Почему не хватает воздуха при дыхании и начинается зевота. Пример тестового задания

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

Слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

В тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

Номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

И других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

В отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

Образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Мы не чувствуем, что у воздуха есть вес, потому что он давит на нас с одинаковой силой. (2)(…) в нашем организме существует давление, равное давлению воздуха вокруг нас. (3)И поэтому мы замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

1) Мы не замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

2) Давление в организме человека равно давлению окружающего воздуха.

3) Вес воздуха человек ощущает только при сравнении с весом других газов, потому что давление воздуха постоянно и равно давлению в организме.

4) Только сравнивая вес воздуха с весом других газов, мы замечаем, что у воздуха есть вес.

5) Воздух давит на нас с одинаковой силой со всех сторон.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Тем не менее/ Именно / Потому что/ Кроме того,/ Напротив,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГАЗ , -а, муж.

1) Состояние вещества, в котором его частицы не связаны молекулярными силами притяжения. Угарный Г. Болотный Г.

2) Газообразное топливо. Природный Г. – самое дешёвое топливо. Провести Г.

3) Нагревательные, осветительные и другие приборы, потребляющие газ (разг.). Квартира с газом. Готовить на газу.

4) Увеличение или уменьшение скорости автомобиля (разг.). Сбавить Г. На полном газу.

5) Шёлковая прозрачная ткань.

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

жалюзИ / конусОв/ стАтуя/ вручИт/ избалОванный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Изменение планировки квартиры необходимо утверждать в ЖИЛОЙ комиссии.

Клетки почти всегда имеют МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ размеры .

ГОДОВАЛАЯ Маша топала по кухне крепкими ножками, охотясь за котом Васькой.

Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.

И вдруг послышался серебристый смех, тихий, как шелест ветра, и ЗВУЧНЫЙ, как ропот речки.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) неправильное употребление имени числительного ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Обгоняя на личном автомобиле городской автобус, не выезжайте на встречную полосу. 2) Те, кто читал поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души», восторгались выразительным описанием помещиков. 3) Письменность не только сохраняет наиболее ценное из культурного наследия народов, а также обеспечивает непрерывное общение с другими культурами. 4) Во всём мире известен подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне. 5) Благодаря усилий Московской филармонии любители музыки могли услышать концерт Венского камерного оркестра. 6) Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия. 7) Участники экспедиции, посетившие остров, совершили настоящее открытие. 8) Двое сестёр Пети окончили школу с золотой медалью. 9) Па­ро­дия при­над­ле­жит к ти­пич­ным для М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на приёмам; объ­ек­том па­ро­дии может стать, на­при­мер, рус­ская ис­то­рио­гра­фия, как в сказ­ке «Ис­то­рии од­но­го го­ро­да».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ВАРИАНТ № 6

без пробелов, запятых

(1)По данным специалистов, в настоящее время мировой объём опреснения морских вод с помощью различных способов достигает более 50 миллионов кубометров в сутки. (2)(…) следует заметить, что большие объёмы опреснения морской воды не решают глобальную проблему водообеспечения человека.

(3)Путём опреснения в известной мере решается проблема обеспечения пресной водой отдельных вододефицитных прибрежных и прилегающих к ним районов, где имеются соответствующие технические и экономические условия.

1) В настоящее время мировой объём опреснения морских вод достигает более 50 миллионов кубометров в сутки, однако это не решает глобальную проблему водообеспечения человека, так как с помощью опреснения обеспечиваются водой только прибрежные и прилегающие к ним районы.

2) Опреснение морских вод – технически сложная проблема, так как морская вода представляет собой сложный химический раствор, в состав которого входят в виде различных минеральных солей почти все известные в природе элементы.

3) Опресненение морских вод – технически сложная задача, однако промышленное получение пресной воды из морской позволяет решать проблему обеспечения пресной водой вододефицитных прибрежных территорий.

4) Путём опреснения морской воды решается проблема обеспечения пресной водой отдельных вододефицитных прибрежных и прилегающих к ним районов, где имеются соответствующие технические и экономические условия.

5) Чтобы решить проблему водообеспечения человека, надо увеличить мировой объём опреснения морских вод.

2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОДА, -ы, жен.

1) Прозрачная бесцветная жидкость – химическое соединение водорода с кислородом. Речная В. Стакан воды.

2) Напиток или водный раствор. Фруктовая В. Туалетная В.

3) Пустые, бессодержательные фразы, многословие (перен.). В докладе много воды.

4) Минеральные источники (мн. ч.). Лечиться на водах.

5) Потоки, волны, водная масса (мн.ч.). Весенние воды.

6) Водные пространства, относящиеся к государству, региону (мн.ч.)

Территориальные воды. Внутренние воды.

7) Уровень, поверхность речного, озёрного, морского пространства. Большая В.

Высокая В.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) По окончанию обучения в

ошибка в построении

медицинском институте Устименко

сложноподчинённого предложения с

стал работать сельским врачом.

придаточным изъяснительным

Б) Учёные давно заметили о том, что в

нарушение в построении

основе всякой метафоры лежит простое

сравнение.

неправильное употребление

падежной формы существительного с

предлогом

Игореве» призывал русских князей к

нарушение в построении

единению.

предложения с несогласованным

Г) Ряд экологических проблем

приложением

требуют немедленного решения.

Д) Окончив игру, раздались

однородными членами

аплодисменты.

нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

неправильное построение

предложения с деепричастным

оборотом

5 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

из..ясняться, об..ять из..бличать, поз..бытый ди..позиция, во..двигнуть пр..евшийся, пр..успеть по..стёжка, о..дача

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (3)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

(4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.

(5)Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь?

(6)Как же отблагодарили люди своего спасителя? (7)Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. (8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.

(9)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (10)Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (11)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (12)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (13)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

(14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству.

(16)Полководец терпел. (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

(18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (19)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

(20)К Москве подошла только половина французской армии. (21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (22)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (23)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.

(24)… Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (25)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (26)Послышались оскорбительные угрозы. (27)Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

(28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (29)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда.

(31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.

(По В. Лаптеву*) * Лаптев Владимир Витальевич (родился в 1935 г.) – публицист, педагог.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

1) Подтвердить мысль о том, что время – справедливый судия, который каждому воздаст по заслугам.

2) Изобразить могущество и жестокость тирании, обрекающей человека на страдания.

3) Ярче показать трагедию человека, который честно выполнял свой долг, но не был оценён современниками.

4) Опровергнуть мнение о том, что великие люди своей славой обязаны чудесному вмешательству сверхъестественных сил.

5) Подчеркнуть важность веры в правоту своего поступка, которая даёт человеку силы идти до конца.

7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 5–7 содержат иллюстрацию к тому, о чём говорится в предложении 4.

2) В предложении 12 представлено описание.

3) В предложениях 24–27 представлено повествование.

4) Предложения 28–31 содержат рассуждение.

5) В предложениях 14-15 представлено описание.

8 . Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм.

9 . Среди предложений 9–13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 6 - 9. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Восстановите на местах пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10. «Рассказывая о драматическом эпизоде из жизни М.Б. Барклая-де-Толли,

автор использует тропы: (А) _____ («гениальным прозрениям», «очудесном вмешательстве») и (Б)_____ («ношу позорного отступления», «утешила надежда»), которые позволяют наполнить рассказанную историю живым чувством. Легенда о Прометее позволяет автору выделить в судьбе и характере Барклая наиболее важные аспекты, для чего в тексте использован приём – (В)_____ (предложения 6–7), подчёркивающий драматизм ситуации. Другой приём – (Г)_____ («надежда» в предложениях 30 и 31) – придаёт тексту особую эмоциональность».

Список терминов:

лексический повтор

риторический вопрос

восклицательное

предложение

синтаксический

параллелизм

вопросно-ответная

разговорное слово

метафоры

форма изложения

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс

Ответы и Критерии, Февраль 2015

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

такимобразом

кпримеру

расхожийвсплыть

розыскпредыстория

расколчересчур

президентпреграда

подкопнадстройка

изъяснятьсяобъять

наделеныобделены

злымдобрым

спасибоблагодарю

кипятвыглядывает

ногавинтик

идтидоконца

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. 10 класс

При проверке работы за задания 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 выставляется по1 баллу только в том случае, если задание выполненополностью, на

100% (выписаны все слова и цифры, а также отсутствуют другие слова и цифры). В противном случае выставляется 0 баллов.При этом порядок записи слов и цифр в ответе не имеет значения. Слова в задании 8могут быть выписаны в той грамматической форме, в которой они представлены в тексте, либо в начальной форме.

Задание 1оценивается от 0 до 2 баллов. 2 баллавыставляется, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 баллвыставляется, если одна из цифр не соответствует эталону или отсутствует в ответе. При этом порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание 4оценивается от 0 до 5 баллов: по 1 баллу за каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка в правой колонке.При неверной последовательности цифр или отсутствии цифр за ответ выставляется 0 баллов.Порядок записи цифр в ответе

имеет значение.

Задание 10оценивается от 0 до 4 баллов: по 1 баллу за каждую верно указанную цифру из эталона и отсутствие в ответе других цифр.

При неверной последовательности цифр или отсутствии цифр за ответ выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответеимеет значение. При отсутствии ответа на вопрос на его месте проверяющим ставится прочерк и ответ оцениваетсянулём баллов .

Нулём баллов оценивается также ответ, в котором допущены орфографические или технические ошибки (несоблюдение инструкции к записи ответов).

Максимальное количество баллов: 18 .

НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Краевая диагностическaя рaбoтa по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ № 1

Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, но, хотя эти парашюты и тормозили падение, они сильно раскачивали парашютиста в разные стороны. (2)(…) воздух, который улавливался парашютом, надувал его то с одной, то с другой стороны. (3) Отверстие в куполе устранило этот недостаток: часть воздуха вытекала вверх, и благодаря этому парашют не раскачивался.

1. Укажите два предложения, в которых верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Отверстие в куполе парашюта препятствует тому, чтобы воздух улавливался парашютом.

2) Когда в куполе парашюта сделали отверстие, это предотвратило раскачивание парашютиста, так как часть воздуха устремилась вверх.

3) Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, сильно раскачивающих парашютистов в разные стороны.

4) Хотя первые парашюты и тормозили падение, пользоваться ими было неудобно, потому что они сильно раскачивали парашютиста.

5) Чтобы парашют не раскачивал парашютиста, в куполе делают отверстие, через которое часть воздуха вытекает вверх.

Следовательно, Однако Поэтому Дело в том, что Вопреки этому

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ, -и, жен.

1) Образцовый экземпляр какого-л. изделия.Выставка моделей женского платья .

2) Образец, с которого снимается форма для воспроизведения в другом материале. М . для отливки деталей .

3) Тип, марка, образец конструкции. Новая М . автомобиля .

4) Воспроизведение или схема чего-л. в уменьшенном виде.Баженов делал

модели с лучших зданий Рима.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

5) Схема какого-л. физического объекта или явления (спец.).М . атома . М .

искусственного языка.

6) Тот, кто позирует перед художником, натурщик или натурщица (устар.).

Служить живописцу или скульптору моделью.

7) Манекенщик или манекенщица. Жениться на известной модели .

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Всадник погнал лошадь вдоль

нарушение

построении

железной

дороги вслед

убегающего

предложения с причастным оборотом

ошибка в построении предложения с

Б) Изучив

строение стрекоз, была

двойным (парным) союзом

усовершенствована

конструкция

неправильное

употребление

самолёта.

падежной формы существительного при

В) Первым летописцем, оставивших

управлении

записи о быте древних славян и жизни

нарушение

построении

князя Кия, был Нестор.

предложения

несогласованным

Г) Некоторые из тех, кто бывал на

приложением

западе Мещёрского края, видел среди

ошибка в построении предложения с

сосновых лесов восемь Боровых озёр, к

однородными членами

которым добраться можно только через

лес по карте и компасу.

и сказуемым

Д) Многие читатели знают писателя

неправильное

построение

Льва Толстого по его роману «Войне и

предложения

деепричастным

оборотом

ра..цвет, бе..мерный пр..зрительный, пр..готовить под..йти, от..брать за..нтриговать, с..грать ин..екция, зав..южило

Прочитайте текст и выполните задания 6 - 10.

(1)Среди хронологической пыли каким-то чудом уцелела история об одном русском солдате, стоявшем однажды на посту в Петергофе. (2)Мимо него проходила русская царица со своим фаворитом лейб-медиком Лестоком, который жаловался на то, что в России всё продажное, всех можно купить, что в этой бессовестной стране днём с огнём не сыскать человека, готового служить не за страх, а за совесть. (3)Взгляд любимчика царицы упал на продрогшего солдатика: «Да вот взять хотя бы его!»

(4)Лесток бросил к ногам часового монету и вкрадчиво, мурлыкающим голосом, попросил забрать её. (5)Солдат неподвижно стоял на месте. (6)Тогда вельможа, не желая остаться в дураках перед своей покровительницей, повторил свою просьбу более категоричным тоном и даже топнул ногой. (7)Но часовой и бровью не повёл.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11класс, 12 класс ВСОШ Февраль 2015, Вариант № 1

(8)Тут царедворец от злости потерял голову и, исторгая проклятия и угрозы, стал надвигаться на караульного. (9)Тот решительно направил на Лестока штык и приказал остановиться. (10)Избалованный рабским покорством окружающих, вельможа испуганно попятился назад. (11)Царица торжествующе рассмеялась и не замедлила уколоть своего фаворита:

(12)– Видишь, милейший, не всё на Руси продажное! (13)А потом положила к ногам солдата рубль:

(14)– Возьмёшь, когда сменишься.

(15)Конечно, сегодня никто не рискнет ручаться за правдивость этого исторического анекдота. (16)Очень часто реальные факты и вымысел причудливым образом смешиваются, событие в изменённом виде как бы бальзамируется памятью, превращается в своего рода наставление, указание, завет, бережно донесённый сквозь время потомкам. (17)Тогда важной становится не фактологическая сторона того или иного легендарного события, а то, почему в наше время о нём вдруг вспоминают. (18)Недавно я прочитал о том, что в прежние времена полководцы избегали использовать леса для военных действий, хотя, казалось бы, густая чаща сулила серьёзные преимущества: можно незаметно подкрасться к противнику, внезапно ударить, вновь скрыться в густых зарослях. (19)Дело, оказывается, вот в чём: генералы боялись, что солдаты, лишившись контроля со стороны офицеров, просто-напросто могут, как зайцы, разбежаться и попрятаться в кустах. (20)Но если твой командир – это не офицер в эполетах, а недремлющая совесть, если тобою руководит не страх наказания, а воинская честь, долг перед боевыми товарищами, отчизной, то какие колоссальные преимущества получает армия! (21)Каждый боец превращается в неприступную, несокрушимую крепость.

(22)Сказанное верно не только по отношению к военному времени, но и по отношению к нашей обычной жизни. (23)Алчность, мздоимство, корыстолюбие разрывают народ на отдельные особи, и тогда каждый – за себя, а личный интерес становится превыше всего. (24)Но мы это уже проходили: вспомним феодальную раздробленность, когда каждый жил своим и для себя. (25)Чем всё закончилось? (26)Веками подневольного рабства, утратой национального самосознания…

(27)Кстати, а знаете, кто был тот молоденький честный солдат, который не склонил голову перед высокомерной подачкой царедворца? (28)Александр Васильевич Суворов! (29)Великий русский полководец, одержавший впоследствии множество славных побед! (30)Так что выводы, как говорится, делайте сами…

(По Н. Агафонову)

*Агафонов Николай Яковлевич (1845 – 1908) – журналист и библиограф,

известный краевед.

6. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Запуганный, привыкший к рабской покорности часовой не посмел взять протянутый ему рубль.

2) Ценность исторических преданий заключается не в их научной объективности, а в том, что они воплощают нравственный опыт предков.

3) Военачальники избегали вести боевые действия в лесу из-за того, что в гуще деревьев противник получал более выгодные позиции.

4) Воином должна руководить не боязнь наказания, а ответственность перед боевыми товарищами.

5) Утрата национального достоинства привела к феодальной раздробленности.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

1) Предложения 22 – 26 содержат рассуждение.

2) Предложения 4 - 6 содержат повествование.

3) Предложения 27 - 29 являются выводом из того, о чём говорится в предложении 1.

4) Предложения 16 – 17 содержат описание.

5) Предложения 19 - 21 содержат рассуждение.

8 . Из предложений 8 - 10 выпишите фразеологизм.

9. Среди предложений 2 – 7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер этого предложения.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 10, начиная с первой клеточки,

10. «Рассказывая исторический анекдот, автор использует такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 4, 6, 8), которое помогает показать, как постепенно нарастает раздражение и злость фаворита, по мере того как растёт непреклонность и решительность неподкупного часового. С помощью такого тропа, как _____ (в предложении 21), автор показывает то великое значение, которое обретают личностные качества человека, делающие его непобедимым. Такое

синтаксическое средство, как _____ («как зайцы» в предложении 19), позволяет создать выразительный образ. В предложении 23 автор использует такое средство, как _____ («мздоимство», «корыстолюбие»), чтобы подчеркнуть важность существующей проблемы».

Список терминов:

риторический вопрос

диалектизм

сравнительный оборот

просторечное слово

однородных

метафора

риторическое

книжная лексика

восклицание

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Краевая диагностическaя рaбoтa по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ № 2

Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Мы не чувствуем, что у воздуха есть вес, потому что он давит на нас с одинаковой силой. (2)(…) в нашем организме существует давление, равное давлению воздуха вокруг нас. (3) И поэтому мы замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

1. Укажите два предложения, в которых верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Мы не замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

2) Давление в организме человека равно давлению окружающего воздуха.

3) Вес воздуха человек ощущает только при сравнении с весом других газов, потому что давление воздуха постоянно и равно давлению в организме.

4) Только сравнивая вес воздуха с весом других газов, мы замечаем, что у воздуха есть вес.

5) Воздух давит на нас с одинаковой силой со всех сторон.

2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Тем не менее Именно

Потому что

Кроме того,

Напротив,

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГАЗ, -а, муж.

1) Состояние вещества, в котором его частицы не связаны молекулярными силами притяжения. Угарный Г . Болотный Г .

2) Газообразное топливо. Природный Г. – самое дешёвое топливо. Провести Г.

3) Нагревательные, осветительные и другие приборы, потребляющие газ (разг.).

Квартира с газом. Готовить на газу.

4) Увеличение или уменьшение скорости автомобиля (разг.). Сбавить Г . На полном газу .

5) Шёлковая прозрачная ткань. Шляпа из белого газа с чёрной лентой.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11класс, 12 класс ВСОШ Февраль 2015, Вариант № 2

4 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Сделав несколько упражнений на

нарушение

согласовании

дыхание, ваша речь будет более чёткой

обособленного

определения

и выразительной.

определяемым словом

Б) Те, кто читал

Н.В. Гоголя

ошибка в построении предложения с

«Мёртвые

восторгался

двойным (парным) союзом

выразительным описанием помещиков.

неправильное

употребление

В) Письменность не только сохраняет

падежной формы

существительного

наиболее ценное

культурного

предлогом

наследия народов, а также обеспечивает

нарушение

построении

непрерывное

с другими

предложения

несогласованным

культурами.

приложением

Г) Во всём мире известен подвиг

ошибка в построении предложения с

русского солдата, верному долгу и

однородными членами

нарушение связи между подлежащим

Д) Благодаря усилий Московской

и сказуемым

филармонии

любители музыки могли

неправильное

построение

услышать концерт Венского камерного

оркестра.

5 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..плата, ра..жалобить пр..бавка, пр..стать по..шить, о..дышаться от..грать, меж..нститутский п..дстёжка, н..дстройка

Прочитайте текст и выполните задания 6 - 10.

(1)Познакомился я как-то в поезде с бывшим танкистом, настоящим великаном.

(2)Он сел у окошка, отдышался, потом расстёгивает на гимнастёрке кармашек и, вижу, достаёт маленький-премаленький носовой платочек. (3)Я не выдержал и говорю:

(4) Простите, полковник, что это у вас такой платочек – дамский, маленький?

(5)Он даже как будто обиделся.

(6) Ах вот как? (7)Маленький?

(8)Сложил платочек, подержал его на своей богатырской ладони и говорит:

– (9) А платочек этот не простой. (10)Если желаете, могу рассказать.

(11)В конце сорок третьего года наша часть стояла под Ленинградом. (12)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. (13)И вот в эти самые дни мы взяли шефство над одним из детских домов. (14)Ребятам кое-что подкинули: уделили им из своего пайка сахару, жиров, консервов... (15)Купили одежды, игрушек...

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

(16)А под Новый год устроили ёлку. (17)И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли. (18)Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят – приготовили одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, блокнот…

(19)А ко мне подбегает маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет и протягивает маленький беленький пакетик, перевязанный ниткой. «(20)Поздравляю, – говорит. – (21)Только вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите тогда, когда Берлин возьмёте».

(22)Видали? (23)На улицах шрапнельные снаряды падают, а уж она о Берлине думает. (24)Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «(25)Хорошо, дочка. (26)Обещаю».

(27)И что вы думаете? (28)Ведь сдержал своё слово. (29)Ворвались в Берлин. (30)Лезу в карман, в гимнастёрку, вытаскиваю пакет. (31)Конечно, весь он смялся, изодрался, порохом пропах... (32)Развёртываю, а там... вот этот самый, дамский, как вы его обозвали, платочек. (33)И к нему булавкой пришпилена записка: «(34)С Новым годом, дорогой дяденька боец! (35)Когда будешь в Берлине, помаши мне платочком, пожалуйста. (36)А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже вам ручкой помашу. (37)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (38)Желаю тебе здоровья! (39)Ура!!! (40)На Берлин! (41)Лида Гаврилова».

(42)Ну вот... (43)Скрывать не буду: заплакал я. (44)С детства не плакал, жену и дочку за годы войны потерял, и то слёз не было, а тут – на тебе, пожалуйста!

(45)И я повернулся на восток и помахал туда белым платочком. (46)И представилось мне, что далеко-далеко, на берегу Невы, стоит сейчас маленькая девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется победе...

(47)Полковник расправил на колене платок, улыбнулся и сказал:

– (48) Вот я его с собою таскаю, как талисман...

(49)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.

– (50)Да. (51)Знаю немножко... (52)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду… (53) Дочка у меня славная...

(По Л. Пантелееву)

*Леонид Пантелеев (Еремеев Алексей Иванович) (1908 – 1988) – русский советский, автор книг для детей и подростков, мемуарист.

6. Какие высказыванияпротиворечат содержанию текста? Запишите номера ответов.

1) Рассказчик обратил внимание на то, что у бывшего танкиста, человека мужественного и «настоящего великана», такой несоразмерно маленький носовой платочек.

2) В блокадном Ленинграде было голодно, не было топлива, не хватало тёплой одежды.

3) В ленинградском детском доме дети дарили нашим военным на Новый год только то, что сделали своими руками.

4) Случайный попутчик рассказчика, полковник-танкист, принимал участие во взятии Берлина.

5) Лида Гаврилова напомнила танкисту его дочь, поэтому он принял от неё

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

7. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 11 – 16 содержат рассуждение.

2) Предложения 35 – 40 объясняют смысл предложения 48.

3) В предложениях 2 - 8 содержатся элементы описания.

4) Предложения 22 - 23 содержат рассуждение.

5) Предложение 29 противоположно по смыслу предложению 11.

8 . Из предложений 16 – 21 выпишите сравнительный оборот.

9. Среди предложений 4 – 10 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи союза, лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 6 - 9. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 10, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

10. «Л. Пантелеев, казалось бы мимоходом, создаёт целостную картину блокадной жизни и человеческих отношений, прибегая к использованию такого синтаксического средства, как (А) _____ (в предложениях 14, 18). Рассказ приобретает характер живой беседы благодаря использованию такого лексического средства, как (Б) _____ («белобрысенькая», «дяденька», «пришпилена»), и таких синтаксических средств, как (В) _____ (предложения

38, 39, 40, 44) и (Г)_____ (предложения 22, 27)».

Список терминов:

метафора

диалектизмы

восклицательные

предложения

однородных

риторические вопросы

олицетворения

разговорные слова

книжная лексика

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Краевая диагностическaя рaбoтa по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ № 3

Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Умозрительный способ исследования природы глубоко чужд Копернику, и на титульном листе его книги стоит суровое предостережение: « Да не входит никто, не знающий математики».(2)(…) главными методами его работы становятся наблюдение и расчёт. (3) Отныне эти методы прочно и навсегда войдут в науку, всё более тесня голословные рассуждения, не подкреплённые опытом и логикой.

1. Укажите два предложения, в которых верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) На титульном листе книги Коперника стоит суровое предостережение: «Да не входит никто, не знающий математики».

3) Коперник высоко ценил математику, а другие науки ему были чужды.

4) Умозрительный способ исследования природы, подкреплённый опытом, был чужд Копернику.

5) Наблюдение и расчёт – главные методы Коперника – прочно вошли в науку.

2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Например,

Во-первых,

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСЧЁТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАСЧЁТ, -а, муж.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

1) Предположение, основанное на учёте каких-то обстоятельств.Прийти с таким расчётом , чтобы застать всех дома .

2) Уплата денег за работу, по обязательствам и т.п. За наличный Р . Получить Р .

3) Наказание, возмездие, расплата. Р. за содеянное будет скорым и неизбежным.

4) Математическое, техническое вычисление. Ошибка в расчёте . Расчёты нового двигателя .

5) Соображение, направленное на получение какой-либо выгоды.Жениться по расчёту .

6) Бережливость, расчётливость в расходовании средств. Р ., умеренность и трудолюбие вот мои три верные карты !

4 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Благодаря книг накопленные знания обретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие.

Б) Проблемам языка, не раз обсуждавшихся в печати, посвящён и сегодняшний номер газеты.

В) Те, кто обращались к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены яркостью неожиданных метафор и выразительностью антитез.

Д) Проведя раскопки на многих островах Океании, было установлено время их заселения.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) ошибка в построении сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным

3) неправильное употребление падежной формы существительного при управлении

4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

7) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

опр..кинуть, поз..вчера пр..уныл, пр..клад бе..характерный, ра..росшийся о..скочить, по..тянуть

без..дейный, пост..ндустриальный

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Прочитайте текст и выполните задания 6 - 10.

(1)Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счастливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нравилась та жизнь, о которой писал её автор. (2)Было это в годы войны, телевизоров в ту пору не было, каждый кинофильм показывали подряд несколько месяцев, и мы, ребята военного времени, любили читать.

(3)… А новая книжка! (4)В военные и первые послевоенные годы новая книжка была редкостью, праздником – и я начитал в те юные свои годы такое множество книг, такой набрал багаж, что он до сих пор мне помогает.

(5)Для меня лично книга гораздо выше телевидения и кино, и прежде всего потому, что телевидение и кино не дают простора фантазии, самотворчеству: и обстановку, и образы героев тебе преподносят в готовом, абсолютно материализованном виде, в то время как, скажем, Наташа Ростова в воображении каждого человека разная. (6)Эта множественность воображения, возникающая индивидуально, в зависимости от опыта и знания каждого читателя, создаёт тот мир самотворчества, который столь дорог и для развития всего мира. (7)Наташу Ростову в кино мы все воспринимаем в целом одинаково, а в книге всегда по-разному. (8)Но Наташа – персонаж всем известный, в какой-то мере захрестоматизированный. (9)А как велика сила воображения, как она важна, когда речь идёт о других героях великого мира литературы!

(10)Каждый читатель, на мой взгляд, – это созидатель, соавтор писателя; каждый зритель, как правило, – потребитель тех или иных категорий, созданных режиссёром или актёром.

(11)Было бы бессмысленно отрицать кино, театр, телевидение: они несут человеку много важного; в том числе, как и книга, воспитывают чувства, мысль, но мне кажется, что первым этапом в судьбе художественного воспитания должна быть всё-таки книга.

(12)В нынешние времена ребёнок ещё не может читать, а он уже постоянный теле- и кинозритель. (13)Такое «перепрыгивание» через книгу, через литературу, на мой взгляд, облегчает становление личности в новые времена. (14)В этих словах моих боль, идущая оттого, что дети сейчас смотрят гораздо больше, чем читают…

(15)А я по-прежнему преданно верен книге, и жизнь без книги для меня невозможна.

(По А. Лиханову)

* Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 г.) – прозаик, публицист,

6. В каких предложениях текста автор говорит об отличии читателя от зрителя? Укажите порядковые номера ответов.

7. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 6 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 5.

2) В предложениях 7–9 представлено рассуждение.

3) В предложении 11 представлено описание состояния человека.

4) В предложениях 12–14 содержится повествование.

5) В предложении 2 содержатся элементы повествования.

8 . Из предложений 12 – 13 выпишите антонимы (антонимическую пару).

9 . Среди предложений 3–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 6 - 9. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 10, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

10. «В стремлении как можно точнее выразить свои мысли и чувства А. Лиханов умело использует приёмы: (А)_____ (предложение 10), (Б)_____

(«очень, очень нравилась та жизнь» в предложении 1). Сочетая в тексте лексические средства: (В)_____ («самотворчество» в предложении 5, «захрестоматизированный» в предложении 8) и (Г)_____ («созидатель», «столь»), – писатель достигает особого эмоционального эффекта».

Список терминов:

метафора

парцелляция

лексический повтор

Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды(в том числе– экологического состояния), уровня здравоохранения. (2) Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. (3)(…) поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т. д.

1. Укажите два предложения, в которых верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследственность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание – основные факторы, влияющие на здоровье человека.

2) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

3) На здоровье человека больше всего влияет образ жизни и питание, поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни.

4) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образовательной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

5) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Прежде всего

Несмотря на это Кроме того,

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом

(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ, -и, жен.

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

1) Основание, подготовка, учреждение. О . вечера . О . нового института . О .

доставки материала.

2) Организованность, внутренняя дисциплина. В работе не хватает чёткости ,

организации. Научная О. труда.

