Направление в логопедический детский сад. Логопедический детский сад: когда он необходим

Нарушения в речи ребенка - довольно часто встречающийся факт. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст. Незначительные нарушения речи вполне может исправить логопед, занятия которого родителям, возможно, придется в случае необходимости посетить. В случае, если речь ребенка нуждается в более продолжительной коррекции, моет помочь логопедический садик . Деятельность логопедических садов направлена именно на исправление различных речевых проблем малышей. Численность групп в логопедических детских садах обычно не превышает 4-6 групп при наполняемости 10-15 человек. Не секрет, что в последнее время значительно возрастает спрос на обычные детские садики, записываться в которые приходится, чуть ли не с момента рождения ребенка, а на специализированные, каковым является логопедический детсад, - тем более. И это при том, что с каждым годом возрастает количество детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Условия оформления ребенка в логопедический детский сад.

Если родителями выявлена проблема нарушения речи ребенка, начать ее решение необходимо с посещения логопеда в поликлинике по месту жительства. Именно он должен оценить глубину этой проблемы и принять решение по ее устранению. В некоторых случаях оптимальным вариантом ее решения является направление ребенка в специализированный логопедический детский сад. Но данное решение уже принимается не лично логопедом, а комиссией по приему детей в логопедические садики . Данная комиссия является коллегиальным органом, в ее состав входит логопед, психолог, иногда психоневролог.

Обследование комиссией проводится при наличии справок с заключением лор-врача, педиатра, окулиста и в некоторых случаях - психоневролога. Задача комиссии - подтвердить наличие или отсутствие проблемы речевого развития или нарушения речи ребенка и согласно существующих отклонений определить тип группы и детского сада, в которые должен быть зачислен ребенок.

Различные диагнозы требуют различных подходов к коррекции. Так, например, если ребенку четырехлетнего возраста поставлен диагноз «Общее недоразвитие речи», то он будет направлен в логопедическую группу своих сверстников с подобным диагнозом, а ребенок 6 лет с проблемами звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков) - в подготовительную группу, где с ним будут организованы занятия согласно иной программы. Занятия с заикающимися детьми проводятся специалистами по отдельным программам с использованием специальных методов и средств в детских садах именно этой специализации. В наше время функционируют не только узконаправленные логопедические садики , существуют еще и дошкольные учреждения комбинированного вида, в которых наряду с обычными группами есть и логопедические группы, направления в которые, в отличие от обычных групп, также выдает логопедическая комиссия.

Говорить о приоритетах того или иного вида детсадов нет необходимости. И логопедический садик , и детсады комбинированного типа выполняют логопедическую работу должным образом, и, как правило, результаты более чем положительные. Бывают случаи, когда родителям могут отказать в зачислении ребенка в логопедическую группу, причинами этого может служить отсутствие необходимости в коррекционной работе, не наступление сенситивного периода для исправления того или иного вида нарушения речи и, конечно же, переполняемость групп.

Если получить логопедическую помощь в специализированном логопедическом детском саду не представляется возможным, ее вполне могут оказать в платных и бесплатных детских центрах. Услуги в медико-психолого-педагогических центрах оказываются не только высококвалифицированными педагогами и дефектологами, а и психоневрологами, нейропсихологами. Работа этих специалистов с ребенком, как правило, дает очень хорошие результаты. Направляется она зачастую не только на улучшение состояния речи, а и на эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие малыша. Используется как индивидуальная, так и групповая форма организации занятий. Наполняемость групп при этом обычно составляет 4-6 человек. На занятиях, проводимых логопедами, дефектологами или психологами дети расширяют представления об окружающем мире, овладевают навыками письма и элементарными математическими навыками, нормами общения. Работа дефектолога направляется на развитие психических процессов: логического, образного и абстрактного мышления, пространственного восприятия. Перед началом занятий проводится психолого-педагогическое обследование ребенка, согласно результатов которого составляется программа и намечается план работы с малышом. В случае отсутствия подобных центров в Вашем городе помощь в коррекции речи ребенка вполне может оказать логопед как частный, так и работающий в госструктурах.

Каждая мама любит своего ребенка, и малейшие отклонения в здоровье малыша вызывают у нее тревожность. То же относится и к отклонениям в развитии речи ребенка. Важно научиться не паниковать при этом, а максимально разобраться в причине данных нарушений и принять меры по решению данной проблемы.

На ранних этапах развития ребенка мама может вполне самостоятельно провести обследование уровня общего развития малыша и сформированности у него речевых навыков. Уровень развития малышей двух лет и старше по многим показателям существенно отличается от уровня развития малыша до 1,5-2 лет. Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, полностью к двум годам сформированы и готовы к работе. Речь ребенка становится осознанной, словарный запас постоянно увеличивающимся.

Пассивный словарь, конечно же, опережает активный. Определить уровень его сформированности можно во время занятий с ребенком.

