мне на вопросы:

1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

(Дети дают ответы.)

Учитель:

Что для этого надо знать?

(Выслушиваются предположения детей.)

Учитель:

Вы правы. Вы назвали мне сейчас правила поведения. Всё это называется вместе - этикет.

ЭТИКЕТ

Учитель:

А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

(Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:)

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами):

5, 4, 3, 2, 1…

(Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.)

Учитель:

Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

(Детям предлагается объяснить понимание девиза.)

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

(Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.)

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

(Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

Учитель:

Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

(Дети высказывают свое мнение.)

Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: В наших современных условиях тоже много правил определяющих поведение человека. И первое правило, которому обучают ребенка – умение здороваться.

Как люди приветствует друг друга?

Монголы – здоров ли Ваш скот?

Зулусы – я тебя вижу

Китайцы – ели ли Вы сегодня

На Востоке - салам - алейкум

Русские – здравствуйте

Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

А вы, очень часто пробегая по коридору прокричите не то «дрысь», не то «брысь». От таких слов ни здоровья, ни радости у человека не прибавится.

Но приветствовать людей можно не только словами, но и жестами.

Жесты - приветствия

Прикладывают руку ко лбу

Прикладывают руку к сердцу

Прикладывают руку к голове (военные)

Машут рукой

Жмут руку

Конкурс знатоков хороших манер

Кто здоровается первый, если встретились младший и старший? (младший)

А кто подает руку первый: старший - младшему или младший – старшему? (Старший)

А кто подает руку первым женщина или мужчина? Женщина.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли тебе здороваться? (Да)

В автобус вошли 4 человека. Кому вы уступите место?

А) Знакомой девочке

Б) Своему другу

В) Женщине с маленьким ребенком

Г) Пожилому мужчине с тростью

Вы вошли в переполненный автобус с задней площадки и увидели своего друга у передней двери.

А) Кивнете головой

Б) Громко окликните

В) Помашете рукой

Г) Поздороваетесь за руку

Вы позвонили другу. Как вы начнете разговор?

А) Алло, а кто это?

Б) Позовите, пожалуйста, Петю

В) Здравствуйте. Это Света. Позовите, пожалуйста, Петю

Г) Здравствуйте. Это Света. Позовите Петю

Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) Извинившись, спиной к сидящим

Б) Боком к сидящим

В) Лицом к сидящим

Г) Извинившись, лицом к сидящим

Вот видите, ребята, мнения Ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. «Первый здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь

Учитель:

Вспомните пословицы и поговорки о хороших манерах.

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2. Береги платье снову, а честь смолоду..

3. У Сидора обычай, у Карпа свой.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, что недолго гостит.

6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8. Не дорог подарок – дорога любовь.

9. О пустяках спорить – дело упустить

10. По одежде не суди, по делам гляди.

11. Слово – серебро, молчание – золото.

12. Хоть не богат, а гостям рад.

13. От слова спасенье, и от слова погибель.

14. На незваного гостя не припасена и ложка.

15. От одного слова, да навек ссора.

На доске зашифрована пословица о правилах поведения. Предлагается детям её расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.

5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20

(Добрый поступок никогда не пропадёт)

Учитель:

Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Ряд правил воспитанного человека

Первым здоровается тот, кто вежливее

Уступайте друг другу

Следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей

Надо уметь не мешать друг другу

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Этикет не этикетка,

И не новенький костюм.

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого,

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо стеречь.

жизнь устроена мудро:

это вовсе не трудно –

берегите, пожалуйста, речь!

Рыцарь. «Верность, мужество, отвага».

Древняя Греция.

«Жить разумно, просто, избегая излишеств».

Джентельмен с хорошими манерами.

Ряд правил воспитанного человека.

Первым здоровается тот, кто вежливее.

Уступайте друг другу.

Следите за собой всегда и везде, помните: что вы среди людей.

Надо уметь не мешать друг другу.

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.


Этикет делает человека привлекательным. Владея хорошими манерами, женщина способна создавать определенное впечатление в обществе. Несмотря на стародавнее происхождение большинства этикетных норм, в последние годы уроки изящности приобретают все большую популярность.

