Инструкции по техники безопасности в детском саду. Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в доу

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Материалы и оборудование.

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Терелесовская СОШ»

______________________

Приказ №40 от 01.01.2001 года

1.1. Педагог должен знать Инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током, солнечным ударом, при термических ожогах и уметь оказывать первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
1.2. Все сотрудники, временно замещающие на группе воспитателя, несут личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей, берут на себя функции по их спасению.
1.3. Утром родители или лица, их заменяющие, должны передавать детей лично воспитателю или другому сотруднику, принимающему детей в этот день. Родителям нельзя без ведома воспитателя забирать детей из детского сада, а также поручать это детям, подросткам в возрасте до 16 лет. Воспитатель должен знать всех лиц, кому родители поручают забрать ребенка, заранее договорившись и познакомившись с ними по представлению родителей.
1.4. Запрещается впускать на территорию детского сада неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.
1.5. Технические осмотры здания детского сада должны быть систематическими (осмотр штукатурки потолков, прочности балок, полов лестниц, оконных рам, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в уборных). Необходимо осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода , канализации , газопровода, за устойчивостью и исправностью фрамуг, форточек, физкультурных приборов, мебели. Портреты, картины, огнетушители , шкафы для игрового строительного материала , вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться (к полу, стенам). Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещении детского сада,

1.6. В детском саду должны строго соблюдаться «Типовые правила пожарной безопасности ». Каждый сотрудник детского сада должен знать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнетушителем и знать план эвакуации детей на случай пожара. При изменяющихся условиях (выезд на дачу, переезд в другое помещение и т. п.) план эвакуации детей должен быть пересмотрен и известен каждому работнику детского сада.

1.7. Запрещается приносить в групповые комнаты кипяток. Подавать пищу из кухни нужно только в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей. Запрещается мытьё посуды столовой и чайной в присутствии детей.

1.8. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений заведующий детским садом обязан ежедневно контролировать доброкачественность выдаваемых на кухне продуктов. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим, врачом или медицинской сестрой перед подачей её детям с отметкой результатов в специальной тетради. Во избежание попадания костей в суп нужно строго следить за тем, чтобы мясные бульоны процеживались. Медная и железная посуда обязательно должна быть луженой. Нельзя пользоваться цинковой посудой и эмалированной с осыпающейся эмалью, столовой и чайной посудой с отбитыми краями. Хранение и приготовление пищи нужно производить в соответствии с требованиями СанПина. Необходимо следить за тем, чтобы дети без разрешения воспитателей не ели никаких растений (ягод, грибов, травы).

1.9. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички можно держать в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте. Электропроводка должна быть изолирована, электроприборы - недоступны для детей.

1.10. Иглы, булавки следует держать в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя.

1.11. Запрещаются экскурсии и прогулки за пределы детского сада без прохождения целевого инструктажа и разрешения администрации.

1.12. Педагог должен знать и изучать с детьми правила техники безопасности, пожарной безопасности, дорожного движения; правила поведения на улице, на игровых площадках и т. д. с целью профилактики бытового травматизма.

1.13. Требования к организации прогулок:
- при проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников;
- ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч;
- прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;
- при температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается;
- прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;
- во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения;
- подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение детского сада с учетом сезона;
- для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки).

1.14. Требования к оснащению территории детского сада:
- все оборудование на участке (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.) должно быть в исправном состоянии: без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов;
- горки лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, отвечать возрасту детей и санитарным требованиям;
- запрещается вбивать гвозди в павильонах, на игровых конструкциях на уровне роста детей;
- запрещается устанавливать кирпичные бордюры острым углом вверх вокруг клумб, огородов;
- ограждения детского сада не должны иметь дыр, проемов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;
- ворота детского сада должны быть закрыты на засов, входные двери в здание, двери групповых и других помещений должны быть также закрыты и снабжены запорами на высоте, недоступной детям.

1.15. Требования к использованию инвентаря и игрового оборудования на участке:
- весь инвентарь для труда должен быть исправен;
- детям до 6–7 лет разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2–2,5 кг и работать не более 10 мин;
- запрещается использовать инвентарь для взрослых (лопаты, метлы и др.);
- размеры оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на участках должны соответствовать требованиям СанПиН;
- игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные и т. д.).

1.16. При организации прогулок, труда в огороде, цветнике следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для всех сезонов:
- падение с горок, «шведских стенок» в случаях отсутствия страховки воспитателя;
- травмирование торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр;
- укусы животных (собак, кошек);
- порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
- травмирование ног воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
- травмы, ушибы при катании на качелях, каруселях;
- травмы, ушибы во время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров и пр.;
- самовольный уход воспитанника за пределы детского сада.

