Как заработать на грязных ботинках. Чистка обуви на улице — традиции и суть Особенности уличной чистки обуви

В Чистка обуви

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?

Находясь в Германии, Чарльз Митчелл, председатель Национального Сити Банка Нью-Йорка, сообщил своим акционерам следующее: «Положение в промышленности Соединенных Штатов абсолютно надежно, и ситуация с кредитованием никак не критическая… Всеобщий интерес к брокерским займам всегда преувеличен… В целом, биржа находится сейчас в здоровом состоянии. За последние шесть недель, благодаря снижению цен, продано значительное количество товаров… Мне неизвестно о каких-либо неполадках на или с основным бизнесом и кредитной структурой». На календаре стояла дата 20 октября 1929 года, воскресенье.

28 октября того же года в понедельник Джозеф Патрик Кеннеди, отец будущего президента США Джона Кеннеди, продал все свои биржевые активы. Считается, что Старина Джо, как между собой коллеги называли Кеннеди-старшего, настолько удачно вышел из игры, что в трейдинге даже появился термин Joseph Kennedy Moment – нереально удачное закрытие ставок. Что заставило Кеннеди поступить так? Анализ рынка? Обзор прессы или результаты социологического опроса?

Time Magazine приводит вполне обоснованную версию: «Старина Джо преуспел на Рынке Большого Быка (Great Bull Market, то есть грандиозный обвал рынка акций в 1929 - прим. автора) и отлично пережил крах, поскольку он обладал страстью к фактам, не полагался на чувства и тонко чувствовал тайминг (одним слово перевести слово timing достаточно трудно - имеется в виду «знал, когда войти в рынок и когда выйти)». Просто и ясно: анализируйте факты, не девайте волю эмоциям, тщательно рассчитывайте продолжительность и динамику сделок - вот вам факторы успеха. У нас нет причин не доверять Time, но для объективности стоит упомянуть одну легенду, весьма необычно трактующую поспешность Старины Джо в выводе своих активов с рынков.

Биржевые легенды о чистильщике обуви

Утром 21 октября Джозеф Кеннеди , идя на работу, остановился, чтобы почистить ботинки и подозвал чистильщика обуви. Шустрый мальчуган ловко принялся начищать ботинки миллионера.

— Мистер, а вы понимаете в биржевой игре? - невзначай спросил мальчик.
— Пожалуй, да, - улыбнулся Старина Джо.
— У меня есть несколько железнодорожных компаний. Что посоветуете с ними делать?
— У тебя есть акции? — удивился Кеннеди.
— Да. Отец купил сотню, а я выкупил десяток. Как ими лучше распорядиться.

Поборов замешательство, Кеннеди посоветовал… Впрочем, его совет от нас скрыт, но для нас важнее другое: невольный совет закончить игру трейдер получил от мальчика, чистившего ему туфли. Изумление Кеннеди от того, что чистильщик обуви является акционером, легко понять - в 20-е годы прошлого века биржа считалась привилегией богатых и могущественных людей. Когда Кеннеди понял, что акции появились даже у уличных мальчишек, он понял - грядет нечто ужасное. Красивая легенда.

Вот еще одна. Мультимиллионер Джон Морган тоже за несколько часов до очередного биржевого кризиса сбросил акции компаний-аутсайдеров. Моргана обвинили в манипулировании рынком. «Как вы догадались, от каких активов надо избавляться?» — спрашивали его. «Какие манипуляции? Что за чушь вы несете! - возмущался банкир. — Просто каждое утро я чищу ботинки у одного и того же мальчишки. Накануне он похвастался, что прикупил по сходной цене акции железнодорожных компаний. Вот тут-то я понял, что, раз на биржу приходят чистильщики, ловить там нечего и пора выводить капитал».

Сравните два предыдущих параграфа. Они очень похоже, не правда ли? Только имена отличаются. Удивительно? Давайте отбросим эмоции и подключим логику. Мальчишка-чистильщик - это собирательный образ наиболее бедных слоев населения. Когда два знатока рынка поняли, что акции продаются по ценам, доступным даже этому социальному классу, оба поняли - рынок собрал все деньги, которые только мог. Значит, пузырь раздулся до максимального размера и если лопнет не сегодня, то завтра.

Присутствие чистильщиков в истории успеха не выглядит случайным. К

создании Великого Быка, который и обвалит рынок.

