Субъекты государственно общественного управления образованием. Система управления образованием. Структура управления системой образования в РФ

Введение

  1. Научные подходы к управлению образованием
  2. Государственно-общественный характер управления системами образования
  3. Структура управления системой образования в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы реферата обусловлен тем, что современное образование в Российской Федерации находится на новом этапе развития - идет его модернизация, что предъявляет повышенные требования к качеству образования. В последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на региональный, а затем - на муниципальный уровень, поскольку именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования. И, именно на муниципальных руководителей возлагается ответственность за развитие образования в регионе: от решения бытовых финансовых до социальной защиты детей, от контроля за финансовой дисциплиной до системы повышения квалификации кадров.

Меценаты, такие как Марк Цукерберг, инвестируют миллионы, чтобы улучшить уставные школы. В настоящее время он тестирует онлайн-платформы обучения для улучшения индивидуальной поддержки студентов. Чартерные школы также являются лабораториями, в которых опробованы образовательные инновации.

Один из вариантов - это школы онлайн-чартов. Классы доступны только через интернет-платформу или частично в Интернете. Тем не менее, исследование, проведенное Вашингтонским университетом и Стэнфордским университетом, показало, что онлайн-студенты по математике и чтению выполняют значительно хуже других студентов.

Объектом реферата выступила система образования в России.

Предметом - управление системой образования.

Цель реферата - определить структуру управления системой образования в России.

  1. Рассмотреть научные подходы к управлению образованием.
  2. Выяснить общие принципы управления образованием.
  3. Рассмотреть структуру управления системой образования в РФ.

1. Научные подходы к управлению образованием

Управление образованием в настоящий момент является формирующимся направлением педагогической науки.

Реформы в управлении образованием: сравнительный анализ между Бразилией и Португалией. Реформы в образовательном управлении: сравнительный анализ Бразилия-Португалия. В течение последнего десятилетия произошли важные изменения в организации и администрировании бразильского образования. Возрастают предложения о децентрализованном, совместном и независимом управлении образованием. Эти вопросы, по сути, не имеют особого характера, поскольку они включены в повестку дня образовательных реформ в других странах.

Данные этих исследований используются при изучении гомогенизации новой модели обучения и в то же время, определяя общие принципы и особенности при присвоении модели в обеих странах. Ключевые слова: реконфигурация роли государства; Новое государственное управление Бразильская и португальская реформы образования.

Под управлением можно понимать «целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий». Надо отметить, что это достаточно узкое понимание управления. Анализируя разнообразные идеи и разработки в сфере управления, он выделяет следующие основные подходы.

В течение последнего десятилетия происходят важные изменения в организации и администрировании образования в Бразилии, среди которых предложения о децентрализованной администрации. совместного и автономного. Однако это не является особенностью Бразилии: такие предложения также появляются в образовательных реформах, проводимых в других странах, что показывает, что этот факт намного шире, что соответствует появлению новая концепция управления, которая, в свою очередь, является частью процесса определения роли государства и ориентации его практик.

  1. Системный подход к управлению.

Системный подход к управлению появился в начале 60-х годов, с одной стороны, под влиянием получившего в то время широкое распространение в науке системного движения, а с другой стороны, стремлением соединить достоинства рационалистического и поведенческого подходов и преодолеть их ограниченность.

Поскольку эти новые модели государственного управления включают децентрализацию, расширение прав и возможностей и участие в общественной жизни, это те категории, которые мы принимаем за основу для сравнительного изучения реформ, которые произошли в регионе. администрирование системы образования в Бразилии и Португалии.

Ключевые слова: Реконфигурация роли государства, Новое государственное управление, бразильские и португальские реформы образования. Как реформас просвещает их перспективу сравнения. Таким образом, изменения в управлении образованием в обеих странах стимулируют социальное участие, автономию и административную децентрализацию в соответствии с новыми организационными и административными концепциями и принципами частных компаний и рыночными отношениями. Критерии принятия этих мер определяются экономической стоимостью образования.

При системном подходе к управлению акцент ставится на процесс принятия решений. Исходя из того, что решения принимаются не только на высшем уровне, организация понимается как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами коммуникации. Управленческая задача состоит в том, чтобы на каждом уровне организации принимались решения, соответствующие ее интересам и скоординированные между собой.

Интернационализация форумов для консультаций и принятия политических решений и растущее влияние международных агентств ввели новые формы регулирования государственных полномочий в системе образования в разных странах с целью переопределения роли «образовательного государства» и появления регулирование рынком. Кроме того, отмечается, что образование выступает как поле действий сообщества, как в рамках Европейского союза, так и в Мерскосуле, которое выступает за выработку норм действий и общих идеологических и политических рамок.

Однако, по словам Баррозу. Хотя существуют общие рамки для принятия некоторых общих руководящих принципов и принятия управленческих мер, основанных на современном управлении бизнесом. Существует также уникальность этого процесса, в котором существуют важные национальные различия. Это связано с тем, что рекомендации в документах напрямую не переносятся, напротив, они подвержены политическим конфронтациям, сопротивлению и различным толкованиям.

Анализ тенденций изменений и проблем управления развитием образования показывает наличие бессистемности, а порой и стихийности в управлении развитием образовательных систем различного уровня. Причину многих проблем он видит в пренебрежении некоторыми элементами управленческого цикла, стихийности в выборе управляющих воздействий, средств, способов, отсутствии целенаправленно осуществляемых связей между ними, пренебрежении необходимостью учета изменения условий, в которых протекают процессы управления. Применение системного подхода снизит случайность результатов и стихийность процессов управления. Этот подход в таких своих основных формах, как аналитическая и синтетическая, широко используется в исследованиях различных социальных явлений и процессов. Наибольшее распространение, развитие и значение системный подход приобретает в теории и практике управления .