3) Объединение отдельных лиц, общественных групп или государств. О .

Объединённых Наций. Профсоюзная О.

4) Характер строения, устройства чего-либо, то же, что организм (устар.).У

ребёнка слабая О.

5) Физическое или психическое строение отдельного существа. Тонкая и богатая нервная О . мальчика .

4 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Многие уже посмотрели фильм,

нарушение

построении

только что вышедший на экраны и

предложения с причастным оборотом

который стал сенсацией.

ошибка в построении предложения с

Б) А.П. Чехов в письме из Ялты

косвенной речью

описывает

путешествии

неправильное

употребление

ботанический сад.

падежной формы

управлении

существительным

В) Те, кто любовался портретами И.Н.

нарушение в построении предложения

Крамского,

поражался

с несогласованным приложением

раскрытия человеческого характера.

ошибка в построении предложения с

Г) Офицер закричал станционному

однородными членами

смотрителю, что подайте лошадей.

нарушение связи между подлежащим

Д) Обнаружив деревянные таблички с

и сказуемым

иероглифами,

оказалось, что никто не

неправильное

построение

предложения с деепричастным оборотом

5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

без..ядерный, заб..ётся ра..хожий, во..ход с..трудничать, з..черкнуть непр..рывный, пр..быть по..кладка, о..дача

Прочитайте текст и выполните задания 6 - 10.

(1)Сделавшись профессиональным детским писателем, выступая перед сотнями и тысячами детей с самых разнообразных эстрад, общаясь с ними в школах, больницах, санаториях, детских садах и библиотеках, читая им своё и чужое, Чуковский с большой точностью установил возрастные рамки восприятия литературы: тому свидетельство хотя бы книга «От двух до пяти» или статья

Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационная обработка текста Задание 1

Прочитать внимательно текст Выделить в каждом предложении ключевые слова Обратите внимание на СПП Вычеркните второстепенную информацию (пояснения, комментарии, описания, повторы) Соотнесите полученное с вариантами ответов Выберите нужный ответ и запишите его Алгоритм работы над заданием

Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой. Алмазы, ценные, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, – чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий. Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество. Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян. Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению. Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

Предварительный просмотр:

Задание 1

Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек – Почайная, Ирпень, Лыбедь.

  1. Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.
  2. Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
  3. «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.
  4. Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.

Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях.

  1. Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.
  2. В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
  3. Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел одинаковую библиотеку.
  4. Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.

Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. Но главной составляющей магмы является окись кремния. От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения – спокойный или взрывной, форма вулкана.

  1. Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния.
  2. От количества окиси кремния зависят свойства вулканической магмы, определяющие характер извержения и форму вулкана.
  3. Существует множество вулканов различных форм и состава магмы.
  4. От состава магмы зависят многие её свойства, влияющие на возникновение извержений вулканов.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

  1. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
  2. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
  3. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон
  4. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, но, хотя эти парашюты и тормозили падение, они сильно раскачивали парашютиста в разные стороны. Воздух, который улавливался парашютом, надувал его то с одной, то с другой стороны. Отверстие в куполе устранило этот недостаток: часть воздуха вытекала вверх, и благодаря этому парашют не раскачивался.

  1. Отверстие в куполе парашюта препятствует тому, чтобы воздух улавливался парашютом.
  2. Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, сильно раскачивавших парашютистов в разные стороны.
  3. Хотя первые парашюты и тормозили падение, пользоваться ими было неудобно, потому что они сильно раскачивали парашютиста.
  4. Чтобы парашютист не раскачивался во время падения, как при использовании первых моделей парашюта, в куполе парашюта стали делать отверстие, через которое часть воздуха вытекает вверх.

Мы не чувствуем, что у воздуха есть вес, потому что он давит на нас с одинаковой силой. Кроме того, в нашем организме существует давление, равное давлению воздуха вокруг нас. И поэтому мы замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

  1. Мы не замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов
  2. Давление в организме человека равно давлению окружающего воздуха.
  3. Вес воздуха человек ощущает только при сравнении с весом других газов, потому что равномерное давление воздуха равно давлению в организме человека.
  4. Сравнивая вес воздуха с весом других газов, мы замечаем, что у воздуха есть давление.

Интуиция всегда считалась свойством замечательным, но «окутанным глубоким и густым мраком». И сегодня мрак, скрывающий от человека сущность интуиции, не вполне рассеялся, но это не мешает учёным ежедневно пользоваться ею в своих изысканиях. Догадки проверяются опытом и логикой, поэтому опыт и логика считаются главными в научном методе.

  1. В настоящее время мрак, скрывающий от человека сущность интуиции, не вполне рассеялся, но научный метод требует её использования.
  2. Хотя сущность интуиции не ясна, учёные пользуются ею, проверяя догадки главным в научном методе – опытом и логикой.
  3. Интуиция – свойство замечательное, и учёные всегда опираются на это свойство в научном поиске.
  4. Интуиция не может быть использована в научном методе, потому что сущность её не вполне ясна.

Профессионального подхода и профессионального обучения требует любая специальность. Неопытный человек никогда не сумеет так ловко и аккуратно подмести двор, как настоящий дворник, а чтобы стать певцом, нужно не только иметь голос, но и долго учиться. Не имея специального образования, пользуясь лишь одним здравым смыслом, нельзя анализировать произведения искусства, хотя, к сожалению, это часто делается.

  1. Не каждый сумеет так ловко и аккуратно подмести двор, как настоящий дворник.
  2. Чтобы стать профессиональным певцом, достаточно иметь красивый голос
  3. Любая специальность требует профессионального подхода и профессионального обучения.
  4. К сожалению, произведения искусства анализируют люди, не имеющие специального образования.

Предварительный просмотр:

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту: ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных ресурсов вместе взятых. Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. Один из наиболее эффективных - опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых террторий примыкают к его берегам.

1) Опреснение морских вод - это один из самых эффективных путей решения проблемы острой нехватки пресной воды, поэтому в настоящее время человечеству известно не менее тридцати способов решения этой сложной задачи.
2) Уже сегодня человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту, так как общее потребление воды в мире всё время возрастает.
3) Для решения одной из острых проблем человечества - нехватки пресной воды - существуют различные пути, самым эффективным и целесообразным из которых является опреснение солёных вод Мирового океана.
4) Большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к берегам Мирового океана, поэтому жители, населяющие эти территории, ощущают острую нехватку пресной воды.

2. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.
2) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.
3) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».
4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

3.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль. Этот процесс называется опреснением и может осуществляться разными способами. Чаще всего применяется кипячение воды, при котором вода начинает подниматься вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охлаждается и, конденсируясь, превращается в чистую воду.

1) В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль с помощью фильтрации и аэрации.
2) В местностях с особенно жёсткой водой для удаления некоторых растворённых в ней солей иногда используют химическую обработку, и только после этого вода поступает в трубы для бытовых нужд.
3) Там, где запасы пресной воды невелики, используют морскую воду, опресняя воду при кипячении, когда она в виде пара поднимается вверх, а соль остаётся внизу; пар, крнденсируясь, превращается в чистую воду.
4) Там, где запасы морской воды велики, для опреснения морской воды строят специальные опреснительные станции, которые позволяют получить из солёной воды пресную.

4. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Принцип конкурентного исключения гласит, что два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены в пространстве или во времени (живут в разных ярусах леса; ведут разный - дневной или ночной - образ жизни). При невозможности пространственно-временного расхождения один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.

1) Согласно принципу конкурентного исключения два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу: один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.
2) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологическая толерантность, или валентность вида, всегда шире экологической толерантности отдельной особи.
3) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологические спектры разных видов, проживающих в одной местности, никогда не совпадают, если виды отличаются хотя бы по одной валентности.
4) Согласно принципу конкурентного исключения любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены во времени, если проживают не в одной местности.

5. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. Бесспорно, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.
2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины - это представители второй земной цивилизации.
3) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.
4) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

6. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Когда воздух влажный, мы лучше воспринимаем пахучие вещества, растворённые в воздухе, они сильнее возбуждают обонятельные рецепторы в носу. Поэтому, когда мы гуляем в дождливую погоду, нам кажется, что всё пахнет сильнее. За городом мы радуемся свежему воздуху, а в городе ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов намного острее в дождливую погоду, чем в солнечную.

1) Растворённые во влажном воздухе пахучие вещества сильнее возбуждают обонятельные рецепторы, поэтому в дождливую погоду нам кажется, что всё пахнет сильнее.
2) В солнечную погоду мы почти не ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов.
3) Когда воздух влажный, всё пахнет сильнее, поэтому за городом мы радуемся свежему воздуху.
4) За городом мы радуемся свежему воздуху, а в городе ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов намного сильнее.

7. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф - возвышение в форме кольца. Он состоит из скелетов кораллов - микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. По мере того как вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

1) В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.
2) Коралловый риф состоит из скелетов кораллов - микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.
3) Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.
4) По мере того как вулканический остров разрушается, коралловый риф опускается.

8. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. В отличие от человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

1) Человекообразные обезьяны не понимают, что дышат воздухом и что воздух насыщает кровь кислородом именно в лёгких, поэтому прибегают к искусственному дыханию инстинктивно.
2) Не все детёныши орангутана рождаются жизнеспособными, для их их спасения обезьяны прибегают к методу искусственного дыхания.
3) Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан спас жизнь своему новорождённому детёнышу.
4) В отличие от человека, человекообразные обезьяны при необходимости делают искусственное дыхание своим сородичам инстинктивно.

9. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Теория Эйнштейна была поистине эпохальным открытием. Он утверждал, что единственная постоянная величина в природе - это скорость света в вакууме, а время и пространство относительны. Смелое заявление опровергало законы Ньютона, бывшие в то время общепризнанными.

1) Теория относительности Эйнштейна, опровергшая законы Ньютона, гласит, что скорость света в вакууме постоянна, а время и пространство относительны.
2) Теория относительности Эйнштейна со временем стала общепризнанной.
3) Законы Ньютона, утверждавшего, что единственная постоянная величина в природе - это скорость света в вакууме, во времена Эйнштейна были общепризнанными.
4) Эйнштейн утверждал, что время, пространство и скорость света относительны.

10. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Паскаль – один из самых знаменитых людей в истории человечества. Упомянем ещё об одной грани наследия Паскаля – его практических достижениях. Некоторые из них просто замечательны, но сегодня мало кто помнит имя их автора. Для И.С. Тургенева мерилом удобства и простоты было «яйцо Колумба» и «Паскалева тачка». Узнав, что великий учёный изобрел самую обыкновенную тачку, он писал Н.А. Некрасову: «Я говорю о Паскалевой тачке – ты знаешь, что Паскаль изобрел эту, по-видимому, столь простую машину». А ещё Паскалю принадлежит идея омнибусов – общедоступных карет с фиксированными маршрутами – первого вида общегородского транспорта. (С.Г. Гиндикин из книги «Рассказы о физиках и математиках»)

1) Паскалю посвящена необъятная литература, потому что он один из самых знаменитых людей в истории человечества.
2) Каких только сторон жизни и наследия Паскаля не касалось «паскалеведение»!
3) Паскаль известен не только своими научными, но и практическими достижениями: именно ему принадлежат идеи создания, например, тачки и омнибуса.
4) И.С. Тургенев в переписке с Н.А. Некрасовым упомянул об изобретениях Паскаля.


Когда дышится легко, мы этого процесса даже не замечаем. Это нормально, поскольку дыхание - рефлекторный акт, который контролируется вегетативной нервной системой. Природой задумано так не зря. Благодаря этому дышать мы можем даже в бессознательном состоянии. Такая способность в некоторых случаях сохраняет нам жизнь. Но если с дыханием появляются хоть малейшие затруднения - мы ощущаем это сразу же. Почему возникает постоянная зевота и нехватка воздуха, и что с этим делать? Вот что рассказали нам врачи.

Опасные симптомы

Иногда затрудненное дыхание возникает по физиологическим причинам, которые достаточно легко устранимы. Но если вам постоянно хочется зевать и глубоко вздохнуть, то это может быть симптомом серьезного заболевания. Еще хуже, когда на этом фоне часто возникает одышка (диспноэ), появляющаяся даже при минимальных физических нагрузках. Это уже повод для беспокойства и обращения к врачу.

Немедленно отправляться в больницу надо, если затруднение с дыханием сопровождается:

  • болью в загрудинной области;
  • изменением цвета кожных покровов;
  • тошнотой и головокружением;
  • сильными приступами кашля;
  • повышением температуры тела;
  • отеками и судорогами конечностей;
  • чувством страха и внутренней напряженности.

Эти симптомы обычно четко сигналят о патологиях в организме, выявить и устранить которые нужно как можно скорее.

Причины нехватки воздуха

Все причины, по которым человек может обратиться к доктору с жалобой: «Не могу вздохнуть полностью и постоянно зеваю», можно условно разделить на психологические, физиологические и патологические. Условно - потому, что все в нашем организме тесно взаимосвязано, и сбой одной системы влечет за собой нарушение нормальной работы других органов.

Так, длительный стресс, который относят к психологическим причинам, может спровоцировать гормональный дисбаланс и сердечно-сосудистые проблемы.

Физиологические

Самыми безобидными являются физиологические причины, которые могут вызвать затрудненное дыхание:

Трудно дышать в жару, особенно при сильном обезвоживании. Кровь становится гуще, и сердцу тяжелее протолкнуть ее по сосудам. В результате тело недополучает кислород. Человек начинает зевать и пытаться дышать глубже.

Медицинские

Одышку, зевоту и регулярно ощущаемую нехватку воздуха могут спровоцировать серьезные заболевания. Причем часто эти признаки являются из первыми симптомами, позволяющими диагностировать болезнь на ранней стадии.

Поэтому если вам постоянно трудно дышать, обязательно отправляйтесь к врачу. Среди возможных диагнозов чаще всего встречаются следующие:

Как видите, большинство заболеваний не просто серьезно - они представляют угрозу для жизни пациента. Поэтому если нехватку воздуха вы ощущаете часто, то лучше не затягивать с визитом к врачу.

Психогенные

И снова нельзя не вспомнить о стрессе, который является сегодня одной из главных причин развития множества заболеваний.

Зевание при стрессе - безусловный рефлекс, заложенный в нас природой. Если понаблюдать за животными, можно заметить, что когда они нервничают, они постоянно зевают. И мы в этом смысле от них ничем не отличаемся.

При стрессе возникает спазм капилляров, а сердце начинает учащенно биться через выброс адреналина. Из-за этого повышается кровяное давление. Глубокий вдох и зевота выполняют в этом случае компенсаторную функцию и предохраняют мозг от разрушения.

При сильном испуге часто бывает мышечный спазм, из-за которого становится невозможным сделать полный вдох. Не зря же существует выражение «перехватило дыхание».

Что делать

Если вы оказались в ситуации, при которой возникла частая зевота и нехватка воздуха, не вздумайте паниковать - это только усугубит проблему. Первое, что нужно сделать - это обеспечить дополнительный приток кислорода: откройте окно или форточку, если есть такая возможность - выходите на улицу.

Постарайтесь максимально ослабить одежду, которая мешает полному вдоху: снять галстук, расстегнуть воротник, корсет или бюстгальтер. Чтобы не закружилась голова, лучше принять сидячее или лежачее положение. Теперь надо сделать очень глубокий вдох через нос и удлиненный выдох через рот.

После нескольких таких вдохов состояние обычно заметно улучшается. Если этого не произошло, и к нехватке воздуха добавились перечисленные выше опасные симптомы - немедленно вызывайте скорую.

До приезда медработников не принимайте самостоятельно лекарственные препараты, если они не прописаны лечащим врачом - они могут исказить клиническую картину и затруднить постановку диагноза.

Диагностика

Врачи скорой помощи обычно достаточно быстро определяют причину резкого затруднения дыхания и необходимость госпитализации. Если серьезных опасений нет, и приступ вызван физиологическими причинами или сильным стрессом и больше не повторяется, то можно спать спокойно.

Но при подозрении на болезни сердца или легких лучше пройти обследование, которое может включать в себя:

  • общий анализ крови и мочи;
  • рентгенограмму легких;
  • электрокардиограмму;
  • УЗИ сердца;
  • бронхоскопию;
  • компьютерную томограмму.

Какие виды исследования необходимы в вашем случае, определит врач на первичном осмотре.

Если нехватка воздуха и постоянная зевота вызваны стрессом, то может понадобиться консультация психолога или невропатолога, которые подскажут, как снять нервное напряжение или назначат лекарственные препараты: седативные или антидепрессанты.

Лечение и профилактика

Когда пациент приходит к доктору с жалобой: «Не могу вздохнуть полностью, зеваю, что делать?», тот в первую очередь собирает подробный анамнез. Это позволяет исключить физиологические причины нехватки кислорода.

В случае с избыточным весом лечение очевидно - пациента надо направить к диетологу. Без контролируемого похудения проблему не решить.

Если по результатам обследования выявились острые или хронические заболевания сердца или дыхательных путей, лечение назначается согласно протоколу. Здесь уже необходим прием лекарственных препаратов и, возможно, физиотерапевтические процедуры.

Хорошей профилактикой и даже способом лечения является дыхательная гимнастика. Но при бронхо-легочных заболеваниях делать ее можно только с разрешения лечащего врача. Неправильно подобранные или выполняемые упражнения в этом случае могут спровоцировать приступ сильного кашля и ухудшение общего состояния.

Очень важно держать себя в хорошей физической форме. Даже при сердечных заболеваниях есть специальные комплексы упражнений, помогающих быстрее восстановиться и вернуться к нормальному образу жизни. Особенно полезны аэробные нагрузки - они тренируют сердце и развивают легкие.

Активные игры на свежем воздухе (бадминтон, теннис, баскетбол и др.), катание на велосипеде, прогулки в быстром темпе, плавание - не только помогут избавиться от одышки и обеспечат дополнительный приток кислорода, но и подтянут мышцы, сделав вас стройнее. И тогда даже высоко в горах вы будете чувствовать себя великолепно и получать удовольствие от путешествия, а не страдать от постоянной одышки и зевоты.