Для того, чтобы определить степень осознанности ребенком речи можно предложить ему выполнить ряд Ваших заданий, например,

  1. «Давай построим домик для зверят. Принеси кубики. Давай их поставим друг на друга и построим домик. Принеси зайчика, который будет жить в этом домике. Посмотри, не великоват ли он для нашего домика. Принеси зайчика поменьше».
  2. Принеси, пожалуйста, ложку, чашку, тарелку, колготки, платочек, ботинки, машинку, ведерко (называются предметы обихода, одежды, игрушки и т.д.)
  3. Проверить понимание ребенком глаголов: «сядь», «подойди», «вытри», «помаши», «открой», «выбрось», «налей» и т. д.

Если ребенок легко выполняет все, о чем Вы его просите, Ваши волнения по поводу его общего развития и развития его речи беспочвенны и напрасны.

Но есть случаи, когда обращение к логопеду необходимо:

Если у 2-летнего ребенка при нормальных аденоидах постоянно приоткрыт ротик, часто вытекает слюна, высовывается или малоподвижен язычок;

Если при нормальных аденоидах имеет место носовой оттенок голоса, язык малоподвижен, комком или высовывается, произношение даже гласных звуков «а», «ы», «у» - нечеткое;

Если малыш заикается или после стрессовой или другой ситуации вдруг перестал говорить;

Если в 3 года не произносит или заменяет звуки «г», «к», «д», «т», «х»;

В 4 года не говорит или искажает твердые или мягкие звуки «ш», «з», «с», «ц», «ж», «ч», «щ», «л», «р», «в».

При нормальном речевом развитии ребенок 4-5 лет может затрудняться только в произношении звука «р» или незначительно смешивать некоторые звуки в предложении, например, «с» -«ш» «Шаша сла по соше».

Если, Вы заметили вышеперечисленные проблемы у собственного малыша, то, скорее всего, логопедические садики - это то, что Вам нужно.

Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к врачу в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в ДОУ, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.

У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к профессиональному врачу в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.

Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать профессионал, с большой практикой и опытом.

Роль логопеда в детском саду

Профильный врачдолжен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них.

Специалисту по развитию речи в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто, т.к. он следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.

Но везде ли есть такой врач и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?

Ответ однозначный. Такой специалистдолжен быть обязательно в каждом, но, к сожалению, сейчас повсеместно идут сокращения. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:

Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

Во многих случаях специалист по коррекции речи в детском саду создает целые логопедические группы, где работает с ними целый день. Группы формируются по назначению врача и только лишь с возраста 5-ти лет. Все врачи начинают вести «Логопедический дневник» и «График индивидуальной работы», куда заносят сведения о результатах работы с детьми. Профессионал работает не только с ребенком в саду, но и дает назначения и родителям и воспитателям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.

К окончанию обучения в такой группе ребята дошкольного возраста должны уметь:

  • осмысленно читать по слогам;
  • читать не просто слова, но и не сложные тексты и предложения;
  • распознавать и различать как на слух, так и в произношении все фонемы языка;
  • сознательно контролировать, как звучит своя и посторонняя речи;
  • последовательно произносить звуки из слова;
  • самостоятельно определить его звуковые элементы.

Логопедические занятия

Это уроки по развитию артикуляционного аппарата, реализуются они в виде артикуляционной гимнастики. Достигнуть полноценных движений и конкретных положений органами артикуляционного аппарата, нужных для верного воспроизведения звуков – это основная задача, поставленная для этой специальной гимнастики

Применяют также различные упражнения:

  • рот широко открыть - "жарко"
  • рот закрыть - "холодно"
  • щеки раздуваем
  • щеки сдуваем

3. Улыбочка

делаем широкую улыбку разомкнутых губ, при этом зубы стиснуты

4. Дудочка

максимально напрягаем губы и вытягиваем их вперед (зубы сжаты)

5. Чередуйте упражнения:

Вначале улыбочка, затем дудочка, повторяем эти упражнения несколько раз.

6. Замешиваем тесто

  • широкая улыбка
  • выставляем язык в положении между губами и шлепаем "пя-пя-пя-пя-пя"
  • кончик языка прикусываем зубками

по очереди выполняем эти два упражнения

  • в улыбке, открываем рот

кончиком языка (словно стрелку на часах) начинаем по очереди передвигать в уголки рта

  • закрываем рот
  • напрягаем кончик языка и упираем сначала в одну щёк, затем во вторую

с наружной стороны на щеках появляются упругие шарики

  • улыбнувшись, открываем рот
  • заводим кончик языка по очереди, вначале за верхние зубы, затем опускаемся вниз

10. Вкусное молоко

  • в улыбке, открываем рот
  • делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу

11. Лошадка-пони

  • вытянуть губы
  • приоткрыв рот, вытягиваем губы

пытаемся "узким" языком сделать звук цокающих копытами лошади.

Не забываем о развитии моторики

В минувшем столетии прославленная в наше время Мария Монтессори отметила, что существует взаимоотношение между развитием мелких движений руки и детской речью. Она пришла к выводу, что если имеются проблемы с речью, в этом точно повинна мелкая моторика. Уже позднее биологи обнаружили, центры головного мозга человека, которые отвечают за движениями пальцев рук и за речью, размещены крайне близко. И, если мы стараемся развить мелкую моторику, то активизируем и близлежащие зоны мозга, которые отвечают за речь.

Это некоторые примеры упражнений для дошкольников:

1. переливать воду из посудины с узким горлышком в посуду с более широким горлышком (для деток до 2-х лет)

2. При помощи пальцев на руках продемонстрировать изображения всевозможных предметов и фигур. К примеру, поставим две ладони на ребро, приподнимем наверх большие пальцы, при этом делаем волнистые движения – выходит пароход, который плывет на волнах.

В то же время можно рассказывать стишок:

«Пароход плывёт на речке, а коптит он, будто печка»

3. Применяя методику мелкой моторики, можно использовать игры с мозаикой, сортировать пуговицы по цвету, конструкторские игры. Такие занятия могут подойти для детей в возрасте после годика.

4. Научите своего ребенка рвать на кусочки бумагу, элементарно, но и этой премудрости нужно научиться

Частная логопедическая группа присмотра за детьми «Золотые подсолнушки» - это очень сплоченная семья, созданная для того, чтобы детям было весело, а родителям удобно. Мы располагаемся в легкодоступном месте в Москве. Адрес и схема проезда на странице контакты...

Это действительно очень удобно, как показал опыт. Тема, застрявших в пробках родителей, опаздывающих в сад за любимым чадом, привела к мысли организовать группу работающую КРУГЛОСУТОЧНО. Это позволяет родителям не нервничать по поводу позднего прихода, даже если ребенок ходит в другой сад или школу!

Деткам здесь очень комфортно, спокойно и интересно. Каждый день приносит что-то новое, дает новые ощущения и навыки. С утра до вечера с ними находится добрая няня и занимаются опытные учителя: логопед, учитель музыки и английского языка. У нас работают две группы: младшая и средняя, и у каждой группы своя игровая комната. В группе стоят выдвижные кровати, в которых так сладко спать во время тихого часа. Учиться рисовать, лепить и конструировать, делать аппликации и поделки дети любят в комнате для занятий, с удобными и регулируемыми по высоте столиками и стульями. Наши воспитатели разглядывают в лупу насекомых и листья с детьми, показывают интересные опыты, составляют гербарий, работают с тестом и крупами. На музыке мы учимся ритмике, а также дудеть и свистеть, играть на бубне и звенеть в колокольчики, шуметь маракасами и ксилофонами, петь и танцевать.

В наши услуги входят

уроки английского языка и занятия с логопедом

Английский язык проводится в игровой форме. Логопед ставит детям звуки, делает логопедический массаж и занимается развитием речи.

У нас можно провести весь день или поиграть несколько часов; можно подождать родителей, придя со школы или другого садика; возможно даже остаться на ночь, если родители собралась в командировку или выпала возможность сходить в театр. К нам в группу можно прийти в выходные дни. Это очень важно тем, кто работает в выходные и праздники! Также мы можем предоставить няню в выходные на дом (в случаи болезни ребенка).

Наши «Подсолнушки» - это настоящая палочка-выручалочка для занятых родителей. В общем, у нас КЛАССНО! Приходите, мы очень любим гостей!

Вы можете записать Вашего ребенка не становясь в очередь в детский сад, оформив заявку непосредственно на нашем сайте.

Как попадают в логопедический сад?

Опять вставать в очередь?

Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?

Есть мнение, что логопедический сад - это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа ?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа.

Есть детские сады, где все группы речевые.
Есть — где только группы с ЗПР.
Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида.
Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети ТОЛЬКО С НАРУШЕННЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ.

Но, в любом варианте, логопедическая группа в наше время — это не наказание, а скорее всего вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Будет очень хорошо, если Вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей/директором, о наличии свободных мест, возможно, посетите на базе учреждения консультативный пункт, где познакомитесь со специалистами.

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная Психолого-медико-педагогическая комиссия. Адреса и телефоны окружных ПМПК в г. Москве можно посмотреть здесь.

Что конкретно нужно сделать:

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

Шаг 1 . Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)

Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:

От ЛОР-врача,

Окулиста,

Педиатра,

Невропатолога (для детей младше 3 лет),

Психиатра.

Шаг 4. , позвонить и записаться на прием.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Что нужно взять:

Документы для прохождения ПМПК

Необходимые документы для логопедического сада:

  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • Четыре медицинских заключения:
    - детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    - логопеда районной детской поликлиники,
    - отоларинголога районной детской поликлиники,
    - окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

Логопед,

Психолог,

Иногда психоневролог.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу - подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

Заикания;

Общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);

Фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 - 12 звуков);

Нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть на логопункт, можно почитать .

Детские логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ,