План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД «Зимушка-зима» (старшая группа). Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима

Авторы: Котельникова Татьяна Васильевна, Шепелева Елена Николаевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский район, с. Стрелецкое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД в средней группе "Зимушка-зима"
Дата публикации: 09.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по речевому развитию

в средней группе.

ОО «Речевое развитие»

Тема: «Зимушка-зима»

Интеграция:

«Познавательное

развитие»,

«Физическое

развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки

зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее

усвоенных

Закрепить

образовывать

обозначающие

названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в

слов-признаков,

родственных

Составлять

предложение,

распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным

предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая

«Доскажи

словечко»).

Упражнять

произнесении

звука с и

начинающихся

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Оборудование: волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы,

картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках;

серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы.

Ход занятия

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было

очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте

красавицу,

волшебницу,

королеву,

длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все

вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья,

кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя

высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта

красавица, волшебница и королева? (Зима).

А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды,

покрывает землю холодным покрывалом)

Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребята, зима она какая? – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из

снеговиков,

постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно? (холодно). Что происходит с человеком,

если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы

носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети

имитируют

одевание)

надеваем

джинсы), потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем

сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите,

пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно

ловят снежинки, потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон зайчишка в поле скачет,

Словно мягкий белый мячик.

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте.

Дети садятся

А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте

посмотрим на экран.

А вот и первая ее подружка – сосулька.

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная

палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной

палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки » (до кого дотронется палочка,

тот и отвечает) .

Сосулька

короткая,

холодная,

прозрачная,

круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?

(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

руки под щеку.)

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая

игра

«Что

бывает

круглым» (дети

называют

предметы)

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем.

Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На деревья, на лужок –тихо падает… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно

ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет

друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить?

Расскажем о ней.

Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все

равно снежинка осталась грустной.

А может, с ней поиграть (упражнение на дыхание – развитие длительного,

плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку,

щеки не раздувать).

Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами (корзинка со

снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

(сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок,

сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ).

Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А

(снегирь,

снегурочка, снегопад, санки).

Воспитатель: ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все

напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем.

Игра «Бывает – не бывает»

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко

светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на

лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть

себе корм. Люди ходят без шапок и варежек. Чтобы не простудиться,

нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!

(Дети исправляют неточности в тексте).

понравились

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме; развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

Заводского района г. Саратова

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова Марина Викторовна

САРАТОВ 2015

Примерная основная общеобразовательная программа под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная группа подготовительная к школе группа _

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима».

Тема НОД: «Зимушка-зима»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности:

Загадывание загадок;

Слушание музыки и просмотр слайдов о зиме;

Приход игрушки снеговика;

Ответы на вопросы;

Игра-викторина (участвуют две команды);

Игра «Что наделала зима?»;

Игра «Назови ласково»;

Дыхательные упражнения

Отгадывание загадок;

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Физминутка;

Игра «Доскажи словечко»;

Игра «Найди лишнее слово»;

Упражнение «Назови действие»;

Рисование снежинки пальцем в тарелочке с манкой;

Оборудование: игрушка снеговик; конверт с заданиями; магнитная доска, эмблемы – «снеговичок – красный колпачок», «снеговичок – синий колпачок»; «снежинки» для дыхательного упражнения; картинки с изображением отгадок; листок с изображением неполного символа снеговика; тарелочки с манкой; указка.

Предварительная работа: беседы о зиме; загадывание загадок; чтение художественной литературы; наблюдения за зимними явлениями; рассматривание иллюстраций; разучивание песен; рисование по теме.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома «Зимушка – зима».

ХОД НОД

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме).

Сколько у зимы месяцев?

Вокруг зима, вокруг снега и ветер, и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное; грустное и весёлое.

Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники. (Дети садятся на ковёр, слушают музыку и просматривают слайды).

Стук в дверь. Приходит игрушка – снеговик с конвертом.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик).

Воспитатель смотрит, что лежит в конверте Снеговика.

Дети, а здесь задания, вопросы, кроссворды!

Уважаемый Снеговик, ребята конечно помогут ответить тебе на все вопросы. Да, ребята?

Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвуют две команды: «Снеговичок – красный колпачок»

«Снеговичок – синий колпачок».

Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске вот такими снеговиками. Сейчас мы проведём разминку.

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А Зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Дети отвечают и садятся на стульчики.

Скажите: « Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Молодцы! Приступим к конкурсам.

Игра – викторина «Что наделала зима?». Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ – фишка).

1.Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2.Метель мела и все тропинки…– (замела).

1.Река покрылась льдом и всё…(заледенела).

2.Зима позвала и вьюгу и всё…(завьюжила).

Игра «Назови ласково»

Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2.Лёд – (ледок).

1.Холод – (холодок).

2.Метель – (метелица).

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Отгадки ваши появятся на экране. (Или воспитатель вывешивает картинки).

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

1.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

2.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

Физминутка

Воспитатель: «Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»

(Дети встают в кружок).

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Дети садятся на свои места.

Игра «Найди лишнее слово».

Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

1.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

2.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

1.Холод, хороший, холодильник, холодок.

2.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со снежком)

1.Зимой метель…(метёт)

2.Ночью ветер в трубах…(воет, завывает)

1.Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).

2.В лесу зимой голодный волк…(воет)

1.На зиму медведь в берлоге…(засыпает)

2.Мороз щёки и нос…(щиплет)

1.Зимой вода в реке…(замерзает)

2.Иней на ветках деревьев…(блестит)

1.Зимой снег всё вокруг…(накрывает)

2.Деревья зимой…(спят)

1.Под снегом травка зимой…(греется)

2.Зимой насекомые…(прячутся)

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.

Ничья. Молодцы!

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).

Вот и закончилась наша игра. Все задания снеговика мы выполнили Спасибо за внимание.

Даю установку на дальнейшую деятельность.


Елена Викторовна Зайцева
НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)

Основная образовательная область : «Познавательно - речевое развитие» .

Интеграция : «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь по теме : «Зима» . Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы, учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью» .

Развивающие задачи :

Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение.

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо- деятельности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные : следить за осанкой детей во время работы.

Методические приёмы : сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, самомассаж, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Словарная работа : снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….

Индивидуальная работа : Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал : игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев» ,запись музыкальной физкультминутки «Снег-снежок» , ноутбук, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел» ,Картон чёрного или синего цвета,соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Планируемый результат :

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима» ;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия:

Круг приветствия

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй,беленький снежок!

Здравствуйте, детишки : девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано : Китовский Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик» . Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем

Зима прислала нам письмо,

В снежинках-звездочках оно.

Так начинается письмо :

"Я не была у вас давно. "

Красивый почерк у Зимы,

"Пора нам встретиться, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?

Я белоснежная Зима,

Я вам построю терема

И сад, и лес посеребрила,

Большую ёлку подарила.

Везде найдёте вы меня,

Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания

и приготовила задания…

Снежинка№1

Вот вам первая снежинка

И на ней задание.

Вы скажите мне друзья,

А какая я - зима?

Беседа :

Какое сейчас время года?

Как вы узнали, что наступила зима?

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

А сейчас какой месяц? (январь)

Теперь давайте вспомним :

Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)

Что происходит зимой на водоёмах?

А что бывает только зимой? (снег)

Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

А сейчас мы с вами немного поиграем :

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель :

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом, Значит, ясно будет…Дети : днем.

Воспитатель :

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга Жди …Дети : метели.

Воспитатель :

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения Ждите …Дети : потепления.

Воспитатель :

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно Будет ясно и …Дети : морозно.

Снежинка№2

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

Хотите поиграть?

Игра называется : «Договори словечко» . «Снегопад» .

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки.

На просёлки, на лужок всё снижается …снежок.

Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.

Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком

Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик.

Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.

А теперь с предлагаю немного потанцевать (включается аудиозапись)

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,

Снег–снежок.

По дорожке стелется.

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Белая метелица.

Снег–снежок,

Снег–снежок

Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Тает на ладошке.

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков

Вместе поиграем

(«Лепят снежки» )

И друг в друга снежки

Весело бросаем

(«Бросают снежки» )

Но тепло во дворе

(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки

(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег

(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью) .

