Трудовая деят детей в дет саду. "трудовое воспитание дошкольников в доу в свете фгос"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ Разработала методист ДУЗ «Солнышко» Пшонник О.А.

2 слайд

Описание слайда:

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В.А. Сухомлинский.

3 слайд

Описание слайда:

ознакомление детей с трудом взрослых приобщение детей к доступной им трудовой деятельности обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности

4 слайд

Описание слайда:

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей: положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь, трудовые навыки, положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывает: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы.

5 слайд

Описание слайда:

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: 1) возрастных и психофизиологических возможностей детей; 2) уровня трудового опыта детей; 3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность; 4) содержания труда.

6 слайд

Описание слайда:

Условия организации труда Систематическое включение каждого ребёнка в труд учёт нагрузки на ребёнка подбор оборудования для труда создание в группе трудовой атмосферы. Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным.

7 слайд

Описание слайда:

хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи ручной труд (с элементами конструирования) изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву Основные виды труда в детском саду труд в природе выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными

8 слайд

Описание слайда:

поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней и старшей группах

9 слайд

Описание слайда:

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (элементарный хозяйственно-бытовой труд) - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. СПЕЦИФИКА: перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

10 слайд

Описание слайда:

ЗНАЧЕНИЕ: Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; Приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; Очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; Приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; Дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

11 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ: В младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками; Дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоя-тельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопо-мощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; В старшем дошкольном возрасте большое значение придается длитель-ным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одеж-ду, обувь, чинить иг-рушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

12 слайд

Описание слайда:

Показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

13 слайд

Описание слайда:

ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ПОНЯТИЕМ «ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.) 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п. 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе. 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды. 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую. 8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны. 9. Проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение). 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

14 слайд

Описание слайда:

ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Расширяет кругозор детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Помогает воспитать любовь к природе. Осуществляется эстетическое воспитание детей (через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций).

15 слайд

Описание слайда:

РУЧНОЙ ТРУД Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

16 слайд

Описание слайда:

ДОЗИРОВКА ТРУДА Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Для того чтобы не допустить перегрузки, производить смену действий через 10-15 минут Дети 6-7 лет – 20-30 минут Дети 4-5 лет 15-20 минут

17 слайд

Описание слайда:

Место детской трудовой деятельности в режиме дня Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие возможности. Труд в природе целесообразнее организовывать во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин. В жаркое время года работу на огороде-ягоднике целесообразно планировать на утренние часы до завтрака. Хозяйственно-бытовой труд целесообразнее проводить в утреннее время до занятия, на прогулке и во второй половине дня.

18 слайд

Описание слайда:

Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольни­ки получают возможность ежедневно трудиться. Как часто организовывать трудовую деятельность? Труд по самообслуживанию ежедневно Ручной труд еженедельно Хозяйственно-бытовой труд еженедельно 20-25 мин Труд в природе на участке в группе ежедневно 10-15 мин до 20 мин

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

ПОРУЧЕНИЯ - Широко используются во всех возрастных группах детского сада. возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

21 слайд

Описание слайда:

всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста; дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца; предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду; создают в группе деловую атмосферу. ОСОБЕННОСТИ ПОРУЧЕНИЙ:

22 слайд

Описание слайда:

Поручения По трудности: простые, сложные По характеру выполнения: индивидуаль-ные или совместные По времени исполнения: кратковременные, эпизодические, длительные

23 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРУЧЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: являются ведущей формой организации детского труда, работу с малышами по трудовому воспитанию необходимо начинать с индивидуальных поручений, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.), выполняются вместе с воспитателем, основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», много позже переходят к другим формам.

24 слайд

Описание слайда:

Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, используют групповые поручения. Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

25 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Имеется возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело. В труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам. Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. (вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др.) Выполняя общее для всех задание, ставит детей перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

26 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается) , т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

27 слайд

Описание слайда:

СОДЕР­ЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ: В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; В младшей группе носят индивидуаль-ный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, под-нять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.; В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)и др.

