Конспект открытой организованной образовательной деятельности по ознакомлению с социальным миром в старшей группе на тему: «Моя семья и родственники. Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Правила дружбы» план-конспект занят

Елена Чудайкина
Конспект ООД по социальному миру «Моя республика» в старшей группе детского сада

Цель : расширять представления детей о Республике Мордовия.

Задачи :

Закреплять знания детей о культуре мордовского народа;

Учить уважать культуру народов, населяющих территорию Республики Мордовия (мордвы, татар, русских и др.);

Познакомить с гербом, гимном и флагом Республики Мордовия.

Оборудование : аудиозапись гимна, иллюстрации герба и флага Республики Мордовия, куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка, русская, татарка, образцы тавлинской игрушки.

Ход работы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас занятие по социальному миру на тему «Моя республика». Кто знает, как называется республика, где мы с вами живём?

Дети : Мы живём в Республике Мордовия.

Воспитатель : Правильно. Наша республика входит в состав Российской Федерации, и как у любого субъекта России у Мордовии есть флаг, герб и гимн. Давайте рассмотрим флаг Республики Мордовия и скажем, в чём сходство и отличие флага нашей Республики и флага России.

Дети : У флага Мордовии и флага России одинаковые цвета.

Воспитатель : Совершенно верно. Мордовский флаг, из-за схожих цветов с флагом России, призван показывать единство нашей республики и государства. А в чём же их различие?

Дети : На флаге Мордовии есть рисунок.

Воспитатель : Этот рисунок называется восьмиконечная розетка и является символом солнца. Он располагается в середине белой полосы. А теперь давайте поиграем.

Д/и «Угадай флаг Мордовии»

Воспитатель : Вот мы с вами и запомнили флаг нашей республики. Но кроме флага, государственным символом Мордовии является герб. Давайте его рассмотрим. В середине герба Мордовии мы видим герб города Саранска – столицы нашей республики. Его обрамляют колосья пшеницы, показывающие, что наша республика является сельскохозяйственной. Эти колосья перевиты лентой цветов флага Мордовии. Кроме этого на гербе изображено национальное украшение (шейная гривна, на котором изображено семь орнаментов по числу городов республики. Заканчивается это украшение восьмиконечной розеткой. А где мы ещё видели этот символ?

Дети: Мы видели этот символ на флаге Мордовии. Это символ солнца.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Но кроме флага и герба Мордовии к государственным символам республики относится и гимн. Давайте послушаем его стоя.

Прослушивание гимна Мордовии

Воспитатель : Мы с вами узнали о гербе, флаге и гимне нашей Республики. А кто мне скажет, какие народы живут в Мордовии?

Дети : В Республике Мордовия проживают мордва-эрзя, мордва-мокша, русские, татары.

Воспитатель : Правильно. Давайте вместе рассмотрим кукол в национальных костюмах.

Д/и «Чья одежда»

Воспитатель : Мы с вами многое узнали. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка «В нашей стране»

В нашей стране горы высокие, (руки тянем вверх )

Реки глубокие, (приседаем )

Степи широкие, (руки раскинуть в разные стороны )

Леса большие, (показать руками )

А мы – ребята вот такие! (большие пальцы вверх )

Воспитатель : Отдохнули? Продолжим. Недалеко от города Саранск, столицы нашей республики расположилось село Подлесная Тавла. Это село прославилось традиционным для эрзянского народа ремеслом – резьбой по дереву, воссозданием национальной игрушки. В России тавлинская игрушка стала в один ряд с такими известными промыслами, как Палех, Хохлома, Каргополь. Давайте вместе рассмотрим эти игрушки.

Д/и «Художественный салон»

Воспитатель : Молодцы, ребята. Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали. (ответы детей ) Всем спасибо.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Организация: МБДОУ №4 «Ягодка»

Населенный пункт: г. Данков

Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, своего рода и родословной.

Задачи: Познакомить детей с понятием «родословная», « генеалогическое дерево».

Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

Закрепить умение детей подбирать прилагательные, слова антонимы.

Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.

Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе» , «родословной» семьи.

Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Беседа родителей с ребёнком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»

Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево» , семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.

Оборудование: Макет дерева, фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, сюжетные картинки, цветные нитки для вязания - синие, зеленые, желтые, ножницы, клей.

Организационный момент.

Здравствуйте, милые дети. Вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим. Я предлагаю образовать круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идет к Насти, от Насти к Ивану(имена детей) и так далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Основная часть.

Сегодня я вам предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу « Моя семья».

Вы согласны быть участниками этой передачи.(Ответы детей) А сейчас я вам предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики).

Участники телепередачи готовы? (ответы ребят). Ну тогда начинаем!

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья» , и я, ее ведущая Татьяна Михайловна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №4 «Ягодка» Липецкой области города Данкова. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

Ребята расскажите, пожалуйста!

«Что есть у всех людей, но у каждого свое?»

Дети: Имя

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией

Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья, семейство.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «семья» ? Что такое «семья» ?

Дети: Это близкие нам люди, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге и оказывают внимание.

Воспитатель: Семья объединяет родных: детей, дедушек, бабушек, братьев, сестер. Это наши родственники, родня.

Воспитатель: В каждой семье любят играть. Давайте с вами поиграем.

3. Игра с мячом: «Я тебе кто?»

Цель: Закрепить знания детей о родственных связях. Продолжить учить, четко произносить слова.

Ход: Дети сидят на стульях. Воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?» . Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка) » и т. д.

«Я мама, а ты кто мне?»

«Я тетя, а ты кто мне?»

«Я сестра, а ты кто мне?»

«Я дочка, а ты кто мне?»

«Я внучка, а ты кто мне?»

Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.

Игра “Объясни смысл пословицы”.

Цель: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, развивать речь.

Ход игры: Воспитатель читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Дети: - Не нужен и клад, коли в семье лад.

Семья сильна - когда над ней крыша одна.

Семья в куче - не страшна и туча.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Какие корешки, такие и вершки, какие родители, таковы и дети.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Воспитатель: Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Родственников всегда было много, и чтобы всех запомнить, решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными» .

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.

А дерево это стали называть «генеалогическим древом» .Вы вместе с родителями тоже зарисовали генеалогическое дерево своей семьи, попробуйте о нем рассказать.

Дидактическая игра « Расскажи о своем генеалогическом дереве» (Начиная с бабушек и дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена. Чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.

Физкультминутка « Семейная зарядка»

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»

Папа - дедушка. (Дедушка старше, а папа младше);

Мама - бабушка. (Бабушка старше, а мама младше);

Дедушка - внук. (Дедушка старше, а внук младше);

Бабушка - внучка. (Бабушка старше, а внучка младше);

Брат - сестренка. (Брат старше, а сестренка младше).

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как (имя ребенка) радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У (имя ребенка) было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, (имя ребенка)? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук (молодой);

Папа высокий - сын (низкий);

Брат трудолюбивый - сестра (ленивая);

Белье чистое - (грязное);

Хлеб свежий - (черствый);

Мама молодая - бабушка (старая);

Папа строгий - мама (добрая) и другие пары слов.

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

(руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,

(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …

Шапка (чья) - мамина, бабушкин …

Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …

Платье (чьё) - сестры, мамино …

Ботинки (чьи) - брата, папины …

Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …

Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …

Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…

Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.

Воспитатель:

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

мне захотелось рассказать о своей. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, жёлтая, это я. И такая же короткая ниточка, - это моя сестра, потому что мы с ней двойняшки. Вот такая у нас дружная семья.

А кто живет в ваших семьях? Расскажите.

Дети выкладывают ниточками на бархатной бумаге (длину, цвет ниточки. очередность, дети соотносят с членом семьи самостоятельно).

Воспитатель: Молодцы, какие у вас замечательные семьи.

1. Фамилия семьи

2. рассказ о маме (Как зовут маму, кем работает)

3. рассказ о папе (Как зовут папу, кем работает)

4. пожелания семье

Ребята, а кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек? (спрашиваю 3-4 человека) .

Воспитатель: Самые близкие люди живут в семье. Давайте для них скажем добрые и красивые слова.

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Кем работает мама (профессия)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

И тд.

«Детский сад – моя вторая семья» -

Воспитатель: - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.

А вы знаете что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?

Дети: - Детский сад.

А теперь давайте расположим ваши фотографии на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы.

Как вы думаете, у нас получилась дружная семья (Ответы детей)

Итог занятия

Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.

Давайте на прощание с вами скажем пожелания своим семьям

У меня есть волшебная свечка с помощью которой все пожелания обязательно сбудутся.(Передаем свечку по кругу)

На этом наша телепередача подошла к концу. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи « Моя семья»

Список использованной литературы.

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в дошкольном возрасте.

В концепции дошкольного воспитания выделяется такая задача: приобщать детей к миру нравственных человеческих ценностей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных направлений развития детей является социально-коммуникативное. Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы (дружеские отношения, доброта, милосердие, сострадание).

К сожалению, в современных детских садах дети недостаточно проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Я считаю, что малышей нужно учить дружить. Данное занятие направлено на систематизацию знаний детей о правилах дружбы, формирование умения понимать и оценива поступки других людей, воспитание дружеских взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром

в старшей группе «Правила дружбы»

Разработчик: воспитатель I

квалификационной категории

Бузина О.Г.

2016 год

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с правилами дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать поступки других людей. Закреплять умение согласовывать местоимения с существительными.
  • Развивать эмоциональное, зрительное, слуховое восприятие, логическое мышление через объяснение смысла пословиц, координацию речи с движениями.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: магнитная доска, картинки-символы правил дружбы, картинки с изображением ежика, мишки и качелей, магнитофон, фрагмент песни «Улыбка» В. Шаинского, аудиозапись из мультфильма «Фиксики», медали дружбы, игрушечный медвежонок, указка.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Приветствуют гостей.

Воспитатель: Вы готовы заниматься?

Дети: Мы готовы заниматься, очень будем мы стараться!

Воспитатель:

Дружат с небом облака,

А роса с травою.

Дружат бабочка с цветком,

Дружим мы с тобою.

Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете!

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети: Мы будем говорить о дружбе. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Помоему, кто – то к нам идет

Воспитатель произносит:

Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,

Никого, не замечая песенку поет.

Он рычит, он ворчит, топает ногами.

Почему наш мишка злой

Мы не знаем сами?

Воспитатель: Ребята, давайте спросим, почему Мишка такой хмурый и злой. Вероника спроси у Мишки.

Мишка: Со мной никто не хочет дружить, никто из зверей в лесу не хочет принимать меня в игру.

Воспитатель: Ребят, как вы думаете, почему с ним никто не хочет дружить?

Ответы детей: …

Воспитатель: А как мишке можно помочь?

Ответы детей:….

Воспитатель: Давайте мы научим Мишку дружить и познакомим его с правилами дружбы! Согласны?

II. Основная часть:

Воспитатель: Первое правило «спрятано» в песне. Хотите ее услышать? Сядьте красиво, послушаем песню и узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем…

(Во время слушания сижу на стуле, выучить песню с детьми)

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?

Дети: Дружба начинается с улыбки!

Воспитатель: Вот так легко мы разгадали первое правило дружбы. Запомни, Мишка: «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей!». (На магнитной доске размещается картинка-символ первого правила дружбы)

Ребята, давайте научим Мишку улыбаться. Встанем в круг и глядя в глаза, подарим друг другу самую добрую улыбку и назовем друг друга ласково по имени.

Коммуникативная игра «Ласковое имя, добрая улыбка!».

Воспитатель: Как приятно когда вы друг другу улыбаетесь! Ведь улыбка – это символ доброты, хорошего настроения и дружелюбия! Проходите на свои места и мы продолжим знакомить Медвежонка с правилами дружбы.

Воспитатель: Есть ребята, у которых самые любимые слова: «Мой! Моя! Мое!». Как такого человека можно назвать?

Дети: Такого человека называют жадиной.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Жадина». Вы будете брать предмет из мешочка и говорить про него: мой, моя, мое.

Д/и «Жадина».

Воспитатель: Понравилось вам быть жадинами? Вы бы хотели дружить с жадиной? Кто назовет второе правило дружбы? Миша, запомни второе правило дружбы: «Не будь жадным, делись с друзьями!» (Выставляется картинка-символ правила). Ребята, давайте подарим «Чудесный мешочек» Медвежонку, чтобы он не забывал это правило.

Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?

Дети: из-за игрушек.

Воспитатель: Итак, самая частая причина, когда вы не можете уступить, договориться. Я знаю историю, про медвежонка, который поссорился с Ежиком. Ребята, а вы хотите ее услышать? Тогда садитесь поудобнее, не забывайте про прямую спинку.

Дети: Да (На магнитной доске выкладываются картинки Мишки, ежа и качелей на уровне глаз детей)

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый! »

А Ёжик: «Нет, я! »

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош! »

Воспитатель: Что произошло, что они не поделили?

Дети: не поделили качели

Воспитатель: Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

Дети: Каждый из них хотел кататься на качелях.

Воспитатель: Как помирить Мишку и Ежика?

Дети: они должны договориться.

Воспитатель: Давайте ещё раз я расскажу историю, но уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья»

Воспитатель: Ребята, понравилась вам эта история? Кто сможет назвать третье правило дружбы? Мишка, запомни еще одно правило дружбы: «Умей уступать». (Выставляется картинка-символ правила).

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Если есть хороший друг» (демонстрировать эмоции).

Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки

Вверх, постепенно опускают руки);

Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком);

Если есть хороший друг. (хлопают в ладоши);

С делом справимся вдвоем, (берутся за руки);

С облегчением вздохнем. (вздыхают);

Настроение поднимаем (поднимают руки вверх);

И друзей мы обнимаем (обнимаются).

Воспитатель: Ребята, Мишка забыл все пословицы о дружбе, давайте поможем ему вспомнить. (Мишка шепчет воспитателю, воспитатель произносит):

Человек без друзей, что дерево … (без корней).

Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Человек без друзей одинокий, без опоры, ему не на кого положиться.

Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей).

Как вы это понимаете?

Дети: Друзья дороже денег.

Нет друга – ищи, а нашел … (береги).

Что означает эта пословица?

Дети: Друзей надо беречь, не обижать, дорожить ими.

Старый друг … (лучше новых двух).

Объясните Мишке, что означает эта пословица.

Дети: Старый друг – надежный.

Воспитатель: Пословицы нас учат беречь друзей и ценить дружбу. Ведь друг из беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Ребята, какое правило Дружбы нам помогли разгадать пословицы?

Дети: Друзей надо беречь!

Мишка: Ребята, спасибо за помощь, я вспомнил все пословицы о дружбе.

Воспитатель: настоящие друзья, Миша, всегда приходят на помощь. И это еще одно правило дружбы: «Помогай другу».

Вот такие простые правила, Миша, соблюдают дети нашей группы. Ребята, давайте еще раз назовем эти правила. Миша, карточки-подсказки мы дарим тебе. Выполняй правила дружбы и у тебя будет много добрых и верных друзей. А чтобы Мишка лучше запомнил Правила Дружбы, ребята, давайте поиграем в игру «Да-да-да, нет-нет-нет».

Воспитатель: Если вы со мной согласны, отвечайте: да-да-да, мой не нравится совет, отвечайте: нет-нет-нет. Будьте внимательны. Готовы?

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Вместе будем мы играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

А игрушки уступать?

Будем сладости делить?

Будем крепко мы дружить?

Мишка: Спасибо, ребята, что научили меня дружить, вы настоящие друзья. В знак благодарности я хочу сделать для вас подарок. Закройте глаза.

(Поставить цветок на стол)

Это цветок дружбы. На каждом его лепестке вы найдете правило дружных ребят. Пусть этот цветок живет в вашей группе и напоминает вам о правилах дружбы. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Мишка!

III.

Воспитатель: Ребята, кто был сегодня гостем и как мы ему помогли?

Дети: Сегодня к нам приходил Мишка, мы его научили дружить.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо занимались и за это, я вручаю вам медали Дружбы.

А закончим наше занятие веселым танцем «Помогатор».

Танец «Помогатор».

Молодцы, а теперь найдите себе дружочка и крепко держас ь за руки пойдем в группу.


Цель:

  1. Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
  2. Дать представление о родословной.

Задачи:

  1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
  2. Побуждать называть имена, отечества членов семьи.
  3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Материал демонстрационный: семейные фотографии, картинки с изображением всех членов семьи, зубная щетка, деревянный макет родословного дерева.

Предварительная работа:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2. Чтение стихотворений «Моя родня» Я. Аким, «Самый лучший!» О. Чусовитина, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Кто вас, дети, больше любит?» И. Косяков (Приложение № 1).

Ход занятий

Педагог зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули - красотули.

Папа, мамочка моя -

Это все моя…. (Семья)

Воспитатель выставляет картину с изображением всех членов семьи.

Кто здесь нарисован?

Дети называют: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь…..

Воспитатель показывает фотографии семьи детей, предлагает найти свою семью и назвать членов семьи.

Воспитатель: Каждая семья состоит из отдельных людей – родственников – папы, мамы, дочери, сына – члены семьи. Все они вместе образуют одно целое – семью.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, где главные герои жили одной семьей.

Ответы детей…..

Игра «С кем живешь?». Каждый ребенок рассказывает с кем он живет.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть…

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель говорит о том, что есть общее в семье – фамилия.

И предлагает назвать фамилии и имена своих родителей.

Воспитатель обращает внимание на то, что кроме фамилии и имени у каждого члена семьи есть отчество, которое дается ребенку по имени папы. Приводит пример.

Игра «Назови свое отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество.

После завершения предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.

Воспитатель говорит о том, что семьи бывают разные, но самое главное, чтобы все любили и уважали друг друга и старались оказать помощь и у каждой семьи есть своя родословная.

Воспитатель показывает дерево с фотографиями и говорит о том, что вот так можно оформить родословное дерево, где можно повесить фотографии родственников.

Объясняет, что это история семьи с обычаями, интересами.

Воспитатель предлагает детям оформить свою родословную дома вместе с родителями дома и принести в группу.

Приложение 1

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

(О. Чусовитина.)

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так..

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней их, нет на свете

И нет добрее рук.

(Л.Квитко.)

«Кто вас, дети, больше любит?»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая».

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда,-

Кто же слёзы льёт тогда?

«Всё она, родная».

(И. Косяков.)

При составлении данного конспекта была использована литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина.