Цель урока повторения и обобщения знаний. Методика проведения уроков по обобщению материала, ранее изученного. «По щучьему веленью»

Урок систематизации и обобщения изученного материала имеет следующую структуру:

*Организационный этап.

*Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

*Этап обобщения и систематизации материала.

*Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Эффект интервала описывает надежный вывод о том, что долгосрочное обучение продвигается, когда обучение событий разнесено во времени, а не представлено сразу же. Изучение эффекта интервала фокусировалось на процессах памяти, а не на других типах обучения, таких как приобретение и обобщение новых концепций. В этом исследовании ранним детям начальной школы были представлены уроки по науке в одном из трех графиков: массированные, сгущенные и разнесенные. Результаты показали, что промежуточные уроки во времени привели к повышению производительности обобщения как для простых, так и сложных концепций.

Рассмотрим этапы этого типа урока.

Первый этап – Организационный

“Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, на пришкольном участке, в природе или на производстве – всегда начинается с предварительной организации”.

Распределенные графики обучения способствуют нескольким типам обучения, усиливают последствия эффекта интервала для образовательных практик и учебной программы. Ключевые слова: эффект интервала, распределенное обучение, обучение и память, обобщение, познавательное развитие, учебная программа и практика.

В этом исследовании мы рассмотрим эффект интервала, феномен обучения, обнаруженный на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и до поздней взрослой жизни. Это исследование было разработано для того, чтобы понять наше понимание эффекта интервала двумя способами. Во-первых, мы расширяем результаты недавних исследований, изучая, как интервальное обучение во времени способствует разным уровням обобщения. Хотя недавние исследования показывают, что интервал способствует обобщению, вопрос о том, поддерживает ли интервалы разные уровни обобщения, остается неисследованным.

Организационный момент – это, безусловно, этап и этап сложнейший. И он носит не столько дидактический, сколько психологический характер. Задача этого этапа является не столько учебно-воспитательной, сколько психологической.

А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к обращению и предстоящему занятию.

Во-вторых, этот эксперимент объединяет психологические и образовательные исследования с использованием учебных материалов для изучения влияния времени на обучение. Изучая эффект интервала в учебно-значимой задаче, мы расширяем все больший объем исследований, демонстрирующих преимущества применения разнесенного обучения в образовательной практике.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Эффект интервала относится к обнаружению того, что долговременная память улучшается, когда обучение событий разнесено во времени, а не массируется сразу же. Эффект интервала, вероятно, является наиболее воспроизводимым и надежным нахождением экспериментальной психологии. Сотни статей, в том числе ряд обзоров и метаанализов, нашли эффект интервала в самых разнообразных задачах памяти.

1. Приветствие. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Уже по его характеру в какой-то степени можно судить о характере отношений между ними.

Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Оно – первый ключ к сотрудничеству, именно так его следует понимать и воспринимать. Вот почему нельзя процедуру приветствия осуществлять небрежно и формально. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он проведет урок, ответ учащихся – реакция на эту заявку.

В этих исследованиях память обычно тестируется путем представления учащимся списков слов в двух учебных графиках, массированных и разнесенных. Массированные графики обучения представляют участников с обучающими событиями в непосредственной последовательности. Напротив, интервальные графики обучения распределяют учебные события во времени. После задержки участники просят идентифицировать или вспомнить слова, которые были представлены ранее. Результаты этих исследований последовательно продемонстрировали, что учащиеся имеют более высокую долгосрочную производительность в расписании разнесенных занятий, чем графики обучения в массовом порядке.

2. Определение отсутствующих. Суть его заключается не столько в том, чтобы узнать, кого из студентов нет на уроке. Это не сложно сделать при помощи рапортичек и других приемов. Смысл этой процедуры заключается в другом: учитель здесь формирует свою позицию к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание, если ученик отсутствует без уважительных причин, сочувствие и оказание помощи тем, кто болеет. Обязательно нужно интересоваться у ребят состоянием здоровья их товарищей, которые давно болеют, передавать через учащихся свое сочувствие. Приветствовать ученика, который после долгого отсутствия вновь появился в классе. Словом, не забывать, что, казалось бы, прозаическая проверка отсутствующих может послужить важным инструментом углубления сотрудничества, воспитания гуманизма, учебной дисциплины, любви к школе и учителю.