28 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРСТВА - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, предполагающий обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Вводятся в конце года во второй младшей группе. Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах. Наблюдая работу дежурных следует обратить внимание на умение детей: во второй младшей группе: действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе: на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах: на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

29 слайд

Описание слайда:

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение: ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, понимание необходимости своей работы для всех, формируют у детей желание потрудиться ради других, формируют проявление заботливого отношения к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывает умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

30 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРНЫЕ СТАВЯТСЯ В УСЛОВИЯ ОБЯЗА­ТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА, НЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕГО, ЗАНЯТЬСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ДРУГОЙ, БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ НЕГО РАБОТОЙ ИЛИ ПЕРЕ­КЛЮЧИТЬСЯ НА ИГРУ. ВИДЫ ДЕЖУРСТВ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ПОСТЕПЕННО: Дежурства по столовой (2-ая мл. группа,конец года), Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа, 2-я половина года). Дежурства по уголку природы (старшая группа). Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду. Особенности дежурства.

Ольга Пустакина
Виды и формы организации труда в детском саду

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Если самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей , то в средней и старших группах особое значение приобретает хозяйственно – бытовой как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы , а в старшей и подготовительных группах основную роль уже начинают играть ручной труд и труд в природе ; они содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно, преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного выполнения.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка . Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.

Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка . Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить детям, что и как делать. По мере формирования навыков воспитатель использует методы подробного словесного объяснения и общего напоминания : «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила» и т. д. Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить способ выполнения действия, их последовательность.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так : ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей, но и охотно помогали друг другу.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения, а в старшем дошкольном возрасте - подчёркивание в данный момент достижений у ребёнка и того, что ещё плохо получается у ребёнка.

Хозяйственно – бытовой труд - это поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов , подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков,помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно и пр.

Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке : подметают дорожки и пр. ; в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике; зимой расчищают от снега дорожки; дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель и т. д.

Как видим, идёт постепенное увеличение процессов труда , расширение объёма трудовых действий . Для формирования у детей представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, наводит порядок в группе., на то, как надо стирать кукольное бельё, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребёнка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. Приобщая детей к труду , важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствуют показ и объяснения взрослого. Если взрослый будет постоянен в содержании требований, дети научаться необходимым действиям, усвоят их последовательность, у них выработается привычка действовать определённым способом при работе.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе . Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых : с помощью воспитателя поливать комнатные растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядке.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать опавшие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы и др. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда . А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда . Большое место должен занимать совместный труд ребёнка и взрослого . Ребёнок почувствует пользу труда только тогда , когда он активно пройдёт через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счёте точного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветов, растущих на цветнике вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений : индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые умения и навыки , а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей . Они требуют от детей большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого- либо дела на ряд последовательных заданий. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт задание в обобщённом виде : «Накрой на стол» , «Полей растения» . Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Вводя дежурства, воспитатель выясняет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных , с тем, чтобы он не носил формального характера , а был конкретным, необходимым для коллектива. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребёнок сам? Или после еды всё ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой?

Со старшей группы вводится ещё один вид дежурства - по уголку природы. Работа дежурных в уголке природы будет успешна лишь в том случае, если педагог постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений и заботливого к ним отношения.

В подготовительной к школе группе воспитатель переходит к организации общего труда дежурных , т. е. соединение детей в пары для коллективной работы. Работая вместе, они обслуживают всю группу. При такой работе дежурные ставятся в новые условия : согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто воспитатели соединяют детей в пары по принципу «умелый» с «неумелым» . Но оно не всегда оправдано, желаемый результат получится только тогда, когда у умеющего ребёнка есть стремление обучать навыкам другого ребёнка, оставаясь при этом хорошим товарищем, т. е. проявлять доброжелательность, не подчёркивать его неумение. В старших группах часто проявляются избирательные дружеские взаимоотношения детей, воспитателю это следует учитывать и поручать им дежурить вместе.

В старшей и подготовительной к школе группах систематически организуется общая трудовая деятельность , объединяющая сразу всех детей группы : это уборка групповой комнаты, участка, разбивка цветника, оформление группы к празднику и т. д. Организуя коллективный труд детей всей группы , целесообразно делить их на несколько подгрупп. Каждой подгруппе даётся общее задание, например, одна подгруппа стирает кукольное бельё, вторая – моет стульчики, третья – игрушки, четвёртая – наводит порядок в игровом уголке. Состав детей в подгруппах может быть постоянным, а дела меняться. Этим обеспечивается включение каждого ребёнка в работу.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретённые в детском саду , являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

Как подготовитб своего малыша к условиям суровых будней? Педагоги уверяют, что - один из неотъемлемых пунктов для становления ребенка на взрослом пути. Это закаляет характер, дает возможность пробовать себя в разных производственных профессиях и помогает малышу наладить контакт со сверстниками. Как известно, труд объединяет и раскрывает самые сильные стороны характера.

Трудовое воспитание в детском саду

В детском саду всякое воспитание при помощи труда должно быть строго в пределах законодательства. Этот процесс не должен стать использованием бесплатной рабочей силы. Охрана труда в детских садах регламентируется правилами. Тем не менее, малышей нужно начинать приучать к тому, что обычно выполняет взрослый человек.

Для того чтобы начать знакомство с каким-нибудь видом работы, нужно посмотреть, насколько ребенок сможет справиться с ней. Детский труд в детском саду - это лишь игра.

Процесс ознакомления

Обучение может начинаться с самых простых заданий. Детский труд в детском саду не должен вызывать негативную реакцию.

От воспитателя и родителей зависит то, будет ли ребенок любить работу, сможет ли он стать хорошим помощником. Самое главное, чему его обучают, - ценить результаты деятельности других.

Главные в детском саду

Задавая детям что-нибудь выполнить, воспитатель должен действовать согласно установленным правилам и не превышать полномочия.

Самый популярный труд в детском саду осуществляется в форме игры. Так малыши развиваются. Это может быть:

Бывают и разные формы того, как можно выполнять поставленные задачи:

  • коллективно;
  • поручение;
  • назначенные на определенный день дежурства.

Поручение

Лучше всего поручения подходят для младших групп в детском саду. Они обычно несложные и заключаются в коротких просьбах преподавателей принести какой-то предмет, поправить что-то и так далее. Тем не менее, поручение может практиковаться и в более взрослом возрасте.

Индивидуальные задания дают ребенку ощущение важности. Обычно дети в самых младших группах не настолько самостоятельные. Работа в коллективе будет только сбивать их. Малышам нужны четкие указания и разъяснения, а также похвала старшего за детский труд в детском саду.

Поручения также нужно преподносить в игровой форме. И не важно то, что в итоге получается. Если процесс не заинтересует детей, они не будут трудиться.

Дежурства

Этот вид занятий можно начинать во второй младшей группе, и желательно со второго полугодия.

Они предусматривают определенную самостоятельность детей, а также работу в небольшом коллективе. Кроме того, задания выполняются систематически. Благодаря назначенным датам дежурства ребенок приучается к ответственности.

Такой подход помогает небольшими темпами обучаться тому, как важен коллективный детский труд в детском саду. Малыши пока еще отчитываются перед воспитателем.

Коллективный ручной труд в детском саду

В старших и дошкольных группах самой подходящей считается работа в коллективе. Благодаря такому труду ребенок может проявить себя. Будет видно и то, как легко он переключается с одного вида деятельности на другой, и как при этом его воспринимают сверстники.

Каждый воспитанник зависит от работы другого. Таким образом, они сами себя подталкивают к действиям.

В ходе коллективного труда дети учатся уважительно обращаться друг к другу, терпению, помощи, а также дисциплине. Дошкольники сами могут распределить обязанности и выполнять то, что будет по их силам.

Чем хорош труд?

При помощи труда дети могут развивать свои умения, моторику. Они становятся крепче физически. Движения постепенно становятся более умелыми. Координация налаживается.

К тому же каждое задание способно предоставить детям определенный навык. Во время ухода за живым уголком они усваивают то, как правильно обращаться с питомцами. В играх с пластмассовым игрушечным молотком узнают то, как следует им работать. Дети обучаются и тому, что позже обязательно пригодится им дома.

Ручной труд в детском саду можно организовать так, чтобы он стал познавательным. К примеру, собирая яблоки во дворе в маленькое ведерко, ребенок может считать их или же это за него будет делать воспитатель всякий раз, когда он положит в ведро новый фрукт.

Чтобы организовать работу правильно, нужно составить учебный план на год. Как правило, в детских садах он согласовывается с дирекцией, которая, в свою очередь, ориентируется на законодательство страны. Кроме общих правил, есть и вполне очерченный круг допустимых и недопустимых действий. Охрана труда в детских садах - это самый главный документ, который должен знать наизусть каждый педагог.

В план записываются не только возможные задания для воспитанников, но также и ожидаемые результаты. При выполнении поставленных задач ребенок не должен пострадать. Воспитатель обязан наблюдать за тем, как именно выполняется работа.

Во время упражнений на свежем воздухе детей нужно соответствующе одевать. Каждое задание должно быть выбрано по погоде. Все детали также должны быть просчитаны, чтобы было найдено оптимальное Труд может быть разным.

Воспитатель выбирает время, когда дети более активны. Перед дневным сном им дают час для отдыха.

Также следует замечать и то, насколько ребенок проявляет активность. Если он ждет напоминаний, не хочет ничего делать самостоятельно, следует переключиться на другой вид деятельности, а также заинтересовать его.

Дети любой возрастной группы лучше работают в том случае, если перед ними игровая задача. Они могут устраивать соревнования с небольшими призами, решать загадки при помощи подсказок, что будут даваться им за выполненное дело.

К каждому ребенку нужно найти свой отдельный подход. Одному будет достаточно поставить задачу и ожидать результатов, другому потребуется время и демонстрация того, что нужно делать. У одного ребенка уйдет полчаса на его работу, у другого целый день.

Обычная похвала вроде «так держать», «молодец» не будет иметь должного эффекта постоянно. Воспитатели должны разработать различные варианты поощрения за проделанный труд. Ведь и у взрослых может пропасть желание трудиться без дополнительной мотивации.

Перед началом трудового воспитания детей нужно провести длительную беседу с родителями. Выяснить их пожелания, объяснить то, как именно малыши будут получать навыки и что они при этом должны сделать. Следует узнать у родителей, нет ли каких либо возражений с их стороны, а также не возникнут ли с этим проблемы.

Консультация

«Трудовая деятельность в детском саду»

Котова Светлана Витальевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Труд создает человеческую личность. И к нему необходимо приучать детей с раннего возраста. Потому что именно в работе можно воспитать чувство ответственности, честности, коллективизма, заботливости, умение считаться с другими людьми и уважать их интересы.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность.


Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью получения денежной компенсации. Однако, именно детское трудовое воспитание позволяет ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру, социальной среде и научиться самостоятельности. О формах организации такого воспитания, его целях и многом другом мы поговорим в этом материале.

Отличия детского труда от взрослого

Самые важные отличия детского труда от взрослого заключаются в том, как этот труд преподносится и какие преследует задачи. Так, целью детской деятельности является обучение и подражание взрослой жизни. Редко когда ребенок может сам сделать работу настолько хорошо, чтобы не пришлось потом за него ее переделывать. Но он должен учиться и стремиться к получению хороших результатов. Преподносится детский труд чаще всего в игровой форме, побуждающей ребенка заинтересоваться этой игрой и принять в ней участие. Но с ростом малыша, его взрослением какие-то игровые процессы могут (и должны) перерастать в обязанности. Например, уборка игрушек перед сном. В отличие от взрослого труда детский практически не имеет широкого общественного значения, но внутри узкого коллектива, например, в группе детского сада, он значим и важен.
Совет родителям: если ребенок стремится вам помочь или сам попытался сделать что-то полезное, то обязательно похвалите его старания вне зависимости от полученного результата. Если только слегка сполоснул кружку, пытаясь ее вымыть, но на ней остались следы только что выпитого сока, не стремитесь научить малыша сразу же вымывать посуду «до скрипа чистоты». Помните, в младшем дошкольном возрасте старание и процесс гораздо важнее результата!

Виды трудовой деятельности дошкольников

Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности дошкольников:

  • Самообслуживание.
  • Ручной труд.
  • Труд на природе.
  • Бытовой (хозяйственный) труд.

Каждый из этих типов деятельности ребенка имеет свои особенности, но все они плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны. Нельзя выделить что-то одно, присвоив ему звание «самого полезного».

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Если ваш малыш уже ходит или только будет ходить в муниципальный детский сад, то он обязательно будет получать и трудовое воспитание, начиная вплоть с посещения младшей группы. В обучающих программах ДУО этому аспекту уделяется особенное внимание. Если родители приняли решение не отправлять ребенка в садик или просто не имеют такой возможности, то мы рекомендуем им самостоятельно воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, начиная с двух лет малыша. Уделяйте этому вопросу больше времени, и тогда ваш малыш будет более приспособлен к жизни в современном мире.
Вернемся к видам трудовой деятельности детей и рассмотрим их подробнее:

  1. К самообслуживанию относится уход человека за самим собой. Этот вид трудовой деятельности жизненно необходим каждому человеку, и чем раньше малыш начнет его осваивать, тем быстрее он начнет становиться самостоятельным. Так, с младшего дошкольного возраста ребенка нужно учить самостоятельно умываться, мыть ручки перед едой и после прогулок, одеваться и обуваться. Вы можете облегчить малышам задачу, приобретая одежду с «несложными» типами застежек, например, штанишки на резинке вместо молнии и ремня, обувь с липучкой вместо шнурков и т.п. Помните, что повседневная одежда малыша должна быть простой и удобной, с тем расчетом, чтобы он смог одевать ее без помощи взрослого. Детям постарше, возраста средней или подготовительной группы, можно будет надевать рубашки с пуговицами, джинсы с подтяжками и обувь со шнурками. Чтобы помочь малышу самостоятельно справляться с такой «сложной» одеждой в детском саду, не поленитесь научить его этому дома. Когда покупаете новую обувь, то попросите ребенка зашнуровать ее, примерить, оцените его умения в этом деле. Помните, что такие занятия требуют терпения, настойчивости и усидчивости. Поддержите ребенка, не злитесь, если он не может справиться с поставленной задачей. Если взрослый может завязать узелок за секунду и с закрытыми глазами, то для малыша такая задача может оказаться крайне сложной из-за маленького развития мускулатуры пальцев и невозможности сразу запомнить последовательность определенных действий. По мере взросления ребенка навыки самообслуживания добавляются. Например, у ребенка появляется обязанность по уборке своей постели, аккуратному складыванию одежды в шкаф и расставлению игрушек после игрового процесса. Обязательно малышу нужно разъяснять и показывать на примере, как нужно себя вести, чтобы не затруднять действия окружающих. Ребенок к старшему дошкольному возрасту уже должен понимать, что нельзя баловаться у крана во время водных процедур и оттягивать время, так как другие дети ждут своей очереди и тоже должны успеть вымыть руки и умыться. Если после прогулки малыш уже разделся, то он должен пройти в группу, чтобы пропустить в раздевалку других детей, тоже пришедших с прогулки и т.д.
  2. Бытовой труд помогает воспитывать в ребенке чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к окружающим вещам. Такой тип деятельности нацелен на поддержание чистоты в помещении, он необходим при организации режима в детском саду или дома. Малыши могут помогать работнику сада или родителям накрывать на стол, убирать грязную посуду, приводить в порядок игрушки, протирать их от пыли, прибираться на приусадебном участке. Дошкольники подготовительной группы в детских садах более активно помогают в уборке своей площадки на улице, стирают одежду игрушек и даже несут полноценную «вахту» по сервировке стола согласно графику дежурств. Родителям или педагогу важно мотивировать ребенка на такой тип его деятельности, объяснять, что для получения результата необходимо прилагать усилия. Важно похвалить ребенка и дать ему понять, зачем он делает то или иное действие. Например, после уборки снега по дорожке стало легче ходить, а в прибранной комнате теперь чисто и уютно. В данном случае хорошо «работают» и мотивируют сравнения с деятельностью других детей. «Сережа - молодец! Он очень аккуратно сложил свои брюки и повесил рубашку на вешалку, значит, одежда останется поглаженной и опрятной».

  3. Ручной труд представляет собой творческий вид деятельности, в ходе которого можно изготавливать самые разные предметы для личного или коллективного использования.
    Это могут быть любые игрушки (рогатки, машинки, корзинки и т.д.) или полезные приспособления (кормушка для птиц), которые ребенок может создать из любых подручных материалов. Зачем нужно самостоятельно изготавливать игрушку, если ее можно купить? Многие родители задаются этим вопросом и не задумываясь об ответе, выбирают простой путь, то есть приобретают малышу то, что считают нужным для игр. На самом деле, большинство педагогов склоняются к тому, что детей просто необходимо мотивировать на то, чтобы они сами выдумывали себе игры. Это важно по нескольким причинам: ребенок понимает, что для получения удовольствия от игры, необходимо сначала потрудиться; больше внимания уделяется окружающему миру, со временем малыш подсознательно будет видеть в разных предметах потенциальную область его применения (из желудя можно сделать человечка, из скорлупы ореха - кораблик и т.п.); развивается фантазия; активно работает «творческое» полушарие мозга; когда ребенок что-либо делает сам, он становится более бережным по отношению и к тем изделиям, которые создают другие люди; ребенок изучает на практике свойства материалов, знакомится со способами их сочетания. Все эти причины положительно влияют на нравственное воспитание дошкольника и позволяют ему развиваться с разных сторон.
  4. Природный труд помогает ребенку не просто познакомиться с ботаникой, которая его окружает, но активно помогает разработать наблюдательность, аккуратность и бережливость, любовь к природе, трепетное отношение к животным. Такой вид деятельности подразумевает уход ребенка за растениями и домашними животными. Так, в детских садах малыши принимают активное участие в выращивании цветов в клумбах, в уходе за комнатными растениями, иногда привлекаются на «работу» на огороде. Такая «работа» носит в большей степени ознакомительный характер и не нацелена на получение большого урожая. Нередко в группах детских садов имеются «живые уголки», в которых обитают рыбки в аквариуме, черепашки или домашние грызуны. Родителям также рекомендуется приучать своих детей к работе с растениями . Если вы живете в частном доме, то обязательно отведите немного места для посадки зелени и цветов вместе с вашим ребенком. В городской черте вы можете сделать свой «живой» уголок с растениями, например, на балконе. Доверьте малышу самому высаживать семена и поливать их. Такой вид деятельности особенно важен в современное время, так как будет приучать ребенка отвлекаться от электронных устройств и обращать внимание на природу. Ребенок на собственном опыте сможет проводить связи между отдельными явлениями, сможет наблюдать природные изменения. Когда он подрастет до возраста старшей группы, то некоторые аспекты природного труда можно усложнить и перевести в обязанности. Например, попугайчика необходимо кормить каждый день. Пусть эта обязанность будет на ребенке, он должен понимать, что из-за его забывчивости птичка может остаться голодной. Родителям можно напоминать ребенку о его заботах, но не перекладывать их на себя (при условии, что малышу это интересно). Таким образом дети становятся ответственными и обязательными.

Выбирая форму трудовой деятельности для ребенка, помните, что малыши лучше воспринимают любые задания в игровой форме, а вот дошкольники постарше хорошо мотивируются получением возможного результата.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Формы организации трудовой деятельности ребенка

Можно выделить несколько форм организации трудовой деятельности детей. Выбирать их стоит в зависимости от поставленной задачи, возраста малыша и особенностей его характера. Первая форма - это поручение. Поручение представляет собой определенную задачу, которую малышу ставит взрослый. В ДУО содержание поручений определяется учебной программой, дома вы можете придумывать их согласно возможностям вашего малыша. Например, поручить постирать игрушку, вымыть кружку или подмести пол. Детям постарше можно поручить ремонт книжек или расфасовку каких-либо предметов. Давая поручение, взрослый должен мотивировать ребенка на полное его выполнение, тогда малыш научится доводить дело до конца.

Коллективное поручение (вторая форма) представляет собой выполнение определенной задачи несколькими участниками. Это может одно и тоже действие или разные действия для достижения одной цели. Если вы имеете дело с малышами, то обязательно распределите между ними «роли». Например, в уборке комнаты Вася расставляет по местам книжки, Ира собирает конструктор, а Вова складывает машинки. Перед детьми старшего дошкольного возраста можно поставить задачу и позволить самим распределить обязанности. Например, «Дима, Глеб и Даша должны убрать комнату». С помощью коллективных поручений дети учатся работать сообща, они понимают, что от их деятельности может зависеть результат общего дела.

Еще одной формой организации труда дошкольников является дежурство. Оно представляет собой определенные действия, направленные на благо коллектива. Дежурство в детских садах присутствует в средних и в старших группах. Дежурные накрывают на столы, помогают убирать их после обеда, следят за тем, чтобы все аккуратно заправляли свои постели, выполняют обязанности по уходу за «уголком природы». Каждый день согласно графику дежурные меняются. Такая форма организации труда помогает воспитывать ответственность, обязательность, старательность и внимательность к товарищам. Дежурным важно научиться договариваться между собой и грамотно разделять обязанности.

Как видите, трудовое воспитание детей играет важную роль в их развитии и становлении личности.

2 0