Национально-региональный подход к управлению

Это позволяет говорить о том, что несмотря на то, что, исходя из аналогичного диагноза проблем общественного сектора и представляя некоторые общие руководящие принципы, они, однако, различаются в отношении той роли, которую государство должно поддерживать, а также ее собственного измерения и характера государственная служба, существенно различающаяся в зависимости от политического и экономического контекста каждой страны, а также характеристики систем образования, в которые они вставляются.

Одно из первых положений системного подхода состоит в том, что окружающая действительность состоит из множества явлений, процессов, предметов, которые по своей природе отнюдь не отделенные и изолированные друг от друга объекты.

В качестве системных свойств управления образованием можно отметить открытость, целенаправленность, целостность и функциональность. Каждая отдельно взятая педагогическая система является сложной системой, ибо она имеет в своем составе такие подсистемы, как классы, группы, микро объединения, ученический и педагогический коллектив и др. Каждая подсистема имеет свою структуру, состав элементов, механизм их взаимодействия, которые обеспечивают ее действенность, функционирование. В свою очередь, эта система входит как элемент в состав муниципального, регионального и федерального образовательного комплексов.

Функциональный подход к управлению

Аналогичная точка зрения выражается Альмериндо Афонсо. Анализируя вопрос об оценке образования, автор утверждает, что «эти тенденции, однако, кажутся менее заметными в случае таких периферийных стран, как Испания и Португалия». В Бразилии эта тенденция, поначалу, также кажется не столь очевидной. Однако в последние годы мы наблюдаем бесчисленные инициативы, которые означают принятие административных мер управленческого характера, а также проникновение частных компаний в сферу государственного образования в квазирыночную стратегию, влияющую на управление, школьные программы, а в некоторых подготовки учителей, таких как программы, координируемые Институтом Айртона Сенны.

Педагогические системы характеризуются открытостью, так как между нею и окружающей средой существуют определенные взаимосвязи и информационный обмен. Возникающее взаимодействие может быть стихийным (бессистемным) и заданным педагогической целью.

Открытость педагогической системы как одна из системных характеристик требует учета в управлении образованием. В связи с этим, при моделировании процессов управления надо иметь в виду, что открытость предполагает использование системой всех возможностей, связанных с условиями окружающей среды, определение наиболее значимых внешних условий, факторов, благоприятствующих или препятствующих целенаправленному управлению.

Комментируя новые стратегии расширения присутствия частного сектора в предложении народного образования, Адриано и Борги подчеркивают партнерские отношения. Авторы выделяют три возможных способа партнерства: приобретение общественной сетью частных «обучающих систем», которая касается приобретения дидактических материалов; предоставление вакансий в частных учреждениях; и «управленческий совет», в котором раскрываются новые стратегии расширения частных интересов в области государственного базового образования.

В целом, эти партнерства были подписаны муниципальной общественной сетью. В толковании Адриана и Борги это оправдано, поскольку с децентрализацией образования, основной мерой которого является муниципализация образования, происходит передача обязанностей от управления начальными этапами базового образования в муниципалитеты, что благоприятствует многочисленным локально созданных договоренностей. Децентрализация с учетом отсутствия институционального потенциала, то есть перед лицом «трудностей в составе технического органа, способного принять на себя местное управление образованием», обеспечивала условия не только для педагогической зависимости от других организованный, а также поиск поддержки со стороны частного сектора.

Цели, являясь системообразующим фактором в системе управления, не появляются сами по себе, а обусловлены социальным заказом, определяемым, с одной стороны, государством, обществом, с другой стороны, запросами, личностными интересами участников образовательного процесса. Педагогические системы характеризуются целостностью, как мы уже отмечали в предыдущем параграфе. В связи с этим, они требуют целостности управления, которая исходит от их целевых установок на формирование разносторонне развитой личности. Целостность управления образованием предполагает качественную полноту рассматриваемого предмета и неразрывную целостность элементов рассматриваемых структур.

Синергетический подход к управлению

Хотя португальские авторы изначально не приняли «рыночные правила» с явным и систематическим намерением создать «образовательный рынок», можно сказать, что рыночная логика перестала существовать. Это можно определить, заменив Совет директоров, коллективный орган управления единоличным органом управления образовательного учреждения, сосредоточив полномочия в руках исполнительного директора. Этот аспект указывает на опустошение полномочий и эффективных компетенций Педагогического совета и «переоценку технической рациональности», что, в свою очередь, приводит к извинениям за «профессионализм»руководителя.

  1. Функциональный подход к управлению.

Функциональный подход, который часто называют процессным, развивает идеи классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов. Управление, с позиции данного подхода, рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций. В число функций управления входят планирование, организация, мотивация, руководство, координация, коммуникация, контроль, принятие решений, анализ, оценка, подбор кадров и т.д.

Это можно интерпретировать как «нео-тайлористское восстановление управленческих принципов и методов управления» и, как представляется, связано с дискурсом, который имеет тенденцию оценивать технические аспекты управления. Мы можем считать, что эта тенденция сохранилась в самых последних правительственных программах и правовых руководящих принципах. Для автора политический дискурс, отодвигающийся от референдума с демократическим участием, «будет преимущественно отмечен модернизацией системы и рационализацией ресурсов, реорганизацией национальной сети образовательных предложений, конкурентоспособностью и перформативность».

Система управления в рамках функционального подхода представлена как иерархическая структура взаимосвязанных процессов реализации функций управления. Эффективность процесса управления напрямую зависит от соответствия строения системы управления и методов управления внешним и внутренним условиям деятельности организации. Функциональный подход задает принципы определения состава управленческих функций, выбора методов их реализации и построения структуры управляющей системы.

Стремясь к модернизации администрации образования, эти законы направлены на достижение более высоких стандартов эффективности, рационализации и стабильности в использовании людских, материальных и финансовых ресурсов, на основе небюрократических и автономных схем управления, участия образовательных сообществ в управлении образовательной системы, большей специализации и профессионализации управления, а также оценки и ответственности всех тех, кто составляет образовательные сообщества.

