Воспитание в православной семье. О православном воспитании детей в семье

Воспитание детей требует много мудрости и терпения.

Православное воспитание детей подразумевает личный положительный пример родителей и обучение христианским нормам и правилам.

Объяснить что-то ребенку дошкольного возраста не так сложно как кажется. Тяжелее самому поступать так же. Мама и папа должны многое знать. Дети любят задавать вопросы. Хорошо, если родители водят детей в воскресные школы при храмах. Еще лучше, если мама или папа помогают там с другими малышами.

Для каждого православного христианина семья должна быть превыше всего. Ни работа, ни друзья, ни какие-либо увлечения не должны быть важнее детей. Все пройдет. Останется только семья.

Детей дошкольного возраста можно воспитывать только личным примером. Бесполезно говорить, что курить плохо. Мама и папа сами должны обходиться без сигарет.

Очень хорошо, если у родителей есть хобби. Для мальчика походы с отцом на рыбалку или в туристические походы не пройдут бесследно. Мама, научившая дочь шить, станет ей еще ближе и роднее.

Совместное времяпрепровождение, занятия, поездки связывают людей. Здесь возникают не просто родственные связи, но и дружеские. Взрослые дети с удовольствием продолжают заниматься тем, чему их научили родители.

Иногда они забывают друзей детства, но способны запомнить спектакль, на который ходили с мамой и папой. Как был строг и торжественен папа, как красива мама. И как малыш гордился тем, что идет за ручку с такими родителями. Самыми лучшими на свете!

Божий промысел и предназначение

Задача родителей – помочь ребенку определить его путь в этой жизни. Воспитание не ограничивается обучением наукам и основам Христианства. Можно держать ребенка в строгости, развивать его ум и заставить делать так, как хотят родители. Ответьте на вопросы:

  • Это ли Божий промысел?
  • Хочет ли Господь, чтобы ребенок помимо своей воли поступил в духовную семинарию?
  • Станет ли он потом хорошим священником?
  • Будет ли счастлив?

Наблюдайте за своим чадом, направляйте, но не заставляйте. Если у человека нет способностей к рисованию, можно научить. Но картины такого художника не принесут в мир ничего. От них не будет радости. В результате жизнь ребенка будет покалечена, родители в нем разочаруются

Проще было в раннем детстве увидеть, что малыш тянется к животным, бинтует им лапки и дает микстуру. Богом было предназначено этому человечку стать ветеринаром, спасать Его творения.

Да. Иногда нужно заставлять. Дети, как и взрослые, склонны к лености. Приучайте к труду и последовательности занятий с детства. Но не настаивайте, если видите, что у малыша не получается. Попробуйте предложить ребенку что-то еще.

Вера в людей

Детей любого возраста нельзя обманывать. Если обещали поиграть после ужина, поиграйте. И так каждый раз. Выполняйте свои обещания, чтобы можно было просить ребенка выполнять его обеты.

Не уверены, что сможете сделать что-то, — скажите, что постараетесь. Не получилось – сделайте это в другой раз.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь доверять людям. Но задача родителей – научить отличать добро от зла. Малышу дошкольного возраста нужно разъяснить, что есть свои и чужие. К посторонним подходить нельзя. Своим, знакомым, друзьям и родственникам, можно верить.

Детей дошкольного возраста придется приучить к смирению. Ошибиться в человеке легко. Простить и понять трудно. Малышу нужно объяснить, что люди могут солгать и предать. Настоящий христианин воспримет это как испытание, но не будет держать зла на обидчика.

Только в доверии к людям, можно вырастить доброго христианина.

Любовь Господа нашего

Малыш должен знать, что Бог любит все свои творения. Он добрый и мудрый. Детей дошкольного возраста необходимо приучить к тому, что все их поступки Бог оценивает и видит.

Да, Он и плохих детей любит. Бог верит, что они станут лучше. Только зачем расстраивать Его? Будь хорошим сейчас. А если сделал что-то дурное, покайся, расскажи родителям. Они, как и Бог, тебя любят и простят.

Посещение храма

Православие не есть только посещение церкви. Нельзя просто отправлять детей с няней или кем-то из родственников на воскресную службу или в воскресную школу. Нужно отвести малышей самому и так показать, что это правильно. Если родители в выходной день предпочитают отдыхать – это плохой пример.

Тяжело требовать от маленьких смирного поведения во время службы. Тяжело стоять с ними в церкви. Терпите! Тихонько рассказывайте о том, что происходит, об иконах, о Святых делах. Дайте подержать и поставить свечу.

Помните: истинные христиане никогда не сделают замечание, если уставшие дети будут шалить. Православные либо по-доброму помогут родителям, либо будут смотреть на это с умилением. Дети в церкви – это прекрасно.


Соблюдение постов

Детей любого возраста освобождают от обязанности соблюдать пост. Растущему организму необходимо сбалансированное питание. Православное воспитание в данном случае может заключаться в ограничении малыша в сладостях. Очень хорошо, если ребенок сможет сделать это сознательно.

Детей дошкольного возраста нужно приучать к самоограничению. Не только ради Господа. Малыш должен уметь отказаться от чего-то ради Человека. Не обязательно папы, мамы или братьев и сестер. Христианин должен уметь жертвовать и помогать. И учить этому нужно с раннего детства.

Супружеские отношения

Есть мама и папа. Их дети видят, как они относятся друг к другу. Модель родительской семьи будет воссоздана выросшими детьми.

Взрослые должны уважать и помогать друг другу. Взаимная поддержка, особенно в тяжелые для семьи времена, очень важна. Малыши должны видеть, что мама ухаживает за папой, а папа за мамой. Дети особенно остро чувствуют любую фальшь, поэтому отношения супругов должны быть искренними. В противном случае, наверно, и создавать семью нет смысла.

Нельзя ссориться в присутствии детей любого возраста, а дошкольного тем более. Крик пугает малышей. Ребенок тонко чувствует отношения взрослых между собой.

Унижение матери отцом породит неуважение матери детьми. Как объяснить малышу, что папа может проявлять неуважение к своей жене, ребенок нет? Как сохранить авторитет мамы как родителя и воспитателя без должной поддержки отца?

Помните, что основа счастливой семьи – любовь родителей друг к другу и детям.

Воспитание и наказание детей

Дети должны слушаться родителей. В теории. На практике все совершено не так. Малыши шалят. Иногда просто ради забавы. Иногда проверяют собственную власть над родителями. В последнем случае нужно быть особенно настойчивым и разумным. Малейшую слабину дети расценивают как слабость.

Всем известно, что физическое наказание совершенно недопустимо. Избежать применения методов, за которые потом будет стыдно, можно только успокоившись.

Ребенок что-то натворил и заслужил наказание? Вдох, выдох и… отступление. Переждите первый прилив гнева. Поругайте детей про себя. Выпейте стакан воды. Вдох, выдох. Продумайте обидное, но не унизительное наказание.

Нельзя наказывать тем, что вменяется в обязанности или используется как способ воспитания определенных качеств. Помощь по дому – просто уважительное отношение детей к родителям. Ухаживать за кем-то из близких – значит показать свою любовь. Не иначе! В противном случае будет выработано отвращение к выполнению просьб взрослых.

Чувствуете, что способны адекватно разговаривать с виновным – идите, нет – повторите все сначала. Православное воспитание это, прежде всего, терпение и всепрощение. Поговорите с малышом о том, как плох его поступок и почему. Не сам ребенок, а именно совершенное им. Скажите, что расстроены, и что Бог не понимает, как такой чудесный малыш мог так поступить. Позвольте ребенку раскаяться и примите его огорчение по поводу проступка.

Запретить сладости, просмотр мультиков или прогулки – более чем серьезное наказание для детей дошкольного возраста.

Запреты

Воспитание – сложный процесс. Будьте последовательны и настойчивы. Если что-то запрещено, то это навсегда. Конфеты можно есть только по праздникам? Так будет всегда. За особые успехи можно угостить сладостями. Это семейный праздник! Все члены семьи искренне радуются достижениям друг друга и могут устроить праздничный ужин. Но это не является исключением.

Родители должны поддерживать решения друг друга. Ситуация, когда ребенок пошел просить к папе то, что запретила мама, недопустима. Малыш быстро научится лавировать между родительскими запретами. Он будет просто манипулировать взрослыми.

Воспитание детей – единая политика мамы и папы. Если один из родителей запретил что-то, второй может обратиться к супругу с просьбой отменить решение, приведя веские доводы. Православные родители никогда не пойдут на отмену запрета без согласования с супругом.

Мы уже говорили, что появление детей изменяет семью, она словно второй раз рождается. Без детей очень трудно проявиться настоящей любви, поскольку супруги без детей замкнуты сами на себе и любят только друг друга. Настоящая любовь возникает, по выражению Сент-Экзюпери, тогда, когда супруги начинают смотреть в одну сторону, то есть учатся вместе любить других людей. Если супруги не хотят иметь детей, то в этом есть что-то подозрительное. Пару лет назад я случайно посмотрел телепередачу, посвященную проблеме рождаемости. Одна молодая пара из зала заявила следующую позицию по данному вопросу: «Мы с супругой решили, что все проблемы в семье: раздоры, ссоры, скандалы – бывают из-за детей. Поэтому мы решили стерилизоваться». Напоминаю, что стерилизация – это операция, после которой человек никогда не сможет иметь детей. Мне такая позиция кажется настолько дикой, что до сих пор я не могу поверить, что сказанное этой молодой парой было правдой. Скорее всего, это был очередной трюк в ток-шоу – для поддержания интереса к теме эту пару за определенную сумму попросили сказать то, что хотели авторы передачи.

Итак, дети (или хотя бы один ребенок) в семье должны появиться. Сегодня я буду говорить о том, кто такой ребенок, какова его связь с родителями, какова связь телесная и связь духовная. Начну с духовной связи между родителями и ребенком. Среди неверующих людей, а сейчас, когда нет достаточного просвещения среди прихожан, и среди верующих людей крайне распространено одно заблркдение о духовной жизни ребенка. Обычно считается так. Вот мама принесла ребеночка из роддома. Берешь его на ручки – чистый ангелочек, только крылышек не хватает. Душа его – чистый лист бумаги, еще нет на ней ни одного грязного пятнышка. Хочется умиляться, и страшно даже прикасаться к нему, чтобы не замарать его чистую душеньку. На самом деле все не так! Оказывается, когда мама принесла ребеночка домой из роддома, ему вовсе не пять-семь дней, ему – уже девять месяцев! Церковь всегда знала, что жизнь человека начинается с момента зачатия. От родителей – тело, а от Бога – душа, и дается она в момент зачатия. Это уже маленький человечек. Его тело состоит из двух, четырех, восьми и т.д. клеточек, и у него есть настоящая душа, поэтому он уже полноценный человек – с душою и телом. И аборты по учению Церкви всегда приравнивались к настоящим убийствам.

Так вот, ребенку уже девять месяцев, и за этот срок его душа, как правило, оказывается испачканной уже множеством грехов. Каких? Ведь, он еще не сделал ни одного шага, не произнес ни одного слова, не сделал ни одного самостоятельного поступка!

Настолько сильна духовная связь ребенка с родителями, что каждый грех родителей ложится темной печатью на душу ребенка. Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка находится еще в утробе матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родительский отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать-шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: «Откуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла такой гулящей?!» Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позволить пофлиртовать, папа на улице и работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая статьи об интимных подробностях жизни знаменитых людей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха. Например, папа позволил себе стащить с завода хороший инструмент, и он понимает, что сыну знать об этом не полезно. «А то вырастет вором!» – думает про себя отец. Но потом этот горе-отец так никогда и не поймет, почему из его кармана пропадают деньги, ведь он сына этому не учил. Такова особенность духовной связи – мать не видит сына, но чувствует его боль; сын не видит греха родителей, но приобретает склонность к нему.

Но не все так страшно. Благодаря духовной связи передаются не только грехи. Святость, праведность также отпечатывается на детях. В Православной Церкви многие святые имели праведных родителей, например, родители преподобного Сергия Радонежского были святыми, родители святителя Василия Великого воспитали нескольких детей, которые прославлены в лике святых.

Можно сказать так: вся духовная жизнь детей проходит через родителей. Ребенок с момента своего появления (то есть с зачатия) хочет молиться, душа его требует этого. Ребеночек просыпается утром на кроватке, потягивается, душа его хочет помолиться Богу, но сам он не может, это должны сделать за него родители. А мама встает с постели и идет на кухню готовить завтрак. Она понимает, что ребенок сам готовить еду не умеет, хотя есть очень даже хочет, поэтому она должна за него все приготовить и положить ему в рот. Но она не понимает, что молиться он тоже хочет и тоже не умеет, поэтому она должна встать с утра и помолиться, потом перекрестить ребенка и уже потом пойти на кухню готовить еду.

О том, что дети могут молиться уже в утробе матери, явно видно из жития преподобного Сергия. Однажды мать преподобного, когда он уже был у нее в утробе, молилась во время Литургии. И в три самые важные момента Литургии все в храме явно слышали, как ребенок из утробы подал свой голос. Настолько мать проникновенно молилась, что ребенок из утробы подал голос! Конечно, это чудо Божие, потому что дети в утробе не кричат, точнее они могут закричать, у них для этого все готово, но у них нет воздуха, вокруг них только околоплодная жидкость. Но Господь показывает это чудо, чтобы мы не сомневались, что дети могут молиться, еще не родившись. Они молятся не словами, они их не знают, но душа их может почувствовать устремление матери к Богу во время молитвы, они могут устремиться своей душой туда же и испытать ту же радость молитвы, что охватывает мать.

Еще одна история, теперь уже современная, рассказанная одной из прихожанок о своей знакомой. Эта прихожанка раньше работала с молодежью, и однажды к ней заходит девушка, чтобы просто посидеть, без всякого повода. Вид у нее был не очень веселый, а потом она неожиданно стала бить себя со злостью в живот. «Что ты делаешь?» – «Не хочу его!» – Стало ясно, что она забеременела и хотела избавиться от ребенка. Примерно в таком же духе прошла вся беременность. Эта девушка старалась простыть, она нарочно таскала тяжести, но на аборт не пошла и все же родила ребенка. После его рождения в ней пробудились нормальные материнские чувства.

Она не чаяла души в своем ребенке, он стал для нее самым дорогим существом. Семейная жизнь у нее не сложилась, и сын стал единственным близким, родным человеком, единственным утешением для матери. Но самое страшное, что сын, когда вырос, стал страшно ненавидеть свою мать. Она терпела от него унижения и побои, а он ее ни во что не ставил. Почему так получилось? Оказывается, тот заряд ненависти к себе, который он получил от матери еще в утробе, она так и не смогла в нем погасить после его рождения. Можно сказать, что, скорее всего, она его баловала, неправильно воспитывала, но этим до конца все равно не объяснить той ненависти, что он испытывал именно к матери.

Все, что происходит с ребенком в утробе, будет отражаться на нем в течение всей жизни; впечатления от того возраста самые глубокие. Однажды одного детского врача спросила одна из мам: «Доктор, когда мне начать воспитывать своего ребенка?» – «Сколько ему лет?» – «Полгода». – «Вы опоздали на полгода», – ответил врач. Как священник я бы сказал, что мама опоздала на гораздо больший срок.

Здесь мне хотелось бы немного отметить следующее. Ведь у вас может возникнуть вполне законный недоуменный вопрос: «Как же так? Почему грешат одни, а грех переходит на других? Как может грех передаваться другому человеку?»

Очень часто среди людей распространено совершенно не православное представление о грехе. Считается, что грех это провинность перед Богом, которую Он может простить или не простить человеку. Но грех – это не провинность. Вина одного человека, действительно, не может перейти на другого человека. Если человек украл 100 рублей у своего соседа, то претензии соседа к сыну вора будут совершенно необоснованными. Кто украл, тот и должен возвращать украденное. Грех по православному учению – это не провинность, а болезнь души, а болезни очень легко передаются другим. Если человек совершил кражу, то вина за эту кражу на сына не перейдет, но болезнь души, склонность к воровству к сыну очень даже перейдет.

Другая иллюстрация. Семья едет на машине. За рулем сидит отец, рядом – мать, сзади – детки. Отец нарушает правила дорожного движения, обгоняет в неположенном месте, навстречу неожиданно вылетает автомобиль. Чтобы избежать прямого столкновения, отец выворачивает руль, и вся семья отправляется в кювет. Кто виноват в аварии? Ясно, что только один человек -отец. А кого повезут в больницу? Только одного отца? Нет, повезут всех, потому что вся семья искалечена по вине одного. На них вины нет, но лечиться надо. Так же и грех. Грешит один – мама или папа, а лечиться от греха, от склонности к этому греху будут и детки. Они должны будут в будущем бороться с той страстью, что в них посеяна родителями. Они, дети, будут ходить на исповедь и своими покаянными слезами смывать этот грех.

А говорить, что это несправедливо – неразумно. Ведь мы же не говорим о несправедливости, когда один в семье заражается гриппом, а от него заражаются все остальные члены семьи.

Итак, подводя итоги сказанному о духовной связи родителей и детей, можно сказать, что в духовном смысле дети – это продолжение своих родителей, они – кусочки их тела. Провести грань между ними очень сложно.

В плане же телесном связь между родителями и детьми несколько иная. Жизнь ребенка начинается с момента зачатия, и большинство людей ошибочно считает, что ребенок в утробе матери – это кусочек ее тела (в чисто физиологическом смысле). Этим, кстати очень часто оправдывают аборты: «Мое тело, что хочу, то и делаю». Но в этих словах заключена огромная ложь.

Во-первых, ребенок с момента зачатия не принадлежит родителям хотя бы уже потому, что в его появлении участвовали не только они. В каждом зачатии незримо присутствует Бог. Верующие люди всегда это знали. Две клетки – от мужа и от жены – образуют единую клетку, но это еще не человек, а вот Господь дает этой клеточке душу, и теперь это уже полноценный человечек. Родители не управляют процессом рождения ребенка. Детей дает Бог. Кому-то дает много, кому-то мало. Недавно мне попались на глаза рассуждения одного гинеколога, который говорил, что тайна зачатия остается тайной, потому что никто не может объяснить, почему у двух здоровых семей, которые хотят детей, в одной – восемь деток, а в другой – лишь один.

Во-вторых, любому школьнику, который изучал биологию в 9-м классе, должно быть уже известно: ребенок в утробе никогда не является частью матери, он – не ее тело, он – не один из ее органов. Что же такое ребенок в утробе своей матери? Кто он для нее с точки зрения физиологии?

Начну несколько издалека. Некоторые низшие организмы могут размножаться почкованием или делением пополам. Отщипнул веточку от дерева, посадил в землю, глядишь, новое дерево выросло. Но так бывает только у растений. С животными все уже сложнее. Давайте взглянем на более высокоразвитые организмы, например, рыб. Оплодотворенная икринка находится вне материнского организма. Даже зачатие, то есть оплодотворение, происходит вне матери-рыбы. В икринке есть все необходимое для того, чтобы в ней развивался малек, который потом «вылупится» из икринки. Икра является очень ценным питательным продуктом, потому что там заложены все вещества для роста будущей рыбешки. Никому в голову не придет сказать, что зародыш в икринке – это часть материнского организма. Подымимся еще выше, взглянем на птиц. У них зачатие происходит уже в организме матери. Курица снесла яйцо, и в этом яйце есть все необходимое для того, чтобы в нем развивался цыпленок. Но только одних веществ, заложенных в яйце, уже мало для роста цыпленка, ему еще нужно тепло, поэтому курица высиживает яйца. Вновь видим, что на всем этапе развития зародыша в яйце он не может считаться частью материнского организма, он четко отделен от него твердой скорлупой. Подымемся еще выше, взглянем на млекопитающих. Это еще более высокоразвитые животные, и для развития зародышей требуется еще больше условий. Трудно представить, какое нужно яйцо, в котором бы мог развиваться слоненок. Сложность организма требует много большего, чем у птиц и рыб, времени развития зародыша, а, следовательно, и веществ в это яйцо надо заложить в несколько раз больше. Поэтому даже для такого малого животного, как мышь, потребовалось бы такое яйцо, которое мама-мышь никогда бы не смогла снести, оно должно было бы быть не меньше самой матери. Поэтому Господь устроил иначе: Он посадил это яйцо, эту икринку в утробу самой матери. И ребенок, рав но как и какой-нибудь жеребенок или котенок, в утробе матери находится, словно в мягком яйце, которое присоединено к материнскому организму, но не сливается с ним.

Ни одна капелька крови матери не попадает в кровеносную систему ребенка! Я сам долгое время находился в заблуждении, наивно полагая, что через пуповину кровь матери идет к ребенку. Вовсе нет. Иначе откуда бы могли появляться дети с группой крови, отличающейся от материнской? В учебнике 9-го класса по биологии, по которому учится большинство детей во всех школах России, есть очень хороший рисунок. Ребенок находится в жидкости в околоплодном пузыре. Пуповина ребенка присоединена к плаценте, а плацента присоединена к матке матери. Но есть очень четкая грань между плацентой и маткой – это не две части одного органа, а два разных органа, принадлежащих разным людям, один – ребенку, другой – матери. С одной стороны этой грани от матери через множество капиллярных сосудов подходят все необходимые вещества, а с другой стороны этой границы другое множество капиллярных сосудов плаценты впитывает все эти вещества. Но вновь повторю: ни одна капля крови матери не может преодолеть эту границу, только питательные вещества переходят ее.

Можно смело сказать, что ребенок в утробе матери – это совершенно самостоятельный организм, который дан матери на временное обитание в ее утробе для питания. Говорить: «Мой ребенок во мне – это часть моего тела, и я имею на него все права», – никак не правомерно. Это то же самое, что говорить, что человек размножается почкованием, что не свойственно даже червям. Околоплодный пузырь – это и есть то яйцо или икринка, в котором развивается ребенок как отдельный от матери организм. Еще раз повторю: ребенок дан матери для питания, но он не часть ее организма, Кем дан? Богом и отцом ребенка! Мать без воли отца не имеет права (не юридического, а морального) делать что-либо с ребенком. Мать будет отвечать и перед Богом за все, что она сделала с ним. Хочешь ампутировать ногу? Ампутируй, если хочешь, она – твоя. Хочешь убить ребенка во чреве – не имеешь права, он – не твой! Представим себе картину. Папа и мама срочно уезжают по неотложному делу, оставляют ребенка соседке, чтобы она его кормила, ухаживала за ним, пока их не будет. Родители возвращаются, а соседка и говорит: «Нет ребеночка, он был мой, что хотела, то и сделала с ним, вам-то что?»

Если связь духовная родителей с ребенком такова, что ребенок – это кусочек родителей, их неотделимая часть, то телесная связь – наоборот, уже с момента зачатия мать и дитя это совершенно отдельные организмы.

Мне хотелось бы сегодня осветить еще один вопрос. Сколько детей должно быть в семье? В православных семьях этот вопрос решается просто: сколько Бог пошлет. Рассмотрим несколько проблем, связанных с многодетностью.

Сколько должно быть детей

Статистика в Талдомском районе такова: около 220 многодетных семей, в которых воспитывается около 660 детей. Благодаря простым подсчетам я сделал для себя удивительное открытие: оказывается, что многодетной семьей считается семья с тремя детьми. Это открытие не сразу уложилось в моей голове. Все-таки слово «много» не ассоциируется как-то с цифрой «три». «Много» – ну, это хотя бы пять. Конечно, есть исследования лингвистов, которые доказывают, что в первобытные времена люди считали так: один, два, много. Числа «три» у них не было якобы в силу примитивности мышления. С этим можно отчасти согласиться: один мамонт – хорошо, два – еще лучше, а три мамонта рке много. Исследователи же славянского языка отмечают, что понятие «много» у славян и их предков праславян использовалось, если объектов было пять и более. Свидетельство этому можно увидеть и в современном русском языке. Мы говорим: один ребенок, два ребенка, три ребенка, четыре ребенка, но уже пять (и далее) детей, то есть много детей.

Еще в доперестроечное время однажды по радио я слушал выступление одной женщины, специалиста по демографическому вопросу. Она объясняла, что для поддержания численности населения на одном уровне необходимо, чтобы 60% (!!!) семей имело три ребенка. И это еще не много: если остальные 40% семей будут иметь по два ребенка, то у 100 семей или 200 родителей будет только 260 детей, то есть воспроизводство населения будет всего 30%. На самом же деле, эти 30% едва могут закрыть недостаток людей: часть семей не будет иметь детей, часть детей умрет, не вступив в брак, часть семей будет однодетными и т.д.

При такой постановке вопроса получается, что большинство семей (60%) должно быть многодетными в современной терминологии. Согласитесь, что нелогично называть семью многодетной, когда более половины всех семей должны быть таковыми. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы знали, что 1-2 ребенка -это еще малодетная семья, 3-4 ребенка – это нормальная семья, а 5 и более детей – это настоящая многодетная семья. Хотелось бы, чтобы в вашей голове то, что должно быть нормой (если мы не хотим выродиться), перестало иметь приставку «много», то есть считаться каким-то излишеством. К сожалению, сейчас на молодых родителей, которые хотят иметь третьего ребенка, близкие и знакомые смотрят в лучшем случае со снисходительной улыбкой, а скорее будут крутить пальцем у виска: « ». Не бойтесь, заводите, чтобы стать нормальной семьей.

Аргументы в защиту многодетности

Сейчас многодетных семей все меньше и меньше. Иметь много детей сейчас почти никто не хочет. Часто очередной ребенок бывает нежеланным, случайным. Предохранялись, но что-то не помогло. Слава Богу, решились

родить, и незаметно стали немного счастливее, потому что Господь за каждого ребенка прибавляет родителям счастья. Малодетность – одна из форм эгоизма. А эгоистичному человеку трудно быть счастливым.

Эгоизм

Под эгоизмом следует понимать особое мировосприятие, когда человек все происходящее оценивает с точки зрения своих личных интересов.

Если ребенок в семье один, то такое положение очень сильно располагает к развитию в ребенке эгоизма. Ребенок в однодетной семье видит проявление только одной воли – своей, только одних желаний – своих. Конечно, и в однодетной семье присутствует еще воля родителей. Но желание родителей для ребенка-это далеко не то же, что желание его брата или сестры. У родителей есть власть и непререкаемый авторитет, поэтому исполнение своей воли они могут добиться силой. Волю своих родителей ребенок вынужден соблюдать. А вот учитывать в своих поступках желания своих братьев и сестер -это уже дело добровольное. И если в семье есть хотя бы еще один ребенок, то в душе маленького человека может начаться большая работа – каждый свой шаг соизмерять с интересами другого человека. Но эта работа может, конечно, и не начаться, – все зависит от родителей. Но чем больше детей, тем легче будет родителям помочь своему ребенку преодолеть свой эгоизм.

Сейчас часто можно услышать такие слова: . Звучит если не убедительно, то вроде бы логично. Но логика жизни иная. Если ребенок один, то из него часто хотят сделать вундеркинда, если не большого, то по крайней мере маленького вундеркиндика, который бы умел петь и плясать, играть на фортепиано и гитаре, умел держать кисти в руках, разбираться в юриспруденции, менеджменте и маркетинге (до сих пор не знаю точного значения этих жутких слов). И целью родителей становится вывести ребенка в жизнь. « Пусть у нас один ребенок, но зато он не будет заурядным человеком». Желания родителей естественно передаются ребенку, он впитывает их всей своей душой и начинает искренне жить с верою в то, что он точно особенная личность. Интересы ребенка начинают играть слишком большую роль, а ребенок привыкает к тому, что его интересы всегда ставятся во главу угла. А это и есть по определению воспитание в ребенке эгоизма.

Выносливость

В семинарии я, естественно, был знаком со многими студентами. Были среди семинаристов и братья из многодетных семей. Их было не так много – две-три семьи. Старший брат, например, уже был в Академии, средний заканчивал семинарию, а младший поступал в нее. Как правило они были на виду, но не потому что выставляли себя напоказ, а за свою доброту, отзывчивость и открытость.

После поступления в семинарию человек часто погружался в довольно жесткие условия, схожие с военными училищами. Например, даже сами бытовые условия были подчас суровыми. В годы моей учебы первоклассников селили, как правило, под царские чертоги. Это довольно большие комнаты, в каждой из которых ставилось около 20 кроватей. И я хорошо помню, как тяжело переживал это мой сосед по койке, когда он не мог заснуть под перешептывание своих одноклассников ночью. Он не мог отдохнуть днем, потому что добиться тишины днем было просто невозможно. Ему часто приходилось возмущаться и подчас ссориться со своими соседями. Он был единственным ребенком в своей семье.

Полной противоположностью таким изнеженным созданиям были семинаристы из многодетных семей, одного из которых я знал более близко. Он мгновенно засыпал даже в проходной комнате, где постоянно было хождение из комнаты в комнату. Он спокойно засыпал, когда на соседней койке десяток семинаристов устраивали бурное чаепитие.

С третьим легче.

Многие не решаются рожать больше детей, с ужасом вспоминая о бессонных ночах, грязных пеленках, болезнях, походах по врачам и т.д. Действительно, каждый ребенок требует много сил. Но, как правило, со вторым ребенком проще, чем с первым, а с третьим намного проще, чем со вторым. На первом ребенке набивают шишки практически все. Ошибок не делает только тот, кто ничего не делает. На втором ребенке ошибки уже начинают исправляться, а начиная с третьего ребенка женщина становится уже «профессиональной» мамой.

Сколько ошибок наделаешь с первым ребенком! Самый простой пример из своей собственной жизни. Рождается первый ребенок, дома все ходят на цыпочках, всех гостей строго предупреждают: «Тсс, ребенок спит, говорите шепотом». И правда, как можно говорить громко при ребенке, если его может разбудить даже проезжающий мимо дома грузовик? Через полтора года рождается второй ребенок, история почти повторяется, хотя тишину создавать рке труднее. Наконец, рождается третий, настоящий «многодетный» ребенок. О тишине и речи быть не может, поскольку по дому постоянно носятся два громко шумящих моторчика. Родители рке избавлены от необходимости создавать идеальную тишину, а новорожденный, в свою очередь, уже не вздрагивает при каждом шуме и просыпается, только если в коляску со всей скорости кто-то врежется на трехколесном велосипеде. Количество бессонных ночей уменьшается, поскольку мама рке знает, как научить ребенка не просыпаться ночью для кормления.

Свободное время (Хвостик).

Каждый ребенок требует к себе внимания. Он – как губка, которая все впитывает, он не может без общения. Пока ребенок один, единственным источником для общения для него являются родители. Ребенок, как хвостик, бегает за ними, или, если еще не умеет бегать, то часто просится на ручки или хочет находиться хотя бы рядом с ними. От ребенка буквально не отойдешь, он быстро заметит уход родителей. Но когда хвостика уже два, то их можно прицепить друг к другу. Когда второму ребенку (дочери) у нас исполнилось чуть более полутора лет, она стала уже достаточно взрослой, чтобы играть со старшим. Мы в это время вздохнули. Теперь они носились не за нами, а друг за другом. Нам же оставалось только периодически разбирать конфликты между детьми, примиряя их, приучая уступать друг другу и делиться всем между собой.

Да и третьего ребенка можно теперь посадить недалеко от старших, и он будет хоть полчаса с увлечением смотреть на их игру. Мыслимо ли было, чтобы мы старшего ребенка, когда ему было полгода, оставляли одного хотя бы на полчаса?

Конечно, забот с тремя детьми прибавляется, но старшие дети, даже уже в четыре года могут быть помощниками хотя бы в том, чтобы поиграть с младшими, освобождая вас.

Роль старшего.

Избавиться от капризов не так-то легко. Но есть условия, которые способствуют борьбе с капризами.

Вот одна иллюстрация из жизни по этому поводу. Старший ребенок у нас по нашей неопытности сильно болел в возрасте от года до двух. Это еще более способствовало тому, что ребенок вырос избалованным. Однажды мы купили большой арбуз, принесли его домой и стали заниматься своими делами. Старший ребенок, которому исполнилось тогда три с половиной года, полчаса ходил за нами и ныл: «Пап, когда арбуз будем есть?» По опыту он знает, что, если долго ныть или даже заплакать, скоро добьешься своего. Наконец, выждав некоторое время, я соглашаюсь. Но, придя на кухню с сыном, вижу, что там совершенно не прибрано. «Подожди, сейчас уберемся, потом будет арбуз». Ребенок начинает ныть и приставать с удвоенной силой. На кухне появляется средняя дочка, которой еще нет двух лет: «Пап, албусь», – это она начинает свои требования. «Сейчас начнется», – думаю с ужасом. Но на помощь неожиданно приходит старший ребенок: «Ну что, ты, Ульяна, не видишь, что папа убирается? Сейчас уберется, и будет арбуз». Я продолжаю убираться и с удивлением слежу за тем, как из капризного и ноющего ребенка старший сын в одну секунду превратился в старшего брата, который в течение следующих десяти минут важно уговаривал сестру подождать еще немного.

Как с ними справляться?

Я разговаривал с двумя многодетными священниками и спрашивал о том, как они справляются. Один из ответов был таков: «После пяти детей уже не замечаешь, сколько их. В смысле трудностей уже не замечаешь, что стало одним больше». Это говорил священник, у которого было семеро. Когда появляется пятый ребенок, то старшему, как правило, около 10 лет. Это уже полноценный помощник. К шестому ребенку подрастает уже второй полноценный помощник и т.д.

Однажды к нам приехали гости и жили у нас несколько дней. И мы с матушкой заметили, что нам приходится несколько больше внимания уделять дисциплине. С тремя маленькими детьми (двое наших и одна маленькая гостья) нам пришлось поменять порядок еды. Когда Григорий (старший ребенок) был один, естественно, мы удовлетворяли его капризы. Не хочет есть сейчас, ну поест попозже. С двумя история повторялась. В результате покормишь одного, через полчаса другого, через час опять первый проголодался. Это уже не очень удобно, но с двумя мы еще справлялись. Когда собралось трое детей, мы поняли, что кормить каждого отдельно мы уже не в состоянии. Тогда мы стали сажать за стол всех детей сразу, и как только кто-то пытался проявить свой характер, тотчас вылетал из-за стола или крепко получал по мягкому месту. Процесс питания трех детей вскоре стал занимать гораздо меньше времени, чем двух. Тут мы вспомнили рассказы старых людей об их детстве. Все сидят за столом, никто не пикнет. Первым ест отец, затем все остальные. За смех и разговор сразу получишь ложкой по лбу, да так, что треск слышен. Ребенок в старину рос совершенно в другой обстановке, где не было места никаким вольностям. Когда ребенок один, маме легче самой вымыть, постирать и подмести. Какой вырастет при этом ребенок, – ясно. Но когда детей много, мама вынуждена воспитывать в детях трудолюбие просто потому, что сама уже не справляется.

Вывод: многодетная обстановка заставляет родителей правильно воспитывать детей, избавляясь от всякого рода потворства детям.

Как прокормить такую ораву?

Этой теме, видимо, надо посвятить отдельную беседу. Одной фразой пока можно ответить так: если кто-то хочет иметь много детей, то он будет их иметь, даже если достаток семьи невелик. А если человек не хочет иметь детей, то он, даже если богат, говорит себе: нет, я не смогу их прокормить. Для кого-то ребенок – это лишний рот, а для кого-то – источник радости.

Мысль о том, что мы плохо живем – это миф. Конечно, мы могли бы жить лучше, но живем мы неплохо. Я вспоминаю рассказы пожилых людей о том, что они сахар впервые могли спокойно покупать только в 50-х годах, а мясо – только в 60-х годах. И они жили, и выжили, и еше крепче нашего поколения в несколько раз.

Чтобы иметь много детей, надо только решиться, надо быть готовым жить ради своих детей и забыть о себе. Пока думаешь лишь о себе, многодетная семья будет казаться адом. А когда все мысли и желания будут связаны со своими детьми, то многодетная семья будет единственным условием счастья.

Священник Илия Шугаев
«Брак, семья, дети…». Беседы со старшеклассниками. Талдом: Издание храма Архангела Михаила, 2002.

«Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5) сказано в Евангелие. Поэтому любое дело, а тем более воспитание детей должно начинаться с молитвы, с обращения к Богу за помощью и вразумлением. Далее можно сказать, что это тема очень большая , но есть один общий принцип , который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Если в семье нет элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грязные слова, дикая музыка; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?

Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность . Основной принцип такого «невоспитания» – ребенок это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Ребенок – это кумир, который взрослея, будет требовать приносить себе все большие жертвы.

Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, «вскрывают» душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Необходимо больше читать книг, хорошо совместное чтение в семье.

Наглый, хамоватый, грубый подросток, не уважающий собственных родителей, нагло и дерзко относящийся к взрослым людям, пошло относящийся к женщинам стал таким от ПЛОХОЙ информации.

Если посмотрите какой духовной-информационной пищей он «питался», что ему НРАВИЛОСЬ, что он ЛЮБИЛ смотреть, какую музыку он любил слушать и во что играть, то вы обнаружите в его «рационе» компьютерные игры, американские диснеевские мультфильмы, голливудские агрессивные боевики и оккультые мистические фильмы, пошлые западные и российские молодежные комедии, порнографию, тяжелая рок музыка и т. д.

Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения . Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы» . И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей , характер их общения между собой, с другими людьми.

Важно отношение родителей к Богу. Бог познается в сердце человека. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение Богу в духе и истине . «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин.4:21-24). Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого.

В основе семейной жизни должно лежать поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью. Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка – мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. Часто бывает не так: ребенка причастили, а сами родители к Чаше не подошли.

Нужно сказать и о молитве. Молитве надо учиться, разбирать непонятные места. Каждую строчку молитвы – нужно детям непременно РАЗЪЯСНЯТЬ, и требовать ответ разумный у ребёнка, чтобы он хорошо ПОНИМАЛ каждое слово молитвы. Чтобы ребенок осмысленно молился. Не читал, не тараторил молитвы как попугай, а молился по настоящему с душой и добрым, внимательным чувством к Богу, а не механически читали молитвословы или ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.

Интересно, что в нашем обиходном православном языке сложились такие устойчивые понятия: молитвенные правила мы – ВЫЧИТЫВАЕМ, а не беседуем, не общаемся с Богом как с самым родным близким для нас.

Встали утром – механически, как роботы – ВЫЧИТАЛИ побыстрей своё молитвенное правило и с чувством выполненного перед Богом долга – принимаемся за свои дела. А нужна ли Богу — такая молитва? Это нас к сожалению — не волнует и не тревожит.

А службу мы — ВЫСТАИВАЕМ. Сходили в церковь, постояли, свечки поставили, по сторонам посмотрели, со знакомыми пообщались – и домой пошли – опять свой долг перед Богом выполнили.

А то, что мы в церкви были ХОЛОДНЫ и далеки от Бога, равнодушны к Нему – нас по прежнему — не волнует.

Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф.18:3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20); это значит уподобиться детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающим их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»: таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге, а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос – не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источника мира, добра и любви, которые есть в семье.

Бог — есть Любовь. Если НАРУШЕН этот принцип — НАРУШЕНО всё в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия. Нет любви в семье — значит, НЕТ среди нас и Бога. Нет и веры в Бога. А любовь, как известно — не раздражается, не гордится, не ищет — своего. А в какой семье — нет подобного греха? Дети всё чувствуют. Остается внешнее, без внутреннего содержания. Соль, потерявшая силу.

Слава Богу, что у нас есть Таинство Покаяния, после которого можно и нужно начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу и попросить Его от всей души помочь подняться из этой пропасти, в которой мы находимся.

Некоторые родители, ходящие в церковь, СТАРАЮТСЯ помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует Спасение их души, а потому, что они ХОТЯТ иметь хороших детей. То есть, их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем-то, что их дети могут попасть — в Вечную муку. Но как в таком случае поможет им Бог?

Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они ПОЛЮБИЛИ Церковь и Христа. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как жизненно важную необходимость.

Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура» . Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки : послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков.

Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и … в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение» .

Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков . Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие , христианские начала жизни.

Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего церковного. В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками («растлят»), не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и прочее, хотя должен быть контроль. А результат – дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как не старайся, а из этого мира никуда не деться; серыми, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1Фес.5:21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6:12).

Проблема многих православных семей сегодня вот в чём. Многие верующие люди, почему-то наивно считают, что то, что происходит с детьми из неверующих семей, когда дети из этих семей ругаются, сквернословят, пьют пиво, курят, пошло и нагло себя ведут, грубят взрослым, смотрят порнографию, играют в компьютерные игры и в карты – то православные родители почему то считают, что вот уж их-то это никогда не коснется и им это не угрожает. Они так и говорят: «Наши чада молятся, постоянно причащаются, ходят в храм – что ещё нужно? Ничего дурное их не коснётся». ОШИБАЕТЕСЬ!

От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на культурном и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей соответствующим «багажом»: развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки ребёнка, – чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели некое культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути своей – явление христианское; и родители просто обязаны приобщать ей детей.

Надо просто ПОНЯТЬ, что Господь — УЧИТ всех людей ДОБРОМУ и прекрасному через все: через природу, через красивую музыку, через живопись, через хорошие фильмы, книги, сказки, рассказы, повести.

Но и тут всё упирается в семью . Если все культурные потребности удовлетворяются телевидением – или, по противоположности, в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно «православное», а от всего остального шарахаются, – то откуда детям взять культурное воспитание? Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф.5:13), то есть чтобы они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху и свидетельствовать о Христе , чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного (Мф.5:16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть в этом примером для детей.

В том, что наши дети невоспитанны, жестоки, бесчувственны, подвержены дурным порокам, многие винят сегодняшнее время, испорченность его духа.

Наш век – время разгула произвола, самочиния, так называемой «свободы», а на самом деле разнузданности и разврата. Утрачен авторитет родителей, старших, начальства, нет доверия ни к кому. Везде ложь и лицемерие, потеряны честь и совесть – они обесценены. В почете материальные богатства. Да, этот страшный дух времени растлевающее действует на детей и на подрастающее поколение. Но, тем более, возрастает роль родителей в домашнем воспитании детей.

Как предохранить ребенка от дурного влияния столь многих факторов нашего времени? Прежде всего собственным примером.

Если родители сами не почитают Бога, Его Церковь, с насмешкой говорят о всех авторитетах – гражданских, церковных; иронизируют и подвергают все сомнению при детях – каким образом ваш ребенок будет уважать вас – отца и мать? Он, естественно, потеряет уважение к родителям, к их власти над ним.

Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, искореняйте его сначала в себе, держитесь крепко той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь, не забывайте о традициях семейного воспитания ваших благочестивых предков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, насколько вредна так называемая «свобода» как взрослым, так и детям. Говорят, что человека нельзя ни в чем принуждать – ни в вере, ни в учении. Какой же это вздор! Что же из такого, «свободного», по своей воле живущего, человека может выйти доброе? Ведь мы все принуждаем себя ко всему должному и полезному, к исполнению своего долга, обязанностей, а детей – к учению, к молитве, ко всякого рода делам. А если этого не делать, то что выйдет из наших детей? – Ленивцы, шалуны, которые, к тому же, научатся всякому злу и себялюбию.

1. Лучшее наследство родителей детям – доброе воспитание.

2. Воспитание детей нужно начинать с появления ребенка на свет.

В ребенке в процессе воспитания должно искореняться все дурное и насаждаться добрые начала.

Нет – своеволию, упрямству, лжи, обману, проявлениям наклонности к лени, лакомствам.

Да – благоговению перед Богом и молитве; послушанию и аккуратности, справедливости и откровенности, терпению и умению поступиться собой – самоотвержению.

Дети – не главные в вашем доме, они ваши помощники во всем . Вы, родители, всегда для них старшие, но не товарищи, подруги, а родители – Отец и Мать. И так должно быть с самого раннего возраста ребенка и на всю его оставшуюся жизнь.

Никогда дети не побеждают родителей, всегда слово старших – последнее.

Если в дальнейшем ваши дети, повзрослев, сбиваются с истинного пути и соблазняются дурными примерами – значит, родители с малых лет не занимались религиозным воспитанием ребенка, не учили его страху Божию .

Кто из детей с младенческих лет воспитан в христианском благочестии и набожности, то даже впоследствии нравственно развратившись, вспоминает те уроки и наставления, полученные им от родителей в детстве. Очень многие отвращаются от греховной жизни и встают на правильный путь.

Если ваши дети непочтительны и непослушны , то вы, родители, неумело воспитывали вашего ребенка, часто сами подавая дурной пример своим детям. Во-первых, не подавляли их самолюбия, давали волю во всем – в их капризах и хотениях. Во-вторых, в вас, матери и отцы, не было согласия между собой в своих запрещениях или ограничениях ребенку. В-третьих, вспышки, резкое проявление гнева, брань одного из родителей не содействовали уважению и почтению к вам ребенка, а поселили только страх в его душе и еще склонность к обману – «чтобы папа не ругался».

Нет согласья между родителями, ссоры, скандалы при ребенке – как бы вы ни старались привить что-то ему доброе, – ребенок не будет слушать ни вас, ни других членов семьи, семейный авторитет для вашего чада будет равен нулю.

Если дети ваши склонны к обману (но не фантазии – у маленьких это свойство их психики, например, «я видел слона, он со мной поздоровался» и т. п.) и лицемерию, то, во-первых, вы не научили любить истину на религиозном основании, из любви к Богу и повиновения Ему; во-вторых, не относились с полным доверием к ребенку, не верили ему на слово, а требовали подтверждения сказанного; в-третьих, сами во всех ваших словах и делах не были правдивы, т. е. обманывали и лицемерили (например, при госте говорили ему комплименты, высказывали любовь, а когда он уходил, «поливали» ушатом нелицеприятных слов при ребенке, т. е. только прикидывались друзьями.

Необходимо приучать детей ненавидеть ложь ; говорите ребенку, что Бог запретил лгать, каждая ложь – грех пред Богом. Одна из причин, почему ребенок приучается говорить неправду, – снисходительность родителей. Так, если он сделал что-то дурное и не признается в этом, начинает врать – необходимо наказать ребенка, так он поймет, что это плохой поступок.

Если ваши дети недовольны вами , упрекают вас за то, что вы не смогли обеспечить им хорошую жизнь, не оставили денег, квартиры, и они сами всего должны добиваться в жизни, то, уважаемые родители, вы забыли с детства приучать их к непритязательности, довольствоваться тем, что имеют. Вы, родители, не радели о духовных началах в семье, считали первым делом накормить, обуть и одеть ребенка, и все. Поэтому с младенчества не изнеживайте детей, всячески укрепляйте физически, воспитывайте выносливость (не кутайте, не делайте слишком мягкой постели, не позволяйте долго спать и т. д.).

Бедные родители должны приучать детей добровольно и терпеливо переносить бедность и нужду по примеру Иисуса Христа. Вот что они могут говорить своим детям: «Не бойся, мой сын: хотя мы проводим и бедную жизнь, но ты получишь много добра, если сам будешь бояться Бога, избегать всяких грехов и делать добро» (Тов. 4, 21). Не надо при своих детях жаловаться на нужду или завидовать тем, кто лучше живет.

Если ваши дети ленивы , не хотят помогать вам в ваших делах, то вы не приучили их к трудолюбию, не привлекали к домашним делам, общим семейным заботам.

Если ваши дети неряшливы, неаккуратны – то вы предоставляли их собственной воле: не убирает постель – некогда, ложится поздно – лишь бы дома был, пусть смотрит телевизор и т. д.

Если ваши дети бесстыдны , ничего не боятся и не стесняются, вы в детстве не говорили им, что это некрасиво, например, когда ребенок ходит в полунагом виде в присутствии своих домашних (конечно, ребенок постарше), или девушка надевает какой-то наряд, слишком откровенно подчеркивающий или обнажающий какие-то части тела. Сами родители должны в этом подавать пример детям.

Если ваши дети завистливы , недоброжелательны к ближним, то вы не пресекли во время этот порок в детях, например, недовольство, когда предложили ребенку какую-то вещь, игрушку, одежду, а он оттолкнул их от себя, потому что лучше у Пети, а у него хуже. Такой поступок не должен пройти безнаказанно.

Родителям также не следует иметь любимцев , если в семье несколько детей. Не должно быть чего-то особенного, например в пище или игрушках, даже для ребенка младше других. Надо стараться мерить всех одной меркой – одинаковой похвалой, наградой и наказанием. Младших детей также следует наказывать за те проступки, за которые подвергаются взысканию и старшие дети (конечно, учитывая возрастные особенности младших и старших детей, т. е. поступать разумно). Самое главное – необходимо говорить детям, что зависть отвратительна Богу, это очень большой грех, даже зло произошло из зависти – об этом говорит Священное Писание (Каин и Авель; фарисеи ложно, из зависти, обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти)… «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему».

Уважаемые родители! Чтобы ваш ребенок не напоминал неукротимого, дикого, жестокого и беспощадного зверя, для которого не существуют ни законы, ни обязательства, ни вы сами, наказывайте детей с самых юных лет .

1. Нельзя наказывать за несовершенства и недостатки , доставшиеся ребенку от природы, например, неспособность к учебе или каким-то занятиям (при условии, что вы видите трудолюбие и прилежность его, но успехи более чем скромные).

2. Нельзя наказывать строго за шалость и проступки, свойственные юношескому легкомыслию или природной ветрености . Например, играя в футбол, ребенок по детской рассеянности разбил окно, или нечаянно дома – тарелку.

Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ними: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой. (Домострой. С. 46).

Необходимо наказывать детей и применять самое строгое и чувствительное средствотелесное наказание в следующих случаях.

1. Когда все другие меры оказались бесплодными (строгий разговор, лишение прогулки, стояние на коленях, даже угроза). И если оно употреблено, то ребенок должен его почувствовать и надолго запомнить.

2. Телесное наказание применяется, если проступки ребенка проистекают из упорства и злой воли, он не хочет сознаться в содеянном, не оставляет своего дурного поведения. Это, прежде всего, обман, кража, дерзость к родителям, невыполнение их распоряжений и указаний, жестокость по отношению к другим и т. д.

Конечно, телесное наказание есть первое и последнее средство, самое строгое и чувствительное.

К другим наказаниям относятся: временное лишение пищи – обеда, завтрака – оно особенно полезно против упрямства и лени; для неуживчивых, склонных к ссорам, мстительности детям действенным наказанием является запрет общения с товарищами и закрывание в определенную комнату. На достаточно чувствительных детей очень действует то, что за их поступки родители перестают с ними общаться или холодно, жестко разговаривают, показывают всем своим видом недовольство. Выговор и внушение, использующиеся как наказание, должны быть краткими, немногословными, а угрозы родителей приводимы в исполнение.

Исправление ребенка – вот главная цель наказаний. И все они должны быть отеческими и не переходить в жестокость, не должны совершаться во гневе. Это не месть, а следствие того, что ребенок совершил грех, оскорбил Бога, и об этом, в первую очередь, необходимо сказать ребенку.

При наказании детей всегда руководствуйтесь любовью – только исправление их, и более ничего. Таким образом, впоследствии они будут благодарны родителям, что их строго держали и добрым воспитанием направили в нужное русло жизни, сформировав христианина, достойного гражданина своего Отечества.

Пусть для всех нас, живущих в XXI веке, послужат напоминанием и примером слова известного церковного и государственного деятеля Сильвестра, жившего в эпоху Иоанна Грозного, автора книги «Домострой», что есть добродетельная жизнь христианина, какой раньше считали русские люди жизнь праведную, а от какой предостерегали.

…держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай Божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе. Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в страхе Божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к церкви, всегда по Божественному Писанию. Видел, как были по Божьей милости всеми мы почитаемы, всеми любимы, всякому в нужном угодил я и делом, и служением, и покорством, а не гордыней; порочащим словом не осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями. А если какою виной душевной или телесной согрешил я пред Богом и перед людьми, тотчас в том я винился пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами, сокрушенно прося прощение, духовные его наставления с признательностью исполнял, чтобы он ни повелел. И если кто-то в прегрешении или в невежестве уличит меня или кто-то душевно наставит, или даже с насмешкой бранит меня и укоряет, все благодарно я принимал, как если бы было правдой это и каялся в том, и от дел таковых удалялся, если Бог помогал мне. Даже если в чем не повинен, и несправедлива молва и брань или насмешка какая и упреки, и побои, все равно я во всем повинился, не оправдываясь перед людьми, и праведным своим милосердием Бог восстановит правду. Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благотворите клянущих вас, молитесь за творящих вам пакости, вас изгоняющих, ударившему тебя по щеке подставь и вторую щеку, и не препятствуй тому, кто отберет у тебя одежду твою и сорочку, и всем просящим у тебя подай, у отнимающего твое не требуй, а если кто-то попросит тебя пройти один переход – пройди с ним два», припоминая при том и молитву у причастия: «Господи мой, помилуй ненавидящих меня и враждующих со мной и поносящих меня, как и клевещущих на меня, пусть никто никогда из них из-за меня, нечистого и грешного, не пострадает во зле ни в нынешнем, ни в будущем веке, но – очисть их милостью своею и покрой их благодатью своею, всеблагий!»

И тем всегда утешал я себя, что не погрешил никогда против службы церковной с юных лет и до сего времени, разве что был болен; ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению; из темниц и больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да простит во всем.

А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж…

А от кого нам, от наших вскормленников, досада и убытки бывали большие и многие, так то все мы сами снесли, никто о том и не слыхивал, а нас за то Бог наградил. Ты, чадо, тому подражай и поступай так же: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи – и Бог наградит вдвойне. Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить и жизнь свою по-христиански и в заповедях Твоих!

Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем. (Домострой. С. 169–171).

Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?

Социологические исследования проблем семьи и брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и бессемейного мира».

Если раньше в семье, например, девочка воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет, погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без него обойтись. Об этом говорят, например, такие стихи сегодняшнего времени.

И сестренку, и братишку я у мамы попрошу.
Но сказала мама строго: У тебя фантазий много,
Мы ковер сначала купим, люстру, лампы, мебель, бра.
…Ее папа рад, ее мама рада – вторую девчонку рожать не надо,
Ведь есть иностранка, ведь есть интуристка,
Ведь есть обезьянка по кличке Анфиска.

Совершенно новое содержание получило понятие «хороший ребенок». Если раньше таким считали ответственного, воспитанного, некапризного, то теперь «хороший» – значит «незаметный», «не мешающий», такой, что его как будто и нет – его не видно, не слышно.

Процесс отчуждения детей от родителей, родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.

Сейчас смысловое пространство «детство» наполнилось такими понятиями, как одиночество, ощущение заброшенности, отсутствие эмоциональных связей и душевной теплоты, непонимание.

Еще совсем недавно продолжительность браков старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год; количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи .

В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.

В качестве заместителей родительского воспитания выступают ясли, сады, дома ребенка и прочие государственные учреждения. В ситуации замещения ролей ребенок имеет искаженный опыт родительского воспитания или вообще лишен наглядного опыта взаимодействия между отцом и матерью, между родителями и ребенком – все это крайне отрицательно сказывается на его самооценке и дальнейшем взрослении. Ведь именно поведение родителей на первых этапах развития ребенка формирует его «я». Передача норм и ценностей в неполной или полной, но однодетной семье способствует развитию таких качеств у ребенка, как эгоцентризм и некритическое отношение к себе.

Для современных семей характерна высокая конфликтность между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.

Жизненный цикл семей XIX в. был полным, так как браки были христианскими и изначально совершались на всю жизнь. Они не расторгались не потому, что это было сложно, а потому, что это было не нужно. У многих идеал полного счастья был неразлучен с идеалом семьи, ведь она составляла одно единое целое. А многопоколенная многодетная семья обеспечивала связь уходящего и вновь появляющегося: «жить в семье так, как привыкли жить отцы и деды» и передавать детям все самое лучшее – принципы, взгляды, традиции, веру своих предков.

Таким образом, кризис семьи напрямую влияет на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь, родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях, следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным.

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.