Против теории заговора тоже хватает доказательств. Во-первых, Кеннеди был одним из тех, кто остановил панику на бирже. Во-вторых, Джон Морган зависел от стабильности экономики, как никто другой. Оперируя миллиардными транзакциями, Морган владел смехотворным состоянием - всего лишь 80 миллионов долларов. После его смерти друг-соперник Ротшильд изумленно воскликнул: «Так он совсем не богат!». Вряд ли Моргану так уж хотелось уничтожить источник собственного благополучия.

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

Экзотическая профессия чистильщика обуви возродилась на улицах Иркутска

Весенняя распутица оставляет грязь на наших ботинках. Закончилась грязь - началась пыль, и, взглянув на тщательно вычищенную с утра обувь, мы впадаем в уныние - она снова испачкана. С недавнего времени на улицах города появились люди, превратившие наши грязные ботинки в свой заработок.

Идея создания фирмы по чистке обуви родилась у Валерия Григорьевича Карасева пять лет назад. Хотя поначалу друзья, с которыми он поделился своими задумками, только смеялись, предлагая не заниматься глупостями - мол, никто работать в такой фирме не станет. Но идея оказалась живучей и по истечении пяти лет воплотилась в реальность.
Первая проблема, с которой столкнулся будущий директор, - как назвать фирму. "Чистильщик обуви" - слишком банально, а подобрать синоним к этому сочетанию практически невозможно. Озарение пришло неожиданно. Вдохновителем названия оказался первый чистильщик фирмы по имени Яша. Первоначальный вариант "Чистюля" трансформировался в более приемлемый "ЧистЯша", ведь состав работников исключительно мужской. Однако в будущем фирма планирует пополниться и "чистЮлями".
К организации весьма своеобразной и не имеющей аналогов в Иркутске деятельности Валерий Григорьевич подошел с огоньком, с собственными творческими задумками. Его работники не угрюмые в запыленной спецодежде чистильщики, они деловиты, одеты в майки и бейсболки с логотипом фирмы "ЧистЯша" и, самое главное, выполняют свой труд с настоящей виртуозностью.
{Летом прогнозируется небольшой спад на востребованность услуг, и, разумеется, осенью высокий спрос на услуги чистильщиков возобновится.
На зиму существует модифицированный вариант: чистильщик устраивается в вестибюле какой-нибудь организации или учреждения и работает там.
}
Подводные камни "чистого" бизнеса
Первый раз группа энтузиастов во главе с Валерием Григорьевичем вышла осваивать улицы Иркутска в середине апреля. Уже в первый час работы у Торгового комплекса "чистЯши" столкнулись с непредвиденной проблемой в лице охранника. "На каком основании вы здесь сидите? - выдвинул претензию страж порядка. - Это наша территория, и вы обязаны заключить договор на аренду площади (хотя чистильщику нужно всего лишь 0,6 метра). Начинающая фирма благоразумно решила не идти на конфликт и освободила 0,6 метра.
На железнодорожном вокзале к "чистЯшам" подошел уже ОМОН и попросил освободить территорию, мотивируя это тем, что чистильщики создают неприглядный вид привокзальной площади - "перед иностранцами как-то неудобно..." Абсурдность выдвигаемых претензий организатор фирмы объясняет новизной и необычностью для Иркутска подобной услуги.
Ответ чиновников
После уличных инцидентов Валерий Григорьевич направился в отдел городской администрации по потребительскому рынку, для того чтобы узнать разрешен или запрещен его бизнес на улицах города. Чиновник прочитал 30-минутную лекцию о том, что это предпринимательская деятельность и что администрация города старается сворачивать с улиц всякую торговлю. Для выполнения работ по чистке обуви недостаточно свидетельства предпринимателя. Нужно получить разрешение на землю, платить за нее аренду.
Самое главное сейчас для директора фирмы "ЧистЯша" - чтобы администрация города пошла на встречу и разрешила беспрепятственно осуществлять деятельность, пока эта ниша еще никем не занята. Валерий Григорьевич намерен дойти до мэра и добиться разрешения на выполнение работ в любом месте города, где будут востребованы услуги чистильщика.
Территорию чистильщик выбирает сам