В Бразилии наличие прямых выборов для выбора директоров и совместного управления посредством участия школы и местного сообщества в школьных советах или их эквиваленте, которое, в частности, отвечает за разработку педагогического проекта школы, принцип демократического управления. Исследования, в которых анализируется влияние программ и проектов, реализованных в последние годы в управлении школой, подчеркивают тенденцию акцентировать внимание на руководстве директора, а также тот факт, что он находится в центре структуры власти, став главным ответственным за выполнение, для контроля и оценки действий, разработанных в школе.

Функции управления осуществляются любым субъектом при управлении любыми объектами или процессами. Управление в различных педагогических системах включает ряд сменяющих друг друга этапов: целеопределение, анализ, прогнозирование, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование и коррекция. Соотнесение функций управления относительно деятельности органа управления означает направление их на решение задач, связанных со спецификой управляемых объектов. Эти задачи, составляя содержание управленческой деятельности органа управления, становятся функциями органа управления. Каждая функция органа управления проходит все этапы управленческого цикла.

Для этого важно, чтобы администраторы были квалифицированы. Согласно Указу, педагогический совет будет отвечать за подготовку школьного проекта, годового плана и внутренних правил школы, в то время как директор или исполнительный совет, как орган управления, будут отвечать за вопросы характера организационных и административных. Таким образом, директор принимает на себя другую роль администратора-администратора, а не «руководителя» или «профессионального менеджера», чьи официальные полномочия выполняются в результате образовательного проекта школы.

Механизмом управления, обеспечивающим процессы развития, выступает целостность трех основных элементов: осознание социального заказа; концептуирование как теоретическое оформление основополагающих идей, обеспечивающее процесс перехода от сложившегося к новому состоянию образования; многопозиционное программирование относительно выделенных концептуальных положений в целях поэтапной их реализации.

Список использованной литературы

В дебатах, которые предшествовали утверждению этих мер, была представлена ​​рыночная логика и ее предложения. Для них экономическая и управленческая логика была введена с помощью временных мер, предложений по внесению поправок в конституцию, декретов и вето, посредством которых Исполнительный орган централизует решения в процессе, в котором, соблюдая руководящие принципы многосторонние организации, дискуссии и давление со стороны организованного гражданского общества игнорируются. По словам тогдашнего министра образования Фернандо Хаддада, предусматривается режим сотрудничества, то есть распределение «политических, технических и финансовых компетенций для осуществления программ поддержки и развития образования», связанных с подотчетностью и социальной мобилизацией как незаменимые аспекты Плана.

Надо отметить, что сторонники функционального подхода признают в равной степени важными для эффективности управляющей системы как формальную, так и неформальную структуры организации. В связи с этим, при разработке моделей управляющих систем они широко используют модели и методы, выработанные в рамках поведенческого подхода.

  1. Поведенческий подход к управлению.

В 30-х годах в науке управления в противовес рационалистическому подходу сформировался новый подход, основывающийся на принципиально ином понимании роли «человеческого фактора» в организации. Его основателем является американский социолог и психолог Э. Мэйо, разработавший «теорию человеческих отношений». В отличие от классической теории управления, где в центре внимания находится формальная структура, в центре теории Э. Мэйо - неформальная структура.

В рамках этого направления в 60-х годах были проведены исследования различных факторов, влияющих на эффективность организации: мотивационных механизмов поведения человека, связи удовлетворенности и производительности труда, эффективности стилей руководства, влияния организационных структур и характера коммуникации в организации на организационное поведение и т.д. По результатам исследований были разработаны рекомендации и программы тренинга для руководителей, не потерявшие своей актуальности до сих пор .

  1. Синергетический подход к управлению.

Возможность понять процессы развития дает переход от изучения законов функционирования одной системы к множеству подсистем, различающихся, прежде всего, по своей структуре. Именно поэтому систему управления образованием целесообразно рассматривать с позиций синергетического подхода, основной качественной характеристикой которого является «самоорганизация». Самоорганизация характерна для всех процессов развития. Основная особенность синергетических проявлений - упорядоченность, целенаправленность сложной системы при относительной неупорядоченности отдельных подсистем. Для развивающихся систем характерны как устойчивость структуры, так и потеря устойчивости, разрушение и создание новой. Таким образом, сущность синергетического подхода состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы, в том числе и в управлении образовательными системами.

Синергетический подход предполагает учет естественной самоорганизации субъекта или объекта при взаимодействии управляющей и управляемой подсистем. С позиций данного подхода возможны сочетание факторов управления развитием образования при формировании адаптивной педагогической среды, которая учитывает человеческий фактор, характер образовательных учреждений, в которых реализуется человеческая деятельность. С позиций синергетического подхода управление образовательными системами, например, на основе консалтинга, сопряжено с переходом управления на целостно- и личностно-ориентированное. Ведь целью консалтинга является перевод системы в проектируемое состояние по достигнутым результатам на основе аналитической деятельности полученных конечных результатов образовательного учреждения. Ведущая роль при этом отводится самоорганизации, саморазвитию образовательного учреждения и органов управления, которые позволят управленческо-педагогическому консультированию решать проблемы перевода системы в новое проектируемое состояние.

  1. Деятельностный подход к управлению.

Формирование и развитие системы управления образованием можно рассматривать и с позиции деятельностного подхода. Деятельность в управлении образованием рассматривается как мотивационная, обладающая определенной целью, направленная на конкретный объект или субъект, осуществляемая совокупностью определенных способов (методов), средств и воздействий, приводящих к определенному запланированному результату.

В связи с развитием демократических, гуманистических процессов в педагогических системах, основу которых, прежде всего, составляют люди (учащиеся, учителя, родители и т.д.), актуализируется задача реализации человеческого фактора. А это означает перевод всего стиля взаимоотношений между руководителем и подчиненным, учителем и учеником на основу равноправного сотрудничества, партнерства, развитие этих отношений. Трансформация деятельности заключается в том, что субъектно-объектные отношения переходят в субъектно-субъектные.

