Православный детсад: «оранжерея» или среда для гармоничного развития? О нас.

Детский сад предстоит почти каждому малышу. Посещая его, ребенок не только готовится к школе, у него вырабатывается чувство коллективизма, сплоченности, дружбы и ряд других качеств. Существуют детские сады, которые отличаются не только отношением к воспитанию, но и общей атмосферой – это православные детские сады. Их в Москве меньше 1% от всего числа столичных дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ).

Общие сведения

Конечно же, деятельность этих заведений тесно связана с позиционированием Православия, а значит единство духа, соборность и смирение. Ребенку закладывают только самые хорошие черты: послушание, любовь к ближнему своему, благодарность, стремление помогать и поддерживать. В таких группах всегда царит атмосфера православного духа: беседы с наставниками, праздники и знание важных церковных дат, и лицезрение иконостаса на самом видном месте в группе детишек.

Соответственно и оформляются групповые комнаты, в которых определяется место для иконостасов. Со временем, когда дети ознакомятся с житием святого, его икона размещается в этом месте. Оно отведено для чтения утренней молитвы, дети молятся не только перед едой, но и перед учебой. Два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. На них детей учат петь молитвы, пасхальные песни, составляются сценарии к праздникам Рождества и Пасхи, а также раздаются роли для участия в празднике.

Религиозное воспитание

Происходит непрерывность религиозного воспитания и обучения ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Детей принимают в такие группы, после беседы родителей со священником. Составляется схема Родословной семьи, она помогает узнать семью лучше, и заполняется перед тем, как ребенок поступает в детский сад. На всех родительских собраниях присутствует священник. Обязательным условием есть посещение богослужения по воскресеньям родителей и детей.

Православные дошкольные общеобразовательные учреждения (ясли) в Москве

Средняя и старшая группа

Второе – по адресу Нововорот-никовский пер, 10, в нем пять групп, заведующая Минеева Наталья Александровна. Два рабочих контактных телефона: 978-58-75, 978-56-54.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В ОБРАЗОВАНИИ

Царёва Т.Ю., старший воспитатель

ЧДОУ «Православный детский сад» г. Электросталь

пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него…

Евангелие от Марка, 10 глава, 14-15 стихи.

Сейчас, в 10-х годах 21 века возникла острая необходимость воспитывать детей в православной вере. Наш православный детский сад - частное дошкольное образовательное учреждение. Создан на основании решения Приходского собрания Местной религиозной организации православного прихода Вознесенского храма г. Электросталь Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви.

Современные родители – это поколение, родившееся в 80-е годы XX -века. Это время - начало разрушения огромной страны: менялось поколение политиков, менялся менталитет советского народа, стало возвращаться осознание того, что нужна помощь откуда-то сверху, не зависимо от власти, желания и мощи человека. Для нас, верующих людей это объясняется просто – в обществе сформировались (возникли) все условия (предпосылки) для осознания Божьего вмешательства (Божьего руководства, Божьего управления) в жизни людей.

Вся страна была полностью политизирована: детских садах воспитывали любовь и уважение к вождям советской власти, в начальной школе учеников принимали в октябрята, в средней – в пионеры, в старших классах – в комсомол. Юные молодые граждане страны понимали, что жить в обществе и достигнуть карьерного роста будет легче, если ты член коммунистической партии. Социальные гарантии и видимое благополучие в обществе начали разрушать институт семьи. Молодые мужчины не задумывались о последствиях «свободных отношений». Женщины стали эмансипированы - социальные гарантии позволяли воспитывать детей в неполной семье.

Но в русской душе всегда жила вера православная. Наши бабушки крестили внуков тайно, учили нас креститься и водили в церковь, не объясняя зачем, учили нас молитвам со словами: «Будет полегче жить…»

В 91-ом страну сломали. Взрослые не знали как жить дальше. Единственная цель – выжить: получить зарплату, накормить семью, купить одежду. Многие начали задумываться: «За что это нам?» А дети в это время росли и впитывали весь негатив общества: разврат, бандитизм, наркотики - вседозволенность.

В этих сложных условиях выросли наши нынешние (современные) родители.

В нашем детском саду одна разновозрастная группа – как большая многодетная семья. Дети от 3 до 7 лет. Смотришь на деток и понимаешь, для чего нам были посланы сложные восьмидесятые и страшные девяностые годы: для возрождения веры православной в семьях российских.

Очень радостно слышать от родителей: «Мы хотим именно в ваш православный детский сад». Ощущение большой ответственности за воспитание детей перед обществом возникает после этих слов, груз ответственности, «А правильно ли мы делаем, так ли мы воспитываем, доходчиво ли объясняем, поймут ли нас родители?». И самый спорный вопрос в начале обучения «Основам православной веры»: с чего начать?

Практически все современные программы по «Основам православной культуры» говорят, что начинаем воспитание детей с 5-6 лет, обуславливая это возрастными особенностями детей. А как же быть с малышами?

Наш детский сад принимает детей с 3-х лет – вторая младшая группа. Наблюдая за малышами, отмечаешь, что многие из них с удовольствием заходят в храм, слушают звон колоколов, ставят свечи на подсвечниках. После первых занятий дети определяют на иконах Богородицу и Спасителя, выделяют священника в миру, внимательнее и с заботой относятся друг к другу: помогают тем кто младше или вновь пришёл в детский сад.

Да, у нас ещё очень слабо развита моторика: мы путаемся в пальчиках для наложения крестного знамения и неверно складываем руки для благословения…

Реализация программы православного воспитания в нашем саду начинается с режимного момента «Утренняя молитва». Каждый раз проводим вступительную, разъяснительную беседу из 2-3 предложений: «Что такое молитва?», «Зачем читаем молитву?», «Кто помогает общаться с Богом?» Молитвы читаем и в течение дня: перед едой, после еды; перед занятием, после занятия.

Детский сад назван в честь праведного Симеона Богоприимца. Дети знают житие Симеона, историю праздника Сретение Господне. Поют тропарь Симеону Богоприимцу каждый день на утренней молитве.

В план организованной образовательной деятельности ввели НОД «Основы православной веры». Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программой «Основы православной веры» мы вводим детей в православный литургический год в рамках главных православных праздников. И тематическое планирование строим с учётом главных православных праздников.

Цель программы воспитания: заложить в действиях и поступках детей понятия хорошо – добро, плохо – зло, послушание, любовь и через эти понятия наше отношение друг к другу. Формирование любви. Наполни жизнь любовью, как состоянием радости. Радость – это благодать.

Задачи программы реализуются в следующих разделах:

1. Ребенок и его окружение. Православная этика.

С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники). Отношение ребёнка к воспитателям. Даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками (требования православной церкви к поведению ребёнка).

2. Бог – Творец мира.

Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.

3. Молитва – общение с Богом.

Дети заучивают доступные и понятные молитвы: “Господи, помилуй!”, “Господи, благослови!”, “Слава Тебе, Господи!”, учатся совершать крестное знамение.

4. Церковь – дом Божий.

Дети посещают Церковь вместе с родителями, а также во время специальных служб для православной гимназии и детского сада. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными.

5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

6. Знакомство с Божьими Заповедями.

Изучение Божьих Заповедей для детей 3 – 5 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

7. Новый Завет – жизнь Иисуса Христа.

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Иисуса Христа, Божией Матери и др.

8. Главные православные праздники.

Для детей отмечаются такие праздники как Рождество Христово и Пасха, с участием священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 30 минут. Заканчивается праздник трапезой с приглашением родителей и родственников.

9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков, слайдов и пр.

10. Дни ангела детей.

День Ангела – праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.

Быть воспитателем и педагогом православного детского сада - непросто. Прежде всего, это глубоко верующие, воцерковленные люди, всегда справедливые, должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере.

«Нынче много знания, но мало воспитания». Митрополит Макарий (Невский).

Основная образовательная программа групп дошкольного образования НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (далее – ООП) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями от 27.08.2015) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р) Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
  • Комментариями к ФГОС дошкольного образования Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249
  • Нормативно-правовыми актами Правительства Москвы, Департамента Образования.
  • Уставом НОЧУ «Православный Центр».
  • Локальными актами НОЧУ «Православный Центр»
  • Программа разработана и реализуется на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    В Центре функционирует 3 группы дошкольного образования общеразвивающей направленности для детей от 3 до семи лет с возможностью пребывания ребёнка в группе в режиме полного дня, неполного дня, в режиме кратковременного пребывания в зависимости от потребностей и возможностей семьи.

    Цель Программы: создание одухотворённого игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка для полноценного проживания им дошкольного детства, всестороннего гармоничного развития психических процессов и физических качеств воспитанника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, духовно-нравственного развития личности, формирования основ базовой культуры дошкольника.

    Задачи:

    1. Охрана жизни и укрепление духовного, душевного и физического здоровья ребенка.
    2. Создание условий для эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребёнка в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
    3. Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    4. Становление позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребёнка к социальному миру взрослых и сверстников, к природе, опосредованных отношением к Творцу.
    5. Формирование личности ребёнка, устремлённой к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе, путём приобщения к традиционным духовным ценностям Православия.
    6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    7. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в результате использования разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация воспитательно-образовательного процесса в группах дошкольного образования. Создание церковной среды как фактора, преобразующего группу детей в «детскую семью», на основе единства подходов к воспитанию детей в условиях образовательной организации, семьи и церкви.
    8. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
    9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    В основе Программы лежат следующие