- Если появятся конкуренты - говорит Валерий Григорьевич, - мы намерены приглашать их в свою фирму. Для этого им будет нужно заключить договор, получить форму и путевку на выполнение работ. Чистильщик волен сам выбирать территорию, единственное ограничение - чтобы она не была занята другим.
Сейчас коллектив "ЧистЯши" состоит из четырех человек. Валерий Григорьевич планирует расширять свой штат. Ему требуются работники на автовокзал, железнодорожный вокзал, в аэропорт.
Цену определили клиенты
Передовой чистильщик фирмы Людвиг Генрихович за два часа работы зарабатывает до ста пятидесяти рублей. Начинающий чистильщик - до пятидесяти рублей. "В первые дни работы, - говорит Людвиг Генрихович, - мы спрашивали у наших клиентов, сколько, по их мнению, могут стоить услуги чистильщика. Назывались суммы от 10 до 20 рублей. Мы выбрали среднюю цену - 15 рублей за всю работу. Хотя иногда состоятельные клиенты дают хорошие чаевые, хвалят за работу и признают необходимость существования такой услуги".
Пока бизнес не встал на ноги, Валерий Григорьевич никаких процентов за аренду оборудования со своих работников не берет. Сам предприниматель работает на голом энтузиазме и не ждет сверхприбылей. Для него самое главное - чтобы люди получили материальную поддержку, средства к существованию, чтобы совсем отчаявшиеся поверили в свои силы.
Мастера щетки и виртуозы наведения глянца
Сначала с обуви отдельной щеткой счищаются грязь и пыль. Самое труднодоступное место - это ранты, место, где подошва соединяется с верхней кожаной частью. Грязи туда набивается больше всего. Настоящий мастер без труда вычищает скопившуюся грязь. Затем одной стороной щетки берет крем нужного цвета и наносит по всей поверхности обуви. Когда одна нога уже обработана кремом, клиент ставит на подставку вторую, тем временем на первой ноге крем подсыхает. После этого другой стороной щетки полируется подсохший первый, а затем второй ботинок. И наконец, самая последняя операция - собственно наведения глянца. Для того чтобы придать обуви лоск, берется бархотка. Полируются носок ботинка, пятка и боковые стороны.
Вся процедура занимает меньше пяти минут, и ботинки блестят как новые. Настоящий мастер щетки умеет на глаз определить изношенность обуви и наносит оптимальное количество крема.
От чистильщика обуви до миллиардера
В первую очередь такая работа подойдет малообеспеченным людям, безработным, пенсионерам, студентам, школьникам старших классов.
Начинающим "чистЯшам" бывалые дают инструктаж, обучают практическим навыкам. Труд чистильщика не настолько прост, как кажется с первого взгляда, - ведь если посадить необученного новичка, можно испортить чью-нибудь обувь, испачкать носки. Важно, чтобы люди подходили к своему занятию со всей ответственностью и понимали, что это дело может стать небольшим, но реальным приработком. Не нужно просить милостыню, собирать бутылки - человек зарабатывает деньги честным трудом. Конечно, многие возразят, что профессия не престижна. На что работники фирмы отвечают: "Известный миллиардер Рокфеллер начинал свою трудовую деятельность чистильщиком обуви".
Необходимый реквизит
Чтобы оборудовать одно место чистильщика обуви, требуется 2 тысячи рублей. Каждый "чистЯша" экипирован фирменной спецодеждой: майкой и бейсболкой с логотипом фирмы, а также сумкой с необходимыми принадлежностями.
Садится чистильщик на складной стульчик, поставив перед собой приспособление, сконструированное по личной разработке директора "ЧистЯши". Конструкция представляет собой железный каркас с деревянной подошвой. Каждому чистильщику необходимы три пары щеток для нанесения крема и еще одна для снятия пыли и грязи. Мастер работает двумя щетками. Щетки, так же как и крем, подбираются под цвет обуви, для коричневой, черной, белой или цветной обуви - отдельный крем и отдельные щетки.
Уличный чистильщик работает в хлопчатобумажных перчатках. Для полирования обуви использует прямоугольный кусок двусторонней ткани - бархотку. Бархотка также подбирается в зависимости от цвета обуви. Кстати говоря, к кремам с мини-губками настоящие чистильщики относятся презрительно. "Вакса вонючая", - говорят они и применяют один из самых лучших кремов "Эрдаль", он не липкий, устойчивый и пахнет мылом. Одна банка такого крема стоит 45 рублей.

Трудно спорить с общим мнением, что в большом городе множество возможностей для бизнеса и для того чтобы найти своего клиента, покупателя. Но не стоит забывать, что сейчас все рыночные ниши заняты, поделены и хорошо освоены, и малому предпринимателю всё труднее найти своего потенциального потребителя.

О бизнесе чистильщика обуви в новом формате, как идея бизнеса в большом городе в России, будет рассказано в этой статье, как показательный пример того, что иногда старые идеи могут принести и неплохой доход.

Немного истории

Профессия чистильщик обуви, несмотря на то, что люди не одну тысячу лет до этого ходили не босиком, появилась всего лишь в середине 19 века. Это было связано с модой на новый стиль одежды и обуви, который всё более и более соответствовал новому капиталистическому укладу жизни в европейских странах. Кроме этого, появление новых технологий обработки кожи, появление кожзаменителей обусловило выход на рынок средств ухода за ними. Так появление гуталина, первого по настоящему чистящего средства для обуви, было обязано тому, что возникла необходимость чистки фасонной обуви из натуральной кожи.

Первые чистильщики обуви появились в Великобритании, Франции и других странах Европы, которые обслуживали своих клиентов на улицах крупных городов. Кстати, именно чистильщик обуви по имени Гаврош был символом Французской Революции 19 века. Чистильщики работали чаще всего в так называемых присутственных местах, т. е. в центральной части города, где располагались обычно конторы, офисы, банки.

К тому же, мода на посещение разнообразных театральных и музыкальных салонов, а позднее и кинотеатров, потребовало соблюдение особого этикета и в первую очередь – чистой обуви. Бурное развитие бизнеса чистильщиков обуви получила в Америке (в США), где даже были свои профсоюзы. Именно в Америке впервые были сделаны автоматы по чистке обуви. Стоит, например, вспомнить кадры из советского фильма «Начальник Чукотки», когда главный герой фильма попал в Сан -Франциско (дело происходило в 20-х годах) и впервые столкнулся с чудесами капиталистической экономики – аппаратом по чистке обуви, стоящий прямо на улице.

С ростом массового производства обуви, смена приоритетов моды в частности, преобладание легкого спортивного стиля, спрос на услуги чистильщиков обуви постепенно в Европе и Америке сошёл на нет. Тем не менее, довольно прилично развит этот тип сервиса в странах Латинской Америки, особенно в странах Среднего Востока (Афганистан, Пакистан, Иран Ирак,) и в Индии, где почти на каждом углу больших и малых городов можно встретить чистильщика обуви, где профессия бутблекер считается по прежнему почётной.

Как открыть бутблекерсий бизнес и с чего начать

Успех дела по чистки обуви, как бизнес-идея на улице, во многом зависит от нескольких важных факторов, таких как:

  1. Целевой сегмент клиентов. Основу этого сегмента потребителей будут составлять люди так или иначе, связанные с бизнесом, с работой на госслужбе или в коммерческих учреждениях, где требуется деловой , и чистая обувь занимает в нём не последнее место. Также к целевому сегменту клиентов можно отнести всех тех, кто посещает публичные места, связанные с проведением культурных мероприятий, где также требуется определённый выдержанный строгий стиль одежды. Это кинотеатры, театральные салоны, выставки или конференц-залы, а также некоторые учебные заведения, например, военные училища, где появление курсанта в грязной обуви просто немыслимо.
  2. Место расположения. Исходя из того, что целевая аудитория связана с посещением офисов и учреждений, банков, то приоритетным местом размещения точки чистильщика обуви или установки автомата, будут именно деловой центр города или места, где наибольшая концентрация культурных учреждений. Также местом размещения для охвата наибольшего траффика клиентов могут быть автовокзалы, жд вокзалы, аэропорты, где чистая обувь не менее востребована, чем при посещении Эрмитажа, местного оперного театра или банка.
  3. Ценовая политика. Цена предоставляемых услуг, от которой зависит выручка предпринимателя, формируется тем, каким образом осуществляется чистка обуви. Так, ручная чистка находится в ценовом диапазоне от 200 до 1500 рублей, в зависимости от типа обуви – простые ли это ботинки государственного служащего или же это модельная замшевая обувь светской дамы, посещающей премьеру в театре. Если использовать автоматическую чистку обуви, то цена услуг будет находиться в переделах от 30 до 50 рублей.

Кроме этого, можно одним из форматов подобного бизнеса использовать установку чистящих автоматов непосредственно в учреждениях.


К основным достоинствам бизнеса по чистке обуви можно отнести следующие:

  • мобильность – можно переориентироваться на любую клиентскую группу почти мгновенно, заменив только чистящие средства. Также можно использовать передвижной мобильный вариант точки, сопровождая какие-либо массовые мероприятия, например, какие то концерты, выставки или официальные встречи.
  • отсутствие конкурентов. Это важное преимущество, так как сейчас мало кому придёт в голову, что на чистке обуви можно вообще что-то заработать.
  • работать в этом бизнесе можно как самому, так и привлекая наёмных работников.
  • отсутствие необходимости получать разрешения и лицензии на ведение подобного рода предпринимательской деятельности.