Элегантные манеры для женщин


Истинную леди отличают ухоженность, утонченность, хороший вкус и манеры. Физической привлекательностью наделяет природа, элегантностью – правильное воспитание. Видео урок от Школы леди Юлианы Шевченко учит производить положительное первое впечатление, эффектно появляться в обществе, общаться и заявлять о себе окружающим, заставлять проявлять максимальное уважение с помощью манер. Автор рассказывает об этикетном поведении при знакомстве, встрече, появлении в помещении, выходе из автомобиля, о голосе и жестах, элегантной походке и позах.

Важные правила этикета для современной девушки

Правила этикета для женщин касаются внешнего вида, речи и манер. Советы помогут создать впечатление солидной, раскрепощенной и уверенной женщины. Изысканные манеры способны превратить обычную девушку в настоящую леди.

Этикет для женщин


Обзорный онлайн урок раскрывает основные правила элегантности и хороших манер: о чем стоит позаботиться в первую очередь, какие вещи исключить из гардероба, какой макияж предпочесть в первой половине дня и вечером, какие действия считаются дурным тоном. Видео содержит советы культуролога Ксении Злыдневой.

Как правильно ходить, стоять и сидеть

Элегантная походка является частью имиджа и нуждается в постоянном контроле, иначе может произвести негативное впечатление. Тяжело шагающую, сутулую и небрежно машущую руками женщину вряд ли можно назвать леди. В обучающем ролике на наглядных примерах показаны ошибки и даны рекомендации по работе над летящей походкой, правильной постановкой ног и положением корпуса.

Правила поведения за столом от Татьяны Поляковой

Речь элегантной женщины

Речь женщины должна быть грамотной, художественно наполненной. Урок изящных манер от Австрийской школы этикета заставляет проанализировать, переосмыслить собственные речевые привычки. Эксперт по светскому этикету и международному протоколу Марии Буше рассказывает, как улучшить речь, научиться заменять негативные слова нейтральными, использовать в разговоре речевые украшения.

Искусство общение. Small Talk


Как реагировать на хамство


В повседневной жизни всем приходилось сталкиваться со случаями хамства. Предлагаем просмотреть видео урок на тему, как воспитанной леди выйти из ситуации при встрече с хамом. Эксперт по этикету Марии Буше раскрывает несколько методов решения сложной задачи в зависимости от характера ситуации: юмор, комплимент, игнорирование, согласие. Научиться быть выше агрессии – главная мораль урока Марии.

Хорошие манеры и этикет


По словам известного писателя Бернарда Шоу, у человека никогда не будет шанса произвести первое впечатление дважды. Запись семинара со специалистом по вопросам светского и бизнес-этикета Александрой Казакевич поможет приобщиться к теме этикета и увидеть связь этикета с имиджем. Автор семинара объясняет, над чем нужно работать для неизменно хорошего впечатления при общении с окружающими. Особенное внимание уделяется тренировке улыбки и практическим советам для разных ситуаций.

Секреты этикета от аристократов


Попадая в изысканный ресторан или в окружение образованных воспитанных людей, необходимо соответствовать атмосфере и собеседникам. Обучающий ролик по ресторанному этикету содержит советы по правильной посадке, пользованию столовыми приборами и салфетками. Автор видео делится маленькими хитростями для ежедневных тренировок правильных ресторанных манер дома.

Семейный этикет для женщин


Правила семейного этикета направлены в первую очередь на создание доверительных отношений. Тотальный контроль над жизнью домочадцев считается дурным тоном. Интересуясь делами близких, стоит соблюдать грань между заботой и вторжением в личное пространство. В ролике выражено мнение экспертов по вопросу домашних манер и даны положительные и отрицательные примеры.

Fashion-этикет: что надеть на деловую встречу


Элегантно одетые деловые женщины легко и уверенно шагают по жизни, открывая все двери, благодаря умению управлять впечатлением. Гардеробный этикет решает много задач: демонстрирует состоятельность, компетентность, профессиональность, успешность, вызывает доверие и положительную обратную связь. Урок от фэшн-дизайнера Анастасии Ивановой научит правильно использовать предметы одежды в продвижении личного бренда. Анастасия дает рекомендации по выбору идеальных фасонов, цветов, аксессуаров для бизнес-ивентов и деловых конференций, приводя визуальные примеры.