Интересно, что эффекты интервала кажутся постоянными по времени и развитию. Распределенные графики обучения были протестированы в течение нескольких секунд, дней и лет. Более того, эффекты интервала появляются в раннем детстве, в детстве, во взрослой жизни и в пожилом возрасте. Этот объем работы предполагает, что разнесенное обучение является показателем фундаментальных принципов памяти. Только в течение последних нескольких лет исследования по изучению обобщенного обучения изучались как способность применять классификацию, концепцию или и то, и другое к новому контексту.

3. Проверка готовности учащихся к уроку. Здесь учителя, прежде всего, должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. В какой-то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Классное помещение – рабочее место класса и учителя, и совсем небезразлично, в каком состоянии оно находится. Забота о своем здоровье каждого – один из важнейших каналов формирования чувства собственного достоинства.

Эта работа предполагает, что эффекты интервала могут не ограничиваться памятью для определенных предметов, но вместо этого может быть более общим учебным эффектом. Например, участникам были представлены разные картины относительно неясными художниками либо на графике, либо на графике. После 15-секундной задержки участникам показали не знакомые картины тех же художников и попросили обобщить стиль художника на незнакомые картины. Участники, которые были представлены рисунками на расставленном расписании, были более точными в обобщении стиля живописца, чем участники, на графике с графикой, предполагая, что промежуточные презентации облегчили обобщение, а не массированные презентации.

5. Организация внимания. Необходимо уметь установить четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.

Условия достижения положительных результатов:

*сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя;

*отсутствие многословия, ярко выражения волевая направленность;

Распределенные графики обучения способствуют комплексному обобщению?

Короче говоря, не только интервальные графики обучения способствуют сохранению памяти для определенных предметов, но разнесенные графики способствуют обобщению и новой информации. В нескольких исследованиях, которые исследовали раздельное обучение и обобщение, требуется, чтобы учащиеся делали простые обобщения. Однако вопрос о том, что интервал способствует более сложным обобщениям, которые основаны на более абстрактных структурах, чем перцептивные особенности, остается неисследованным.

*требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся;

*использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока;

*спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью;

Промежуточное обучение обеспечивает время между учебными презентациями для учащихся, чтобы забыть нерелевантную информацию. Однако соответствующие функции, вероятно, присутствуют на последующих обучающих презентациях, активируются в памяти и, таким образом, будут забыты в меньшей степени. Следовательно, когда ученик должен сделать обобщение в более поздний момент времени, ученик будет помнить соответствующие функции и, таким образом, обобщать на основе этих характеристик. В случае сложного обобщения перцептивные признаки, вероятно, будут забыты, тогда как абстрактная структура, скорее всего, будет запоминаться в большей степени.

*последовательность и постоянство в предъявлении требований.

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся;

Кратковременность организационного момента;

Полная готовность класса и оборудования урока к работе;

Быстрое включение класса в деловой ритм;

Организация внимания всех учащихся.

Альтернативно, разнесенное обучение может сдерживать сложное обобщение. Может быть, расстояние между учебными событиями во времени способствует простым обобщениям, но не сложным обобщениям. Чтобы абстрагировать общую основную реляционную структуру, учащимся может потребоваться сравнить два учебных события, которые будут близки во времени, что уже давно было предложено исследованиями по сравнению и аналогии. Действительно, на протяжении многих лет исследователи памяти предположили, что разнесенное обучение сдерживает любую форму обобщения именно по этой причине.

Второй этап - Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Данный этап имеет следующие учебно-воспитательного задачи: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Целевой домен: научная концепция обучения

Мы контекстуализировали наше исследование разнесенного обучения и обобщения в области обучения концепции науки. В частности, мы рассмотрели влияние интервалов в приобретении и обобщении пищевых продуктов детей. Продовольственные цепи - это способы передачи энергии от одного живого к другому в пределах определенного биома.

Мы выбрали пищевые цепи по двум причинам. Во-первых, планы уроков для пищевых сетей обычно подчеркивают обобщение и концептуальное обучение. Например, учителя обычно участвуют в цепочках питания в нескольких биомах и стремятся к тому, чтобы дети были абстрактными через биомы, чтобы приобретать и обобщать концепции. Во-вторых, цепи питания обеспечивают разные уровни обобщения. Дети должны абстрагироваться от биомов, чтобы сформировать понятия, используемые как для простых, так и для сложных обобщений.

1.сообщение изучения материала;

2.формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения материала;

3.показ практической значимости изучения материала, мотивация учащихся к его освоению;

4.постановка перед учащимися учебной проблемы.

Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения. Это означает, что каждый ученик должен осознавать цели всех выполняемых им в учебном процессе действий.

Примером простого обобщения из учебной программы пищевой цепи является понятие о том, что более крупные животные обычно едят мелких животных. Дети должны полагаться на перцептивные особенности животных, чтобы сформировать и обобщить эту концепцию. Примером комплексного обобщения является понятие взаимозависимости. В каждом биоме есть базовая структура, которая характеризует различные отношения между живыми существами. Эти отношения существуют, потому что живые существа зависят друг от друга для пищи и выживания.

Если что-то происходит с одним живым существом, оно часто затрагивает всех других существ из-за взаимозависимости этих отношений. Эти структуры часто называют «пищевыми сетями» и обмениваются общими чертами между биомами. В текущем исследовании мы рассмотрели как простые, так и сложные обобщения.

Однако самое главное – обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к их достижению, раскрыть значение цели для самих школьников. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это “почему-то нужно”. Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность, инициативу при работе над ними”.

В настоящем исследовании исследовалась роль эффекта интервала в простых и сложных обобщениях детей о пищевых цепях. Дети были отнесены к одному из трех графиков обучения: сгруппированы, сгруппированы или разнесены. В собранном состоянии детям в тот же день было дано четыре урока в непосредственной последовательности. В сложном состоянии детям давали два урока, в ближайшей последовательности, в один день и два урока, в ближайшем будущем, на следующий день. Детям в разнесенном состоянии давали один урок в день в течение четырех последовательных дней.

Третий этап - Систематизации и обобщения знаний

Формируется за счет времени отводимого на этапы: проверки домашнего задания, этапа всесторонней проверки знаний, этапа усвоения знаний и этапа закрепления знаний.

Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом.

«В эфире – новости»

Детям в любых условиях давали предварительный тест перед экспериментом и пост-тест через неделю после последнего урока. Различные графики обучения позволили провести непосредственный анализ влияния времени урока на простые и сложные обобщения научных концепций детей. В целом, это исследование расширяет существующие психологические исследования, исследуя роль промежутка в нескольких уровнях обобщения. Более того, мы осмысляем нашу экспертизу с учебно-значимыми материалами, расширяя растущий объем литературы, демонстрируя последствия разнесенного обучения для образовательных практик.

Особенность этого типа урока заключается так же в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое распространение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие в изучаемом материале повторяющихся, а поэтому закономерных связей и отношений, выявление сущности изучаемых процессов.

Участниками были 36 ранних детей начальной школы, которые были набраны из университетской лабораторной школы. Дети были рандомизированы в одно из трех условий: 12 детей были назначены в состояние массажа, 12 детей были назначены в состояние сгущения, а 12 были назначены на разнесенное состояние. Еще четверо детей не были включены в окончательный образец, потому что они отсутствовали в школе и не смогли завершить все сеансы исследования. Дети не получали предварительные инструкции о пищевых цепях в школе.

Дети были рандомизированы в одну из трех условий между субъектами: сгруппированы, сгруппированы или разнесены. Единственное различие между этими условиями заключалось в сроках, когда дети получали четыре урока. Дети в собранном состоянии получили все четыре урока в ближайшей последовательности в понедельник. Дети в условиях сгустков получили два урока в ближайшей последовательности в понедельник и два урока в ближайшем будущем на следующий день, во вторник, обеспечивая сочетание массажа и интервала.

Обобщение учениками фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и территорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходиться рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.

Тема и план повторительно-обобщающего урока с указанием параграфов учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за два-три дня до его проведения. Обычно это делается на предыдущем уроке. На самом уроке в ходе индивидуальных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы обсуждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель ставит дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда устное обсуждение содержания сочетается с выполнением письменной работы: составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по новому для учащихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с соответствующими теме урока параграфами учебника, изученными ранее и еще раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения. Урок обобщения с включением лабораторной работы позволяет учащимся проявить учебные умения, показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и применение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого ученика.

Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявляется уровень усвоения учащимися основных фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития. Эти уроки развивают логическое мышление учащихся, контролируют качество знаний и умений учащихся.

Дидактическая цель повторительно-обобщающего урок: обобщение и систематизация знаний, выделение узловых вопросов темы, программы.

Основными задачами повторительно-обобщающих уроков являются:

*Актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов.

*Упрочение умений и навыков.

*Создание целостной картины события, процесса, которые раньше изучались по частям.

*Систематизация, обобщение знаний.

*Выделение главных процессов, событий изучаемого периода, главных действующих лиц.

*Рассмотрение новых связей в свете уже известных ранее фактов.

*Углубленное объяснение уже известных сложных понятий, позволяющих на более высоком теоретическом уровне понимать явления общественной жизни.

*Тренировочные работы учащихся.

Методы повторительно-обобщающего урока:

*обзорные лекции

*устный опрос

*организация упражнений по углублению практических умений и навыков

*развернутая беседа

*семинарское занятие

*урок – экскурсия

Последний этап данного типа урока - Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебно-воспитательная задача - Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Подвести итоги урока.

В качестве примера был разработан обобщающий урок по физике на тему: "Количество теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость".

Тип урока: урок обобщения знаний

Цель и задачи урока:

Обучающая:

Коррекция знаний учащихся через изучение умений правильно выполнять проверочный тест с использованием системы опроса;

Планируется, что к концу урока учащиеся смогут вывести формулу расчета количества теплоты, объяснить физический смысл теплоемкости, научатся решать задачи на нахождение параметров формулы с помощью интерактивной доски.

Развивающая и воспитательная:

Создать условия для самоконтроля и контроля знаний учащихся;

Способствовать развитию поисково-познавательной активности учащихся, логического мышления, формированию у школьников личностной позиции в определении результата своей деятельности и других учащихся.

Оборудование и учебные материалы:

мультимедийный проектор, интерактивная доска, два штатива, 2 термометра, 2 колбы с водой и растительным маслом массами по 50г.

Методика проведения уроков по обобщению материала, ранее изученного.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Проводя обобщающие уроки, заметила, что для большинства детей из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. И я пришла к выводу, что уроки по обобщению материала должны быть нестандартными.

Тема самообразования, над которой я работала последний год, Методика проведения уроков по обобщению материала, ранее изученного.

Ведущая идея : использование в педагогической практике нестандартных форм проведения уроков.

Цель: развитие интереса у учащихся к изучению русского языка и литературы.

Объект исследования: нетрадиционный урок как элемент обеспечения интереса к изучению предмета.

Предмет исследования: методика и формы проведения нетрадиционных уроков.

Нестандартные уроки:

Уроки с измененными способами организации:

урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок встреча.

Уроки, опирающиеся на фантазию:

урок-сказка, урок-творчество: урок-сочинение, урок-изобретательство, урок- творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок-выставка.

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.

Уроки с игровой состязательной основой:

урок-игра, урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок- деловая игра, урок-обобщение, урок типа КВН, урок: «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование.

Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:

парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок- общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

Цель обобщающих уроков – это контроль знаний, умений и навыков учащихся. Наиболее распро­страненными формами проверки уровня подготовленности школьников по русскому языку являются диктанты, комплексные контрольные работы, сочинения и изложения, устный опрос и т.д.

В настоящее время учителя русского языка все чаще обращаются к такой форме проверки, как зачетные уроки, зачеты. Конечно же контроли­рующую функцию зачета нельзя считать главной. Основное его назначение - систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки по основным разделам программы. Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма.

Как показывает опыт, использовать зачетную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам, или ряду тем. Зачет может охватывать как различные разделы науки о языке, так и раздел « Развитие связной речи».

Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом плане на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не более 4-х зачетов в год. Например,

В 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация»,«Лексика»,«Развитие связной речи».

В 6 классе - «Морфология», «Словообразование »,« Глагол »,« Развитие связной речи учащихся».

В 7 классе - «Причастие», «Деепричастие», «Служебные части речи».

В 8 классе - «Односоставные предложения»,«Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», «Предложения с обособленными членами».

В 9 классе - «Сложное предложение», «Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию».

Как вести подготовку к зачетным урокам и как их проводить? Методические пособия предлагают 3 этапа работы:

1)предварительная подготовка к уроку-зачету

2)проведение уроков - зачетов

3) подведение итогов и внесение коррективов.

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет. Учитель должен сообщить тему и дату проведения зачета, знакомит с требованиями, вопросами и заданиями, ко­торые могут быть индивидуальными для некоторых учеников. Желательно оформить стенд: «Готовься к зачету», где можно поместить: памятки, алго­ритмы, планы, вопросы, образцы ответов и другая информация по проведе­нию зачета. На подготовительном этапе большое значение имеет текущая проверка знаний, умений и навыков. Если ученик успешно занимается на протяжении всех уроков по данной теме, он может быть освобожден от зачета.

Таким образом, практическая и психологическая подготовка к зачету идет на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне усвоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачетном занятии.

На зачетном уроке все виды работы должны быть привычными для учащихся. В ходе опроса следует проверять сформированность основных понятий, умений и навыков по теме.

Оценивается каждый ответ учащихся отдельно как письменный так и устный. Следует не проводить, так называемые, зачеты в конце четверти, когда учитель сомневается в оценке. Получается нередко такая картина: ученик должен день и ночь учить, чтобы ответить, повысить оценку. А если это не один зачет, а сразу несколько? И по другим предметам нужно отве­чать. Каково состояние ученика, родителей, классного руководителя? Поэтому зачетный урок - это плановое занятие, хорошо и грамотно органи­зованное учителем.

План отзыва об устном ответе:

    Было ли вступление, удачно ли оно?

    Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым?

    Удовлетворены ли вы количеством и качеством проводимых примеров?

    Сделано ли обобщение в конце ответа?

    В каком стиле дан ответ?

    Замечания к ответу, дополнения.

    Общее впечатление от ответа.

    Полнота и глубина изложения материала.

    Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.

    Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.

    Замечания, дополнения.

Лекция " Парадокс "

Цель - повторение материала, развитие внимания и критического мышления.

Организация урока: строится на основном материале истории дисциплины.

    Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

    Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания - составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

    Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем.

    Делают записи в тетради в виде таблицы:

    План лекции: ошибки, ответы на вопросы.

    Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.

    Один из учеников называет допущенную ошибку, учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции.

    Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно.

    Обсуждение следующей неточности.

Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность "ошибки".

Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.

Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

Используя игровые технологии на уроках обобщения (и не только), я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить.

Уроки обобщения провожу в следующих формах: урок-игра, урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, урок типа КВН, урок: «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование и т.д.

Например:

Тема урока: Глагол. Повторение изученного Урок-путешествие

Цель урока: закрепить и углубить полученные ранее сведения о глаголе (его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, гласных в корнях с чередованием, не с глаголами; определять синтаксическую роль глагола в предложении).

Ход урока

    Организационный момент.

Ход урока

  1. Жеребьёвка

2. К колесу удачи в установленном порядке выходят представители команд.

Определяется игровая станция.

Теоретическая станция:

    Дайте определение глагола. Чем отличается неопределённая форма глагола от других форм глагола?

    Что называется спряжением глагола? Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?

    Расскажите о правописании -е –и в корнях с чередованием.

    Когда пишется ь после шипящих в глаголах.

    Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.

Практическая станция:

( задания)

    Выборочный диктант.

Распределите глаголы совершенного и несовершенного вида по колонкам.

Зам..рать, расст..лается, блес..нёт, соч..тать, заж..гать, прим..рить друзей, пол..жить, возл..гать, к..снётся, к..сается.

Несов. вид соверш. вид

Замирать блеснёт

расстилать примирить друзей

сочетать положить

зажигать коснётся

возлагать

касается

    Словарный диктант

Негодовать, не была, не бережёшь, зажечь, поджёг спичку, примерять пальто, увидел, будет учиться, устроить поджёг, спрячь.

    Поставьте данные глаголы в форме 3лица мн.ч., предварительно записав их в н.ф.

Мел..шь, стел..шь, обидишь, выгляд..шь, выдерж..шь.

Мелешь (молоть) мелют

Стелешь (стелить) стелют

Обидишь (обидеть) обидят

Выглядишь (глядишь) глядят

Выдержишь (держишь-держать) держат

    Синтаксический разбор предложения.

Дорогая подруга, ты можешь рассчитывать на друзей, которые тебя никогда не подведут.

    Морфологический разбор слова:

Напишешь пером – не вырубишь топором.

Напишешь – глагол

    Что сделаешь?

    н.ф.- написать, сов. вид, 1 спр. , ед. ч. , в буд. вр., во 2л.

    (что сделаешь?) напишешь.

Игровая станция

(задания)

    Игра «Дешифровщики» (слово учитель не называет)

Отгадайте слово:

Это слово итальянского происхождения. Его название когда-то имело значение «стремя».

Некогда срочные письма посылались особыми конными нарочными: они передавали друг другу срочный пакет, едва успев коснуться стременами на скаку.

Подсказка: теперь мы так же называем состязания с передачей на бегу палочки, заменяющей письмо.

Это слово - ЭСТАФЕТА

    Угадай, кто это?

(Условия игры: отгадывающий выходит за дверь. Ученики загадывает кого-то из класса. Лучше всего загадать его самого. Отгадывающий, вернувшись в класс, должен угадать, задав 7 или 10 вопросов. Класс отвечает только «Да» или «Нет». Поэтому вопрос должен предполагать однозначный ответ).

Сообразительная станция:

(задания)

    Во что превратятся глаголы: мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение?

(в существительные)

    С какой частью речи совпадут глаголы: выть, лаять, покрыть попугать, поцеловать, строить, если от них образовать повелительное наклонение единственного числа?

(С существительными: вой, лай…)

3. В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)

4.Что значит ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ? Кто знает историю появления этого слова?

(Глагол опростоволоситься – это синоним глаголов ОШИБИТЬСЯ, СПЛОХОВАТЬ, выражений «СОВЕРШИТЬ ОПЛОШНОСТЬ», « ПОПАСТЬ В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ».

Своим происхождением глагол ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ обязан древнерусскому обычаю. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой (простоволосыми)

5.Откуда пошло выражение ПЕРЕСОЛИТЬ в смысле ПЕРЕСТАРАТЬСЯ?

(На Руси хлеб-соль всегда были знаком дружеской встречи. Этот обычай сохранился до наших дней.

Когда-то соль была очень ценным продуктом. Пищу в старину готовили без соли. Хозяин собственноручно солил еду: кого любил, уважал – тому и соли сыпал нужное количество. Порою, стараясь угодить, удружить, хозяин слишком усердствовал и пересаливал.)

6. Мы говорим: «Учёный прочитал лекцию», «Прочитай стихотворение». А почему ПРОЧИТАЛ? Ведь перед читающим нет текста.

(В средневековых университетах основным видом занятий было чтение. Преподаватель читал книгу и объяснял, толковал недостаточно понятные места. Книгопечатания ещё не было, книгу переписывали от руки, и была она очень дорога и малодоступна. Книга для чтения перед большим числом слушателей писалась очень крупными буквами. Поэтому старинные книги достигали громадных размеров – до полуметра и больше. ОТ тех времён и сохранилось выражение ЧИТАТЬ ЛЕКЦИИ, СТИХИ).А какая самая большая книга в мире?

Отгадай пословицу по словам:

    1. Коса – камень (Нашла коса на камень).

      Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

      Язык – дело (НЕ спеши языком, торопись делом)

      Дело – мастер (Дело мастера боится)

      Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

Найдите слова, начинающиеся буквами: Б, В, К, Л, М, С.

(рисунок-плакат)

Назовите пословицы, в которых употребляется числительное СЕМЬ.

    Семеро одного не ждут

    Семь Раз отмерь – один раз отрежь.

    Семеро одного не ждут.

    Семь бед – один ответ.

    Семеро с ложкой – один с сошкой

Станция «Скороговорки»

(задания)

1-я команда:

    Кукушка кукушонку купила капюшон.

В капюшоне кукушонок смешон.

2.Протокол про протокол запротоколировали.

2-я команда:

1.Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

2. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

3-я команда:

1. На дворе растёт трава,

На траве лежат дрова.

Не руби дрова на траве двора.

    Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Подведение итогов урока: подсчёт баллов и выявление победителей.

Игровые формы на уроке русского языка.

2.1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.

Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно» . Задания детям можно предложить в следующих формах:

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофер, щавель, украинский, термос, начал, звонишь.

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощник шофера снял телефонную трубку:

Ты чего звонишь?

На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощник шофера положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

«Пригласи на обед»

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире – новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста – события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивает расширение кругозора. Систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей программ новостей.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов». Задача участника – правильно прочитать предложенный текст. Например: «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оценивается в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с третьей декады текущего месяца до конца квартала».

2.2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Из слов, данных учителем, нужно собрать несколько фразеологизмов. Например: как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.Ответы: куда Макар телят не гонял, как в воду канул, ветер свистит в карманах, на языке вертится, в ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», собаку съел».

«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Задание может сопровождаться орфографической работой (раскрыть скобки, вставить пропущенный буквы). Например:

Бояться (не)счастья – в лес не ходить.

(Не)другу поверишь – словам твоим никогда веры (не)будет.

Волков бояться – друга обмануть.

(Не)плюй в колодец – стыдно (не)учиться.

Раз скажешь (не)правду – и счастья не видать.

(Не)стыдно (не)знать – пригодится воды напиться.

«Акростих»

К определенному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с букв, имеющихся в данном слове.

«Переводчик»

Суть игры заключается в том, чтобы подобрать к диалектизмам, профессионализмам, жаргонизмам, устаревшим словам общеупотребительные слова с синонимичным значением, т. е. «перевести» данные слова на понятный язык. При работе с устаревшими словами я использую картинку с изображением человека в полный рост и называю части тела человека. Задача учащихся – показать на картинке части тела, названные устаревшими словами, и подобрать современные синонимы: око (глаз), чело (лоб), выя (шея), чрево (живот), перст (палец), перси (грудь), вежды (веки), ланиты (щеки), уста (губы), зеница (зрачок), рамо (плечо), длань (ладонь), шуйца (левая рука), десница (правая рука), пясть (ладонь с пальцами).

Другой пример использования игры – кто быстрее найдет в предложениях заимствованные слова и заменит их русскими:

1. При проверке было выявлено немало дефектов. 2. Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны. 4. Все работали с энтузиазмом. 5. Мы гордимся нашим голкипером. 6. В газете появилась информация о футбольном матче. 7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Подобная игра может использовать при изучении синонимов, антонимов. Например:

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

«Кто быстрее»

Задание: вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых встречаются определенные слова, например, голова (потерять голову, морочить голову, вскружить голову, человек с головой, с больной головы на здоровую и т. д.), ноги (уносить ноги, встать не с той ноги, путаться под ногами и т. д.), нос (задирать нос, водить за нос, зарубить на носу и т. д.). Можно называть фразеологизмы по очереди, выигрывает тот, кто называет последний.

«Следствие ведут знатоки»

Игра используется при изучении темы «Профессионализмы» (6 класс). Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.- Фамилия?

Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

Пятьдесят два, Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

«Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Например, волка ноги кормят, брать быка за рога, куры не клюют, умирающий лебедь, хорош гусь, комар носу не подточит, подложить свинью, всяк кулик свое болото хвалит, кот наплакал и т. д.

«Любопытный»

Один учащийся отвечает на вопросы остальных, но все ответы должны начинаться на определенную, обговоренную заранее букву, например к .

Где был? (На концерте.)

Кто там выступал? (Королева, Киркоров.)

Какую еду любишь? (Конфеты.)

Какие музыкальные инструменты знаешь? (Кларнет).

Каких знаешь птиц? (Клест, кукушка.) и т. д.

Данная игра позволяет выявить, а затем обогатить словарный запас учащихся.

«Перевертыш»

Игру можно использовать, например, при изучении прямого и переносного значения слова, отрабатывая умение узнавать переносное значение и употреблять слова в переносном значении.

Задание: замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении:

железный гвоздь, румяная девочка, глу­хая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная што­ра, стальная балка; замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел пе­реносное значение: Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

«Эрудит»

Эта игра активи­зирует мыслительную деятельность и содействует расширению кругозора учащихся.

Задание: угадай слово по толкованию его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохра­няющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) На­чальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале стро­ки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обес­печивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отече­ство, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Эту игру можно также провести с помощью кроссворда. (Об использовании кроссворда на уроках русского языка смотри далее.)

Задание: объясни разницу в значении слов: адресат - адресант, дипломат - дипло­мант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпеча­ток, поглотить - проглотить.

Задание: к словам, которые устарели и не употребляются в современном русском язы­ке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни: персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (ки­читься), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).

2.3.Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует учащихся. Игра проходит так: все учащиеся встают в круг, а учитель – в центр этого круга. Учитель бросает мяч кому-либо из учащихся и называет слово (например, с орфограммой «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» при изучении этой темы). Учащийся отвечает, какую букву (о или ё) нужно писать в слове, и возвращает мяч учителю. Если учащийся отвечает правильно, он может сесть на место (если в классе мало учащихся, то участник игры садится после двух-трех правильных ответов). Если ученик ошибся, он продолжает играть.

«По щучьему веленью»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму они хотели бы видеть в тетрадях одноклассников. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например, «По щучьему веленью, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся и -ться в глаголах».

«Умный редактор»

В этой игре учащиеся становится редакторами, задача которых – перестроить предложения и расставить в них знаки препинания. Варианты заданий:

Исправить предложения, заменив в придаточном союзное слово который союзными словами где, откуда, куда;

Объяснить и исправить ошибки в построении предложений;

Перестроить сложные предложения, заменив придаточные предложения причастными оборотами (или наоборот) и др.

Данная игра позволяет совершенствовать умения учащихся строить предложения с разными синтаксическими конструкциями, закрепляет пунктуационные навыки.

«Светофор»

Игра может быть использована для отработки орфографической зоркости. Учащиеся заранее готовят сигнальные карточки красного и зеленого цветов и поднимают нужную карточку, когда учитель называет слова с повторяемой орфограммой. Например, при изучении темы «Буквы о-а в корне –рос- - -раст-» учащиеся поднимают зеленую карточку, если считают, что слово пишется с буквой о, или красную, если считают, что нужно писать букву а.

Эта игра может использоваться при изучении практически любой орфограммы («Употребление Ь на конце существительных после шипящих», «Буквы о-а после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных», «Буквы е-и в корнях с чередованием» и т. д.), дающей выбор между двумя вариантами написания.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, отличающееся от двух других по какому-либо признаку (написанию, виду орфограммы и т. д.). Например, горяч, могуч, плач (лишнее – плач, так как существительное); революция, циркуль, нация (лишнее – циркуль, так как орфограмма «Буквы ы-и после ц» в корне).

2.4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий

Предложив детям эту игру, мы даем им возможность почувствовать себя пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие задания:

Развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

Сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Примеры заданий:

1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

    Что общего между шпаргалкой и пеленкой?

    Что общего между капором, капюшоном и капустой?

    Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

    Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

2.Напишите сочинение на одну из тем (в форме реферата, сказки, доклада, детектива и др. –

в зависимости от формулировки темы).

    Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

    Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части речи в другую.)

    Волшебник по имени Йот.

2.5. Кроссворды, чайнворды, ребусы

Эти игровые формы могут использоваться на уроках разных типов и на любом этапе урока. В начале урока кроссворд может быть предложен учителем с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворда и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность на уроке.

Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае кроссворд не только может быть предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной теме).

Примеры кроссвордов, используемых мной в 6 классе.

При изучении темы «Диалектизмы» на уроке выполняем упражнение 73 (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 6 класс, Москва, Просвещение,2009 г.). Сначала выписываем в тетрадь диалектные слова – названия ветров, затем детям предлагается кроссворд.

    1. Общее название слов, которые употребляются в той или иной местности. (Диалект)

      Юго-восточный ветер. (Обедник)

      Осенний северный ветер. (Сиверко)

      Южный ветер. (Летник)

      Восточный ветер. (Всток)

Если в ходе объяснения темы «Диалектизмы» понятие «диалект» еще не звучало, то можно вопрос №1 кроссворда задать в последнюю очередь и подвести детей к самостоятельной формулировке термина.

Удобно использовать кроссворды для повторения теоретического материала по какой-либо общей теме. Например, завершая изучать в 6 классе тему «Разряды имен прилагательных», предлагаю детям работу с таким кроссвордом:

1.Эту синтаксическую функцию чаще всего выполняет имя прилагательное в предложении.

2. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

3. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

4. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

5. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

«Составь текст и озвучь его»

Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофер, щавель, украинский, термос, начал, звонишь.

«Акростих»

К определенному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с букв, имеющихся в данном слове.

«Собери словарные слова»

га

щи

та

бо

же

на

жен

зе

то

ин

ло

дир

ко

рек

нер

ди

ман

тор

«Нить Ариадны»

К

Е

«Разряды имен прилагательных»

Вопросы:

1.Эту синтаксическую функцию чаще всего выполняет имя прилагательное в предложении.

2. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

3. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

4. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

5. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?