1.17. При организации прогулок, труда в огороде, цветнике следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для осенне-весеннего периода:
- заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка в песочницах);
- травмы, ушибы при катании на велосипедах , самокатах, качелях, каруселях;
- травмы, ушибы во время труда в огороде, на участке; во время игр на мокрой и скользкой площадке;
- намокание детской одежды, обуви;
- переохлаждение или перегревание организма ребенка;
- отравление ядовитыми растениями , плодами, грибами и др.

1.18. При организации прогулок, труда на огороде, в цветнике следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:
- обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей;
- травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
- травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
- травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
- травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
- намокание детской одежды и обуви;
- заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

1.19. При организации прогулок, труда в огороде, цветнике следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для летнего времени года:
- травмирование ног воспитанников при ходьбе босиком, играх на траве, песке (камни, острые предметы и т. д.);
- укусы животных (собак, кошек); насекомых (клещей, представляющих угрозу заражения Крым–Конго геморрагической лихорадкой);
- отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;
- заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка в песочницах, несоблюдения питьевого режима);
- солнечный и тепловой удары;
- заболевание аллергией в период цветения амброзии и др.

1.20. Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, привлекается к дисциплинарной ответственности и с ним проводится внеплановый инструктаж и проверка званий по охране жизни и здоровья воспитанников, труда и пр.

2. Требования безопасности перед началом прогулки, труда в цветнике
2.1. Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки, не допускать наличия травмоопасных для детей предметов: сухостойных деревьев, сломанных кустарников, неструганых досок, гвоздей, битого стекла, торчащих из земли палок, пней, на изгороди – проволок и др. Все ямы на территории детского сада должны быть засыпаны, люки закрыты тяжелыми крышками. Проверять исправность игрушек и надежность крепления физкультурно-игрового оборудования, игрушек. Приводить их в надлежащее состояние в соответствии с санитарными нормами .
2.2. Очистку почвы (от камней, осколков стекла, кусков металла, палок, досок и т. д.) производить только с помощью граблей, метелок, лопаток, совков. Не собирать мусор незащищенными руками во избежание травмы или заражения.
2.3. Ежедневно утром и вечером проверять на территории детского сада наличие посторонних, подозрительных предметов, пакетов, сумок на предмет взрыво - и другой безопасности (дежурным воспитателям и всем сотрудникам). В случае обнаружения немедленно сообщить администрации или позвонить в милицию (к предметам не прикасаться).
2.4. Педагогам и помощникам воспитателя в обязательном порядке проводить предварительную визуальную проверку мест проведения занятий, игр, труда и других видов деятельности с воспитанниками на предмет взрыво - и другой безопасности.
2.5. Требования безопасности перед началом прогулки в весенне-осенний период:
- устранять наличие на участке застоялых вод после дождя;
- своевременно обрезать кусты и деревья, не допускать сломаных, торчащих веток;
- ежедневно утром подметать участки (помощник воспитателя), убирать мусор и другие опасные предметы;
- весной проводить декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
2.6. Требования безопасности перед началом прогулки в зимний период:
- крыши всех построек очищать от снега, сосулек (здание детского сада, павильона);
- дорожки, детские площадки , ступеньки, наружные лестницы, крыльцо очищать от снега, льда, посыпать песком.
2.7. Требования безопасности перед началом прогулки в летний период:
- еженедельно своевременно проводить работы по очистке участка детского сада и прилежащей территории от сорных злаков, трав, растений аллергической направленности (амброзия), с целью профилактики укуса клещами и другими насекомыми;
- уничтожать ядовитые грибы, ягоды и растения (иметь перчатки и необходимый уборочный инвентарь);
- ежедневно утром и во второй половине дня необходимо поливать прогулочную площадку, затем производить уборку (помощник воспитателя).
2.8. Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны хорошо знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие на территории детского сада и учить детей узнавать их на картинках, иллюстрациях, разъяснять детям опасность отравления ими.
2.9. Согласовать со старшей медицинской сестрой возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха.
2.10. Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.
2.11. Воспитатель должен напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при заходе в помещение детского сада: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.
2.12. Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители;
2.13. В жаркие летние дни педагог обязан проверять наличие у воспитанников светлых головных уборов (косынок, панам).
2.14. Педагог должен проверять состояние инвентаря для организации трудовой деятельности на предмет их травмоопасности.

