Этапы работы над проектом. По выполнению проектных. Тип проекта и ведущая деятельность учащегося

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направить деятельность обучающихся на самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Информация, которая должна делиться с общественными лицами, принимающими решения, в данном случае определенно с Миланским городом и Аслином Миланом, но это может быть предложено более широкой аудитории институциональных представителей регионального характера и других территорий. Таким образом, показания, которые будут предложены, и использование, которое будет сделано, не будут иметь более простого почти частного характера при сравнении реальности третьего сектора и эталонных администраций. Выбор, который будет сделан, будет иметь более широкий резонанс и, мы надеемся, значительный для всего регионального сообщества, заинтересованного в вопросах социального обеспечения и поощрения прав людей с ограниченными возможностями.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

По теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

Сравнение с партнерами по проекту и муниципальной администрацией по результатам инициативы и определению устойчивых предложений в отношении. Обоснование необходимости и возможности продолжения деятельности по сбору данных о вмешательствах и их результатах. Верификация возможного расширения глобальных и интегрированных проектов вмешательства.

  • Продолжение деятельности по проверке на жительство.
  • Обоснование необходимости и возможности продолжения поддержки.
Планирование и рабочая нагрузка, необходимые для управления и завершения проекта, могут показаться непреодолимыми вначале.

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Вместо того, чтобы выпрыгивать из окна офиса, подходите к проекту, разбивая его на простые в управлении части и организуя необходимые усилия в ясных шагах. Позвольте мне объяснить вам, как это сделать. Большинство проектов разрабатываются в 5 этапов: запуск, определение и планирование, выполнение, реализация, контроль и заключение. Каждый из этих этапов содержит конкретные действия, которые помогут вам и достигнут цели вашего проекта.

На этом этапе вы оцените оценку идеи проекта вместе со своей командой: связано ли это с основным бизнесом нашей компании? Можем ли мы это сделать? Будет ли наш бизнес выгоден от этого? Если ответ на все эти вопросы да, то вы можете начать определять сферу действия проекта или результаты, которые вы хотите достичь, и определить потенциальных партнеров. Поэтому, если ваш проект требует технико-экономического обоснования, это будет подходящее время для этого.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Конечным результатом этого этапа является план проекта, который должен быть одобрен всеми участвующими сторонами. Утверждение позволит избежать недоразумений и ложных ожиданий на последующих этапах. На этом важном этапе разрабатываются руководящие принципы проекта. К ним относятся.

Определение конкретных целей и задач оценки затрат определяют объем и результаты, которые должны быть достигнуты. Этот план проекта будет содержать информацию о получении ресурсов, а также о предоставлении качественной документации, управлении непредвиденными рисками и обстоятельствах, общении в рабочей группе и с внешними заинтересованными сторонами и многом другом. В идеале он также будет содержать четкую временную шкалу в ней с подробной информацией о том, что произойдет и когда. Лучший способ сделать это - установить промежуточные цели: задачи высокого уровня с четкими сроками.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Что касается этого этапа: не становитесь слишком привязанным к вашему планированию. Иногда вещи не работают точно так, как вы себе представляли: член вашей команды мог бы болеть, или некоторые действия могли быть более сложными, чем вы считали. В качестве менеджера проекта ваша задача - контролировать масштабы, сроки и бюджет проекта и при необходимости адаптировать эти аспекты, чтобы обеспечить достижение целей.

В большинстве случаев выполнение - это момент, когда проект получает видимость снаружи. Этот этап обычно начинается с стартового совещания, в котором каждый член команды информируется о действиях, на которые они имеют право, и о важных деталях проекта. На этом этапе мы сосредоточимся на создании полной и точной документации. Ваша роль менеджера проектов заключается в равномерном распределении ресурсов и помогать членам команды сосредоточиться на своих задачах. Это также означает, что успех этапа выполнения проекта зависит строго от точности, с которой вы следовали фазе планирования.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Эта фаза часто перекрывается исполнительной фазой. Во время проекта вам нужно будет следить за статусом поставок и регулярно планировать встречи на уровне команды, чтобы обеспечить вам соответствие вашим ожиданиям. На этом этапе вам нужно быть в курсе возможных отклонений от предопределенных целей.