  1. Ситуационный подход к управлению.

Быстро меняющиеся особенности управленческой деятельности вызвали необходимость раскрытия еще одного методологического подхода - ситуационного. Понятие «ситуация» означает положение, сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Ситуационный подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией, и самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации.

Реализация ситуационного подхода в управлении образованием предполагает:

  1. Анализ образовательной ситуации с целью выделения значимых проблем.
  2. Определение ценности полученных результатов в различных педагогических ситуациях.
  3. Прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.

Инструментарием определения образовательных ситуаций является диагностика педагогического исследования.

  1. Рефлексивный подход к управлению.

Самоконтроль, самоанализ и оценка результатов управленческой деятельности бесспорно создают условия для обращения еще к одному методологическому подходу -рефлексивному. Понятие «рефлексия» означает обращение назад; размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Рефлексивное управление образованием, в частности образовательным учреждением, связано с такими факторами влияния на развитие процесса и личности, при которых осознается смысл действий, осознается потребность целенаправленной преобразующей деятельности. Глубокое самосознание приводит к развитию процессов «самоопределения - самовыражения - самоутверждения - самореализации - саморегуляции». При организации консалтинговой деятельности в процессе управления развитием ОУ важен анализ, диагностика, на их основании планируется и организуется консалтинг процесса или проекта развития образовательного учреждения. Рефлексивное управление в данном случае будет основываться на самоанализе и самооценке. Педагогический коллектив должен оценить результаты своей деятельности именно по тем показателям, по которым будут анализировать результативность работы учреждения, внешние эксперты. Для активного протекания процессов рефлексии от самосознания до саморегуляции необходимы механизмы - регуляторы мышления, коммуникации и кооперации и собственно самосознания (установления внутренних ориентиров и способов разграничения «я» и «не-я»).

Рефлексивный подход должен способствовать более полному раскрытию проблемы управления развитием образования с целью создания адаптивной образовательной среды при взаимодействии всех звеньев органов управления, методической службы с педагогами образовательных учреждений. И взаимодействия эти должны строиться на основах педагогического менеджмента, предполагающего человекоцентристский подход, направленный на уважение человека, доверие ему и создание каждому атмосферы успеха. При формировании образовательного пространства важную роль играют методологические подходы с позиций менеджмента, которые позволяют перевести систему управления в качественно новое состояние - состояние управленческо-педагогического консультирования или консалтинг.

  1. Национально-региональный подход к управлению.

В системе действий по управлению развитием образования в регионе национально-региональный подход имеет немаловажное значение. Этот подход актуализируется в условиях развития федеративного устройства, когда решения многих проблем перемещаются с центрального на региональный уровень. Процессы децентрализации и регионализации изменили характер взаимоотношений подсистем, объекты воздействия или управления, содержание управленческих решений на всех четырех основных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и образовательного учреждения. В отличие от прежней системы, когда остальные 3 уровня после федерального не могли проявлять свою инициативу, проводя в жизнь уже выработанные готовые решения, настоящее положение субъектов требует проведения собственной политики, наличия стратегии и тактики, оформленных в программы развития образования соответствующих уровней.

Регионы отличаются друг от друга географическими, социально-экономическими, демографическими, климатическими, природными и другими признаками. Понимание структуры этих признаков и процессов, происходящих внутри регионов, является основой выделения региональных особенностей и учета их в построении образовательных систем.

При проектировании сельских образовательных систем необходимо учитывать: а) социокультурную ситуацию; б) административно-территориальный фактор; в) демографический фактор; г) социальную инфраструктуру; д) занятость и подвижность населения; е) уклад хозяйственно-экономической деятельности.

Историко-культурные, природно-географические, социально-демографические, социально-экономические, административно-политические и экономические особенности определяют специфику региона, но ни один из них в отдельности не должен стать единственной основой регионализации образования.

Компоненты этнической культуры имеют определенный образовательный, воспитательный потенциал и развивающие возможности. Их выявление и органичное включение в процессы воспитания и развития личности позволяет приобщить к ней подрастающее поколение. Данный подход требует изменений в содержании образования и воспитания, исходя из специфики этноса, определения методов организации деятельности детей и взаимодействия школы с социумом. Этнический подход требует включения детей в сферу родного языка, традиционного уклада жизни, народного искусства, национальных видов спорта, национального восприятия мира.

  1. Управление развитием образования по результатам.

Первыми разработчиками этого подхода являются финские управленцы. В результате анализа управления по целям, исследователи пришли к выводу о том, что оно в конечном итоге превращается в процесс выдвижения целей без учета реальных ресурсов и уже достигнутых результатов. К тому же, сами исполнители основного процесса порой слабо представляют поставленные перед ними цели.

Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что организация представляет собой упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для достижения конкретных результатов. Содержательно понятие «Управление по результатам» предполагает систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации. Понимание смысла собственной деятельности формирует отношение к ней как к осмысленной и творческой. Результативное мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат совместной деятельности, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения. Результат понимается как реализованная цель. Цели могут быть идеальными и реальными в зависимости от обеспеченности ресурсами. Цели, обеспеченные ресурсами, являются результативными целями .

Существует три уровня управления по результатам. Первый - умение видеть миссию деятельности организации и устанавливать ее эффективность. Второй - умение рассматривать результат с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции. Третий - умение рассматривать результат с позиций потребителей, исходя из удовлетворения их запросов. Важным моментом в этом подходе к управлению является выделение ключевых результатов. Чем они ближе к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности организации. В качестве ключевых результатов, относительно управления образованием по результатам, могут выступать: здоровье ребенка, воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей, образованность в соответствии с личностными возможностями и т.д.

