Подборка игр и упражнений на тему «Обувь. Дидактическая игра «Найди тень»

Задачи :

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование :

  • игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  • предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  • конверты с письмами от сказочных героев;
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  • мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  • сундучок;
  • игра «Магазин»
  • мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  • шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  • серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»
  • Ход занятия:

    I. Оргмомент
    Игра «Чего нет?» - образование Р.п.мн.ч.
    Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

    • У меня нет платьев.
    • У меня нет брюк. И т.д.

    Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1 )

    II. Сообщение темы и задач занятия

    • О чем мы будем сегодня говорить?
    • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
    • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

    III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
    1. Игра «Письмо от Незнайки»
    а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
    Логопед достает первое письмо от Незнайки.

    • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2 )

    (картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

    Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

    • Портфель стоит под столом.
    • Свитер лежит на диване.

    И т.д.

    б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

    • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
    • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке : Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

    в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

    • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7 )

    (картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

    2. Игра «Письмо от портного Ежика» - упражнение в образовании относительных прилагательных

    • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11 )
    (В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

    • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

    IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице - Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

    • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15 )

    Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
    (Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

    Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

    V. Игра «Магазин» - упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
    А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
    Логопед достает из сундук.

    • Кто же его прислал? (Али-Баба)
    • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
    • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

    Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16 )

    • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

    Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

    • Дайте мне много платьев.
    • Дайте мне синюю юбку.
    • Дайте мне джинсовый сарафан.

    VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

    • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
    • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Ох, испачкалась одежда,
    Мы ее не берегли,
    Обращались с ней небрежно,
    Мяли, пачкали в пыли.
    Надо нам ее спасти
    И в порядок привести.
    В тазик воду наливаем,
    Порошочку насыпаем.
    Всю одежду мы замочим,
    Пятна тщательно потрем,
    Постираем, прополощем,
    Отожмем ее, встряхнем.
    А потом легко и ловко
    Все развесим на веревках.
    А пока одежда сушится,
    Мы попрыгаем, покружимся.

    VII. Игра «Письмо от Тани»
    1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17 )

    • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
    • Давайте вместе его прочитаем.
    • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

    Я рубашку сшила мишке,
    Я сошью ему штанишки.
    Надо к ним карман пришить
    И конфетку положить.

    2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18 )

    • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
      • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
      • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
      • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
      • Выкроить штанишки из ткани.

    Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

    • Что сделала Таня.
    • Таня выкроила штанишки из ткани.
    • Что нужно сделать потом?

    Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

    • Что делала Таня после?
    • Таня строчила на швейной машинке.
    • А что делал мишка в это время?
    • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
    • Как вы думаете, что произошло дальше?

    Дети высказывают свои предположения.
    Логопед выставляет следующие картинки.

    • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

    3. Послушайте, как Таня сшила обновку
    Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

    4. Рассказы детей

    VIII. Подведение итогов занятия
    Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

    Светлана Шмакова



    Цель: формирование представлений детей о обуви.

    Направление «Познавательно-речевое развитие»

    Образовательная область «Познание»

    НОД - «Магазин одежды» (Обувь) - продолжать формировать у детей представление об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года, погодных условиях, возраста, пола человека. Воспитывать бережное отношение к обуви.

    Наблюдение за сезонными изменениями в обуви людей и детей во время одевания на прогулку.

    Цель: учить назвать обувь, активизировать речь детей. Почему с наступлением осени мы надевает более теплую обувь. Что может случиться, если обувь будет не по сезону.

    - «В какой обуви ходили раньше?»,

    - «Во что я обуваюсь?» – продолжать формировать представления детей об обуви и назначении ее в жизни человека. («Комплексные занятия с детьми 4-7 лет». Горбатенко О. Ф., стр. 38.)

    Образовательная область «Коммуникация»

    НОД - «Научу обуваться братца» - продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода, учить выделять признак: цвет, материал, из которого сделана вещь. Развивать речь детей путем обогащения новых слов по теме занятия.

    Д\игра «Повтори, как я» - учить детей повторять за воспитателем названия обуви и одежды, развивая у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить слова громко или тихо, правильно ставить ударение.

