Адаптация к детскому саду может проходить не так болезненно, как ее описывают психологи и некоторые родители. Благо, есть множество средств, призванных облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Одним из этих средств является уголок уединения в детском саду — то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом: прощание с родителями, притирка к одногруппникам и воспитателям.
Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.
Не все воспитатели разделяют необходимость наличия такого уголка в группе. Лучше, по их словам, просто посадить ребенка к себе на колени, обнять. Это более эффективно и терапевтически верно, нежели ребенок спрячется ото всех и останется один на один со своими невеселыми мыслями.
Любопытно то, что еще несколько десятилетий назад о подобных уголках не могло быть и речи. Если в советское время дошкольное воспитание было основано на лучших традициях коллективизма, то сейчас, несмотря на обязательные прогулки, сончасы, на первое место выдвигается индивидуальность ребенка. Это прописано и в федеральных государственных стандартах, подчиняющих себе весь образовательный процесс в ДОУ.
Как выглядит уголок уединения в детском саду
Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.
Цвета, используемые в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами.
Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки. Скорее, лучше его сделать мобильным, чем стационарным. В помощь воспитателю легкие конструкции: передвижные ширмы, невесомые драпировки. Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки.
Чего только воспитатели и педагоги не придумывают! Вот уж действительно, где простор для фантазии и знания детской психологии. Можно ведь просто отгородить пространство с помощью занавески, закрепленной на абажуре или мобиле. Но в некоторых группах вы можете увидеть в качестве несущей конструкции обычный … зонт. Смотрится очень оригинально и прибавляет ощущение легкости.
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Что может быть размещено в уголке уединения
Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой.
Если позволяет расположение и форма уголка, то на стену можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом.
Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому различные световые и шумовые водопады займут достойное место в «нише уединения».
Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя).
Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками. Очень полезны дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.
Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справится «коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика.
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.
Фото со смотра уголков уединения в дошкольном отделении Центра образования № 1858 (г. Москва).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
«Уголок уединения»
как одно из условий
профилактики психоэмоционального напряжения
и укрепления психофизического здоровья дошкольников
Материал подготовила:
педагог – психолог МАДОУ «Буратино»
Костырева Валентина Викторовна
Программа
психологической безопасности ребёнка в ДОУ
- Комфортная организация режимных моментов. Контроль самочувствия и настроения каждого ребенка и их своевременная коррекция.
- Создание психологически комфортного и эмоционально благополучного микроклимата в группах.
- Обеспечение позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
- Контроль и регулирование психоэмоциональных, интеллектуальных, физических нагрузок. Обеспечение индивидуального подхода к психологическим особенностям каждого ребенка (агрессия, тревожность, застенчивость)
- Оснащение «Уголков уединения» игровыми пособиями и предметами, способствующими снятию психоэмоционального напряжения.
- Система профилактических средств физического воспитания: ЛФК, точечный массаж, дыхательные, кинезиологические, мимические, пальчиковые игры, улучшающие эмоциональное состояние.
- Аромо-фито-цветотерапия (подбор специальных растений, цветовое решение интерьера), способствующая снятию психоэмоционального напряжения.
- Работа с природным материалом – глиной, песком, водой.
- Музыкальная терапия – музыкальные паузы, музыкальное сопровождение занятий, игры на детских музыкальных инструментах.
Источники угрозы психологической безопасности ребёнка
Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
Работаем по Стандарту
Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе, для сохранения и укрепления психического здоровья необходим «Уголок уединения». Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Даже кратковременное пребывание в «Уголке уединения» улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В процессе роста и развития им приходиться получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика не выдерживает такой нагрузки - ребенок начинает капризничать. Вот почему важно, чтобы у детей в детском саду было личное пространство, место уединения, где они могли бы восстановиться и прийти в себя.
- Проявление упрямства
- Усталость после незначительной нагрузки
- Беспокойство, непоседливость
- Рассеянность, невнимательность
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность
- Отсутствие уверенности в себе, выражающаяся в частом поиске одобрения у взрослых
- Трудность засыпания, беспокойный сон.
- Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук, частые моргания
Варианты оформления «Уголков уединения»
«Уголок уединения» может напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету.
Уголок уединения «Шатер»
подушки, мягкие игрушки, сенсорные мешочки с крупой и другим природным материалом, разнообразные антистрессовые игрушки
Уголок уединения «Шатер»
сухой бассейн, сухой душ, игрушки-раскладушки, ракушки, массажные мячики
Уголок уединения – «Ширма»
Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Иногда это ему нужно, иногда нет. В зависимости от состояния детей уголок может быть и уголком гнева, помогая детям освободиться от переполняющего их раздражения гнева в приемлемой форме.
«Коврик злости» - коврик, на котором дети могут потоптаться; «Подушка-колотушка-бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно; мешочек или труба для крика; «Коробочка гнева» куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету); клубочки, которые дети сматывают, тем самым снимая эмоциональное напряжение.