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны) .

Молодцы ребята!

Снежинка№3

Вот ещё одна снежинка

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне друзья,

Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку»

(На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки)

Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Снежки» (Проводиться игра «Попади снежком в цель» .)

Молодцы ребята! Снежки холодные и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

(Проводиться самомассаж)

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения)

Покрутили, повертели-

Вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца)

Сильно-сильно растираем.

Молодцы, ребята!

(Включается аудиозапись – плачет Незнайка)

Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку)

Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?

Незнайка : Я живу далеко - далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Я хотел посмотреть,какой он – снег! О нём мне рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!

Педагог : Что ты Незнайка снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей) Правильно ребята, снег белый, но он холодный.

Вот Незнайка ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм. (Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка» . Про то, как медвежонок заболел»)

Педагог : Вот так медвежонок и проболел всю зиму . Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые. (Показ снежинок изображённых на картинках) .

Незнайка : А можно я возьму снежинки с собой в Солнечный город?

Педагог : Ой, они же растают! Правда, ребята.

Незнайка : А что же мне делать? Я хотел показать их своим друзьям.

Педагог : Не расстраивайся Незнайка мы научим тебя рисовать снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге. Для этого нам необходимы вот такие листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята! (во время самостоятельной деятельности детей,включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» , «Танец снежных хлопьев» )

Незнайка : Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!

Педагог : - Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные : большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке, если вы хорошо занимались,у вас все получилось то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо,или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы! Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой- то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано : «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима

Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам ребята и до свидания!

Коррекционно – образовательные цели:
— закрепление представлений о зиме;
— уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
— совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, образование притяжательных прилагательных, образование причастий настоящего времени).
Коррекционно – развивающие цели:
развитие общей и тонком моторики; развитие общих речевых навыков; зрительного внимания; зрительного и слухового восприятия; развитие логического мышления; зрительного и слухового внимания.
Коррекционно – воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; самостоятельности, инициативности, любви к природе.
Оборудование: большой клубок; картинки зверей – белка, лось, лиса, заяц, кабан, волк; олень; снеговик; игра «Составь снеговика»; картинки для игры «Чья? Чей?»; простые карандаши; карточки для игры «Найди пару», «Назови лишнее»; мяч.

Ход НОД:

1. Оргмомент (психолог)
Дети входят в группу, встают полукругом.
— Ребята, давайте с вами поздороваемся. А как еще можно поздороваться?
— Какое у вас сегодня настроение?
— А у меня хорошее. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его и вложим в него наше хорошее настроение. И будите говорить так, например: «У меня хорошее настроение».
Дети передают клубочек.
— А теперь закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком. Мы передали ему свое настроение и он стал большим.

2. Знакомство с темой НОД (логопед)
— Какое сейчас время года? (зима)
— Как вы догадались?
— Какой день зимой?
— Какая ночь?
— Что можно сказать о снеге?
— Какой бывает лед?
— Перечислите зимние месяцы.

3. Игра «Назови лишнее» (психолог)
Назвать лишний признак, лишнее слово.
— улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, выпал снежок;
— падают снежинки, бегут ручейки, воет метель, большие сугробы;
— вьюга, листопад, снег, метель.

4. Игра «Узнай по частям» (логопед)
Логопед показывает детям карточку с изображением частей снеговика.
— Как вы думаете, что получится, если собрать правильно все эти части? (снеговик) Как вы догадались, что снеговик.
— А сейчас каждый из вас соберет своего снеговика. Я вам раздам конвертики с частями, а вы садитесь на коврик и соберите снеговика.
Дети собирают снеговиков.

5. Игра с мячом «Образуй признак» (логопед)
— Давайте с вами поиграем в снежок. Я буду вам бросать снежок и называть, что делает снег. А вы, возвращая мне этот снежок, назовете, какой будет снег. Например, снег падает – значит, он падающий.
снег блестит на солнце – блестящий снег,
снег сверкает на солнце – сверкающий снег,
снег искрится под лучами солнца – искрящийся,
снег серебрится на солнце – серебрящийся,
снег хрустит под ногами – хрустящий,
снег скрипит под ногами – скрипящий,
снег кружится в воздухе – кружащийся.