В условиях управления образованием по результатам одним из ценных ресурсов является творческий и инициативный педагогический коллектив. Определив результат и предоставив педагогам право свободного выбора средств достижения, руководитель должен четко владеть ситуацией. Управление представляет собой содействие, поддержку, создание атмосферы успеха. Таким образом, управление по результатам представляет собой целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запрогнозированного результата.

2. Государственно-общественный характер управления системами образования

Управление системами образования - одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и СССР (20-80-е гг. XX в.).

С точки зрения Б.Л. Вульфсона, классическим образцом страны со строго централизованной и административно единообразной системой образования на протяжении двух последних веков являлась Франция. Создание государственных учебных заведений, их финансирование, учебные планы и программы, режим в школе, прием, перемещение и увольнение педагогического персонала - все детально регламентировалось законами, правительственными декретами, циркулярами центрального ведомства просвещения и контролировалось чиновниками, которые к тому же осуществляли надзор и за частными учебными заведениями. Но с 80-х годов во Франции идет процесс децентрализации системы управления образованием.

Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активный сдвиг в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдается в последние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации, наблюдаемых в странах - членах Европейского Союза. Это рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.

Для системы образования России также характерен переход от централизованной модели управления образованием к децентрализованной. Современная школа функционирует в условиях перехода от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования .

Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом перспектив и тенденций ее развития.

Российское государство обеспечивает гражданам право на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные).

К компетенции государственных органов управления системой образования относятся :

  1. Разработка образовательных программ и стандартов (стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, требований к уровню подготовки учеников).
  2. Аккредитация и аттестация учреждений и учителей.
  3. Формирование образовательной инфраструктуры.
  4. Формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений.
  5. Контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сфере в системе образования.

Процесс децентрализации системы образования способствует тому, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые и материально-технические проблемы.

Наряду с государственными существуют общественные органы управления системой образования. Как правило, они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Одним из таких коллективных органов управления является Совет школы, деятельность которого регулируется Временным положением о государственных общественных учебных заведениях в РФ.

Одним из признаков общественного характера управления системой образования, кроме создания коллегиальных органов управления, является разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификация (одновременное развитие различных типов учебных заведений) российских образовательных учреждений.

3. Структура управления системой образования в РФ

Управление системой образования в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения, а также системности управления образованием и носит государственно-общественный характер.

Управление системой образования обеспечивается :

1) формированием системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществлением стратегического планирования развития системы образования;

3) принятием и реализацией государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведением мониторинга в системе образования;

5) методическим и информационным обеспечением деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственной регламентацией образовательной деятельности;

7) независимой оценкой качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитацией;

8) подготовкой и повышением квалификации кадров для системы образования.

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных субъектов системы образования.

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что для современной педагогической науки характерно стремление рассмотреть образование как целостный процесс с позиций управленческой науки.

Управление образованием представляет собой один из видов социального управления, поддерживающего целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования.

Главной целью науки управления образованием является изучение процессов решения управленческих задач и выявления условий принятия эффективного решения.

В России законодательно выделены и закреплены уровни управления образованием - федеральный, субъектов федерации (региональный), местный (муниципальный), а также уровень образовательных учреждений.

При этом региональный уровень управления образованием, юридически закрепляет и методически конкретизирует централизованно внедряемые новации, а муниципальный уровень обеспечивает сочетание отраслевых и территориальных интересов в решении вопросов развития муниципальных образовательных учреждений и всей системы образования территории.

Список использованной литературы

  1. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 228 с.
  2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. - М., 2014. - 547 с.
  3. Кванина В.В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - М., 2015. - 309 с.
  4. Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 43 - 62.

    Вид работы:

    Менеджмент

  • Формат файла:

    Размер файла:

Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современный образовательный менеджмент

Государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением

Введение

управление образовательный российский

Одним из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в области образования является принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

Именно от степени и качества общественного участия зависят четкость и полнота социального заказа образованию, возможность комплексно оценивать его результаты.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования стало изменение характера управления системой образования на всех его уровнях: от уровня образовательного учреждения до общероссийского. Предполагается реально придать управлению образовательным учреждением и системой образования в целом государственно-общественный характер, который будет способствовать обеспечению открытости и прозрачности всей системы.

Отечественное образование должно развиваться как открытая и единая государственно-общественная система, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

В настоящее время законодательно размыто понятие «государственно-общественное управление». Более того, в документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации используются различные термины для определения государственно-общественного характера управления образованием и форм, в которых оно осуществляется (государственно-общественное управление, общественно-государственное управление, общественный совет, управляющий совет и др.).

В нашей стране в настоящее время образование становится все более динамичной силой, способной активно влиять на развитие общества, формировать демократические цели и задачи общественного развития. Образование - это открытая система, способствующая становлению гражданского общества, а потому требующая серьезного и заинтересованного участия самого общества в ее функционировании и развитии.

Глубокие качественные изменения в системе образования невозможно провести только на уровне отдельных образовательных учреждений, они возможны в результате планомерных усилий всей системы образования, на всех ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, на уровне образовательных учреждений) с широким привлечением общественности.

Глава 1. Концепция государственно-общественного управления общим образованием

Концепция государственно-общественного управления общим образованием была разработана в 2002 году в лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образование Российской академии образования (руководитель - Бочкарев Вениамин Иванович, доктор педагогических наук, профессор). В концепции изложены сущность ГОУО, его основные признаки, принципы, организационная структура, определены также полномочия субъектов ГОУО на федеральном, региональном, муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения (в соответствии с Законом РФ «Об образовании», глава III. Управление системой образования), а также представлены критерии эффективности государственно-общественного управления образовательной системой. Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества, государства.

Задачи ГОУО:

·реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждений, системой образования;

·повышение эффективности государственной политики в области образования;

·удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

1.1 Сущность, принципы и функции государственно-общественного управления муниципальным образовательным учреждением

Под муниципальным управлением образованием понимается целенаправленный организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов муниципального образования, состоящий в непрерывности прямого и обратного взаимодействия со средой. Он направлен на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих потребностям всех слоев и групп населения конкретной местности, всех участников образовательного процесса.

Основной целью демократизации управления муниципальной системой образования является достижение подлинного народовластия в системе образования.

Под государственно-общественным управлением образованием (ГОУО) целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Система ГОУО включает в себя всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Следовательно, демократизацию управления муниципальной образовательной системой можно рассматривать как процесс, в котором сочетается деятельность субъектов муниципальной и общественной природы, направленный на создание, развитие и функционирование всей сферы муниципальной системы образования.

К основным признакам демократического, государственно-общественного управления муниципальной системой образования относятся:

·муниципальная структура управления и самоуправления образованием, в которой каждый из субъектов управления располагает определенными полномочиями (компетенцией) и вытекающей из них ответственностью;

·общественная структура управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями (компетенцией) и вытекающей из них ответственностью;

·взаимосогласованное распределение полномочий (компетенции) и ответственности между муниципальными и общественными субъектами управления системой образования;

·принятая органами муниципального и общественного управления и самоуправления образованием система разрешения противоречий, возникающих между ними.

К основным принципам демократизации управления муниципальной системой образования можно отнести следующие:

·принцип законности: непременное следование органов муниципального и общественного управления образованием Конституции РФ, ее законам и нормативно-правовым актам;

·принцип открытости и гласности: деятельность субъектов демократического, государственно-общественного управления образованием открыта для всех и обеспечивает получение всеми достоверной и оперативной информации;

·принцип свободы и самодеятельности: возможность каждого муниципального и общественного органа управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять активность и самодеятельность в ней;

·принцип независимости и паритетности субъектов демократического, государственно-общественного управления образованием;

·принцип целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;

·принцип согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между муниципальными и общественными органами управления образованием;

·принцип наделения полномочиями в муниципальной вертикали управления сверху вниз, а в общественной - снизу вверх (избирателями);

·принцип правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении муниципальной образовательной системой;

·принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления муниципальной системой образования.

Субъекты демократического, государственно-общественного управления муниципальной образовательной системой могут иметь общее содержание деятельности по реализации функций управления:

Деятельность по обеспечению функционирования муниципальной образовательной системы: участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой базы функционирования образовательной сферы, определение направлений расходования дополнительных финансовых средств и контроль за их рациональным использованием; организация обсуждения готовящихся и принимаемых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полной реализации прав учащихся, родителей, работников образовательных учреждений, содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в сферу образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов муниципальной системы образования;

Содействие совершенствованию деятельности и развитию муниципальной системы образования: разработка и реализация соответствующих проектов и программ; совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и процессов управления ею; разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах муниципальной образовательной системы; изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации муниципальной образовательной системы и образовательных учреждений; участие в экспертизе качества образования.

1.2 Условия становления и развития государственно-общественного управления муниципальным образовательным учреждением

Нормативно-правовой основой создания органов общественного управления образованием является Конституция РФ. В соответствии с п.1 ст.1 наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, что означает, что все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образования, обязаны функционировать на основе права и демократии. Закон РФ «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования провозглашает демократический, государственно-общественный характер управления образования (ст.2), устанавливает, что управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления (п.2 ст.35). Закон предоставляет право на участие в управлении образовательным учреждением всем участникам образовательного процесса (п.4 ст.50, п.1 ст.52, п.1 ст.55).

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001г №1756-р) подчеркивается, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» (п.1.4). «Необходимо расширять участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой. Так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования» (п.2.6).

Однако на сегодняшний момент нет ни одного законодательного и правового акта, в котором бы с исключительной полнотой раскрывались правовые механизмы общественного участия в управлении образованием как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Учитывая это обстоятельство, руководителям и участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях и образовательных системах можно творчески использовать разработанные в лаборатории ГОУО Института управления образованием РАО Концепцию государственно-общественного управления общим образованием и Концепцию демократизации управления общим образованием в России, что и происходит сейчас в практике некоторых муниципальных и региональных образовательных систем.

1.3 Структура и содержание процесса демократизации управления муниципальным образовательным учреждением

Под организационной структурой управления муниципальной образовательной системой понимается целостная структура управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев, находящихся во взаимодействии и взаимосвязи в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Таким образом, совокупность всех элементов, входящих в состав управления, и связей между ними, представляет собой организационную структуру управления образованием на муниципальном уровне. В ней обеспечивается распределение полномочий, обязанностей, прав и ответственности, определяются вертикальные (субординационные) и горизонтальные (координационные) связи.

В организационную структуру ГОУО на муниципальном уровне входят:

·органы местного самоуправления и управления образованием;

·городской (районный) съезд или конференция участников образовательного процесса и избранный на нем (ней) городской (районный) общественный Совет по образованию.

Субъектами ГОУО муниципальной образовательной системы являются:

·муниципальный орган управления образованием, созданный решением органов местного самоуправления;

·городской (районный) Совет по образованию, избранный городской (районной) конференцией участников образовательного процесса;

·городские (районные) педагогический, ученический и родительский Советы, избранные на городских (районных) конференциях педагогов,. учащихся, родителей соответственно.

Управление образованием является одним из компонентов образовательной политики. Поэтому, первоочередным правом участия в управлении муниципальной образовательной системой наделены, прежде всего, участники образовательного процесса, каковыми в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся.

Муниципальный орган управления образованием и городской (районный) Совет по образованию будут осуществлять соответственно административное и общественное управление муниципальной образовательной системой, а городские (районные) педагогический, ученический и родительский Советы будут выполнять функции органов самоуправления муниципальными ассоциациями педагогов, учащихся, их родителей.

