Развитие организма в дошкольном возрасте. "Особенности развития организма ребёнка"

(* Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей.- М.: Медицина, 1986.) Печатается с сокращениями.

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально только при правильном воспитании и хорошо организованном уходе за ними.

Уход, воспитание и вскармливание ребенка на первом году жизни определяются особенностями развития детского организма. Будет большой ошибкой рассматривать ребенка как уменьшенную копию взрослого, ибо его организм отличается строением и функциональными особенностями внутренних органов. Поговорим об этом подробнее.

Первый год жизни - самый ответственный. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития.

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у новорожденного прекращается непосредственная связь с организмом матери, наступает период новорожденности, который длится один месяц. За это время малыш приспосабливается к совершенно новой для него внешней среде. Происходит известная перестройка его организма. Одни органы и системы действовали уже внутриутробно (сердце, почки, эндокринные железы, органы кроветворения и т. д.), другие (органы дыхания, пищеварения и пр.) начинают функционировать только после рождения ребенка.

Особенностью новорожденного является наличие у него пуповинного остатка, в котором проходят три крупных сосуда: две артерии и вена. После перерезки пуповины сосуды закрываются не сразу, вследствие чего существует угроза попадания через них инфекции. Пупочная ранка также часто служит «входными воротами» для болезнетворных микробов, поэтому важно следить за чистотой тела ребенка, регулярно его купать и по совету врача с помощью медицинской сестры обрабатывать пупочную ранку.

Кожа у только что родившегося ребенка покрыта первородной смазкой серовато-белого цвета, которая предохраняет кожу во внутриутробном периоде от воздействия околоплодных вод и облегчает прохождение ребенка через родовые пути матери. Иногда смазка бывает желтоватого или зеленоватого цвета. На плечах и спине новорожденного имеются мягкие пушковые волосы.

Кожа новорожденного нежная, тонкая, поэтому она легко ранима и подвержена различным заболеваниям.

Иногда ребенок рождается со значительным пластинчатым шелушением (мелкое шелушение можно наблюдать почти у каждого ребенка). У детей, родившихся от матерей, больных некоторыми заболеваниями, помимо шелушения, встречаются трещины кожи, через которые могут проникать возбудители инфекций в организм.

У новорожденного усиленно работают сальные железы. Потовые железы несколько недоразвиты. Ногти у доношенных детей развиты хорошо, а волосы на голове разной длины, густоты и цвета.

Подкожный жировой слой у плода откладывается главным образом в последние 1 1 / 2 -2 мес внутриутробной жизни и к моменту рождения бывает хорошо выражен. Жировая ткань новорожденного отличается большой плотностью. Интенсивное увеличение подкожного жирового слоя у детей происходит в первые 6 мес.

Скелет. Костная ткань содержит мало солей извести; вместо некоторых костей имеются хрящи.

При прохождении ребенка через родовые пути матери кости черепа могут «заходить» друг за друга. Благодаря этому размеры головы уменьшаются, что значительно облегчает роды. Такая деформация костей черепа у ребенка часто сохраняется еще некоторое время после рождения.

В течение первого года жизни малыша кости черепа не сращены между собой. В местах соединения трех или четырех костей остаются мягкие участки - так называемые роднички. Над серединой лба расположен «большой родничок», через который можно прощупать «толчки» - биение мозговых сосудов.

Постепенно мелкие промежутки между костями черепа (швы) окостеневают, а роднички уменьшаются и к 9-14-му месяцу полностью закрываются костной тканью.

Голова новорожденного велика; окружность ее 34-36 см., а к году достигает 45-46 см. Длина рук и ног одинакова. По сравнению с ростом ребенка ноги относительно короткие. Туловище длинное. Позвоночник в основном сформирован из хрящей и в отличие от позвоночника взрослых не имеет изгибов. Грудная клетка бочкообразной (а не плоской, как у взрослого) формы. Ребра тоже еще не окостенели, состоят преимущественно из хрящей, очень податливы и мягки. К позвоночнику ребра прикреплены не косо, как у взрослых, а почти горизонтально, поэтому при дыхании грудная клетка недостаточно расширяется и мало спадается.

Мускулатура развита слабо. Тело новорожденного как бы стремится сохранить внутриутробное положение с согнутыми и приведенными к туловищу руками и ногами. При разгибании их вы ощущаете некоторое сопротивление (так называемая физиологическая гипертония мышц), которое с возрастом постепенно исчезает.

Тепловая регуляция новорожденного менее совершенна, чем у детей старшего возраста. Температура тела неустойчива и может колебаться в зависимости от условий окружающей среды. При этом следует знать, что новорожденные хуже переносят перегревание, чем охлаждение.

Органы дыхания. Носовые ходы у новорожденного узкие, хрящи гортани и трахеи тонкие. Выстилающая их слизистая оболочка склонна к набуханию. Легкие бедны эластическими волокнами. В акте дыхания реберная мускулатура и мышцы живота почти не участвуют, как это бывает у взрослых. Дыхание, которое в основном осуществляется благодаря сокращению и расслаблению грудобрюшной преграды (диафрагмы), недостаточно глубокое, неравномерное и учащенное (48-60 раз в минуту). Потребность же в кислороде при расчете на 1 кг массы тела гораздо большая, чем у взрослого. В то же время объем легких невелик и дыхание поверхностное (этим объясняется сравнительно высокая частота дыхания новорожденных). При заболеваниях легких всегда можно ожидать тяжелые расстройства самого акта дыхания.

Ребенок так же, как взрослый, дышит и через поры кожи, а так как поверхность кожи у ребенка относительно его массы больше, чем у взрослого, кожное дыхание происходит интенсивнее.

Сердце у детей раннего возраста составляет почти 0,9 % массы тела (у взрослого - только 0,5 %). Мышца сердца тонкая и нежная. Пульс 120-140 в минуту, очень изменчив (например, если малыш кричит, то он может достигать 160-200!). Скорость кровотока выше, чем у взрослого. Относительное количество крови (при расчете на 1 кг массы тела), циркулирующей в кровеносной системе, больше, чем у взрослого, поэтому органы кровообращения у новорожденного функционируют со значительным напряжением. В течение первого года жизни сердце усиленно растет и к году масса его удваивается.

Желудочно-кишечный тракт. Полость рта у новорожденного сравнительно невелика. Язык большой. Слюнные железы выделяют мало слюны. Зубы при рождении у ребенка имеются в редких случаях. Хотя они держатся слабо, но мешают сосать и их надо удалить в первые дни. Слизистая оболочка полости рта ярко-красная из-за большого количества кровеносных сосудов и поверхностного их расположения. На твердом небе по средней линии видны желтовато-белые точки - так называемые узелки Бона. На наружной стороне слизистой оболочки губ выражены «подушечки», которые так же, как и сосательные валики, участвуют в акте сосания. Активность, сила сосательных движений у ребенка служат показателем не только его «зрелости», но и состояния здоровья: первыми симптомами любого заболевания новорожденного являются вялое сосание или отказ от груди.

Пищевод у ребенка невелик - длина его всего 10-11 см. Желудок расположен почти вертикально, поэтому молоко из него легко возвращается обратно в пищевод и полость рта. Опорожнение желудка в первые дни замедлено, чувствительность его слизистой оболочки повышена. Мышечная и эластическая ткань в стенках желудка и кишечника развита недостаточно, вследствие чего желудок и кишечник легко переполняются газами (а их образуется избыточное количество при нарушении вскармливания или заболеваниях ребенка). Кишечник у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, причем стенки его легко проходимы для микробов и ядовитых продуктов их жизнедеятельности - токсинов.

Нервная регуляция желудочно-кишечного тракта развита не полностью, в результате чего ослаблена необходимая функциональная слаженность между различными частями пищеварительного тракта. Поэтому у новорожденных часто встречаются всевозможные отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота, вздутие живота, учащенный стул и т. д. Следует помнить, что некоторые дети при сосании заглатывают много воздуха. В дальнейшем, выходя из желудка, воздух увлекает за собой наружу и молоко.

В первые дни после рождения у ребенка выделяется первородный кал - меконий, который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни. Меконий представляет собой темно-оливковую, тягучую, без запаха массу, состоящую из выделений пищеварительного тракта, эпителия и фильтрата проглоченных околоплодных вод. В течение первых 4 дней жизни обычно выходит весь меконий. Затем появляется так называемый переходный, зеленовато-коричневый кал слизистого характера, а еще через 1-2 дня - нормальные испражнения 1-2, редко 3 раза в сутки.

При вскармливании грудным молоком цвет кала скоро становится светло-желтым, приобретает кислый запах и кашицеобразную консистенцию. Если же малыш получает коровье молоко, то кал бывает плотнее, серо-желтого цвета, похож на замазку и имеет неприятный запах.

Мочевыделительная система. Почки развиты хорошо. В первые дни количество выделяемой мочи колеблется от 6 до 55 мл в сутки. Первые порции мочи бесцветные или имеют желтоватый оттенок. В последующие дни моча становится мутноватой, более интенсивно окрашенной, а в дни наибольшего падения массы тела нередко бывает коричневой. Большое количество мочекислых солей можно определить по красноватому цвету осадка и по красновато-коричневым пятнам, остающимся на пеленках. С 4-5-го дня моча становится более светлой и прозрачной.

До 3-го дня жизни число мочеиспусканий невелико (4-5 раз в сутки), но уже к концу первой и к середине второй недели оно возрастает до 20-25 в сутки. Вместимость мочевого пузыря у новорожденного небольшая.

Наружные половые органы к рождению ребенка уже сформированы. У мальчиков яички находятся в мошонке, а у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Нервная система. Головной мозг у новорожденного велик, но его отделы, нервные клетки, составляющие ткань мозга, развиты недостаточно. Спинной мозг у новорожденного более развит.

Ребенок появляется на свет только с безусловными врожденными рефлексами. Такие рефлексы, как глотательный, сосательный, мигательный, защитный (реакция на боль, горячее, холодное), хватательный, опоры, шаговый, ползание и другие выражены у здорового новорожденного хорошо. К моменту рождения все рецепторы - воспринимающие раздражения, нервные окончания в организме ребенка - готовы к элементарному функционированию. Новорожденный реагирует на яркий свет (способность фиксировать взгляд развивается несколько позже). Слух понижен, однако на сильный звук новорожденные реагируют. Вкусовые, обонятельные, осязательные рецепторы действуют хорошо.

По мере роста ребенка, развития его центральной нервной системы и взаимодействия с окружающей средой возникают новые рефлексы («привычки»), которые являются уже условными.

Защитные функции. Известно, что организм новорожденного невосприимчив к ряду детских инфекционных заболеваний, к которым он получил иммунитет от матери. В то же время новорожденный не обладает достаточными защитными силами против многих микробов - стафилококка, стрептококка, пневмококка, кишечной палочки. Это приводит к тому, что при малейших погрешностях в уходе и питании дети заболевают.

К концу первого месяца заканчивается период новорожденности, наступает грудной возраст, продолжающийся до конца первого года и характеризующийся усиленным ростом и развитием всех органов и систем.

Масса тела и рост новорожденного во многом зависят от его пола, конституции родителей, числа беременностей у матери. У детей, родившихся от повторной беременности, как правило, больше масса тела и больше рост, чем у детей от первой беременности.

Рост доношенного ребенка в среднем 50 см (48-52 см), причем мальчики обычно несколько длиннее девочек. Наиболее энергично растут дети в первые три месяца, когда ежемесячная прибавка равняется 3 см. До шести месяцев прибавка составляет 2- 2,5 см в месяц, затем -2 см и с девяти месяцев до 1 года 1,5 см. Таким образом, за первый год жизни ребенок вырастает на 25 см. Если принять во внимание, что в дальнейшем рост увеличивается приблизительно на 5 см в год, то можно легко представить себе, как напряженно протекают процессы обмена веществ у ребенка в течение первого года жизни.

Доношенный ребенок при рождении имеет массу тела 3000-3500 г. У мальчиков она обычно несколько больше, чем у девочек.

Законы прибавления массы тела те же, что и роста, чем меньше возраст, тем больше прибавка. За первый месяц жизни ребенок в среднем прибавляет 600 г, за второй и третий по 800 г, а далее каждый последующий месяц на 50 г меньше по сравнению с предыдущим. К 41/2 мес жизни масса тела удваивается, а к году утраивается.

Зубы прорезываются после 6 мес, и к году у ребенка должно быть 8 зубов.

Знание возрастных особенностей развития ребенка облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Помогает следить за физическим и психическим развитием детей.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки (таб.1).

Масса новорожденных девочек составляет в среднем 3,3 кг, мальчиков - 3,4 кг к году масса утраивается. За второй год жизни ребенок прибавляет 2,5-3,5 кг, за третий год-1,5-2,0 кг. На четвертом, пятом и шестом годах жизни ежегодная прибавка составляет 1,5-2,0 кг. С 7 лет начинается усиленное нарастание массы тела.

Подобно изменениям массы, прибавка роста идет неравномерно. Средний рост новорожденных-50 см. За первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см. За второй и третий годы он прибавляется ежегодно по 8 см, а с 4 до 7 лет годовая прибавка роста составляет 5-7 см .

Таблица 1 Средние показатели массы тела и роста здоровых детей раннего и дошкольного возраста (по Ю.Ф.Змановскому, 1989)

При рождении ребенка окружность его головы больше чем окружность грудной клетки. Окружность головы новорожденного ребенка - 34 см, а груди - 33 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 12 см, становясь равной 46 см; за второй год окружность головы увеличивается только на 2 см, за последующие 4 года окружность головы возрастает еще на 3 см, и к 6 годам ее величина составляет 51 см. Окружность груди к концу первого года жизни достигает 48 см, в 5 лет - 56 см, в 15 лет - 73 см.

Возрастные изменения пропорций тела. У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общего роста, у 2-летнего - 1/5 , у 6-летнего -1/6, а у взрослого -1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 57 см, т. е. более чем втрое. За этот же период длина рук увеличивается немногим больше, чем в 2 раза и становится равной 41 см. Туловище увеличивается до 37 см, т. е. в 2 раза. За весь период развития длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4 раза, а туловища - в 3 раза .

С 2-3 лет начинается образование костной ткани с пластинчатой структурой. Процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах продолжается в течение всего дошкольного периода (когда ребенок начинает держать голову, лежать на спине, сидеть, ходить). Позвоночник детей отличается подвижностью, физиологические изгибы его неустойчивы и сглаживаются, когда ребенок лежит. Мягкая масса скелета легко поддается влияниям, изменяющим ее форму: неправильное положение тела при сидении, стоянии, лежании. Неправильные позы быстро становятся привычными, появляются нарушения осанки, которые отрицательно сказываются на функции кровообращения, дыхания, происходит неправильный рост костей.

Костная система у детей богаче хрящевой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующая росту ребенка одежда, обувь, мебель и т. д.) .

Формирование свода стопы начинается на первом году жизни, наиболее интенсивно - с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте.

При обычной ходьбе стопы ставят по отношению к срединной (сагиттальной) плоскости тела под углом до 35 градусов. Это самая выгодная опора. У большинства детей при ходьбе стопы располагаются параллельно, а у маленьких слегка повернуты внутрь. Если угол разведения стоп детей шире собственной ладони, то создается перегрузка внутреннего свода стоп под тяжестью тела. Это одна из причин оседания свода, т. е. образования плоскостопия .

Поэтому необходимо уделять особое внимание подбору соответствующей обуви (на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком, и мышечная масса составляет около 25% массы его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%. У детей младшего дошкольного возраста мышцы-разгибатели недостаточно развиты и довольно слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы: опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина. К 5 годам значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Показатели мышечной силы отражают как особенности возрастного развития, так и влияние физкультурных занятий. Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5-4 кг в возрасте 3-4 лет до 13-15 кг к 7 годам. Уже с 4 лет отмечаются различия в показателях у мальчиков и девочек. Сила мышц туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза с 15-17 кг в 3-4 года до 32-34 кг .

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга .

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков .

За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

В первые годы жизни сердечно-сосудистая система ребенка претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца .

Число сердечных сокращений у новорожденных 120-140, в 1 год 120-125, в 2 года 110-115, 3 года 105-110, 4 года 100-105, 5 лет 98-100, 6 лет 90-95, 7 лет 85-90. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков реже, чем у девочек того же возраста .

Артериальное давление с возрастом увеличивается: на первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст., в возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объемы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.

Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30 - 35 в мин, к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 26-22. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция, потребление кислорода увеличивается почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

Повышение уровня морфологического и функционального развития основных систем организма обеспечивает и рост физической работоспособности детей. Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25-30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза .

На активные движения у двухлетних детей приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Интенсивность двигательной активности -среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений .

Не соблюдение в процессе обучения возрастных особенностей и возможностей ребенка, а т.ж. ускорение темпа обучения детей вызывает непосильное напряжение организма, наносящее вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Знание особенностей развития организма детей дошкольного возраста является обязательным условием при построении занятия физической культурой.

Такие занятия никакой пользы для здоровья не принесут. Ребята часто переоценивают свои возможности, стараются скорее стать взрослыми и берутся за дело, которое им еще не по силам. Система физического воспитания подрастающего поколения в нашей Стране строится с учетом особенностей развития растущего организма.

Возраст детей, подростков и юношей условно ограничивается первыми 18 годами жизни и делится на возрастные периоды: дошкольный (от рождения до 7 лет), младший школьный (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет, что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту) и юношеский (от 15 до 18 лет). Рост и развитие детского организма протекают непрерывно и в различные возрастные периоды неравномерно.

Важнейшим этапом физического и умственного развития ребенка является дошкольный возраст. В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевой ткани. Это нужно знать и неустанно заботиться о правильной позе, осанке , походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем возрасте не заканчивается, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно мышцы, спины, и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Поэтому для младших школьников очень важны и необходимы повседневные систематические физические упражнения.

Младший школьный возраст - период формирования отношения к учению как к трудовой, общественно значимой деятельности. Очень важно создать у ребенка привычку к систематическому труду и умение преодолевать трудности.

В жизни детей младшего школьного возраста большое место занимает игра, содержанием которой являются главным образом действия и поступки, позволяющие выявлять такие качества, как смелость, мужество, находчивость ит. п. Ребят занимают подвижные игры с правилами и элементами соревнования. Эти игры воспитывают такие качества, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выдержка, настойчивость, смелость. Различия между мальчиками и девочками в младшем возрасте выражены незначительно, поэтому принципиальных особенностей в методике и содержании упражнений нет.

Средний школьный возраст - это период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мышечный аппарат, идет процесс окостенения скелета . Подросток выглядит нескладным, угловатым. Это объясняется неравномерным физическим развитием: в то время как кости позвоночника и конечностей интенсивно растут в длину, грудная клетка в развитии отстает. Вместе с тем в этот период происходит интенсивный процесс полового созревания, увеличивается мышечная сила, которая еще не означает роста выносливости. Но ребята, испытывая прилив сил и энергии, берутся за тяжелую, часто непосильную физическую работу, в результате которой может нарушаться структура костей позвоночника, таза и конечностей. Все это заставляет относиться к физическому воспитанию подростков очень внимательно, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста.

Это требование вытекает из особенностей сердечно-сосудистой системы подростка: сердце в этом возрасте значительно увеличивается в объеме, оно становится более сильным, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Случаются некоторые временные расстройства кровообращения, повышается кровяное давление. У некоторых подростков появляется головокружение, сердцебиение, временная слабость, головные боли и т. д.

В это время нервная система подростка еще не всегда может выдерживать длительные монотонные раздражители (например, звуки) и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Одни подростки под влиянием этого быстро устают, становятся вялыми, рассеянными; другие - раздражительными, нервозными, начинают совершать иногда несвойственные им поступки.

Подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких силовых движений. Для данного возраста наиболее пригодны физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе (например, катание на коньках, плавание, ходьба на лыжах по пересеченной местности и др.).

При правильно организованной учебно-тренировочной работе и врачебном контроле подростки могут показывать даже выдающиеся результаты. Примером служат выступления юных гимнасток, фигуристок, пловцов.

Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое у девочек начинается в младшем школьном возрасте, а у мальчиков несколько позже. В подростковом возрасте ребята зачастую не умеют оценивать, сдерживать и правильно направлять новые для них инстинкты и стремления, нередко они не умеют контролировать свои чувства и поведение, правильно строить свои взаимоотношения с людьми противоположного пола. Чтобы на этой почве не возникли нежелательные черты в развитии личности подростка, воспитатели должны умно, тактично помочь ему разобраться во всех вопросах, которые его волнуют. Поможет правильный распорядок жизни подростка, строгий режим труда, сна, отдыха и питания, регулярные занятия физкультурой и спортом.

В этот период начинают появляться различия в развитии мальчиков и девочек. Девочки заметно прибавляют в весе и росте, но уступают мальчикам в силе, скорости и выносливости. После 14-15 лет девочки растут медленнее, а мальчики - быстрее и они вновь обгоняют девочек в физическом развитии и сохраняют это преимущество на протяжении последующих лет.

Общественная активность подростка, участие в общественных делах способствуют его творческой деятельности, создают полезную направленность и устремленность. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростка. Наоборот, праздность, безделье, отсутствие полезных занятий могут привести к ухудшению здоровья и возникновению вредных привычек. Формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов в подростковом возрасте занимает важное место в общем процессе развития. Активность, энергия, инициативность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм, сила воли - таковы важнейшие характерные черты личности, проявляющиеся в подростковом возрасте. Для подростков очень характерно развитие чувства товарищества, потребности в дружеском общении со сверстниками и взрослыми, стремление к самостоятельности.

Старший школьный возраст , или, как его называют, период ранней юности,- период жизни и развития человека примерно от 15 до 18 лет. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В этом возрасте стабильны рост и вес. Темп роста в длину замедляется, нарастает мышечная сила, умственная и физическая работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета , трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Завершается развитие центральной нервной системы.

Старшеклассникам доступны все виды силовых упражнений и упражнений на выносливость, они без вреда для себя могут участвовать в соревнованиях по скоростным видам спорта, добиваясь заметных успехов.

В старшем школьном возрасте обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, вызывающие заметные изменения внешности юношей и девушек. В некоторых случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.

Однако завершение периода полового созревания и физического развития не означает еще гражданской зрелости. И поэтому лишь к 18 годам по законодательству разрешается вступление в брак. Следует иметь в виду, что ранняя половая жизнь приносит вред организму, так как остальные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная - еще не завершили своего формирования.

В старшем школьном возрасте интенсивно формируется духовный облик, определяются черты характера человека, происходит становление мировоззрения и личности. У юношей и девушек заметно развивается самосознание, которое возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют школьника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований. Но оценить себя всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Старшеклассник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому некоторые юноши и девушки переоценивают свою личность, проявляют высокомерие, зазнайство, тщеславие, пренебрежительно относятся к окружающим; другие, наоборот, болезненно недооценивают себя.

Для старшеклассников характерно развитое чувство товарищества, глубокая дружба, отзывчивость, взаимное доверие, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов и т. д. Растет их сознательное отношение к труду и учению. Познавательные интересы приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. Более определенно и ярко начинают проявляться способности к различным видам деятельности: математические, конструктивно-технические, литературные, музыкальные, спортивные и т. д. В это время расширяется эмоциональная сфера личности, появляется интерес к своему будущему.

По мнению Ю.А. Ермолаева дошкольный возраст охватывает период жизни от 3 до 6 - 7 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на воспитательный и образовательный процесс (1985).

Физиологические особенности детей дошкольного возраста

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, составляющими основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка.

Особенностью ЦНС ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Но длительное поддержание процесса возбуждения ещё не возможно, и дети быстро утомляются.

Для первых лет жизни детей характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Произвольное же внимание очень кратковременно от 3 до 20 минут, поэтому большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.

Особое значение в поведении ребёнка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы, а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (А.С. Солодков, 2005).

Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, а затем продолжается её совершенствование. По мере роста ребёнка и улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет.

Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произношении слов. Её возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Повышается острота слуха и способность к дифференцировке звуков (Н.И. Обреимова, 2000).

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов -- мышечных веретён и сухожильных рецепторов начинается уже со 2 - 4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рождения до 4 - 6 лет. Это резко улучшает возможность регуляции двигательной активности и выработки новых навыков.

Многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Ранее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребёнку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни (А.С. Солодков, 2005).

В дошкольном возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата. К 5 - 6 годам форма позвоночника, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна (Н.И. Обреимова, 2000). Содержание кальция в скелете увеличивается, поэтому идёт окостенение скелета, но все же в нем еще много хрящевой ткани. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому кости гибкие, поэтому в этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата (З.В. Любимова, 2003).

В первые годы жизни у детей тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызывать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков дошкольного возраста равна силе мышц девочек (А.С. Солодков, 2005).

Постепенно нарастает масса мышечной ткани. В период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой (1985) и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста можно выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Большое значение в обеспечении жизнедеятельности человека имеет кардиореспираторный аппарат. Детей дошкольного возраста отличают небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы, которые в свою очередь определяют малый СОК, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень АД. С возрастом сердечнососудистая система становится более работоспособной. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений, урезается ЧСС: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет -- 100 ударов в 1 мин, в 7 лет -- 85--90 ударов в 1 минуту. Величина ЧСС очень лабильна, легко меняется при любых внешних раздражениях (З.В. Любимова, 2003).

Легочная ткань ребенка мало растяжима, бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка конусовидна и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Всё это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхание у детей частое поверхностное. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при нагрузках и эмоциональных вспышках. В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки, появляется брюшной тип дыхания.

Энергетический обмен у детей дошкольного возраста значительно превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно -- на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растёт с возрастом.

В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания (Н.И. Обреимова, 2000).

Таким образом, на протяжении периода от 3 до 7 лет, выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций, при этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой в двигательной функции, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия в эти критические периоды средств физического воспитания. При этом доказано, что возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития.

Первые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни - Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

Быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

Быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

Начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

Работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет - Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

От 3 до 6-7 лет - Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.