6. Игра «Времена года» (психолог)
Психолог раздает детям простые карандаши и карточки с изображением предметов, обозначающих различные времена года. Дети должны найти лишнюю картинку и зачеркнуть ее.

7. Пальчиковая гимнастика.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,
(«Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,
(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

8. Игра Найди пару» (психолог)
Психолог раздает детям простые карандаши и карточки с изображением различных рукавичек.
— вы должны найти одинаковые рукавички и соединить их, сделать пару.

9. Игра «Чей? Чья?» (психолог, логопед)
— Ребята, кого мы можем встретить в зимнем лесу (зверей). А каких, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Что за чудище такое
В чаще леса завелось.
Словно вешалка рогами
Ну, конечно, это … (лось)

Все время по лесу рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это …(волк)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справится с волками. (олень)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Дикий зверь тропой бежит,
То хрюкнет, то завизжит.
С ним детишек караван,
Это зверь, лесной — … (кабан)

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает,
А как ее зовут, кто знает? (лиса)

Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво.
Классно может вскачь бежать
Ас орехи разгрызать. (белка)

Затем логопед раздает детям картинки с изображением голов и хвостов животных, дети составляют предложения.
— Это беличий хвост.
— Это заячья голова ….

10. Психогимнастика (психолог).
Психолог. Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замерзли.
(дети напрягают мышцы всего тела)
Психолог. Приятно вам чувствовать холод?
Дети. Нет.
Психолог. Что нужно делать, чтобы согреться?
Дети. Нужно двигаться.
Психолог. Покажите правую руку. Теперь левую (дети показывают то правую, то левую руки). Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (дети трут ладони). Разогретыми руками быстро потрите щеки. Сожмите правую руку и быстро и энергично погладьте ею внешнюю и внутреннюю стороны левого предплечья. Наоборот (дети выполняют задание). Еще нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнемся. Ведь улыбка согревает как солнышко. Скажем друг другу добрые слова (дети по очереди говорят добрые слова). Чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно?

11. Итог НОД (логопед)
— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о зиме). Сейчас каждый из вас назовет признак зимы, передавая друг другу клубочек.
Дети передают друг другу клубочек, рассказывают зимние признаки.

НОД

« Зимушка-зима».

средняя группа

НОД в средней группе: « Зимушка-зима».

Цель: Уточнить знания детей о зимних явлениях природы и расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.

Задачи:

Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.

Активизировать словарный запас детей;

Развивать чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в коллективной работе.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;

Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Художетсвенно-эстетическое развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие.

Материал и оборудование:

Для воспитателя: костюм зимы, картины с зимним пейзажем для оформления группы, электронная презентация по теме «Зима», аудиозапись со звуками вьюги (метели, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов из сшитых подушек, подборка художественной литературы по теме, большая стеклянная снежинка.

Для детей: снежинки на ниточках для дыхательной гимнастики (по количеству детей, плоскостные елочки из картона на каждого ребенка (сделаны на предварительной работе, ватман, вата, клей, кисточка, заготовки из картона (солнышко, белый и серый зайчики, снегирь, журавль, капельки дождя, снежинки, желтые листочки) ; разрезной пазл с изображением снеговика по количеству детей.

Предварительная работа:

Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой на прогулочном участке, в парке;

Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;

Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме (А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка. », С. Дрожжин «Улицей гуляет… », А. Коринский «Одеяльце», С. Есенин «Поет зима аукает. », Я. Аким «Первый снег», С. Козлов «Зимняя сказка», РНС «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лисичка-сестричка и волк» и т. д. ;

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;

Разучивание песен о зиме («Саночки», «Зимушка-зима», слушание музыки («Белые снежинки», «Кабы не было зимы», «Хорошо, что снежок пошел») ; стихотворение И Сурикова «Зима».

Изготовление снежинок техникой оригами;

Взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме – рекомендации, как одевать ребенка в зимний период времени, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком на улице зимой, пословицы и поговорки о зиме, а также приметы зимы;

План совместной деятельности

1. Мотивация детей на встречу с зимой и посещение ее зимней мастерской.

2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.

3. Создание творческой коллективной работы «Зимний пейзаж».