Стоимость открытия

Для того чтобы окончательно просчитать весь бизнес – план по открытию бизнеса по чистке обуви, необходимо учесть все первоначальные затраты.
Исходя из имеющегося предварительного анализа опыта ведения подобного формата бизнеса, в состав начальных расходов (инвестиции) необходимо включить:

  • регистрация ИП и постановка на налоговый учёт – 10000 рублей.
  • расходные материалы – кремы, полироли, пасты, протирочная ветошь, щётки – из расчёта 3000 рублей на каждые 50 – 60 клиентов.
  • приобретение рабочего места – т. е. специальное кресло для клиента – 10 – 20000 рублей.
  • расходы на рекламу (ежемесячно) – от 5000 рублей.
  • транспортные расходы в случае организации мобильной точки – 3000 руб. в месяц.

Таким образом, суммы первоначальных вложений плюс расходы на первый месяц работы могут составить порядка 31000 рублей минимум .

Если же предполагается установка автоматической системы чистки обуви такие, например, как Harder (Германия) или отечественных фирм АМИДА, Eco Line, то следует предусмотреть ещё сумму в 40 – 50 тысяч рублей.

Что касается того, как и где приобрести подобный набор материалов и оборудования, то всё это можно купить через интернет-магазины, причём вся доставка обойдётся не более чем в 3 – 5 тысяч рублей.

Примерный расчёт бизнес-плана

Для полного представления, сколько можно заработать на бизнесе по чистке обуви, необходимо сделать предварительный расчёт.

Для начала нужны исходные данные:

  • цена услуги по ручной чистке обуви в среднем – 300 рублей.
  • число клиентов в течение дня с учётом среднего траффика в деловой части города – 30 (среднее время обслуживания одного клиента 10 – 15 минут, т. е. чистой работы примерно 5 – 5.5 часов в рабочий день).
  • учитываем коэффициент сезонности и погодный фактор – 30%, влияющий на снижение выручки.

Таким образом, получаем первую оценку валовой выручки, которая составит: 300 рублей (средний чек) х 30 клиентов в день = 9000 рублей в день.

С учётом поправки коэффициента сезонности получаем окончательную сумму дневной выручки в 6000 рублей в день.

Если принять, что в течение месяца будет использовано только 20 рабочих дней (рабочий график офисов и учреждений), то валовая выручка в месяц составит 120000 рублей.

  • расходые материалы из расчёта 3000 рублей на каждые 50 человек при числе клиентов в месяц 600 (30 чел. в день х 20 дней = 600), составят 36000 рублей.
  • транспорт – 3000 руб.
  • реклама – 5000 руб.
  • налоги (при УСН – 6 %) – не более 6000 рублей в месяц.
  • расходы на персонал (если предусматривается найм) – 25000 рублей.

Итого, ежемесячных расходов – 76000 рублей.

Теперь можно вывести окончательную сумму потенциальной прибыли в месяц от бизнеса по чистке обуви.

Прибыль = Выручка – расходы = 120000 – 71000 = 44000 рублей в месяц.

Вот на эту цифру можно уже ориентироваться для того, чтобы выбрать свою стратегию ведения бизнеса. Правда придётся учесть ещё и дополнительные местные факторы, но это уже следует делать при более детальном анализе по конкретному городу.

Маркетинговая кампания

Среди маркетинговых инструментов, которые более всего подходят для подобного рода бизнеса, как чистка обуви, такие как:

  1. рекламная акция непосредственно в месте обслуживания с раздачей визитных карточек и небольших буклетов.
  2. рассылка или расклейка объявлений в офисах и прочих учреждениях города.
  3. реклама через интернет-сайт, профиль в Инстаграм и прочие соц. сети.

Во многом методы маркетинга зависят от того, на какого клиента ориентирован будет дальше бизнес – на группу стабильных клиентов каких-то учреждений, или же на массовый трафик клиентов, с разовым обслуживанием.

Возможные риски

Кроме преимуществ бизнеса по чистке обуви также следует учесть и риски. К таковым относятся:

  • сезонный фактор. Естественно, что самыми прибыльными для чистильщика являются сезоны, связанные с грязью и снегом – это весна и осень. А в летний сезон придётся оказывать услуги клиентам, преимущественно посещающих какие-либо культурные или строго официальные мероприятия.
  • риск того, что многие учреждения могут сами начать устанавливать аппараты по чистке обуви, что несколько уменьшит объём рынка.

Несмотря на то, что рынок бутблекера неконкурентный и даже в чём-то для нашего времени экзотический, однако стоит опасаться того, что по мере роста бизнеса, получения неплохой прибыли у некоторых возникнет желание повторить подобную успешную бизнес-модель. Поэтому необходимо постоянно отслеживать рынок.