3. Требования безопасности во время прогулки, труда в цветнике
3.1. Не допускается организация прогулки, труда на одном игровом участке (огороде, цветнике) одновременно 2 групп воспитанников.
3.2. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца.
3.3. Запрещается оставлять воспитанников во время прогулок, экскурсии, труда без наблюдения воспитателя.
3.4. Воспитатель должен уметь четко и грамотно объяснить правила, показать способы работы с инвентарем. Для коллективной работы объединять детей только тогда, когда каждый ребенок овладеет необходимыми навыками. (В подгруппе не более 4–5 человек при работе с лопатой, расчистке снега, труде в огороде, с метлой и др. расстояние между детьми должно быть не менее 1 м.)
3.5. Продолжительность трудового процесса нужно четко дозировать, особенно при выполнении однообразной работы (прополка, уборка снега, листьев и т. д.). Время, отводимое на нее, не должно превышать 30 мин, через 7–10 мин следует делать перерыв или сменять деятельность.
3.6. При организации труда, требующего значительного напряжения (перекопка земли, перенос песка, полив цветника, расчистка снега и т. д.), нужно следить, чтобы дети не переутомились, не перегревались, не переохлаждались. В случае учащенного дыхания, выделения пота, покраснения кожи воспитатель должен переключить ребенка на более спокойную деятельность.
3.7. Во время прогулки организовать интересные и полезные дела и занятия, что исключит несчастные случаи , будет содействовать психологическому благополучию и полноценному воспитанию каждого ребенка.
3.8. Экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых готовятся заранее. Намечается маршрут, воспитатель посещает запланированный объект, обеспечивает безопасность детей при наблюдении за работой механизмов, техники, проводит беседу о правилах поведения во время экскурсии. Детей должны сопровождать не менее двух взрослых.
3.9. Воспитатель обеспечивает контроль выполнения воспитанниками требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, бросать друг в друга песком, землей).
3.10. Следить, чтобы воспитанники не трогали руками опасных и ядовитых животных, колючих растений. Не пробовали на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.
3.11. Для профилактики травматизма следить за правильной расстановкой игрового оборудования и организацией игр: не играть рядом с качелями и каруселями и т. д.
3.12. Обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования , метания.
3.13. Воспитатель постоянно должен контролировать правильную позу в процессе работы, приучать работать внимательно, не размахивать инструментами во избежание травм, ушибов. Все колющие, режущие инструменты выдает и принимает по счету.
3.14. Запрещено лазание воспитанников по ограждениям, перилам, деревьям, заборам.
3.15. Нельзя пить сырую воду, есть немытые корнеплоды, ягоды, фрукты.
3.16. Не сжигать на территории детского сада мусор, опавшие листья и прочее во избежание ожогов, пожаров.
3.17. Дополнительные требования безопасности во время прогулки, труда на огороде, в цветнике в осенне-весенний период:
- обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время катания на самокате, велосипеде и пр.;
- при катании на велосипеде следить за дозировкой и выполнением правил;
- не допускать намокания детской одежды и обуви;
- при усилении ветра детей отвести в помещение детского сада.
3.18. Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:
- обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках;
- следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;
- не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату;
- следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки;
- при усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада.
3.19. Дополнительные требования безопасности во время прогулки летом:
- для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусмотреть максимальное пребывание детей на открытом воздухе в соответствии с их возрастом и режимом дня;
- обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время катания на самокате, велосипеде;
- солнечные ванны для воспитанников проводятся только под наблюдением старшей медицинской сестры. Чередовать пребывание детей на воздухе под прямыми лучами солнца с играми в тени;
- хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке воспитанникам разрешается только после осмотра территории воспитателем и помощником воспитателя на безопасность;
- игры с песком в песочнице допускаются только при условии ежедневной перекопки и ошпаривании песка кипятком;
- запрещаются игры с водой в ветреную, холодную погоду;
- в жаркие дни труд на цветнике и огороде организуется в утренние часы до завтрака и в часы вечерней прогулки;
- соблюдать питьевой режим, на прогулку выносить кипяченую воду (обязанность помощника воспитателя);
- усилить работу по безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, по профилактике детского травматизма и др.;
- обновить разметку пешеходных переходов;
- выносить необходимый игровой материал, атрибуты;
- обеспечить комфортные условия, исключающие психоэмоциональное напряжение, организацию содержательной прогулки с наличием объемного плана, необходимого занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала;
- следить, чтобы дети не рвали и не ели ядовитые грибы, ягоды, растения; не контактировали с растениями аллергической направленности.

