Проект на тему чувашская вышивка. Особенности чувашской вышивки










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с чувашским национальным орнаментом; изучить его особенности и элементы; развить внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента; воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение и любовь к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о культуре родного края;
  • познакомить с основными видами чувашского национального орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
  • освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с гуашью.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к произведениям чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • развивать у учащихся декоративно-орнаментальное творчество и индивидуальность в создании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства;
  • развивать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.

Воспитательная:

  • прививать любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края;
  • воспитывать аккуратность и внимательность в работе при передаче точности линий в орнаменте;
  • оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Оборудование урока:

Зрительный ряд: авторская презентация «Чувашский национальный орнамент»; иллюстрации с изображением чувашского орнамента; таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»; образцы салфеток и полотенца с элементами чувашского орнамента из музейного фонда школы.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь, крупная и тонкая кисти, палитра, баночка для воды.

Задание: выполнение гуашью декоративной композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа: сообщение о чувашском национальном орнаменте, просмотр слайдов.
  3. Практическая работа учащихся: выполнение гуашью чувашского орнамента.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Вводная беседа.

Учитель: Тема нашего урока «Чувашский национальный орнамент». (Слайд 1 ) Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с декоративно-прикладным искусством родного края.

Что такое орнамент? (Ответы учащихся)

Учитель: Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». (Слайд 2)

Где же используется орнамент? (Ответы учащихся)

Учитель: С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца. (Слайд 3) Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквальна каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. (Слайд 4)

«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства…», - сказал народный художник Чувашской Республики Моисей Спиридонов. (Слайд 5)

Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. (Слайды 6,7) Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и к сохранению культурных традиций.

Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. (Слайд 8) В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.

Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. (Слайд 9)

III. Практическая работа учащихся.

Предлагаю детям выполнить гуашью чувашский орнамент с использованием основных символов при помощи таблицы «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем», вывешенной на доске. А для того, чтобы им было проще подобрать к орнаменту цветовую гамму – картинка-помощник на экране. (Слайд 10)

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому орнаменту согласно толкованиям основных элементов чувашской пиктографии.

(Учащиеся демонстрируют свои работы и все вместе составляют короткий рассказ по каждому из орнаментов.)

V. Домашнее задание.

Собрать иллюстративный материал по теме «Чувашский праздничный костюм».

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Чувашский орнамент, как и другие орнаменты народов Поволжья, России и всего мира, строится на строгом чередовании определенного мотива, который может быть любым, состоящим из изобразительных или геометрических элементов. Последний встречается чаще.

Посыл далеких предков

В переводе с латинского языка этот термин означает либо украшение, либо узор. Суть орнамента в том, что это не простой узор, а ритмически чередующийся. Чувашский орнамент, как и все другие, уходит своими корнями в незапамятные времена. Недаром эти элементы прикладного искусства называют письменами из прошлого. Прошедшие сквозь века, эти рисунки впитали в себя меняющиеся понятия предков об окружающем их мире. Во всех национальных орнаментах заключена информация именно об этом народе.

Главный оберег и украшение

Можно констатировать, что применение орнамента было необычайно широко еще и потому, что именно он заключал в себе функции оберега. Им украшалась одежда и утварь, другие предметы быта, оружие и украшения, он применялся при строительстве зданий и в оформлении книг. Материалом для нанесения орнамента может быть что угодно: бумага, ткань, кожа, глина и камень, металл и дерево.

Чувашский орнамент, как и любой другой, занимает свою достойную нишу в мировом народном творчестве. Он лежит в основе всей культуры этого этноса. Система орнамента уникальна, и он, безусловно, оказывает влияние на современную культуру чувашей. Орнамент любого народа, особенно небольшого, пока мало изучен.

Интерес к своим корням

Пришедший из доисторических времен, он принимался как наследие, переходящее из поколения в поколение, и комментариев к нему не создавалось. С ростом интерес к орнаменту, носителю информации, постоянно растет.