Женщина на деловой встрече. Рукопожатие


Лекция преподавателя по протоколу и этикету Александра Новака касается ситуации поведения женщины на деловой встрече. Александр подробно разбирает, кто первый должен подать руку при приветствии, и затрагивает другие вопросы, приводя частые случаи из жизни. Ролик полезен женщинам-руководителям, испытывающим трудности с распределением социальных ролей (дама-начальник) в деловом общении.

Воспитанность, образованность и грамотность украшают женщину лучше дорогих нарядов и драгоценностей.

Просмотры: 3 336

«Этикет — это умение зевать с закрытым ртом». Брижит Бардо

На данный момент в сети довольно много историй на тему хороших поступков незнакомых людей, особенно популярно стало бабушек переводить через дорогу.

Многие восхищаются этим, выкладывают видео в интернет и получают множество восторженных комментариев. То есть, современного среднестатистического человека такое поведение удивляет. Но ведь так должен поступать каждый воспитанный человек, это должно быть нормальным, обычным поведением, не требующим оваций. Существуют правила, придерживаясь которых общество достигнет гармонии в общении и отношениях. Это этикет. Соблюдая этикет сложно поссориться, устроить скандал или оскорбить кого-нибудь. Чтобы развивать доброжелательные отношения, нужно всего лишь желать людям добра. Поступать так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Знание этикета пригодится, если вы любите производить впечатление на окружающих. Этого можно добиться своим внешним видом, культурой речи, умением вести себя в различных ситуациях. Соблюдение этикета также поможет избежать глупых ситуаций, когда хочется понравиться, к примеру, начальнику или родственникам второй половинки.

Слово «этикет» появилось во Франции, во времена Людовика 14. Однажды на очередном пышном приеме при дворе всем раздали карточки–этикетки, на них были перечислены правила поведения, которые должны были соблюдать гости. Так появилось понятие «этикет» — хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Существует несколько видов этикета:

  • Придворный этикет;
  • Дипломатический этикет;
  • Воинский этикет;
  • Общегражданский этикет.

В этой статье рассмотрим некоторые подвиды общегражданского этикета.

Как себя вести при встрече/знакомстве

Общие правила приветствия заключаются в том, что младшие всегда приветствуют старших. Мужчина первый здоровается с женщиной. А если вы входите в помещение, где уже находятся люди, то независимо от вашего пола и возраста, нужно поздороваться первым.

Здороваясь с женщиной или с пожилыми людьми, мужчине обязательно следует встать. Женщине следует вставать для приветствия пожилых людей, высокопоставленных особ, или, если она сама принимает гостей.

По правилам приличия, для знакомства нужен посредник, лучше общий знакомый, тот, кто представит вас другим, или наоборот. Если вы хотите познакомить кого-то, то вам нужно использовать такие фразы, как «разрешите представить вам..» или «знакомьтесь, это…». Следом стоит кратко пояснить, кем вам приходится человек, например, «Знакомьтесь, это Вова, мой коллега и хороший товарищ». Младших представляют старшим, мужчину – женщине. После того, как вам кого-то представили, нужно назваться самому и произнести этикетную фразу: «очень приятно» или «рад знакомству».

При первом знакомстве принято говорить друг другу «вы». Вообще к любому человеку, достигшему 12 лет, по этикету следует обращаться на «вы». Также неприлично «тыкать» продавцам, официантам и т.д.

Очень важный нюанс – рукопожатие. Не пожать руку, протянутую для рукопожатия, считается оскорблением. Всегда подают правую руку. Здороваясь за руку, мужчина всегда встает. Женщина сама определяет: подавать руку или нет. Если вы в перчатках, следует снять обе перчатки, дамам это делать не обязательно. А на улице перчатки можно не снимать, но если это сделал один из здоровающихся, то второй должен последовать его примеру.

Поцелуи при встрече допустимы с друзьями и родственниками. Мужчина может поприветствовать женщину поцелуем руки.

В гостях и на торжествах

Во первых, неприлично ходить в гости без приглашения. Но если уж так получилось, то предупредите телефонным звонком.

Если вы гость, то старайтесь не опаздывать и не приходить раньше. Пунктуальность очень ценное качество. Также не стоит задерживаться в гостях до поздна, уходить нужно вовремя, как и приходить.