    И\упр. «По грязи хожу» (стр. 22 книга «Покажи стихи руками»)

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    К. Чуковский «Чудо – дерево» (Книга для чтения 2-4 года, стр. 163)

    Е. Благинина «Научу одеваться и братца» (Хрестоматия для маленьких, стр. 158)

    Ф. Левстик «Кто сшил Видеку рубашку» (Хрестоматия для маленьких, стр. 204)

    Заучивание:

    М. Яснов «Считалка с башмачком» (Книга для чтения 2-4 года, стр. 175)

    Направление «Художественно-эстетическое развитие»

    Образовательная область «Художественное творчество»

    НОД - «Чудо-дерево» по мотивам произведения К. Чуковского – развивать интерес детей к художественному творчеству, желание сделать коллективную работу по тематике художественного произведения.

    Самостоятельная художественная деятельность «Раскрасим обувь»

    Направление «Социально-личностное развитие»

    Образовательная область «Социализация»

    Сюжетно-ролевые игра «Мы идем в магазин за новой обувью»

    Упражнять детей в самостоятельной организации игры, воспитывать умения устанавливать ролевые взаимоотношения.

    Дидактические игра «Разрезные картинки»

    Развивать умение собирать целое изображение предмета из частей.

    Строительно-конструктивная деятельность «Торговая обувная палатка»

    Учить детей строить из крупного и мелкого строителя, работать в определенной последовательности, учить украшать постройку, используя детали разного цвета, обыгрывать постройку.

    Взаимодействие с родителями

    Внимательно рассмотрите с детьми разные виды обуви, определить из какого материала она сделана, и какое ее назначение.

    Поиграйте в игры, которые развивают речь детей:

    «Один - много»

    Сапог-сапоги,

    Босоножек – босоножки,

    Валенок – валенки,

    Чешек – чешки,

    Тапок – тапки.

    «Большой - маленький»

    Сапоги – сапожки;

    Тапки – тапочки;

    Туфли – туфельки;

    Валенки – валеночки,

    Разучите и поиграйте в пальчиковую игру «Наша обувь»

    Посчитаем в первый раз,

    сколько обуви у нас:

    (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

    Туфли, тапочки, сапожки,

    для Наташи и Сережки,

    (загибают поочередно все пальчики)

    Да еще ботинки для нашей Валентинки,

    А вот эти валенки для малышки Галеньки.

    Петрачкова Любовь Анатольевна Воспитатель высшей квалификационной категории
    ГБОУ СОШ №821 (дошкольное отделение) г. Москва Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №821 города Москвы.
    НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира тема «Обувь»
    Задачи:
    Обогащение словарного запаса.
    Развитие память, фонематического слуха.
    Упражнять в образовании относительных прилагательных с
    существительным в роде, числе, падеже;
    Формировать умение составлять описательный рассказ по схеме.
    Развитие мелкой моторики, умение составлять целое из частей,.
    учить детей работать самостоятельно,
    учить отвечать на вопросы полным ответом,

    Интеграция образовательных областей:
    Познание: расширять знания о разновидностях обуви.
    Коммуникация: поощрять высказывания детей, желание поддержать
    беседу.
    Социализация: учить детей тактично выслушивать собеседника и
    дополнять его.
    Здоровье: проведение физминутки
    Оборудование: Презентация по теме «Обувь». Раздаточный материал: картинки с изображением обуви, разрезанные на пять частей.
    Ход НОД:
    Здравствуйте ребята давайте ка мы с вами посмотрим, что здесь изображено (слайд №2), назовите, что здесь изображено, как всё это можно назвать одним словом? (обувь)
    Игра «Подбери пару», я вам буду называть предметы одежды, а вы будете подбирать обувь, которую можно обуть с этой одеждой.
    - что можно одеть с платьем (туфли):
    - что можно одеть с спортивным костюмом (кроссовки)
    - что можно одеть с шубой (валенки, сапоги):
    - что можно одеть с брюками (ботинки)
    - что можно одеть с сарафаном (босоножки)
    Обувь бывает разная её можно различать по тому кто её носит, когда её носят и где её носят.
    Дидактическая игра «Чья обувь» (слайд №3)
    Дети должны подобрать обувь, которую носят мужчины, дети, женщины.
    - Обувь, которую носят мужчины, как называют? (мужская обувь)
    -Обувь, которую носят женщины, как называют? (женская обувь)
    -А вы какую обувь носите? (детскую обувь)
    Молодцы, значит обувь можно разделить на мужскую, женскую и детскую.
    А ещё обувь можно различать по тому в какое время года мы её носим.
    Картинка с изображением зимы (слайд №4)
    -Какую обувь мы носим зимой (сапоги, валенки, ботинки…)
    -Обувь, которую мы носим зимой, какая она? (зимняя обувь)
    Картинка с изображением лета (слайд №5)
    -Какую обувь мы носим летом (босоножки, сандалии, сланцы…)
    -Обувь, которую мы носим летом, как называется? (летняя обувь)
    Картинки с изображением осени и весны (слайд №6)
    -Какую обувь мы носим осенью, весной (сапоги, ботинки, туфли, резиновые сапоги…)
    -Обувь, которую мы носим весной, как называют (осенняя обувь)
    -Обувь, которую мы носим весной, как называют (весенняя обувь)

    Обувь, которую мы носим осенью или весной похожа и её ещё называют демисезонной обувью.

    Ещё есть специальная обувь для занятий спортом (слайд №7)

    Какую обувь обувают теннисисты, бегуны (кроссовки)

    Какую обувь обувают фигуристы, конькобежцы (коньки)

    Какую обувь обувают роллеры (роликовые коньки)

    У футболистом тоже специальная обувь, кто знает как она называется (бутсы)

    Обувь для занятий спортом как называется? (спортивная обувь)

    Картинка с изображением квартиры (слайд №8)

    Дома мы с вами носим какую обувь? (тапочки, шлёпки)

    Обувь, которую носят дома, как называется? (домашняя обувь)

    Картинка с изображением улицы (слайд №9)

    Какую обувь вы обуете, чтобы пойти на улицу (туфли, ботинки, босоножки,…)

    Обувь, которую носят на улице, как называется? (уличная обувь)

    Молодцы, а теперь давайте с вами немножко отдохнём.

    Физкультминутка «Обувь такая разная». Дети становятся в круг воспитатель по очереди кидает каждому мячик и задаёт вопрос, ребёнок возвращает мяч давая полный ответ.

    Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю обувь)

    Летом …….

    Осенью ……

    Мужчины носят – мужскую.

    Женщины ……..

    Дети ……….

    Спортом занимаются в …….

    Дома, в квартире …….

    На улице …….

    Ребята, я сегодня принесла вам много разной обуви, вот смотрите……. Ой, помялись коробки, и обувь развалилась на части, помогите пожалуйста собрать обувь из частей.

    Каждому ребёнку даётся коробка с разрезной картинкой. Дети собирают целое из частей.

    Молодцы! Какую красивую обувь мы собрали. А теперь расскажите нам о своей обувь используя схему для составления описательно рассказа об обуви. (слайд№10)

    Какого цвета обувь?

    Из какого материала она сделана?

    Назови части обуви.

    Кто носит эту обувь?)

    Для какой погоды эта обувь?

    Как ухаживать за обувью?

    Например: Сапоги - это обувь. Мои сапожки красного цвета, с синими полосками. Они сделаны из резины, они резиновые. У сапог есть голенища, носки, подошвы, каблуки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят весной и осенью, в дождливую погоду. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.

    Дети составляют описательные рассказы про свою обувь, для усложнения можно отгадывать обувь по описанию, ребёнок описывает свою обувь, не называя что это, а дети должны отгадать, что это за обувь.

    Игра «Четвёртый лишний» Для рассмотрения предлагается четыре картинки с различными изображениями. Дети должны назвать какой предмет здесь лишний и объяснить почему.

    3 предмета обуви, одна одежда (слайд №11)

    3 головных убора, одна обувь (слайд №12)

    3 предмета спортивной обуви, женские туфли (Слайд №13)

    3предмета зимней обуви, босоножки (слайд №14)

    3 предмета уличной обуви, тапочки (слайд №15)

    3 предмета детской обуви, женские туфли (слайд №15)

    Итог. Сегодня мы с вами разговаривали про обувь. Что же мы узнали (обувь бывает мужская, женская, детская, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, демисезонная, спортивная, домашняя, уличная). А как вы думаете для чего людям нужна обувь (чтобы не замёрзнуть, не испачкать ноги, не уколоться,)

    Молодцы, мы с вами сегодня очень хорошо проработали. Спасибо.