Какие-то труды по истории чувашского орнамента в небольшом количестве сохранились с дореволюционных времен: альбом художника Н. Е. Симакова и работы ряда этнографов, опираясь на которые, современные исследователи выпустили в свет указатель «Чувашский орнамент», в котором они постарались обобщить и систематизировать все сведения из всех источников.

Чем же характерен этот орнамент, представленный в большом количестве в вышивке и резьбе по дереву, от других национальных узоров?

Сугубо национальная цветовая гамма

В Пензенской области, на территории которой много чувашских сел, очень развиты узорное ткачество и вышивка. Чувашские орнаменты и узоры представлены в национальной одежде: головных уборах, наплечниках, поясах и подвязках. Очень распространены двухцветные узоры - на белом поле очень ярко смотрится ромбовидный красный орнамент. Богат животными и растительными мотивами чувашский орнамент. Схемы, прилагаемые ниже, наглядно это демонстрируют.

Основные цвета узоров: черный и красный с вкраплениями желтого, оранжевого и зеленого. В сочетании с последним очень часто встречается мареновый цвет. Значительно позже появился в узорах чувашей синий и коричневый окрасы. Не менее популярны и многоцветные орнаменты на красном поле.

Присущие только чувашам элементы народного творчества

Есть свои национальные черточки в оформлении платков, для вышивки которых применялся плотный шов «набор». «Косая стежка» и контурный шов «роспись» украшали нательные туникообразные рубахи. Отличался орнамент, применяемый в резьбе по дереву (кухонная утварь, мебель, предметы быта, особенно прялки). На деревянных предметах быта очень часто встречаются «веревочка», символизирующий солнце полукруг с сиянием и просто круг. В крупных формах применялась пропиленная резьба.

В женских украшениях очень много узоров из бисера. Он встречается везде: в ожерельях, головных уборах, кистях поясов и кошельках, подвешиваемых к поясу, тоже обильно украшенному бисером.

«Бордюры» - Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Гжель. Ббордюр может встречаться как чугунное литье, используемое в оградах парков. Геометрическая резьба по дереву - один из древнейших видов деревянной орнаментальной резьбы. Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.

«Образование Чувашской республики» - Показатель обученности. Показатель обученности и средний балл. Работодатели. Сми. Отдел мониторинга и статистики образования. Работники органов исполнительной власти, не относящиеся непосредственно к системе образования. Представители органов законодательной власти. Эксперты. Ключевые базы данных мониторинга качества образования ОУ (проект).

«Узоры чувашской вышивки» - В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. Роспись являлась двусторонним швом. Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Швы чувашской вышивки. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Хлопча­тобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. Ш?ркени - обметочный шов 19.

«Президент Чувашской республики» - Президент Республики участвует не только в отношениях на уровне соответствующего субъекта РФ, реализуя полномочия в пределах предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ и в рамках исключительного ведения субъектов РФ, но и в отношениях, имеющих общефедеральное значение. Презентация на тему «ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ».

«Чувашский спорт» - Чемпион СССР (1996); рекордсмен мира в тяжёлой весовой категории (1965). (1949) Мастер спорта СССР международного класса по лёгкой атлетике. Елена Николаевна Николаева. Виктор Семёнович Семёнов. Елена Николаевна Грузинова. Гиана Александровна Романова. (1970) Мастер спорта России международного класса по лёгкой атлетике (марафон).

«Чувашский язык» - К. В. Иванов перевел также поэму А. С. Пушкина «Медный всадник». Перевод «Песни про купца Калашникова» был снабжен предисловием. Задачи: И. Я. Яковлев организовал перевод русских учебников, содержаших произведения классиков литературы. Для учебников Яковлев писал детские рассказы, многие из которых представляют собой переработки народных сказок.