Если вы получили приглашение – неприлично отказываться без уважительной причины. Но верх неприличия – это согласиться на приглашение, а потом не прийти. В этом случае необходимо объяснить причину.

Не ходите в гости без подарочка или гостинца.

Ходить в гости с детьми, следует только в те дома, где тоже есть дети, или, если вы точно знаете, что им будут рады.

Если вы принимаете нарядных гостей, то тапочки предлагать не стоит, они будут смотреться нелепо с вечерним платьем или галстуком.

Позаботьтесь заранее о том, как рассадить гостей. Хозяйке лучше сесть так, чтобы удобно было выходить из-за стола, не мешая остальным. Выходя к гостям нужно снимать фартук.

<Если у вас один гость, не стоит его оставлять одного, более чем на 3 минуты.

В ресторане и за столом

Поход в ресторан подразумевает вечерний наряд, но если это получилось спонтанно, достаточно выглядеть прилично.

Мужчине следует отодвинуть даме стул и помочь присесть. Только потом сесть самому. За столом нужно держаться прямо, не складывать руки на стол.

Обычно, официанты сами подходят, видя что посетители готовы сделать заказ. Но если этого не произошло, ни в коем случае нельзя кричать, чтобы позвать его, или стучать вилкой по бокалу с той же целью. Следует привлечь его внимание кивком головы.

По этикету, если принесли одно меню, то первой заказывает дама. Если вы не разбираетесь в сервировке и не знаете, какой вилкой есть то или иное блюдо, лучше начинать с дальнего края, но можно украдкой посмотреть, как это делают остальные.

Верхом неприличия будет есть с общего блюда или тянуться через стол за солонкой или перечницей. В такой ситуации нужно вежливо попросить сидящих рядом подать то, что вам нужно.

Вилки и ложки, упавшие со стола, поднимаются официантом. Бутылки со спиртным также открыватся официантом.

Косточки рыбные и фруктовые нельзя выплевывать, нужно воспользоваться вилкой.

Если вдруг вам позвонили, следует извиниться перед остальными и отойти. Неприлично разговаривать с людьми, сидящими за другим столиком, даже если это ваши знакомые.

По этикету, счет оплачивает тот, кто пригласил в ресторан. Если ужин дружеский, то счет оплачивают пополам. Некрасиво выяснять это при официанте.

Уважайте окружающих в транспорте

Большинство людей ежедневно ездят на общественном транспорте. Чтобы не испортить себе настроение и не стать участником скандала, нужно придерживаться некоторых правил. При посадке в автобус, троллейбус и т.д. нужно позволить людям выйти, потом пропустить вперед пожилых, беременных, инвалидов. Мужчины должны пропустить всех женщин.

Сидячие места предназначены для пожилых, людей с ограниченными возможностями и будущих мам. Мужчина может сесть только, если стоящие рядом из этой категории дадут свое согласие, нужно тихонько спросить: «вы не против если я присяду?»

Если у вас при себе большая сумка или рюкзак, то лучше снять их с плеча, чтобы не мешать остальным.

Громко разговаривать в салоне некультурно.

Если вы едете с другом или подругой, и вас разделила толпа, не стоит пробиваться через весь салон, следует дождаться своей остановки.

Если вы едете со своими детьми, то нужно позаботиться о том, чтобы они не бегали и не кричали, ведь они могут доставлять неудобства окружающим.

При выходе из транспорта первыми выходят мужчины или те, кто младше, чтобы оказать помощь нуждающимся: подать руку женщине, ребенку, помочь вытащить сумку и т.д.

Если вы передвигаетесь в автомобиле, то должны открывать дверь пассажирам: женщинам и пожилым. Мужчина может садиться в машину как ему захочется, а для женщины есть порядок – сначала нужно присесть на сиденье, потом перекинуть ноги, выходить — в обратном порядке.

В театре, на концерте, в кинотеатре

В театр принято ходить в вечерних нарядах. На концерте наряд обусловливается его тематикой.

Приходить лучше заранее, чтобы успеть занять свое место. Если же вы опоздали, а ваше место находится в середине ряда, то продвигаться к нему следует лицом к сидящим, обязательно извинившись при этом за беспокойство.

Перед спектаклем нужно отключить телефон, чтобы случайный звонок не помешал ни зрителям, ни актерам. Разговаривать, обсуждать спектакль или фильм – запрещается.

Если вы пришли с дамой, не нужно склоняться друг к другу, чтобы не помешать сидящим сзади.

Во время спектакля есть и пить нельзя. Это дурной тон. В кинотеатре это не запрещается, но меру надо знать, чтобы не бегать потом в туалет через весь ряд.

Если каждый будет исполнять эти нехитрые правила, то поход в театр или кино оставит только хорошие впечатления. Если, конечно, сам фильм или спектакль не подкачают.

Нюансы общения в соцсетях и при использовании мобильных телефонов

Сложно представить современный мир без мобильных телефонов и интернета. Некоторые формы связи, например, видеозвонки, вполне могут заменить личное общение. Чем популярнее мобильная связь и интернет, тем обязательнее нужно знать правила этикета при общении, чтобы не прослыть бестактным.
Основные правила мобильного этикета:

  • Ваш рингтон не должен оскорблять тех, кто вас окружает, содержанием или громкостью;
  • Во время важных встреч, в театре и кино переключайте телефон на беззвучный режим;
  • Выключайте телефон на борту самолета и в медицинских учреждениях;
  • В общественных местах, особенно в маршрутках, не стоит совершать звонки, так как окружающим, скорее всего, не хочется выслушивать ваши разговоры;
  • Не трогайте чужой телефон без разрешения, там наверняка много личной информации, владельцу это вряд ли понравится, даже если это ваш друг. Также не допускается отвечать на чужие звонки без разрешения;
  • Не кладите свой телефон на стол в кафе или ресторане, так ваш партнер может сделать неверные выводы. К примеру, что вы ожидаете срочный звонок, который важнее ужина с партнером;
  • Не молчите во время разговора. Если вам нечего сказать, то попробуйте закончить разговор или попытайтесь поддержать беседу;
  • Если вы обнаружили непринятый вызов, нужно перезвонить в течение 1-2 часов;
  • Совершая звонок, знайте, что приличное время дозвона — 5 гудков, далее уже настойчивость.

Что касается интернета, то переписка в интернете делится на деловую и частную. Содержание частной переписки обусловливается степенью знакомства. Но всегда нужно помнить, что на другом конце реальный человек, стараться быть вежливым и тактичным, ведь ваше лицо – это ваши слова. В деловой переписке следует придерживаться некоторых правил:

  • Берегите свое и чужое время, не надоедайте, не спамьте, не флудите;
  • Указывайте тему в электронных письмах. Так занятому человеку будет проще обнаружить, что ваше письмо по делу;
  • Не стоит в деловых письмах ставить смайлы. И вообще, лучше не злоупотреблять смайликами;
  • Следуйте правилам чатов и групп, в которых вы общаетесь;
  • Не оскорбляйте чувств верующих, помните, что рядом с вами находятся люди других конфессий;
  • Если вы хотите иметь приятных собеседников, надо быть таким самому.

По мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры, некоторые правила меняются. К примеру, раньше женщина не могла себе позволить ходить в брюках, а сейчас это общепринято. Поведение, недопустимое в каком-то случае, может быть уместно в другом. Все меняется со временем, но вежливость в моде всегда.

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…» . На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно –

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.

  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Тема урока: «ЭТИКЕТ»

(урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

*познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

* познакомить с некоторыми правилами этикета

*развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

*воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

Развитие этических чувств

Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Использование различных способов поиска информации

Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

«Поздоровайся локтями»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Фронтальный опрос.

Назовите образцы нравственности в культуре России.

Кто такой труженик?

Кто такой патриот?

Кто такой воин?

Кто такой коллективист?

Почему их относят к образцам нравственности?

2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

В Интернете

в толковом словаре Ожегова

в энциклопедическом словаре

в тексте учебника (стр.56)

Отчет групп. Вывод:

Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

5. Физкультминутка

«Земля, воздух, огонь и вода»

5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

Какие правила этикета нарушают дети?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

(РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Используемые ресурсы:

    Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

    Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

    http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Конспект урока по ОРКСЭ

С использование активных методов обучения

Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
    «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

Выполнила: Захарченко М.В.