4. Требования безопасности в ситуациях во время прогулки, труда в цветнике
4.1. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей.
4.2. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо:
- обеспечить безопасность детей;
- убедиться в отсутствии опасности ситуации;
- сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае;
- сообщить в службы спасения , если этого требует ситуация.
4.3. При несчастном случае воспитатель должен:
- оказать воспитаннику первую медицинскую помощь, устранить воздействие на пострадавшего повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет и др.);
- выполнить мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение);
- поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;
- немедленно сообщить об этом заведующему, старшей медицинской сестре, родителям (законным представителям) воспитанника, при необходимости вызвать «скорую помощь» и доставить воспитанника в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случаях самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию детского сада, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции. Немедленно организовать поиск воспитанника, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

5. Требования безопасности по окончании прогулки, труда в цветнике
5.1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).
5.2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка.
5.3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.
5.4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом (в теплый период года – мытье ног, принятие душа).
5.5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время.
5.6. Привести в порядок выносной материал, орудия труда (очистить от земли, песка, снега).
5.7. Вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.

С инструкцией ознакомлен (а):

ИНСТРУКЦИЯ № 1
по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках .

Правила по охране жизни и здоровья детей, изложенные в настоящей инструкции, предлагается к обязательному исполнению детскими садами всех ведомств и организаций.

2. В детских садах, размещенных в двухэтажных зданиях, балконы и лестницы должны иметь высокие перила с прямыми вертикальными, часто расставленными планками.

3. Технические осмотры здания детского сада должны быть систематическими (осмотр штукатурки потолков, прочности балок, полов лестниц, оконных рам, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в уборных). Необходимо осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, газопровода, за устойчивостью и исправностью фрамуг, форточек, физкультурных приборов, мебели. Портреты, картины, огнетушители, шкафы для игрового строительного материала, вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться (к полу, стенам). Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещении детского сада,
дачи, навесов на участке. Колышки на вешалках должны быть деревянными. Подставки по цветы в групповых комнатах должны быть устойчивыми.

4. В детском саду должны строго соблюдаться «Типовые правила пожарной безопасности». Каждый сотрудник детского сада должен знать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнетушителем и знать план эвакуации детей на случай пожара. При изменяющихся условиях (выезд на дачу, переезд в другое помещение и т. п.) план эвакуации детей должен быть пересмотрен и известен каждому работнику детского сада.

5. Запрещается приносить в групповые комнаты кипяток. Подавать пищу из кухни нужно только в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей. Запрещается мытьё посуды столовой и чайной в присутствии детей.

6. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений заведующий детским садом обязан ежедневно контролировать доброкачественность выдаваемых на кухне продуктов. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим, врачом или медицинской сестрой перед подачей её детям с отметкой результатов в специальной тетради. В избежания попадания костей в суп нужно строго следить за тем, чтобы мясные бульоны процеживались. Медная и железная посуда обязательно должна быть луженой. Нельзя пользоваться цинковой посудой и эмалированной с осыпающейся эмалью, столовой и чайной посудой с отбитыми краями. Хранение и приготовление пищи нужно производить
в соответствии с требованиями СанПина. Необходимо следить за тем, чтобы дети без разрешения воспитателей не ели никаких растений (ягод, грибов, травы).

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички можно держать в закрытом шкафу, в
недоступном для детей месте. Электропроводка должна быть изолирована, электроприборы - недоступны для детей.

8. Иглы, булавки следует держать в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с
детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под
руководством и наблюдением воспитателя.

9. Ямы на участке необходимо засыпать: колодцы, мусорные ящики нужно держать на запоре. На участке не должно быть опасных для детей предметов (неструганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывков электропроводов , битого стекла, посуды). Нужно систематически проверять, нет ли на участке сухостойных деревьев. Запрещается кирпичные барьеры вокруг цветочных клумб.

10. Физкультурные приборы на участках (вышки, деревянные горки, лесенки и т. д.) должны быть устойчивыми, иметь прочные рейки, перила. Приборы для занятий гимнастикой и все сооружения для игр детей должны соответствовать размерам и чертежам, рекомендованным Министерством просвещения РСФСР.

11. Крыши всех построек на участках детского сада должны своевременно очищаться от снега, нельзя допускать образования по краям крыш свисающих глыб снега и сосулек. Необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком дорожки, наружные лестницы и детские площадки на участке. Нельзя разрешать детям катание на ногах с горок.

12. Должно быть организовано тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребёнка нужно немедленно отправить на его розыск работника детского сада, а так же сообщить в ближайшее отделение милиции и родителям. Входные двери детского сада должны быть снабжены звонком, иметь запор на высоте недоступной ребёнку, постоянно закрываться.

13. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребёнка в детский сад, должны передавать ребёнка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день. Вечер при уходе детей воспитатель обязан передать ребёнка матери, или другому лицу, пришедшему за ним. Необходимо заранее договориться с родителями относительно тех лиц, которым они доверяют брать ребёнка из детского сада.

14. Отправляясь на экскурсию или на прогулку нам улицу, воспитатель обязан точно знать детей, которых он берёт с собой. Если в детском саду по какой-либо причине остаются некоторые дети из группы, то они пол указанию заведующего должны находиться под присмотром определённого сотрудника.

15. В случае дальней прогулки группы вместе с воспитателем следует направить ещё кого-либо из персонала. В этом случае один взрослый идёт впереди колонны, другой сзади.

16. При переходе с детьми через улицу необходимо соблюдать осторожность и строго выполнять правила уличного движения. В крупных городах избегать прогулок по улицам с большим уличным движением. Место для прогулок должно предварительно осматриваться воспитателем или заведующей.

17. Экскурсии на водоём и пруд могут проводится только после предварительного посещения места экскурсии воспитателем, выбора удобного берега и при условии небольшой группы детей на одного взрослого (12-15детей). Ловля сачками водных обитателей разрешается под наблюдением воспитателя.

18. Купание детей разрешается только в проверенных водоемах . При купании группы в 25-30детей должно быть не менее 2 взрослых. Воспрещается катание детей на лодках.

19. В жаркое время во избежание перегрева дети должны носить головные уборы. Солнечные ванны делаются только по назначению и под наблюдением врача.

20. Следует постоянно следить за температурным режимом, влажность воздуха, естественным и искусственным освещением детских помещений.

21. Во избежание заноса инфекции запрещается передача из одного детского сада в другой во временное пользование праздничных костюмов и других праздничных атрибутов.

22. Запрещается впускать на территорию детского сада, особенно в здание, неизвестных людей без предъявления ими документов, удостоверяющих личность посетителя и его право на посещение детского сада.

24. Обо всех несчастных случаях ставить в известность, заведующую и старшую медицинскую сестру.








Опасные и вредные факторы, от которых должен оградить детей воспитатель. неправильный подбор детской мебели. недостаточная освещенность. неисправное электрооборудование. неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов. неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции.


Требования к оснащению помещений детского сада. все открывающиеся окна должны открываться внутрь; двери не должны закрываться с помощью пружин; должны быть вывешены комнатные термометры и медицинская аптечка; инвентарь для труда должен располагаться в шкафах и на полках; запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей; на подоконниках помещений детского сада не следует размещать широколистные цветы.


Правила обращения с ножницами. пользоваться ножницами разрешается детям только под руководством воспитателя; ножницы для самостоятельной работы воспитанников должны быть с закругленными концами; ножницы как и любые колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для детей месте; в пользование детям даются исправные и безопасные предметы с хорошо закрепленными рукоятками.


Требования безопасности во время проведения разных видов педагогической деятельности. Рассаживать воспитанников за столы в соответствии с ростовыми показателями. Отводить места воспитанникам: со значительным снижением слуха – за первыми, вторыми столами. с пониженной остротой зрения – у окон за первыми столами, свет должен падать с левой стороны; склонным к частым заболеваниям, острым воспалениям верхних дыхательных путей, ревматическим заболеваниям – подальше от окна. Не проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений Длительность просмотра диафильмов должна составлять не более 15 мин. Телевизор должен быть установлен на высоте 1– 1,3 м от пола. Длительность просмотра телепередач должна составлять – 20 мин для детей четырех-пяти лет, до 30 мин для детей шести лет.


Требования к организации питания: подавать пищу из кухни нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей; во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов; запрещается приносить в групповые комнаты кипяток; температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 70 °С; во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов; во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов; запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.


Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях. При возникновении пожара необходимо: немедленно эвакуировать воспитанников (согласно плану эвакуации) из помещения, закрыв все форточки, окна (с целью нераспространения быстрого огня). сообщить о пожаре заведующему. вызвать пожарную часть. при необходимости и возможности отключить электроэнергию; приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. при необходимости сообщить в службы спасения. При получении травмы ребенком необходимо: немедленно оказать первую помощь пострадавшему. поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника. сообщить об этом администрации учреждения, старшей медицинской сестре, родителям.


Основные правила воспитателя. При плохом самочувствии воспитанника или при получении травмы воспитатель обязан сразу сообщить об этом старшей медицинской сестре, заведующему ДОУ и родителям ребенка. Следует обеспечить спокойный дневной сон для воспитанников не менее двух часов. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. Обувь и одежда детей должны быть удобны для игр и занятий. Обувь должна иметь нескользкую подошву, небольшой каблук, задник, плотно сидеть на ноге. Вечером воспитатель обязан передать ребенка матери или другому лицу, пришедшему за ним. Запрещается отдавать детей: лицам моложе 16 лет. лицам в нетрезвом состоянии или с неадекватным поведением.