Надежда Тюрина
В требованиях ФГОС ДО развитие предметно - пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения .
В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому в своей группе я создала для детей личное пространство,место уединения ,благодаря этой зоне у детей появилась возможность расслабиться,устранить беспокойство, возбуждение,скованность, сбросить излишнее напряжение, востановить силы, увеличить запас энергии,почувствовать себя защищёнными.
В нашем уголке уединения находятся близкие , знакомые детям вещи. Здесь могут быть размешены картины, фотоальбомы близких людей, разнообразные коробочки- шумелки,пластилин,раскраски,развивающие дидактические игры, куклы, телефон, и другие атрибуты которые постоянно обновляются.
Уголок уединения мне сделал и собрал мой муж. Каркас шатра сделал из полипропиленовых труб и прикрутил к стене. Из ранее использованных занавесок я сшила на каркас на основу из двух частей верха и низа. Низ закрепила на карнизных кольцах. В шатре на стену приклеила окно и картинки с эмоциями вверху расположила картину. В центре уголка стоит детское кресло, столик,полка для дидактических и сенсорных иг
Коробочки злости. крика открываются дети могут покричать,рассказать все что у них накопилось.
Релакс подушечки их можно потеребить ручками они наполнены шариками успокоится.
КОРОБОЧКА-МИРИЛКА ПРОТЯГИВАЯ ДРУГ ДРУГУ РУКУ ДЕТИ ПРОГОВАРИВАЮТ РАЗНЫЕ СТИХИ МИРИЛОК.
Дидактические игры
Коробочки с разнообразными картинками наполненные шумовым материалом (камни, жёлуди, пуговки, семечки,горох и многое другое.
Разнообразные куколки с которыми дети разговаривают.
Семейные альбомы и альбомы групповые
И конечно игрушечный телефон с которого можно позвонить и поговорить с близкими им людьми.
Публикации по теме:
В этом году в нашем детском саду проходил фестиваль "Центров Уединения". Наша группа тоже принимала участие в этом мероприятии. У нас.
Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе был создан «Уголок настроения». Мы его создали для сохранения и укрепления психическое.
Вам потребуется: 60 пустых пластиковых бутылок, одинаковой формы; поролон- 1,5 х 1,1 м. ; бязь- 1,5 х 1,1 м. ; ленты из ткани - шириной 7-8.
Здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов оформления группового уголка по ПДД для средней группы детского сада. Моё небольшое.
Работы выполнены совместно с родителями, они выпиливали матрешку а я раскрашивала. Матрешка выполнена в стиле гжель. Она используется не.
У нас в детском саду проходил смотр "Патриотических уголков". Совпал он с неделей толерантности. Наша группа представляла Республику Казахстан.
Сегодня мы все живем в неспокойное и динамичное время, когда мы, взрослые, пытаемся все и везде успеть, и нам, порой, бывает некогда остановиться.
Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.
Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.
К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это - детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.
Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.
Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения».
Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.
Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:
- организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.
«Уголок уединения» - это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
Такое «детское место» позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.
Большое значение имеет оснащение такого уголка. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон».
Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения. Это могут быть:
Стаканчики для крика, подушки для битья;
Коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
Коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);
Зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
Набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);
Коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);
Массажные мячики;
Кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
Подушка-плакучка, подушка-думалка;
- «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.
Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:
Театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);
Тактильные, сенсорные коврики;
Мозаика, пазлы;
Игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
Шнуровка;
Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
Лоскутное панно;
Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.
Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:
« Ходьба по комнате »
Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.
« Потянулись »
И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.
В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.
«Организация центров уединения в детском саду в соответствии с ФГОС»При правильной организации уголка, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.
Уголок уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.
Отличия по ФГОС
Название: Центр уединения и релаксации вместо (раньше назывался -уголка уединения.
Оснащение «Уголков уединения» игровыми пособиями и предметами: стала использоваться целая система профилактических средств физического воспитания: ЛФК, точечный массаж, дыхательные, кинезиологические, мимические, пальчиковые игры, улучшающие эмоциональное состояние. Аромо - фито-цветотерапия (подбор специальных растений, цветовое решение интерьера), способствующая снятию психоэмоционального напряжения. Работа с природным материалом – глиной, песком, водой. Музыкальная терапия – музыкальные паузы, музыкальное сопровождение занятий, игры на детских музыкальных инструментах.
Виды центров уединения:
- « Норка» (младший возраст)
- «Шатёр» (средний, старший возраст)
- «Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство )
Требования к уголку уединения
Уголок уединения должен быть небольшого размера.
Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным.
Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполняемость уголка: (по возрастам)
Младший возраст:
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
Старший возраст:
Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.
Нестандартное оборудование в уголке уединения
С этой функцией отлично справятся:
Подушки для битья.
Коробочка «Спрячь все плохое».
В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
«Островок примирения».
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».
«Коврик злости».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
«Стаканчик для гнева».
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
«Доска настроения»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
«Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.