Демократическое, государственно-общественное управление муниципальной образовательной системой осуществляется по трем взаимосвязанным и взаимозависимым направлениям деятельности:

·демократизация административной деятельности муниципального органа управления образованием;

·функционирование муниципальных органов педагогического, ученического и родительского самоуправления;

·организация и функционирование муниципального органа общественного управления муниципальной образовательной системой Пути совершенствования управления муниципальной образовательной системой

Для того чтобы образование успешно развивалось, чтобы каждое образовательное учреждение, муниципальная образовательная система могли эффективно использовать и наращивать свой потенциал, необходимы профессиональные руководители, владеющие современными методами управленческой и экономической деятельности. Следовательно, нужна эффективная система работы с кадрами (со всеми участниками образовательного процесса, на всех уровнях управления образованием).

Но к работе с кадрами в настоящее время не готовы не только участники образовательного процесса, но и подавляющее большинство руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений. Поэтому, одной из важнейших задач сейчас является переподготовка кадров в образовании по вопросам демократизации управления образовательными системами. Усилия необходимо направить, в первую очередь, на формирование управленческой культуры руководителей. Таким образом, система повышения квалификации субъектов управления образованием требует и новых подходов к ее организации.

Еще одной важной проблемой совершенствования демократизации управления является реализация прогностической функции управленческой деятельности. В качестве основных методов прогнозирования муниципальной системы образования и демократизации системы ее управления целесообразно использовать общественную экспертизу, наблюдения, анализ документации, педагогический эксперимент, моделирование и др.

В лаборатории ГОУО института управления РАО разработаны критерии и уровни для определения эффективности деятельности по демократизации управления муниципальной образовательной системой:

·сформированность системы государственно-общественного управления муниципальной системой образования;

·оснащенность муниципальной образовательной системы нормативно-правовой базой становления и развития государственно-общественного управления ею;

·координация и взаимодействие муниципального органа управления образованием и органов общественного управления муниципальной системой образования;

·степень финансового обеспечения муниципальной образовательной системой;

·степень демократизации управления муниципальной образовательной системой.

Для достижения положительного результата необходимо изменить структуру и содержание управленческой системы в целом и в ее различных звеньях, а также перестроить психологию участников образовательного процесса и субъектов управления на гуманизацию отношений, т.к. невозможно изменить технологию управленческого процесса, не меняя характера отношений между управляющей и управляемой структурой.

Глава 2. Характеристика системы государственно-общественного управления в наиболее успешных регионах

Система образования субъекта федерации включает государственные и муниципальные образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования, школы-интернаты, вечерние (сменные) общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с девиантным поведением, специальные общеобразовательные школы закрытого типа. В систему образования также входят образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей, межшкольные учебные комбинаты.

В региональной системе образования сложились предпосылки и позитивный опыт для развития государственно-общественного управления образованием.

На институциональном, муниципальном и региональном уровнях в сфере образования стимулируются процессы создания коллегиальных органов и структур управления.

Согласно опыту регионов в развитой системой государственно-общественного управления образованием наиболее предпочтительной является иерархическая структура, описанная в данной главе.

2.1 Областной государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов

Цель - согласование и реализация интересов заинтересованных сторон в вопросах подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов.

Компетенции:

·содействие в создании условий для опережающего развития начального и среднего профессионального образования области в связи с возрастающей потребностью организаций в работниках квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистах;

·развитие государственно-общественных форм управления системой подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов;

·оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием области;

·участие в формировании социального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области.

·содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области, анализ проблем адаптации выпускников в трудовых коллективах;

·участие в разработке содержания начального и среднего профессионального образования, корректировке учебных планов и программ;

·разработка предложений по вопросам укрепления материально-технической базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области;

·разработка рекомендаций по организации производственного обучения и производственной практики обучающихся;

·взаимодействие со средствами массовой информации в вопросах популяризации рабочих профессий и специальностей, востребованных региональным рынком труда.

2.2 Отраслевые государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов

Цель - обеспечение взаимодействия между учреждениями начального и среднего профессионального образования, органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, научными и общественными организациями, работодателями по решению вопросов в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов по отраслям.

Компетенции:

·выработка рекомендаций по объемам и профилям подготовки кадров с учетом потребности каждой отрасли, по профессиональным квалификационным требованиям для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

·содействие в реализации социального заказа на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области;

·содействие учреждениям начального и среднего профессионального образования в разработке учебно-программной документации, модернизации учебно-материальной базы, организации производственной практики обучающихся и стажировке педагогических работников, проведении итоговой аттестации выпускников;

·содействие организациям и образовательным учреждениям в создании условий для трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на предприятиях, социальной поддержке молодых рабочих и специалистов, закреплению их на рабочих местах;

·содействие в привлечении областных бюджетных и внебюджетных средств в целях развития материально-технической базы образовательных учреждений;

·содействие в оптимизации сети образовательных учреждений.

2.3 Совет по образованию муниципального района, городского округа

Цель - участие в осуществлении стратегического управления муниципальной системой образования, образовательной системой городского округа.

Компетенции:

·организация и проведение консультаций с органами местного самоуправления по вопросам развития муниципальной системы образования;

·организация общественного обсуждения готовящихся законодательных и нормативных правовых актов в сфере образования, проектов и программ развития образования, бюджетных и внебюджетных расходов на данную отрасль;

·организация контроля за состоянием реализации конституционных прав граждан на образование (доступность, бесплатность, качество), медицинского обслуживания, сохранения и укрепления здоровья, полноценного питания детей, обеспечения безопасности образовательного процесса, привлечения и расходования образовательными учреждениями внебюджетных источников финансирования;

·участие в реализации проектов совместной деятельности родителей и детей, программ дополнительного образования, функционирования и развития муниципальной системы образования, организации непрерывного развития профессиональной компетентности работников образования в соответствии с принятыми решениями представительной власти.

4 Управляющий совет образовательного учреждения (Совет образовательного учреждения)

Цель - участие в осуществлении стратегического управления образовательным учреждением.

Компетенции:

·согласование реализации основной образовательной программы;

·утверждение программы развития образовательного учреждения;

·установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;

·решение о введении (отмене) в период занятий единой формы одежды для обучающихся и работников образовательного учреждения;

·рассмотрение жалоб и заявлений участников образовательного процесса на действия (бездействия) педагогического и административного персонала образовательного учреждения;

·подготовка и представление ежегодного публичного отчета образовательного учреждения общественности и учредителю;

·инициирование представления информации о деятельности на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет;

·содействие в привлечении образовательным учреждением внебюджетных средств;

·участие в определении системы стимулирования качественного труда работников образовательного учреждения, распределения стимулирующей части заработной платы;

·рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательном учреждении;

·иные компетенции, закрепленные «Положением об Управляющем совете образовательного учреждения».

2.5 Формы участия общественности в управлении образованием области

·собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся;

·собрания работников образования;

·собрания работников образовательного учреждения;

·собрания (конференции) городских, районных и первичных профсоюзных организаций;

·собрания (конференции) учащихся;

·собрания попечителей образовательного учреждения;

·совместные собрания (конференции) представителей различных категорий участников образовательного процесса;

·участие в самооценке деятельности образовательного учреждения (самообследовании);

·общественная экспертиза качества образования (участие в государственных процедурах оценки качества образования).

Направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образовательной системой области

·определение стратегии региональной образовательной политики;

·формирование социального заказа на образовательные услуги;

·определение структуры взаимодействия органов государственного и общественного управления в системе образования;

·разграничение компетенций, прав и обязанностей участников и организаторов образовательного процесса;

·нормативно-правовое обеспечение совместной деятельности государственных, общественных и государственно-общественных институтов управления образованием (разработанные и действующие на всех уровнях управления Положения, Договоры о совместной деятельности образовательных и не образовательных организаций);

·общественная экспертиза качества образования;

·программно-целевое управление образовательной системой области;

·публичные отчеты государственных, общественных, государственно-общественных институтов управления региональной системой образования;

·сотрудничество в сфере работы муниципальных, региональных дискуссионных, экспериментальных площадок, в работе которых обсуждаются актуальные проблемы обучения, воспитания, развития, социализации обучающихся.

Заключение

Государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением - это то, что в данный момент может внести существенные изменения в систему управления школой и значительно повлиять на качество современного образования.

Совет - орган, определяющий стратегию развития школы, обсуждающий бюджет. Директор - исполнитель его решений.

Советы должны заниматься продвижением интересов школы в социуме, лоббировать их, выполнять консультативные функции, они должны выступать заказчиком образовательных услуг. Их деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем. Заботой -должно быть развитие системы образования и создание условий, чтобы в конкретной школе каждому ученику было психологически комфортно.

В идеале совет должен нанимать директора. Директор, члены советов, родители должны быть членами тендерных комиссий. Ссовет не сможет быть коллективным органом управления школой, если его решения останутся рекомендательными. Они должны быть руководством к действию.

Совет должен быть звеном между школой и обществом, потому что школа - поставщик услуг, а общество (в лице родителей, работодателей, бизнеса, СМИ и т.д.) - их потребитель. Соответственно, состав советов формируется из широких слоев получателей услуг.

Школа должна понимать, что наличие совета дает ей преимущества. Школа должна понимать, что наличие совета дает ей преимущества. Создавая совет, она привлекает людей, которые будут продвигать ее на разных уровнях, а не только искать внебюджетные средства.

В свою очередь, школа должна ежегодно делать публичный доклад о расходовании бюджетных и внебюджетных средств. Это делает школу открытой и прозрачной, а администрацию - подотчетной обществу.

Финансирование школ государственной формы собственности за счет средств государственного бюджета в последнее время стало значительно лучше. Пора уходить от практики, когда родители являются основными спонсорами школ. Шире привлекать спонсоров из бизнеса.

В основе деятельности Совета должна быть серьезная юридическая база, чтобы органы образования и фискальные органы считались с ними. Для этого нужно внести изменения в нормативные документы. Юридические рамки деятельности советов будут едиными, но методы работы будут зависеть от того, в каких условиях работает школа, каково ее окружение.

Очень многое зависит от человеческого фактора, от того, какие именно люди придут в Советы, работа в которых должна осуществляться на общественных началах. Это вопрос культуры. Во многих странах общественная работа - это часть имиджа. Нужно и в нашем обществе создавать соответствующее отношение к этой деятельности. Должен быть продуман механизм морального вознаграждения членов Советов. Быть членом Совета должно быть почетно. Кроме того, чтобы предотвратить негативное влияние человеческого фактора, должна быть разработана система сдержек и противовесов.

Список использованной литературы

Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации.

Сб. науч. трудов/Под общ. Ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2004 -192 с.

Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. - М.: Альянс-Пресс, 2004. - 416 с.

Создание школьных управляющих советов. сборник методических материалов/Под ред. А.А. Пинского. - Москва. Альянс-Пресс, 2004. - 90 с.

Учебно-методические материалы по организации деятельности управляющих советов/Под ред. А.М. Моисеева. - М.:2004. - 162 с.

Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: региональные модели. - М., 2005 - 286 с.

Акинфеева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами.- Саратов, 2001.

Балаев А.А. Активные методы обучения.- М,1986.- 96 с.

Безрукова В.С. Педагогика. Проектная педагогика. Учебн. пособ. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.

Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения). - Ростов н/Д., 1993.- 26 с.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.; Т.2. - 400 с.

Управление дошкольным образовательным учреждением

1.1 Общие сведения о ДОУ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» комбинированного вида (далее – детский сад «Улыбка»).
· Развитие государственно - общественного характера управления дошкольным образованием через...