Вы хотите свести к минимуму количество совещаний по обновлению? Программное обеспечение для управления проектами на базе облачных вычислений позволяет членам команды обновлять ход своего бизнеса в режиме реального времени. Проект определяется как завершенный, когда полный продукт официально доставляется, и об этом сообщают все заинтересованные стороны. Но прежде чем это произойдет, желательно объединить команду и оценить проект вместе: что сработало и что могло быть лучше? Это позволит вам избежать подобных ошибок в будущем и позволит вам устанавливать более стабильные процессы и создавать более эффективные команды.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, необходимо учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Хотите узнать больше об искусстве управления проектами? От девочек-масаев, девочек-улиц в Найроби, до девочек на войне и тех, кто страдает от других форм насилия или лишения будущего. С помощью этой веб-страницы нам удастся освободить их голоса, поддержать их, не заставлять их чувствовать себя одинокими, сопровождать их в борьбе за свободу и достоинство. Это политическая работа, которая объединяет истории в разных повествовательных средах, которые предлагает нам мультимедиа.

Текст в его различных формах, видео и радиоязыке, фотографии и графике. От публикации до телевидения и цифровой публикации, от театра до шоу, встречи с людьми и распространения их через экраны, которые мы привыкли использовать каждый день. Подобный проект очень сложный, и мы хотим поделиться с вами этапами работы, некоторыми уже сделанными, другими в процессе и другими, которые мы планируем провести в ближайшие месяцы.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Структура проекта.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы.

Дизайн и сбор первых материалов. . В последние несколько месяцев мы были в Кении, где мы встретились, что вдохновило весь наш проект. Это был не хит, а поездка. Точно так же, как ни одно из наших путешествий в Африке. Этот аспект очень важен, потому что, рассказывая историю, хорошо уважать и действительно знать своего главного героя и контекста, в котором он живет.

По этой причине мы всегда заботимся о встрече с деревенскими общинами и ассоциациями, которые действуют в этих местах, обмениваясь действиями, стратегиями и целями нашего проекта. Строительство производственного плана. . После первого этапа сбора материалов мы определили наш производственный план, указав все действия по реализации веб-сайтов.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Рефлексия

выбрать тему;

подумать;

Спросить у другого человека;

Получить информацию из книг;

Понаблюдать;

Все мы, семь журналистов группы, вернемся в Африку, чтобы встретиться с Ниццей и другими главными героями наших веб-сайтов. Мы соберем новые материалы, видео, фотографии, мы встретим их реальность. Вернувшись со второй миссии в Африке этого проекта, мы будем работать над реализацией эпизодов веб-сериала.

Мы расскажем истории через все средства и формы, указанные в проекте: от традиционных издательских, телевизионных и радиоканалов до собраний, выставок, театра и всех возможностей на цифровых платформах. Проект на стороне Ниццы не будет иметь границ. Мы постараемся сделать этот проект очень активным и познакомить с его историей, а также со всеми девушками-протагонистами веб-сайтов с самой широкой аудиторией.

Посмотреть по телевизору;

Провести эксперимент;

Обсудить в группе;

презентация проекта

П ропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Стадии работы над проектом - это - это «пять П»:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Центр дневного ухода за психически больными. Этот проект облегчил нам возможность взять на себя часть деятельности организации, которая тратит впустую, чтобы сохранить большинство услуг, к которым привыкли клиенты. Во второй половине года мы тогда посвятили себя непосредственно нашим клиентам. Благодаря проекту в Фокусе были созданы полевая программа, программа реабилитации и семейная программа работы.

Программа реабилитации предлагала работу и социальную реабилитацию, обучение памяти и клуб, который становится все более популярным, и его деятельность постоянно расширяется. Проект был успешным, мы смогли выполнить все контрольные показатели. В течение полугода 36 клиентов прошли все три программы, 26 из них смогли достичь своей цели реабилитации.

Проектирование.

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. Необходимо не «навязать» детям информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

Подробное описание реализации проекта. Кроме того, мы приняли методиста для полевых работ и методиста для реабилитации. В сотрудничестве с сотрудниками Социотерапевтического центра мы узнали о способах работы с клиентами, а также начали готовить основы для наших методик для клиентов и общественности. В течение этого периода были проведены необходимые строительные модификации существующих помещений для строительства нового Дневного сервисного центра, и они продолжились на следующем этапе.