    Елена Остроумова
    Конспект НОД по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе «В магазин за покупками»

    Цель : систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда , обувь , головные уборы »

    Задачи :

    образовательные коррекционные развивающие воспитательные

    Обобщить и систематизировать представления об одежде , обуви , головных уборах , материалах из которых они изготовлены;

    Расширять, уточнять, актуализировать словарь по данной теме - совершенствовать грамматический строй речи : образовывать и употреблять относительные прилагательные, существительные родительного падежа множественного числа;

    Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику

    Закреплять правильное произношение звуков - развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы о предметах одежды по предложенному плану -воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к вещам

    Оборудование : мультимедийная установка (презентация, кукла, предметные картинки, резиновый мяч, план-схема для составления описательного рассказа, одежда продавца , корзинки, музыкальный центр.

    1. Организационный момент.

    Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

    Зашагали ножки прямо по дорожке,

    Повстречали друга маленькие ножки.

    Здравствуй, здравствуй, здравствуй,

    Милый друг!

    Здравствуй, здравствуй,

    Посмотри вокруг!

    Здравствуй, здравствуй,

    Мне ты улыбнись!

    Здравствуй, здравствуй,

    Головкой поклонись !

    Слышится чей-то плач. Появляется кукла.

    Кто ты, милое дитя? Что ты плачешь?

    Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лиля. Я ездила в гости к бабушке, а когда вернулась обратно, то вспомнила, что чемодан с вещами остался там. Я пришла к вам в детский сад, чтобы дети помогли мне купить одежду .

    Ребята, поможем Лиле? Где мы можем купить одежду ? магазине )

    2. Отправляемся в магазин .

    Вокруг себя ты повернись и в магазине окажись .

    В магазине много отделов , а вот в какой отдел мы попали, вы узнаете, если отгадаете загадку :

    Созданы людьми предметы,

    Чтоб на тело надевать,

    Чтоб в жару не задохнуться

    И в мороз не замерзать (одежда )

    Что такое одежда ? Зачем человеку нужна одежда ? Как называется одежда , которую носят летом? Зимой? Осенью и весной? Назовите одежду , которую мы видим в магазине . Дети покупают одежду для Лили , описывая ее по плану.

    3. Игра «Какая бывает одежда (с мячом)

    из шерсти-, сатина-, кожи-, бархата-, меха-, ситца-, шелка-, драпа-, льна-, кружев-.

    4. Вокруг себя повернись в другом отделе окажись.

    Отгадайте загадку, чтобы узнать в каком отделе магазина мы оказались :

    Вещи эти всем нужны,

    Для головы они важны –

    От перегрева и простуд

    Они ее уберегут (головные уборы )

    Что такое головные уборы ? Для чего они нужны человеку? Из чего они могут быть изготовлены? Назовите головные уборы , которые мы видим в магазине .

    Дети покупают головной убор описывая его по плану.

    5. Игра «Один - много»

    Меховая шапка, джинсовая кепка, бархатный берет, соломенная шляпа, шерстяная шапка, сатиновая фуражка.

    6. Физкультминутка «Шляпка для Лили»

    Девочке Лили

    Шляпку подарили

    На шляпке у Лили

    Ленточки и лилия

    (хлопают в ладоши

    пальцы в «замок» над головой

    волнообразные движения сверху вниз

    цветочек из пальцев)

    7. Вокруг себя повернись в другом отделе окажись. А вот в каком, отгадайте загадку :

    Шьют изделия эти обычно из кожи.

    На пару друзей они очень похожи.

    У них есть подошва, шнурки и застежки,

    И люди их носят только на ножках (обувь )

    Что такое обувь ? Для чего она нужна человеку? Из чего ее изготавливают?

    Дети покупают обувь , описывая ее по плану.

    8. Пальчиковая гимнастика «Ботинки»

    Всюду, всюду мы вдвоем

    Неразлучные идем.

    Мы гуляем по лугам,

    По зеленым берегам.

    Вниз по лестнице сбегали,

    Вдоль по улице шагали.

    После лезем под кровать,

    Будем там тихонько спать.

    (Средний и указательный пальчики «шагают»

    Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме последней. Кладут ладони на колени)

    9. Игра «Разложи покупки »

    Ребята, Лиля очень рада, что вы помогли ей купить одежду , обувь , головные уборы ,

    но она запуталась и просит вас напомнить ей, как что называется и разложить покупки по корзинкам .