Ход НОД:

Мотивационно – ориентировочный, организационный

Под музыкальное сопровождение (вой вьюги) в группу входит воспитатель в костюме Зимы и каждому приклеивает на одежду снежинку.

Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Отгадайте загадку и узнаете о каком времени года идет речь: Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы. Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, Вьюга злится, снег кружится, Заметает все кругом белоснежным серебром.

Да, верно, зима.

А хотели бы вы побывать у меня в гостях?

Тогда давайте будем собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи.

Тактильная игра-массаж

“ Собираемся на прогулку”

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки;

надеваем кофты;

надеваем валенки;

надеваем шапки;

застегиваем пуговицы на пуховиках,

завязываем шарфы.

Что, готовы?

Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у зимы в гостях очутились.

Дети под музыкальное сопровождение кружатся вместе с Зимой.

Основной

Вот мы и очутились у меня в гостях. Очень много снега намело, сугробы кругом. Чтобы добраться до моей мастерской, Вам необходимо перешагивать через сугробы.

Упражнение “Мы шагаем по сугробам” (через подушки)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Посмотри, как блестит,

Под ногами снег хрустит.

Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок,

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетал.

А потом на землю пал,

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

На пенёчки мы пойдём,

Посидим и отдохнём.

Пока вы отдыхаете, скажите, какие приметы зимы вы знаете?

Какая погода бывает зимой?

Скажите ребята, чем вы любите

заниматься в это чудесное, сказочное время года?

Отлично! Вот сейчас я предлагаю Вам каждому слепить снеговиков. Но эти снеговики будут не из снега, а из бумаги

(собрать пазл – снеговик, кто справиться первым, может помочь тому, кто нуждается в помощи.

Здорово! Классные снеговики у вас получились. А из чего лепят снеговиков на улице?

Каким бывает снег? (Пушистый, холодный, липкий, блестящий, мокрый…)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

На что похожи снежинки?

На что похож снег?

Какие же Вы молодцы. Вы все знаете про зиму. Давайте вспомним стихотворение И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Ребятки, закройте глазки (в это время Зима каждому дает по снежинке, привязанной на ниточке) .

Ой, посмотрите, что же у вас такое на ладошках?

А какие они снежинки?

Красивые, легкие, белые, узорные, шестиконечные, изящные…

Действительно, снежинки легкие. Давайте мы сейчас превратимся с Вами в снежинок и сделаем дыхательную гимнастику: сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока приятно;

Губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха и подуть на снежинку.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Нужно глубоко вдохнуть,

Чтобы на снежинку нам подуть.

Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до моей зимней мастерской, но чтобы в нее войти необходимо выбрать верные утверждения:

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки.

3. Под окном кружится снег. В весеннем лесу трещит мороз.

4. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

5. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

6. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

7. Зимой дети катаются на лыжах, а летом - на велосипедах.

Вы все верно ответили и дверь в мою мастерскую открыта для вас.

Проходите, дорогие гости.

Обратите внимание на наши елочки. Не кажутся ли они вам необычными?

Давайте мы их укроем снегом, чтобы они не замерзли.

Дети проходят к столам, на которых лежит один большой ватман, плоскостные елочки, зайцы, солнышко, снежинки, вата, клей, кисточки.

На них нет снега.

Дети наклеивают вату на поверхность елочек, а затем елочку на общий ватман.

Кто справиться с заданием быстрее, может дополнить зимний пейзаж предложенными на столе предметами живой и неживой природы.

(Во время работы звучит музыка вьюги) .

Молодцы! Вы, хорошо справились с работой, за это я угощу вас вкусными снежными шариками.

Почему вы не хотите моего угощения?

Снег холодный и грязный, можно простудиться и заболеть.

Хорошо, тогда я немного поколдую. (Зима превращает снег в зефир А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Вот вам снежинка, она поможет детский сад найти. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, угощаются зефиром, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Рефлексивно-оценочный этап

Пока дети под музыку возвращаются в детский сад, Зима снимает костюм и превращается в воспитателя.

Какое у вас настроение после путешествия?

Что было для Вас самым сложным на пути к мастерской Зимы?

А что заставило подняться вашему настроению?