Эти работники участвовали в разработке методологий и правил для каждой из программ Дня обслуживания. На этом этапе мы подготовили помещения для запуска Сервисного центра. Мы создали листовки, которые мы распространяем не только для клиентов, но и для больниц и психиатрических амбулаторных пациентов. С августа клуб активно работает два раза в неделю, каждый вторник и четверг с 30.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное– увлечь детей, в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Родители и дети вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

На этом этапе произошел пересмотр методологий и правил для отдельных программ. Оценка Центра проводилась на основе обратной связи с клиентами посредством анкетирования. Средством достижения этих целей является последовательное применение методологии проекта, которая точно определяет все требования и процессы проекта.

Наши специалисты по управлению проектами имеют богатый опыт в реализации проектов внедрения, разработки и консалтинга в сфере розничной торговли, логистики и дистрибуции. Помимо наших собственных проектов, мы имеем опыт работы в качестве внешних менеджеров проектов, где мы представляем интересы наших клиентов в поставке поставки другим поставщиком.

На последнем этапе роль учителя и родителей велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

Большинство проектов проходят пять последовательных этапов, и невозможно перейти к следующему этапу до предыдущего. Переход между этапами требует выполнения определенных формальных критериев, обеспечивающих непрерывность проекта и двойного контроля за объемом и качеством выполненной работы.

Подготовка проектаАнализ и дизайнРеализацияПрепарация к производственной деятельностиПоддержка в производственной деятельности. В ходе проекта регулярные встречи представителей клиентов и поставщиков проводятся на нескольких уровнях - совещания руководящего комитета, управления проектами и проектной группы. Каждый уровень имеет свои полномочия и обязанности. Между уровнями происходит обмен информацией и эскалация вопросов, решение которых превышает полномочия данного уровня управления проектами.

Презентация

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Виды проектов:

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Первое тренировочное задание уместно организовать в форме игры.

Первый этап – тренировочное

Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.

Подготовка к занятиям

Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:

выбрать тему;

подумать;

Спросить у другого человека;

Получить информацию из книг;

Понаблюдать;

Посмотреть по телевизору;

Провести эксперимент;

Обсудить в группе;

Подведение итогов, оформление результатов;

Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта

презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предложить детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т. д.).

Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта использовать самый простой вид – информационный.

Класс можно разделить на две группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.

Например, 1 группа – «Наши четвероногие питомцы - кошки».

2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».

Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.

Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос:

Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта и «презентация проекта».

Сбор информации.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

подумать; Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.

спросить у другого; Нацелить ребят на то, что расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. Но дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

получить информацию из книг; Для этого заранее подобрать дополнительную литературу по темам, которые выбрали дети. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

наблюдения и эксперименты; Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):

Обобщение информации.

В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного.

Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта и др.).

Сообщение по результатам работы (презентация проекта)

Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Время представления проекта целесообразно ограничить 7–9 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Второй этап – самостоятельные исследования

Приведу пример работы над проектом-исследованием

Пояснительная записка

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у студентов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые педагоги могут использовать как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.
Роль студентов в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни¬ками, а не пассивными статистами. Другими словами, студент становится субъектом деятельности. При этом он сво¬боден в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Этому может помочь дисциплина «Основы проектной деятельности». Данный предмет изучается студентами на III курсе (5-6 семестр). Студенты, изучая эту дисциплину, учатся наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, преодолевать конфликты и противоречия.
Цель методической разработки:
показать исторический аспект развития и становления метода проектов в
отечественной педагогике и за рубежом;
раскрыть ценности, смысл и сущность процесса проектирования, принципы этой деятельности;
классифицировать типы проектов;
сформулировать особенности создания и реализации проекта от его типа.

1.Учебный проект
Учебный проект или исследование с точки зрения студента - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы –
(это важно для меня лично) мотивация

Цель проекта «Зачем?» Целеполагание
(мы делаем проект)

Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем)

Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов
(мы это можем делать) планирование

Результат «Что получится?» Ожидаемый результат
(как решение проблемы)

Преподаватель Студент
1 2
1-й этап – погружение в проект
Формулирует осуществляет
1) проблему проекта 1)личностное присвоение проблемы
2)сюжетную ситуацию 2)вживание в ситуацию
3)цель и задачи 3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
4)организовать группы 4)разбивку на группы
5)распределить амплуа в группах 5)распределение ролей в группе
6)спланировать деятельность по решению задач проекта 6)планирование работы
7)возможные формы презентации результатов 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8)консультирует студентов по необходимости 8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9)ненавязчиво контролирует 9)Консультируются по необходимости
10)дает новые знания, когда у студентов возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания
11) репетирует со студентами предстоящую презентацию результатов 11)подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация
Принимает отчет: Демонстрируют:
12)обобщает и резюмирует полученные результаты 12)понимание проблемы, цели и задачи
13)подводит итоги обучения 13)умение планировать и осуществлять работу
14) оценивает умения: общаться. Слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 14)Найденный способ решения проблемы
15)рефлексию деятельности и результата
16)дают взаимооценку деятельности и ее результативности

2.Этапы работы над проектом

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
Подготовительный
 определение руководителей проектов;
 поиск проблемного поля;
 выбор темы и её конкретизация;
 формирование проектной группы.
Поисковый
 уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
 определение и анализ проблемы;
 постановка цели проекта.
Аналитический
 анализ имеющейся информации;
 сбор и изучение информации;
 поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
 составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
 анализ ресурсов.
Практический
 выполнение запланированных технологических операций;
 текущий контроль качества;
 внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
Презентационный
 Подготовка презентационных материалов;
 Презентация проекта;
 Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
Контрольный
 анализ результатов выполнения проекта;
 оценка качества выполнения проекта.

Опорная схема «Основные этапы работы над проектом»

2.1. Поисковый этап

При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора студента – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Не понятие "тема", а "тематическое поле", так как тема - это нечто застывшее, раз и навсегда определенное. Тематических полей для проектов неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Первый и самый простой способ: педагог предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут быть представлены в виде рекламных листовок на информационном стенде.
Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у студента еще нет опыта проектной деятельности или сам педагог только начинает работу с использованием метода проектов. Нередко случается и так, что предложенные преподавателем темы становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.
Как выбрать тему?
Проблема проекта
Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?
Как выявлять проблемы?
Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
Вопросы в помощь при выборе темы
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что из изученного в колледже хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Тему проекта надо записать.

Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Требования к теме:
актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
содержательность, информативность и разработанность в науке;
возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
тема должна быть конкретной.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
 между известным и неизвестным;
 между знаниями и умениями;
 между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
 между потребностями и возможностями их реализации
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия - расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:
 имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
 требуется установить сходства и различия,
 важно установить причинно-следственные связи,
 необходимо обосновать выбор,
 требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта - теоретическими закономерностями,
 стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
Действия студента:
- Обсуждает тему.
- Определяет свои потребности.
- Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
- Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью педагога) проблему.
- Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2.2. Аналитический этап
После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).
Студенты, как правило, осознают, какой информацией и по какому вопросу они обладают, а какой - нет. Поэтому педагогу целесообразнее сосредоточиться на том, насколько грамотно студенты применяют известный им или предложенный преподавателем способ получения информации из нескольких источников.
Студент конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию, позже он конкретизирует наиболее важные для него черты идеальной ситуации, соотносит свои интересы с интересами других людей, которых эта ситуация касается.
Затем студент рассматривает существующую ситуацию, описывая ее более детально, с элементами анализа (выделение характеристик, установление причинно-следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск.
На основе анализа ситуации студент может поставить (с помощью педагога, а позже – самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.
Затем студент проводит анализ проблемы, выделяя причины и последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта.
Цель
Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
На основе выявленной студентом проблемы, он ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, студент предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «Каким образом?»).
Когда студенту ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, что должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.
Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые студент выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем студент составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов студент может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).
Как правило, студенты сообщают о соблюдении или нарушении сроков работ, своих успехах или неудачах.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Следует заметить, что нельзя сводить цель деятельности по проекту к получению продукта. Продукт всегда нужен для чего-то, он является средством. Цель может не содержать указания на продукт, а если она содержит такое указание, должно быть понятно, как это средство позволит студенту в достижении его цели.
Нередко возникает противоположная ситуация. Цель проекта – убедить кого-либо в чем-либо, разрешить противоречие в имеющейся информации, принять решение о чем-либо. Тогда студенту важен в первую очередь результат, а не продукт.
Действия студента:
Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
Осуществляет выбор.
Осуществляет процесс планирования.
Оценивает ресурсы.
Определяет свое место (роль) в проекте.
Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Гипотеза
Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».
Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.
В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.
Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.

2.3. Практический этап

На этом этапе студенты реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом студенты реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).
На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности студентов, а педагог выступает преимущественно в роли консультанта.
Действия студента:
- Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
- Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
- При необходимости консультируется с педагогом (экспертом).
Организация и методика работы над проектом
Как составить план исследовательской работы?
Перед началом работы нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том, что вы исследуете;
познакомиться с кино- и телефильмами;
найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
спросить у других людей;
понаблюдать;
провести эксперимент.
Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.
1) Подумать самостоятельно
Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю об этом?
Какие суждения могу высказать по этому поводу?
Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?
2) Прочитать книги о том, что вы исследуете
Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!
Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.
Запишите все, что вы узнали из книг.
3) Познакомиться с кино- и телефильмами
Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!
Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.
4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.
В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.
Запишите все, что вам помог узнать компьютер.
5) Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. Специалистом может быть и педагог.
2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете. Запишите информацию, полученную от других людей.
6) Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.
Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.
Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.
7) Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.

2.4. Презентационный этап

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.
Не исключено, что продуктом проектной деятельности может являться реферат, но такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для студента проблемы.
Подготовка к защите
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.
Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
ранжировать основные идеи исследования;
предложить сравнения и метафоры;
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы по результатам исследования;
указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
подготовить текст выступления;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
подготовиться к ответам на вопросы.
Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании
Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.
Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.
Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.
Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»
Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые - это уголь, нефть, газ и т.п.
Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.
Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и т.д.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.
Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной. Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты - это простая одноступенчатая классификация. Другой пример - классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры - на римские и арабские; иероглифы - на китайские, японские, корейские; символы - на математические и музыкальные. Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.
3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс образовано от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.
Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть, потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс.
Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.
В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.
4. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.
Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.
5. Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.
6. Выработать суждения и умозаключения
Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.
Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.
7. Сделать выводы по результатам исследования
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта
Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.
9. Подготовить текст выступления
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Запиши текст доклада.
10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия
К примеру, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировали жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок объекта вашего исследования.
А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.
Нарисуйте эскизы схем, чертежей, макетов и др.
Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.
11. Подготовиться к ответам на вопросы
В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.
Действия студента:
- Выбирает (предлагает) форму презентации.
- Готовит и проводит презентацию.
- При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
- Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).

3. Оформление проектной папки

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
 чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
 стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
 объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
 судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.
В состав проектной папки входят:
1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;
2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
3) результаты исследований и анализа;
4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
5) материалы к презентации (сценарий);
6) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
Паспорт проекта
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3. Консультант(ы) проекта.
4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).
7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
8. Типология проекта.
9. Цель проекта (практическая и педагогическая).
10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).
11.Необходимое оборудование.

4. Эффективность презентации
Презентация – это убеждение, форма коммуникации. Ее цель ограничена, она и не должна быть всеобъемлющей. Чувство цвета, линии, композиции, пропорции, гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета помогут создать эффективную презентацию результата, обеспечить ее успех. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Достаточно распространенным является стремление учителя включить в итоговый продукт все, что было создано учеником во время работы над проектом. Такое стремление идет вразрез с задачами по формированию способности к текущему контролю, анализу и отбору информации, к оценке результата. Понятно и объяснимо желание педагога услышать во время презентации о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Но на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы. Вместе с тем существует такая культурная форма, в рамках которой речь может идти о формировании проектного замысла, об основных этапах проектной работы и т.п. Это так называемая защита проекта, которая может проводиться по окончании аналитического этапа. Организация защиты проекта может иметь смысл, если педагог намерен сделать акцент на развитии компетентности публичной коммуникации студента, если студенты готовят долгосрочный проект или стремятся привлечь к участию в проекте других студентов.
Формы продуктов проектной деятельности
Виды презентаций проектов
Web- сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас
Аукцион
Атрибуты несуществующего государства
Бизнес-план
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Действующая фирма
Журнал
Законопроект
Игра
Карта
Коллекция
Костюм
Концерт
Макет
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в…
Праздник
Прогноз
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Система школьного самоуправления
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставимый анализ
Статья
Сценарий
Спектакль
Учебное пособие
Чертеж
Экскурсия Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
Видеожурнал
Деловая игра
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий
Демонстрация моделей
Диалог исторических или литературных персонажей
Дегустация
Защита на Ученом Совете
Игра с залом
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
Инсценировка реального или вымышленного исторического события
Научная конференция
Научный доклад
Отчет исследовательской экспедиции
Пресс-конференция
Путешествие
Реклама
Ролевая игра
Соревнования
Спектакль
Спортивная игра
Телепередача
Экскурсия

Как подготовить презентацию
Эффективная подача презентации достигается за счёт выполнения четырёх общепринятых этапов (четырёх «П»):
 планирования
 подготовки
 практики
 презентации.
Планирование – определение основных моментов доклада на основе анализа аудитории.
Подготовка – формулировка доклада, подготовка структуры и времени показа презентации.
Практика – просмотр презентации, репетиция и получение отзывов; пробуждение интереса у аудитории и приобретение уверенности в себе и в презентации.
Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до неё важности вашего сообщения.
Как провести презентацию
Чтобы разобраться с первоначальной путаницей мыслей, положений и доказательств, следует задаться четырьмя главными вопросами:
1) Что я должен сказать в обязательном порядке?
2) Что ещё было бы не плохо сказать?
3) О чём можно упомянуть к слову?
4) О чём следовало бы умолчать?
Каждую вновь всплывающую мысль пристраивайте в одну из категорий.
Второстепенные детали перегружают выступление.
Сформулируйте все основные мысли и выпишите их на отдельные карточки. Затем разложите их в логической последовательности.
Вряд ли вы добьётесь успеха, если не будете ориентироваться в собравшейся перед вами аудитории. Постарайтесь получить максимум разведанных о своих предполагаемых слушателях: возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, половая, этническая, социальная принадлежность и т.д., и чем меньше эта аудитория, тем полнее должны быть ваши знания о ней.
Если вам задали вопрос во время выступления, не торопитесь с ответом. Укажите на важность вопроса и поблагодарите вопрошающего. Если в вопросе звучит враждебность, сделайте вид, что не заметили этого. Поймите намерения спрашивающего – повторите вопрос; если нужно, задайте свой встречный вопрос. При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами.

4.1. Стратегии проведения презентации

1. Изложение фактов

Высказывание соображений, вытекающих из них Призыв к действиям
2. Продемонстрировать нечто плохое Показать, как исправить это зло

Просить о сотрудничестве
3.
Добиться интереса и внимания

Завоевать доверие

Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать
Стадия планирования включает в себя выяснение, Кто и Что собирается сказать, за какое время и в какой последовательности. Вступление – это начало практически любой презентации, ее первый этап. Его элементы зависят от формы представления, от целей воздействия, а также ряда возможных обстоятельств. Полное вступление может выглядеть следующим образом:
представление и приветственные любезности («Спасибо, что аудитория нашла время…», «Выражаем надежду, что вы не пожалеете…»);
определение целей и демонстрация карты маршрута.
В случае электронной презентации – это ключевой первый фрагмент, содержащий название работы и ссылку на авторов проекта, а также содержание и «правила движения» в нем. На этапе вступления происходит объединение аудитории для работы в нужном направлении.
На втором этапе планирования решите, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления. При планировании презентации желательно рассортировать возможные компоненты в группы 1, 2, 3.
Не пытайтесь объять необъятное. Помните, что это только презентация вашей работы. Она не должна охватывать все. Стройте ее только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию в целом. Не включайте ничего утомительного, неизвестного для большинства.
Окончание презентации, как и ее открытие, не менее важно. Поэтому не стоит оставлять его на волю случая. Цель презентации обязательно диктует окончание, которое должно быть обдумано заранее. Оно может включать:
краткое резюме важных фактов и аргументов;
описание использованной литературы по данному проекту;
благодарность за внимание;
предложение задавать вопросы.
Самый лучший способ не отойти от основной темы презентации - это заранее определить цели. Что сделать, чтобы слушатели запомнили презентацию, и как произвести впечатление на аудиторию?
Не забывайте о шести принципах эффективной презентации.
1. Люди перегружены информацией еще до презентации.
2. У слушателей обычно короткая память.
3. Профессионально проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.
4. Цель любой презентации - убедить.
5. Восприятие вашей презентации аудиторией более важно, чем ваше собственное ощущение.
6. Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой. Как вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на самом высоком уровне?
Вот только некоторые из них:
энтузиазм,
организованность,
настрой на аудиторию,
гибкость,
правильный язык телодвижений,
чувство юмора,
хороший словарный запас,
разнообразие тона голоса,
настрой на достижение цели.
Подумайте над другими.
Часто при подготовке презентации выступающие концентрируются на вопросе: «Что я буду говорить?»
Вместо этого нужно задать себе другой вопрос:
«Зачем я собираюсь проводить эту презентацию»?
Вся ваша презентация должна давать ответ именно на этот вопрос.
Как определить реальные цели вашей презентации?
Цели должны быть достижимыми и измеримыми, а результат, которого вы хотите достичь, реалистичным.
Попробуйте сформулировать ваши цели, начиная словами:
По окончании моей презентации слушатели будут _______.
Цель моей презентации - _______.
Я буду говорить о _______ для того чтобы _______.
Первым шагом в подготовке презентации является определение целей.
Цели, которые вы поставите, должны быть конкретными и реалистичными. Только в этом случае ваша презентация сможет выполнить свою задачу.
Кроме того, цели должны быть достижимыми. Тогда все, о чем вы будете говорить в своей презентации, будет понятно и вашим слушателям.
Этап изучения аудитории охватывает второй, третий и четвертый шаги планирования презентации.
Вот эти шаги:
заранее соберите информацию о вашей аудитории;
выделите основные идеи;
Очень важным шагом к успеху является знание вашей аудитории еще при подготовке презентации.
Заранее узнайте, кто будет вашим слушателем, и вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад.
Вы можете собрать необходимую информацию о ваших будущих слушателях, руководствуясь предлагаемым списком наиболее важных вопросов.
1. Сколько человек будет присутствовать?
2. Возрастная группа.
3. Каково их знание обсуждаемого предмета?
4. Причины присутствия на презентации.
5. Есть ли у них опасения, проблемы?
6. Каковы их ожидания?
7. Ценят ли они юмор?
8. Как хорошо они знают вас?
Третий шаг планирования - выделение основных идей презентации.
Выделив основные идеи, вы поможете слушателям легче следить за ходом вашей презентации.
Чтобы выделить основные идеи вашей презентации, подумайте, как бы вы ответили на следующие два вопроса:
какие идеи будут соответствовать целям моей презентации?
какие идеи мои слушатели должны запомнить лучше всего?
Основные идеи должны:
служить конкретным целям,
содержать умозаключения,
быть интересными,
и их не должно быть много (обычно не более четырех - пяти).
Существует много способов выделения основных идей презентации. Например, с помощью полного и точного ответа на вопросы:
Кто? Что? Где? Почему? Когда? Как?
Четвертым шагом планирования презентации является выбор дополнительной информации, которую вы будете использовать для поддержки основных идей.
После того как вы выделите основные идеи презентации, необходимо подобрать материал, сопровождающий эти идеи.
Такой дополнительной информацией могут быть:
примеры,
сравнения,
цитаты,
открытия,
статистика,
графики,
аудио и видео материалы,
экспертные оценки.
Работа над вступлением и переходами соответствует пятому и шестому шагам планирования презентации соответственно.
Слушатели формируют мнение о вас уже в первые несколько минут. После этого очень сложно изменить это мнение.
Сделайте все возможное, чтобы это мнение было позитивным.
У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление!
Подумайте о том, что вам нужно сказать во вступлении.
Как минимум необходимо:
представиться;
сказать, сколько будет длиться ваша презентация;
договориться о том, когда можно задавать вопросы - во время презентации или после;
представить тему вашей презентации;
установить доверительные отношения со слушателями;
заставить аудиторию слушать вашу презентацию.
Для того чтобы достичь целей вступления, помните о четырех советах, весьма полезных при подготовке вступления вашей презентации
1. Привлеките внимание. Привлечь внимание во вступлении можно цитатой или интересными данными.
2. Укажите основные идеи. Перечень основных идей необходим для того, чтобы настроить слушателей на тему вашей презентации.
3. Укажите интересы аудитории. Для чего аудитория пришла вас слушать? Что полезного в вашей презентации для слушателей? Расскажите об этом, и вас будут слушать с еще большим вниманием.
4. Используйте уместные слова и жесты. Все время обращайте внимание на то, чтобы ваши жесты были уместными.
Вот несколько распространенных типов вступлений, которые вы можете использовать в своей презентации:
цитаты,
риторические вопросы,
декларативные заявления,
ситуации из жизни,
текущие события,
план действий,
истории из жизни замечательных людей.
Выбор в первую очередь зависит от вас, вашего материала и специфики аудитории.
Если вы не хотите настроить вашу аудиторию негативно (или даже обидеть) с самого начала, соблюдайте ряд правил.
Не начинайте вашу презентацию с шутки, избегайте замечаний.
Пять «смертных грехов» вступления включают:
извинения;
длинные и медленные предложения;
очевидные наблюдения;
банальные вопросы;
истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.
Разработка логики подачи материала является шестым шагом планирования вашей презентации.
Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, вам необходимо продумать переходы:
от вступления к основной части презентации,
от одной основной идеи к другой,
от одного слайда к другому.
Переход - это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой.
С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за вашим рассказом.
Для обозначения перехода можно:
использовать короткие фразы,
найти привлекающее внимание высказывание,
привести актуальную статистику,
использовать шутку или шокирующее заявление,
выдержать паузу,
изменить тон голоса.
Если ваша презентация следует за чьей-либо еще или вас представляет кто-нибудь из организаторов, постарайтесь встретиться с этим человеком накануне и выяснить, о чем он будет говорить.
Так вы сможете подготовить красивый переход от его речи к своему вступлению.
Седьмым шагом планирования презентации является создание структуры основной части.
Очень важно, чтобы за структурой презентации стояла логика подачи материала.
Только тогда можно говорить с уверенностью о том, что ваши идеи будут понятны слушателям.
Какие бывают типы логической последовательности?
Материал можно излагать:
в хронологическом порядке,
в порядке приоритета,
в территориальном порядке,
в тематической последовательности, структурируя его по принципу «проблема-решение».
Какой бы метод вы ни выбрали, самое главное, чтобы он соотносился именно с вашим материалом. Подкрепляйте ваши идеи дополнительной информацией в виде примеров, цитат, статистики, историй, определений, сравнений и т.д.
Хронологический порядок - один из типов логической последовательности структуры вашей презентации:
сначала вы описываете события в прошлом;
затем рассказываете о ситуации в настоящем;
потом предполагаете, что произойдет в будущем.
Второй тип логической последовательности - это подача материала в порядке приоритета:
сначала вы фокусируете внимание аудитории на самых важных вещах;
затем переходите к менее значительным.
Вы начинаете презентацию с менее важных идей, затем переходите к более интересным, а заканчиваете самыми значительными.
Такой подход дает возможность вашим слушателям запомнить самую важную информацию, так как о ней вы будете говорить в конце презентации.
Вы можете также структурировать ваш материал по принципу «проблема - решение»:
сначала вы обращаете внимание аудитории на существующую проблему;
затем объясняете, почему эта проблема возникла;
только после этого предлагаете свои рекомендации или решение проблемыТак же как и для вступлений, существует несколько типов заключений:
возвращение к теме вступления;
призыв к действиям;
«вызов»;
рассказ о том, что последует за этой презентацией.

5. Контрольный этап

После проведения презентации студентом проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.
Важным шагом будет являться предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта. Сначала инициатива по подготовке критериев должна исходить от педагога, а студенты, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
I вариант
1.самостоятельность работы над проектом
2.актуальность и значимость темы
3.полнота раскрытия темы
4.оригинальность решения проблемы
5.артистизм и выразительность выступления
6.как раскрыто содержание проекта в презентации
7.использование средств наглядности, технических средств
8.ответы на вопросы II вариант
1.важность темы проекта
2.глубина исследования проблемы
3.оригинальность предложенных решений
4.качество выполнения продукта
5.убедительность презентации

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения студентов в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Продукт является средством для решения значимой для студента проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию студента работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.
Проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более что вместе с высокой степенью самостоятельности студенты получают и право на ошибку. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная проблема не позволяет грамотно поставить цель или вместо задач при планировании указываются отдельные шаги, не удается спланировать продукт и т.п. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Возвращение на предыдущий этап возможно, если речь не идет буквально об ошибке: выбранный способ деятельности требует ресурсов, которых на момент выполнения практического этапа не оказывается у студента в распоряжении; если информационный поиск, проводимый на практическом этапе (создание информационного продукта) позволяет понять, что при анализе ситуации был упущен какой-либо важный фактор и т.п. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для студента, чем гладкое протекание проекта под руководством преподавателя, предостерегающего их от неверных шагов.

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2006.
2. 4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.
4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2006. - №4.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 2006.
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003
8. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2007. - №1.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
10. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2008. № 3. – С. 136-138.