    10. Лиля благодарит вас за помощь и прощается с вами, а мы отправляемся в детский сад. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.

    Наше путешествие закончилось, давайте вспомним все о чем мы сегодня говорили и что делали.

    Лексическая тема «Обувь»

    Цель:
    1.Расширять и активизировать словарь по теме.
    2.Учить правильно называть детали обуви.
    3.Упражнять в образовании относительных прилагательных.
    4.Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных.
    5.Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом.
    6. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

    Ход занятия.

    1.Дидактическое упражнение «Без ошибки повтори, ничего не пропусти»

    Повторить слова в том же порядке:
    Туфли –тапки – сапоги – ботинки
    Валенки – сандалики –туфли – сапоги
    Дети, как назовём эти предметы одним словом? -ОБУВЬ.

    2.Дети, скажите, для чего нам нужна обувь? (Чтобы обувать на ноги)

    3. История возникновения обуви (презентация)

    4. В каком магазине мы покупаем обувь? (в ОБУВНОМ магазине)
    В обувном магазине на полках стоит много разной обуви.
    Упражнение «Договори словечко»
    Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.
    Если обувь для лета, то она –
    Если обувь для дома, то она –
    Если обувь для спорта, то она –
    Если обувь для праздника, то она –
    Обувь для женщин –
    Обувь для мужчин –
    Обувь для детей –

    5. Скажите, дети, какая обувь нужна для зимы? (тёплая, закрытая, зимняя, высокая)
    Почему зимой нужно носить такую обувь?
    Из каких материалов делают зимнюю обувь?
    Какую обувь мы носим летом? (лёгкую, открытую, летнюю) Почему?
    Упражнение «Образуй словечко»
    Если обувь из кожи, то она КОЖАНАЯ.
    Если обувь из меха, то она МЕХОВАЯ.
    Если обувь из резины, то она РЕЗИНОВАЯ.
    Если обувь из шерсти, то она ШЕРСТЯНАЯ
    В какую погоду нужно носить валенки, почему?

    6. Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ»

    Всюду, всюду мы вдвоём Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. Неразлучные идём.
    Мы гуляем по лугам,
    Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
    По зелёным берегам,
    Вниз по лестнице сбегали,
    Вдоль по улице шагали.
    После лезем под кровать,
    Будем там тихонько спать.
    Укладывают ладони на стол.

    7. Рассматривание и называние деталей обуви.

    Дети, давайте сравним зимние сапоги и зимние ботинки.
    В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?

    Сравниваем туфли и кроссовки.
    Сравниваем ботинки и сандалики
    У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.
    У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.
    У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.
    У ботинка есть голенище,а у сандалика нет голенища.
    Ботинки кожаные и сандалики кожаные.
    Ботинки закрытые, а сандалики открытые.
    Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

    8.Упражнение «Назовём ласково» свою любимую обувь.
    Сапоги – сапожки.
    Валенки -
    Туфли –
    Тапки –
    Ботинки –
    Кроссовки –

    9.Расскажите, дети, как надо ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке? (дети повторяют глаголы)

    Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.
    Кто чинит обувь? (сапожник)
    Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (в сапожную мастерскую)

    Исправьте меня:
    Сапожнику принесли в ремонт (дети повторяют фразу полностью)
    Туфли БЕЗ (подошва)
    Сапоги БЕЗ (молния)
    Тапки БЕЗ (пятка)
    Сандалии БЕЗ (ремешок)
    Ботинки БЕЗ (язык)
    Кроссовки БЕЗ (шнурок)

    10.Беседа о многозначности слова ЯЗЫК с использованием картинок и предметов.
    Мальчик – озорник показал тебе ЯЗЫК, и ботинок – озорник тоже высунул
    ЯЗЫК.

    11. «Научись говорить правильно»

    Когда мы приходим домой, то РАЗУВАЕМСЯ.
    Когда мы идем гулять, то ОБУВАЕМСЯ.
    В детском саду мы ПЕРЕОБУВАЕМСЯ (значит снимаем грязную обувь и обуваемся в чистую)

    12. Д.и. «4 лишний» (на доске картинки – шапка, шуба, сапоги , шарф; ботинки, валенки, сандалии, кофта)

    Выбери правильно лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

    13. Итог (о чем говорили на занятии, что понравилось, оценка деятельности детей)