Классный час посвященный дню пожилых. Будем милосердны к старости

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
  • счастливые минуты общения с детьми, внуками, доставлять им удовольствие неожиданными приятными сюрпризами, своим творчеством.

Подготовительная работа.

Заранее учащиеся готовят рисунки, фотографии на выставку, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей, соседей, знакомых преклонного возраста. Желательно, чтобы дети приготовили угощение к чаю для своих гостей.

Оформление и оборудование: рисунки, фотографии, угощения.

Ход мероприятия

I. Приветствие гостей.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие наши гости – бабушки и дедушки! Мы рады, что вы пришли к нам. Вы для своих внуков являетесь лучшими друзьями. И говорю я это с полной уверенностью, потому что не раз слышала от ребят много теплых и добрых слов о вас, искренне любящих их, ваших детей, внуков и правнуков, не жалеющих для них ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости, ни материальных средств.

Да и вы сами сегодня в этом сможете убедиться из рассказов, стихотворений, рисунков, песен внучат о ваших чудесных способностях и науках, они откровенно поведают вам о том, как любят вас и дорожат вами. Слушайте и отдыхайте!

Ученик:

Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг – бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.

II. Рассказы учащихся “Что умеют наши бабушки?”

Классный руководитель: А кто нам расскажет: что умеют делать ваши бабушки?

(Учащиеся рассказывают о “способностях” бабушек, могут комментировать стихотворениями и устными зарисовками, показывать рисунки, фотографии).

Классный руководитель: Да, легче сказать, чего они не умеют делать.… А сколько у них хлопот с внуками!..

Ученик:

Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
“Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем…”
Дружно мы с бабушкой милой живем!
Т.Волгина

III. Рассказы учащихся “Как жили мои бабушка и дедушка”.

Классный руководитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Скажите, а всегда ли вы приветствуете утром бабушку, дедушку? Какую радость вы им доставляете? Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать, чем заниматься? Расскажите о жизни своих родных.

(Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек, иллюстрируя рисунками, фотографиями).

Классный руководитель: Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них.

Ученик:

Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.

Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.

IV. Концертная программа “Для наших бабушек и дедушек”.

Классный руководитель: А знаете ли вы их любимые песни? Давайте споем эти песни и порадуем наших гостей.

Ученик:

Песней бабушкам и дедушкам своим
Мы “спасибо” говорим:

Все вместе: За заботу и любовь мы вас благодарим!

Классный руководитель:

Нет песни любимой конца и начала,
Хотим, чтобы песня родная сегодня для вас прозвучала.
Пожалуйста, дедушки, бабушки, не скучайте,
А с нами песни желанные подпевайте.

(Выступления детей с небольшой концертной программой. Песни исполняются под “минусовку”).

Ученик:

Вы, родные, с книгой нас впервые подружили,
Любить стихи и сказки научили,
Вы нас в театр водили на представления…
Теперь оцените наши артистические умения.

(Учащиеся показывают шуточную инсценированную постановку по произведению Е.Пермякова “Бабушка и внучка”).

(На сцене сидит бабушка, вяжет. К ней подходит внучка.)

Внучка: Скажи, бабушка, почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один, и нос тоже один.

Бабушка: А потому, милая внученька, чтобы ты больше делала, а меньше болтала и нос свой куда не надо не совала.

Внучка: Вот, оказывается, почему, языков и носов бывает только по одному!

Классный руководитель:

Встанем дружно, детвора,
Нам частушки петь пора.
Веселитесь, гости наши,
Кто захочет, тот и спляшет.

(Исполняются частушки).

Ученик:

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих,
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ученик:

Лучше деда человека
В целом мире не сыскать!
Гвозди он забить сумеет
И белье прополоскать.

Ученик:

Ира любит кашеварить:
Борщ варить и булки печь.
Все у ней в квартире в тесте,
Даже негде в спальне лечь.

Ученик:

Наша Лина-торопыжка,
Мыть посуду ей не лень.
Но посуду разбивает –
По пять чашек каждый день.

Ученик:

Закопченные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

Ученик:

Любит Таня управляться,
Кормит все хозяйство.
Дала уткам колбасы,
Утки свесили носы.

Ученик:

Мой дедуля всех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам сварит,
Мыть посуду не заставит.

Ученик:

А Ирина шьет да вяжет –
Прямо мастерица!
Бабуле шила сарафан,
Вышла рукавица.

Все вместе:

Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались!

Ученик:

Без палочки шагает наша бабушка,
Очков не надевает наша бабушка.
И вовсе не седая, а очень молодая,
А очень молодая наша бабушка!

Ученик:

На стройке инженером наша бабушка,
И служит всем примером наша бабушка.
И с внуками играет, и много песен знает,
И любит очень нас наша бабушка.

V. Конкурс “Внучки-гурманы”.

Классный руководитель: А как вкусно готовят наши бабушки! Просто объедение! Отведаем - ка мы варенья, приготовленного ими.

Описание игры: С завязанными глазами по запаху и вкусу дети должны угадать, из каких фруктов или ягод приготовлено бабушкино варенье.

Классный руководитель: Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, самочувствию, помогайте им.

VI. Заключительное слово.

Классный руководитель (детям) :

Памятка
(детям)

Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.

А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.

Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Классный руководитель (родителям) :

Памятка
(родителям)

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведение, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Ребенок является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей и тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.

Вовсе нелегки для растущего человека эти годы. И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит время их ребенок. Он познает мир взрослых, приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит, наблюдает вокруг. У него прекрасная память, и внимательно пристальные глаза исследователя, наблюдателя.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.

VI. Поздравление.

Ученик:

Бывают в вашей жизни дни,
Которые нельзя не отмечать,
А потому примите поздравленья
И от души позвольте пожелать:

Ученик:

Не обращать вниманья на года,
Всегда быть энергичными, здоровыми,
Как у природы нет плохой погоды,
Так в жизни возраст памятен любой.

Ученик:

И пусть лицо улыбка озаряет,
Вы возрасту скажите – не спеши!
Желаем этого от всей души!

Ученик:

Вы много сделали такого,
Чтоб на Земле оставить след,
Здоровья, счастья вам желаем
На каждый день, на сотню лет.

(Учащиеся дарят сувениры бабушкам и дедушкам, гостям. Тематический классный час заканчивается чаепитием).

Литература:

  1. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома/ авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. –
    158 с.

Классный час- Ко Дню пожилых людей

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, презентация.

Ход классного часа:

1.Сообщение классного руководителя:

Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей (International Day of Older Persons).

В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, частный сектор, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов, как это предусмотрено в Мадридском плане действий по проблемам старения и в соответствии с целями в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия, а также более масштабными глобальными целями в области развития.

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок - 85.49 лет - рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. в Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути в Японии существует целый культ пожилых людей. есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие - желтый, а на 99-летие - белый.

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

Когда пожилые люди заканчивают трудовую деятельность

В настоящее время в связи с глобальным явлением постарения населения и экономическими проблемами в разных странах, в том числе и в России, широко обсуждается вопрос изменения законодательно установленного пенсионного возраста.

Законодательно закрепленный пенсионный возраст широко колеблется в разных странах мира, как у мужчин, так и у женщин, от 50 лет до 67 лет, в европейских странах - от 60 лет до 67 лет у мужчин и от 55 лет до 67 лет у женщин. Наиболее низкий узаконенный пенсионный возраст имеет место в развивающихся странах, наиболее высокий – в экономически развитых странах (например, в США - 66 лет для мужчин и женщин, в Норвегии – 67 лет). В Кувейте пенсионный возраст составляет 50 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Индонезии, Таиланде и Сингапуре – 55 лет, в Шри-Ланке – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

Ведущий 2. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания. (Слайд 11)

Ведущий 3. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз … (Слайд 12)

Ведущий 4. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. (Слайд 13)

Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

Ведущий 1. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)

Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?

(организуется общение)

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Международный день пожилых людей для детей. История, стихи, загадки


Глубоко символично, что праздник людей старшего поколения выпадает на 1-е октября, ведь пенсионный возраст – «золотая осень» нашей жизни.
Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов уже во всем мире.
Целью проведения Дня пожилых людей является - привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста; повышение степени информирования общественности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям; обеспечение людям пожилого возраста независимости, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни общества, необходимого ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и поддержания их достоинства.
В России идею праздника тоже поддержали, ведь кто из нас не вспомнит свое детство, любимую бабушку и ее заботу! Нигде в мире нет такого, как у нас, чтобы внуки составляли смысл жизни большинства бабушек и дедушек, а родители беззаветно доверяли им детей.
1 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил поддержать мировую инициативу и объявил 1 октября Днем пожилых людей, не только мировым, но и нашим отечественным праздником. В этот день, который стал достаточно популярным не только среди стариков, но и у молодых людей, в России происходит много интересного.
В детских садах и общеобразовательных учреждениях принято проводить внеклассные часы и праздники с участием дедушек и бабушек. Организовывать фото выставки и выставки детского творчества, приглашать старшее поколение на открытые уроки.
Дети своими руками создают подарки и поздравительные открытки для своих любимых бабушек.




Тесное общение дедушек и бабушек со своими внуками делает их жизнь радостной, наполняет её глубоким содержанием. Кроме того, они воспитывают своих внуков, многое вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у родителей, больше мудрости в общении с детьми. С них начинается приобщение детей к истории семьи, истории страны. Тесный контакт ребенка со старшим покалением эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Стихотворение ПРЯЛКА
(

У моей бабули прялка
Очень старая совсем.
Напрядёт бабуля пряжи
И носочки свяжет всем.
Научи меня, бабуля,
Нить волшебную плести,
Чтобы я смогла сестрёнкам
Два клубочка принести.
Нитка тоненькая вьётся,
Закрутилось колесо,
Песня бабушкина льётся,
Стало радостным лицо.
Я нажала на педальку,
Вдруг запутался клубок!
Мне, конечно, очень жалко:
Из меня не вышел толк.
Я грустить совсем не буду,
Прясть попозже соберусь,
А сейчас пойду с бабулей,
Печь оладьи научусь.

Загадки которые можно использовать на мероприятиях посвящённых Дню пожилого человека

1. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (бабушки)

2. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый... (дед)

3. Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А теперь состарились,
Стали... (пожилыми)


4. Он научит вас трудиться,
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример -
Наш родной... (пенсионер)!

5. Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших бабушку и... (деда)!

6. На портрете парень бравый -
Это дед мой молодой.
И горжусь я им по праву,
Хоть он стал совсем... (седой)

7. С бабушкой моей вдвоем
Всем пример мы подаем.
И гостей мы встретим с ней
В праздник пожилых... (людей)

8. Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке … (игла)

9. Будто цапли - длинноносы,
Нить они сплетают в косы.
Свяжут шарф и рукавицы

10. Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,

11. Близкий родственник метлы
В доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.

12. В огород несем за ручку
Мы пластмассовую тучку.
Эй, морковка, воду пей-ка!

13. Был толстяк когда-то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил... (самовар)

14. Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь... (пирог)

15. Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье
Ароматное... (варенье)

16. Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке … (игла)

17. Будто цапли - длинноносы,
Нить они сплетают в косы.
Свяжут шарф и рукавицы
Нам проворно сёстры - ... (спицы)

18. Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком... (клубок)

19. Близкий родственник метлы
В доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.
Сор убрать поможет... (веник)

20. В огород несем за ручку
Мы пластмассовую тучку.
Эй, морковка, воду пей-ка!
Что за тучка? - Это... (лейка)

21. Был толстяк когда-то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил... (самовар)

22. Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь... (пирог)

23. Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье
Ароматное... (варенье)

Классный час- Ко Дню пожилых людей

Дата проведения:27.09.2017

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, видеоролики.

Ход классного часа:

1.Сообщение классного руководителя:

Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей (International Day of Older Persons).

В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, частный сектор, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов, как это предусмотрено в Мадридском плане действий по проблемам старения и в соответствии с целями в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия, а также более масштабными глобальными целями в области развития.

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок - 85.49 лет - рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. в Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути в Японии существует целый культ пожилых людей. есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие - желтый, а на 99-летие - белый.

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

Когда пожилые люди заканчивают трудовую деятельность

В настоящее время в связи с глобальным явлением постарения населения и экономическими проблемами в разных странах, в том числе и в России, широко обсуждается вопрос изменения законодательно установленного пенсионного возраста.

Законодательно закрепленный пенсионный возраст широко колеблется в разных странах мира, как у мужчин, так и у женщин, от 50 лет до 67 лет, в европейских странах - от 60 лет до 67 лет у мужчин и от 55 лет до 67 лет у женщин. Наиболее низкий узаконенный пенсионный возраст имеет место в развивающихся странах, наиболее высокий – в экономически развитых странах (например, в США - 66 лет для мужчин и женщин, в Норвегии – 67 лет). В Кувейте пенсионный возраст составляет 50 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Индонезии, Таиланде и Сингапуре – 55 лет, в Шри-Ланке – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.

Ведущий 1. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз

Ведущий 2 . Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)

Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?

(организуется общение)

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Ведущий 2.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв …

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас» Л. Татьяничева.

Классный час - Ко Дню пожилых людей

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, презентация.

Ход классного часа:

1. Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах.

Информационная группа:

В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов.

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября.

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок - 85.49 лет - рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. В Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути, в Японии существует целый культ пожилых людей, есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие - желтый, а на 99-летие - белый.

Учитель: Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

2. Характеристика пожилых людей

Учитель : Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

Ведущий 1. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.

Ведущий 2 . Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз …

Ведущий 3. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Учитель . Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она-то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …) («Дерево желаний» - школьники подписывают свое предложение для пожилых людей.)

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Чтец.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас». Л. Татьяничева.

Чтец

Не броса́йте старико́в, жале́йте,

Уважа́йте ста́рость и леле́йте,

Им дари́те ла́ску и внима́нье,

И любви́ вели́кое призна́нье.

Утеша́йте в ско́рби и печа́ли,

В час, когда́ сердца́ стуча́ть уста́ли,

Окружи́те теплото́й и све́том,

И не жди́те ско́рого отве́та.

Не броса́йте старико́в, люби́те,

Па́мять об уше́дших сохрани́те.

Се́рдце на забо́ту отзовётся,

И любо́вь стори́цей к вам вернётся!

Песня Старуханова «Дорогие мои старики»

Заключительное слово учителя