Одежда свахи (вид сзади)

Из других свадебных предметов богато орнаментировались свадебные платки, платок жениха, покрывало на посуду с пивом, свадебные полотенца - плясовой платок и покрывало невесты. В течение всего свадебного обряда невеста находилась под покрывалом. Снималось оно только по приезде в дом жениха. Это покрывало представляло собой большое прямоугольное полотнище (примерно 150 Х 120 см) тонкого белого холста, сшитое из трех полос. Углы его украшались вышивкой квадратной композиции со вписанным в него узором, которые соединялись узкими вышитыми полосками, идущими параллельно краю. Вышивка двусторонняя. Края обшивались узкой шелковой тесьмой. Еще сложнее и богаче была вышивка свадебных платков. Платки жениха входили в число свадебных подарков, которые должна была заготовить невеста. По форме платки эти бывают двух родов. Первый - это четырехугольный кусок холста размером около 30 Х 50 см, вышитый разноцветными шелками и шерстью и обшитым по краю шелковой тесьмой и бахромой. Он прикреплялся к правой руке жениха. Платки второго рода представляют прямоугольник из белого холста, один угол которого загнут и закреплен. Этот платок обычно углом подвешивался жениху на спину. Вышивка на платках первого типа обычно двусторонняя. Орнамент чрезвычайно многообразен. В некоторых случаях он идет широкой полосой по краю, образуя рамку, внутри которой по углам также имеются узоры в виде квадратов или треугольников. Иногда вышивкой заполняется почти все поле платка, образуя лишь небольшой просвет посредине. Вышивка на платках второго типа по характеру орнамента аналогична первому, однако чаще всего она односторонняя, а узор вышивки на загнутом углу часто отличен от узора другого угла.

Наша страна очень велика по своим масштабам, и населяет её большое количество народов, имеющих свои собственные национальные традиции и культуру, которые находят свое выражение в разнообразных видах творчества - например, в особенностях . Пожалуй, трудно будет перечислить все районы на карте нашей страны, где у местных мастериц есть свои секреты вышивания - поэтому, мы расскажем лишь о некоторых из них. Так, в частности, одними из самых ярких, самобытных и интересных народов Поволжья, являются вышивки чувашских рукодельниц . Об особенностях техники вышивания жителей Чувашии , мы и поговорим сегодня.

Разговор о чувашской вышивке следует начать с небольшого рассказа о том, какие этапы работы когда-то предшествовали непосредственно процессу вышивания. Поскольку в чувашской вышивке отсутствуют белые нити, само полотно для должно было быть светлым. Процесс создания этого полотна был чрезвычайно сложен, и начинался с высаживания семян льна или конопли. После того, как заканчивалось цветение , их собирали, и затем следовал длительный процесс создания холста. Растительное сырье для ткани замачивали в воде, потом неоднократно мяли и трепали, в итоге получалась кудель, после расчесывания которой, начинался процесс прядения. Полученные мотки ниток так же подвергали определенным процедурам, связанным с замачиванием в специальных составах и просушкой, после чего, из нитей ткали полотно. Созданное таким образом полотно, скатывали в большие рулоны, от которых - по мере необходимости - отрезали для пошива того или иного изделия. В некоторых семьях до сих пор бережно хранят куски такой, созданной старинным способом, ткани.







Таким же образом шел и процесс создания ниток для вышивания. В зависимости от исходного сырья, в итоге получались шерстяные или шелковые нитки. В отличие от ткани, нити для вышивки окрашивались натуральными красителями в красный, золотистый, черный, синий или зеленые цвета. Хотелось бы отметить, что в чувашской вышивке преобладает в основном красный цвет (цвет стремления к счастливой, благополучной жизни) - остальные представлены лишь небольшими вкраплениями.



Как видно, процесс, предшествующий созданию даже небольшой вышивки, был очень труден. Но не менее сложной является и сама счетная техника чувашской вышивки. Именно поэтому, мастерству вышивальщиц девочек начинали обучать с малых лет - ведь впоследствии они должны были вышить себе приданное, и затем шить и вышивать для всей семьи.



Конечно же, современным мастерицам не нужно так мучиться - холсты и нитки для них изготавливают промышленным способом. Однако овладеть техникой вышивки, а так же усвоить все секреты этого сложного ремесла, не так-то просто.





Во-первых, следует знать, что означает каждый из элементов рисунка - ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный , для носящего одежду человека; а так же отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте. Как правило, узоры в чувашской вышивке геометрические (ромбы, кресты, прямоугольники, зигзаги и полосы) или растительные . Иногда изображаются животные, люди, древо жизни. В зависимости от конкретного места проживания мастерицы, могли варьироваться цветовая гамма и элементы узора; так же, в отдельных областях Чувашии вышивку дополняли бисером, монетами или ракушками.





Первоначально все предметы, которые украшались вышивкой, оформлялись только вышитыми элементами. Но, впоследствии, стало допустимо дополнять вышивку - как правило, это была черная кружевная отделка по краю изделия. Говоря об особенностях вышивки, нельзя не упомянуть и о том, что зачастую, мастерицы делали вышивку на небольших полотнах, которые, затем, вшивались в основное изделие - например, в рубаху или передник. Это, так называемая, отрезная вышивка . Такие предварительные вышитые заготовки были очень удобны, особенно если требовалось пошить сразу большое количество одежды (например, на свадьбу).





Второе, самое важное для чувашских мастериц-вышивальщиц - это овладение техникой счетной вышивки, которая связана со структурой ткани . Размер стежка зависит от количества ниток утка и основы полотна. Поэтому, обычно для вышивания берется холст или мешковина, а самая сложная работа на батисте и ситце. Шитье осуществляется только по диагонали, вертикали или горизонтали, а начинается работа с контура изображения (он вышивается швом «вперед иголка» в одну и другую стороны, затем идет заполнение контура цветными короткими стежками). Работа эта очень кропотливая и ювелирно точная - если вышивальщица ошибается, то нарушается весь . Чувашская вышивка требует большой внимательности, сосредоточенности и хорошего зрения. Хотелось бы отметить, что ранее в вышивке использовалось более 30 видов швов - сейчас их значительно меньше, но почти все они счетные, за исключением тамбурного шва. Кроме того, начинающим мастерицам, а так же всем, кто хочет хоть немного прикоснуться к этому удивительному миру вышивки, разрешается, на первых порах, использовать приемы вышивки крестом.



Нити для вышивки должны соответствовать «грубости» ткани. Кроме того, в вышивке используется два вида иголок - острые - для создания контура, и с тупым концом - для основной вышивки. Оба вида иглы должны быть лишь немного толще ниток. Нельзя не сказать, что чувашская вышивка бывает одно- и двусторонняя. При этом, вне зависимости от данного фактора, вышивальщица не имеет право оставлять ни узелки, ни края ниток на изнаночной стороне.





Чувашские рукодельницы украшали вышивкой не только одежду, но и прочие предметы быта - скатерти, покрывала. Вместе с тем, у чувашей было принято вышивать как повседневную, так и праздничную одежду, а так же, головные уборы, пояса и передники. Кроме того, по мотивам узора, а так же по цветовой гамме и расположению рисунка на одежде, можно было определить её предназначение - на свадьбу или похороны; так же различалась вышивка на одежде девушек и замужних женщин. Обычно орнамент на одежде располагали по вырезу горловины (на груди), по подолу рубахи, а так же на рукавах и спине.





Чувашию называют краем тысячи вышивок . Красота, создаваемая руками местных рукодельниц (старинное искусство вышивки здесь сохраняют и развивают на фабрике Паха тере), уже давно покорила не только жителей всей России, но и многих ценителей прекрасного за границей. Недаром работы, представленные чувашскими мастерицами, неоднократно занимали первые места на престижных выставках, посвященных искусству вышивки.